Способ программирования физической нагрузки челночными упражнениями

Изобретение относится к медицине, а именно к спортивной медицине, и может быть использовано при определении уровня физической работоспособности. Для этого осуществляют выполнение челночных упражнений - передвижения по отрезкам в направлении туда и обратно. Увеличение скорости движений в челночном упражнении осуществляют путем увеличения дистанции для преодоления при неизменном времени между записанными на аудионоситель сигналами. В качестве показателей физической работоспособности используют любой из параметров: предельное время работы, или наибольшая общая дистанция, или наивысшая скорость движения. Способ обеспечивает возможность в дальнейшем программировать физическую нагрузку, расставляя маркеры в нужном для тренера варианте. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к области теории и методики физической культуры и спорта и спортивной медицины и предназначено как для определения (тестирования) уровня физической работоспособности, так и для осуществления различных режимов спортивной и оздоровительной тренировки.

Высокая физическая работоспособность, как возможность проявить максимум физического усилия в статической, динамической или смешанной работе, является отличительной особенностью всех хорошо подготовленных спортсменов. Поэтому оценка, прогнозирование динамики, а также повышение уровня работоспособности являются необходимым фактором в профессиональной и педагогической деятельности тренера, специалистов по фитнесу и лечебной физкультуре.

Тестирующие нагрузки задаются строго регламентированной двигательной деятельностью, например длительностью упражнения и/или скоростью движения (бег, ходьба, плавание, иные локомоции).

Впервые определять физическую работоспособность с помощью челночного бега (движения туда и обратно на площадке 20 м) предложили Leger и Lambert [1 Leger L.A., Lambert J.. Maximal Multistage 20-m Shuttle Run Test to Predict VO2 max. Eur. J Appl. Physiol., 1982, 49: 1-12]. Начальная скорость была 8 км/ч с увеличением на 0,5 км/ч каждые 2 минуты. Позднее предложили скорость увеличивать ежеминутно, а бег начинать с 8,5 км/ч [Leger L.A., Mercier D., Gadoury С., Lambert J. The multistage 20 metre shuttle run test for aerobic fitness. Journal of Sports Sciences, 1988, 6: 93-101].

Скорость бега задавали при помощи записанных на аудионоситель звуковых сигналов, время между которыми постепенно уменьшалось. Испытуемому нужно поддерживать интенсивность соответственно темпу звуковых сигналов.

Бег начинали с линии старта по сигналу, к следующему сигналу нужно было прибыть к линии разворота и так продолжалось до тех пор, пока была возможность удерживать задаваемую скорость. Тот, кто смог достичь больших значений дистанции (времени или скорости бега), являлся более работоспособным. Тест выполняли непрерывно - переход к каждой следующей скорости осуществляли без паузы отдыха.

Таким образом, в предложенном тесте длина площадки (расстояние между линиями) была постоянной (20 м), а время между сигналами - величиной переменной.

Предложенные в 1982-88 годах тесты предлагают, к сожалению, только один режим увеличения скорости бега - на 0,5 км/ч (так записаны аудиосигналы, на которые и следует ориентироваться). Этот прирост интенсивности (шаг ступени) является единственным для всех категорий испытуемых - для спортсменов он может быть достаточным или недостаточным, а для неподготовленных людей - чрезмерным.

Также тесты были разработаны для различных категорий испытуемых и разных видов спорта.

Тест 10 m Веер Test, выполняемый на площадке 10 м, предназначен для пациентов - детей с церебральным параличом [http://www.topendsports.com/testing/tests/10m-beep.htm].

Multistage Field Test инвалиды-колясочники выполняют на площадке 15 м × 15 м [http://www.topendsports.com/testing/tests/wheelchair-mft.htm].

Для пожилых есть тест Walk Test - ходьба проходит по периметру 50 м [http://www.topendsports.com/testing/tests/walk-test-groningen.htm].

Тест Yo-Yo Endurance начинают с 8 км/ч с ежеминутным приростом скорости на 0,5 км/ч на площадке 20 м [http://www.topendsports.com/testing/tests/yo-yo-endurance.htm].

Тест Aero имеет шаг прироста скорости 0,05 км/ч после каждого пробегания площадки 20 м [http://www.topendsports.com/testing/tests/aero.htm].

Тест Birtwell 40m Shuttle выполняется на площадке длиной 40 м [http://www.topendsports.com/testing/tests/birtwell-40m-test.htm].

Плавательный тест Multistage Shuttle Swim Test предназначен для игроков в водное поло и выполняется при расстоянии между линиями 10 м [http://www.topendsports.com/testing/tests/shuttle-swim-test.htm].

Другой плавательный тест Swimming Веер Test выполняется на 12,5 м [http://www.topendsports.com/testing/tests/swimming-beep-test.htm].

Скорость во всех вышеприведенных тестах увеличивается за счет уменьшения времени между сигналами при условии неизменной в данном тесте длины площадки.

Тест Miller 20m Run - это челночный тест с заданием пробежать за 5 мин наибольшую дистанцию на площадке 20 м при произвольно выбираемой испытуемым скорости. Тест не предназначен для одновременной работы группы лиц, так как требует персонального контроля [http://www.20mrun.com http://www.topendsports.com/testing/new/miller-20m-run.htm].

Задача изобретения - способ задания скорости (темпа) выполнения челночного упражнения при постоянном времени между сигналами, что позволяет тестировать работоспособность, показателями которой могут быть предельное время работы, преодоленная дистанция или наибольшая скорость, и программировать нагрузку для большого количества сочетаний разных интенсивностей и работ переменного или интервального характера.

Поставленная задача достигается тем, что увеличение скорости (темпа) передвижения (бег, ходьба, плавание, езда на коляске) в любом существующем конкретном челночном упражнении осуществляется путем увеличения короткой дистанции (переменная величина) при неизменном времени между записанными на аудионоситель сигналами (постоянная величина).

В основе изобретения лежит перестановка местами переменной и постоянной величин: время между сигналами является величиной постоянной, расстояние между линиями (маркерами), которое нужно преодолеть за это время, - величиной переменной.

Примеры конкретного выполнения. Тестирование (измерение работоспособности) испытуемых проводят на площадках разной длины, например длиной 25 метров. Один из вариантов разметки площадки для определения работоспособности представлен на фигуре 1. Варианты проведения тестирования могут быть самыми различными:

1. Челночный тест со ступенчато нарастающей нагрузкой до «отказа» для определения работоспособности при длительности ступени 1 мин и шаге ступени 0,72 км/ч.

При времени между сигналами 5 с за одну минуту площадку пробегаем 12 раз (12 × 5 с = 1 мин). Первую минуту испытуемый выполняет бег по 11 м - от линии 1 до линии 2-11 и обратно (до линии 1), 2-ю минуту - по 12 м от линии 1 до 2-12 и обратно, 3-ю мин - по 13 м, от линии 1 до 2-13 и т.д., вплоть до невозможности удержания задаваемой скорости. В качестве показателя работоспособности используется любой из 3-х параметров: наибольшая скорость, преодоленная дистанция или время бега.

Показателем работоспособности является предельное время работы, наибольшая общая дистанция или наивысшая скорость движения.

2. Челночная тренировочная беговая нагрузка переменного характера с длительностью ступени 1 мин. Каждая нечетная минута - бег со скоростью 15,84 км/ч (от линии 1 до 2-22 и обратно), каждая четная минута - медленный бег со скоростью 7,92 км/ч (от линии 1 до линии 2-11 и обратно). Работа выполняется до установленного времени (если это тренировка) или (если это тест) «до отказа».

3. Интервальная ступенчато повышающаяся «до отказа» нагрузка с временем работы и отдыха по 30 секунд. Первые 30 с испытуемый выполняет бег со скоростью 7,92 км/ч (6 повторений от линии 1 до 2-11 и обратно), вторые 30 с 1-й минуты - пауза отдыха. Первые 30 с второй минуты (6 повторений) - бег со скоростью 8,64 км/ч (от линии 1 до линии 2-12 и обратно) и т.д. вплоть «до отказа».

4. Тест ходьбы со ступенчато нарастающей скоростью для лечебной физкультуры можно начинать с относительно невысокой скорости. Первую минуту ходьба выполняется на площадке 7 м (5,04 км/ч), 2-я мин - на 8 метрах (5,76 км/ч), 3-я мин - на 9 м (6,48 км/ч) и т.д. - вплоть до достижения требующегося уровня физической нагрузки. Для уменьшения шага ступени (например, 0,36 км/ч) каждая последующая длина площадки должна увеличиваться на 0,5 метра.

5. Количество вариантов возможных работ постоянного, переменного или интервального характера, а также нагрузок с различным сочетанием времени работы и отдыха является необычайно большим и трудным даже для перечисления.

Заявляемый способ программирования физической нагрузки позволяет, по сравнению с известными способами, иметь простой и доступный способ регуляции (изменения) скорости (темпа) передвижения за счет увеличения или уменьшения преодолеваемого расстояния при постоянном времени между сигналами. Расставить маркеры (сделать линии разметки) в нужном для тренера, преподавателя или инструктора лечебной физкультуры варианте намного проще, нежели создавать аудиозапись. Особое преимущество получают исследователи, которые с помощью простого и доступного способа программирования физической нагрузки смогут изучать широкий спектр сочетания упражнений высокой, средней и низкой интенсивности, что актуально для игровых видов спорта, единоборств, фитнеса, оздоровительной тренировки и спортивной медицины.

Способ определения уровня физической работоспособности посредством выполнения челночных упражнений - передвижения по отрезкам в направлении туда и обратно, отличающийся тем, что увеличение скорости движений в челночном упражнении осуществляют путем увеличения дистанции для преодоления при неизменном времени между записанными на аудионоситель сигналами, причем в качестве показателей физической работоспособности используют любой из параметров: предельное время работы, или наибольшая общая дистанция, или наивысшая скорость движения