Способ и устройство регулировки для ветроэнергетической установки, цифровой носитель данных и ветроэнергетическая установка

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к способу и устройству регулировки для ветроэнергетической установки, цифровой носитель данных и ветроэнергетической установке. Способ для эксплуатации ветроэнергетической установки (1000), содержащей гондолу, в которой приводимый в движение ветром ротор соединен с передачей движения с генератором при помощи втулки ротора, причем - для случая остановки ветроэнергетической установки, обусловленной эксплуатационными требованиями - ротор (3) останавливают и фиксируют, причем способ включает в себя этапы: торможения ротора (3), позиционирования ротора (3) в положение останова, фиксации ротора (3) в положении (P1, Р2) останова, задают (S2) конечное положение, тормозят (S-I) ротор (3) регулируемым образом по положению останова, согласованному с конечным положением, и для позиционирования (S-II) для заданного конечного положения ротор автоматически тормозят до останова в положении останова, и для фиксации (S-III) в положении останова механическое устройство фиксации блокируют для автоматической фиксации ротора в положении останова, положение останова устанавливают (S6) с использованием момента фиксации генератора в качестве фиксатора для фиксации и стопорения ротора, причем конечное положение ротора задают за счет задания углового положения ротора и согласования углового положения с положением фиксации генератора. Изобретение направлено на надежное позиционирование ротора ветроэнергетической установки в процессе ее останова. 4 н. и 25 з.п. ф-лы, 7 ил.

Реферат

Изобретение относится к способу для эксплуатации ветроэнергетической установки, в котором ротор останавливается и стопорится, причем ротор тормозится, позиционируется в положение останова и фиксируется в положении останова. Изобретение относится также к устройству регулировки для эксплуатации ветроэнергетической установки, а также цифровому носителю данных с компьютерным программным продуктом. Изобретение относится также к ветроэнергетической установке с гондолой, в которой приводимый в движение ветром ротор соединен с передачей движения с генератором при помощи втулки ротора, причем ротор может останавливаться и стопориться посредством торможения, позиционирования и фиксации ротора.

Для ветроэнергетической установки указанного вначале типа известно, что предусматривают тормозящее действие для ротора, которое в состоянии тормозить ротор с номинального числа оборотов на замедленное число оборотов; соответственно в качестве части силовой передачи или, будучи соединено с ротором, предусмотрено, например, механическое или аэродинамическое, тормозящее действие для ротора. Механическое, тормозящее действие создается, в частности, в тех случаях, в которых аэродинамическое, тормозящее действие оказывается недостаточным. Аэродинамическое, тормозящее действие имеет место при перестановке угла лопастей ротора; это может очень эффективно переводить ротор на меньшее число оборотов, однако не может регулярно останавливать ротор или переводить его в надежное положение останова. Нежелательное, аэродинамическое, тормозящее действие имеет место при срыве потока на лопасти ротора или при подобном, нежелательном, аэродинамическом эффекте.

Если ветроэнергетическая установка находится в достаточном режиме останова работы ротора, то она может останавливаться при оценке остаточного числа оборотов ротора, а также времени подхода тормоза с механическим - приводимым в действие, например электромеханикой или гидравликой - тормозом, а также при оценке его замедляющего действия. Тем не менее, окончательное положение останова находится в пределах точности оценки обслуживающего персонала по отношению к вышеуказанным параметрам остаточного числа оборотов ротора, а также по отношению ко времени подхода и замедлению механического тормоза и в этом отношении является ненадежным. Таким образом, для того чтобы надежно осуществлять останов ротора, и для того чтобы обеспечить возможность фиксации его при остановке, ротор должен позиционироваться в пределах точности оценки таким образом, чтобы пригодное для фиксации положение достигалось точно, и ротор в этом положении оставался на протяжении достаточно длительного промежутка времени в состоянии останова. С другой стороны, оказывается затруднительным находить пригодное для фиксации, в частности для стопорения положение, так как положение фиксации, в частности стопорное положение в принципе не определено в рамках позиционирования во время процесса торможения, а зависит от опыта обслуживающего персонала.

Работы на роторе должны быть разрешены только в зафиксированном, в частности застопоренном положении ротора; таким образом, время для фиксации, в частности для стопорения ротора не совпадает с фактическим временем обслуживания и должно быть по возможности малым. В аварийной ситуации в виде исключения окончательное стопорение ротора может осуществляться в ускоренном режиме, например лишь посредством динамического закрепления болтом, при котором еще вращающийся ротор захватывается при помощи стопорного болта и тем самым резко останавливается. Тем не менее, принцип действий при динамическом закреплении болтом является неблагоприятным для стопорных частей ветроэнергетической установки, что, в частности, чревато катастрофическими последствиями, если повреждения возникают на устройстве фиксации. При попытке осуществлять динамическое закрепление болтом при вращающемся роторе, стопорный болт будет, например, скользить по стопорной распорке и при чрезмерной нагрузке войдет в зацепление со стопорным пазом; это приводит к износу стопорной распорки, и в области стопорного паза части стопорной распорки могут отламываться; это может приводить к тому, что стопорные части больше не могут обеспечивать стопорение ветроэнергетической установки. Желательно обеспечить надежное позиционирование ротора при торможении, для того чтобы исправно фиксировать, в частности стопорить, ротор. В частности, желательно предотвращать динамическое закрепление болтом.

Предлагается изобретение, задача которого состоит в предоставлении способа и устройства, обеспечивающие при останове ветроэнергетической установки возможность позиционирования ротора усовершенствованным образом, в частности обеспечивающие возможность его фиксации, предпочтительно стопорения. Предпочтительно это относится к способу для обусловленного производственными требованиями останова ветроэнергетической установки. В частности, позиционирование должно надежно осуществляться таким образом, что фиксация, в частности стопорение в положении останова, возможно без повреждения неподвижной части ветроэнергетической установки и автоматически. В частности, должно обеспечиваться позиционирование ротора в соответствии с предварительно установленным конечным положением.

В отношении способа задача решается изобретением по пункту 1 формулы изобретения, характеризующим способ для эксплуатации ветроэнергетической установки. Согласно изобретению предусмотрено то, что задается конечное положение, ротор, будучи отрегулирован на согласованное с конечным положением положение останова, тормозится и для позиционирования для заданного конечного положения ротор автоматически тормозится до останова в положении останова, а для фиксации, в частности для стопорения в положении останова, блокируется механическое устройство фиксации. В частности, механическое устройство фиксации может блокироваться автоматически.

В соответствии с изобретением предусмотрено устройство регулировки согласно пункту 21 формулы изобретения для ветроэнергетической установки, которое выполнено для осуществления соответствующего изобретению способа для эксплуатации ветроэнергетической установки, в частности для обусловленного производственными требованиями останова ветроэнергетической установки. Также в соответствии с изобретением заявляется цифровой носитель данных согласно пункту 22 формулы изобретения.

В отношении устройства задача решается изобретением по пункту 23 формулы изобретения, характеризующим ветроэнергетическую установку. Согласно изобретению ветроэнергетическая установка имеет устройство регулировки, которое выполнено для того, чтобы регистрировать ввод данных о конечном положении, регулировать торможение ротора относительно положения останова, согласованного с конечным положением, и при позиционировании заданного конечного положения автоматически тормозить ротор до останова в положении останова, и для фиксации, в частности для стопорения, в положении останова регистрировать блокировку механического устройства фиксации, в частности автоматически блокировать механическое устройство фиксации.

Концепт изобретения оказывается достаточно точным и надежным в отношении установки положения останова. В частности, в рамках наиболее предпочтительного, усовершенствованного варианта возможно, для фиксации, в частности для стопорения в положении останова, предусматривать механическое устройство фиксации, которое блокируется автоматически. Это может производиться при помощи сдерживающего крутящий момент усилия, которое рассчитано в соответствии с аэродинамическими усилиями на роторе, например, может быть рассчитано согласно имеющейся скорости ветра. В принципе также возможна ручная блокировка механического устройства фиксации. Как во время автоматического, так и во время ручного процесса блокировки оказывается предпочтительным то, что положение останова подходит для фиксации, в частности для стопорения. В частности, это оказывается предпочтительным для механического устройства фиксации, которое для стопорения в положении останова использует геометрическое замыкание между неподвижной частью ветроэнергетической установки и частью ротора. В принципе дополнительно или альтернативно возможно фрикционное замыкание. Тем самым концепт изобретения предоставляет основу для имеющей наименьшее сопротивление, а также для простой и надежной блокировки механического устройства фиксации, в частности для стопорения ротора в положении останова с целью предотвращения повторного запуска ротора.

В частности, ручной процесс закрепления болтом или процесс стопорения, который до сих пор юстировался вручную, теперь на основании данного решения в любом случае не зависит от личного опыта работы персонала. Также повышается безопасность труда, так как персонал не должен по необходимости передвигаться к вращающейся области ветроэнергетической установки в гондоле, для того чтобы с целью фиксации, в частности с целью стопорения, производить необходимое последующее позиционирование ротора. Так данное решение помимо этого может предусматривать, например, разделяющее защитное ограждение, которое должно открываться только после фиксации, в частности стопорения ротора в положении останова. В этом случае нет необходимости в упомянутом вначале динамическом закреплении болтом и вследствие этого предотвращаются возможные повреждения. Также сокращается время обслуживания в случае технического обслуживания, так как процесс торможения и позиционирования может инициироваться сначала автоматически, например, при прибытии обслуживающего персонала к основанию башни. При необходимости процесс фиксации, в частности процесс стопорения, может также инициироваться уже автоматически. В итоге тем самым сокращается время останова установки.

Предпочтительные усовершенствованные варианты изобретения раскрыты в зависимых пунктах формулы изобретения, и они являются частными усовершенствованными вариантами осуществления концепта изобретения в рамках поставленной задачи, а также, принимая во внимание предпочтительные варианты.

Наиболее предпочтительно предусмотрены одна или несколько различных функций торможения; это повышает эффективность тормозящего действия. В частности, может осуществляться регулируемое, механическое, тормозящее действие и/или регулируемое, аэродинамическое, тормозящее действие, и/или может регулироваться возбуждение генератора, в частности ротора генератора. Для этого может быть предусмотрена тормозная система с механическим рабочим тормозом, и/или с аэродинамическим тормозом лопасти, и/или с электромагнитным тормозом генератора, и/или с механическим стопорным устройством, в частности блокируемым посредством фрикционного и/или геометрического замыкания. В частности, обнаружилось то, что один или несколько из тормозов в пределах тормозной системы подключены к устройству регулировки для регулировки тормозящего действия. Таким образом, положение останова при помощи заданного конечного положения может сравнительно эффективно достигаться и надежно стопориться.

Предпочтительно для фиксации, в частности стопорения в положении останова, предусмотрено механическое устройство фиксации, которое блокируется автоматически. За счет этого в значительной степени отпадает необходимость в ручной фиксации или стопорении ротора при помощи приводимого в действие вручную тормоза или подобного управляемого вручную средства торможения и повышается безопасность в случае технического обслуживания.

Предпочтительно стопорение для защиты ротора от повторного запуска может осуществляться посредством геометрического замыкания, в частности дополнительно с фрикционным замыканием. Геометрическое замыкание может осуществляться, например, посредством нескольких стопорных устройств с геометрическим замыканием механического типа, как, например, посредством одного, двух или нескольких стопорных болтов для введения в стопорные пазы ротора. Вследствие этого ротор стопорится при сокращении времени технического обслуживания и, тем не менее, при повышенной надежности фиксации.

В рамках наиболее предпочтительного, выполненного с конструктивной точки зрения, усовершенствованного варианта, механический рабочий тормоз и механическое устройство фиксации могут быть совместно объединены в дисковый тормоз. Эту тормозную систему можно реализовать сравнительно компактно и надежно. Наиболее предпочтительно стопорное ребро, в частности тормозной диск, может быть установлен на вращающейся части ветроэнергетической установки, в частности на корпусе втулки ротора и/или на вращающейся части генератора, как, например, на роторе генератора, в частности на кольцевом роторе кольцевого генератора. Наиболее предпочтительно средство торможения - в частности, тормозная колодка и/или стопорный болт - может быть установлен на неподвижной части ветроэнергетической установки, в частности на корпусе машинного отделения и/или на неподвижной части генератора, как, например, на статоре генератора. В частности, тормозная колодка на неподвижной части ветроэнергетической установки может быть выполнена для блокировки стопорного ребра, в частности тормозного диска, а стопорное ребро, в частности тормозной диск, может иметь несколько стопорных пазов, которые согласованы с несколькими стопорными болтами, выполненными с возможностью входить в зацепление со стопорными пазами.

В рамках наиболее предпочтительного, усовершенствованного варианта положение останова устанавливается с использованием для стопорения момента фиксации генератора. В частности, конечное положение ротора задается благодаря тому, что задается угловое положение ротора, и угловое положение согласуется с положением фиксации генератора.

Предпочтительно непрерывная шкала установки угла конечного положения при помощи дискретной шкалы фиксации генератора согласуется с квазидискретной угловой шкалой положения останова, в частности дискретная шкала фиксации задана при помощи углового деления на генераторе, которое задано распределением стопорных пазов и/или полюсов по кольцу генератора, в частности по кольцу статора и/или ротора.

Наиболее эффективным и предпочтительно регулируемым оказался способ для торможения, в котором регулируется возбуждение генератора, в частности ротора генератора. Предпочтительно при торможении полюсные башмаки ротора генератора возбуждаются при помощи возбуждения, которое задается регулировкой возбуждения в зависимости от регулируемого параметра торможения возбуждением, в частности регулируемый параметр торможения возбуждением включает в себя один или несколько параметров, которые выбраны из группы параметров, включающих в себя число оборотов, замедление, температуру окружающей среды, скорость ветра.

В основу усовершенствованного варианта положена концепция, что торможение ротора можно достигать посредством возбуждения генератора, в частности ротора генератора, как, например, полюсного башмака генератора. Сверх этого в усовершенствованном варианте было обнаружено то, что подходящее для создания тормозящего действия возбуждение генератора может предпочтительно использоваться в рамках регулировки, для того чтобы регулируемо устанавливать положение останова, которое определенным заранее образом может согласовываться с предварительно установленным конечным положением. В итоге концепт допускает автоматическое позиционирование ротора относительно неподвижной части гондолы ветроэнергетической установки. Предпочтительно концепт допускает регулируемое торможение ротора до остановки в положении останова посредством регулировки возбуждения генератора.

В усовершенствованном варианте было предпочтительно обнаружено то, что благодаря использованию в целях стопорения возбуждения для замедления, замедление ротора может регулироваться значительно точнее, так как возбуждение для торможения или осуществления другого - замедления ротора может устанавливаться вручную. Например, возбуждение могло бы выбираться с определенным значением, таким как 30% или тому подобным. Наоборот электромеханический тормоз на сегодняшний день может находиться лишь в двух рабочих положениях, а именно обычно только в закрытом или открытом положении, кроме того, отчасти он функционирует ненадежно. Возбуждение же в пределах контура регулировки может устанавливаться в зависимости от нагрузки и сравнительно точно, так что в принципе созданы условия для предельно точного позиционирования ротора согласно предварительно установленному конечному положению.

Предпочтительно, по меньшей мере число оборотов и/или замедление ротора при торможении измеряются и используются для регулировки возбуждения. Для этого, например, инкрементный датчик может предоставлять измеренную величину относительно числа оборотов и/или замедления ротора в качестве фактического значения. Затем заданное число оборотов и заданное замедление могут устанавливаться в регуляторе, например в ПИД (пропрорционально-интегрально-дифференциальном) регуляторе или тому подобном со стопорным использованием возбуждения в качестве управляющего параметра.

В рамках наиболее предпочтительного, усовершенствованного варианта может использоваться момент фиксации генератора, для того чтобы устанавливать положение останова, которое согласовано с предварительно установленным конечным положением. Например, предпочтительно может предварительно устанавливаться конечное положение ротора, благодаря тому, что задается угловое положение ротора. Это может быть, например положение на 12-ть часов или другое угловое положение между 0° и 360°, например 10°, 20°, 30°, 40°, 50°, 60°, 70°, 80°, 90° или кратное им положение. Если угловое положение ротора задано, то с угловым положением может согласовываться положение фиксации генератора. Другими словами предпочтительным оказалось то, что непрерывная шкала установки угла конечного положения согласуется с дискретной шкалой фиксации генератора. Это согласование может быть первым согласованием непосредственно после предварительной установки конечного положения ротора, и затем при торможении оно динамически адаптируется к первоочередной, обусловленной производственными требованиями ситуации при останове ветроэнергетической установки. Предпочтительно согласование между непрерывной шкалой установки угла и дискретной шкалой фиксации генератора не статично, а может динамически адаптироваться в пределах контура регулировки. Например, с предварительно установленным конечным положением сначала может согласовываться немного повышенное положение останова, а впоследствии немного пониженное положение останова, для того чтобы оставаться как можно ближе к предварительно установленному конечному положению.

Дискретная шкала фиксации задана, например, при помощи углового деления на генераторе. Угловое деление задано, в частности, распределением стопорных пазов и/или полюсов по кольцу генератора, в частности по кольцу статора и/или ротора в кольцевом генераторе.

В качестве регулируемого параметра торможения возбуждением может служить, например замедление частоты вращения, температура окружающей среды или скорость ветра. В качестве регулируемого параметра блокировки тормоза может служить, например, число оборотов, температура окружающей среды или скорость ветра. Другими словами возбуждение генератора, в частности ротора генератора, может устанавливаться в зависимости от измеренного в текущий момент числа оборотов и/или замедления ротора. Дополнительно может также использоваться температура окружающей среды и скорость ветра. В частности, скорость ветра может также использоваться для регулировки аэродинамического тормозящего действия лопасти ротора. Механический тормоз может также регулироваться согласно регулируемому параметру блокировки тормоза. Для этого может также использоваться, в частности, число оборотов и/или положение ротора. В качестве регулируемого параметра блокировки тормоза может также служить температура окружающей среды и скорость ветра. В частности, усовершенствованный вариант может предусматривать то, что механический тормоз блокируется только ниже порогового значения параметра блокировки тормоза. В этом усовершенствованном варианте способ во время первого раннего процесса торможения предпочтительно предусматривает лишь торможение посредством возбуждения генератора, а во время второго более позднего процесса торможения предусмотрено торможение при помощи возбуждения генератора и механического тормоза. Тем самым нагрузка механического тормоза предпочтительно уменьшается. В частности, механический тормоз может выполняться с меньшими расходами и, тем не менее, более эффективным. При необходимости механический тормоз может рассчитываться на меньший диапазон нагрузки.

В частности, в дополнение к регулируемому возбуждению и механическому рабочему тормозу для торможения ротора может также использоваться регулируемое, аэродинамическое, тормозящее действие лопасти ротора, благодаря тому, что лопасть ротора регулируемо выводится из потока ветра. Комбинация аэродинамического тормозящего действия и тормозящего действия возбуждением, а также механического тормоза для торможения ротора оказалась наиболее подходящей для контура регулировки. Предпочтительно в этом усовершенствованном варианте можно осуществлять способ, для того чтобы замедлять ветроэнергетическую установку до остановки ротора.

Наиболее предпочтительно устройство регулировки можно калибровать и/или выполнять в виде открытой системы для обучающейся оптимизации. В частности, это относится к блоку регулировки для регулировки блокировки тормоза, который может калиброваться и/или может быть выполнен в виде открытой системы для обучающейся оптимизации блокировки тормоза. В частности, дополнительно или альтернативно это относится к блоку регулировки для торможения возбуждением, который может быть или откалиброван и/или выполнен в виде открытой системы для обучающейся оптимизации. Таким образом, как при помощи калибровочного торможения, так и при помощи большого количества рабочих торможений оптимизируется устройство регулировки ветроэнергетической установки, и при возрастающем использовании стопорения уменьшается время технического обслуживания системы и увеличивается надежность позиционирования ротора в положении останова для стопорения.

Наиболее предпочтительным оказалось то, что распределение положений фиксации, в частности распределение стопорных положений, согласовано с распределением стопорных пазов и/или с распределением полюсов генератора таким образом, что стопорное положение распределения стопорных положений совпадает с положением фиксации ротора генератора, обусловленным моментом фиксации. В принципе каждое возбуждение создает так называемый момент фиксации, который позволяет останавливать ротор в определенных положениях, обусловленных механической структурой генератора. В частности, это относится к нескольким стопорным пазам и нескольким парам полюсов. Другие механические структуры генератора могут также способствовать созданию момента фиксации. Комбинация из стопорных пазов и полюсов генератора, а также стопорного паза может предпочтительно выбираться с конструктивной точки зрения таким образом, что полюсная чувствительность генератора, то есть обусловленное моментом фиксации позиционирование ротора, способствует закреплению болтами и/или стопорнению.

Предпочтительно ветроэнергетическая установка включает в себя:

- механический рабочий тормоз, и/или

- аэродинамический тормоз лопасти, и/или

- электромагнитный тормоз генератора, и/или

- механическое устройство фиксации, в частности блокируемое фрикционным и/или геометрическим замыканием, причем один или несколько из тормозов подключены с возможностью регулировки к устройству регулировки для регулировки тормозящего действия.

Предпочтительным оказалось то, что механический рабочий тормоз имеет первый блокирующий привод, при помощи которого средство торможения, в частности тормозная колодка, может блокировать движущееся средство, в частности стопорное ребро и/или тормозной диск. Предпочтительно механический рабочий тормоз имеет первое место соединения для устройства регулировки для регулировки тормозящего действия, в частности блокировки.

Предпочтительным оказалось то, что механическое устройство фиксации имеет второй блокирующий привод, при помощи которого средство торможения, в частности стопорный болт и/или тормозная колодка, может фиксироваться в стопорном средстве, в частности в стопорном пазу и/или тормозном диске. Предпочтительно механическое устройство фиксации имеет второе место соединения для устройства регулировки для регулировки стопорного действия.

Предпочтительным оказалось то, что аэродинамический тормоз лопасти имеет двигатель для вывода лопасти из потока ветра, при помощи которого может регулироваться угол наклона лопасти, и который имеет третье место соединения для устройства регулировки для регулировки тормозящего действия, в частности положения вывода лопасти из потока ветра.

Предпочтительным оказалось то, что электромагнитный тормоз генератора имеет четвертое место соединения для регулировки возбуждения полюсного башмака ротора генератора и/или пятое место соединения для передачи чувствительности фиксации генератора.

В способе может быть предусмотрено то, что первое, второе, третье, четвертое и/или пятое место соединения может управляться в контуре регулировки.

Предпочтительно в ветроэнергетической установке механический рабочий тормоз и механическое устройство фиксации объединены в дисковый тормоз. Предпочтительно стопорное ребро дискового тормоза, предпочтительно с несколькими стопорными пазами, в частности тормозной диск, установлено на вращающейся части ветроэнергетической установки, а средство торможения установлено на неподвижной части ветроэнергетической установки. Тормозной диск может быть установлен, например, на корпусе втулки ротора. В этом случае неподвижная часть ветроэнергетической установки предпочтительно установлена в корпусе машинного отделения.

Наиболее предпочтительно стопорное ребро, в частности тормозной диск, может быть установлено на вращающейся части генератора, как, например, на роторе генератора, в частности на кольцевом роторе кольцевого генератора. В этом случае неподвижная часть ветроэнергетической установки предпочтительно установлена на креплении статора, в частности на кронштейне статора.

Предпочтительно средство торможения является тормозным блоком, предпочтительно с тормозной колодкой и/или стопорным болтом или подобным средством фиксации, в частности дополнительно с подходящим приводом для средства фиксации.

Дополнительно или альтернативно механический тормоз может быть также выполнен в виде дискового тормоза в механической силовой передаче машинного отделения, в частности между втулкой ротора и генератором в силовой передаче.

Наиболее предпочтительно тормозная колодка на неподвижной части ветроэнергетической установки выполнена для блокировки тормозного диска, а тормозной диск имеет несколько стопорных пазов, которые согласованы с несколькими стопорными болтами, которые выполнены с возможностью входить в зацепление со стопорными пазами.

Сенсорная система, в частности с инкрементным датчиком и/или анемометром, выполнена для измерения регулируемых параметров торможения, которые выбраны из группы параметров, включающих в себя число оборотов, положение, температуру окружающей среды, скорость ветра; и сенсорная система подключена к устройству регулировки для регулировки тормозящего действия.

Варианты осуществления изобретения описываются далее при помощи чертежей. Примеры осуществления на них показаны не в масштабе, наоборот этот чертеж служит для разъяснения и выполнен в схематичном и/или немного искаженном виде. Принимая во внимание дополнения различимых непосредственно из чертежа технических решений, делается ссылка на соответствующий уровень техники. При этом следует учитывать то, что разнообразные модификации и изменения, относящиеся к форме и деталям варианта осуществления, могут производиться, не отклоняясь от общей идеи изобретения. Раскрытые в описании, на чертеже, а также в пунктах формулы изобретения признаки изобретения могут быть существенными для усовершенствованного варианта изобретения как по отдельности, так и в любой комбинации. Кроме того, все комбинации из по меньшей мере двух признаков, раскрытых в описании, на чертеже и/или в пунктах формулы изобретения, входят в рамки изобретения. Общая идея изобретения не ограничена точной формой или деталями показанного и описанного в последующем предпочтительного варианта осуществления или ограничена предметом изобретения, который был бы ограничен по сравнению с предметом изобретения, истребованным в пунктах формулы изобретения. При заданных диапазонах измерений значения, находящиеся также в пределах указанных границ, являются не установившимися значениями и могут применяться и задаваться произвольно. Дальнейшие преимущества, признаки и детали изобретения раскрываются в последующем описании предпочтительных примеров осуществления, а также при помощи чертежей, на которых показано:

фиг. 1 - предпочтительный вариант осуществления ветроэнергетической установки с гондолой, в которой приводимый в движение ветром ротор соединен через втулку ротора на головке ротора с приводом генератора, причем ротор может останавливаться и стопориться посредством регулируемого торможения, предопределенного позиционирования и автоматического стопорения ротора;

фиг. 2 - фрагмент изображения в перспективе гондолы ветроэнергетической установки согласно фиг. 1 с изображенным схематично устройством регулировки для торможения, позиционирования и стопорения ротора в положении останова, в данном случае с использованием одного или нескольких различных, функций торможения, а именно с использованием механического тормоза, и/или аэродинамического тормоза, и/или электромагнитного тормоза для замедления, и/или фиксации для стопорения в положении останова, причем для положения останова используется положение фиксации генератора;

фиг. 3 - на частичном виде в разрезе гондола согласно фиг. 2 с изображением наиболее предпочтительного механического устройства фиксации;

фиг. 4 - на другом частичном виде в перспективе наиболее предпочтительное механическое устройство фиксации для гондолы согласно фиг. 2;

фиг. 5 - примерное изображение предпочтительного механического устройства фиксации на генераторе, которое включает в себя механический тормоз в виде дискового тормоза, и у которого механически рабочий тормоз и фиксирующее устройство для стопорения ротора в положении останова, для того чтобы предотвращать повторный запуск ротора, объединены в дисковый тормоз, причем механическое устройство фиксации предусматривает геометрическое замыкание при помощи стопорных болтов и стопорных пазов и/или фрикционное замыкание;

фиг. 6 - на виде (А) в области детали X возможность для установки механического тормоза и/или фиксирующего устройства в виде механического устройства фиксации согласно одному варианту между корпусом машинного отделения и корпусом втулки ротора, а также на виде (В) деталь X с другого изображения в перспективе;

фиг. 7 блок-схема для способа согласно предпочтительному варианту осуществления.

На Фиг. 1 показана ветроэнергетическая установка 1000, включающая в себя башню 1, гондолу 2, а также ротор 3 с несколькими в данном случае тремя лопастями 3.1, 3.2, 3.3 ротора. Лопасти 3.1, 3.2, 3.3 ротора на головке 5 ротора при помощи обтекателя 4 с размещенной в нем втулкой 9 ротора, показанной более детально на фиг. 2, соединены с передачей движения с генератором 7, показанным на фиг. 2. Для этого лопасть 3.1, 3.2, 3.3 ротора при помощи изображенной на фиг. 2 опоры 8 лопасти соединена с втулкой 9 ротора или переходным элементом втулки, которая приводит в движение ротор 7.1 генератора 7 для генерирования электрического тока в неподвижном статоре 7.2 генератора 7. На Фиг. 2 показаны детали машинного отделения в гондоле 2 с упомянутой опорой 8 лопасти, втулкой 9 ротора, а также генератором 7, включающим в себя ротор 7.1 генератора и статор 7.2 генератора.

При вращающемся роторе 3 корпус 15 втулки ротора вращается по отношению к корпусу 12 машинного отделения, который окружает машинное отделение гондолы 2. В этом случае втулка 9 ротора и опора 8 лопасти входят в зацепление с корпусом 15 втулки ротора. Ротор 7.1 генератора, также как и втулка 9 ротора, установлен с возможностью вращения на осевой цапфе 19 таким образом, что вращательное движение ротора 3 приводит во вращательное движение ротор генератора.

Платформа 21 машинного отделения 20 служит опорой для нескольких азимутальных двигателей 22 для приведения в движение азимутальной опоры, для того чтобы выравнивать гондолу 2 с ее осью А в соответствии с направлением ветра. На платформе 21 может осуществляться локальное управление ветроэнергетической установкой через терминал 31, и при помощи терминала 31 можно получать доступ к схематично показанному на фиг. 2 устройству 30 регулировки ветроэнергетической установкой - так через терминал 31 могут вводиться команды и параметры, при помощи которых ветроэнергетическая установка 1000 может останавливаться в соответствии с производственными требованиями, например для обусловленного производственными требованиями случая технического обслуживания. Первый дополнительный терминал 31' в основании башни или на основании башни может быть подключен, например, к устройству 30 регулировки, а второй дополнительный терминал 31'' может быть предусмотрен в центральном пункте регулировки и через него может быть подключен к устройству 30 регулировки.

Если в случае технического обслуживания должны проводиться мероприятия в корпусе 15 втулки ротора - при необходимости также для других мероприятий на ветроэнергетической установке необходимо, чтобы ротор 3 останавливался и стопорился в положении останова, для того, чтобы в значительной степени предотвращать движение ротора, в частности же для того чтобы предотвращать повторный запуск ветроэнергетической установки. Например, на фиг. 6(А) показана остановленная ветроэнергетическая установка 1000А в первом положении Р1 останова ротора 3 с лопастью 3.1 ротора в положении на 12 ч, а фиг. 6(В) показывает остановленную ветроэнергетическую установку 1000В во время работы обслуживающего персонала Р во втором положении Р2 останова ротора 3 с лопастью 3.1 ротора в положении на 2 ч.

Для подготовки работы по техническому обслуживанию ветроэнергетическая установка 1000, 1000А, 1000В замедляется в соответствии с производственными требованиями до остановки ротора 3, благодаря тому, что ротор 3 механически и/или аэродинамически тормозится. Без использования описанного здесь концепта ротор 3 должен был бы останавливаться в нерабочем положении, которое получается благодаря торможению, с большей или меньшей возможностью оценки. Если это нерабочее положение не совпадает с застопориваемым ротор положением останова, то ротор 3 должен был бы переводиться из неподходящего нерабочего положения в застопориваемое положение останова. Следует предотвращать то, что ротор 3 останавливается в вышеупомянутом, неподходящем нерабочем положении, так как в этом случае требуются дополнительные трудозатраты, для того чтобы переводить ротор из неподходящего нерабочего положения в застопориваемое положение останова.

Существует также непредпочтительная возможность, резко останавливать еще вращающийся ротор 3 при помощи значительного по величине, остаточного, крутящего момента, благодаря тому, что ротор захватывался бы вручную непосредственно в застопориваемом по