Способ определения физической работоспособности студентов
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области медицины, а именно спортивной медицины, и предназначено для оптимизации дифференцированного преподавания физической культуры студентам с учетом их физической работоспособности и тренированности. Испытуемого тестируют на велоэргометре. После проведения велоэргометрии проводят биоимпедансное исследование композитного состава тела испытуемого, нагрузочные испытания в соответствии с нормой ГТО, проводят спектрофотометрический анализ мочи. Полученным результатам присваивают нативные баллы. После чего рассчитывают количество конечных баллов по математической формуле. В зависимости от полученного результата делают вывод об степени удовлетворительности физической работоспособности. Способ позволяет повысить объективность определения физической работоспособности студента за счет определения степени развития мышечной массы, анализа работоспособности отдельных групп мышц и функциональных резервов организма, которые затрачиваются на выполнение физической нагрузки. 7 табл., 1 пр.
Реферат
Изобретение относится к области медицины, а именно спортивной медицины, и предназначено для оптимизации дифференцированного преподавания физической культуры студентам с учетом их физической работоспособности и тренированности.
Тестирование физической работоспособности лиц, занимающихся физкультурой и спортом, в покое не отражает функционального состояния и резервных возможностей организма, так как патология органа или его функциональная недостаточность заметнее проявляются в условиях нагрузки, чем в покое, когда требования к нему минимальны. Данная проблема решается путем назначения нагрузочных тестов.
Основными задачами нагрузочных тестов являются:
1) определение работоспособности и пригодности к занятиям тем или иным видом спорта;
2) прогнозирование вероятных спортивных результатов, а также прогнозирование вероятности возникновения тех или иных отклонений в состоянии здоровья при перенесении физических нагрузок.
Известны следующие нагрузочные тесты [Рябыкина Г.В. НАГРУЗОЧНЫЕ ТЕСТЫ В КАРДИОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ. Терапевт. 2010. №11. С. 51-76; Лупанов В.П. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДИАГНОСТИКЕ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ СЕРДЦА. Атеросклероз и дислипидемии. 2011. №2. С. 18-25; Лупанов В.П. СОВРЕМЕННЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ОЦЕНКЕ ТЯЖЕСТИ И ПРОГНОЗЕ БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2011. Т. 10. №5. С. 106-11]:
- Тесты на восстановление
- Субмаксимальные тесты на усилие
- Гарвардский степ-тест
- Субмаксимальные нагрузочные тесты
- Нагрузочные тесты у детей
- Субмаксимальный тест Валунда-Шестранда
- Определение максимального потребления кислорода
- Тестирование анаэробной производительности
- Тест со ступеньками
- Велоэргометрия
Последний рассматривается в качестве «золотого стандарта» [Gibbons RJ, Balady GJ, Bricker JT, et al. (October 2002). «АСС/АНА 2002 guideline update for exercise testing: summary article: a report of the American College of Cardiology / American Heart Association Task Force on Practice Guidelines (Committee to Update the 1997 Exercise Testing Guidelines)». Circulation 106 (14): 1883-1992.; Калгин B.B., Шипицина Е.Л. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЕЛОЭРГОМЕТРИЧЕСКОЙ ПРОБЫ У БОЛЬНЫХ С ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА. Бюллетень Северного государственного медицинского университета. 2006. №2. С. 41-42].
Велоэргометрия (ВЭМ) - диагностический метод, основанный на электрокардиографическом (ЭКГ) исследовании для выявления латентной (скрытой) коронарной недостаточности коронарного кровоснабжения и определения индивидуальной толерантности к физической нагрузке с применением возрастающей ступенчатой физической нагрузки, выполняемой исследуемым на специальном приборе (велоэргометре). В основе данного метода лежит тот факт, что ишемия миокарда, возникающая при физической нагрузке у лиц, страдающих ИБС недостаточностью коронарного кровоснабжения, сопровождается характерными изменениями на ЭКГ (депрессией или элевацией сегмента ST, изменениями зубцов Т и/или R, нарушениями сердечной проводимости и/или возбудимости, связанными с физической нагрузкой).
Велоэргометрия относится к пробам с дозированной физической нагрузкой, среди которых известны также степ-тест и тредмил. При выполнении степ-теста больной поочередно наступает на две ступеньки высотой 22,5 см. Проба на тредмиле представляет собой бег на движущейся дорожке с меняющимся углом уклона.
Велоэргометр представляет собой особый вид велотренажера, который, в отличие от последнего, способен точно дозировать нагрузку. Велоэргометр более дешев, занимает меньше пространства, при работе на нем меньше шума, чем при использовании тредмила. Также при работе на нем в отличие от тредмила движения верхней половины тела менее выражены, что облегчает запись ЭКГ и контроль АД.
Велоэргометрия осуществляется следующим образом: велоэргометр представляет собой аналог велосипеда, закрепленного стационарно. Нагрузка, которую испытуемый испытывает, чтобы крутить педали, задается оператором. Обычно она изменяется пошагово. На испытуемом закрепляются электроды для фиксации ЭКГ. Если необходимо, одновременно регистрируются частота дыхания и артериальное давление (чаще они регистрируются до и после нагрузки). Оператор задает примерный темп выполнения физической нагрузки испытуемым (скорость вращения педалей), одновременно регистрируя при этом частоту сердечных сокращений и возможные отклонения на ЭКГ. После 2-3 минут успешного выполнения нагрузка увеличивается. Тест прекращается при достижении максимальной нагрузки, при возникновении жалоб испытуемого, при увеличении частоты сердечных сокращений более 170 ударов в минуту, при появлении ишемических изменений на ЭКГ. Этот способ выбран за прототип.
К недостатку велоэргометрии относится то, что метод показывает общую работоспособность без учета степени развития мышечной массы, анализа работоспособности отдельных групп мышц и функциональных резервов организма, которые затрачиваются на выполнение физической нагрузки.
Задачей изобретения является повышение эффективности способа определения физической работоспособности студентов.
Технический результат заключается в повышении объективности определения физической работоспособности студента с учетом степени развития мышечной массы, анализа работоспособности отдельных групп мышц и функциональных резервов организма, которые затрачиваются на выполнение физической нагрузки.
Это достигается за счет того, что после проведения велоэргометрии проводят биоимпедансное исследование композитного состава тела испытуемого и термографию, выставляя соответствующее количество нативных баллов, после чего проводят комплекс нагрузочных испытаний, включающий в себя бег на 100 м (время прохождения дистанции), кросс 3 км (время прохождения дистанции), подтягивание (число раз), сгибание корпуса из положения лежа (число раз за 1 мин), прыжок в длину из положения стоя (длина), прыжки со скакалкой (число за 30 сек), проведение теста на гибкость, в соответствии с нормами ГТО проставляют нативные баллы, затем берут спектрофотометрический анализ мочи, также выставляя соответствующее количество нативных баллов, после чего рассчитывают количество конечных баллов = велоэргометрия (нативные баллы)*0,981+биоимпеданс (нативные баллы)*1,975+ГТО (нативные баллы)*0,643+спектрофотометрический анализ мочи (нативные баллы)*0,876 и при количестве конечных баллов 3 и более делают вывод об удовлетворительной степени физической работоспособности.
1. Результаты каждого из 4 тестов выражаются в нативных баллах.
2. Нативные баллы пересчитываются в конечные по формуле: Велоэргометрия (баллы)*0,981+биоимпеданс (баллы)*1,975+ГТО (баллы)*0,643+моча (баллы)*0,876.
3. Если студент набрал 3 конечных баллов и более, то он адаптирован к физической нагрузке.
При оценке работоспособности и подборе дальнейших физических упражнений, как правило, не учитывается наличие или отсутствие нарушений развития мышечной ткани, которые могут оказать влияние, как на измеряемые параметры, так и на необходимые коррекционные мероприятия [Исаев А.П., Епишев В.В., Маматов Э.Э. КИСЛОРОДТРАНСПОРТНЫЕ И ЭНЕРГООБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕЗЕРВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ. Человек. Спорт. Медицина. 2013. Т. 13. №3. С. 41-45.; Володина Н.В., Сазонова Е.А. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ДИСПЛАЗИЕЙ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ ПО ДАННЫМ БИОИМПЕДАНСНОГО АНАЛИЗА СОСТАВА ТЕЛА. В сборнике: Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация Материалы IV Международного научного конгресса, посвященного 45-летию УралГУФК. 2015. С. 100-104.; Трисветова Е.Л., Паторская О.А., Берняк Е.Г., Полянская А.В., Пономаренко И.Н., Пименова Т.Н. АНТРОПОМЕТРИЯ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФЕНОТИП У МУЖЧИН ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА. Кардиология в Беларуси. 2013. №2 (27). С. 125-135.; Колокольцев М.М., Лумпова О.М., Лебединский В.Ю. НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕВУШЕК ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА ПРИБАЙКАЛЬЯ. Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2011. №4-1. С. 225-229].
На основании указанных тестов построено дискриминантное правило, которое позволяет выделять студентов, адаптированных и неадаптированных к выполнению физической нагрузки, предусмотренной учебной программой.
Это достигается за счет того, что:
1. Проводится велоэргометрия. Результаты теста оцениваются в нативных баллах (Табл. 1).
2. Определяется композитный состав тела с расчетом мышечной массы (метод биоимпедансного исследования). Результаты оцениваются в баллах (Табл. 2).
3. Определяется успешность выполнения нормативов ГТО для выявления степени работоспособности различных групп мышц. Результаты оцениваются в виде среднего балла, набранного за все упражнения.
Успешность выполнения нормативов ГТО у юношей (Табл. 3).
Успешность выполнения нормативов ГТО у девушек (Табл. 4).
4. Делается спектрографический анализ мочи с тем, чтобы выявить возможные метаболические сдвиги в организме при выполнении физической нагрузки. Результаты оцениваются в баллах.
Тип реакции организма по результатам анализа мочи (Табл. 5).
5. Рассчитывается по специальной формуле адаптированность или неадаптированность к физической нагрузке: велоэргометрия (нативные баллы)*0,981 + биоимпеданс (нативные баллы)*1,975 + ГТО (нативные баллы)*0,643 + моча (нативные баллы)*0,876.
Если студент набрал 3 конечных балла и более, то он адаптирован к физической нагрузке.
Полученные результаты позволяют разработать индивидуальные программы донозологической коррекции физического состояния обучающихся. Также это позволяет выявить учащихся, которые выполняют положенные нормативы, но делают это за счет расходования функциональных резервов организма, т.е. лиц, у которых в любой момент можно ожидать срыв адаптации.
1. Велоэргометрия.
Велоэргометрия проводится согласно стандартным протоколам. По каждому из показателей назначаются баллы за достижение или недостижение нормативных величин.
Эти результаты были получены в ходе обследования 166 студентов, которые одновременно проходили обследование врачом. 119 студентов были отнесены в группу «условно здоров», у остальных были выявлены различные нарушения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Баллы назначены исходя из экспертного опроса 15 врачей-кардиологов.
Баллы могут принимать как положительные, так и отрицательные значения:
- 3 балла и более - нормальная степень адаптированности сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, нет необходимости назначать кардиоваскулярные упражнения.
- 0-2 балла - средняя степень адаптированности сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, нужны кардиоваскулярные упражнения, которые, однако являются частью общего комплекса назначаемых упражнений.
- менее 0 баллов - низкая степень адаптированности сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, нужны кардиоваскулярные упражнения, которые должны стать основной частью назначаемых упражнений.
2. Биоимпедансный анализ (БИА) композитного состава тела организма проводили с программным обеспечением АВС-01 «Медасс». Все параметры состава тела, границы интервалов нормальных значений автоматически рассчитываются специализированным программным обеспечением [Михайлов А.В., Понетаева Е.Г., Рудоман Н.Р., Хилько Е.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОРТАТИВНОГО ПРИБОРА «АВС-01 МЕДАСС» ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТАВА ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА МЕТОДОМ АНАЛИЗА БИОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ИМПЕДАНСОВ. В сборнике: Современные проблемы физики, биофизики и инфокоммуникационных технологий. Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции. 2014. С. 66-77; Архангельская А.Н., Стулина Д.Д., Матосян К.А., Бурдюкова Е.В., Оранская А.Н., Гуревич К.Г. АНАЛИЗ СХОДИМОСТИ ЗНАЧЕНИЙ НЕКОТОРЫХ ОЦЕНОК КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ТЕЛА, ПОЛУЧЕННЫХ НА ДВУХ ПРИБОРАХ ДЛЯ БИОИМПЕДАНСА. Вестник новых медицинских технологий. 2016. Т. 23. №1. С. 62-66].
Процедура БИА выполняется в положении пациента лежа на спине. Одноразовые электроды устанавливаются на кисти и стопе правых конечностей. Длительность измерений параметров импеданса составляет 1-2 секунды, общая длительность исследования - 2-3 минуты. Определяют следующие параметры: индекс массы тела (ИМТ), жировая масса тела (ЖМТ), безжировая (тощая) масса (БМТ), активная клеточная масса (АКМ), процентное содержание жира в теле (% ЖМТ), процентное содержание активной клеточной массы (АКМ %), скелетно-мышечная масса (СММ).
На основании измерений устанавливается соответствие содержания АКМ и СММ половозрастным нормативам. За каждое соответствие ставится 1 балл (т.е. максимально можно набрать 2 балла), за отклонение от нормы в пределах 10% - 0 баллов, отклонение от нормы 10% и более -1 балл за каждый из показателей (т.е. минимально возможно -2 балла). Баллы были выработаны на основании оценки физического развития 119 студентов, которые также тестировались на велоэргометре. Также были использованы рекомендации литературы [Соболева Н.П., Руднев С.Г., Николаев Д.В., Ерюкова Т.А., Колесников В.А., Мельниченко О.А., Пономарева Е.Г., Старунова О.А., Стерликов С.А. О ПЕРВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ БИОИМПЕДАНСНОГО СКРИНИНГА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ В ЦЕНТРАХ ЗДОРОВЬЯ. Кубанский научный медицинский вестник. 2013. №7. С. 165-170; Данилина Н.К. КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ ТЕЛА ПОДРОСТКОВ ПО ДАННЫМ БИОИМПЕДАНСМЕТРИИ. Мать и дитя в Кузбассе. 2013. №3. С. 32-38] и опрос 20 врачей, более 5 лет занимающихся биоимпедансной методикой.
3. Определение физической выносливости проводят в следующих тестах в соответствии с нормативами ГТО:
- Бег 100 м (время выполнения)
- Кросс 3 или 2 км (время выполнения)
- Подтягивание (число раз)
- Пресс (число раз за 1 мин)
- Прыжок в длину из положения стоя (длина)
- Прыжки со скакалкой (число за 30 сек)
Все нормативы, кроме кросса, выполняются в течение 1 занятия (2 академических часа, 1,5 астрономических часа). Кросс сдается на отдельном занятии.
Результаты оценивают в баллах, высчитывая средний балл за все упражнения. Упражнения рассчитаны на определение тренированности различных групп мышц. Также определяется адаптированность к коротким нагрузкам (бег 100 м) и адаптированность к длительным нагрузкам (кросс).
4. Анализ мочи забирают сразу же после выполнения нормативов ГТО на кросс и проводят методом лазерной корреляционной спектроскопии [Румянцева Е.И., Ковалев И.Е., Ковалева О.И., Карганов М.Ю. ЛАЗЕРНАЯ КОРРЕЛЯЦИОННАЯ СПЕКТРОСКОПИЯ МАКРОМОЛЕКУЛЯРНЫХ КОМПЛЕКСОВ В СЫВОРОТКЕ КРОВИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ВЫЯВЛЕНИЯ ПЕРЕДОЗИРОВКИ ИНСУЛИНА И КОРРЕКЦИИ ИНСУЛИНОТЕРАПИИ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ У ДЕТЕЙ. Доклады Академии наук. 2005. Т. 402. №3. С. 405-408]. Это позволяет оценить: происходит или нет расходывание функциональных резервов организма в процессе выполнения физической нагрузки.
Пробы мочи собирают в эпиндорфы сразу же после кросса, быстро замораживают при -25°C и хранят до проведения анализа. Субфракционный состав мочи регистрируют, используя лазерный корреляционный спектрометр ЛКС-03-«ИНТОКС» (Сертификат RU.C. 39.003.А N 5381). В основе метода лежит изменение спектральных характеристик монохроматического когерентного излучения гелий-неонового лазера в результате светорассеяния при прохождении через мочу.
Перед измерением пробы размораживают, центрифугируют при 1000 об/мин 3 мин (центрифуга 5702R, "Eppendorf", Германия). Надосадочную жидкость отбирают, образец в объеме 0,2 мл заливают в кювету ЛК-спектрометра. Измерение проводят в частотном диапазоне 8 кГц в количестве 2000 накоплений. Регуляризацию спектра проводят с использованием нелинейной шкалы (программы "Spectrometer", "Urine", входящие в программное обеспечение спектрометра). Результатом расчета при таком способе обработки является гистограмма, по оси ординат которой отложен процентный вклад частиц в светорассеяние, а по оси абсцисс - их размер в нанометрах.
Весь диапазон спектра делится на 4 информативные дискретные зоны (по размерам светорассеивающих частиц): I - менее 75 нм; II - 76-220 нм; III - 221-1500 нм; IV - выше 1500 нм. В зависимости от увеличения (или снижения) процентного вклада в светорассеяние частиц той или иной фракции была предложена семиотическая классификация ЛКС образцов, включающая идентификацию 8 различных направлений сдвигов в обмене веществ и гуморальном иммунитете, а численные значения представлены в таблице 6.
По результатам анализа мочи ставят баллы. Баллы были подобраны при тестировании 199 студентов и оценке результатов 10 специалистами, более 10 лет занимающихся проблемой. Кроме того, были учтены данные литературы [Румянцева Е.И., Ковалев И.Е., Ковалева О.И., Карганов М.Ю. ЛАЗЕРНАЯ КОРРЕЛЯЦИОННАЯ СПЕКТРОСКОПИЯ МАКРОМОЛЕКУЛЯРНЫХ КОМПЛЕКСОВ В СЫВОРОТКЕ КРОВИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ВЫЯВЛЕНИЯ ПЕРЕДОЗИРОВКИ ИНСУЛИНА И КОРРЕКЦИИ ИНСУЛИНОТЕРАПИИ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ У ДЕТЕЙ. Доклады Академии наук. 2005. Т. 402. №3. С. 405-408; Кац Е.Л., Панков Д.Д., Комаров Г.Д., Носкин Л.А., Карганов М.Ю., Васюткина Т.Н. АНАЛИЗ КЛИНИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ. Российский педиатрический журнал. 2007. №4. С. 26-28; Титов В.Н., Карганов М.Ю., Ротенко А.А., Дмитриев В.А., Алчинова И.Б., Архипова Е.Н.
Локальный справочник с численными значениями отдельных зон ЛК-спектров мочи (Табл. 6)
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ. ЛАЗЕРНАЯ КОРРЕЛЯЦИОННАЯ СПЕКТРОСКОПИЯ В ОЦЕНКЕ ЧИСТОТЫ МЕЖКЛЕТОЧНОЙ СРЕДЫ - ФУНКЦИИ ЭНДОЭКОЛОГИИ. Клиническая лабораторная диагностика. 2009. №6. С. 21-36].
5.Пересчет баллов
«Нативные баллы» по результатам проведенного тестирования (Табл. 7)
Было проведено углубленное медицинское тестирование 166 студентов 1 курса. 119 из них были отнесены к 1 группе здоровья и в дальнейшем в течение года успешно справлялись с выполнением заданий при занятиях физической культурой. Остальные студенты были отнесены ко второй группе здоровья и в течение года не справились с выполнением занятий. Большинство студентов (90%) оформили освобождения; зачет получил только 1 студент. На основании проведенного исследования было сформировано дискриминантное правило (р<0,01).
Велоэргометрия (баллы)*0,981+биоимпеданс (баллы)*1,975+ГТО (баллы)*0,643+спектрофотометрический анализ мочи (баллы)*0,876.
Если студент набрал 3 балла и более, то он адаптирован к физической нагрузке (удовлетворительная степень физической работоспособности) и в течение предстоящего учебного года способен успешно заниматься физической культурой.
Если студент набрал менее 3 баллов, то он не способен заниматься физической культурой по программе вуза.
Способ осуществляется следующим образом: испытуемого тестируют на велоэргометре по стандартной методике: в течение 3 мин во время исследования и через 3 мин после нагрузки определяют частоту дыхания и частоту сердечных сокращений. По полученным результатам выставляют соответствующее количество нативных баллов, затем проводят биоимпедансное исследование композитного состава тела организма и также выставляют соответствующее количество нативных баллов, после чего проводят комплекс нагрузочных испытаний, включающий в себя бег на 100 м (время прохождения дистанции), кросс 3 км (время прохождения дистанции), подтягивание (число раз), сгибание корпуса из положения лежа (число раз за 1 мин), прыжок в длину из положения стоя (длина), прыжки со скакалкой (число за 30 сек), проведение теста на гибкость, и в соответствии с нормами ГТО проставляют нативные баллы, после чего берут спектрофотометрический анализ мочи, результаты которого тоже выражают в нативных баллах. Степень физической работоспособности рассчитывают по формуле:
конечные баллы=Велоэргометрия (нативные баллы)*0,981+биоимпеданс (нативные баллы)*1,975+ГТО (нативные баллы)*0,643+моча (нативные баллы)*0,876.
Если студент набрал 3 конечных балла и более, то он адаптирован к физической нагрузке (удовлетворительная степень физической работоспособности).
Клинический пример №1.
Испытуемый К., 18 лет, юноша.
Проставляют нативные баллы по всем позициям.
Велоэргометрия:
- Работоспособность 165 Вт - 1 балл
- ЧСС 175 - 1 балла
- АДс - 159 мм рт.ст. - 1 балл
- АДд - 65 мм рт.ст - 1 балл
Итого: 4 балла
Биоимпеданс:
- АКМ, % - норма - 1 балл
- СММ, кг - норма - 1 балл
Итого: 2 балла
ГТО:
- Бег, 100 м - 13,9 сек - 5 баллов
- Бег, 3 км - 12,5 мин - 5 баллов
- Прыжки в длину - 231 см - 5 баллов
- Подтягивание - 15 раз - 5 баллов
- Сгибание-разжим в упоре - 12 раз - 5 баллов
- Прыжки через скакалку - 130 раз - 3 балла
- Наклон вперед - 10 см - 4 балла
Средний балл: 4,57
Моча:
Норма - 2 балла
Пересчет баллов: 0,981*4+1,975*2+0,643*4,57+0,876*2=12,56
Делается вывод об удовлетворительной степени физической работоспособности.
Клинический пример №2.
Испытуемая Л., 19 лет, девушка. Проставляют нативные баллы по всем позициям.
Велоэргометрия:
- Работоспособность 90 Вт - -1 балл
- ЧСС 130 - -1 балл
- АДс - 120 мм рт.ст. - 0 баллов
- АДд - 63 мм рт.ст. - 1 балл
Итого: -1 балл
Биоимпеданс:
- АКМ, % - на 15% ниже нормы - -1 балл
- СММ, кг - на 8% ниже нормы - 0 баллов
Итого: -1 балл
ГТО:
- Бег, 100 м - 18 сек - 2 балла
- Бег, 2 км - 12, 0 мин - 3 балла
- Прыжки в длину - 162 см - 3 балла
- Подтягивание - 7 раз - 3 балла
- Подъем туловища - 20 раз - 2 балла
- Прыжки через скакалку - 70 раз - 2 балла
- Наклон вперед - 15 см - 4 балла
Средний балл: 2,29
Моча:
Интоксикация - -1-0,5 * = -1,5 балла
Пересчет баллов: (-1)*0,981+(-1)*1,975+2,29*0,643+(-1,5)*0,876=-2,8
Делается вывод о неадаптированности к занятиям физической культурой в Вузе, т.е. неудовлетворительной степени физической работоспособности.
Способ определения физической работоспособности студента путем проведения велоэргометрии, отличающийся тем, что после проведения велоэргометрии проводят биоимпедансное исследование композитного состава тела испытуемого, нагрузочные испытания в соответствии с нормой ГТО, проводят спектрофотометрический анализ мочи, полученным результатам присваивают нативные баллы, причем результатам теста велоэргометрии присваивают баллы по таблице 1, указанной в описании; успешность выполнения нормативов ГТО у юношей оценивают по Таблице 3, а у девушек по таблице 4, содержащихся в описании; биоимпедансное исследование оценивают следующим образом: «1» нативный балл присваивают при соответствии половозрастным нормам, «0» нативных баллов при отклонении от нормы в пределах от 0 до 10% и «-1» нативный балл при отклонении от нормы более 10%; результаты анализа мочи оценивают по типам реакции: норма: «2» нативных балла; аллергия, аутоиммунные реакции: «0,5» баллов; интоксикация, катаболизм: «-1,5» балла; дистрофия, смешанные реакции: «-0,5» баллов, после чего рассчитывают количество конечных баллов = велоэргометрия (сумма нативных баллов)*0,981 + биоимпеданс (нативный балл)*1,975 + ГТО (средний нативный балл)*0,643 + спектрофотометрический анализ мочи (нативный балл)*0,876 и при количестве конечных баллов 3 и более делают вывод об удовлетворительной степени физической работоспособности.