Задняя кромка роторной лопасти

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к способу расчета подлежащей изготовлению задней кромки для роторной лопасти. Способ расчета подлежащей изготовлению задней кромки для роторной лопасти аэродинамического ротора ветроэнергетической установки, при этом роторная лопасть имеет относительно ротора радиальные положения, роторная лопасть имеет локальный, зависящий от радиальных положений относительно ротора профиль лопасти, и задняя кромка имеет зубчатое прохождение с множеством зубьев, при этом каждый зуб имеет высоту зуба и ширину зуба, и высота зуба и/или ширина зуба вычисляется в зависимости от его радиального положения и/или в зависимости от профиля лопасти его радиального положения. Изобретение направлено на снижение шумовых эффектов. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 15 ил.

Реферат

Изобретение относится к задней кромке роторной лопасти ветроэнергетической установки, соответственно, к способу расчета подлежащей изготовлению задней кромки. Кроме того, данное изобретение относится к задней кромке для роторной лопасти, и изобретение относится к роторной лопасти с задней кромкой. Кроме того, данное изобретение относится к ветроэнергетической установке, содержащей по меньшей мере одну роторную лопасть с задней кромкой.

Ветроэнергетические установки широко известны, и на фиг. 1 показана известная ветроэнергетическая установка. Для эффективности ветроэнергетической установки важным аспектом является конструкция роторной лопасти, соответственно, роторных лопастей. Наряду с основным контуром роторной лопасти, на характеристики роторной лопасти оказывает влияние также задняя кромка роторной лопасти.

В этой связи уже предлагались пилообразные задние кромки, соответственно, задние кромки с зубчатым прохождением с множеством зубьев. Однако выполнение такой пилообразной задней кромки может быть сложным, и существует опасность того, что предусмотрение зубчатой задней кромки, соответственно, пилообразной задней кромки, приводит к затратам, которые не соизмеримы с действием.

Из ЕР 0652367 А1 известно выполнение задней кромки в продольном направлении основного лонжерона роторной лопасти пилообразной. За счет этого должно достигаться уменьшение шума.

Из ЕР 1314885 В1 известно выполнение задней кромки в продольном направлении основного лонжерона роторной лопасти пилообразной и одновременно с возможностью эластичного изгиба. За счет этого должно достигаться увеличение крутящего момента, который роторная лопасть прикладывает к генератору.

Таким образом, в основу данного изобретения положена задача решения по меньшей мере одной из указанных выше проблем. В частности, должно быть предложено решение, которое дополнительно повышает эффективность роторной лопасти ветроэнергетической установки.

Задачей изобретения является, в частности, дальнейшее повышение эффективности роторной лопасти без увеличения шумовых эффектов. Должно быть предложено по меньшей мере одно альтернативное решение.

Для этого предлагается роторная лопасть, задняя кромка которой выполнена в продольном направлении основного лонжерона роторной лопасти пилообразной, при этом расстояние друг от друга и/или длина зубьев функционально зависят от условий набегания потока на поперечное сечение лопасти и возникающей за счет этого толщины турбулентного пограничного слоя, соответственно, шкал длины когерентности образующихся в них пучков турбулентности с их колебаниями давления. Предпочтительно, длина отдельных зубьев должна изменяться от зуба к зубу.

Таким образом, предлагается пилообразная задняя кромка, которая имеет, соответственно, множество зубьев или зубцов, что здесь применяется в качестве синонимов, которые остро сужаются от роторной лопасти по существу назад, а именно, на противоположной направлению вращения стороне ротора. Соответственно, промежуточные пространства между двумя зубьями, соответственно, зубцами, остро сужаются в направлении роторной лопасти. Такие зубья имеют высоту, а именно, расстояние от линии основания, на которой заканчиваются остро сужающиеся промежуточные пространства, до линии гребня, на которой заканчиваются остро сужающиеся зубья, при этом линия гребня соединяет вершины зубьев. Эти линия основания и линия гребня могут быть изогнутыми линиями и могут иметь изменяющееся по длине лопасти расстояние друг от друга.

Длина отдельных зубьев может в качестве синонима называться также высотой зубьев, соответственно, высотой зубцов.

Согласно изобретению, предлагается способ расчета подлежащей изготовлению задней кромки, согласно пункту 1 формулы изобретения. В соответствии с этим, предлагается подлежащая изготовлению задняя кромка для роторной лопасти аэродинамического ротора ветроэнергетической установки. Роторная лопасть имеет относительно ротора, в котором должна использоваться роторная лопасть, радиальные положения. Радиальное положение задней кромки и роторной лопасти относится тем самым всегда к этому ротору, т.е. к расстоянию до оси вращения ротора. Этот принцип рассматривания распространяется также на еще не смонтированную роторную лопасть. Роторная лопасть ветроэнергетической установки в принципе согласована со специальной ветроэнергетической установкой, в частности с ротором, который имеет эту роторную лопасть и обычно две другие роторные лопасти.

Для этого роторная лопасть имеет для каждого радиального положения местный профиль лопасти. Другими словами, каждое поперечное сечение лопасти имеет в зависимости от радиального положения собственный профиль лопасти.

Задняя кромка имеет зубчатое прохождение с множество зубьев, которое может называться также пилообразным. Однако при этом отдельные зубья являются в принципе зеркально симметричными, т.е. имеют две наклонные, примерно одинаковые боковые поверхности. В частности, эти зубья не имеют регулярно одну вертикальную и одну наклонную боковую поверхность, а две наклонные боковые поверхности.

Каждый зуб имеет высоту зуба и ширину зуба. Высота зуба является уже указанным расстоянием между линией основания и линией гребня. Ширина зуба является расстоянием между соответствующими концами обоих остро сужающихся промежуточных пространств, которые ограничивают зуб. В первом приближении ширина зуба является расстоянием между вершинами соседних зубьев. Хотя зубья предлагаемой пилообразной задней кромки предпочтительно отличаются друг от друга, однако это различие для непосредственно соседних зубьев является сравнительно небольшим.

Предлагается, что высота зубьев и дополнительно или в качестве альтернативы ширина зубьев рассчитывается в зависимости от радиального положения. Таким образом, для каждого зуба необходимо выполнять собственное вычисление в зависимости от его радиального положения. В результате получается задняя кромка с множеством зубьев, которые рассчитаны по отдельности и, соответственно, могут иметь индивидуальную величину, которая, в частности, по существу, непрерывно изменяется по длине роторной лопасти, соответственно, в соответствии с увеличивающимся или уменьшающимся радиальным положением.

Высота зуба и дополнительно или в качестве альтернативы ширина зуба предпочтительно вычисляется в зависимости от локального профиля лопасти его радиального положения. Таким образом, для зуба учитывается профиль лопасти его радиального положения, т.е. профиль поперечного сечения лопасти в его радиальном положении.

Согласно одному варианту выполнения предлагается, что высота зуба больше ширины зуба, и ширина зуба вычисляется из высоты зуба. Для этого вычисления отношение высоты зуба к ширине зуба лежит в диапазоне от 0,5 до 10, в частности от 3 до 5. Предпочтительно, оно имеет значение примерно 4, в частности, значение 2. Таким образом, ширина λ зуба вычисляется из высоты Н зуба по формуле

λ=H/kn, где kN=[0,5…10], в частности kN=2.

Таким образом, зуб является сравнительно стройным и, в частности, остро сужается. Установлено, что отношение в этом диапазоне является особенно предпочтительным для уменьшения шума, во всяком случае для таких вычисленных по отдельности зубьев. Особенно тогда, когда высота зуба находится в неизменном соотношении с шириной зуба, равнозначно, вычисляется ли сначала высота зуба, а затем из нее ширина зуба, или же сначала ширина зуба и затем из нее высота зуба.

Предпочтительно, зубья имеют различную друг от друга ширину зуба и/или различную высоту зуба и отличаются за счет этого индивидуально друг от друга.

Предпочтительно, вычисление выполняется так, что у задних кромках для мест установки со слабым ветром высота зубьев относительно глубины профиля уменьшается с увеличением радиуса радиального положения зубьев, в то время как у задних кромках для мест установки с сильным ветром высота зубьев относительно глубины профиля увеличивается с увеличением радиуса радиального положения зубьев. Это вытекает из выполнения лопасти в соответствии со специальным классом ветра.

В отрасли ветровой энергии места установки обычно классифицированы в зависимости от класса ветра. В местах установки с сильным ветром, которые имеются вблизи побережья или в местах установки в море, необходимо в принципе рассчитывать на сильный ветер. Ветроэнергетическая установка, в частности роторные лопасти, выполняются соответственно, а именно так, что они могут выдерживать сильные ветры, и ветроэнергетическая установка может также при этом работать, при этом при слабых ветрах можно извлекать из ветра меньше энергии, чем это возможно в ветроэнергетической установке для мест со слабыми ветрами.

В соответствии с этим, ветроэнергетические установки для мест установки со слабыми ветрами, которые преобладают во внутренних регионах, выполняются так, что они не должны выдерживать сильные ветра или по меньшей мере не должны выдерживать при продолжающейся работе, в частности, должны уменьшать частоту вращения при силах ветра, при которых ветроэнергетическая установка для мест установки с сильным ветром не должна уменьшать частоту вращения. Для этого ветроэнергетическая установка для мест установки со слабым ветром может извлекать больше энергии из слабого ветра. Такая классификация известна для специалистов в данной области техники, и часто выполняется дальнейшее разделение.

Для этого, согласно одному варианту выполнения, предлагается, что вычисление осуществляется так, что высота зубьев относительно глубины профиля для роторных лопастей ветроэнергетических установок для мест установки со слабым ветром уменьшается с увеличением радиуса. Например, в задней кромке для места установки со слабым ветром крутизна изменения высоты Н зубьев для нормального радиуса от 0,6 до 0,8 относительно максимального радиуса может составлять

Таким образом, происходит уменьшение высоты зубьев, и в данном случае в числителе рассматривается высота Н зубьев относительно глубины с профиля, а в знаменателе радиус r относительно максимального R роторной лопасти. Между r/R=0,75 и r/R=0,9 отнесенная к глубине профиля высота зуба имеет предпочтительно неизменное прохождение, для того чтобы при r/R=0,9 снова падать до максимального радиуса R. Это показано также на фиг. 10.

Для задней кромки ветроэнергетической установки одного и того же класса мощности, но для места установки с сильным ветром, соответствующее соотношение может быть положительным и составлять +20, поскольку высота зуба, которая может называться также глубиной зуба, увеличивается. Высота зуба достигает при r/R=0,85 максимума, а затем строго монотонно уменьшается к вершине лопасти.

Такое зависящее от класса ветра вычисление задней кромки позволяет учитывать различные проблемы, которые возникают в зависимости от класса ветра.

Предпочтительно, высота зуба и/или ширина зуба вычисляется через полиномную связь с его локальным радиусом, предпочтительно через полиномную связь от четвертой до восьмой степени, в частности, пятой или шестой степени, в частности, шестой степени для мест установки со слабым ветром и пятой степени для мест установки с сильным ветром. Характеристические изменения высоты зубьев могут принципиально различаться для мест установки со слабым ветром и мест установки с сильным ветром. Это можно учитывать посредством применения для мест установки со слабым ветром и мест установки с сильным ветром полиномов различной степени.

Предпочтительно, вычисление осуществляется в зависимости от одного или нескольких ожидаемых спектров шума. Дополнительно к этому или в качестве альтернативы, вычисление осуществляется в зависимости от одного или нескольких рабочих точек. Предлагается конкретно учитывать характеристики ветроэнергетической установки по меньшей мере в одной рабочей точке. Такая рабочая точка является идеализированной, стационарной рабочей точкой, которая определяется, в частности, скоростью ветра, частотой вращения ротора ветроэнергетической установки и/или создаваемой мощностью ветроэнергетической установки. На эту рабочую точку может оказывать влияние также угол установки роторной лопасти относительно ветра.

По меньшей мере для одной такой рабочей точки определяется ожидаемый уровень шума, а именно, уровень шума или сила шума или уровень шумности в зависимости от частоты этого шума. При этом получается, как правило, зависящий от частоты ход изменения с одним максимумом. Этот спектр используется для вычисления. В частности, из этого спектра учитывается частота, при которой возникает максимум. Эта частота может называться гребневой частотой или вершинной частотой, и часто называется в немецком языке пиковой частотой. При изменении рабочей точки возникает также новый спектр и тем самым новая пиковая частота. Таким образом, для каждого зуба можно по отдельности для множества рабочих точек получать частотный спектр и тем самым пиковую частоту. Для расчета соответствующего зуба применяется пиковая частота, и для этого из множества определяемых пиковых частот выбирается одна пиковая частота. Применяемая пиковая частота может быть также образована в виде среднего значения из множества определяемых пиковых частот. Определение и оценка частотных спектров поясняется в качестве примера на фиг. 6.

Для определения этих частотных спектров и затем соответствующих пиковых частот можно выполнять исследования в аэродинамической трубе. Существуют также способы моделирования для определения таких спектров и пиковых частот.

Установленная рабочая точка и, насколько соответствует действительности, также изменение рабочих точек основывается, в частности, на реальных рабочих точках. При этом многие способы управления ветроэнергетической установкой осуществляются так, что каждой скорости ветра соответствует в принципе одна рабочая точка. По меньшей мере из этого можно в качестве упрощения исходить, когда для упрощения остаются не учтенными такие эффекты, как различные завихрения, очень сильный ветер, очень сильно усиливающийся или очень сильно ослабевающийся ветер. Таким образом, из диапазона скорости ветра предпочтительно выбираются две или три или четыре конкретные рабочие точки, которые должны перекрывать рабочий диапазон ветроэнергетической установки.

При вычислении соответствующего зуба, в частности, высоты зуба, предпочтительно учитывается также скорость набегания потока, которая согласована с соответствующей рабочей точкой. Эффективная или локальная скорость Veff набегания потока является той скоростью, которая устанавливается на роторной лопасти в соответствующем месте, т.е. в соответствующем радиальном положении, в результате векторного сложения скорости ветра и скорости движения роторной лопасти в этом месте.

Предпочтительно, вычисление осуществляется в зависимости от соответствующего локального профиля. Таким образом, профиль учитывается при вычислении, или же может учитываться при исследованиях в аэродинамической трубе при измерениях. Также локальная скорость набегания потока может зависеть от профиля и/или от положения роторной лопасти и тем самым от положения профиля.

Предпочтительно, вычисление высоты Н зуба в заданном радиальном положении осуществляется из соответствующей скорости Veff набегания потока, соответствующей пиковой частоты fpeak шумового спектра рабочей точки и в зависимости от заданного коэффициента k, который можно определять эмпирически и, например, может быть известен из практики. На основании этого высота Н зуба вычисляется по формуле

В основе этого вычисления лежат следующие соображения.

Высота Н зуба вычисляется из шкалы Λp,3, соответственно, Λр3 длины когерентности турбулентного колебания давления и с помощью модели Corcos [3] и с применением постоянного коэффициента c2 по следующей формуле

H=c2⋅Λp3.

Коэффициент c2 может быть определен эмпирически, соответственно, из испытательных измерений. Для с2 можно применять также практические значения. Λр3 является функцией радиуса ротора, в котором установлена роторная лопасть. Шкала Λр3 длины когерентности может быть вычислена из скорости Uc конвекции и пиковой частоты fpeak по следующей формуле

Скорость Uc конвекции вычисляется из эффективной, соответственно, локальной скорости Veff набегания потока в поперечном сечении лопасти с помощью постоянной c1, которая может быть определена эмпирически с помощью испытаний или моделирования, и имеет, в частности, значение 0,7 (c1=0,7) по формуле

Uc=c1⋅Veff.

Эффективная, соответственно, локальная скорость Veff вычисляется с помощью метода импульсов элементов лопасти, который известен также как метод BEM (Blade Element Momentum method).

В это вычисление входит также угол установки роторной лопасти, частота вращения ротора, скорость ветра, а также конкретный радиус и профиль лопасти поперечного сечения лопасти в радиальном положении и при локальном угле скручивания роторной лопасти, для которых должна вычисляться скорость Veff набегания потока и тем самым высота Н зуба. Таким образом, вычисление осуществляется для конкретной рабочей точки.

Пиковая частота fpeak и частота, при которой возникает, соответственно, ожидается для исследуемой рабочей точки и исследуемого радиального положения, относительно ротора, наибольший уровень шума. Таким образом, это частота, при которой спектр шума задней кромки, соответственно, спектр шумности задней кромки имеет свой максимум.

Пиковая частота fpeak может быть определена эмпирически, например, с помощью целенаправленных исследований в аэродинамической трубе, например, с помощью динамических датчиков давления на задней кромке лопасти, или же ее можно вычислять с помощью цифрового аэроакустического моделирования для локального числа Re Рейнольдса. Локальное число Рейнольдса получается из локального угла α набегания потока, локальной скорости набегания потока и локальной глубины профиля, и его можно получать также в качестве результата с помощью упомянутого метода ВЕМ. Кроме того, учитывается двумерная геометрия профиля локального поперечного сечения лопасти.

Таким образом, высота Н зуба вычисляется из следующего соотношения скорости Veff набегания потока и пиковой частоты fpeak шумового спектра по формуле

при

При этом Veff и fpeak зависят от угла установки роторной лопасти, частоты вращения ротора, скорости ветра, а также конкретного радиуса и профиля лопасти поперечного сечения лопасти радиального положения на роторной лопасти, для которого должна определяться высота Н зуба.

Дополнительно к этому, согласно изобретению, предлагается задняя кромка, согласно пункту 9 формулы изобретения. Такая задняя кромка характеризуется пилообразным прохождением, которое имеет зубья с высотой зубьев и шириной зубьев, при этом высота зубьев и/или ширина зубьев зависит от их радиального положения и/или от локального профиля лопасти их радиального положения.

Таким образом, получаются взаимосвязи, пояснения и преимущества в соответствии по меньшей мере с одним вариантом выполнения указанного способа расчета подлежащей изготовлению задней кромки.

Предпочтительно, предлагается задняя кромка, которая рассчитана с помощью способа, согласно одному из указанных выше вариантов выполнения.

Задняя кромка для роторной лопасти может называться также задней кромкой роторной лопасти.

Предпочтительно, вычисление высоты Н зуба для заданного радиального положения осуществляется из соответствующей шкалы Λр3 длины когерентности с учетом постоянного коэффициента c2 по формуле

Н=c2⋅Λp3.

Таким образом, в вычисление для зуба соответствующего радиуса входит шкала длины когерентности того же радиуса. Шкала Λр3 длины когерентности является зависимой от радиуса ротора функцией и, соответственно, для значений высоты зубьев задней кромки получается зависящая от радиуса функция. С помощью постоянного коэффициента c2 можно пропорционально увеличивать или уменьшать эту функцию по ее амплитуде, за счет чего, однако, не изменяется принципиальное прохождение этой функции. С помощью кривой с очень малым с2 и другой кривой с очень большим с2 может быть задан диапазон, в котором может быть выбрана предпочтительная функция для значений высоты зубьев.

Предпочтительно, предлагается роторная лопасть для ветроэнергетической установки с задней кромкой, согласно по меньшей мере одному из указанных вариантов выполнения.

Кроме того, предпочтительно предлагается ветроэнергетическая установка с одним, в частности, тремя такими роторными лопастями.

Ниже приводится в качестве примера более подробное пояснение изобретения на основе примеров выполнения со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых схематично изображено:

фиг. 1 - ветроэнергетическая установка, в изометрической проекции;

фиг. 2 - роторная лопасть, содержащая заднюю кромку с пилообразным прохождением с множеством зубьев;

фиг. 3 - часть роторной лопасти с контуром для установки для слабого ветра и изображенным штриховыми линиями отклоняющимся от него контуром для установки для сильного ветра, на виде сверху;

фиг. 4 - поперечное сечение лопасти со схематично изображенной зоной завихрений;

фиг. 5 - ход изменения высоты Н зуба, по меньшей мере согласно одному варианту выполнения, в зависимости от радиуса;

фиг. 6 - частотные спектры в выбранных в качестве примера радиальных положениях одного варианта выполнения;

фиг. 7 - локальные аэродинамические параметры, которые лежат в основе вычисления с помощью метода ВЕМ, соответственно, могут быть вычислены с его помощью;

фиг. 8 - пиковая частота в зависимости от радиуса для одного варианта выполнения;

фиг. 9 - график различных возможных изменений значений высоты Н зубьев в зависимости от радиуса для установки для сильного ветра;

фиг. 10 - график различных возможных изменений значений высоты Н зубьев в зависимости от радиуса для установки для слабого ветра;

фиг. 11 - график изменения значений высоты зубьев, которая нормирована относительно локальной глубины профиля, в зависимости от нормированного радиуса для установок для слабого и сильного ветра;

фиг. 12а и 12b - задняя кромка для установки для сильного ветра;

фиг. 13а и 13b - задняя кромка для установки для слабого ветра.

Пояснение изобретения на основе примеров со ссылками на фигуры осуществляется по существу схематично, и конструктивные элементы, которые поясняются на соответствующей фигуре, могут быть для лучшей иллюстрации выделены, а другие элементы упрощены. Так, на фиг. 1 показана ветроэнергетическая установка лишь схематично, так что предусмотренная пилообразная задняя кромка нераспознаваема.

На фиг. 1 показана ветроэнергетическая установка 100 с башней 102 и гондолой 104. На гондоле 104 расположен ротор 106 с тремя роторными лопастями 108 и обтекателем 110. Ротор 106 приводится во время работы во вращательное движение и тем самым приводит в действие генератор в гондоле 104.

На фиг. 2 схематично показана роторная лопасть 2 с задней кромкой 1 роторной лопасти, которая упрощенно называется также задней кромкой. Роторная лопасть в соответствии с предназначением закреплена на ступице 4, что показано здесь лишь схематично, для вращения вокруг оси 6 вращения ступицы 4.

Задняя кромка 1 имеет зубчатое прохождение с множеством зубьев 8, которые расположены рядом друг с другом вдоль роторной лопасти 2. Эта задняя кромка 1 с зубьями 8 расположена здесь лишь на наружной половине роторной лопасти 2. Каждый зуб имеет радиальное положение относительно оси 6 вращения. Первый зуб 8 начинается при радиусе r1, и последний зуб заканчивается при радиусе r2, который одновременно соответствует всему радиусу R роторной лопасти относительно оси 6 вращения.

Каждый зуб 8 имеет высоту Н зуба, которая зависит от соответствующего радиуса r. Таким образом, высота Н зуба является функцией радиуса r:

Н=f(r).

Соответственно, высота зуба 8 при радиусе r1 является высотой H(r1), а высота Н последнего зуба является высотой Н(r2). Ширина каждого зуба 8 обозначена на фиг. 2 греческой буквой λ, которая также зависит от соответствующего радиуса r и поэтому указывается как λ(r).

Каждый зубец 8 имеет вершину 10 зуба, и между двумя зубьями 8 имеется вырез с вершиной 12 выреза. Соединяющая вершины 10 зубьев линия может называться гребневой линией 14, и изображена на фиг. 1 в виде штриховой линии. Линия основания или базовая линия 16 соединяет вершины 12 вырезов и может представлять, как показано в качестве иллюстрирующего примера на фиг. 2, заднюю линию роторной лопасти 2, которая образовывала бы заднюю кромку роторной лопасти 2 при отсутствии изображенной зубчатой задней кромки 1.

Расстояние между гребневой линией 14 и линией 16 основания не постоянно и задает для соответствующего радиуса r высоту Н расположенного там зуба 8. Соответственно, изменяется также высота зубьев 8 в зависимости от локального радиуса r роторной лопасти 2. Для выполнения или крепления несколько зубьев 8 могут группироваться, как показано с помощью изображенных значений ширины B1 и В2. Вычисление зубьев 8, в частности, высоты зубьев 8, зависит от профиля соответствующего поперечного сечения лопасти, и для иллюстрации изображено такое поперечное сечение 18 лопасти.

Ширина λ, соответственно, λ(r) может также изменяться с радиусом r и находится, в частности, в неизменном соотношении с высотой Н соответствующего зуба 8. Это соотношение составляет предпочтительно 2, так что высота Н зуба 8 в два раза больше ширины λ того же зуба. Если, согласно другому варианту выполнения, отношение высоты Н к ширине λ значительно больше 2, то, в частности, по соображениям технологии изготовления может быть целесообразным выполнение зуба 8 прямоугольным или приблизительно прямоугольным, так что для задней кромки получается своего рода гребенчатая структура, или задняя кромка имеет вместо зубьев зубцы.

На фиг. 3 показана роторная лопасть 2, которая, однако, может отличаться от показанной на фиг. 1 роторной лопасти 2. Эта роторная лопасть 2 на фиг. 3 имеет переднюю кромку 20 и заднюю кромку 1, пилообразное прохождение которой здесь для упрощения не изображено. Эта роторная лопасть 2 с передней кромкой 20 и задней кромкой 1 иллюстрирует принципиальную форму роторной лопасти установки для сильного ветра. Для сравнения штрихами изображена задняя кромка 1' роторной лопасти 2 установки для слабого ветра, т.е. для ветроэнергетической установки для мест установки со слабым ветром. Для пояснения также изображена ось 6 вращения, с целью указания направления вращения лопасти 2 и показа обращенной к оси 6 вращения стороны роторной лопасти 2.

Во всяком случае, на фиг. 3 можно видеть, что роторная лопасть установки для слабого ветра, в частности в наружной зоне, выполнена более стройной, чем роторная лопасть для установки для сильного ветра. Фиг. 3 должна лишь иллюстрировать это и обращать внимание на то, что роторная лопасть установки для слабого ветра при том же классе мощности ветроэнергетической установки может быть более длинной, т.е. иметь больший радиус, чем роторная лопасть ветроэнергетической установки для слабого ветра.

Фиг. 4 иллюстрирует условия потока на роторной лопасти 2 ветроэнергетической установки. При этом на фиг. 4 показано поперечное сечение лопасти, которое может быть, например, поперечным сечением 18 лопасти, согласно фиг. 2. Набегающий ветер 22, который изображен здесь лишь в виде линии, разделяется на роторной лопасти 2 в зоне ее передней кромки 20 и проходит сначала ламинарно. В частности, на нижней поверхности 24 он проходит до вблизи задней кромки ламинарно. На верхней стороне 26 образуется пограничный слой, в котором могут возникать завихрения или турбулентности. При приближении к задней кромке толщина пограничного слоя увеличивается. Толщина обозначена здесь как δ1. Это увеличение толщины δ1 пограничного слоя к задней кромке 1 приводит к тому, что в зоне задней кромки 1 возникают, соответственно, большие завихрения или турбулентности. В частности, там в зоне задней кромки 1 возникают так называемые пучки турбулентности. Эти пучки турбулентности по меньшей мере частично разрушаются или предотвращается их образование с помощью предлагаемой пилообразной задней кромки. Для этого наклонное положение боковых поверхностей зубьев 8 (согласно фиг. 2) должно быть по возможности согласовано с этими пучками турбулентности. Также величина зубьев 8, соответственно, их промежуточных пространств, должна быть максимально согласована с этими пучками турбулентности. Соответственно, было установлено, что зубья и их промежуточные пространства не должны быть слишком большими или слишком малыми. Если они большие, то такие пучки турбулентности могут задерживаться между двумя зубьями. Если зубья слишком малы, то они оказывают лишь небольшое влияние на пучки турбулентности. При этом было установлено, что пучки турбулентности по виду и величине могут зависеть от радиуса их возникновения. Таким образом, зубья приспосабливаются к этим зависящим от радиуса пучкам турбулентности.

На фиг. 5 показано в качестве примера изменение высоты Н зубьев 8 задней кромки 1 в зависимости от радиуса r. Показанный ход изменения относится к роторной лопасти установки для сильного ветра. При этом высота Н сначала увеличивается с увеличением радиуса r, а затем снова уменьшается с увеличением радиуса r. Этот ход изменения показывает средняя кривая H1. Кроме того, изображена кривая Н2, которая показывает очень низкое возможное прохождение высоты Н, и, соответственно, показана кривая Н3, которая показывает, соответственно, очень большие значения высоты Н. Эти кривые Н2 и Н3 могут образовывать пограничные кривые, внутри которых предпочтительно выбирается кривая H1.

На фиг. 6 показаны четыре частотных спектра SPC1, SPC2, SPC3 и SPC4. Это спектры шума или спектры шумности для рабочей точки ветроэнергетической установки в четырех выбранных в качестве примера радиальных положениях. Эти четыре частотных спектра SPC1, SPC2, SPC3 и SPC4 измерены в положениях радиуса r1=0,39, r2=0,606, r3=0,779, соответственно, r4=0,989. Для этого были определены, соответственно, пиковые частоты fpeak1, fpeak2, fpeak3 и fpeak4. Каждый из этих спектров шумности имеет точку максимума, и соответствующие частоты применяются в качестве пиковых частот fpeak1, как указывалось выше. Таким образом, такой результат получается, когда для одной рабочей точки ветроэнергетической установки измеряются спектры шума в различных радиальных положениях роторной лопасти. Из этого можно определять зависящую от радиуса функцию максимумов пиковых частот и/или зависящую от радиуса функцию получающихся вычисленных значений высоты Н(r) зубьев.

На фиг. 7 показано для выбранного в качестве примера поперечного сечения 18 роторной лопасти 2, которая вращается с частотой Ω вращения в плоскости 28 ротора, локальные аэродинамические параметры, которые необходимо для вычисления с помощью метода ВЕМ, соответственно, вычисляются с его помощью. Для частоты Ω вращения изображен вектор, который направлен противоположно фактическому направлению частоты вращения, с целью указания соответствующего противоположному движению, расчетного ветра. Векторное сложение этого расчетного ветра с ветром, соответственно, скоростью Vw ветра, приводит тем самым к получению эффективной скорости Veff набегания потока.

При этом на фиг. 7 иллюстрируются частота Ω вращения ротора, локальный угол α набегания потока, локальный угол β установки, который складывается из угла установки лопасти и скручивания роторной лопасти, и угол ϕ набегания потока. Кроме того, показана локальная глубина с профиля показанного поперечного сечения 18 лопасти. Другие релевантные величины поясняются в следующей таблице.

Применение в связи с вычислением с помощью метода ВЕМ указано в источнике [1].

Теперь может быть вычислена, в частности, также шкала длины когерентности.

Зависящая от радиуса/размаха шкала длины когерентности турбулентных колебаний давления вычисляется с помощью модели Коркоса [3] по следующей формуле

при Uc1⋅Veff

c1 является постоянной со значением 0,7. Uc известна как скорость конвекции. Эффективная или локальная скорость Veff набегания потока на поперечном сечении лопасти зависящего от радиуса/размаха положения r определяется с помощью вычислений с использованием метода импульсов элементов лопасти (Blade Element Momentum method - ВЕМ) (см. фиг. 7). Метод ВЕМ поставляет также все другие требуемые локальные параметры потока, такие как локальный угол α набегания потока, числа Рейнольдса (Re) и Маха (Ма). Параметр fpeak является частотой, при которой спектр шумности задней кромки в пограничном слое имеет свой максимум. Этот параметр можно определять либо с помощью специальных испытаний в аэродинамической трубе на профиле, в которых частотный спектр колебаний давления стенки турбулентного пограничного слоя измеряется в точке в непосредственной близости от задней кромки профиля, либо с помощью любой теоретической модели прогнозирования шумности цифровым способом.

Спектр шумности и пиковую частоту fpeak можно определять эмпирически, например, с помощью специальных исследований в аэродинамической трубе, например, с помощью динамических датчиков давления на задней кромке лопасти, или же ее можно вычислять с помощью цифрового аэроакустического моделирования для локального числа Re Рейнольдса. Локальное число Рейнольдса получается из локального угла α набегания потока, локальной скорости набегания потока и локальной глубины профиля, и может быть получена также как результат указанного метода ВЕМ. Кроме того, учитывается двумерная геометрия профиля локального поперечного сечения лопасти.

При этом Λр3 определяется для каждого профиля вдоль ширины размаха лопасти посредством применения указанного выше процесса.

Для определения локальных геометрических размеров зубьев задней кромки применялись следующие формулы.

Высота Н зубьев как функция нормированного радиуса:

и расстояние между зубьями:

При этом c2=cconst является эмпирической постоянной в диапазоне значений от 4 до 15. В предпочтительном варианте выполнения с2=8.

На фиг. 8 показан график зависимости пиковой частоты fpeak от радиуса для одной рабочей точки. Пиковые частоты fpeak1-fpeak4 соответствуют частотам на фиг. 6 и получены, как пояснено применительно к фиг. 6. При этом радиус является безразмерным, а именно, радиус r нормирован относительно максимального радиуса R. Для иллюстрации изображено несколько измеренных, зависящих от радиуса r пиковых частот, и соединены друг с другом линией. Как показано на графике, пиковые частоты увеличиваются с увеличением радиуса. Таким образом, из графика следует, что частота максимума шумности, соответственно, частота максимума шума сдвигается к более высоким значениям при увеличении радиуса. Это объясняется тем, что пучки турбулентности, которые могут называться также узлами турбулентности, становятся меньше с увеличением радиуса.

На фиг. 9 показана высоты Н зуба в зависимости от норм