Средство для стимуляции когнитивных функций при аутизме у детей
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для стимуляции когнитивных функций при аутизме у детей. Для этого в качестве средства для стимуляции когнитивных функций применяют фракции белкового экстракта ткани плаценты, полученной с помощью хроматографического разделения и состоящей из 8 – 10 компонентов с общей молекулярной массой от 15 до 200 кДа. Изобретение позволяет активировать процессы приобретения речевых навыков у детей-аутистов и улучшить выполнение задач, связанных с мелкой моторикой кистей рук. 2 табл.,1 пр.
Реферат
Изобретение относится к области биотехнологии и медицины, а именно к детской неврологии, и представляет расширение области применения препарата NP-3.
Аутизм (более широко - расстройства аутистического спектра, РАС) включает широкий круг нарушений, затрагивающих поведение ребенка (в первую очередь в виде затруднений социального взаимодействия и коммуникации, поведенческие стереотипии и ритуалы и др.). В большинстве случаев РАС имеются сенсорно-перцептивные нарушения, затрудняющие формирование речевого развития и мелкой моторики (Kanner, 1943; Levy, Hyman, 1993; Levy, Hyman, 2005; Bourreau et al, 2009; Чуприков, Хворова, 2013).
В настоящее время кардинальных способов лечения аутизма не имеется, а применяемая медикаментозная терапия является, скорее, симптоматической, т.е. более или менее эффективно подавляющей отдельные проявления и симптомы, типичные для РАС (А.П.Чуприков, А.М.Хворова. Расстройства спектра аутизма. Львов, 2013). В силу этого, в коррекции состояния детей с РАС сегодня преобладают психолого-педагогические подходы, позволяющие в той или иной степени адаптировать ребенка к социуму (Аутизм. Вызовы и решения. Сборник 4 Московской международной конференции. М., 2016).
Среди предложенных в последние годы способов лечения аутизма или, более точно, способов медикаментозной коррекции, улучшающих состояние детей с РАС, можно выделить следующие.
Известен способ лечения аутизма /RU2583926, A61K31/196, опубл. 20.02.2014/, при котором ребенку, страдающему аутизмом, вводят соединение, которое ингибирует перенос хлорид-ионов в нейроны, или соединение, которое облегчает выход хлорид-ионов из нейронов.
Известен способ усиления когнитивной функции у лиц, страдающих аутизмом и др. неврологическими и/или нервно-мышечными нарушениями /NZ507355, A61K31/343, опубл. 27.02.2004) с использованием генинов и сапонинов, влияющих на структуру и функции клеточных мембранных рецепторов.
Известно использование для стимуляции когнитивной функции у детей раннего возраста, особенно у недоношенных с низкой массой тела при рождении, пробиотиков, способных содействию нормальному развитию ребенка, в том числе при детском аутизме /US 2013/0098033, A23L1/30, опубл. 11.12.2014/.
Известно также, что предлагается использовать производные аминоамида для стимуляции когнитивных функций у детей и взрослых (NZ573565, A61K31/165, опубл. 25.01.2013 - Альфа-амидные соединения при лечении когнитивных расстройств), а также ряд других фармакологических препаратов (напр., композиция на основе гликопротеина 2А синаптических везикул - CN105142623, A61K31/13, опубл.09.12.2015 г., или с использованием обогащенных омега-3 фосфолипидов - US 2008/0070870, А61К31/661, опубл. 20.03.2008 г.).
Принципиальным недостатком всех отмеченных способов является то, что авторы, предлагающие их, не принимают в расчет, что нарушения когнитивных и коммуникативных расстройств, типичные для аутизма, базируются не только на дисбалансе ионно-электролитного баланса нейронов, или не только на дисфункциях рецепторов мембран нервных клеток, или не только на нарушениях состава кишечного микробиома и нарушениях функционирования оси кишечник-мозг, и т. д., и т. п., но имеют в своей основе весьма обширный спектр молекулярно-клеточных нарушений (см., например, Россигнол Д.А. и др. Обзор исследований тенденций физиологических отклонений при расстройствах аутистического спектра: иммунная дисрегуляция, воспаление, окислительный стресс, митохондриальная дисфункция и риски, негативное воздействие окружающей среды. Mol. Psychiatry, 2012; 17:389-401; Полетаев А. и др. Адаптивные материнские иммунные отклонения в качестве основания для развития расстройств аутистического спектра у ребенка. Folia Medica 2014, 56:73-80; Полетаев А.Б., Шендеров B.A., Аутизм: Генетика или эпигенетика? ARC Journals of Immunology and Vaccines, 2016, 1, 2, 1-7).
Эта совокупность множества врожденных (внутриутробных) нарушений негативно сказывается на развитии как нервной системы, так и некоторых соматических систем плода. Понятно, что коррекцией лишь отдельных фрагментов сложной мозаики нарушений, лежащих в основе детского аутизма принципиально невозможно добиться полного неврологического восстановления ребенка-аутиста.
Технической проблемой, на которую направлено заявляемое изобретение, является создание средства, предназначенного для коррекции врожденных (внутриутробных) нарушений при детском аутизме. Соответственно технический результат заключается в реализации заявленного средства указанного назначения.
Для решения поставленной технической проблемы и достижения максимально возможного результата в коррекции когнитивно-речевых нарушений у детей-аутистов предлагается применение фракции белкового экстракта ткани плаценты, полученной с помощью хроматографического разделения и состоящей из 8 – 10 компонентов с общей молекулярной массой от 15 до 200 кДа, в качестве средства для стимуляции когнитивных функций при аутизме у детей (далее средства NP-3). Следует иметь в виду, что развитие плода, в том числе формирование и созревание его нервной системы, в значительной степени регулируется биологически активными продуктами, синтезируемыми плацентой. Именно поэтому использование эмпирически подобранной композиции нативных белков плаценты позволяет наиболее щадящим образом добиться эффективной стимуляции развития задерживаемых когнитивно-речевых и моторных (мелкая моторика) навыков у детей-аутистов.
Способ получения средства NP-3 из ткани плаценты известен /Патент РФ № 2405560, A61K35/50, опубл. 10.12.2010/. Также приведены данные экспериментов, свидетельствующие об отсутствии сколько-нибудь заметной острой или хронической токсичности, как и отсутствие пирогенности или других побочных явлений от применения препарата. Кроме того были приведены примеры, свидетельствующие об эффективности применения препарата с целью снижения выраженности последствий острого нарушения мозгового кровообращения /Патент РФ № 2405560, A61K35/50, опубл. 10.12.2010/.
Пример 1. Детям в возрасте от 4 до 7 лет, страдающим аутизмом (диагноз был поставлен клиническим специалистом с применением критериев МКБ 10-го пересмотра), было рекомендовано назальное закапывание средства NP-3 (по 1 капле в каждую ноздрю, ежедневно, на протяжении 12-14 дней).
Предварительно (до начала применения средства NP-3) оценивали уровень речевого развития ребенка, наличие и выраженность стереотипного и ритуального поведения, его склонность к социальным контактам (с родителями, со сверстниками), развитость мелкой моторики и общей двигательной активности.
Те же параметры оценивали спустя 2-3 мес. после отмены средства NP-3.
Результаты исследований представлены в таблицах 1 и 2. Полученные результаты наблюдений позволяют сделать следующие выводы.
Таблица 1. Нормализующее влияние средства NP-3 на поведение детей, страдающих аутизмом (сравнение результатов до- и после применения средства NP-3).
Ребенок (возраст лет, мес.) | Речевое развитие | Динамика:Позитивная +Отсутствие 0Негативная - | Развитие мелкой моторики | Динамика:Позитивная +Отсутствие 0Негативная - | Общая двигательная активность | Динамика:Повышение +Без изменений 0Снижение - | |||
До | После | До | После | До | После | ||||
Р.М. (4,5) | 2 | 3 | + | 3 | 4 | + | 3 | 4 | + |
К.Л. (6,7) | 3 | 4 | + | 2 | 4 | + | 3 | 4 | + |
С.Р. (3,9) | 0 | 0 | 0 | 2 | 3 | + | 4 | 4 | 0 |
П.С. (6,6) | 2 | 4 | + | 3 | 3 | 0 | 3 | 5 | + |
А.Ф. (4,5) | 4 | 5 | + | 4 | 4 | 0 | 4 | 4 | 0 |
Д.К. (7,4) | 3 | 4 | + | 3 | 4 | + | 4 | 5 | + |
М.П. (3,4) | 3 | 4 | + | 4 | 4 | 0 | 3 | 4 | + |
В.Ш. (4,5) | 0 | 1 | + | 1 | 2 | + | 3 | 4 | + |
О.Р. (5,5) | 1 | 2 | + | 2 | 2 | 0 | 2 | 4 | + |
К.С. (5,9) | 3 | 4 | + | 4 | 4 | 0 | 3 | 4 | + |
В.Р. (6,11) | 2 | 3 | + | 3 | 4 | + | 3 | 5 | + |
Н.П. (4,10) | 2 | 4 | + | 3 | 4 | + | 3 | 4 | + |
И.Д. (6,10) | 3 | 4 | + | 4 | 4 | 0 | 5 | 5 | 0 |
А.П. (3,9) | 1 | 3 | + | 3 | 4 | + | 3 | 4 | + |
Таблица 2. Результаты исследований до- и после применения средства NP-3
Ребенок (возраст лет, мес.) | Контакты с родителями | Динамика:Повышение +Без изменений 0Снижение - | Контакты со сверстниками | Динамика:Повышение +Без изменений 0Снижение - | Стереотипии и ритуалы | Динамика:Повышение +Без изменений 0Снижение - | |||
До | После | До | После | До | После | ||||
Р.М. (4,5) | 2 | 3 | + | 1 | 2 | + | 3 | 4 | + |
К.Л. (6,7) | 2 | 2 | 0 | 1 | 1 | 0 | 4 | 4 | 0 |
С.Р. (3,9) | 3 | 3 | 0 | 1 | 1 | 0 | 4 | 4 | 0 |
П.С. (6,6) | 3 | 3 | 0 | 1 | 1 | 0 | 4 | 4 | 0 |
А.Ф. (4,5) | 4 | 4 | 0 | 2 | 2 | 0 | 3 | 4 | + |
Д.К. (7,4) | 4 | 4 | 0 | 2 | 2 | 0 | 4 | 4 | 0 |
М.П. (3,4) | 4 | 4 | 0 | 1 | 1 | 0 | 4 | 4 | 0 |
В.Ш. (4,5) | 2 | 3 | + | 0 | 1 | + | 3 | 3 | 0 |
О.Р. (5,5) | 3 | 3 | 0 | 1 | 1 | 0 | 4 | 3 | - |
К.С. (5,9) | 3 | 3 | 0 | 1 | 1 | 0 | 3 | 4 | + |
В.Р. (6,11) | 3 | 3 | 0 | 1 | 2 | + | 3 | 3 | 0 |
Н.П. (4,10) | 4 | 4 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 | 2 | 0 |
И.Д. (6,10) | 3 | 3 | 0 | 2 | 2 | 0 | 3 | 3 | 0 |
А.П. (3,9) | 2 | 3 | + | 0 | 1 | + | 3 | 3 | 0 |
Примечание. Значения каждого из параметров до- и после применения средства NP-3 оценивали в усл.ед. по 5-балльной шкале.
1. Данные наблюдений, приведенные в Таблицах 1 и 2, свидетельствуют о заметном улучшении речевых навыков у 92% детей (13 из 14) при отсутствии эффекта в одном случае (p < 0.01). Ухудшений речи не отмечалось ни в одном случае.
2. Мелкая моторика кистей рук улучшалась у 8 детей (57%); в 6 случаях изменения отсутствовали (p < 0.05). Ухудшений не отмечалось ни в одном случае.
3. При этом у большинства детей (78,5%; у 11 из 14) увеличивалась общая двигательная активность (p < 0.05).
4. Контакты а) с родителями и б) со сверстниками у небольшой части детей заметно улучшались (соответственно, у 21% и у 29%).
5. Мало менялась выраженность стереотипного и ритуального поведения (оставалось на прежнем уровне у 8 детей из 14, повысилась в 3 случаях и снизилась в 1 случае).
6. В целом, данные наших наблюдений свидетельствуют о стимуляции (активации) когнитивных функций, что, в первую очередь, проявляется в улучшении речевых функций, а также в улучшении координации сложных движений рук (мелкой моторики). При этом социальные контакты улучшались в малой части случаев (не более чем в четверти случаев).
7. Общая двигательная активность детей в большинстве случаев возрастала.
8. Частота стереотипного и ритуального поведения у наблюдавшихся детей менялось мало.
Каких-либо побочных реакций на назальные введения средства NP-3 ни в одном случае отмечено не было.
Таким образом, проведенные исследования позволили расширить область применения средства NP-3 и продемонстрировали его безопасность и эффективность в качестве средства коррекции детей, страдающих аутизмом.
Применение средства NP-3 позволяет активировать процессы приобретения речевых навыков у большинства детей-аутистов и улучшить выполнение задач, связанных с мелкой моторикой кистей рук.
Применение фракции белкового экстракта ткани плаценты, полученной с помощью хроматографического разделения и состоящей из 8 – 10 компонентов с общей молекулярной массой от 15 до 200 кДа, в качестве средства для стимуляции когнитивных функций при аутизме у детей.