Способ обучения работе на клавиатуре по шобанову
Изобретение относится к психофизиологии и компьютерной технологии и позволяет быстро обучить слепому десятипальцевому методу работы на клавиатуре и применимо ко всем областям техники, где используются клавиатуры в любом виде. Способ обучения работе на клавиатуре включает набор текста и/или упражнений на компьютере, измерение и анализ результатов набора, при этом измерение и анализ производят по каждой нажатой букве, цифре или символу на количество их ошибочных нажатий и/или по времени до их нажатия с момента нажатия предыдущей клавиши, а после анализа результатов обучаемый несколько раз нажимает и/или поглаживает соответствующим пальцем выявленную в результате анализа, по меньшей мере, одну клавишу клавиатуры. Техническим результатом изобретения является выявление трудных на момент выполнения упражнения букв и многократное их нажатие или поглаживание соответствующим пальцем, что позволяет гораздо быстрее получить навыки быстрого и безошибочного набора текстов на клавиатуре. 31 з.п. ф-лы.
Реферат
Изобретение относится к психофизиологии и компьютерной технологии и позволяет быстро обучить слепому десятипальцевому методу работы на клавиатуре и применимо ко всем областям техники, где используются клавиатуры в любом виде.
Известен «СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРА НАБОРУ ТЕКСТА НА КЛАВИАТУРЕ КОМПЬЮТЕРА» (патент на изобретение №2407061, G09B 13/00, дата публ. 20.12.2010 г.), который заключается в многократном повторении теста, включающем предъявление тестового задания в виде зрительного стимула на экране компьютера, ввод соответствующего тестовому заданию ответа с помощью клавиатуры компьютера и оценку успешности выполнения теста при удовлетворении заданного критерия. Основным критерием сформированности навыка набора текста является оценка уровня сложности по скорости набора текста на клавиатуре и соответствию набранного текста предъявленному тестовому заданию.
Недостатком существующего способа является использование таких критериев оценки навыка набора текста, как скорость набора упражнения и общее количество ошибок при его наборе, без выделения при этом самых трудных букв, на нажатие которых обучаемый или уже работающий на компьютере тратит наибольшее время и/или делает максимальное количество ошибок. Обучаемый неэффективно тратит время на повторение всех букв, в том числе, уже быстро и безошибочно набираемых, вместо отработки трудных для него букв.
Недостаток в предлагаемом способе устраняется выявлением трудных на момент выполнения упражнения букв и многократным их нажатием или поглаживанием соответствующим пальцем, что позволяет гораздо быстрее получить навыки быстрого и безошибочного набора текстов на клавиатуре.
Это достигается тем, что в способе обучения работе на клавиатуре, включающем набор текста или упражнений на компьютере, измерение и анализ результатов набора, особенностью является то, что измерение и анализ производят по нажатой букве, цифре или символу, на количество их ошибочных нажатий и/или по времени до их нажатия с момента нажатия предыдущей клавиши, а после анализа результатов, обучаемый несколько раз нажимает или поглаживает соответствующим пальцем выявленную в результате анализа, по меньшей мере, одну клавишу клавиатуры, причем измерение и анализ результатов осуществляют во время выполнения упражнений в программе-тренажере или при работе на компьютере, например, в текстовом редакторе Microsoft Word с надстройкой/модулем для обучения работе на клавиатуре. При этом обучаемый осуществляет набор им придуманного или ранее заученного текста или стихи и анализ результатов производит обучаемый, глядя на статистику результатов выполнения упражнения представленную, например, в виде столбчатых диаграмм или отсортированного списка или анализ результатов производят автоматически и рекомендуют оптимальный вариант следующего упражнения, в котором содержатся выявленные в результате анализа цифры или буквы и/или их сочетания и/или слова, в которых они присутствуют, а для анализа результатов используют параметры, выбранные из ряда: время между нажатиями букв или цифр, количество ошибок на каждой букве или цифре, сложные сочетания букв, например, плохо получается «а» после «б», и любое сочетание параметров с заданными весомыми коэффициентами. При этом во время многократных нажатий клавиш, для корректировки стратегии развития навыка, измеряют время между нажатиями клавиш и соответствующим образом корректируют следующее упражнение или предлагают обучаемому дополнительные упражнения для развития моторики соответствующих пальцев рук. При необходимости исключают из результатов время нажатия букв, которое больше заданного значения, установленного по умолчанию или установленного обучаемым, или используют значение, определяемое в зависимости от среднего темпа выполнения задания, например, когда время нажатия клавиши в три раза превышает средний темп набора и/или исключают время на редактирование набранного текста, например, при работе операциях с компьютерной мышью.
В процессе выполнения упражнения не показывают ошибки обучаемому, до достижения заданного количества ошибок на букве или цифре, или суммарно во всем упражнении, а после ошибки обучаемого, останавливают выполнение упражнения до удаления обучаемым ошибочной буквы, например, клавишей Backspace, после чего возобновляют упражнение, при этом во время выполнения упражнения контролируют уровень усталости обучаемого, например, по снижению скорости освоения материала и/или по увеличению количества ошибок, а при выходе за заданный предел, процесс обучения прерывают с соответствующим сообщением обучаемому.
Рекомендуемое время и/или количество нажатий и/или поглаживаний клавиши изменяют в зависимости от результатов анализа или оставляют постоянными, при чем обучаемый, соответствующим пальцем вначале нажимает и/или поглаживает клавишу основной позиции пальцев на клавиатуре, а затем выявленную в результате анализа клавишу, например, для развития навыка нажатия буквы «г», обучаемый последовательно нажимает «о», затем «г» и добавляют в следующее упражнение выявленные в результате анализа буквы и буквы исходного положения соответствующего пальца и/или их сочетания и/или слова, в которых они содержатся.
Для развития навыка нажатия букв и цифр, выделяют поочередно буквы или цифры в тексте упражнения и/или перемещают указатель на следующую букву или цифру, задавая темп набора, при этом рекомендуемый темп набора указывает обучаемый и он остается постоянным во время выполнения упражнения или рекомендуемый темп набора изменяют автоматически, в зависимости от результатов анализа.
Во время многократного нажатия или поглаживания клавиши, выявленной в результате анализа, крупно и/или контрастно показывают выявленную букву или цифру на экране, непрерывно или в мигающем режиме, например, с рекомендуемым темпом повторения, в отдельном окне или поверх текущего окна и/или выделяет ее в тексте и при необходимости в дополнительном окне на экране постоянно или периодически показывают результаты анализа и/или часть результатов упражнения или набора текста, причем периодичность появления дополнительного окна или смены информации в нем задается интервалом времени, или количеством нажатых клавиш, или в окне появляется экстренное сообщение, например, при существенном увеличении и/или уменьшении среднего времени между нажатиями клавиш или росте количества ошибок, при этом размеры и/или степень прозрачности дополнительного окна изменяет обучаемый, вплоть до полного его скрытия или размеры и/или степень прозрачности дополнительного окна изменяют автоматически, например, реализуя всплывающее окно с результатами анализа, а для наглядности изменяют цвета букв и/или цвет фона текста и/или цвет курсора в зависимости от результатов анализа или результат обучения отображают изменением цвета каждой буквы или цифры упражнения, или набираемого текста по отдельности, в зависимости от времени на нажатие клавиш и/или количества ошибок.
Во время обучения используют музыку или звук метронома, или ему аналогичный и обучаемого извещают звуковым сигналом об его ошибке, например, звуком, соответствующим ошибочной букве, а при уменьшении среднего времени на нажатие клавиш обучаемым, поощряют обучаемого звуковым сообщением и/или звучанием музыкального фрагмента. При повторении нажатия или поглаживания, выявленной в результате анализа буквы или цифры, компьютер воспроизводит соответствующий звук или при развитии навыка нажатия выявленной в результате анализа буквы или цифры, обучаемый одновременно с нажатием клавиши проговаривает ее.
Обучаемый осуществляет набор текста, звучащего с компьютера.
Выявленную в результате анализа букву или цифру перемещают по экрану с постоянной или изменяемой скоростью в различных направлениях или по экрану перемещают геометрическую фигуру, например, круг, с постоянной или изменяемой скоростью в различных направлениях, для смены направления которой, обучаемый быстро нажимает выявленную в результате анализа, по меньшей мере, одну букву или цифру, а при необходимости создают игровую ситуацию, путем появления и/или перемещения выявленной в результате анализа буквы или цифры или символа на экране, например, при своевременном нажатии соответствующей клавиши, они отскакивают от краев экрана и остаются на нем или наоборот, выталкиваются с экрана.
Аналогично буквенно-цифровым клавишам и клавишам с символами, прорабатывают нажатие служебных клавиш, например, Backspace, Shift. Способ осуществляется следующим образом.
Обучаемый запускает программу-тренажер которая на экране показывает текст первого упражнения, который надо набрать обучаемому, не глядя на клавиатуру. Как правило, первое упражнение - простое, и состоит из нескольких букв основного положения пальцев на клавиатуре. Обучаемый набирает текст упражнения, а программа измеряет время нажатия каждой буквы в упражнении, т.е. время с момента нажатия предыдущей клавиши до момента нажатия измеряемой клавиши, и считает количество ошибок на каждой букве. В простейшем случае после набора упражнения на экране показывается статистика - сколько времени обучаемый затратил на нажатие каждой задействованной в упражнении клавиши/буквы/цифры/символа и/или количество ошибок по ним. Если буква в упражнении была нажата несколько раз - показывается среднее время ее нажатий и/или процент ошибок при ее нажатии. Возможно применение интегрированного показателя, в который суммируют и ошибки, и время на каждую букву со своими весовыми коэффициентами. Для более наглядного представления результатов может использоваться отсортированный по убыванию трудности букв или цифр список, или диаграммы, например, столбчатые.
Обучаемый сам выбирает наиболее трудную букву, например, по времени ее нажатия и несколько раз нажимает и/или поглаживает соответствующим пальцем выявленную в результате анализа на клавиатуре клавишу на клавиатуре. При этом вырабатывается комплекс сенсорных, моторных и интеллектуальных навыков на основании нейрофизиологических механизмов.
Далее упражнение может быть повторено для проверки навыка, или осуществляется переход к следующему упражнению. Рекомендуется переход на следующее упражнение, когда самая трудная буква отстает от среднего уровня не более, чем на 25-30%.
Анализ результатов может быть проведен автоматически, после которого обучаемому предлагается несколько раз нажать и/или погладить соответствующим пальцем выявленную в результате анализа, по меньшей мере, одну клавишу клавиатуры.
Для обучаемых, уже имеющих опыт работы на клавиатуре вслепую, десятипальцевым методом и желающим совершенствовать свои навыки, предлагаемый метод работает во время набора обычного текста, например, в текстовом редакторе MicrosoftWord, при этом измерение и анализ результатов, например, скорости, производят дополнительным программным модулем/надстройкой или внешней программой.
Важной частью работы на клавиатуре является умение набирать текст «из головы», в творческом режиме, так же, не глядя на клавиатуру. Такой навык можно выработать и в программе-тренажере, и при работе в текстовом редакторе, набирая придуманный обучаемым текст или раннее им заученный текст или стихи.
Для снижения нагрузки на обучаемого и более точного анализа результатов, после автоматического анализа, рекомендуют оптимальный вариант следующего упражнения, в котором содержатся выявленные в результате анализа буквы и/или их сочетания и/или слова, в которых они присутствуют. При автоматическом анализе, помимо выявления трудных букв или цифр или символов по скорости их нажатия и количеству сделанных при их наборе ошибок, можно использовать анализ и по сложным для обучаемого сочетаниям букв или цифр и любое сочетание вышеописанных критериев с заданными весомыми коэффициентами. Например, когда у обучаемого плохо получается «а» поcле «м», а хорошо получается «а» после «п», надо прорабатывать сочетание «мама», а не только букву «а». Такой анализ позволяет выявить трудные для обучаемого сочетания букв, например, при очень быстром наборе «а» в слове «папа», и медленном в слове «мама» время набора буквы «а» усредняется и не будет предложено обучаемому для проработки.
У обучаемых могут быть проблемы с моторикой некоторых пальцев, для их выявления и дальнейшей корректировки стратегии развития навыка, во время тренировки путем многократного нажатия клавиш, измеряют время между нажатиями клавиш, анализируют результаты и соответствующим образом корректируют следующее упражнение или предлагают обучаемому дополнительные упражнения для развития соответствующих пальцев рук. Такие упражнения не обязательно связаны с клавиатурой.
При наборе свободного текста, например, письма в текстовом редакторе или почтовой программе важно автоматически исключить из результатов время нажатия букв, которое больше заданного порогового значения, установленного по умолчанию или обучаемым или использует значение, определяемое в зависимости от среднего темпа выполнения задания, например, когда время нажатия клавиши в три раза превышает средний темп набора и/или исключают время на редактирование набранного текста, например, при работе обучаемого с компьютерной мышью. Это позволяет исключить ошибки анализа на время раздумий обучаемого и более точно выделить трудные буквы и их сочетания.
В начале обучения, для исключения напряженности при обучении из-за боязни обучаемого сделать ошибку, в процессе выполнения упражнения не показывают ошибки обучаемому, до достижения заданного количества ошибок на букве или в целом в упражнении, т.к. информирование обучаемого о каждой ошибке может привести к нервозности и снижению положительной мотивации к обучению. Сообщение о статистике ошибок после набора сотен букв воспринимается обучаемым гораздо проще, чем сообщение об ошибке после каждой пятой буквы.
В конце обучения, особенно при устойчивом навыке и большой скорости набора отрабатывается использование клавиши Backspace. Программа останавливает выполнение упражнения после каждой ошибки обучаемого, до удаления обучаемым ошибочной буквы нажатием клавиши Backspace, мизинцем правой руки, после чего упражнение возобновляется - такая методика еще более приближает обучаемого к навыкам реального набора текста.
При выполнении упражнения или наборе свободного текста, желательно контролировать уровень усталости обучаемого, например, по снижению скорости набора и/или по увеличению количества ошибок, а при выходе за заданный предел, процесс обучения лучше прервать, с соответствующим сообщением обучаемому. Это позволит не снизить мотивацию обучаемого, даже при его усталости.
В зависимости от результатов анализа результатов набора, например, при большом отличии трудной клавиши от среднего уровня по скорости и количеству ошибок, рекомендуемое время и/или количество нажатий и/или поглаживаний этой клавиши увеличивают, а при небольшом отличии уменьшают или рекомендуют сразу перейти к следующему упражнению.
Для выработка навыка работы от основной позиции пальцев обучаемый, соответствующим пальцем вначале нажимает и/или поглаживает клавишу основной позиции пальцев на клавиатуре, а затем выявленную в результате анализа трудную клавишу, например, для развития навыка нажатия буквы «г», обучаемый несколько раз последовательно нажимает «о», затем «г». Еще одним способом выработки навыка работы «от основной позиции» является добавление в следующее упражнение выявленных в результате анализа не только трудных букв и цифр, но и буквы исходного положения соответствующего им пальца и/или слов, в которых они содержатся.
Еще одним критерием правильности набора текст является постоянный ритм набора, для его развития букв, выделяют с нужной скоростью, поочередно буквы, цифры и знаки в тексте упражнения и/или перемещают указатель на следующий символ, указывая обучаемому темп набора. В простейшем случае, этот темп задает обучаемый, перед выполнением упражнения, например, 100 символов в минуту. Наиболее эффективным является автоматическое задание темпа, в зависимости от результатов анализа или от текущей скорости набора, понемногу его повышая.
Для активизации зрительного канала к обучению, во время многократного нажатия или поглаживания обучаемым клавиши, выявленной в результате анализа, крупно и/или контрастно показывают выявленную букву, цифру или знак на экране, непрерывно или в мигающем режиме, например, с рекомендуемым темпом повторения, отслеживая темп повторения и понемногу увеличивая его. При этом трудная буква может показываться в отдельном окне или поверх текущего окна и/или выделяют ее в тексте. Размер буквы, цифры или знака на экране может изменяться в зависимости от скорости нажатия и/или от оставшегося количества повторений, например, от размера во весь экран, до текущего размера шрифта упражнения.
Результаты анализа показывают в дополнительном окне, которое видно на экране постоянно или периодически, причем периодичность появления дополнительного окна или смены информации в нем задается интервалом времени или количеством нажатых клавиш, или окно появляется как экстренное сообщение, например, при существенном увеличении и/или уменьшении среднего времени между нажатиями клавиш или росте количества ошибок. Как правило, в окне показывается часть результатов, например, 5 самых трудных букв, цифр или знаков. Размеры или степень прозрачности дополнительного окна изменяет обучаемый, вплоть до полного его скрытия - тогда окно будет появляться только по запросу обучаемого. Возможен вариант всплывающего окна с результатами анализа, причем размеры и степень его прозрачности изменяют автоматически, например, реализуя всплывающее окно.
Очень наглядно изменять цвета букв, цвет фона текста или цвет курсора в зависимости от результатов анализа, при этом набранный текст становится разноцветным, например, быстро набираемые буквы становятся, например, зелеными, а медленно набираемые красными, таким образом все буквы набранного текста становятся разноцветными, показывая обучаемому результат упражнения.
Для выработки постоянства темпа набора, во время обучения компьютер воспроизводит музыку или звук метронома, различной тональности. Так же звуком удобнее известить обучаемого об ошибке, например, звуком, соответствующим ошибочной букве. Мотивировать обучаемого можно звуковым сообщением или звучанием музыкального фрагмента, например, при существенном уменьшении среднего времени на нажатие клавиш.
Для закрепления моторного навыка при повторении нажатия или поглаживания, выявленной в результате анализа буквы или цифры, желательно воспроизводить соответствующий букве звук или предлагать обучаемому одновременно с нажатием клавиши проговаривать трудную букву или цифру. Так же звук может улучшить результаты обучения, когда обучаемый осуществляет набор текста, звучащего с компьютера.
Для повышения динамичности процесса обучения и снятия монотонности можно, выявленную трудную букву или круг перемещать по экрану с постоянной или изменяемой скоростью в различных направлениях, причем для смены направления, обучаемый быстро нажимает трудную букву или цифру. Это создает игровую ситуацию, т.к. при своевременном нажатии буквы она отскакивает от краев экрана и остается на нем или наоборот, выталкивается с экрана.
Также, считается целесообразным, аналогично буквенно-цифровым клавишам, прорабатывать нажатие служебных клавиш, например, Backspace, Shift.
Способ опробован на сотнях обучаемых, время занятий обучаемых для получения скорости набора вслепую не менее 70 символов в минуту в среднем составила 3 часа. При продолжении обучения по предлагаемому методу во время обычной работы (при наборе текстов) зарегистрирована скорость набора более 240 символов в минуту.
1. Способ обучения работе на клавиатуре, включающий набор текста и/или упражнений на компьютере, измерение и анализ результатов набора, отличающийся тем, что измерение и анализ производят по каждой нажатой букве, цифре или символу на количество их ошибочных нажатий и/или по времени до их нажатия с момента нажатия предыдущей клавиши, а после анализа результатов обучаемый несколько раз нажимает и/или поглаживает соответствующим пальцем выявленную в результате анализа, по меньшей мере, одну клавишу клавиатуры.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что измерение и анализ результатов осуществляют во время выполнения упражнений в программе-тренажере или при работе на компьютере, например, в текстовом редакторе Microsoft Word с надстройкой/модулем для обучения работе на клавиатуре.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что анализ результатов производит обучаемый, глядя на статистику результатов выполнения упражнения, например, представленную в виде столбчатых диаграмм или отсортированного списка.
4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что анализ результатов производят автоматически и рекомендуют оптимальный вариант следующего упражнения, в котором содержатся выявленные в результате анализа цифры или буквы и/или их сочетания и/или слова, в которых они присутствуют.
5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для анализа результатов используют параметры, выбранные из ряда: время между нажатиями букв или цифр, количество ошибок на каждой букве или цифре, сложные сочетания букв или цифр, например плохо получается «а» после «б», и любое сочетание параметров с заданными весомыми коэффициентами.
6. Способ по п. 1, отличающийся тем, что во время многократных нажатий клавиш, для корректировки стратегии развития навыка, измеряют время между нажатиями клавиш и соответствующим образом корректируют следующее упражнение или предлагают обучаемому дополнительные упражнения для развития моторики соответствующих пальцев рук.
7. Способ по п. 1, отличающийся тем, что исключают из результатов время нажатия букв или цифр, которое больше заданного значения, установленного по умолчанию или установленного обучаемым, или используют значение, определяемое в зависимости от среднего темпа выполнения задания, например, когда время нажатия клавиши в три раза превышает средний темп набора и/или исключают время на редактирование набранного текста, например, при работе с компьютерной мышью.
8. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в процессе выполнения упражнения не показывают ошибки обучаемому до достижения заданного количества ошибок на букве или цифре, или суммарно во всем упражнении.
9. Способ по п. 1, отличающийся тем, что после ошибки обучаемого останавливают выполнение упражнения до удаления обучаемым ошибочной буквы, например, клавишей Backspace, после чего возобновляют упражнение.
10. Способ по п. 1, отличающийся тем, что во время выполнения упражнения контролируют уровень усталости обучаемого, например, по снижению скорости освоения материала и/или по увеличению количества ошибок, а при выходе за заданный предел процесс обучения прерывают с соответствующим сообщением обучаемому.
11. Способ по п. 1, отличающийся тем, что рекомендуемое время и/или количество нажатий и/или поглаживаний клавиши изменяют в зависимости от результатов анализа или оставляют постоянными.
12. Способ по п. 1 отличающийся тем, что обучаемый соответствующим пальцем вначале нажимает и/или поглаживает клавишу основной позиции пальцев на клавиатуре, а затем выявленную в результате анализа клавишу, например для развития навыка нажатия буквы «г» обучаемый последовательно нажимает «о», затем «г».
13. Способ по п. 1, отличающийся тем, что добавляют в следующее упражнение выявленные в результате анализа буквы и буквы исходного положения соответствующего пальца и/или их сочетания и/или слова, в которых они содержатся.
14. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для развития навыка нажатия букв и цифр выделяют поочередно буквы или цифры в тексте упражнения и/или перемещают указатель на следующую букву или цифру, задавая темп набора.
15. Способ по п. 14, отличающийся тем, что рекомендуемый темп набора указывает обучаемый и он остается постоянным во время выполнения упражнения.
16. Способ по п. 15, отличающийся тем, что рекомендуемый темп набора изменяют автоматически, в зависимости от результатов анализа.
17. Способ по п. 1, отличающийся тем, что во время многократного нажатия или поглаживания клавиши, выявленной в результате анализа, крупно и/или контрастно показывают выявленную букву или цифру на экране, непрерывно или в мигающем режиме, например, с рекомендуемым темпом повторения, в отдельном окне или поверх текущего окна и/или выделяют ее в тексте.
18. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в дополнительном окне на экране постоянно или периодически показывают результаты анализа и/или часть результатов упражнения или набора текста, причем периодичность появления дополнительного окна или смены информации в нем задается интервалом времени, или количеством нажатых клавиш, или в окне появляется экстренное сообщение, например, при существенном увеличении и/или уменьшении среднего времени между нажатиями клавиш или росте количества ошибок.
19. Способ по п. 1, отличающийся тем, что размеры и/или степень прозрачности дополнительного окна изменяет обучаемый вплоть до полного его скрытия.
20. Способ по п. 1, отличающийся тем, что размеры и/или степень прозрачности дополнительного окна изменяют автоматически, например, реализуя всплывающее окно с результатами анализа.
21. Способ по п. 1, отличающийся тем, что изменяют цвета букв, и/или цвет фона текста, и/или цвет курсора в зависимости от результатов анализа.
22. Способ по п. 21, отличающийся тем, что результат обучения отображают изменением цвета каждой буквы или цифры упражнения, или набираемого текста по отдельности, в зависимости от времени на нажатие клавиш и/или количества ошибок.
23. Способ по п. 1, отличающийся тем, что во время обучения используют музыку или звук метронома, или ему аналогичный.
24. Способ по п. 1, отличающийся тем, что обучаемого извещают звуковым сигналом об его ошибке, например звуком, соответствующим ошибочной букве.
25. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при уменьшении среднего времени на нажатие клавиш обучаемым поощряют обучаемого звуковым сообщением и/или звучанием музыкального фрагмента.
26. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при повторении нажатия или поглаживания выявленной в результате анализа буквы или цифры компьютер воспроизводит соответствующий звук.
27. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при развитии навыка нажатия выявленной в результате анализа буквы или цифры обучаемый одновременно с нажатием клавиши проговаривает ее.
28. Способ по п. 1, отличающийся тем, что обучаемый осуществляет набор текста, звучащего с компьютера.
29. Способ по п. 14, отличающийся тем, что выявленную в результате анализа букву или цифру, или символ перемещают по экрану с постоянной или изменяемой скоростью в различных направлениях.
30. Способ по п. 1, отличающийся тем, что по экрану перемещают геометрическую фигуру, например круг, с постоянной или изменяемой скоростью в различных направлениях, для смены направления которой обучаемый быстро нажимает выявленную в результате анализа, по меньшей мере, одну букву или цифру.
31. Способ по п. 14, отличающийся тем, что создают игровую ситуацию путем появления и/или перемещения выявленной в результате анализа буквы или цифры, или символа на экране, например, при своевременном нажатии соответствующей клавиши они отскакивают от краев экрана, и остаются на нем или наоборот выталкиваются с экрана.
32. Способ по п. 1, отличающийся тем, что аналогично буквенно-цифровым клавишам и клавишам с символами прорабатывают нажатие служебных клавиш, например Backspace, Shift.