Фрезерованная зубная шина
Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедической стоматологии, и может быть использовано как для стабилизации подвижности зубов, возникшей вследствие заболеваний пародонта, так и для замещения дефектов зубных рядов. Фрезерованная зубная шина включает искусственные элементы коронковой части для подвижных зубов. Для всех зубов, имеющих подвижность в одном из направлений: вестибулооральном или медиодистальном направлении, искусственные элементы шины выполнены с возможностью расположения на лингвальной или небной поверхности зубов, перекрывая на 2 мм клинические экваторы зубов, и расположения нижней границы по границе краевого пародонта маргинального края десны. Для зубов, имеющих подвижность в двух и более направлениях: как в вестибулооральном, так и в медиодистальном направлениях, искусственные элементы шины выполнены с возможностью расположения с вестибулярной поверхности, повторяя клиническую анатомию коронки естественного зуба, и имеют толщину 0,5 мм. Шина выполнена из диоксида циркония и изготовлена методом CAD/CAM технологий при распознавании оптического оттиска клинической ситуации в полости рта пациента и индивидуализирована под имеющиеся зубы посредством нанесения керамической массы и красителей с последующим глазурованием. Изобретение позволяет изготовление адгезивной стоматологической шины с включенными в ее состав искусственными элементами коронковой части наиболее подвижных зубов, используемых в случае последующего удаления зуба в несъемных зубных протезах с функцией иммобилизации и стабилизации зубного ряда. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедической стоматологии, и может быть использовано как для стабилизации подвижности зубов, возникшей вследствие заболеваний пародонта, так и для замещения дефектов зубных рядов.
Известен вид шины, при котором снимают оттиск с обработанных зубов и антагонистов и отливают модель. Моделируют на полученной модели модель шины из фотокомпозита. Изготавливают по модели шину из заготовки диоксида циркония. Обжигают заготовку из диоксида циркония для ее агломерирования в печи в течение 13 часов. Формируют шину при помощи турбинного наконечника и алмазного бора с водяным охлаждением с условием расстояния от края шины, обращенного к шейке зуба, до маргинального края десны не менее 3 мм, до режущего края зубов -1-2 мм, при этом толщина шины должна быть не меньше 0,3 мм. Обрабатывают внутреннюю поверхность шины пескоструйным аппаратом с использованием оксида алюминия. Фиксируют шину композитом двойного отверждения. Способ позволяет создать прочную и долговечную конструкцию с высокой степенью адгезии (Патент RU №2394524 от 24.03.2009).
Известен способ шинирования зубов, заключающийся в выполнении прорези по середине окклюзивной поверхности шинируемых зубов, пазов в каждом стабилизируемом зубе с последующей установкой проволочной балки с запирающим элементом, отличающийся тем, что пазы, выполняемые в каждом стабилизируемом зубе, выполняют под углом 45° симметрично по обе стороны от продольной прорези до сопряжения с последней, при этом в пазы каждого зуба устанавливают запирающие элементы, выполненные в виде стержня (Патент RU №2150913).
Недостатками указанных способов являются отсутствие возможности ремоделирования шины и возмещения с ее помощью дефекта зубного ряда, который может образоваться, во время лечения или на всем протяжении использования шины, а также механические повреждения опорных для шины зубов.
В случае отсутствия одного или ряда зубов и необходимости шинирования возможно использование адгезивных конструкций мостовидных протезов.
Известен адгезивно-мостовидный протез. По краям протеза делаются специальные тонкие пластины, которыми протез фиксируется с внутренней стороны зубов. Крепление при этом совершенно не заметно, но требует определенного времени для привыкания, поскольку опорные зубы становятся несколько толще.
Существует и другой вид крепления - так называемое шинирование. В этом случае в соседних зубах делается узкая полость, в которую закладывается лента из стекловолоконного материала. Таким протезом не рекомендуется замещать жевательные зубы, поскольку это весьма хрупкая конструкция, которая при большой нагрузке прослужит не более 1-2 лет (http://www.simpladent.ru/protezirovanie_zubov/syomnye_protezy1/adgezivnomostovidnyj_protez/).
Известен способ изготовления адгезивного мостовидного протеза, заключающийся в подготовке опорных зубов посредством их очистки от налета, выполнении пропилов, обработке их кислотой и заполнении жидкотекущим композитом, фиксации крепежной системы; облицовке будущего протеза композитными материалами, отличающийся тем, что протез изготавливают непосредственно в полости рта в области дефекта зубного ряда; в опорных зубах выполняют параллельно оси зуба пропилы, в которые устанавливают стекловолокно в виде полосок, располагая вектор направленности волокон перпендикулярно оси зуба, образуя крепежную систему из стекловолокна, где встречно-направленные волокна на поверхностях соседних полосок стекловолокна переплетаются друг с другом; далее крепежную систему наполняют жидкотекучим композитом или смолой; зуб восстанавливают конденсируемым композитом; выполняют конечную моделировку протеза микрогибридным препаратом и постбодинг (Патент РФ 2250089 от 20.04.2005).
Известна фрезерованная зубная шина, выполненная монолитно из полиуретана методом фрезерования компьютерной модели, полученной при распознавании оптического оттиска клинической ситуации в полости рта пациента, фиксируется на расстоянии не менее 1 мм до маргинального края десны в зависимости от индивидуальных особенностей пациента, имеет толщину 0,2 мм и идеальное контурное совпадение с анатомическими структурами зубов пациента (Патент RU №2477098).
Известна фрезерованная зубная шина, выполненная монолитно из диоксида циркония с возможностью расположения на лингвальной или небной поверхности шинируемых естественных зубов и перекрытия на 1,5 мм их клинических экваторов, а нижняя граница шины выполнена с возможностью расположения на расстоянии 1 мм от маргинального края десны, при этом шина включает искусственные фасетки зубов для отсутствующих зубов, соединенные с шиной монолитно и плотно прилегающие к клиническим экваторам зубов, ограничивающие дефект посредством точечного контакта, причем шина изготовлена методом фрезерования компьютерной модели, полученной при распознавании оптического оттиска клинической ситуации в полости рта пациента (Патент РФ №2567787).
Данное изобретение выбрано за прототип.
Задачей изобретения является длительная и надежная иммобилизация подвижных, вследствие болезней пародонта, зубов с возможностью замещения дефектов зубных рядов.
Технический результат заключается в изготовлении адгезивной стоматологической шины с включенными в ее состав искусственными элементами коронковой части наиболее подвижных зубов, используемых в случае последующего удаления зуба в несъемных зубных протезах с функцией иммобилизации и стабилизации зубного ряда.
Технический результат достигается за счет того, что фрезерованная зубная шина изготавливается методом CAD/CAM технологий при распознавании оптического оттиска клинической ситуации в полости рта пациента и выполнена монолитно из диоксида циркония, располагается на лингвальной или небной поверхности всех зубов, имеющих подвижность в вестибулооральном или медиодистальном направлении, перекрывая на 2 мм клинические экваторы зубов, таким образом, что нижняя ее граница проходит по границе краевого пародонта маргинального края десны, у зубов, имеющих подвижность в двух и более направлениях, шина располагается с вестибулярной поверхности, повторяя клиническую анатомию коронки естественного зуба, имеет толщину 0,5 мм и индивидуализирована под имеющиеся зубы посредством нанесения керамической массы и красителей с последующим глазурованием.
Предлагаемая конструкция фрезерованной зубной шины позволяет стабилизировать подвижные зубы при болезнях пародонта, а также возместить дефекты зубных рядов малой протяженности в случае удаления зубов, имеющих подвижность в двух и более направлениях. При этом смоделированная на компьютере шина остается в памяти запоминающего устройства и может использоваться для фрезерования на всех этапах лечения. Если в процессе лечения удаляются естественные зубы, компьютерная модель шины может дополняться и индивидуализироваться в зависимости от клинической картины.
Конструкция фрезерованной зубной шины поясняется на фиг. 1.
1. Естественные зубы, имеющие подвижность в одном из направлений.
2. Естественные зубы, имеющие подвижность в двух и более направлениях.
3. Фрезерованная зубная шина.
4. Лингвальное или небное расположение шины.
5. Вестибулярное положение шины.
6. Маргинальный край десны.
Предлагаемая фрезерованная зубная шина изготавливается следующим образом.
1. Получение оптического оттиска
2. Моделирование на компьютере формы будущей шины (3) на лингвальной или небной поверхности всех зубов (4), имеющих подвижность в вестибулооральном или медиодистальном направлении (1), перекрывая на 2 мм клинические экваторы зубов, таким образом, что нижняя ее граница проходит по границе края десны (6).
3. Моделирование на компьютере формы будущей шины (3) у зубов, имеющих подвижность в двух и более направлениях (2), таким образом, что шина располагается с вестибулярной поверхности (5), повторяя клиническую анатомию коронки естественного зуба (2), и имеет толщину 0,5 мм.
4. Передача данных на фрезерный блок.
5. Фрезерование зубной шины (3).
6. Индивидуализация вестибулярной поверхности шины (5).
7. Фиксация шины (3) в полости рта на композитный цемент двойного отверждения.
Фрезерованная зубная шина, включающая искусственные элементы коронковой части для подвижных зубов, при этом для всех зубов, имеющих подвижность в одном из направлений: вестибулооральном или медиодистальном направлении, искусственные элементы шины выполнены с возможностью расположения на лингвальной или небной поверхности зубов, перекрывая на 2 мм клинические экваторы зубов, и расположения нижней границы по границе краевого пародонта маргинального края десны, а для зубов, имеющих подвижность в двух и более направлениях: как в вестибулооральном, так и в медиодистальном направлениях, искусственные элементы шины выполнены с возможностью расположения с вестибулярной поверхности, повторяя клиническую анатомию коронки естественного зуба, и имеют толщину 0,5 мм, причем шина выполнена из диоксида циркония и изготовлена методом CAD/CAM технологий при распознавании оптического оттиска клинической ситуации в полости рта пациента и индивидуализирована под имеющиеся зубы посредством нанесения керамической массы и красителей с последующим глазурованием.