Устройство для аварийного выхода из вагона метро

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для эвакуации пассажиров из кабины машиниста вагона метро в случае аварийной ситуации в тоннеле и на наземных участках метрополитена. Устройство для аварийного выхода из вагона метро содержит дверцу, установленную на лобовой части вагона, съемную лестницу (16) и механизм крепления лестницы к лобовой части вагона в рабочем положении. В каркасе дверцы смонтирован механизм блокировки и фиксации дверцы. Под полом кабины машиниста расположен подрамник (17), выполненный откидывающимся в рабочем положении и шарнирно соединенным один концом с рамой кузова (18). Механизм фиксации подрамника с лестницей содержит корпус, закрепленный на раме кузова (18), рукоятку, размещенную в полу кабины машиниста и соединенную системой тяг и валов с подпружиненной защелкой, и страховочные крюки для зацепления с подрамником (17). В корпусе смонтирована подпружиненная защелка с возможностью взаимодействия с подрамником (17), и стопор, препятствующий приведению подрамника (17) в транспортное положение без лестницы (16). Изобретение повышает надежность устройства и обеспечивает быструю и безопасную эвакуацию пассажиров в случае аварийной ситуации. 4 з.п. ф-лы, 8 ил.

Реферат

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для эвакуации пассажиров из кабины машиниста вагона метро в случае аварийной ситуации в тоннеле и на наземных участках метрополитена.

Известно устройство для аварийного выхода из вагона рельсового подвижного состава, содержащее дверь, установленную в боковине кузова вагона, лестницу-трап, расположенную под полом кузова и закрепленную в монтажной раме, механизм открывания лестницы-трапа и фиксирующее устройство лестницы (патент CN №203126860, B61D 23/02, 14.08.2013).

Данное устройство не обеспечивает быструю эвакуацию пассажиров, т.к. расположено сбоку кузова вагона и затрудняет выход пассажиров при аварийной ситуации в тоннеле метрополитена.

Известно устройство для аварийного выхода из кабины машиниста вагона метро, содержащее дверцу, установленную на лобовой части вагона, съемную лестницу и механизм крепления лестницы к лобовой части вагона в рабочем положении (патент RU №2123950, МПК B61D 23/00, 27.12.1998).

Известное устройство не обеспечивает быструю, надежную и безопасную эвакуацию пассажиров в случае аварийной ситуации, т.к. снятие двух секций лестницы с лобовой части вагона, их соединение посредством скоб и крепление к лобовой части вагона в рабочем положении занимает немалое время, а отсутствие ступеней небезопасно при эвакуации пожилых людей и детей.

Задачей заявленного изобретения является обеспечение безопасности перевозки пассажиров в вагонах метрополитена при возникновении аварийной ситуации.

Техническим результатом при использовании изобретения является повышение надежности устройства и обеспечение быстрой и безопасной эвакуации пассажиров в случае аварийной ситуации.

Указанный технический результат достигается тем, что устройство для аварийного выхода из вагона метро, содержащее дверцу, установленную на лобовой части вагона, съемную лестницу и механизм крепления лестницы к лобовой части вагона в рабочем положении, дополнительно содержит механизм блокировки и фиксации дверцы в дверном проеме, подрамник для размещения лестницы и механизм фиксации подрамника с лестницей в транспортном положении, при этом механизм блокировки и фиксации дверцы смонтирован в каркасе дверцы и связан с лобовой частью вагона, подрамник расположен под полом кабины машиниста вблизи аварийного выхода и выполнен откидывающимся в рабочем положении, причем один конец подрамника шарнирно соединен с рамой кузова, а другой конец, расположенный со стороны аварийного выхода, свободен, при этом механизм фиксации подрамника с лестницей содержит корпус, закрепленный на раме кузова, в котором смонтирована подпружиненная защелка с возможностью взаимодействия с подрамником, и стопор, препятствующий приведению подрамника в транспортное положение без лестницы, а также рукоятку, размещенную в полу кабины машиниста и соединенную системой тяг и валов с подпружиненной защелкой, и страховочные крюки для зацепления с подрамником, жестко закрепленные на одном из валов.

Кроме того, для достижения указанного выше технического результата механизм блокировки и фиксации дверцы в дверном проеме выполнен в виде расположенных на боковых сторонах каркаса дверцы пальцев, размещенных в наклонных пазах каркаса лобовой части вагона с возможностью перемещения посредством системы тяг, связанных с рукояткой, установленной на внутренней стороне дверцы; механизм крепления съемной лестницы к лобовой части вагона в рабочем положении содержит расположенные в верхней части лестницы пазы и размещенные в них с возможностью взаимодействия штыри, жестко соединенные с рамой кузова под дверным проемом аварийного выхода; для удерживания подрамника в рабочем положении на определенном расстоянии от верхнего уровня головки рельса содержит страховочный трос, соединяющий раму кузова со свободным концом подрамника; для предотвращения выпадения лестницы из подрамника, находящегося в рабочем положении, на свободном конце подрамника установлен предохранительный фиксатор.

Изобретение иллюстрируется чертежами, где

на фиг. 1 изображен головной вагон метро с устройством для аварийного выхода из кабины машиниста в транспортном положении, общий вид;

на фиг. 2 изображен вид A на фиг. 1;

на фиг. 3 изображено сечение Б-Б на фиг. 2;

на фиг. 4 изображен головной вагон метро с устройством для аварийного выхода из кабины машиниста в рабочем положении, общий вид;

на фиг. 5 изображен механизм фиксации подрамника с лестницей в транспортном положении;

на фиг. 6 изображен выносной элемент В на фиг. 5;

на фиг. 7 изображен выносной элемент Г на фиг. 4;

на фиг. 8 изображен вид Д на фиг. 5.

Устройство для аварийного выхода из кабины машиниста вагона метро содержит дверцу 1 (фиг. 1, 2), установленную в дверном проеме 2 лобовой части головного вагона 3, лобовое стекло 4 на резиновых уплотнителях 5, установленное в лобовой части кузова вагона 3, и шнур (не показан), расположенный в резиновом уплотнении 5 лобового стекла 4, установленного с возможностью извлечения из оконного проема 6.

Дверца 1 установлена в дверном проеме 2 с возможностью снятия для эвакуации пассажиров на рельсовый путь. Дверца 1 аварийного выхода (фиг. 3) состоит из наружной панели 7, внутренней облицовки 8, каркаса 9 и интегрированного в каркас 9 механизма блокировки и фиксации дверцы 1 в дверном проеме 2. Механизм блокировки и фиксации дверцы выполнен в виде пальцев 10 для удерживания дверцы 1 в дверном проеме 2, расположенных на боковых сторонах каркаса 9 и размещенных в наклонных пазах 11 платиков 12, являющихся частью каркаса лобовой части вагона. Пальцы 10 установлены в пазах 11 с возможностью перемещения при снятии-установке дверцы 1 посредством системы тяг 13, связанных с рукояткой 14, установленной на внутренней стороне дверцы 1. Дверца поджимается дверными уплотнителями 15 по периметру каркаса 9.

Механизм блокировки и фиксации дверцы 1 обеспечивает ее надежность в закрытом положении, плотное герметичное прилегание в дверном проеме 2, предотвращает несанкционированное или случайное открывание аварийного выхода.

Для быстрой и безопасной эвакуации пассажиров из вагона предусмотрена съемная лестница 16 (фиг. 4, 5), размещенная в транспортном положении в подрамнике 17. Подрамник 17 расположен под полом кабины машиниста вблизи аварийного выхода. Один конец подрамника 17 шарнирно соединен с рамой кузова 18. Другой конец подрамника 17, расположенный со стороны аварийного выхода, выполнен свободным, откидывающимся в рабочем положении (фиг. 4).

В рабочем положении съемная лестница 16 закреплена на лобовой части вагона. Механизм крепления съемной лестницы 16 к лобовой части вагона в рабочем положении содержит пазы 19, выполненные в верхней части лестницы 16, и размещенные в них с возможностью взаимодействия штыри 20, закрепленные под дверным проемом аварийного выхода и жестко соединенные с рамой кузова 18.

В транспортном положении (фиг. 5, 6) подрамник 17 с лестницей 16 зафиксирован посредством механизма фиксации. Механизм фиксации подрамника с лестницей содержит рукоятку 21, размещенную в полу кабины машиниста. Рукоятка 21 закреплена на тяге 22, которая приводит в действие рычаг 23 с пазовым отверстием. Рычаг 23 закреплен на приводном валу 24. На этом же валу 24 жестко закреплены страховочные крюки 25 и рычаг 26. Страховочные крюки 25 в транспортном положении находятся в зацеплении с трубой 27, являющейся частью подрамника 17. Рычаг 26 соединен с подвижной подпружиненной защелкой 28 через тягу 29.

Защелка 28 (фиг. 7, 8) смонтирована в корпусе 30 механизма фиксации, закрепленном на раме кузова 18 и установлена с возможностью взаимодействия с трубой 27 подрамника 17. Защелка 28 имеет шток с упорной шайбой 31 на конце, пружину 32. Механизм фиксации подрамника 17 с лестницей 16 снабжен стопором 33, препятствующим приведению подрамника 17 в транспортное положение без лестницы 16. Стопор 33 выполнен в виде качающейся лапы на оси 34, установленной в корпусе 30. В транспортном положении (фиг. 6) лапа стопора 33 контактирует своей поверхностью со ступенью лестницы 16, находящейся в подрамнике 17. Стопор 33 позволяет машинисту, находящемуся в кабине, контролировать положение подрамника 17, а следовательно, и возможность начала движения без опасности повреждения конструкции вагона.

В случае облома или выхода из строя защелки 28, крюки 25 удерживают подрамник 17 с лестницей 16 в поднятом (транспортном) положении.

Удерживание подрамника 17 в рабочем положении на определенном расстоянии от верхнего уровня головки рельса при извлечении из него съемной лестницы 16 осуществляют посредством страховочного троса 35 (фиг. 4), соединяющего раму кузова 18 с откидывающимся концом подрамника 17. Для предотвращения выпадения лестницы 16 из подрамника 17, находящегося в рабочем положении, на свободном конце подрамника установлен предохранительный фиксатор 36.

Устройство для аварийного выхода из вагона метро работает следующим образом.

При возникновении аварийной ситуации открывают аварийный выход из кабины машиниста. Машинист предварительно извлекает лобовое стекло 4, выдернув шнур из резинового уплотнения 5 стекла. Затем тянет рукоятку 14 вверх, и посредством системы тяг 13 пальцы 10 перемещаются вверх, скользя по наклонным пазам 11 платиков 12, тем самым обеспечивая отжатие дверцы 1 от дверного проема 2 и извлечение ее из наклонных пазов 11. Удерживая дверцу 1 за рукоятку 14, машинист отставляет ее в сторону, освободив проход наружу.

Открыв аварийный выход, машинист устанавливает в рабочее положение подрамник 17 с лестницей 16. Для этого он тянет вверх и поворачивает рукоятку 21 в полу кабины. Рукоятка 21 системой тяг 22 и валов 24 взаимодействует с подпружиненной защелкой 28, выводя ее из зацепления с трубой 27 подрамника 17. Страховочные крюки 25 на приводном валу 24 также выходят из зацепления с трубой 27 подрамника 17. Свободный конец подрамника 17 откидывается вниз под действием собственного веса. Лапа стопора 33 опускается вниз. Когда защелка 28 выведена из зацепления с трубой 27 и лапа стопора 33 опущена вниз, пружина 32 стремится вернуть защелку 28 в исходное положение. Упорная шайба 31 упирается в буртик лапы и не дает защелке 28 вернуться в исходное положение.

Страховочный трос 35 удерживает подрамник 17 на определенном расстоянии от верхнего уровня головки рельса.

После приведения в рабочее положение подрамника 17 с лестницей 16, машинист спускается из кабины на рельсовый путь, извлекает лестницу 16 из подрамника 17, предварительно потянув вверх кольцо предохранительного фиксатора 36. Затем машинист закрепляет лестницу 16 на лобовой части 3 вагона, совместив пазы 19 со штырями 20. Нижняя ступень лестницы 16 при этом оперта на рельс.

Аварийный выход готов к эвакуации пассажиров.

1. Устройство для аварийного выхода из вагона метро, содержащее дверцу, установленную на лобовой части вагона, съемную лестницу и механизм крепления лестницы к лобовой части вагона в рабочем положении, отличающееся тем, что дополнительно содержит механизм блокировки и фиксации дверцы в дверном проеме, подрамник для размещения лестницы и механизм фиксации подрамника с лестницей в транспортном положении, при этом механизм блокировки и фиксации дверцы смонтирован в каркасе дверцы и связан с лобовой частью вагона, подрамник расположен под полом кабины машиниста вблизи аварийного выхода и выполнен откидывающимся в рабочем положении, причем один конец подрамника шарнирно соединен с рамой кузова, а другой конец, расположенный со стороны аварийного выхода, свободен, при этом механизм фиксации подрамника с лестницей содержит корпус, закрепленный на раме кузова, в котором смонтирована подпружиненная защелка с возможностью взаимодействия с подрамником, и стопор, препятствующий приведению подрамника в транспортное положение без лестницы, а также рукоятку, размещенную в полу кабины машиниста и соединенную системой тяг и валов с подпружиненной защелкой, и страховочные крюки для зацепления с подрамником, жестко закрепленные на одном из валов.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что механизм блокировки и фиксации дверцы в дверном проеме выполнен в виде расположенных на боковых сторонах каркаса дверцы пальцев, размещенных в наклонных пазах каркаса лобовой части вагона с возможностью перемещения посредством системы тяг, связанных с рукояткой, установленной на внутренней стороне дверцы.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что механизм крепления съемной лестницы к лобовой части вагона в рабочем положении содержит расположенные в верхней части лестницы пазы и размещенные в них с возможностью взаимодействия штыри, жестко соединенные с рамой кузова под дверным проемом аварийного выхода.

4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что для удерживания подрамника в рабочем положении на определенном расстоянии от верхнего уровня головки рельса содержит страховочный трос, соединяющий раму кузова со свободным концом подрамника.

5. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что для предотвращения выпадения лестницы из подрамника, находящегося в рабочем положении, на свободном конце подрамника установлен предохранительный фиксатор.