Способ работы коробки двигательных агрегатов (кда) двухвального двухконтурного турбореактивного двигателя (трд); способ работы насоса плунжерного кда трд и насос плунжерный, работающий этим способом; способ работы двигательного центробежного насоса кда трд и двигательный центробежный насос, работающий этим способом; способ работы маслоагрегата кда трд и маслоагрегат, работающий этим способом

Иллюстрации

Показать все

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к коробкам двигательных агрегатов (КДА) авиационных турбореактивных двигателей (ТРД) и способам работы двигательных агрегатов. Комплекс двигательных агрегатов КДА ТРД имеет соосные валы роторов высокого давления (РВД), низкого давления (РНД), центральный конический привод (ЦКП), коробку двигательных агрегатов (КДА) и выносную коробку самолетных агрегатов (ВКА). Рабочий крутящий момент в процессе работы двигателя отбирают от вала РВД и последовательно направляют через главную коническую шестеренную пару ЦКП, рессору, сообщающую ЦКП с конической шестеренной парой главного конического привода (ГКП) КДА. Через установленную на входном валу ГКП КДА ведомую коническую шестерню подают на главное раздаточное цилиндрическое зубчатое колесо, сообщенное по крутящему моменту не менее чем через две контактирующие с ним цилиндрические зубчатые шестерни с образованием двух головных шестеренных пар многоступенчатых редукторов, разделяющих долевые потоки рабочего крутящего момента на две группы по числу агрегатов. Одна из указанных групп передает многоступенчатым редуктором через гибкий вал крутящий момент самолетным агрегатам выносной коробки (ВКА). Другая группа транспортирует долевые потоки крутящего момента посредством объединяемых в ней многоступенчатых редукторов двигательных агрегатов КДА. Изобретение обеспечивает совокупное повышение КПД двигателя, повышение ресурса работы редукторов приводов с меньшими потерями энергии и снижением износа зубчатых венцов. 7 н. и 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

Реферат

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно, к коробкам двигательных агрегатов (КДА) авиационных турбореактивных двигателей (ТРД) и способам работы двигательных агрегатов.

Из существующего уровня техники известна коробка двигательных агрегатов авиационного турбореактивного двигателя, включающая корпус со смонтированным на нем комплексом двигательных агрегатов и системой редукторов приводов с возможностью передачи агрегатам рабочего и пускового крутящих моментов (см., напр., Иноземцев А.А. и др., Газотурбинные двигатели, ОАО Авиадвигатель, 2007, с.с. 631-644).

Из существующего уровня техники известна коробка двигательных агрегатов авиационного турбореактивного двигателя (Н.Н. Сиротин, А.С. Новиков, А.Г. Пайкин, А.Н. Сиротин. Основы конструирования производства и эксплуатации авиационных газотурбинных двигателей и энергетических установок в системе CALS технологий. Книга 1. Москва. Наука 2011, с.с. 805-832).

К недостаткам известных технических решений относятся непроработанность системы выбора совокупности необходимых параметров и узлов передачи крутящего момента агрегатам ТРД, неадаптированность конкретно к техническим решениям двухвального, двухконтурного авиационного ТРД, сложность получения компромиссного сочетания повышенных значений КПД и ресурса двигателя с одновременным повышением компактности при снижении материало- и энергоемкости механизма передачи крутящего момента.

Задача, решаемая группой изобретений, связанных единым творческим замыслом, заключается в разработке коробки двигательных агрегатов и способа работы двигательных агрегатов комплекса двухвального двухконтурного турбореактивного двигателя в режиме работы двигателя с улучшенными конструктивными и эксплуатационными характеристиками, обеспечивающими повышение КПД, ресурса и надежности КДА двигателя, удобства монтажа и эффективности в эксплуатации и обслуживании двигателя.

Поставленная задача в части способа работы комплекса двигательных агрегатов коробки двигательных агрегатов (КДА) в режиме работы двухвального двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРД), имеющего соосные валы роторов высокого давления (РВД), низкого давления (РНД), центральный конический привод (ЦКП), коробку двигательных агрегатов (КДА) и выносную коробку самолетных агрегатов (ВКА), решается тем, что, согласно изобретению, рабочий крутящий момент в процессе работы двигателя отбирают от вала РВД и последовательно направляют через главную коническую шестеренную пару центрального конического привода (ЦКП), рессору, сообщающую ЦКП по крутящему моменту с конической шестеренной парой главного конического привода (ГКП) КДА, и через установленную на входном валу ГКП КДА ведомую коническую шестерню подают на выполненное за одно целое с входным валом КДА и имеющее зубчатый венец с угловой частотой зубьев

γц.к.вх.в.=(2,87÷4,30) [ед/рад]

главное раздаточное цилиндрическое зубчатое колесо, сообщенное по крутящему моменту не менее, чем через две контактирующие с ним цилиндрические зубчатые шестерни с образованием двух головных шестеренных пар многоступенчатых редукторов, одна из которых выполнена с понижающим передаточным числом, определенным в диапазоне

iшп1вв=(0,62÷0,88),

а другая выполнена с повышающим передаточным числом, определенным в диапазоне

iшп2вв=(1,03÷1,25);

причем указанные шестеренные пары выполнены разделяющими долевые потоки рабочего крутящего момента на две группы по числу агрегатов -конечных получателей долевых потоков рабочего крутящего момента, при этом первая из указанных групп транспортирует долевые потоки рабочего крутящего момента посредством объединяемых в ней многоступенчатых редукторов не менее, чем пяти двигательным агрегатам КДА, а другая передает долевые потоки крутящего момента многоступенчатым редуктором, состоящим не более, чем из двух ступеней цилиндрических зубчатых передач не менее, чем одному из двигательных агрегатов КДА, а также расположенным в КДА двухступенчатым участком другого редуктора обеспечивает возможность передачи через гибкий вал рабочего крутящего момента самолетным агрегатам выносной коробки (ВКА); причем от входного вала КДА долевые рабочие крутящие моменты распределяют между двигательными агрегатами в соответствии с потребляемой ими мощностью и скоростями вращения валов агрегатов относительно скорости вращения входного вала КДА.

При этом от входного вала КДА долевые рабочие крутящие моменты распределяют между двигательными агрегатами в соответствии с потребляемой ими мощностью и скоростями вращения валов агрегатов, выражаемыми относительно скорости вращения вала РВД двумя группами соотношений передаточных чисел, первая из которых определена диапазонами значений

nвв.рвд:iнр:iцс:iнп:iдцн:iма=(1):(0,39÷0,55):(0,79÷0,99):(0,28÷0,39):(0,47÷0,66):(0,47÷0,66), где

где

nвв рвд - относительное число оборотов вала РВД, принимаемое за единицу;

iнр - передаточное число редуктора насоса-регулятора относительно вала РВД;

iцс - то же, редуктора суфлера центробежного;

iнп - то же, редуктора насоса плунжерного;

iдцн - то же, редуктора двигательного центробежного насоса;

iма - то же, редуктора маслоагрегата;

вторая группа объединяет соотношения передаточных чисел, которые определены диапазонами значений

nвв рвд:iн.ф.:iг.в.=(1):(1,75÷2,46):(0,61÷0,85),

где

nвв рвд - относительное число оборотов вала РВД, принимаемое за единицу;

iн.ф. - передаточное число редуктора насоса форсажного относительно вала РВД;

iг.в. - то же, внутреннего участка редуктора в КДА, подводящего долевой рабочий крутящий момент к гибкому валу для агрегатов ВКА.

Поставленная задача в части способа работы комплекса двигательных агрегатов коробки двигательных агрегатов (КДА) по п. 1, решается тем, что, согласно изобретению, коробка двигательных агрегатов выполнена в виде сборной пространственной оболочки, на днище корпуса коробки смонтированы входящие в комплекс двигательных агрегатов КДА: двигательный центробежный топливоподкачивающий насос, насос плунжерный, суфлер центробежный, а также со стороны днища корпуса к коробке подведен концевой сильфонно-шарнирный узел гибкого вала; а на крышке коробки смонтированы маслоагрегат, топливный насос-регулятор и насос форсажный, а рабочий крутящий момент передают двигательным агрегатам через установленную во внутреннем объеме КДА разветвленную систему зубчатых передач многоступенчатых редукторов.

Поставленная задача в части способа работы насоса плунжерного коробки двигательных агрегатов (КДА) в режиме работы двухвального двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРД), имеющего вал ротора высокого (РВД) давления, центральный конический привод (ЦКП), коробку двигательных агрегатов, включающую насос-регулятор, насос плунжерный, и выносную коробку самолетных агрегатов (ВКА), решается тем, что, согласно изобретению, насос плунжерный выполняет рабочую функцию подачи жидкости высокого давления в систему управления двигателя, используя энергию рабочего крутящего момента, получаемого агрегатом в процессе работы двигателя от вращающегося вала РВД; при этом в процессе работы двигателя рабочий крутящий момент отбирают от вала РВД и последовательно через соосную с валом шлицевую втулку, наделенную двумя рядами внешних приторцевых шлицов с угловой частотой шлицов

γш.в.=(12,4÷20,1) [ед/рад]

и далее через главную коническую шестеренную пару центрального конического привода (ЦКП) и рессору, сообщающую ЦКП по крутящему моменту с конической шестеренной парой главного конического привода (ГКП) КДА, и установленную на входном валу ГКП КДА ведомую коническую шестерню подают по указанному входному валу КДА на выполненное за одно целое с ним, имеющее зубчатый венец с угловой частотой зубьев

γц.к.вх.в. = (2,87÷4,30) [ед/рад]

главное раздаточное цилиндрическое зубчатое колесо, от которого рабочий крутящий момент подают на насос плунжерный через трехступенчатый участок редуктора, выполненный из последовательно расположенных цилиндрических шестеренных пар с понижающими передаточными числами iшп1вв, iшп2 и iшп4 в составе общего многоступенчатого редуктора насоса плунжерного, передающего долевой рабочий крутящий момент указанному агрегату от вала РВД, с образованием общего передаточного числа iнп, получаемого как произведение принятых из соотношения диапазонов передаточных чисел ступеней указанного редуктора, считая от вала РВД

nв.рвд:iцкп:iгпк кда:iшп1вв:iшп2:iшп4=(1):(1,01÷1,43):(0,71÷0,99):(0,62÷0,88):(0,48÷0,68):(0,58÷0,83), где

nв.рвд - относительное число оборотов вала РВД, принимаемое за единицу;

iцкп - передаточное число главной конической шестеренной пары ЦКП;

iгпк кда - то же, главной конической шестеренной пары ГКП КДА;

iшп1вв - то же, первой цилиндрической шестеренной пары, образованной ведущим главным раздаточным цилиндрическим зубчатым колесом и первой цилиндрической шестерней промежуточного вала трехступенчатого участка редуктора насоса плунжерного;

iшп2 - то же, второй цилиндрической шестеренной пары, образованной вторым цилиндрическим зубчатым колесом промежуточного вала и ведомой шестерней приводного вала насоса плунжерного;

iшп4 - то же, третьей цилиндрической шестеренной пары, образованной ведущим цилиндрическим зубчатым колесом, расположенным на приводном валу насоса-регулятора и ведомой шестерней, расположенной на приводном валу насоса плунжерного;

и определено в диапазоне значений относительно вала РВД

iнп=(0,28÷0,39).

При этом насос плунжерный установлен на крышке корпуса КДА, сообщен с системой автоматического управления и регулирования (САУиР), а так же с топливной и масляной системой и по рабочему крутящему моменту посредством многоступенчатого редуктора привода сообщен с валом РВД.

Поставленная задача в части выполнения насоса плунжерного коробки двигательных агрегатов (КДА) двухвального двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРД), решается тем, что, согласно изобретению, он содержит корпус с крышкой, рессору, соединенную с валом, наделенным пружиной, плунжеры и наклонную шайбу, обеспечивающую возможность осевых перемещений штоковой части плунжеров в блоке цилиндров, концентрически разнесенных в корпусе насоса вокруг вала агрегата с угловой частотой

γпл.=(1,20÷1,72) [ед/рад],

с чередованием фаз всасывания и нагнетания рабочей жидкости - топлива в каждом обороте вала; причем насос выполнен аксиального типа с регулируемой подачей и торцовым распределением рабочей жидкости с возможностью реализации рабочей функции подачи жидкости с высоким давлением в систему управления двигателя с использованием энергии рабочего крутящего момента, получаемого агрегатом от вала РВД в процессе работы двигателя, выполняемой указанным способом.

Поставленная задача в части способа работы двигательного центробежного топливоподкачивающего насоса коробки двигательных агрегатов (КДА) в режиме работы двухвального двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРД), имеющего вал ротора высокого (РВД) давления, центральный конический привод (ЦКП), коробку двигательных агрегатов, насос-регулятор, насос плунжерный и выносную коробку самолетных агрегатов (ВКА), решается тем, что, согласно изобретению, двигательный центробежный топливоподкачивающий насос имеет корпус, с рабочим органом нагнетания топлива и выполняет рабочую функцию повышения давления в топливной системе двигателя, с использованием для этого энергии рабочего крутящего момента, получаемого агрегатом в процессе работы двигателя от вращающегося вала РВД; при этом рабочий крутящий момент отбирают от вала РВД и последовательно через соосную с валом шлицевую втулку, наделенную двумя рядами внешних приторцевых шлицов с угловой частотой шлицов

γш.в.=(12,4÷20,1) [ед/рад]

и далее через главную коническую шестеренную пару центрального конического привода (ЦКП) передают крутящий момент на коническую шестеренную пару главного конического привода (ГКП) КДА, и соответственно на установленную на входном валу ГКП КДА ведомую коническую шестерню, затем по указанному входному валу КДА подают на выполненное за одно целое с ним, имеющее зубчатый венец с угловой частотой зубьев

γц.к.вх.в.=(2,87÷4,30) [ед/рад]

главное раздаточное цилиндрическое зубчатое колесо, от которого рабочий крутящий момент подают на двигательный центробежный топливоподкачивающий насос, не более чем через пятиступенчатый участок редуктора, выполненный из последовательных цилиндрических шестеренных пар, имеющих передаточные числа iшп1вв, iшп2, iшп4, iшп5 и iшп6, входящие в общее передаточное число iдцн многоступенчатого рабочего редуктора, передающего долевой рабочий крутящий момент от вала РВД насосу топливоподкачивающему, при этом указанное общее передаточное число iдцн получено как произведение принятых из соотношения диапазонов передаточных чисел всех ступеней многоступенчатого редуктора, считая от вала РВД,

nв.рвд:iцкп:iгкп кда:iшп1вв:iшп2:iшп4:iшп5:iшп6=(1):(1,01÷1,43):(0,71÷0,99):(0,62÷0,88):(0,48÷0,68):(0,58÷0,83):(1,23÷1,75):(1,03÷1,46), где

nв.рвд - относительное число оборотов вала РВД, принимаемое за единицу;

iцкп - передаточное число главной конической шестеренной пары ЦКП;

iгкп кда - то же, главной конической шестеренной пары ГКП КДА;

iшп1вв - то же, первой цилиндрической шестеренной пары, образованной ведущим главным раздаточным цилиндрическим зубчатым колесом и первой цилиндрической шестерней промежуточного вала пятиступенчатого участка редуктора насоса топливоподкачивающего;

iшп2 - то же, второй цилиндрической шестеренной пары, образованной вторым цилиндрическим зубчатым колесом промежуточного вала и ведомой шестерней приводного вала насоса-регулятора;

iшп4 - то же, третьей цилиндрической шестеренной пары, образованной ведущим цилиндрическим зубчатым колесом, расположенным на приводном валу насоса-регулятора и ведомой шестерней, расположенной на приводном валу насоса плунжерного;

iшп5 - то же, четвертой цилиндрической шестеренной пары, образованной цилиндрической шестерней приводного вала упомянутого насоса плунжерного и первой шестерней промежуточного вала, расположенного между приводными валами насоса плунжерного и насоса топливоподкачивающего;

iшп6 - то же, пятой цилиндрической шестеренной пары, образованной цилиндрическим зубчатым колесом упомянутого промежуточного вала и цилиндрическим зубчатым колесом приводного вала насоса топливоподкачивающего;

и определено в диапазоне значений относительно вала РВД как

iдцн=(0,47÷0,66).

При этом двигательный центробежный топливоподкачивающий насос может быть установлен на днище корпуса КДА, сообщен с системой автоматического управления и регулирования (САУиР), с топливной и масляной системами и по рабочему крутящему моменту посредством многоступенчатого редуктора привода сообщен с валом РВД.

Поставленная задача в части выполнения двигательного центробежного топливоподкачивающего насоса коробки двигательных агрегатов (КДА) двухвального двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРД), решается тем, что, согласно изобретению, он имеет корпус с установленным в нем рабочим нагнетательным органом шестеренного типа или в виде крыльчатки и выполнен с возможностью реализации рабочей функции обеспечения повышения давления топлива в топливной системе двигателя с использованием энергии рабочего крутящего момента, получаемого агрегатом от вала РВД в процессе работы двигателя, выполняемой указанным способом.

Поставленная задача в части способа работы маслоагрегата коробки двигательных агрегатов (КДА) в режиме работы двухвального двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРД), имеющего вал ротора высокого (РВД) давления, центральный конический привод (ЦКП), коробку двигательных агрегатов и выносную коробку самолетных агрегатов (ВКА), решается тем, что, согласно изобретению, маслоагрегат содержит корпус, включающий не менее двух секций, с установленным в первой насосным оборудованием для откачивания и фильтрования отработанного масла, и насосным оборудованием во второй секции для возврата масла в маслосистему двигателя, и выполняет рабочую функцию откачивания, фильтрования отработанного масла и возвращения очищенного масла в маслосистему двигателя с использованием для этого энергии рабочего крутящего момента, получаемого в процессе работы двигателя агрегатом от вращающегося вала РВД; при этом в процессе работы двигателя рабочий крутящий момент отбирают от вала РВД и последовательно через соосную с валом шлицевую втулку, наделенную двумя рядами внешних приторцевых шлицов с угловой частотой шлицов

γш.в.=(12,4÷20,1) [ед/рад]

и далее через главную коническую шестеренную пару центрального конического привода (ЦКП) и рессору, сообщающую ЦКП по крутящему моменту с конической шестеренной парой главного конического привода (ГКП) КДА, и установленную на входном валу ГКП КДА ведомую коническую шестерню подают по указанному входному валу КДА на выполненное за одно целое с ним, имеющее зубчатый венец с угловой частотой зубьев

γц.к.вх.в.=(2,87÷4,30) [ед/рад]

главное раздаточное цилиндрическое зубчатое колесо, от которого рабочий крутящий момент подают на маслоагрегат через многоступенчатый редуктор привода, включающий для выполнения указанной функции в качестве участка общего редуктора маслоагрегата многоступенчатый редуктор привода насоса плунжерного и собственный редуктор привода маслоагрегата, содержащий не более двух ступеней из шестеренных пар, первая из которых передает крутящий момент с повышающим передаточным числом

iшп5=(1,23÷1,75)

через зацепление первой шестерни промежуточного вала с зубчатой шестерней приводного вала упомянутого многоступенчатого редуктора насоса плунжерного, и через вторую цилиндрическую шестеренную пару, выполненную также с повышающим передаточным числом iшп6, определенным в диапазоне значений

iшп6=(1,03÷1,46),

с зубчатым колесом, размещенным на объединенном приводном валу, общем с приводным валом двигательного центробежного топливоподкачивающего насоса, причем указанный рабочий крутящий момент передают маслоагрегату через многоступенчатый привод маслоагрегата с общим передаточным числом iма, считая от вала РВД, образованным сочетанием передаточных чисел двухступенчатого редуктора привода маслоагрегата от цилиндрической шестерни на приводном валу насоса плунжерного и многоступенчатого редуктора привода насоса плунжерного, наделенного дополнительной функцией передачи рабочего крутящего момента маслоагрегату, определенным в диапазоне значений

iма=(0,47÷0,66).

При этом общее передаточное число iма совокупного рабочего многоступенчатого редуктора, передающего долевой рабочий крутящий момент от вала РВД маслоагрегату, определено в диапазоне значений относительно вала РВД

iма=(0,47÷0,66) [ед/рад]

и образовано произведением принятых из соотношения диапазонов передаточных чисел четвертой и пятой ступеней цилиндрических шестеренных пар двуступенчатого участка редуктора маслоагрегата и передающего ему крутящий момент многоступенчатого редуктора насоса плунжерного, считая от вала РВД до вала маслоагрегата, имеющих передаточные числа

nв.рвд:iцкп:iгкп кда:iшп1вв:iшп2:iшп4:iшп5:iшп6=(1):(1,01÷1,43):(0,71÷0,99):(0,62÷0,88):(0,48÷0,68):(0,58÷0,83):(1,23÷1,75):(1,03÷1,46), где

nв.рвд - относительное число оборотов вала РВД, принимаемое за единицу;

iцкп - передаточное число главной конической шестеренной пары ЦКП;

iгкп кда - то же, главной конической шестеренной пары ГКП КДА;

iшп1вв - то же, первой цилиндрической шестеренной пары, образованной ведущим главным раздаточным цилиндрическим зубчатым колесом входного вала КДА и первой цилиндрической шестерней промежуточного вала двухступенчатого участка редуктора привода насоса-регулятора;

iшп2 - то же, второй цилиндрической шестеренной пары, образованной вторым цилиндрическим зубчатым колесом промежуточного вала и ведомой шестерней приводного вала насоса-регулятора;

iшп4 - то же, третьей цилиндрической шестеренной пары, образованной ведущим цилиндрическим зубчатым колесом, расположенным на приводном валу насоса-регулятора и ведомой шестерней, расположенной на приводном валу насоса плунжерного.

iшп5 - то же, четвертой цилиндрической шестеренной пары, образованной цилиндрическим шестерней приводного вала упомянутого насоса плунжерного и первой шестерней промежуточного вала, расположенного между приводными валами насоса плунжерного и двигательный центробежный топливоподкачивающий насос соответственно.

iшп6 - то же, пятой цилиндрической шестеренной пары, образованной цилиндрическим зубчатым колесом упомянутого промежуточного вала и цилиндрическим зубчатым колесом приводного вала двигательный центробежный топливоподкачивающий насос.

При этом маслоагрегат устанавливают на крышке корпуса КДА, сообщают с системой автоматического управления и регулирования (САУиР), с масляной системой а так же по рабочему крутящему моменту посредством многоступенчатого редуктора привода сообщают с валом РВД. Поставленная задача в части выполнения маслоагрегата коробки двигательных агрегатов (КДА) двухвального двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРД), решается тем, что, согласно изобретению, выполнен с возможностью реализации рабочей функции откачивания, фильтрования отработанного масла и возвращения очищенного масла в маслосистему двигателя указанным способом с использованием для этого в процессе работы двигателя энергии рабочего крутящего момента от вала РВД.

Технический результат, достигаемый группой изобретений, связанных единым творческим замыслом, заключается в разработке КДА ТРД и его узлов, обеспечивающего в процессе эксплуатации двигателя совокупное повышение КПД на 2% и более чем в два раза повышение ресурса работы редукторов приводов, приводных двигательных агрегатов, и двигателя в целом за счет найденных в технических решениях группы изобретений геометрических параметров КДА, кинематических параметров приводов за счет разработанной в изобретениях разветвленной системы редукторов и обеспечения сбалансированных соотношений диапазонов значений передаточных чисел, снижающих неравномерность нагрузок в шестеренных парах, обеспечивая повышение ресурса деталей многоступенчатых приводов агрегатов КДА за счет равномерности нагружения зубчатых венцов и дисков колес в шестеренных парах, вследствие найденной в изобретениях улучшенной кинематики редукторов приводов, передающих агрегатам крутящий момент с меньшими потерями энергии и снижением износа зубчатых венцов за счет оптимизации угловой частоты зубьев в колесах шестеренных пар при уменьшении материалоемкости, количества сборочных единиц и повышенном совмещении участков редукторов, сблокированных в оптимизированном корпусе КДА, достигая тем самым более чем в два раза повышение ресурса двигателя в процессе его эксплуатации.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг. 1 изображена кинематическая схема передачи крутящего момента агрегатам КДА;

на фиг. 2 изображена коробка двигательных агрегатов, вид сбоку.

Турбореактивный двигатель выполнен двухвальным, двухконтурным. ТРД содержит разделенный силовым промежуточным корпусом двухступенчатый компрессор низкого и высокого давления и газодинамически связанные между собой соосные вал ротора высокого давления - РВД и вал ротора низкого давления - РНД (на чертежах не показано).

Коробка 1 двигательных агрегатов (КДА) выполнена сборной. На днище корпуса коробки 1 смонтированы двигательный центробежный топливоподкачивающий насос 2, насос 3 плунжерный, суфлер 4 центробежный. Со стороны днища корпуса к коробке 1 подведен концевой сильфонно-шарнирный узел 5 гибкого вала 6. На крышке КДА 1 смонтированы маслоагрегат 7, топливный насос-регулятор 8 и насос 9 форсажный. Во внутреннем объеме КДА 1 установлена разветвленная система зубчатых передач многоступенчатых редукторов агрегатов. КДА 1 выполнена с возможностью работы двигательных агрегатов в режиме работающего двигателя описанным ниже способом.

Рабочий крутящий момент в процессе работы ТРД отбирают от вала РВД и последовательно направляют через главную коническую шестеренную пару 10 центрального конического привода (ЦКП) 11, рессору 12, сообщающую ЦКП 11 по крутящему моменту с конической шестеренной парой 13 главного конического привода (ГКП) КДА 1, и через установленную на входном валу 14 ГКП КДА 1 ведомую коническую шестерню 15 на выполненное за одно целое с входным валом 14 КДА 1 и имеющее зубчатый венец с угловой частотой зубьев

γц.к.вх.в.=(2,87÷4,30) [ед/рад]

главное раздаточное цилиндрическое зубчатое колесо 16. Главное раздаточное цилиндрическое зубчатое колесо 16 сообщено по крутящему моменту не менее, чем через две контактирующие с ним цилиндрические зубчатые шестерни с образованием двух головных шестеренных пар 18,25 многоступенчатых редукторов. Одна из них головная шестеренная пара 18 выполнена с понижающим передаточным числом, определенным в диапазоне

iшп1вв=(0,62÷0,88),

а другая шестеренная пара 25 выполнена с повышающим передаточным числом, определенным в диапазоне

iшп2вв=(1,03÷1,25).

Указанные шестеренные пары выполнены разделяющими долевые потоки рабочего крутящего момента на две группы по числу агрегатов - конечных получателей долевых потоков рабочего крутящего момента. Одну из указанных групп долевых потоков крутящего момента передают многоступенчатым редуктором не менее, чем одного из двигательных агрегатов КДА 1, состоящего не более чем из двух ступеней цилиндрических зубчатых передач. Они расположены в КДА 1 двухступенчатым участком другого редуктора, передающего через гибкий вал 6 крутящий момент самолетным агрегатам выносной коробки (ВКА) (на чертежах не показано). Другая из указанных группа транспортирует долевые потоки крутящего момента посредством объединяемых в ней многоступенчатых редукторов двигательных агрегатов КДА 1, не менее чем в 2,5 раза, превышающих в пределах КДА 1 соответствующее количество долевых потоков первой из указанных групп.

От входного вала 14 КДА 1 долевые рабочие крутящие моменты распределяют между двигательными агрегатами в соответствии с потребляемой ими мощностью и скоростями вращения валов агрегатов, выражаемыми относительно скорости вращения вала РВД двумя группами соотношений передаточных чисел, первая из которых определена диапазонами значений

nвв.рвд:iнр:iцс:iнп:iдцн:iма=(1):(0,39÷0,55):0,79÷0,99):(0,28÷0,39):(0,47÷0,66):(0,47÷0,66), где

nвв рвд - относительное число оборотов входного вала РВД, принимаемое за единицу;

iнр - передаточное число редуктора насоса-регулятора относительно входного вала РВД;

iцс - то же, редуктора суфлера центробежного;

iнп - то же, редуктора-насоса плунжерного;

iдцн - то же, редуктора насоса топливоподкачивающего;

iма - то же, редуктора маслоагрегата;

вторая группа объединяет соотношения передаточных чисел, которые определены диапазонами значений

nвв рвд:iн.ф.:iг.в.=(1):(1,75÷2,46):(0,61÷0,85), где

nвв рвд - относительное число оборотов входного вала РВД, принимаемое за единицу;

iнф - передаточное число редуктора насоса форсажного относительно входного вала КДА;

iгв - то же, внутреннего участка редуктора в КДА, подводящего долевой рабочий крутящий момент к гибкому валу для агрегатов ВКА.

КДА 1 выполнена в виде сборной пространственной оболочки, на днищах корпуса и крышки которой смонтированы двигательные агрегаты с многоступенчатыми редукторами приводов, установленных в коробке с возможностью изменения количества и вида ступеней шестеренных передач, задействованных в редукторах для получения агрегатами крутящего момента от стартера при запуске двигателя или от вала РВД работающего двигателя.

Топливный насос-регулятор 8 КДА 1 состоит из скомпонованных в одном агрегате качающего узла с дозирующим устройством; узла управления дозирующим краном; регулятора частоты вращения РВД; датчика частоты вращения; автомата приемистости и ограничителя давления; автомата запуска; регуляторов входного направляющего аппарата компрессора низкого давления (ВНА КНД) и направляющего аппарата компрессора высокого давления (НА КВД). Топливный насос-регулятор 8 выполнен с возможностью реализации рабочей функции регулирования топливной системы в процессе работы двигателя с использованием энергии крутящего момента, получаемого от вала РВД следующим образом. Насос-регулятор 8 в процессе работы двигателя выполняет рабочую функцию регулирования топливной системы, используя для этого энергию крутящего момента, получаемую от вращения вала РВД. Часть рабочего крутящего момента отбирают от вала РВД и последовательно передают через соосную с валом шлицевую втулку (на «чертежах условно не показано), наделенную двумя рядами внешних приторцевых шлицов с угловой частотой шлицов в соединении втулки с валом ведущего конического зубчатого колеса 17 ЦКП 11, превышающей угловую частоту шлицов в соединении втулки с валом РВД не менее, чем в 1,12 раза. Далее через главную коническую шестеренную пару 10 ЦКП 11 и рессору 12, сообщающую ЦКП 11 по крутящему моменту с конической шестеренной парой 13 ГКП КДА 1, и установленную на входном валу 14 ГКП КДА 1 ведомую коническую шестерню 15 подают по указанному входному валу 14 КДА 1 на выполненное заедино с ним, имеющее зубчатый венец с угловой частотой зубьев

γц.к.вх.в.=(2,87÷44,30) [ед/рад]

главное раздаточное цилиндрическое зубчатое колесо 16 входного вала 14 ГКП КДА 1. От него долевой рабочий крутящий момент подают на насос-регулятор 8 через двухступенчатый участок редуктора привода, выполненный из двух последовательных цилиндрических шестеренных пар 18, 19 с передаточными числами iшп1 и iшп2 соответственно. Общее передаточное число iнр многоступенчатого редуктора, передающего долевой рабочий крутящий момент насосу-регулятору 8, получено как произведение принятых из соотношения диапазонов передаточных чисел ступеней указанного редуктора, считая от вала РВД,

nв.рвд:iцкп:iгпк кда:iшп1:iшп2=(1):(1,01÷1,43):(0,71÷0,99):(0,62÷0,88):(0,48÷0,68),

где

nв.рвд - относительное число оборотов вала РВД, принимаемое за единицу;

iцкп - передаточное число главной конической шестеренной пары 10 ЦКП 11;

iгкп кда - то же, главной конической шестеренной пары 13 ГКП КДА 1;

iшп1 - то же, первой цилиндрической шестеренной пары 18, образованной ведущим главным раздаточным цилиндрическим зубчатым колесом 16 входного вала 14 КДА 1 и первой цилиндрической шестерней 20 промежуточного вала 21 двухступенчатого участка редуктора привода насоса-регулятора 8;

iшп2 - то же, второй цилиндрической шестеренной пары 19, образованной вторым цилиндрическим зубчатым колесом 22 промежуточного вала 21 и ведомой шестерней 23 приводного вала 24 насоса-регулятора 8.

Это общее передаточное число определено в диапазоне значений

iнр=(0,37÷0,53).

Насос-регулятор 8 установлен на крышке корпуса КДА 1, сообщен с системой автоматического управления и регулирования (САУиР), а так же с топливной и масляной системами и по рабочему крутящему моменту посредством многоступенчатого редуктора привода кинематически сообщен с валом РВД.

Насос форсажный 9 выполняет рабочую функцию питания топливом форсажного контура двигателя, используя энергию рабочего крутящего момента, получаемого агрегатом в процессе работы двигателя от вращающегося вала РВД. Рабочий крутящий момент в процессе работы двигателя отбирают от вала РВД и последовательно через соосную с валом шлицевую втулку, наделенную двумя рядами внешних приторцевых шлицов с угловой частотой шлицов

γш.в.=(12,4÷20,1) [ед/рад].

Далее через главную коническую шестеренную пару ЦКП 11 и рессору 12, сообщающую ЦКП 11 по крутящему моменту с конической шестеренной парой 13 ГКП КДА 1 и установленную на входном валу 14 ГКП КДА 1 ведомую коническую шестерню 15 подают по указанному входному валу 14 КДА 1 на выполненное за одно целое с ним главное раздаточное цилиндрическое зубчатое колесо 16. Главное раздаточное цилиндрическое зубчатое колесо 16 имеет зубчатый венец с угловой частотой зубьев

γц.к.вх.в.=(2,87÷4,30) [ед/рад].

От него рабочий крутящий момент подают на насос 9 форсажный через двухступенчатый участок редуктора, выполненный из последовательных цилиндрических шестеренных пар 25, 26, имеющих передаточные числа iшф1 и iшф2 соответственно. Общее передаточное число iнф рабочего многоступенчатого редуктора, передающего долевой рабочий крутящий момент насосу 9 форсажному от вала РВД, которое получено как произведение принятых из соотношения диапазонов передаточных чисел ступеней многоступенчатого редуктора, считая от вала РВД

nв.рвд:iцкп:iгкп кда:iшф1:iшф2=(1):(1,01÷1,43):(0,71÷0,99):(1,03÷1,25):(1,49÷2,14), где

nв.рвд - относительное число оборотов вала РВД, принимаемое за единицу;

iцкп - передаточное число главной конической шестеренной пары 10 ЦКП 11;

iгкп кда - то же, главной конической шестеренной пары 13 ГКП КДА 1;

iшф1 - то же, первой цилиндрической шестеренной пары 25, образованной ведущим главным раздаточным цилиндрическим зубчатым колесом 16 и первой цилиндрической шестерней 27 промежуточного вала 28 двухступенчатого участка редуктора насоса 9 форсажного;

iшф2 - то же, второй цилиндрической шестеренной пары 26, образованной вторым цилиндрическим зубчатым колесом 29 промежуточного вала 28 и ведомой шестерней 30 приводного вала 31 насоса 9 форсажного.

Общее передаточное число определено в диапазоне значений относительно вала РВД

iн.ф.=(1,73÷2,44).

Насос 9 форсажный установлен на крышке корпуса КДА 1, сообщен с системой автоматического управления и регулирования (САУиР), а так же с топливной и масляной системой и по рабочему крутящему моменту посредством многоступенчатого редуктора привода сообщен с валом РВД.

Суфлер 4 центробежный КДА 1 выполнен с возможностью реализации рабочей функции отделения масла от воздуха воздушно-масляной эмульсии, отводимой из масляных полостей опор ротора с использованием энергии рабочего крутящего момента, получаемого агрегатом в процессе работы двигателя с использованием энергии крутящего момента, получаемого от вала РВД следующим способом. Рабочий крутящий момент в процессе работы двигателя отбирают от вала РВД и последовательно через соосную с валом шлицевую втулку, наделенную двумя рядами внешних приторцевых шлицов с угловой частотой шлицов первого из указанных рядов, а именно входящего в шлицевое соединение втулки с валом РВД, определенной в диапазоне

γш.в.=(12,4÷20,1) [ед/рад].

Далее через главную коническую шестеренную пару 10 ЦКП 11 и рессору 12, сообщающую ЦКП 11 по крутящему моменту с конической шестеренной парой 13 ГКП КДА 1, и установленную на входном валу 14 ГКП КДА 1 ведомую коническую шестерню 15 подают по указанному входному валу 14 КДА 1 на выполненное заедино с ним главное раздаточное цилиндрическое зубчатое колесо 16. Главное раздаточное цилиндрическое зубчатое колесо 16 имеет зубчатый венец с угловой частотой зубьев

γц.к.вх.в.=(1,87÷4,30) [ед/рад].

От него рабочий крутящий момент подают на установленный на днище корпуса КДА 1 суфлер 4 центробежный через трехступенчатый участок редуктора привода, выполненный из трех последовательных цилиндрических шестеренных пар 18, 19, 32, имеющих передаточные числа iшп1, iшп2 и iшп3 соответственно. Общее передаточное число iцс всех ступеней рабочего многоступенчатого редуктора суфлера 4 центробежного относительно вала РВД

iцс=(0,77÷0,99).