Способ получения деталей газотурбинных двигателей из титанового псевдо -β - сплава с лигатурой ti-al-mo-v-cr-fe

Изобретение относится к получению деталей газотурбинных двигателей из титанового псевдо-β-сплава с лигатурой Ti-Al-Mo-V-Cr-Fe. Проводят дополнительное легирование титанового сплава псевдо-β-сплава с лигатурой Ti-Al-Mo-V-Cr-Fe редкоземельным металлом. Осуществляют последующую вакуумно-дуговую плавку с получением заготовки. Производят сверхпластическую деформацию упомянутой заготовки при температуре от 850 до 950°C и скорости деформации 10-4 с-1 с последующей выдержкой 400…550°C. В результате улучшаются механические, технологические и эксплуатационные характеристики готовых деталей газотурбинных двигателей.

Реферат

Изобретение относится к области металлургии, преимущественно к способам получения деталей или изделий с регламентированной структурой, и может быть использовано для оптимизации технологического процесса сверхпластической деформации (формовки) изделий сложной формы.

Титановые сплавы, обладающие высокой удельной конструкционной прочностью и коррозионной стойкостью, используются для изготовления широкой номенклатуры изделий, а технологический процесс, основанный на эффекте сверхпластичности, позволяет существенно расширить область применения новых титановых сплавов.

Некоторые из высокопрочных жаропрочных титановых сплавов применяются в изготовлении деталей компрессора газотурбинных двигателей (лопатки, диски, рабочие колеса, валы), в частности для самолетов серии «ИЛ-96-300», «Сухой-100». К ним предъявляются повышенные требования по износостойкости, снижению коэффициента трения, улучшению адгезии и т.д. В связи с этим разрабатываются новые методы и средства для повышения срока службы деталей газотурбинных двигателей (ГТД), выполненных из титановых псевдо-β-сплавов.

Псевдо-β-титановые сплавы относятся к высоколегированным сплавам, в которых суммарное содержание легирующих элементов доходит до 25% и более.

К недостаткам псевдо-β-титановых сплавов (ВТ15, ВТ19, ВТ32 и др.) относятся:

- невысокая термическая стабильность, в результате чего их нельзя применять при температурах выше 500°С;

- неудовлетворительная свариваемость, обусловленная сильным ростом зерна в околошовной зоне и ликвацией легирующих элементов в сварном шве;

- большой разброс механических свойств, вызванный химической неоднородностью сплавов из-за ликвации и большой чувствительностью процесса старения к содержанию примесей внедрения;

- сильно выраженное отрицательное влияние примесей внедрения на пластичность сплавов;

- сравнительно высокая плотность.

Вышеперечисленные недостатки псевдо-β-титановых сплавов перекрываются существенными преимуществами этих сплавов, главные среди которых:

- высокая технологичность в закаленном состоянии;

- большой эффект термического упрочнения из-за пересыщения закаленной β-фазы легирующими элементами;

- высокая вязкость разрушения при значительных прочностных характеристиках.

Вместе с тем высокая чувствительность титановых сплавов к типу и параметрам структуры позволяет на одном сплаве получать различное сочетание прочностных, пластических и служебных свойств.

Известны способы изготовления деталей компрессора ГТД из эвтектоидных титановых сплавов (ВТ3-1, ВТ6, ВТ22 и др.) методом сверхпластической деформации (формовки) и диффузионной сварки (А.с. СССР №1577378, C22F 1/04, 1988; А.с. СССР №1759583, B23K 20/14, 1990; патент США №4582244, 1985; European Patent №0568201, 1993).

Наиболее близким по набору существенных признаков является техническое решение по патенту РФ №2569441, B23K 20/14, 2015, которое было принято авторами за ближайший аналог.

Недостатком данного способа является то, что при использовании заготовок из титанового псевдо-β-сплава применяемая технология изготовления деталей компрессора ГТД не позволяет добиться необходимой прочности готовых изделий (предел выносливости, длительная прочность, недостаточная вязкость разрушения при увеличении механических нагрузок). Это связано с недостаточной коррозионной стойкостью и сопротивления окислению ликвацией твердорастворной α-фазы при повышенных температурах эксплуатации.

Технической задачей является улучшение механических, технологических и эксплуатационных характеристик готовых изделий ГТД (лопатки, диски, рабочие колеса, валы компрессора и т.д.) из псевдо-β-титанового сплава за счет выбора оптимального состава количества α- и β-стабилизаторов и обеспечение постоянства фазового состава.

Способ осуществляется следующим образом:

1. Экспериментальным путем выбирается состав высокопрочного титанового псевдо-β-сплава с лигатурой Ti-Al-Mo-V-Cr-Fe с дополнительным легированием редкоземельным металлом.

2. Методом вакуумно-дуговой плавки производятся готовые слитки или заготовки для последующей операции сверхпластической деформации (формовки).

3. Сверхпластическую деформацию (формовку) производят при температуре от 850 до 950°С и скоростях деформации 10-4 c-1 с последующей выдержкой 400-550°С.

Таким образом, путем оптимального выбора количества α- и β-стабилизаторов (соблюдение степени легирования в определенных пределах) обеспечивается постоянство химического и фазового состава титанового псевдо-β-сплава, тем самым улучшаются механические, технологические и эксплуатационные характеристики.

Способ получения деталей газотурбинных двигателей из титанового псевдо-β-сплава с лигатурой Ti-Al-Mo-V-Cr-Fe, отличающийся тем, что проводят дополнительное легирование упомянутого титанового сплава редкоземельным металлом, последующую вакуумно-дуговую плавку с получением заготовки и осуществляют сверхпластическую деформацию упомянутой заготовки при температуре от 850 до 950°C и скорости деформации 10-4 с-1 с последующей выдержкой 400…550°C.