Выдвижная многосекционная система, в частности поворотная лесничная система

Иллюстрации

Показать все

Настоящее изобретение относится к выдвижной многосекционной системе, в частности к поворотной лестничной системе. Техническим результатом является создание выдвижной многосекционной системы, которая позволяет безопасно опускать шарнирную стрелу, сгибая её вниз до земли перед кабиной водителя транспортного средства, не вызывая опасности столкновения с людьми или с объектами, которые могут находиться на данном участке. Технический результат достигается тем, что выдвижная многосекционная система, в частности поворотная лестничная система, содержит телескопическую лестницу, установленную сверху спасательного транспортного средства, и содержит стрелу, выполненную с возможностью опускания, при котором стрела сгибается вниз к земле перед кабиной водителя транспортного средства, а также содержит, по меньшей мере, один пульт оператора для управления лестницей, который содержит средства управления сгибающим движением стрелы и средства подтверждения, управляемые вручную и расположенные спереди или сбоку от кабины водителя, при этом указанные средства подтверждения функционально связаны со средствами управления так, что сгибающим движением стрелы можно управлять при помощи средств управления только при использовании средств подтверждения. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 1 ил.

Реферат

Настоящее изобретение относится к выдвижной многосекционной системе, в частности к поворотной лестничной системе согласно п. 1 формулы изобретения.

Поворотные лестничные системы устанавливаются сверху спасательных транспортных средств, в особенности, пожарных автомобилей. Они представляют собой один из вариантов выдвижной многосекционной системы, оснащенной телескопической лестницей, и хотя последующее описание может относиться к различным аспектам поворотных лестниц, настоящее изобретение также применимо для других выдвижных многосекционных систем, содержащих выдвижные лестницы или телескопические стрелы, которые могут выдвигаться для обеспечения доступа к удаленным объектам, расположенным на большой высоте. Для дополнительного увеличения гибкости подобных лестниц на их конце установлена шарнирная стрела, которая может сгибаться вниз. Благодаря подобной конструкции конец лестницы может опускаться вниз до земли, упрощая доступ к лестнице, в частности к люльке, которая может быть установлена на конце лестницы. Это означает, что доступ на лестницу становится возможен не только с палубы спасательного автомобиля, но также и с земли рядом с автомобилем.

Желательно опускать конец стрелы при любом положении лестницы, в том числе в положении сгибания стрелы до земли перед кабиной водителя, которое далее для упрощения восприятия будет именоваться «сгибающим движением». Обычно управление перемещением лестницы осуществляется с основного пульта оператора, расположенного вблизи лестницы, рядом с осью ее поворота, на крыше транспортного средства. В этом случае возникает проблема, заключающаяся в том, что кабина водителя закрывает обзор оператору лестницы, вследствие чего он не может видеть, что происходит на участке земли перед транспортным средством, куда опускается конец стрелы во время или после вышеуказанного сгибающего движения. Поэтому действуют строгие административные предписания по технике безопасности для операторов подобных лестниц, запрещающие перемещать части лестницы на участках, находящихся вне зоны прямой видимости с основного пульта оператора. Ни при каких обстоятельствах нельзя допускать, чтобы люди, находящиеся на участке перед кабиной водителя, могли получить травму в результате удара стрелой или чтобы стрела столкнулась с другими объектами, находящимися на данном участке.

Похожая проблема возникает, когда управление сгибающим движением лестницы осуществляется со вспомогательного пульта оператора, который может находиться в люльке на конце лестницы. Оператор подобного дополнительного пульта оператора, может не видеть полностью весь участок, при этом снизу или сзади люльки могут находиться люди или препятствия, о которые люлька может удариться.

Поэтому одна из целей настоящего изобретения заключается в том, чтобы предложить выдвижную многосекционную систему вышеуказанного типа, которая позволяет безопасно опускать шарнирную стрелу, сгибая ее вниз до земли перед кабиной водителя транспортного средства, не вызывая опасности столкновения с людьми или с объектами, которые могут находиться на данном участке. Основная задача заключается в том, чтобы повысить безопасность эксплуатации подобных выдвижных многосекционных систем.

Данная цель достигается при помощи выдвижной многосекционной системы, обладающей признаками п. 1 формулы изобретения.

Выдвижная многосекционная система по настоящему изобретению содержит средства подтверждения, которые расположены спереди или сбоку от кабины водителя. Подобные средства подтверждения управляются вручную человеком, наблюдающим за участком спереди от кабины водителя. Средства подтверждения функционально связаны со средствами управления на пульте оператора таким образом, чтобы вышеупомянутым сгибающим движением стрелы можно было управлять при помощи данных средств управления лишь в случае использования средств подтверждения.

В подобной системе управление лестницей для сгибания стрелы вниз, до земли, перед кабиной оператора, может осуществляться с пульта оператора лишь после использования средства подтверждения помощником. Без подобного подтверждения осуществление подобного сгибающего движения невозможно. За счет использования средства подтверждения оператор лестницы может быть уверен в том, что участок земли перед кабиной водителя свободен и за ним ведется наблюдение, т.е. на нем нет людей или объектов, поэтому он может быть уверен в том, что нет опасности столкновения, поскольку за этим участком наблюдает помощник.

Подобная выдвижная многосекционная система увеличивает рабочий диапазон лестницы, включая в него даже те участки, которые не видны оператору, находящему за пультом оператора. Подобный пульт оператора может быть основным пультом оператора, находящимся рядом с лестницей, или дополнительным пультом оператора, который может находиться в люльке на конце лестницы, либо любым другим пультом оператора, находящимся в любом другом месте.

По предпочтительному варианту осуществления настоящего изобретения средства подтверждения содержат нажимную кнопку. Подобную кнопку необходимо нажать для включения средств управления рядом с лестницей.

По другому варианту осуществления средства подтверждения содержат кнопку аварийного отключения. Для использования подобной кнопки она должна удерживаться в нажатом положении, а последующее приведение в действие средств управления возможно лишь пока кнопка аварийного отключения удерживается в подобном нажатом положении.

По другому предпочтительному варианту осуществления настоящего изобретения средства управления содержат пусковую кнопку, запускающую последовательность автоматических движений, автоматически совершаемых лестницей, которая предварительно была заложена в запоминающее устройство, являющееся частью средств управления, при этом пусковая кнопка блокируется, пока средства подтверждения не используются и расцепляется после включения средств подтверждения. Подобная пусковая кнопка, инициирующая последовательность автоматических движений, упрощает использование лестницы, которая может быть частично автоматизирована. Между тем, подобная последовательность автоматических движений может быть запущена лишь после включения средств подтверждения.

Предпочтительно пульт оператора является основным пультом оператора, расположенным рядом с лестницей, а средства управления являются основными средствами управления, находящимися на основном пульте оператора.

Более предпочтительно основной пульт оператора содержит средства включения, в частности кнопку включения или педаль включения, используемые для расцепления основных средств управления с целью управления сгибающим движением стрелы. Подобные средства включения являются дополнительным элементом защиты, находящимся на основном пульте оператора. После того как оператор лестницы приводит в действие средства включения, т.е. нажимает кнопку включения или нажимает ногой на педаль включения, основные средства управления лестницей переводятся в рабочее положение и могут использоваться для совершения сгибающего движения. Соответствующая последовательность перемещений лестницы может быть прервана сразу же после расцепления средств включения.

По другому предпочтительному варианту осуществления средства включения содержат кнопку аварийного отключения или педаль аварийного отключения, которые должны постоянно удерживаться в нажатом или надавленном положении для расцепления основных средств управления.

По другому предпочтительному варианту осуществления настоящего изобретения поворачиваемая лестничная система содержит дополнительный пульт оператора, расположенный на конце стрелы, для управления лестницей, указанный дополнительный пульт оператора содержит дополнительные средства управления для управления перемещениям стрелы. Подобный дополнительный пульт оператора может быть расположен, например, внутри люльки, установленной на конце стрелы. Человек, находящийся в люльке, может принимать управление лестницей, отдавая команды через дополнительный пульт оператора.

По другому предпочтительному варианту осуществления средства подтверждения функционально связаны с дополнительными средствами управления таким образом, чтобы сгибающим движением стрелы можно было управлять при помощи дополнительных средств управления лишь после включения средства подтверждения.

По одному из альтернативных вариантов осуществления дополнительные средства управления функционально не связаны с основными средствами управления таким образом, чтобы дополнительные средства управления можно было использовать независимо от рабочего состояния средств подтверждения. Данная функция целесообразна, поскольку человек, который находится в люльке и может использовать дополнительные средства управления, имеет достаточный обзор того участка, куда перемещается конец стрелы, поэтому в данном случае использование средств подтверждения для дополнительных средств управления не требуется.

Более предпочтительно дополнительный пульт оператора содержит средства включения, в частности кнопку включения или педаль включения, используемые для приведения в действие дополнительных средств управления.

Настоящее изобретение также относится к способу использования выдвижной многосекционной системы вышеуказанного типа, характеризующемуся тем, что он включает в себя этап использования средств подтверждения, расположенных спереди или сбоку от кабины оператора, вручную, для расцепления средств управления с целью управления сгибающим движением стрелы, в ходе которого стрела сгибается вниз до земли перед кабиной водителя транспортного средства, и этап использования средств управления для управления вышеуказанным сгибающим движением стрелы.

Более предпочтительно данный способ включает в себя этап использования средств включения на основном пульте оператора для расцепления средств управления с целью управления сгибающим движением стрелы.

Эти и другие аспекты изобретения станут очевидны и более понятны со ссылкой на вариант осуществления, рассмотренный ниже.

На чертеже показан схематический вид пожарной машины, в которой реализован один из вариантов осуществления выдвижной многосекционной системы по настоящему изобретению.

На чертеже пожарная машина 10 показана на виде сбоку, кабина 12 водителя находится в левой части чертежа. В дальнейшем термины «спереди» и «сзади» используются применительно к направлению движения транспортного средства, т.е. кабина 12 водителя находится спереди. За кабиной 12 водителя, сверху задней части 16 транспортного средства находится палубная часть 14. На палубной части 14 установлена выдвижная многосекционная система, а именно поворотная лестничная система 18, содержащая поворотную лестницу 20. Следует отметить, что настоящее изобретение также может быть применимо для других выдвижных многосекционных систем с телескопическими лестницами, состоящими из множества сегментов.

Поворотная лестница 20 может поворачиваться вокруг вертикальной оси и может быть шарнирно установлена относительно горизонтальной оси 22, рядом с ее вертикальной поворотной осью. Лестница 20 содержит несколько лестничных сегментов, которые могут телескопически выдвигаться для увеличения длины лестницы. В качестве заключительного лестничного сегмента используется стрела 24, которая может сгибаться вокруг другой горизонтальной оси 26 вниз относительно лестничного сегмента, к которому она шарнирно закреплена. В положении, показанном на фигуре, поворотная лестница 20 повернута в положение, при котором она выдвинута над крышей кабины 12 водителя таким образом, чтобы шарнирная стрела 24 могла сгибаться вниз в выдвинутом положении до земли 28 перед кабиной 12 водителя. На конце стрелы 24 установлена люлька 30, в которую можно зайти с земли 28 при опущенном положении стрелы 24.

Использование поворотной лестницы 20 осуществляется с основного пульта 32 оператора, расположенного рядом с лестницей 20. Подобный основной пульт 32 оператора содержит основные средства 34 управления для управления перемещением лестницы 20, т.е. поворотом вокруг ее вертикальной оси, выдвижением, углом складывания лестницы 20 и, в частности, сгибающим движением стрелы 24, а также другими функциями. На подобном основном пульте 32 оператора, например, может находиться дисплей, отображающий различные функции, а основные средства 34 управления могут, например, включать в себя джойстик.

Оператор, находящийся за основным пультом 32, может управлять лестницей 20 таким образом, чтобы стрелу можно было согнуть вниз до положения, показанного на фигуре, так, чтобы люлька 30 на конце стрелы 24 опустилась на землю 28 перед кабиной 12 водителя. Между тем, оператор, находящийся за основным пультом 32 оператора, не может наблюдать за подобным сгибающим движением из-за того, что кабина 12 оператора закрывает обзор с основного пульта 32 оператора до земли перед кабиной 12 водителя, поэтому наблюдение за подобным движением с целью предотвращения столкновений с объектами или людьми, находящимися на данном участке, не представляется возможным.

Для обеспечения безопасного использования поворотной лестничной системы 18 в подобной ситуации, т.е. для осуществления безопасного сгибающего движения при опускании стрелы 24 перед кабиной 12 водителя используются средства 36 подтверждения, находящиеся в передней части кабины 12 водителя. В данном варианте осуществления средства 36 подтверждения содержат кнопку аварийного отключения, которая может быть нажата вручную и должна удерживаться нажатой таким образом, чтобы она не возвращалась в расцепленное положение. Средства 36 подтверждения функционально связаны с основными средствами 34 управления таким образом, чтобы управление сгибающим движением можно было осуществлять лишь при использовании средств 36 подтверждения, т.е. когда кнопка аварийного отключения находится в нажатом положении. Пока кнопка аварийного отключения удерживается нажатой, можно осуществлять ввод команд через основные средства 34 управления для начала осуществления и управления сгибающим движением лестницы 20. Если кнопка аварийного отключения расцеплена и не нажата, то ввод команд через основные средства 34 управления для осуществления сгибающего движения невозможен или по меньшей мере передача подобных команд на указанные приводные средства лестницы 20 блокируется. Следует отметить, что другие операции, помимо сгибающего движения для опускания стрелы 24 перед кабиной 12 водителя, могут осуществляться независимо от рабочего состояния средств 36 подтверждения, таким образом, чтобы можно было управлять другими движениями лестницы без использования средств 36 подтверждения.

В рассмотренной выше ситуации, когда необходимо опустить стрелу 24 вниз до земли 28, задействуется дополнительный помощник-наблюдатель, который должен находиться спереди или рядом с кабиной 12 водителя и наблюдать за участком земли 28. Если участок земли 28 свободен, он/она подтверждает отсутствие опасности столкновения, нажав кнопку 36 аварийного отключения. Подобное нажатие может сопровождаться звуковым или визуальным сигналом подтверждения. Одновременно с этим оператор, сидящий за основным пультом 32 оператора, также получает сигнал подтверждения, свидетельствующий о том, что основные средства 34 управления приведены в действие и можно отдавать команды для совершения сгибающего движения, которые вводятся через основной пульт 32 оператора и передаются на лестницу 20. В подобной ситуации оператор может управлять лестницей 20 для сгибания стрелы 24 вниз, в направлении земли, даже, если он не видит это участок, поскольку наблюдение осуществляется помощником. В любом случае во время подобного шарнирного перемещения существует опасность того, что помощник может отпустить кнопку 36 аварийного отключения, отключив основные средства 34 управления и прервав перемещение.

Частичные перемещения лестницы 20 не обязательно всегда должны постоянно управляться при помощи основных средств 34 управления. Допустимо, чтобы последовательность автоматических перемещений лестницы 20 при совершении вышеуказанного сгибающего движения была заранее заложена в соответствующее запоминающее устройство, являющееся частью основных средств 34 управления, подобная последовательность автоматических перемещений инициируется нажатием на пусковую кнопку, являющуюся частью основных средств 34 управления. После нажатия на пусковую кнопку сгибающее движение лестницы 20 осуществляется автоматически. При этом подобная пусковая кнопка блокируется, когда средства 36 подтверждения не используются, и расцепляется после начала использования средств 36 подтверждения. При отпускании кнопки аварийного отключения средств 36 подтверждения во время осуществления последовательности автоматических перемещений подобная последовательность автоматических перемещений автоматически останавливается и прерывается.

В качестве другой защитной функции основной пульт 32 оператора содержит средства включения в виде педали 38 включения. Подобная педаль 38 включения должна удерживаться нажатой для расцепления основных средств 34 управления таким образом, чтобы можно было осуществить сгибающее движение для опускания стрелы 24 перед кабиной 12 оператора. Данная педаль также может быть педалью аварийного отключения. Использование педали 38 включения позволяет осуществлять ввод команд через основные средства 34 управления для совершения сгибающего движения. В аварийной ситуации, для предотвращения несчастного случая, оператор, находящийся за основным пультом 32 оператора, может немедленно отпустить педаль 38 включения для остановки сгибающего движения лестницы 20. Использование в данном варианте осуществления средств 36 подтверждения в кабине 12 водителя и педали 38 включения на основном пульте 32 оператора обеспечивает две независимые защитные функции для подтверждения отдачи команд через основные средства 34 управления при совершении сгибающего движения. Для приведения в действие основных средств 34 управления должны быть задействованы и средства 36 подтверждения, и педаль 38 включения. Необязательно, средства включения, которые могут находиться на основном пульте 34 оператора, также могут быть кнопкой аварийного отключения.

Внутри люльки 30 находится дополнительный пульт 40 оператора, который содержит дополнительные средства 42 управления перемещением стрелы. За счет подобного дополнительного пульта 40 оператора человек, находящийся в люльке 30, может управлять стрелой 24 и ее шарнирными перемещениями при опускании на землю 28. Подобные дополнительные средства 42 управления могут быть функционально не связаны с основными средствами 34 управления, поэтому дополнительные средства 42 управления могут использоваться независимо от рабочего состояния средств 36 подтверждения. Это значит, что если управление лестницей 20 осуществляется из люльки 30 при помощи дополнительных средств 42 управления, то никаких подтверждений через средства 36 подтверждения не требуется, поскольку человек, находящийся внутри люльки 30, может непосредственно сам видеть участок земли 28 при совершении данного движения, без подтверждений от помощников. Как вариант, средства 36 подтверждения могут быть функционально связаны с дополнительными средствами 42 управления таким образом, чтобы сгибающим движением стрелы 24 можно было управлять при помощи дополнительных средств 42 управления лишь при использовании средств 36 подтверждения.

Дополнительный пульт 40 оператора в люльке 30 также может содержать другие средства включения, в частности кнопку включения или педаль 44 включения, которые должны удерживаться нажатыми или вдавленными для приведения в действие дополнительных средств 42 управления. После отпускания подобной педали 44 включения отдача команд через дополнительные средства 42 управления о перемещении может немедленно блокировать или прерывать последовательность перемещений.

1. Выдвижная многосекционная система, в частности поворотная лестничная система (18),

содержащая телескопическую лестницу (20), установленную сверху спасательного транспортного средства (10), и содержащая стрелу (24), выполненную с возможностью опускания, при котором стрела (24) сгибается вниз к земле (28) перед кабиной (12) водителя транспортного средства (10),

и по меньшей мере один пульт (32, 40) оператора для управления лестницей (20), который содержит средства (34, 42) управления сгибающим движением стрелы (24),

характеризующаяся тем, что содержит средства (36) подтверждения, управляемые вручную, и расположенные спереди или сбоку от кабины (12) водителя, при этом

указанные средства (36) подтверждения функционально связаны со средствами (34, 42) управления так, что сгибающим движением стрелы (24) можно управлять при помощи средств (34, 42) управления только при использовании средств (36) подтверждения.

2. Система по п. 1, характеризующаяся тем, что средства (36) подтверждения содержат нажимную кнопку.

3. Система по п. 2, характеризующаяся тем, что средства (36) подтверждения содержат кнопку аварийного отключения.

4. Система по п. 1, характеризующаяся тем, что средства (34) управления содержат пусковую кнопку, инициирующую последовательность автоматических перемещений, заранее заложенную в запоминающее устройство, являющееся частью основных средств (34) управления, которые автоматически выполняются лестницей (20), при этом пусковая кнопка выполнена с возможностью ее блокировки, когда средства (36) подтверждения не используются, и освобождения после начала использования средства (36) подтверждения.

5. Система по п. 1, характеризующаяся тем, что указанный пульт оператора выполнен в виде основного пульта (32) оператора, расположенного рядом с лестницей (20), а указанные средства управления выполнены в виде основных средств (34) управления на основном пульте (32) управления.

6. Система по п. 5, характеризующаяся тем, что основной пульт (32) оператора содержит средства (38) включения, в частности кнопку включения или педаль включения, используемые для расцепления основных средств (34) управления с целью управления сгибающим движением стрелы (24).

7. Система по п. 6, характеризующаяся тем, что средства (38) включения содержат кнопку аварийного отключения или педаль аварийного отключения.

8. Система по п. 5, характеризующаяся тем, что содержит дополнительный пульт (40) оператора, расположенный на конце стрелы (24) для управления лестницей (20), и включающий в себя дополнительные средства (42) управления для управления сгибающим перемещением стрелы (24).

9. Система по п. 8, характеризующаяся тем, что средства (36) подтверждения функционально связаны с дополнительными средствами (42) управления так, что сгибающим движением стрелы (24) можно управлять при помощи дополнительных средств (42) управления только при использовании средств (36) подтверждения.

10. Система по п. 8, характеризующаяся тем, что дополнительные средства (42) управления функционально не связаны с основными средствами (34) управления так, что дополнительные средства (42) управления можно использовать независимо от рабочего состояния средств (36) подтверждения.

11. Система по п. 8, характеризующаяся тем, что дополнительный пульт (40) оператора содержит средства (44) включения, в частности кнопку включения или педаль (44) включения, используемые для приведения в действие дополнительных средств (42) управления.

12. Способ использования выдвижной многосекционной системы по одному из предыдущих пунктов,

характеризующийся тем, что включает следующие этапы

- использование средств (36) подтверждения, расположенных спереди или сбоку от кабины (12) оператора, вручную для расцепления средств (34, 42) управления с целью управления сгибающим движением стрелы (24), сгибаемой вниз до земли (28) перед кабиной (12) водителя транспортного средства (10), и

- использование средств (34, 42) управления для управления вышеуказанным сгибающим движением стрелы (24).

13. Способ по п. 12, характеризующийся тем, что включает этап использования средств (38) включения, расположенных на пульте (32) оператора, для расцепления средств (34) управления с целью управления сгибающим движением стрелы (24).