Способ определения асимметрии зрительного восприятия движущихся объектов

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к медицинской технике и предназначено для определения асимметрии зрительного восприятия движущихся в противоположных направлениях объектов. На экране видеомонитора испытуемому предъявляют точечный объект и метку. Точечный объект движется по прямой горизонтальной линии, проходя путь от начала до конца линии за 1 с. В момент предполагаемого совпадения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажимает кнопку «Стоп», в момент нажатия кнопки «Стоп» фиксируют положение точечного объекта и вычисляют ошибку несовпадения положений точечного объекта и метки, значение ошибки запаздывания, взятое с положительным знаком, или ошибки упреждения, взятое с отрицательным знаком. Испытуемый выполняет первую серию нажатий кнопки «Стоп» в момент предполагаемого совпадения положения точечного объекта с меткой, повторяя описанную процедуру заданное число раз. При этом метка находится в центре горизонтальной линии. В момент нажатия кнопки «Стоп» движение точечного объекта продолжают без остановки, испытуемый выполняет заданное число серий, разделенных перерывом заданной длительности, при движении точечного объекта вначале слева направо, затем справа налево. По результатам серий строят вариационный ряд ошибок не совпадения точечного объекта и метки при движении точечного объекта слева направо и справа налево, вычисляют вариационный размах рядов по формуле:

R=Xmax-Xmin,

где Xmax и Xmin - соответственно наибольший и наименьший члены вариационного ряда. Сопоставление значений вариационных размахов рядов значений ошибок несовпадения положений точечного объекта и метки при движении точечного объекта слева направо и справа налево позволяет судить о наличии и величине асимметрии зрительного восприятия движущихся в противоположном направлении точечных объектов. По меньшему значению вариационного размаха ошибок несовпадения точечного объекта и метки судят о точности реакции на движущиеся в противоположном направлении точечные объекты. Способ позволяет определить наличие и величину асимметрии зрительного восприятия и точность реакции при противоположном движении точечных объектов. 2 ил., 3 пр., 4 табл.

Реферат

Изобретение относится к медицинской технике и предназначено для определения асимметрии зрительного восприятия движущихся в противоположных направлениях объектов.

Известен способ определения асимметрии зрения под названием «проба Розенбаха» [1], при использовании которого обследуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш и по просьбе исследователя фиксирует его взглядом, например, на вертикальной черте, нанесенной на экране, отстоящем на расстоянии 3-4 м от обследуемого. При этом обследуемый смотрит обоими глазами. Если закрыть правый глаз - ведущий у данного обследуемого, то линия взгляда «левый глаз - карандаш» смещается вправо от черты на экране. Если закрыть левый, неведущий глаз, то линия взгляда «правый глаз - карандаш - черта» на экране остается прежней, т.е. соответствующей бинокулярному взгляду.

Известен способ определения асимметрии зрения [1], по которому обследуемый держит перед глазами на расстоянии 30-40 см лист картона размером 5×10 см с квадратным отверстием в центре (1×1 см) и фиксирует через это отверстие предмет на экране, расположенном на расстоянии 2-3 м от него. После этого поочередно закрывают правый и левый глаз. Ведущим считают тот глаз, при закрытии которого предмет на экране смещается с линии «глаз-отверстие».

Недостатком способов является то, что они позволяют выявить лишь факт наличия или отсутствия ведущего глаза, но не позволяют оценить асимметрию зрения количественно.

Известен способ определения асимметрии зрения, включающий выявление ведущего глаза, отличающийся тем, что положение головы обследуемого фиксируют на подбороднике, в качестве ближнего предмета используют вертикально расположенный стержень на горизонтальной, жестко зафиксированной полуокружности, в качестве дальнего предмета используют вертикальную черту на экране, расположенную за полуокружностью, затем добиваются центральной бинокулярной фиксации объектов, а асимметрию зрения определяют как угловой стереоскопический параллакс моно- и бинокулярного зрения, расстояние от центра средней линии между глазами до ближнего объекта составляет 33 см, до черты на экране 3 м, а размер ближнего объекта 15 см, внешнюю сторону полуокружности для точной фиксации асимметрии зрения градуируют от центра влево и вправо от 0 до 90° через каждые 5° [2].

Недостатком способа является малая точность оценки асимметрии зрения, т.к. внешняя сторона полуокружности градуируется через 5°. Кроте того, асимметрия зрения определяется путем нахождения статического положения стержня при фиксированном положении вертикальной черты на экране.

Асимметрия зрения отмечаются у новорожденных уже с первых дней жизни. Доминирование левого глаза отчетливо проявляется к 4-8 годам и постепенно в большинстве случаев с возрастом уменьшается [3-4].

В то же время показано, что при выполнении заданий на срисовывание сложных фигур у детей-правшей наблюдается «путь», который имеет траекторию слева направо: левый нижний угол - левый верхний угол - правый верхний угол - правый нижний угол - центр фигуры. В отличие от правшей почти все дети-левши срисовывают фигуру справа налево: правый верхний угол - левая часть листа [5].

Известно, что субъективные ощущения, возникающие у наблюдателя при восприятии набегающего и убегающего движений, имеют принципиальные отличия [6]. Тогда движущийся объект слева направо или справа налево для правшей и левшей, у которых естественное движение взгляда противоположно, будет субъективно ощущаться по разному, так как для одних движущийся объект относительно движения взгляда будет набегающим, а для других - убегающим.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ тестирования реакции человека на движущийся объект, заключающийся в том, что на экране видеомонитора испытуемому предъявляют точечный объект и метку, отличающийся тем, что точечный объект движется по прямой горизонтальной линии, проходя путь от начала линии до метки, расположенной в конце линии, за 1 с, в момент предполагаемого совпадения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта, затем вычисляют ошибку несовпадения положений точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания, взятое с положительным знаком, или время ошибки упреждения, взятое с отрицательным знаком, и через заданное время, равное 1 с, возобновляют движение точечного объекта по линии, описанную процедуру повторяют заданное число раз, после чего вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и среднеарифметическое значение ошибок упреждения, сопоставление рассчитанных среднеарифметических значений дает представление о взаимоотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга [7].

Недостатком способа является отсутствие разнонаправленного движения точечного объекта, что не позволяет определить асимметрию зрительного восприятия движущихся в противоположных направлениях объектов.

Технический результат предлагаемого способа заключается в определении асимметрии зрительного восприятия движущихся в противоположных направлениях объектов.

Технический результат достигается тем, что на экране видеомонитора испытуемому предъявляют точечный объект и метку, точечный объект движется по прямой горизонтальной линии, проходя путь от начала до конца линии за 1 с, в момент предполагаемого совпадения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажимает кнопку «Стоп», в момент нажатия кнопки «Стоп» фиксируют положение точечного объекта и вычисляют ошибку несовпадения положений точечного объекта и метки, значение ошибки запаздывания, взятое с положительным знаком, или ошибки упреждения, взятое с отрицательным знаком, через заданное время, равное 1 с, возобновляют движение точечного объекта по линии, испытуемый выполняет первую серию нажатий кнопки «Стоп» в момент предполагаемого совпадения положения точечного объекта с меткой, повторяя описанную процедуру заданное число раз, причем новым является то, что метка находится в центре горизонтальной линии, в момент нажатия кнопки «Стоп» движение точечного объекта продолжают без остановки, испытуемый выполняет заданное число серий, разделенных перерывом заданной длительности, при движении точечного объекта вначале слева направо, затем справа налево, по результатам серий строят вариационный ряд ошибок несовпадения точечного объекта и метки при движении точечного объекта слева направо и справа налево, вычисляют вариационный размах рядов по формуле:

где Xmax и Xmin - соответственно наибольший и наименьший члены вариационного ряда, сопоставление значений вариационных размахов рядов значений ошибок несовпадения положений точечного объекта и метки при движении точечного объекта слева направо и справа налево позволяет судить о наличии и величине асимметрии зрительного восприятия движущихся в противоположном направлении точечных объектов, по меньшему значению вариационного размаха ошибок несовпадения точечного объекта и метки - о точности реакции на движущиеся в противоположном направлении точечные объекты.

На фиг. 1 представлена горизонтальная прямая линия, предъявляемая испытуемому на экране видеомонитора, где 1 - метка, 2 - точечный объект, движущийся с заданной скоростью по прямой, на фиг. 2 - расположение на числовой оси отрезков, ограниченных наибольшим и наименьшим членами вариационных рядов ошибок несовпадения точечного объекта и метки испытуемых.

Предлагаемый способ определения асимметрии зрительного восприятия движущихся в противоположных направлениях объектов осуществляется следующим образом.

Испытуемому на экране видеомонитора предъявляют прямую горизонтальную линию, в середине которой помещена метка 1, по линии слева направо движется точечный объект 2, проходя путь от начала до конца линии за 1 с (фиг. 1). Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта 2, в момент предполагаемого совпадения положения точечного объекта 2 с меткой 1 нажатием кнопки «Стоп» фиксирует положение точечного объекта 2, при этом движение точечного объекта 2 продолжают без остановки. В момент нажатия кнопки «Стоп» вычисляют ошибку несовпадения положения точечного объекта 2 и метки 1 - ошибку запаздывания, взятую с положительным знаком, или упреждения, взятую с отрицательным знаком.

Испытуемый выполняет первую серию нажатий кнопки «Стоп» в момент предполагаемого совпадения положения точечного объекта 2 с меткой 1, повторяя описанную процедуру заданное число раз. Затем испытуемый выполняет заданное число серий, разделенных перерывом заданной длительности. По результатам серий строят вариационный ряд ошибок несовпадения точечного объекта 2 и метки 1 при движении точечного объекта слева направо и вычисляют вариационный размах ряда по формуле (1).

Затем процедуру тестирования выполняют аналогичным образом при движении точечного объекта 2 справа налево.

Сопоставляя значения вариационных размахов рядов значений ошибок несовпадения положений точечного объекта и метки при движении точечного объекта слева направо и справа налево, судят о наличии и величине асимметрии зрительного восприятия движущихся в противоположном направлении точечных объектов.

По меньшему значению вариационного размаха ошибок несовпадения точечного объекта и метки судят о точности реакции на движущиеся в противоположном направлении точечные объекты.

Заявляемый способ позволяет по результатам тестирования определить наличие и величину асимметрии зрительного восприятия и точность реакции при противоположном направлении движения точечных объектов.

Таким образом, заявляемый способ определения асимметрии зрительного восприятия движущихся в противоположных направлениях точечных объектов обладает новыми свойствами, обусловливающими получение заявленного технического результата.

Пример 1.

Испытуемый В., 12 лет, учащийся ДЮСШ, отделение футбола, ведущая рука - правая, ведущая нога - правая, ведущий глаз - правый. Тестирование проведено с использованием ноутбука Toshiba, тактовая частота процессора 2,3 ГГц, монитор LED размером по диагонали 15,6 дюймов, разрешение экрана монитора 1366×768 пикселей.

Испытуемому на экране видеомонитора предъявили прямую горизонтальную линию, в середине которой помещена метка, по линии слева направо движется точечный объект, проходя путь от начала до конца линии за 1 с (фиг. 1).

Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта, в момент предполагаемого совпадения положения точечного объекта с меткой нажимал клавишу клавиатуры компьютера «Пробел», выполняющую функцию кнопки «Стоп».

Компьютер в момент нажатия клавиши «Пробел» фиксировал положение точечного объекта, вычислял ошибку несовпадения положений точечного объекта и метки, значение ошибки запаздывания, взятое с положительным знаком, или ошибки упреждения, взятое с отрицательным знаком, заносил значение ошибки в запоминающее устройство и продолжал движение точечного объекта в заданном направлении без останова.

Испытуемый с перерывом в 1 минуту выполнил 3 серии из 15 нажатий клавиши клавиатуры компьютера «Пробел» в момент предполагаемого совпадения положения точечного объекта с меткой. Результаты тестирования представлены в таблице 1.

Наибольший член вариационного ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки равен 32 пикселям, наименьший член вариационного ряда - минус 34 пикселя, вариационный размах, вычисленный по формуле (1), - 66 пикселей. Расположение на числовой оси отрезка, ограниченного наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки, представлено на фиг. 2а.

Затем тестирование выполнено аналогичным образом при движении точечного объекта справа налево. Результаты тестирования представлены в таблице 2.

Наибольший член вариационного ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки равен 27 пикселям, наименьший член вариационного ряда - минус 45 пикселей, вариационный размах, вычисленный по формуле (1), - 72 пикселя. Расположение на числовой оси отрезка, ограниченного наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки, представлено на фиг. 2б.

Пример 2.

Испытуемый З., 12 лет, учащийся ДЮСШ, отделение футбола, ведущая рука - левая, ведущая нога - правая, ведущий глаз - левый. Тестирование выполнено аналогично тестированию В., результаты тестирования представлены в таблице 3.

Расположение на числовой оси отрезка, ограниченного наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки, при движении точечного объекта слева направо, представлено на фиг. 2в, при движении точечного объекта справа налево - на фиг. 2г,

Пример 3.

Испытуемый Б., 12 лет, учащийся ДЮСШ, отделение футбола, ведущая рука - правая, ведущая нога - правая, ведущий глаз - правый. Тестирование выполнено аналогично тестированию В., результаты тестирования представлены в таблице 4.

Расположение на числовой оси отрезка, ограниченного наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки, при движении точечного объекта слева направо, представлено на фиг. 2д, при движении точечного объекта справа налево - на фиг. 2е,

Анализ результатов тестирования показал, что вариационный размах значений ошибок несовпадения положений точечного объекта и метки при движении точечного объекта слева направо у испытуемого В. (пример 1) равен 66 пикселей, при движении точечного объекта справа налево - 72 пикселя, то есть значения вариационных размахов отличаются на 8,3%. Это свидетельствует о том, что у обследуемого В. асимметрия зрительного восприятия движущихся в противоположных направлениях точечных объектов незначительна, а точность реакции на движущийся слева направо объект несколько лучше, чем при его движении справа налево.

Вариационный размах значений ошибок несовпадения положений точечного объекта и метки при движении точечного объекта слева направо у испытуемого З. (пример 2) равен 114 пикселей, при движении точечного объекта справа налево - 68 пикселей, то есть значения вариационных размахов отличаются на 40,4%. Это свидетельствует о том, что у обследуемого З. присутствует значительная асимметрия зрительного восприятия движущихся в противоположных направлениях точечных объектов, а точность реакции на движущийся справа налево объект значительно лучше, чем при его движении слева направо.

Вариационный размах значений ошибок несовпадения положений точечного объекта и метки при движении точечного объекта слева направо у испытуемого Б. (пример 3) равен 75 пикселей, при движении точечного объекта справа налево - 108 пикселей, то есть значения вариационных размахов отличаются на 30,6%. Это свидетельствует о том, что у обследуемого Б. присутствует значительная асимметрия зрительного восприятия движущихся в противоположных направлениях точечных объектов, а точность реакции на движущийся слева направо объект значительно лучше, чем при его движении справа налево.

Таким образом, заявляемый способ позволяет определить асимметрию зрительного восприятия движущихся в противоположных направлениях объектов.

Источники информации

1. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. - М.: Медицина, 1981. - 288 с.

2. Патент 2217037 РФ, МПК А61В 3/00, А61В 3/08. Способ определения асимметрии зрения / Бегмат И.А. №2001102166/14; заявл. 23.01.2001; опубл. 27.11.2003, Бюл. №33.

3. Поляков В.М., Колесникова Л.И. Функциональная асимметрия мозга в онтогенезе (обзор литературы отечественных и зарубежных авторов) // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. 2005. №5. С. 206-216.

4. Галюк Н.А. Феномен асимметрии зрительного восприятия у человека // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. №2.. С. 5-8.

5. Корашвили Н.Ш. Обучение леворуких детей: индивидуальный подход и коррекция // Инновации в образовании. 2006. №3. С. 170-176.

6. Тюрин П.Т. Об эмоциональных состояниях, возникающих при наблюдении разнонаправленных движений // Национальный психологический журнал. 2012. №1. С. 104-106.

7. Патент 2386395 РФ, МПК А61В 5/16. Способ тестирования реакции человека на движущийся объект / Лежнина Т.А., Роженцов В.В. №2008115066/14; заявл. 16.04.2008; опубл. 20.04.2010, Бюл. №11.

Способ определения асимметрии зрительного восприятия движущихся в противоположных направлениях объектов, заключающийся в том, что на экране видеомонитора испытуемому предъявляют точечный объект и метку, точечный объект движется по прямой горизонтальной линии, проходя путь от начала до конца линии за 1 с, в момент предполагаемого совпадения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажимает кнопку «Стоп», в момент нажатия кнопки «Стоп» фиксируют положение точечного объекта и вычисляют ошибку несовпадения положений точечного объекта и метки, значение ошибки запаздывания, взятое с положительным знаком, или ошибки упреждения, взятое с отрицательным знаком, испытуемый выполняет первую серию нажатий кнопки «Стоп» в момент предполагаемого совпадения положения точечного объекта с меткой, повторяя описанную процедуру заданное число раз, отличающийся тем, что метка находится в центре горизонтальной линии, в момент нажатия кнопки «Стоп» движение точечного объекта продолжают без остановки, испытуемый выполняет заданное число серий, разделенных перерывом заданной длительности, при движении точечного объекта вначале слева направо, затем справа налево, по результатам серий строят вариационный ряд ошибок несовпадения точечного объекта и метки при движении точечного объекта слева направо и справа налево, вычисляют вариационный размах рядов по формуле

R=Xmax-Xmin,

где Xmax и Xmin - соответственно наибольший и наименьший члены вариационного ряда, сопоставление значений вариационных размахов рядов значений ошибок несовпадения положений точечного объекта и метки при движении точечного объекта слева направо и справа налево позволяет судить о наличии и величине асимметрии зрительного восприятия движущихся в противоположном направлении точечных объектов, по меньшему значению вариационного размаха ошибок несовпадения точечного объекта и метки - о точности реакции на движущиеся в противоположном направлении точечные объекты.