Способ определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта, в которых очко счета разыгрывается в результате серии ударов по спортивному снаряду, таких как бадминтон, теннис и другие. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности. Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности. Затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания или упреждения, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности. Испытуемый с перерывом заданной длительности выполняет заданное число серий из заданного количества остановок движущегося точечного объекта в области положения метки. В каждой серии вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле. По результатам всех серий вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания или упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания или упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий. Результаты вычислений среднеарифметических значений ранжируют и каждому результату присваивают порядковый номер, начиная с наименьшего значения, и подсчитывают сумму S порядковых номеров испытуемых. Рейтинг испытуемых вычисляют как обратную величину суммы порядковых номеров, умноженную на 100. Испытуемый, имеющий более высокий рейтинг, расценивается как более перспективный и способный показать более высокие результаты в соревнованиях. Заявляемый способ позволяет по результатам тестирования за счет учета критериев точности и стабильности двигательных действий определить рейтинг спортсмена игровых видов спорта, в которых очко счета разыгрывается в результате серии ударов по спортивному снаряду. 1 ил., 3 табл., 2 пр.

Реферат

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта, в которых очко счета разыгрывается в результате серии ударов по спортивному снаряду, таких как бадминтон, теннис и другие.

В игровых видах спорта от спортсмена требуется быстрая оценка соревновательных ситуаций, принятие адекватных решений и техническое мастерство при выполнении двигательных действий [1]. Эффективность двигательных действий зависит от моторных возможностей [2], обусловленных, наряду с другими параметрами, точностью движений, под которой понимают качество двигательного акта, реализованного с соблюдением заранее установленной системы характеристик [3].

Эффективность выполнения двигательных действий количественно оценивается помимо точности рядом показателей, в том числе стабильностью, то есть выполнением двигательного действия с малым диапазоном отклонений в серии из 5-10 повторений [4].

Известна система рейтингового тестирования, включающая подачу теста обучающимся, последующее сравнение ответов обучающихся с правильными ответами, отличающаяся тем, что тестирование осуществляют по К дисциплинам, где К≥2, часть которых - N дисциплин - профильные, часть - М дисциплин - дополнительные, причем K=N+M, а определение и/или изменение профильности дисциплин тестирования производят с помощью компьютерного средства анализа направленного графа логической связности дисциплин, при этом тестирование осуществляют путем vi испытаний, где i=1,…N, по каждой из N профильных дисциплин и wj испытаний, где j=1,…M, по каждой из М дополнительных дисциплин, результаты тестирования вводят в базу данных компьютера, затем с его помощью определяют максимальные результаты по vi испытаниям по каждой профильной и по wj испытаниям по каждой дополнительной дисциплинам раздельно, после чего с помощью компьютерного средства вычисляют индивидуальный итоговый рейтинг каждого обучающего [5].

Система может использоваться для определения рейтинга спортсменов игровых видов спорта путем задания основных (профильных) и дополнительных тестов, позволяющих оценить подготовленность спортсмена. Недостатком системы является отсутствие таких тестов.

Известен способ определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта, заключающийся в том, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, определяют максимальное абсолютное значение ошибки несовпадения точечного объекта и метки Tp max, рейтинг Р вычисляют как обратную величину максимального абсолютного значения ошибки несовпадения точечного объекта и метки, умноженную на 100, по формуле: Р=100⋅1/Тр max=100/Тр max, испытуемый, имеющий более высокий рейтинг, расценивается как более перспективный и способный показать более высокие результаты в игровых видах спорта [6].

В данном способе определяется максимальное абсолютное значение ошибки несовпадения точечного объекта и метки, которое характеризует вероятность ошибки в серии двигательных действиях, то есть вероятность технического брака, однако при определении рейтинга спортсмена точность и стабильность серии двигательных действиях не оценивается.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта, заключающийся в том, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, определяют максимальное абсолютное значение ошибки несовпадения точечного объекта и метки Тр max, отличающийся тем, что строят вариационный ряд ошибок несовпадения точечного объекта и метки, вычисляют вариационный размах ряда по формуле: R=tmax-tmin, где tmax и tmin - соответственно наибольший и наименьший члены вариационного ряда, мс; вычисляют верхнюю квартиль (75% квантиль) максимального абсолютного значения ошибки несовпадения точечного объекта и метки Tp max, процент П абсолютных значений ошибок несовпадения точечного объекта и метки, находящихся в верхней квартили максимального абсолютного значения ошибки несовпадения точечного объекта и метки Tp max; рейтинг Р вычисляют как обратную величину среднеарифметического значения максимального абсолютного значения ошибки несовпадения точечного объекта и метки Tp max, вариационного размаха R и процента П абсолютных значений ошибок несовпадения точечного объекта и метки, находящихся в верхней квартили максимального абсолютного значения ошибки несовпадения точечного объекта и метки Tp max, умноженную на 100, по формуле: Р=100×1/(Tp max+R+П)/3=300/(Tp max+R+П), испытуемый, имеющий более высокий рейтинг, расценивается как более перспективный и способный показать более высокие результаты в предстоящих соревнованиях [7].

Недостатком способа является отсутствие оценки стабильности двигательных действий при определении рейтинга спортсмена игровых видов спорта.

Технический результат предлагаемого способа заключается в расширении функциональных возможностей путем получения оценки стабильности двигательных действий при определении рейтинга спортсмена игровых видов спорта.

Технический результат достигается тем, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, который движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания или упреждения, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, причем новым является то, что испытуемый с перерывом заданной длительности повторяет заданное число серий из заданного количества остановок движущегося точечного объекта в области положения метки, в каждой серии вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле:

где ti - i-e значение ошибки запаздывания или упреждения, мс; n - число остановок точечного объекта в области положения метки, и среднеквадратическое отклонение значений ошибок запаздывания и упреждения; по результатам всех серий вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий; результаты вычислений среднеарифметических значений ранжируют и каждому результату присваивают порядковые номера, начиная с наименьшего значения, подсчитывают сумму S порядковых номеров испытуемых, рейтинг R испытуемых вычисляют как обратную величину суммы порядковых номеров, умноженную на 100, по формуле:

испытуемый, имеющий более высокий рейтинг, расценивается как более перспективный и способный показать более высокие результаты в соревнованиях.

Задача испытуемого, стремящегося остановить движущийся объект, точно совмещая его с меткой, состоит в нахождении некоторой величины упреждения с учетом скорости движения объекта, оставшегося расстояния и скорости своих двигательных действий [8]. Действия испытуемого в подобной ситуации соответствуют действиям спортсмена игровых видов спорта, что позволяет оценить точность и стабильность двигательных действий испытуемого.

На фиг. 1 представлена окружность, предъявляемая испытуемому на экране видеомонитора, где 1 - метка, 2 - точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности.

Предлагаемый способ отбора для занятий игровыми видами спорта осуществляется следующим образом.

Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка 1 и точечный объект 2, движущийся с заданной скоростью по окружности (фиг. 1). Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта 2, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта 2 с меткой 1 нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта 2 по окружности.

Затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта 2 и метки 1 - время ошибки запаздывания или упреждения, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта 2 по окружности.

Испытуемый с перерывом заданной длительности выполняет заданное число серий из заданного количества остановок движущегося точечного объекта в области положения метки.

В каждой серии вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле (1) и среднеквадратическое отклонение значений ошибок запаздывания и упреждения. По результатам всех серий вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий.

Результаты вычислений среднеарифметических значений ранжируют и каждому результату присваивают порядковый номер, начиная с наименьшего значения, и подсчитывают сумму S порядковых номеров испытуемых.

Рейтинг R испытуемых вычисляют как обратную величину суммы порядковых номеров, умноженную на 100 по формуле (2). Испытуемый, имеющий более высокий рейтинг, расценивается как более перспективный и способный показать более высокие результаты в соревнованиях.

Заявляемый способ позволяет по результатам тестирования по критериям точности и стабильности двигательных действий определить рейтинг спортсмена игровых видов спорта, в которых очко счета разыгрывается в результате серии ударов по спортивному снаряду.

Таким образом, заявляемый способ определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта обладает новыми свойствами, обусловливающими получение технического результата.

Пример 1

Испытуемому Д.Н., 12 лет, учащемуся ДЮСШ, отделение бадминтона, на экране видеомонитора персонального компьютера предъявили окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся по часовой стрелке по окружности, совершая один оборот за 2,0 сек (фиг. 1).

Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения точечного объекта с положением метки нажимал клавишу клавиатуры компьютера «Пробел», выполняющую функцию кнопки «Стоп». Компьютер в момент нажатия клавиши «Пробел» останавливал движение точечного объекта по окружности, вычислял ошибку несовпадения положений точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания или ошибки упреждения, заносил значение времени ошибки в запоминающее устройство и через 1 сек продолжал движение точечного объекта по окружности.

Испытуемый выполнил 15 серий из 7 остановок движущегося точечного объекта в области положения метки с перерывом в 20 сек между сериями.

Число серий выбрано исходя из контрольных соревнований, проводимых в ДЮСШ, до 15 набранных очков. Число остановок движущегося точечного объекта в области положения метки и длительность перерыва выбраны исходя из педагогических наблюдений за ходом контрольных соревнований.

В каждой серии вычислили оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле (1) и среднеквадратическое отклонение (СКО) значений ошибок запаздывания и упреждения. Результаты вычислений приведены в таблице 1.

Вычисленные по результатам 15 серий среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий, равны соответственно 25,9 и 18,4 мс.

Пример 2

Испытуемый Д.И., 11 лет, учащийся ДЮСШ, отделение бадминтона, аналогично испытуемому Д.Н., выполнил тест по оценке времени реакции на движущийся объект.

Оценки времени реакции t испытуемого на движущийся объект, вычисленные по формуле (1), и среднеквадратических отклонений (СКО) значений ошибок запаздывания и упреждения в сериях приведены в таблице 2.

Вычисленные по результатам 15 серий среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий, равны соответственно 17,5 и 11,9 мс.

Всего протестировано 10 испытуемых, подростков 11-12 лет, учащихся ДЮСШ, отделение бадминтона. Результаты тестирования представлены в таблице 3.

Сp.ap. t - среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и упреждения испытуемого, вычисленное по результатам 15 серий; № (ср.ар.) - порядковый номер среднеарифметического значения ошибок запаздывания и упреждения испытуемого; ср.ар. СКО - среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения испытуемого, вычисленных по результатам отдельных серий; № (СКО) - порядковый номер среднеарифметического значения среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения испытуемого, вычисленных по результатам отдельных серий; S - сумма порядковых номеров испытуемого.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет по результатам тестирования по критериям точности и стабильности двигательных действий определить рейтинг спортсмена игровых видов спорта, в которых очко счета разыгрывается в результате серии ударов по спортивному снаряду.

Источники информации

1. Радчич И.Ю. Подходы к углубленной индивидуализации и технологии мониторинга подготовки игроков в связи с проблемой олимпийского отбора // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №11. - С. 16-19.

2. Коренберг В.Б. Спортивные возможности и способности // Теория и практика физической культуры и спорта. - 2009. - №3. - С. 3-9.

3. Белокопытова Ж., Лаврентьева В., Кожевникова Л. Содержание и структура программы развития координационных способностей у девочек 10-13 лет, занимающихся художественной гимнастикой // Физическое воспитание студентов (Украина, Харьков). - 2010. - №3. - С. 3-8.

4. Галимова А.Г., Цинкер В.М. Координационные способности как фактор повышения кондиций человека // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - №1. - С. 51-56.

5. Патент 2175782 РФ, МПК G09B7/07. Система рейтингового тестирования / Базунов А.В., Никулин С.А., Разумейко Б.Г., Мельников А.Л., Муртищева А.А., Нуждин Г.А. - №2001108455/28; заявл. 02.04.2001; опубл. 10.11.2001.

6. Патент 2457784 РФ, МПК А61В 5/16. Способ определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта / Закамский А.В., Полевщиков М.М. Роженцов В.В. - №2011122486/14; заявл. 02.06.2011; опубл. 10.08.2012.

7. Патент 2548318 РФ, МПК А61В 5/16. Способ определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта / Кудрявцев Н.А., Закамский А.В., Полевщиков М.М., Роженцов В.В. - №2013131307/14; заявл. 08.07.2013; опубл. 20.04.2015.

8. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуально-психологических различий человека / Н.М. Пейсахов, А.П. Кашин, Г.Г. Баранов, Р.Г. Вагапов; Под ред. В.М. Шадрина. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1976. - 238 с.

Способ определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта, заключающийся в том, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, который движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания или упреждения, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, отличающийся тем, что испытуемый с перерывом заданной длительности повторяет заданное число серий из заданного количества остановок движущегося точечного объекта в области положения метки, в каждой серии вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле:

где ti - i-e значение ошибки запаздывания или упреждения, мс; n - число остановок точечного объекта в области положения метки, и среднеквадратическое отклонение значений ошибок запаздывания или упреждения; по результатам всех серий вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания или упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания или упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий; результаты вычислений среднеарифметических значений ранжируют и каждому результату присваивают порядковые номера, начиная с наименьшего значения, подсчитывают сумму S порядковых номеров испытуемых, рейтинг R испытуемых вычисляют как обратную величину суммы порядковых номеров, умноженную на 100, по формуле:

R=1/S×100=100/S,

испытуемый, имеющий более высокий рейтинг, расценивается как более перспективный и способный показать более высокие результаты в соревнованиях.