Способ создания учебно-методического пособия для занятий по восстановлению и профилактической тренировке вербальной памяти у больных неврологической клиники

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к медицине, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике в процессе восстановительного обучения и профилактической тренировки вербальной памяти у больных неврологической клиники. Создание учебно-методического пособия для проведения занятий по восстановлению и профилактической тренировке вербальной памяти осуществляют путем нанесения на листы А5 различных слов, включая существительные, прилагательные, глаголы и предлоги в виде не менее двух колонок, и создания прозрачных пленок с нанесенным на них непрозрачным фоном - пленок-фильтров, таким образом, чтобы каждая пленка содержала в различном сочетании прозрачные области, соответствующие по размеру и местоположению колонкам и словам в них, причем слева и справа от каждой прозрачной области нанесены пунктирные линии, соединяющие каждое слово левой части пособия с соответствующим словом его правой части, при этом листы с нанесенными словами и пленки с прозрачными областями размещают в прозрачных файлах, а файлы закрепляют в кольцах картонных или пластиковых обложек с возможностью их переворачивания и съема. Способ обеспечивает простоту исполнения учебно-методического пособия, обеспечивающего удобство процесса занятий по восстановлению и тренировке вербальной памяти, позволяющего обеспечить возможность проведения длительного курса занятий за счет формирования большого количества заданий из готовых групп слов. 5 ил.

Реферат

Настоящее изобретение относится к медицине, к разделу неврологии и нейропсихологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике для занятий, направленных на восстановление и профилактическую тренировку вербальной памяти у больных неврологической клиники.

Вербальная память - это вид памяти, который определяет способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию. Восстановление вербальной памяти относится к недостаточно разработанным вопросам практики восстановительного обучения, поэтому не существует каких-либо специальных учебно-методических пособий, предназначенных для занятий по восстановлению вербальной памяти больных неврологической клиники.

Однако существует ряд методов, предназначенных для тренировки вербальной памяти у здоровых людей, которые после соответствующей адаптации, заключающейся в их упрощении и сокращения объема заданий, могут использоваться и для занятий по восстановлению нарушенной вербальной памяти у больных с органическими поражениями головного мозга.

Основой тренировки вербальной памяти являются различные упражнения со словами, в которых требуется запоминать слова, их группы и последовательности различными способами.

Запоминание слов - базовое упражнение, способствующее развитию навыка запоминания текстовой информации. Его использование помогает с легкостью запоминать последовательность слов в определенном порядке, списки дел и покупок, планы на день, адреса и множество другой необходимой информации (Мятов П. Легкие приемы запоминания информации. Опубликовано 04.11.2012, найдено 22.04.2015 в Интернет: http://moya-pamyat.ru/zapominanie-zapominanie-informacii.html).

Одним из наиболее распространенных упражнений на тренировку вербальной памяти является запоминание последовательностей слов.

Запоминание рядов не связанных между собой слов (любыми способами) является хорошим упражнением (наряду с другими) для поддержания памяти, своеобразной профилактической мерой против ослабевания (снижения) памяти (Никитина Т.Б, Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания). – М.: Международное Агентство "A.D. & Т.", 2002, 304 с.). Однако для таких тренировок не разработаны простые и эффективные учебно-методические пособия, обеспечивающие большое количество слов для запоминания на каждом занятии.

Широко известно созданное методическое пособие, выполненное в виде книги, содержащее обложку и листы со стимульным материалом, среди которого представлен метод последовательных ассоциаций в виде заданий для тренировки вербальной памяти. Данное методическое пособие направлено на запоминание значительного количества слов, за счет связывания их между собой. В результате этого получается сюжет (рассказ, или цепочка ассоциаций), состоящий из слов, входящих в запоминаемый список.

Например, для запоминания десяти произвольно взятых слов ОГУРЕЦ, ЛОДКА, КОМАР, КОНВЕРТ, ГУСЕНИЦА, КНИГА, РИС, ФОНТАН, ФАРЫ, МЕДВЕДЬ составляется рассказ, основанный на последовательном связывании слов друг с другом при помощи метода последовательных ассоциаций. Например, вначале представляют, как разрезают ОГУРЕЦ вдоль и получается ЛОДКА. Лодка плывет и на всей скорости сталкивается с КОМАРОМ. Комар от страха залезает в КОНВЕРТ. Конверт улетает и, сворачиваясь, превращается в ГУСЕНИЦУ. Гусеница ползет, натыкается на КНИГУ и заползает в нее. В книге вместо букв - РИС. Он начинает разбухать и бьет оттуда как ФОНТАН. Брызги этого рисового фонтана залепляют ФАРЫ проезжающей рядом машины. Фары разлетаются на мелкие кусочки, и один из них по форме очень напоминает МЕДВЕДЯ, который превращается в настоящего (Никитина Т.Б, Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания). – М.: Международное Агентство "A.D. & Т.", 2002, 304 с.).

Для дальнейшей тренировки вербальной памяти в приложении к указанной выше книге приведен список из 90 слов.

Данное созданное в виде книги методическое пособие может использоваться и в практике восстановительного обучения. Однако использование его в практической сфере затрудняется тем, что для ежедневных занятий требуется значительное количество составленных заранее последовательностей различных слов. Особенно это актуально при проведении профилактических занятий, где количество слов для запоминания на каждом занятии должно быть более значительным и включать в себя десятки и сотни слов. В рассмотренном выше созданном пособии для тренировки памяти приведен список только из 90 слов, что недостаточно для долгосрочных курсов занятий по восстановлению вербальной памяти, длительность которых исчисляется неделями и месяцами. И даже, если бы в этом списке были сотни слов, их было бы недостаточно.

Для решения данной проблемы в нашей практической работе по тренировке памяти были созданы карточки с напечатанными на них словами, благодаря чему из относительно небольшого количества карточек со словами можно было формировать большое количество последовательностей слов.

Однако занятия с использованием карточек в определенной степени неудобны и трудоемки, так как при запоминании каждого слова необходимо, держа стопку с карточками в руке, каждый раз снимать верхнюю карточку и перемещать ее вниз. Аналогичная последовательность повторяется и при воспроизведении заученных слов с целью контроля правильности воспроизведения. Что касается использования карточек в работе с больными, то для них это еще более трудоемкий процесс, а во многих случаях и недоступный из-за наличия нарушений движений рук.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является создание простого в исполнении и использовании учебно-методического пособия, позволяющего формировать необходимое количество комплектов последовательностей слов, предназначенных для использования в процессе занятий, направленных на восстановление или профилактику нарушений вербальной памяти у больных неврологической клиники.

Технический результат заявленного способа заключается в простоте исполнения учебно-методического пособия, обеспечивающего удобство процесса занятий по восстановлению и тренировке вербальной памяти, позволяющего обеспечить возможность проведения длительного курса занятий за счет формирования большого количества заданий из готовых групп слов.

Технический результат достигается тем, что создание учебно-методического пособия для проведения занятий по восстановлению и профилактической тренировке вербальной памяти проводят путем нанесения на листы А5 различных слов, включая существительные, прилагательные, глаголы и предлоги в виде не менее двух колонок, и создания прозрачных пленок с нанесенным на них непрозрачным фоном, таким образом, чтобы каждая пленка содержала в различном сочетании прозрачные области, соответствующие по размеру и местоположению колонкам и словам в них, причем слева и справа от каждой прозрачной области нанесены пунктирные линии, соединяющие каждое слово левой части пособия с соответствующим словом его правой части, при этом листы с нанесенными словами и пленки с прозрачными областями - пленки-фильтры, размещают в прозрачных файлах, а файлы закрепляют в кольцах картонных или пластиковых обложек с возможностью их переворачивания и съема.

Способ создания учебно-методического пособия для проведения занятий по восстановлению и профилактической тренировке вербальной памяти иллюстрируется чертежами.

На фиг. 1 - общий вид созданного учебно-методического пособия по восстановлению и тренировке вербальной памяти у больных неврологической клиники, в правой части которого расположен лист с колонками слов, а в левой части - лист с колонками слов, на который наложена пленка-фильтр с прозрачными областями;

На фиг. 2 показан лист учебно-методического пособия с набором слов, размещенных в четырех колонках и предназначенных для формирования последовательности слов для запоминания;

На фиг. 3 показана пленка-фильтр учебно-методического пособия с нанесенным на нее белым фоном и прозрачными областями, предназначенными для формирования последовательности слов для запоминания, слева и справа от которых расположена пунктирная линия;

На фиг. 4 показан пример работы с созданным учебно-методическим пособием в виде последовательности слов для запоминания, сформированный путем наложения пленки-фильтра с прозрачными областями, на лист, содержащий колонки слов.

На фиг. 5 показан пример задания по соединению слов левой части пособия с соответствующими словами его правой части за счет нанесенных пунктирных линий от каждой прозрачной области.

Способ осуществляется следующим образом.

Создание учебно-методического пособия проводят (см. фиг. 1) путем закрепления в предварительно изготовленных картонных или пластиковых обложках (1) с помощью разъемных колец (2) прозрачных файлов (3), в одни из которых вставляют листы бумаги формата А5 (4) с нанесенными на них не менее 2 колонок слов (5), а в другие прозрачные пленки с нанесенным на них непрозрачным фоном - пленки-фильтры (6). При этом белый непрозрачный фон наносят на прозрачные пленки (6) таким образом, чтобы оставался прозрачным ряд областей (7) прямоугольной формы в количестве не менее одной области на строку слов, которые соответствуют по размеру и местоположению колонкам со словами (5). Слева и справа от каждой прозрачной области (7) нанесены пунктирные линии (8), соединяющие каждое слово левой части пособия с соответствующим словом его правой части. А нанесенные на листы (4) колонки слов (5) выполнены в виде не менее двух колонок различных слов, включая существительные, прилагательные, глаголы и предлоги.

На каждый лист (4) с колонками слов (5) и прозрачную пленку с нанесенным на них непрозрачным фоном и прозрачными областями (далее пленка-фильтр) (6) наносят свой номер, позволяющий фиксировать использованные задания в протоколе занятия по восстановлению или профилактике вербальной памяти.

Каждая прозрачная пленка-фильтр (6) и содержащая прозрачные области (7) может быть наложена на любой из листов (4), содержащих колонки со словами (5), позволяя тем самым формировать из слов, напечатанных на листе бумаги, необходимые для восстановительных и профилактических занятий последовательности слов для запоминания.

Таким образом, учебно-методическое пособие является простым в изготовлении при большой эффективности его использования для восстановления и профилактической тренировке вербальной памяти у больных неврологической клиники.

Работа с созданным учебно-методическим пособием заключается в следующем.

В ходе проведения занятий по восстановлению и профилактической тренировке вербальной памяти специалист снимает с разъемных колец (2) учебно-методического пособия один или несколько файлов (3), содержащих пленки-фильтры (6) с необходимым для восстановления и профилактической тренировки количеством прозрачных областей (7) и вставляет пленки-фильтры (6) перед листами (4) в колонки слов (5), так что бы в прозрачных областях были видны слова колонок (5).

Первую группу в работе с учебно-методическим пособием составляют методы, основанные на активном воспроизведении вербального материала, когда пациент воспроизводит заученные слова. Во вторую группу входят методы, основанные на пассивном узнавании запоминаемого вербального материала, когда пациент узнает слова, которые он запомнил среди группы других слов.

Разработанное и созданное учебно-методическое пособие по восстановлению и профилактической тренировке вербальной памяти позволяет формировать следующие виды рабочего материала, предназначенного для использования в методах на активное воспроизведение:

1. Последовательности слов в колонках (5), используемых для запоминания и последующего воспроизведения пациентом. В данном случае пациент самостоятельно или с помощью специалиста путем наложения на лист (4) пленок-фильтров (6) запоминает последовательность слов и далее воспроизводит их, производя проверку воспроизводимых слов;

2. Последовательности пар слов, используемых для запоминания и последующего воспроизведения. В данном случае на два листа с колонками слов (5) накладывают одновременно два листа пленок-фильтров (6), которые соединяют пунктирными линиями (8) друг с другом, а пациент запоминает пары слов, формируемых в левой и правой половинах учебно-методического пособия, после чего специалист называет первое слово пары, а пациент должен назвать второе слово пары.

Кроме того, созданное учебно-методическое пособие позволяет формировать материал, предназначенный для использования в методах на пассивное узнавание, который представлен группой слов, предназначенных для запоминания и последующего узнавания среди других слов. В данном случае пациенту на короткое время предъявляют для запоминания группу слов, видимых в прозрачных областях (7), после чего пленку-фильтр (6) переворачивают, а пациент должен узнать запомненные им слова среди другой большей по количеству группы слов, размещенных в колонках (5).

В ходе выполнения занятий, направленных на запоминание последовательностей слов в колонках (5), специалист накладывает файлы, содержащие пленки-фильтры (6) с прозрачными областями (7), на листы, содержащие колонки слов (5), в результате чего определенная часть слов закрывается непрозрачным фоном, а другая часть слов, оказавшаяся под прозрачными областями (7) (по одному на каждой строчке), остается видимой.

На первых занятиях специалист обучает больного приемам, позволяющим запоминать последовательности слов колонок (5) после наложения пленки-фильтра (6) путем использования описанного выше приема запоминания - последовательного связывания слов друг с другом.

После запоминания слов пациентом специалист закрывает лист со словами, на который наложена пленка-фильтр (6) с прозрачными областями (7), чистым листом бумаги формата А5 и просит пациента назвать первое слово. После того как пациент называет самостоятельно или с помощью подсказки первое слово, специалист сдвигает вниз лист бумаги, открывая это слово с целью проверки правильности его называния. Затем пациенту требуется вспомнить самостоятельно или при помощи специалиста следующее слово, после чего чистый лист бумаги сдвигают вниз и проверяют правильность называния слова.

При самостоятельных занятиях, направленных на профилактическую тренировку памяти, занимающийся самостоятельно выполняет все действия, связанные с наложением пленок-фильтров (6) с прозрачными областями (7) на листы, содержащие колонки слов (5), и вставляет их в кольца обложки, исходя из того, что одну пленку-фильтр (6) располагают между двумя листами, содержащими колонки слов (5). Таким образом, формируется требуемая по количеству слов последовательность для запоминания. Так, если требуется подготовить для запоминания последовательность из 200 слов, то достаточным является 10 листов (4), содержащих колонки слов (5), которые вставлены в 6 прозрачных файлов (3), между которыми располагают 5 пленок-фильтров (6).

В ходе выполнения занятий, направленных на запоминание пар слов, специалист вынимает из колец (2) обложки (1) два файла (3) с пленками-фильтрами (6) с прозрачными областями (7) и накладывает их на два листа (4), содержащих колонки слов (5), а пациент после обучения специалистом приемам запоминания мысленно связывает каждое слово, расположенное в левой части пособия, с аналогичным словом в правой части пособия посредством соединения пунктирными линиями (8) от каждой прозрачной области (7).

В ходе выполнения упражнения, направленного на пассивное узнавание запомненных слов, специалист накладывает пленку-фильтр (6) с прозрачными областями (7) на лист (4), содержащий колонки слов (5), и предъявляет сформированный список слов больному на определенное время. После этого специалист переворачивает пленку-фильтр (6) с прозрачными областями (7), закрывает его чистым листом бумаги и просит больного выбрать из открытой ему группы слов, расположенной в колонках (5), те слова, которые он запоминал.

Наряду с листами (4), содержащими четыре колонки слов (5) по двадцать слов, и пленками-фильтрами (6) с двадцатью прозрачными областями (7) в восстановительной работе с больными могут использоваться и листы, содержащие меньшее количество заданий. Так для работы с больными, имеющими выраженные нарушения вербальной памяти, используются листы, содержащие две колонки по десять слов, и пленки-фильтры, содержащие по десять прозрачных областей.

Таким образом, изготовление учебно-методического пособия не требует больших усилий и экономических затрат. А эффективность созданного учебно-методического пособия по восстановлению и профилактической тренировке вербальной памяти у больных неврологической клиники заключается в следующем:

1) В удобстве проведения занятий по восстановлению и профилактической тренировке вербальной памяти за счет возможности формирования для запоминания различных последовательностей неограниченного количества слов, нанесенных на листы А5, включая существительные, прилагательные, глаголы и предлоги в виде не менее двух колонок, и создания пленок-фильтров, таким образом, чтобы каждая пленка содержала в различном сочетании прозрачные области, соответствующие по размеру и местоположению колонкам и словам в них;

2) В возможности формирования учебного материала для различных заданий по восстановлению и профилактической тренировке вербальной памяти;

3) В возможности вернуться к любой последовательности слов, которая ранее использовалась для запоминания, путем совмещения листов со словами и пленок-фильтров с соответствующими номерами;

4) В возможности проведения долгосрочных занятий по восстановлению вербальной памяти за счет использования многочисленных наборов напечатанных слов, размещенных в колонках на листах пособия;

5) В широкой сфере практического использования пособия - как в восстановительном обучении, так и при проведении профилактических занятий;

6) Возможности использования пособия для тренировки и совершенствования зрительной памяти у здоровых людей.

Способ создания учебно-методического пособия для проведения занятий по восстановлению и профилактической тренировке вербальной памяти, включающий нанесение на листы А5 слов - существительных, прилагательных, глаголов и предлогов в виде не менее двух колонок и создание прозрачных пленок с нанесенным на них непрозрачным фоном - пленок-фильтров, таким образом, чтобы каждая пленка содержала в различном сочетании прозрачные области, соответствующие по размеру и местоположению колонкам и словам в них, причем слева и справа от каждой прозрачной области нанесены пунктирные линии, соединяющие каждое слово левой части пособия с соответствующим словом его правой части, при этом листы с нанесенными словами и пленки с прозрачными областями размещают в прозрачных файлах, а файлы закрепляют в кольцах картонных или пластиковых обложек с возможностью их переворачивания и съема.