Способ тренировки ударных действий
Изобретение относится к способам тренировки ударных действий в боевых искусствах для подготовки бойцов ударных стилей, исследовательской работе в области психофизиологии человека, при создании игровых комплексов и аттракционов. Для тренировки ударных действий на спортивном снаряде обозначают точки для ударов. Заданное количество точек для удара формируют на заданное время программно-аппаратным комплексом при помощи светодинамической подсветки. Точки могут быть неподвижны, или их непредсказуемо или предсказуемо для бойца перемещают с заданной скоростью по площади спортивного снаряда. Точки ударов, вид ударов и порядок серии ударов задают бойцу условными знаками - визуально-информационными образами, которые формируют программно-аппаратным комплексом с заданным текстовым или символическим содержанием, заданной цветовой гаммой, яркостью, площадью и частотой мельканий. Перемещения и действия бойца снимают видеокамерой, закрепленной на заданной высоте. Данные с видеокамеры передают в программно-аппаратный комплекс для фиксации, обработки видеоданных и оценки ударных действий бойца. Боец своевременно, пока светится точка для удара, реагирует заданным видом удара или серий ударов в заданной или выбранной бойцом последовательности в обозначенные точки. Программно-аппаратный комплекс вычисляет время реагирования бойца на появляющиеся светодинамические точки для ударов и точность ударов, при повторах заданий вычисляет среднеарифметические значения показателей бойца, по которым судят о его готовности к участию в реальных боях. Обеспечивается повышение эффективности тренировки за счет приближения тренировки к реальной обстановке в боевых искусствах.
Реферат
Изобретение относится к способам тренировки ударных действий в боевых искусствах, в частности боксе, рукопашном бое, кикбоксинге, в общем случае для подготовки бойцов ударных стилей. Вместе с тем изобретение может использоваться в исследовательской работе в области психофизиологии человека, при комплексной оценке его зрительных, когнитивных и двигательных способностей, а также при создании игровых комплексов и аттракционов.
До настоящего времени ряд вопросов в системе подготовки в боевых искусствах еще не решен, они заслуживают дальнейшего изучения и создания новых научно-методических разработок и инновационных тренажерных комплексов.
Уровень техники. Известно большое количество спортивных снарядов для тренировки спортсменов в боевых искусствах, в частности "груш" [1]. В этих устройствах "груша" крепится вертикально или горизонтально при помощи пружины и/или эластичного шнура. Из того же источника известны боксерские манекены, предназначенные для формирования навыков тактико-технических действий на определенных дистанциях. Также широко известен спортивный снаряд - боксерский мешок, содержащий закрепленную на гибком подвесе инерционную массу, поверхность которой покрыта устойчивым к изнашиванию материалом, а один конец гибкого подвеса закреплен на неподвижном основании вверху, а в качестве гибкого подвеса используют веревки, цепи или тросы.
Известен также водоналивной мешок с разметкой для удара, на котором отображены семь ключевых точек [2].
Однако эти тренировочные приспособления не обеспечивают эффективной выработки нужной реакции и навыков ведения боя у спортсмена.
Известен интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений и действий человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать большое число световых эффектов, привлекая зрителя и вовлекая его в общение [3].
Однако такие интерактивные системы не предназначены для тренировок ударных действий.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ тренировки и информирования спортсменов [4], в котором тренировка спортсменов осуществляется с использованием управляемой светодинамической подсветки. Изменение подсветки и режимов тренировки задают вручную или программно-аппаратным комплексом. При задании режима тренировки программно-аппаратным комплексом тренер выбирает программу и уровень ее сложности. Движения спортсменов снимают видеокамерой, расположенной на заданной высоте, видеоизображение передают в программно-аппаратный комплекс, который фиксирует действия спортсменов и формирует динамичный визуально-информационный образ, который размещается и удерживается перед спортсменами в удобном для зрительного восприятия размере, ракурсе и на оптимальной дистанции. Изменяя текстовое, символическое и мультимедийное содержание, цветовую гамму, яркость, контрастность, площадь и частоту мельканий визуально-информационного образа, информируют спортсмена о характеристиках тренировочного процесса и/или условных командах тренера.
Недостатком способа является то, что он не предназначен для эффективной выработки нужной реакции в боевых искусствах и навыков своевременных точных ударов.
Технический результат предлагаемого способа заключается в повышении эффективности тренировки приближением тренировки к реальной обстановке в боевых искусствах.
Технический результат достигается тем, что тренировка бойца проводится с принимающим его удары спортивным снарядом, на котором обозначены точки для ударов, причем новым является то, что заданное количество точек для удара формируется на заданное время программно-аппаратным комплексом при помощи светодинамической подсветки, при этом точки неподвижны или непредсказуемо, или предсказуемо для бойца перемещаются с заданной скоростью по площади спортивного снаряда;
вместе с тем, точки ударов, вид удара и порядок серии ударов задаются бойцу условными знаками - визуально-информационными образами, которые формируются программно-аппаратным комплексом с заданным текстовым или символическим содержанием, заданной цветовой гаммой, яркостью, площадью и частотой мельканий;
перемещения и действия бойца снимаются видеокамерой, закрепленной на заданной высоте, данные с видеокамеры передаются в программно-аппаратный комплекс для фиксации, обработки видеоданных и оценки ударных действий бойца;
задача бойца - своевременно, пока светится точка для удара, отреагировать заданным видом удара или серий ударов в заданной или выбранной бойцом последовательности в обозначенные точки;
программно-аппаратный комплекс каждый раз вычисляет время реагирования бойца на появляющиеся светодинамические точки для ударов и точность ударов, а при повторах заданий вычисляет среднеарифметические значения показателей бойца, по которым судят о его готовности к участию в реальных боях.
В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.
Осуществление способа. Предлагаемый способ тренировки ударных действий осуществляется следующим образом. Тренировка бойца проводится на тренажере, содержащем спортивный снаряд, принимающий ударные воздействия от бойца, и программно-аппаратный комплекс с системой видеоконтроля и системой формирования светодинамической подсветки спортивного снаряда. Тренер из библиотеки программ выбирает программу тренировки бойца, которая формирует на площади спортивного снаряда одну или несколько световых точек, указывающих бойцу на некоторое время заданное место удара. Световые зоны имитируют болевые незащищенные места соперника, открываемые им в реальном бою в движении на короткие промежутки времени. Для неподготовленных бойцов точки формируются стационарными со временем проекций в несколько секунд. А для более подготовленных бойцов формируют на снаряде кратковременно сразу несколько мобильных световых зон для выполнения комбинации ударов. Вместе с тем, точки ударов, вид удара и порядок в комбинации ударов может задаваться бойцу условными знаками - визуально-информационными образами, которые формируются программно-аппаратным комплексом с заданным текстовым или символическим содержанием, заданной цветовой гаммой, яркостью, площадью и частотой мельканий. В условиях данного способа тренировки боец должен своевременно отреагировать соответствующим ударом по снаряду пока светится точка удара. При этом удары могут быть заданы условным сигналом визуально-информационного образа для выполнения любой частью тела, любым способом и в любой последовательности. Для определения количественных показателей испытуемого, его рейтинга, программно-аппаратный комплекс, по данным его системы видеоанализа, вычисляет время реагирования бойца на появляющиеся светодинамические точки для ударов и точность ударов.
Пример. Боец располагается перед снарядом-манекеном на ударной дистанции. Тренер объявляет условные сигналы к действию: красное круглое пятно - удар правым кулаком, зеленое круглое пятно - удар левым кулаком, красный символ «Н» - удар правой ногой, зеленый символ «Н» - удар левой ногой. После команды «Старт» на манекене световым излучателем формируется на 3 сек два символа: зеленое круглое пятно с цифрой 1 и красная буква «Н». Боец успевает отреагировать и выполнить точные удары: первый удар - левым кулаком, второй удар - правой ногой. Тренировка продолжается с предъявлением других комбинаций и сокращением времени предъявления ударных световых зон.
При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, для компьютерной обработки полученной видеоинформации может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.
Заявляемый способ позволяет тренировать навыки бойца, повышать его тактико-техническую подготовку, индивидуализировать тренировочный процесс, моделируя различные по сложности комбинации ударов, повышать эффективность тренировки, приближая ее условиям реального боя.
Таким образом, заявляемый способ тренировки ударных действий обладает новыми свойствами, обуславливающими получение заявленного технического результата.
Источники информации
1. Бокс. Учебник для институтов физкультуры. М: Физкультура и спорт, 1979 г., с. 249.
2. http://www.sportstolica.ru/collection/century/product/vodonalivnoy-bokserskiy-meshok-s-zonami-wavemaster-combo
3. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V. 52. - P. 76.
4. Патент 2484873 РФ, МПК A63B 69/00. Способ тренировки и информирования спортсменов / Афоньшин В.Е., Роженцов В.В. - №2012111245/12; заявл. 23.03.2012; опубл. 20.06.13, бюл. №17. - 5 с.
Способ тренировки ударных действий со спортивным снарядом, на котором обозначены точки для ударов, отличающийся тем, что заданное количество точек для удара формируется на заданное время программно-аппаратным комплексом при помощи светодинамической подсветки, при этом точки неподвижны или непредсказуемо или предсказуемо для бойца перемещаются с заданной скоростью по площади спортивного снаряда;
вместе с тем, точки ударов, вид удара и порядок серии ударов задаются бойцу условными знаками - визуально-информационными образами, которые формируются программно-аппаратным комплексом с заданным текстовым или символическим содержанием, заданной цветовой гаммой, яркостью, площадью и частотой мельканий;
перемещения и действия бойца снимаются видеокамерой, закрепленной на заданной высоте, данные с видеокамеры передаются в программно-аппаратный комплекс для фиксации, обработки видеоданных и оценки ударных действий бойца;
задача бойца - своевременно, пока светится точка для удара, отреагировать заданным видом удара или серий ударов в заданной или выбранной бойцом последовательности в обозначенные точки;
программно-аппаратный комплекс каждый раз вычисляет время реагирования бойца на появляющиеся светодинамические точки для ударов и точность ударов, а при повторах заданий вычисляет среднеарифметические значения показателей бойца, по которым судят о его готовности к участию в реальных боях.