Направляющий скользящий башмак лифта
Иллюстрации
Показать всеНаправляющий скользящий башмак лифта для транспортировки людей или грузов содержит корпус (5) направляющего башмака и вставленный в корпус (5) направляющего башмака состоящий из двух частей вкладыш (6) для направления кабины лифта вдоль простирающегося в продольном направлении (z) рельсового проводника. Вкладыш (6) содержит элемент (8) скольжения, который соединен с несущим элементом (7) таким образом, что он может удаляться сбоку в продольном направлении (z) из направляющего скользящего башмака (4). При этом элемент (8) скольжения может вставляться в несущий элемент (7) или извлекаться из него только с продольной стороны (20). Изобретение обеспечивает упрощение эксплуатации башмака. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 10 ил.
Реферат
Изобретение относится к направляющему скользящему башмаку лифта для транспортировки людей или груза в соответствии с родовым понятием пункта 1 формулы изобретения. Далее, изобретение относится к способу технического обслуживания или проверки лифтовой установки с такого рода направляющим скользящим башмаком.
Для направления кабин лифта часто используются направляющие скользящие башмаки. Лифтовые установки в зданиях содержат, как правило, вертикальную шахту лифта, в которой на взаимно противоположных сторонах шахты расположено соответственно по одному рельсовому проводнику. Расположенные на кабине лифта направляющие скользящие башмаки содержат вкладыши с поверхностями скольжения, которые с незначительным люфтом скользят вдоль рельсового проводника. Известны и применяются направляющие скользящие башмаки, у которых вкладыши выполнены в виде U-образных в поперечном сечении профилей. В отличие от роликовых направляющих башмаков направляющий скользящий башмак обходится в основном без подвижных частей. Так как вкладыши с течением времени изнашиваются, возникает необходимость в замене изношенных или старых вкладышей скольжения.
Заявка DE 20315915 U1 представляет направляющий скользящий башмак с состоящим из двух частей вкладышем, который состоит из несущего элемента и элемента скольжения. Элемент скольжения может заменяться, причем, конечно, после первого ввода лифта в эксплуатацию необходим демонтаж всего направляющего скользящего башмака. Практика показала, что - даже после демонтажа направляющего скользящего башмака с кабины - элемент скольжения, вставленный в открытое в направлении передней стороны, имеющее форму кармана углубление в несущем элементе, может быть удален из несущего элемента лишь с трудом. Трудности возникают также при вставлении или повторном вставлении элемента скольжения, так как вследствие специального выбора материала и исполнения приемного кармана и элемента скольжения простое вдвигание в карман едва ли возможно.
Из заявки ЕР 1880968 А1 известен направляющий скользящий башмак с вкладышем, который принимается проходящей в продольном направлении, имеющей форму канала приемной частью в корпусе направляющего башмака. Для боковой фиксации вкладыша в области обеих продольных сторон к корпусу направляющего башмака соответственно привинчены фиксирующие элементы. Этот вкладыш может без демонтажа всего направляющего башмака удаляться из направляющего башмака путем бокового извлечения в продольном направлении вдоль рельсовых проводников. Сконструированные в качестве быстроизнашивающихся частей вкладыши являются, конечно, сравнительно дорогостоящими и сложными в изготовлении.
Заявка JP 2006-103896 показывает направляющий скользящий башмак с вкладышем скольжения, состоящим из двух боковых частей и одной донной части, причем обе боковые части и донная часть в смонтированном состоянии образуют в поперечном сечении U-образную форму. Состоящий из трех частей вкладыш скольжения расположен между двумя параллельными резиновыми пластинами. На внутренней стороне вкладыш скольжения содержит профилирование. Исходя из глубины профиля, можно установить, должна ли быть произведена замена изношенного вкладыша скольжения. Удаление вкладыша скольжения является, однако, трудным и сложным. Поскольку донная часть зажата между резиновыми пластинами приблизительно в форме сэндвича, ее отдельное извлечение едва ли возможно. Поэтому на практике необходимо демонтировать из корпуса направляющего башмака весь вкладыш в целом вместе с вкладышем скольжения и резиновыми пластинами.
Из заявки US 2103480 известен выполненный из двух частей вкладыш направляющего скользящего башмака. В качестве элемента скольжения служит U-образный профиль из твердой древесины, окруженный U-образным резиновым профилем. Такие профили из твердой древесины трудны в изготовлении и дороги и также более не отвечают высоким требованиям в отношении свойств скольжения. Профиль из твердой древесины не удерживается резиновым профилем, а зафиксирован лишь привинченными к корпусу направляющего башмака пластинами сверху и снизу.
В этой связи задача настоящего изобретения состоит в создании направляющего скользящего башмака названного выше типа, благодаря которому предотвращаются недостатки известных решений, который, в частности, прост в обслуживании для проверочных работ и работ технического обслуживания. Далее, должна быть обеспечена возможность несложной и недорогой замены и смены быстроизнашивающихся частей направляющего скользящего башмака. Наконец, направляющий скользящий башмак должен отвечать высоким требованиям в отношении свойств скольжения и характеристики демпфирования.
В соответствии с изобретением эти задачи решаются посредством направляющего скользящего башмака с признаками пункта 1 формулы изобретения. Состоящий из двух частей вкладыш содержит один элемент скольжения и один несущий элемент, причем элемент скольжения соединен с несущим элементом с возможностью отсоединения. Предпочтительно несущий элемент содержит при этом поверхности скольжения, которые с незначительным люфтом контактируют с рельсовыми проводниками. Несущий элемент может обладать демпфирующими свойствами за счет соответствующего выбора материала, структурной конструкции или придания формы, за счет чего может обеспечиваться движение кабины с малой вибрацией. Сам несущий элемент в нормальном случае не выполняет функции скольжения. За счет того, что по меньшей мере один элемент скольжения соединен или может быть соединен с несущим элементом таким образом, что он может в продольном направлении сбоку удаляться из направляющего скользящего башмака или вводиться в него, элемент скольжения в качестве быстроизнашивающейся детали может заменяться также после первого ввода в эксплуатацию лифтовой установки и без требующих больших затрат мер. В частности, удаление элемента скольжения возможно, в то время как направляющий скользящий башмак остается на проходящем в продольном направлении рельсовом проводнике. После удаления элемента скольжения несущий элемент все еще находится во вставленной позиции в корпусе направляющего башмака.
Несущий элемент и, при необходимости, также элемент скольжения выполнен, по меньшей мере, во вставленном состоянии в виде U-образного в поперечном сечении профиля, причем продольное направление профиля соответствует продольному направлению, заданному рельсовым проводником. U-образный профиль может содержать две плечевые стенки и одну соединяющую их распорную стенку. Несущий элемент и/или элемент скольжения могут быть изготовлены соответственно из плоских заготовок, причем распорные стенки, например, примыкают через пленочные шарниры к распорной стенке. Для образования формы профиля заготовка может рихтоваться из плоскостного положения покоя. Вместо элемента скольжения, выполненного в виде монолитного конструктивного элемента, поверхности скольжения могут выполняться, однако, также с помощью отдельных конструктивных элементов. Внешние компоненты вкладыша, то есть несущий элемент, могут состоять из сравнительно упругого полимера, например, базирующегося на полиуретане эластомера, подобных резине материалов, таких как синтетический каучук (например, EPDM (каучук на основе сополимера этилена, пропилена и диенового мономера) или NBR (бутадиенакрилонитрильный каучук)) или (NR) натуральный каучук. С помощью несущего элемента могут демпфироваться шумы и вибрации. Элемент скольжения может состоять из сравнительно жесткого полимерного материала. Хорошие характеристики скольжения могут достигаться, если элемент скольжения изготовлен из такого материала, как PTFE (политетрафторэтилен) или UHMW-PE (ультравысокомолекулярный полиэтилен) с малыми коэффициентами трения.
Направляющий скользящий башмак может выполняться таким образом, что элемент скольжения вводится в несущий элемент или извлекается с обеих сторон в продольном направлении. Особые преимущества достигаются, однако, в том случае, если элемент скольжения вводится в несущий элемент или извлекается из него только с одной продольной стороны. Благодаря такой конструкции может создаваться несложный, состоящий из небольшого количества отдельных деталей направляющий скользящий башмак.
Особенно предпочтительно элемент скольжения относительно продольного направления опирается на одной стороне соответственно с помощью упора, до которого элемент скольжения может ограниченно вводиться в несущий элемент. При этом упор может быть задан несущим элементом, корпусом направляющего башмака или, в случае необходимости, даже отдельной деталью.
С этой целью несущий элемент содержит по меньшей мере одно проходящее в продольном направлении до плеча углубление для приема элемента скольжения. В это углубление соответствующий элемент скольжения может вводиться и вставляться с одной продольной стороны. При этом плечо образует упор для элемента скольжения, до которого элемент скольжения может быть введен в несущий элемент. Проходящее в продольном направлении, не сквозное углубление простирается от одной открытой продольной стороны до упомянутого плеча, причем плечо может быть создано, например, уступом в несущем элементе.
Несущий элемент может фиксироваться или быть зафиксированным в корпусе направляющего башмака с геометрическим или силовым замыканием с помощью крепежных средств. Фиксация несущего элемента в корпусе направляющего башмака возможна с использованием клеящего вещества.
Если направляющий скользящий башмак содержит расположенные друг против друга поверхности скольжения и одну поверхность скольжения, проходящую поперечно им, которые могут предпочтительно с незначительным люфтом перемещаться по направляющим поверхностям рельсового проводника, то предпочтительным может быть случай, когда один элемент скольжения задает три поверхности скольжения, причем элемент скольжения выполнен предпочтительно в виде одной детали и монолитного конструктивного элемента.
Альтернативно направляющий скользящий башмак может содержать три элемента скольжения, причем каждый элемент скольжения соответственно образует одну поверхность скольжения. Такая конструкция имеет, с одной стороны, технические преимущества изготовления, так как сформованные несложным образом элементы скольжения могут изготавливаться несложным образом и с малыми затратами. Элементы скольжения могут изготавливаться из соответствующих пластмасс, например, методом экструзии. В зависимости от выбора материала элементы скольжения могут выполняться также из пластмассы в качестве деталей, полученных методом литья под давлением. Само собой разумеется, возможны также и другие способы изготовления. С другой стороны, такая конструкция допускает зависимую от использования замену быстроизнашивающихся частей. Тем самым, еще находящиеся в хорошем состоянии элементы скольжения не должны заменяться при каждом техническом обслуживании. Далее, конструкция с несколькими элементами скольжения является предпочтительной, исходя из того, что она наиболее пригодна для эксплуатации без использования масла. В основном даже представлялось бы возможным, что для направляющей скольжения кабины используются лишь взаимно противолежащие поверхности скольжения, в то время как проходящая поперечно им направляющая поверхность рельсового проводника не нагружалась бы направляющим скользящим башмаком или нагружалась бы, например, через направляющий ролик. В таком случае направляющий скользящий башмак содержал бы только два элемента скольжения.
Отдельные элементы скольжения могли бы быть выполнены в виде пластин. Такого рода элементы скольжения могут быть изготовлены особенно несложным образом и с малыми затратами.
Далее предпочтительно, если в несущем элементе предусмотрены три крепежных паза для предпочтительно (в отношении направления ввода или продольного направления) приема с геометрическим замыканием соответственно одного элемента скольжения. В особо предпочтительном случае крепежный паз может содержать углубления, а элемент скольжения - дополнительные к углублениям, клинообразные краевые участки, в результате чего достигается соединение по типу «ласточкин хвост» между элементом скольжения и несущим элементом. Для направляющих скользящих башмаков с другими исполнениями углублений могла бы быть предпочтительной комбинация трех крепежных пазов, образующих упомянутые выше углубления, с принимаемыми ими элементами скольжения. Например, для определенных областей использования не является обязательным, чтобы элементы скольжения опирались на одно из плечей, образованных несущим элементом. Такой направляющий скользящий башмак мог бы содержать, таким образом, простирающиеся в продольном направлении сквозные углубления (без плеч).
Предпочтительная фиксация достигается, если несущий элемент содержит по меньшей мере одну монолитно сформованную на несущем элементе опорную цапфу и если корпус направляющего башмака содержит одну дополнительную в отношении опорной цапфы выемку для приема фиксирующей цапфы.
Для фиксации элемента скольжения может быть предусмотрен стопорный элемент, который укреплен или может быть укреплен в области одной продольной стороны на корпусе направляющего башмака. Скользящий элемент может быть, тем самым, установлен между стопорным элементом и указанным выше упором, за счет чего элемент скольжения надежно удерживается в корпусе направляющего башмака.
Далее, предпочтительным может быть случай, когда стопорный элемент содержит участок крепежной стенки, который плоско прилегает или может прилегать к корпусу направляющего башмака, и один расположенный на расстоянии от корпуса направляющего башмака участок стопорной стенки для фиксации вкладыша. Участок стопорной стенки и участок крепежной стенки могут при этом лежать в плоскопараллельных плоскостях.
Стопорный элемент может представлять собой изогнутую деталь из металла. Стопорный элемент может, тем самым, изготавливаться из одного единственного раскроенного листа и формоваться методом обработки листового металла.
Далее, направляющий скользящий башмак может содержать один предпочтительно отдельный защитный элемент для защиты поверхностей скольжения от загрязнений извне. Защитный элемент может быть при этом позиционирован на стопорном элементе на одной обращенной по меньшей мере к одному элементу скольжения внутренней стороне или, например, крепится посредством приклеивания. В полностью смонтированной позиции защитный элемент прилегает к элементу скольжения или к элементам скольжения и герметично опирается о них.
Защитный элемент состоит предпочтительно из неметаллического материала. Он может состоять из пластмассы и предпочтительно пластмассы с упругими свойствами (например, эластомеров). Особенно пригодны, например, PUR (полиуретан), EPDM (этилен-пропилен-диен-каучук), NBR (бутадиен-нитрильный каучук) или NR (натуральный каучук). Кроме того, представляется мыслимым изготовление защитного элемента из фетра или нетканого материала.
Уплотняющее действие для защиты поверхностей скольжения может быть дополнительно улучшено, если защитный элемент выполнен плоским и содержит первый плоский участок и прилегающий внутри к нему и имеющий меньшую толщину по сравнению с первым плоским участком уплотнительный участок, который задает контактную поверхность для элемента скольжения. Между плоским участком и уплотнительным участком может находиться уступ. Наружная кромка одного конца элемента скольжения может быть подогнана к уступу. Дополнительно или альтернативно уплотнительный участок может образовывать в направлении внутрь своего рода уплотнительную закраину, которая нагружает рельсовый проводник.
В следующей форме исполнения защитный элемент и стопорный элемент могут содержать соответственно канавку, которая, по меньшей мере, частично охватывает рельсовый проводник при эксплуатации. Защитное действие может быть повышено, если канавка защитного элемента сужена относительно канавки стопорного элемента.
Для обслуживания может быть предпочтителен случай, когда вставленный элемент скольжения выступает за пределы несущего элемента и/или за корпус направляющего башмака. Выступающая за несущий элемент и/или корпус направляющего башмака часть элемента скольжения может быть несложным образом захвачена и извлечена. Для несложного захватывания, например большим и указательным пальцами или щипцами, выступающая часть должна составлять предпочтительно по меньшей мере 5 мм и, особо предпочтительно около 10 мм. Несущий элемент может быть выполнен таким образом, что он содержит один верхний конец, который в смонтированном положении расположен относительно соседней поверхности корпуса и/или края элемента скольжения в области продольной стороны смещенным внутрь, в результате чего образуется углубление или открытое против продольной стороны полое пространство между корпусом направляющего башмака и элементом скольжения. Элемент скольжения может быть несложным образом захвачен через полое пространство и затем извлечен.
Полностью вставленный несущий элемент может присоединяться приблизительно заподлицо или бесступенчато к поверхности корпуса в области продольной стороны корпуса направляющего башмака.
Следующий аспект изобретения мог бы относиться к кабине лифта с по меньшей мере одним направляющим скользящим башмаком описанного выше типа.
Следующий аспект изобретения относится к способу проверки лифтовой установки, в частности, оснащенной описанными выше направляющими скользящими башмаками. Способ отличается прежде всего тем, что при замене содержащего по меньшей мере один элемент скольжения и один несущий элемент вкладыша направляющего скользящего башмака производится замена элемента скольжения. При этом в процессе замены направляющий башмак вместе с несущим элементом остается на рельсовом проводнике. Подлежащий замене элемент скольжения удаляется путем бокового извлечения в продольном направлении из направляющего башмака. Новый элемент скольжения вставляется в направляющий башмак с той же стороны. Само собой разумеется, предварительно еще должен быть отделен вкладыш, зафиксированный одним или, по мере необходимости, двумя стопорными элементами.
Дальнейшие преимущества и отдельные признаки вытекают из последующего описания одного примера исполнения и из чертежей, на которых:
фиг. 1 - на виде сверху упрощенное изображение соответствующего изобретению лифта с кабиной, направляемой посредством направляющих скользящих башмаков на рельсовых проводниках;
фиг. 2 - перспективный вид направляющего скользящего башмака лифта в соответствии с фиг. 1;
фиг. 3 - направляющий скользящий башмак с фиг. 2 с отсоединенными стопорным элементом и защитным элементом;
фиг. 4 - направляющий скользящий башмак с демонтированным элементом скольжения;
фиг. 5 - несущий элемент для направляющего скользящего башмака;
фиг. 6 - альтернативный направляющий скользящий башмак с отсоединенным стопорным элементом и защитным элементом;
фиг. 7 - перспективный вид направляющего скользящего башмака в соответствии со следующим примером исполнения;
фиг. 8 - вариант направляющего скользящего башмака в соответствии с фиг. 7;
фиг. 9 - направляющий скользящий башмак с фиг. 8 с демонтированными элементами скольжения; и
фиг. 10 - вид сверху на направляющий скользящий башмак.
Фиг. 1 показывает лифт 1 с кабиной 2 лифта, которая может с вертикальным направлением перемещаться вверх и вниз и в направлении z между двумя рельсовыми проводниками 3 в не изображенной шахте лифта. Линейная направляющая с рельсовым проводником 3 образована в данном случае, например, проходящим в продольном направлении z Т-образным профилем. На кабине 2 лифта на каждой стороне расположен по меньшей мере один направляющий башмак 4 для направления кабины 2 на рельсовых проводниках 3. Для оптимального направления кабины лифта содержат, как правило, четыре (два на одну сторону) или более направляющих скользящих башмаков. Направляющий скользящий башмак содержит U-образный в поперечном сечении вкладыш 6, который охватывает рельсовый проводник 3 и который - как и рельсовый проводник - простирается в продольном направлении z. Описанный ниже более подробно вкладыш 6 фиксируется в соответствии с положением с помощью стопорного элемента 9.
Детали возможного конструктивного исполнения соответствующего изобретению направляющего скользящего башмака 4 приведены на фиг. 2. Направляющий скользящий башмак 4 содержит проходящую в продольном направлении z, имеющую форму канала выемку для (не изображенного здесь) рельсового проводника. Соответствующие направляющие поверхности рельсового проводника нагружаются с небольшим люфтом со скольжением при движении перемещения в направлении z противолежащими, приблизительно проходящими плоскопараллельно поверхностями 18 скольжения и одной проходящей поперечно им поверхностью 22 скольжения. Обе поверхности 18 скольжения образуются обращенными к рельсовому проводнику внутренними сторонами элемента 8 скольжения, который вместе с несущим элементом 7 образует вкладыш 6. Вкладыш 6 зафиксирован в корпусе 5 направляющего башмака с помощью опорных цапф 14, входящих в сообщающиеся выемки 15 корпуса 5 направляющего башмака. Состоящий в данном случае из одной детали корпус 5 направляющего башмака выполнен из металлического материала (например, стали). Несущий элемент 7 вкладыша состоит из материала, с помощью которого могут демпфироваться шумы и вибрации в процессе движения кабины. Для этого может использоваться, например, упругий полимер (например, PUR (полиуретан), EPDM (этилен-пропилен-диен-каучук), NBR (бутадиен-нитрильный каучук), NR (натуральный каучук)). Элемент 8 скольжения выполнен, напротив, из сравнительно жесткого полимера, который отличается малыми коэффициентами трения (PTFE (политетрафторэтилен), UHMW-PE (ультравысокомолекулярный полиэтилен) и т.п.). Направляющий скользящий башмак 4 отличается тем, что возможно осуществлять его продвижение без использования масла.
Имеющий в смонтированном состоянии, в соответствии с фиг. 2, U-образную форму в поперечном сечении элемент 8 скольжения установлен между плечом 11 и имеющим форму крышки устройством с защитным элементом 10 для защиты поверхностей 18 скольжения от загрязнений и стопорным элементом 9. Стопорный элемент 9 выполнен из металла в виде изогнутой детали, зафиксированной с помощью (не изображенных) винтов на корпусе 5 направляющего башмака. Предусмотрены соответствующие отверстия 28, через которые могут вводиться винты.
У направляющего скользящего башмака 4 в соответствии с фиг. 3 стопорный элемент 9 и защитный элемент 10 были удалены, в результате чего могут быть распознаны следующие конструктивные признаки изобретения. Так, из фиг. 3 приблизительно следует, что элемент 8 скольжения выступает над корпусом направляющего башмака. Выступ, который может составлять 5 мм u более, обозначен ссылочным обозначением и. Несущий элемент 7, напротив, прилегает приблизительно заподлицо к поверхности 21 корпуса в области продольной стороны 20. После удаления покрытия, содержащего стопорный элемент 9 и защитный элемент 10, верхняя продольная сторона 20 элемента 8 скольжения оказывается свободной и может быть несложным образом захвачена.
Благодаря этой выступающей части становится возможным, например, для обусловленной техническим обслуживанием замены элемента скольжения с помощью обслуживающего персонала несложным образом удалять элемент 8 скольжения из направляющего башмака. Для этого необходимо лишь захватить выступающую над корпусом 5 направляющего башмака часть элемента 8 скольжения и извлечь его в направлении z. Поскольку элемент 8 скольжения может быть извлечен также в том случае, когда остальная часть направляющего скользящего башмака остается на рельсовом проводнике, возникают существенные преимущества в отношении проверок и технического обслуживания применительно к экономии времени и удобству работы. Отпадает необходимость в трудоемком и занимающем много времени демонтаже с кабины всего направляющего скользящего башмака в целом.
Стопорный элемент 9 содержит один оснащенный проходными отверстиями 28 крепежный участок 16 и один участок 17 стопорной стенки, проходящий плоскопараллельно плоскости крепежного участка. Далее, в области продольной стороны 20 корпуса 5 направляющего башмака видны два отверстия 29, которые могут быть выполнены для крепления стопорного элемента 9 в качестве проходных отверстий или резьбовых отверстий, в которые могут вводиться или ввинчиваться (не изображенные) винты. Защитный элемент 10 выполнен явно плоским и состоит из мягкого неметаллического материала (например, пластмассы или фетра). Защитный элемент 10 содержит один первый плоский участок 23 и один примыкающий к нему, имеющий меньшую толщину уплотнительный участок 24. Уплотнительный участок 24 задает контактную поверхность к элементу скольжения (см. фиг. 2). Между плоским участком 23 и уплотнительным участком 24 с внутренней стороны находится уступ. Обращенная к стопорному элементу кромка конца элемента скольжения выполнена дополнительно и может быть подогнана к уступу. Далее, из фиг. 4 видно, что защитный элемент 10 и стопорный элемент 9 содержат соответственно охватывающую рельсовый проводник канавку 27 соответственно 26. Канавка 27 защитного элемента 10 с целью достижения оптимального защитного действия сужена по сравнению с канавкой 26 стопорного элемента.
Фиг. 4 показывает обозначенный ссылочным обозначением 4' направляющий скользящий башмак, из которого сбоку был удален элемент скольжения. В данном случае элемент 8 скольжения выполнен в виде профильного тела, которое как во вставленном состоянии, так и вне направляющего башмака определяет U-образную форму. Однако представлялось бы также возможным отделение отдельных стенок друг от друга с помощью пленочных шарниров. Тем самым элемент скольжения мог бы быть приведен из плоского положения путем наладки плечевых стенок к виду U-образного профиля. Несущий элемент 7 содержит простирающееся до плеча 11 углубление 12, которое образует приемный участок для приема элемента скольжения. Плечо образует упор, до которого может вставляться элемент скольжения. Ссылочным обозначением t обозначено расстояние от плеча 11 до нижней продольной стороны направляющего башмака, которая приблизительно соответствует необходимому выступанию элемента скольжения. Для повторного вставления (или вставления нового) элемента 8 скольжения последний должен лишь быть вдвинут в обозначенном стрелкой направлении вставления от продольной стороны 20 в несущий элемент 7. Далее, видно, что на обоих, расположенных на продольной стороне концах внутренней стенки элемента скольжения снята фаска. На фиг. 5 еще раз показан несущий элемент 7 в детальном представлении.
Фиг. 6 показывает вариант первого примера исполнения. Изображенный на фиг. 6 направляющий скользящий башмак 4 отличается тем, что обращенный к верхней продольной стороне 20 конец 30 несущего элемента расположен со смещением внутрь относительно соответствующей верхней стороны 20 корпуса или поверхности 21 корпуса. За счет этого смещения внутрь возникает углубление, через которое можно несложным образом захватить или ухватить элемент 8 скольжения и затем извлечь его. Поскольку верхняя кромка 31 полностью вставленного элемента 8 скольжения заканчивается приблизительно на том же уровне, что и верхняя поверхность 21 в области продольной стороны 20, стопорный элемент 9 может быть образован простым конструктивным элементом в форме пластины. Также плоскостной защитный элемент 10 может изготавливаться, например, из фетровой заготовки.
Как следует из фиг. 7, направляющий скользящий башмак может содержать также несколько элементов скольжения. В данном случае каждой из трех поверхностей 18 скольжения соответствует отдельный элемент 8', 8'', 8''' скольжения. Три элемента 8', 8'' и 8''' скольжения имеют в данном случае одинаковую форму и состоят, например, из материала UHMW-PE (ультравысокомолекулярный полиэтилен) или тефлона. Элементы 8', 8'' и 8''' скольжения вставлены в три дополнительно выполненные крепежные пазы в несущем элементе 7 и могут удаляться путем извлечения в продольном направлении z из направляющего башмака.
Для наглядного пояснения вида соединения между элементами 8', 8'' и 8''' скольжения и несущим элементом 7 на фиг. 8 изображен направляющий скользящий башмак без стопорного элемента и защитного элемента. Как видно, элементы 8', 8'' и 8''' скольжения вставлены в несущий элемент 7 посредством соединения по типу «ласточкина хвоста». В сравнении с примером исполнения по фиг. 7 несущий элемент 7 укорочен относительно продольного направления, так что в области продольной стороны 20 образуется полое пространство, через которое элементы скольжения могут быть захвачены или ухвачены и затем извлечены в продольном направлении из отдельных крепежных пазов.
Направляющий скользящий башмак 4 обеспечивает предпочтительный метод проверки лифтовой установки. Для замены вкладышей направляющих скользящих башмаков сначала останавливают (не изображенную здесь) кабину лифта, после чего выполняются следующие рабочие этапы: заменяются элементы 8', 8'' и 8''' скольжения, причем в процессе замены направляющий скользящий башмак вместе с несущим элементом 7 остается на рельсовом проводнике, а подлежащие замене элементы 8', 8'' и 8''' скольжения удаляются из направляющего скользящего башмака 4 путем бокового извлечения в направлении z. После этого с продольной стороны 20 в противоположном стрелке z направлении в направляющий скользящий башмак могут вставляться новые элементы скольжения.
На фиг. 9 несущий элемент 7 в области продольной стороны плавно прилегает к плоской поверхности 21 корпуса. Далее, в этом изображении хорошо видна конфигурация «ласточкина хвоста» для соединения элементов 8', 8'' и 8''' скольжения и несущего элемента 7. Как видно, несущий элемент 7 содержит три проходящих в продольном направлении z углубления, в которые соответственно могут вводиться элементы скольжения. В несущем элементе 7 углубления предусмотрены в виде трех крепежных пазов 32, 33 для приема с геометрическим замыканием соответственно одного элемента скольжения. Элементы 8', 8'' и 8''' скольжения выполнены в виде пластинообразных тел. Крепежные пазы содержат простирающиеся в продольном направлении z углубления; элементы скольжения содержат дополнительные к углублениям клинообразные краевые участки. На фиг. 9 углубления крепежных пазов 32 обозначены ссылочным обозначением 35. Состоящая в данном случае из нескольких частей конструкция и конфигурация по типу «ласточкина хвоста» отличается от моноблочных форм исполнения, далее, меньшими контактными поверхностями (или поверхностями скольжения) относительно или для рельсового проводника.
Как видно, прежде всего, на виде сверху в соответствии с фиг. 10, элементы скольжения 8', 8'' и 8''' вкладыша 6 соответственно принимаются особым способом и образом с геометрическим замыканием крепежными пазами 32, 33 несущего элемента 7. С целью наглядного пояснения вида соединения в изображении на фиг. 10 на правой стороне обозначенный ссылочным обозначением 8" элемент скольжения был удален из крепежного паза 32. Крепежный паз 32 содержит простирающиеся в продольном направлении углубления 34; элемент 8'' скольжения содержит соответствующие им клинообразные краевые участки 35. С помощью этого соединения по типу «ласточкина хвоста» элементы скольжения несложным образом удерживаются в несущем элементе без возможности выпадения внутрь. Далее, из фиг. 10 видно, что поверхности 18, 22 скольжения выдаются относительно соответствующих, обращенных внутрь поверхностей несущего элемента 7 на расстояние s, которое может составлять приблизительно 2 мм.
Поэтому между отдельными элементами 8', 8'' и 8''' скольжения в области кромок образованы открытые промежуточные пространства. Тестовые испытания показали, что ошеломляющим образом достигается еще более лучшая характеристика скольжения направляющего башмака при движении кабины.
1. Направляющий скользящий башмак лифта для транспортировки людей или груза с корпусом (5) направляющего башмака и вставленным или вставляемым в корпус (5) направляющего башмака вкладышем (6) для направления кабины лифта вдоль простирающегося в направлении движения или в продольном направлении (z) рельсового проводника (3), причем вкладыш (6) выполнен из по меньшей мере двух частей и содержит по меньшей мере один элемент (8, 8', 8'', 8''') скольжения и один несущий элемент (7), причем несущий элемент (7), по меньшей мере, во вставленном состоянии выполнен U-образным в поперечном сечении профиля, отличающийся тем, что по меньшей мере один элемент (8, 8', 8'', 8''') скольжения соединен или может быть соединен с несущим элементом (7) с возможностью разъема таким образом, что он может удаляться из направляющего скользящего башмака (4) или вводиться в него только с продольной стороны (20) сбоку в продольном направлении (z), причем несущий элемент (7) содержит простирающееся до плеча (11) углубление (12), которое образует приемный участок для приема элемента (8) скольжения, и по меньшей мере одно углубление (32, 33), простирающееся в продольном направлении (z) до плеча (11), при этом по меньшей мере одно углубление (32, 33) образует приемное устройство для по меньшей мере одного элемента (8, 8', 8'', 8''') скольжения и по меньшей мере один элемент (8, 8', 8'', 8''') скольжения опирается или может опираться на образованное несущим элементом (7) плечо (11).
2. Башмак по п. 1, отличающийся тем, что он содержит взаимно противолежащие поверхности (18) скольжения и одну проходящую поперечно к ним поверхность (22) скольжения, причем элемент (8) скольжения, выполненный в виде цельного и предпочтительно монолитного конструктивного элемента, задает три поверхности (18, 22) скольжения.
3. Башмак по п. 1, отличающийся тем, что он содержит противолежащие друг другу поверхности (18) скольжения и одну проходящую поперечно им поверхность (22) скольжения и что он содержит, далее, три элемента (8', 8'', 8''') скольжения, причем каждый элемент (8', 8'', 8''') скольжения соответственно образует одну поверхность (18, 22) скольжения.
4. Башмак по п. 3, отличающийся тем, что элементы (8', 8'', 8''') скольжения выполнены в виде пластинчатых тел.
5. Башмак по п. 3 или 4, отличающийся тем, что в несущем элементе (7) предусмотрены три крепежных паза (32, 33) в качестве углублений для предпочтительно приема с геометрическим замыканием соответственно одного элемента (8', 8'', 8''') скольжения.
6. Башмак по п. 3 или 4, отличающийся тем, что для образования соединения типа «ласточкин хвост» между элементом скольжения и несущим элементом крепежные пазы (32, 33) содержат углубления (34), а элемент (8', 8'', 8''') скольжения содержит дополнительные к углублениям клинообразные краевые участки (35).
7. Башмак по п. 5, отличающийся тем, что для образования соединения типа «ласточкин хвост» между элементом скольжения и несущим элементом крепежные пазы (32, 33) содержат углубления (34), а элемент (8', 8'', 8''') скольжения содержит дополнительные к углублениям клинообразные краевые участки (35).
8. Башмак по п. 1, отличающийся тем, что для фиксации по меньшей мере одного элемента (8, 8', 8'', 8''') скольжения предусмотрен стопорный элемент (9), который закреплен или может быть закреплен в области одной продольной стороны (20) на корпусе (5) направляющего башмака.
9. Башмак по п. 1, отличающийся тем, что он содержит защитный элемент (10) для защиты поверхностей (18, 22) скольжения от загрязнений, который позиционирован или размещен на обращенной к элементу скольжения внутренней стороне на стопорном элементе (9).
10. Башмак по п. 9, отличающийся тем, что защитный элемент (10) состоит из неметаллического материала, в частности из пластмассы.
11. Башмак по п. 1, отличающийся тем, что вставленный элемент (8, 8', 8'', 8''') скольжения выступает за несущий элемент (7) и/или за корпус (5) направляющего башмака.
12. Способ проверки лифтовой установки (1), предпочтительно с по меньшей мере одним направляющим скользящим башмаком (4) согласно любому из пп. 1-11, от