Способ создания пособия для работы по восстановлению пространственного восприятия у больных неврологической клиники
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области медицины, в частности к разделу неврологии и клинической психологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике при восстановительном обучении больных с нарушениями пространственного восприятия. Создание пособия для восстановления пространственного восприятия осуществляют путем использования носителя изображений в виде частей объекта, различающихся на левые и правые части объекта. Причем в качестве носителя формируют карточки восьмигранной и круглой формы, на которые наносят изображения в виде предметов, объектов с выделенной левой или правой частью и предметов и частей объектов, различающихся на левые и правые предметы и части объектов. При этом карточки восьмигранной и круглой формы размещают в карманах, выполненных в полях предварительно изготовленных картонных или пластмассовых или кожаных обложек. А карманы выполняют таким образом, чтобы карточки устанавливались с возможностью возвратно-поступательного движения через отверстия карманов, а на обратную сторону карточки наносят сведения о пространственной ориентации объекта или предмета или части объекта, который изображен на них. Способ обеспечивает создание простого в исполнении и использовании пособия, позволяющего формировать неограниченное количество заданий и занятий по восстановлению пространственного восприятия. 3 ил.
Реферат
Изобретение относится к области медицины, в частности к разделу неврологии и клинической психологии и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике при восстановительном обучении больных с нарушениями пространственного восприятия.
Восстановление пространственного восприятия относится к наименее разработанным вопросам восстановительного обучения, где имеются лишь общие установки в отношении лечения данных нарушений психической деятельности.
Пространственное восприятие играет важнейшую роль в жизнедеятельности человека, обеспечивая его ориентировку в условиях пространственно организованного окружающего мира.
Как правило, у больных при нарушении пространственного восприятия возникают трудности ориентировки в системе лево-правых пространственных координат окружающей среды. При этом, наряду с нарушением ориентировки в реальном мире, у них страдает восприятие отвлеченных координат пространства, например географической карты, сложных пространственных отношений - определение времени по часам, и т.п.
Причем при нарушении пространственного восприятия у больных страдают все психические процессы, в структуру которых входит понимание пространственных отношений: речевая функция (из-за трудностей понимания конструкций с предлогами, отражающими пространственные отношения), письмо и чтение (из-за трудностей дифференциации пространственного строения букв), счет (из-за нарушения понимания пространственного строения числа) и т.п.
Поэтому восстановление нарушенного пространственного восприятия, теснейшим образом связанного со многими психическими процессами, является одной из важных задач нейрореабилитации.
Согласно теоретическим положениям отечественной школы нейропсихологии и восстановительного обучения, восстановление пространственного восприятия должно осуществляться через осознанный анализ пространственных отношений. В норме человек, не задумываясь, выполняет действия, связанные с пониманием пространственных отношений, а при нарушениях пространственного восприятия данные действия он может выполнить уже только через осознанную, аналитическую деятельность. В процессе сознательной работы над анализом пространственных отношений у больных постепенно начинает восстанавливаться их понимание.
На сегодняшний день существует методика восстановления понимания речи при семантической афазии, включающая в себя методы восстановления понимания пространственных отношений (Л.С. Цветкова. Афазия и восстановительное обучение, издательство НПО «МОДЭК», 1988, с. 154-163). Данные методы основаны на осознанном анализе пространственных отношений. Вначале работа осуществляется над восстановлением понимания левой и правой сторон собственного тела больного. Для этого каким-либо образом осуществляется выделение правой руки (у правшей), например, вкладывание в нее определенного предмета. Далее, на основе восстановления координат собственного тела, осуществляется переход к работе по восстановлению координат внешнего пространства. Данная методика предназначена, прежде всего, для занятий с пациентами под руководством специалиста.
Ближайшим аналогом предлагаемого способа является созданный альбом нейропсихологического обследования, который выполнен в виде носителя - бумажного листа, с нанесенными на него изображениями в виде разделяющихся на левые и правые части объекта, в частности на правые и левые руки (Нейропсихологическая диагностика. Часть II – М.: «Институт общегуманитарных исследований», 2004, 48 с.). Созданный альбом предназначен для диагностики нарушений пространственного восприятия с помощью предъявления пациентам заданий по определению пространственного изображения левой и правой руки человека. Указанный материал может также использоваться и при проведении занятий по восстановлению пространственного восприятия, однако, данный материал может быть использован только ограниченное количество раз. Его многократное использование не способно обеспечить эффективную работу по восстановлению пространственного восприятия, так как пациент после ряда предъявлений запомнит последовательность расположенных на листе левых и правых рук.
Для решения данной задачи нами создано пособие для работы по восстановлению пространственного восприятия, которое может использоваться как в процессе занятий со специалистом, так и для самостоятельных занятий пациентов.
Технический результат предложенного способа заключается в создании простого в исполнении и использовании пособия, позволяющего формировать неограниченное количество заданий и занятий по восстановлению пространственного восприятия, за счет многоразового использования рабочих материалов пособия и выполнения носителя изображений в виде карточек восьмигранной или круглой формы.
Технический результат достигается тем, что создание пособия для работы по восстановлению пространственного восприятия у больных неврологической клиники осуществляют путем формирования носителя изображений в виде частей объекта, различающихся на левые и правые части объекта, при этом в качестве носителя формируют карточки восьмигранной и круглой формы, на которые наносят изображения в виде предметов, объектов с выделенной левой или правой частью и предметов и частей объектов, различающихся на левые и правые предметы и части объектов, а карточки восьмигранной и круглой формы размещают в карманах, выполненных в полях предварительно изготовленных картонных или пластмассовых или кожаных обложек, причем карманы выполняют таким образом, чтобы карточки устанавливались с возможностью возвратно-поступательного движения через отверстия карманов, а на обратную сторону карточки наносят сведения о пространственной ориентации объекта или предмета или части объекта, который изображен на них.
Изобретение поясняется чертежами, на которых представлены:
Фиг. 1 - вид созданного пособия для восстановления пространственного восприятия у больных неврологической клиники в развороте;
Фиг. 2 - вид сформированной восьмигранной карточки с изображением и с надписью сведений о пространственной ориентации данного изображения на ее обратной стороне;
Фиг. 3 - вид сформированной круглой карточки с изображением и с надписью сведений о пространственной ориентации данного изображения на ее обратной стороне.
Способ создания пособия для восстановления пространственного восприятия у больных неврологической клиники осуществляют следующим образом.
Из картона, или из пластмассы, или из кожи изготавливают обложки (1). На внутренних полях обложек (1) создают прозрачные карманы (2) из плотного полиэтилена. В этих карманах размещают предварительно сформированные восьмигранные и круглые карточки (3), являющиеся носителями изображений (4). Размер каждой карточки (3), между ее параллельными сторонами составляет 10-11 сантиметров. На каждую карточку (3) наносят изображения (4) в виде различных предметов, объектов с выделенной левой или правой частью и предметов и частей объектов, различающихся на левые и правые предметы и части объектов, например правой и левой руки в разных пространственных положениях. На обратную сторону карточки (от изображения) наносят надпись (5), обозначающую сведения о пространственной ориентации объекта или предмета или части объекта, который изображен на этой карточке (3). Например, на лицевой стороне карточки изображена правая рука или на карточке выделена часть тела человека - правая нога, а на обратной от изображения стороне карточке нанесены надписи «правая» или «левая» соответственно. Прозрачные карманы (2) выполняют таким образом, чтобы карточки (3) устанавливались с возможностью возвратно-поступательного движения через отверстия карманов (6).
Созданное пособие для восстановления пространственного восприятия у больных неврологической клиники используют следующим образом.
Специалист или пациент с нарушением пространственного восприятия пальцами выдвигает из карманов (2), через отверстия карманов (6), необходимые для занятий карточки (3), в зависимости от поставленной задачи. Например, пациенту предлагают определить изображение (4), а именно какая рука (левая или правая) изображена на карточке (3). Здоровый человек дифференцирует изображение (4) руки на карточке (3) практически не задумываясь, а больной с нарушениями пространственного восприятия осуществляет данное действие через осознанный анализ, сравнивая изображение руки со своей левой или правой рукой.
Главной особенностью создаваемого пособия является формирование носителя изображений в виде карточек восьмигранной и круглой формы. Восьмигранная карточка может быть расположена перед больным в восьми различных положениях, создавая тем самым множественные пространственные расположения изображенного на ней предмета или объекта или части объекта. Следовательно, набор из двух десятков указанных карточек позволит формировать неограниченное количество заданий для занятий по восстановлению пространственного восприятия. Круглая карточка также обеспечивает возможность предъявления пациенту изображения объекта или предмета, изображенного на ней во множественном количестве пространственных положений. Надпись на задней стороне каждой карточки позволяет больному проверить правильность своего предположения относительно пространственного расположения изображенного на ней предмета или объекта или части объекта, например изображение левой или правой руки на ней. Кроме изображений рук в различных позах, на карточках нарисованы изображения самых разных предметов и объектов и частей объектов:
а) которые разделяются на левые и правые предметы (перчатки, обувь);
б) в которых выделяются левые и правые части (фигуры человека, с выделенной рукой или ногой, лицо человека).
Примеры использования созданного пособия в практике восстановительного обучения.
Для полноценного проведения занятий по восстановлению пространственного восприятия достаточно использовать пособие с набором карточек в количестве двух десятков.
При индивидуальных занятиях с пациентом специалист просит пациента определить, какая рука изображена на карточке, предъявляя ее в различных пространственных направлениях, осуществляемых поворотами карточки вокруг своей оси. Данные действия позволяют специалисту выявить степень нарушения пространственного восприятия этим пациентом предлагаемых объектов и предметов с различной пространственной ориентацией. Затем специалист формирует задания с учетом степени выраженности нарушения пространственного восприятия.
При этом он предъявляет пациенту восьмигранные или круглые карточки одним из следующих способов:
а) одновременно, выкладывая перед пациентом 5-10 карточек с различными предметами или объектами выявленной сложности, например в вертикальном пространственном расположении руки, ноги, части лица и т.д. После того как пациент назвал пространственную ориентацию предмета или объекта, или части объекта специалист вместе с пациентом корректирует допущенные ошибки и затем, перемешав карточки, располагает те же изображения в другом порядке и пространственном расположении;
б) последовательно, предлагая пациенту по одной карточке, с нанесенными на нее различными предметами или объектами выявленной сложности и далее, как описано в пункте а).
На начальном этапе работы, при возникновении затруднений, пациенту предлагают выполнить действия, облегчающие выполнение задания:
а) повернуть восьмигранную или круглую карточку в положение, наиболее удобное для понимания пространственного расположения предмета или объекта или части объекта;
б) перевернуть восьмигранную или круглую карточку и прочитать надпись об объекте (например, левая или правая рука изображена на карточке в горизонтальном положении).
При необходимости повторяют данное упражнение. После правильного определения пространственного расположения предмета или объекта или части объекта пациенту предлагается более сложное задание с другим предметом или объектом или частью объекта и в другом пространственном расположении. При этом комплект карточек перед предъявлением перемешивают и выкладывают в другом порядке и пространственном расположении. Кроме того, задание может повторяться то с одним, то с другим набором карточек с нанесенными на них изображениями предметов или объектов или частей объекта.
При самостоятельных занятиях пациент выдвигает через отверстия карманов пособия стопку карточек и кладет их перед собой. Затем он последовательно берет в руки по одной карточке и определяет пространственную ориентацию расположенного на карточке предмета или объекта или части объекта. Например, какая нога или рука изображена на карточке. Осуществляет он все это, проверяя себя путем переворачивания карточки на обратную от изображения сторону, на которой имеется правильный ответ. Затем пациент повторяет задание, собирая карточки в стопку и перемешивая их, таким образом, получая каждый раз другие пространственные расположения предметов и объектов за счет восьмигранной или круглой формы карточки.
При групповых занятиях пациенты усаживаются за общим столом и работают с созданным пособием путем извлечения через отверстия карманов пособия стопки карточек. Специалист последовательно кладет по одной восьмигранной или круглой карточке на центр стола, чтобы ее было хорошо видно всем либо эта карточка передается последовательно от одного к другому больному. Пациентам необходимо определить, например, какая рука изображена на карточке, и записать свой ответ в тетрадь. Проверку правильности ответов осуществляют непосредственно после анализа каждой карточки или отсрочено, когда специалист показывает карточку и называет изображенную на ней руку, а пациенты сверяют свои ответы, записанные в тетради.
Созданное пособие с карточками восьмигранной или круглой формы используют и в игровой деятельности пациентов, без какого-либо участия специалиста. В игре могут принимать участие от 2-х до 4-х человек. Карточки через отверстия карманов пособия вынимают и распределяют поровну между игроками. Далее один из игроков кладет на стол одну карточку, например с пространственным изображением левой руки, а каждый из участников должен положить около нее карточку той же руки. При этом каждый из играющих тщательно контролирует правильность выкладывания карт другими участниками игры. Если кто-либо из участников ошибается, то он забирает обратно свою карточку, а карточки, выложенные другими участниками, откладывают в сторону. Если у играющего нет карточки с изображением нужной руки, то он пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым избавится от всех карточек.
Таким образом, заявленный способ создания пособия для работы по восстановлению пространственного восприятия у больных неврологической клиники прост в изготовлении (затраты на изготовление обложек с карманами и носителей изображений в виде набора карточек восьмигранной или круглой формы, с нанесенными на них изображениями различных предметов, объектов и частей объектов, различающимися на левые и правые предметы, или части очень незначительны), а также в использовании, за счет многоразового применения рабочих материалов пособия и формирования неограниченного количества заданий и занятий по восстановлению пространственного восприятия посредством сформированных носителей изображений в виде карточек восьмигранной или круглой формы. Созданное пособие также позволяет проводить индивидуальные занятия по восстановлению пространственного восприятия со специалистом и самостоятельные занятия пациентов как индивидуально, так и в групповой игровой форме. Все это обеспечивает повышение эффективности восстановления пространственного восприятия у больных неврологической клиники.
Способ создания пособия для проведения занятий по восстановительному обучению при нарушении пространственного восприятия у больных неврологической клиники путем формирования носителя изображений в виде частей объекта, различающихся на левые и правые части объекта, отличающийся тем, что в качестве носителя формируют карточки восьмигранной и круглой формы, на которые наносят изображения в виде предметов, объектов с выделенной левой или правой частью и предметов и частей объектов, различающихся на левые и правые предметы и части объектов, при этом карточки восьмигранной и круглой формы размещают в карманах, выполненных в полях предварительно изготовленных картонных или пластмассовых или кожаных обложек, причем карманы выполняют таким образом, чтобы карточки устанавливались с возможностью возвратно-поступательного движения через отверстия карманов, а на обратную сторону карточки наносят сведения о пространственной ориентации объекта или предмета или части объекта, который изображен на них.