Способ коррекции когнитивных нарушений после черепно-мозговой травмы
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области медицины, а именно к неврологии, и может быть использовано при восстановлении когнитивных функций у больных, перенесших черепно-мозговую травму (ЧМТ). Предоставляют больному изображения предмета на экране монитора для распознавания больным предоставленного изображения. При этом одновременно дополнительно предоставляют ряд изображений предметов. Больной осуществляет путем узнавания выбор предмета из предоставленных вариантов, а занятия по коррекции проводят в течение не менее 10 дней, 1 раз в день. При этом применяют комплексную программу нейрореабилитации, состоящую из блоков заданий, каждый из которых способствует преимущественному восстановлению одного из видов афазий: моторной, при которой выделяют два основных ее вида - афферентная и эфферентная; амнестической; акустико-гностической и семантической. При этом каждое задание не имеет временных ограничений. Способ позволяет повысить эффективность реабилитации когнитивных нарушений у больных за счет использования комплекса компьютерных программ, повышающих мотивацию больного к занятиям. 5 ил., 3 табл., 1 пр.
Реферат
Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии, и может быть использовано при восстановлении когнитивных функций у больных, перенесших черепно-мозговую травму (ЧМТ).
Известен ряд способов лечения и реабилитации когнитивных функций у лиц с цереброваскулярными заболеваниями и с травматическим поражением головного мозга.
Известен способ лечения когнитивных расстройств у лиц также с цереброваскулярными заболеваниями (RU 2268723 C1 А61K 31/4015; А61K 31/522; А61M 21/00; А61P 25/28; 27.01.2006), включающий введение микроциркуляторных и ноотропных средств, в виде внутривенных инфузий в течение 10 дней, затем в течение 1 месяца вводят таблетированные формы этих же препаратов и одновременно проводят нейропсихологический тренинг, направленный на улучшение значимых для пациента бытовых навыков, связанных с запоминанием имен, важных дат, лекарственных препаратов и месторасположения домашних предметов, с усложнением 2 заданий по мере достижения больным успеха; тренинг продолжительностью 30 минут проводят 3 раза в неделю; курс лечения включает 12 занятий.
Известный способ лечения предполагает присмотр и участие высококвалифицированных специалистов и не может осуществляться пациентом самостоятельно, также он используется у лиц с цереброваскулярной патологией.
Известен способ, который используется в процессе лечебно-реабилитационных мероприятий пациентов с последствиями очаговых повреждений головного мозга, в частности при инсульте и/или черепно-мозговой травме (патент №2581707 С1 МПК А61B 5/16, оп. 20.04.2016), включающий нейропсихологическое тестирование, которое проводят в динамике, до и после лечебно-реабилитационных мероприятий. Тестирование включает оценку доминантных невербальных и вербальных функций. Результаты каждого теста оценивают по 10-балльной шкале и по ним определяют динамику состояния высших психических функций пациента в процессе лечебно-реабилитационных мероприятий.
К недостаткам данного способа относятся его трудоемкость, необходимость большого количества стимульного материала и специальных подручных средств для проведения тренировочных занятий, большие затраты времени, высокие требования к квалификации невролога или нейропсихолога. Данный способ является малодоступным для широкого применения ввиду того, что требует участия узкого специалиста-нейропсихолога, является в основном диагностической методикой, а не способом коррекции когнитивных функций.
Известен способ реабилитации «A Game System for Cognitive Rehabilitation» (Hindawi Publishing Corporation BioMed Research International Volume 2015, Article ID 493562, 7 pages http://dx.doi.org/10.1155/2015/493562).
http://www.hindawi.com/journals/bmri/2015/493562/.
Данный способ схож по способу когнитивной реабилитации с предложенным нами, но он не воздействует на зоны речевых доменов, не имеет русифицированной версии, а также является достаточно дорогостоящим и требует участия высококвалифицированного специалиста с опытом работы с ПК и Adobe Flash Player.
Известен способ специфической нейропсихологической реабилитации (Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. Издательство московского университета, 1985, 326 стр. (стр. 16-18, 21-24, 120-135), заключающийся в целенаправленной тренировке нарушенной функции. Например, при нарушении счета тренировка сводится к решению задач, при нарушении чтения - к тренировке способности читать. Наряду со специальными логопедическими методами тренировки речи, чтения, письма и счета в реабилитации этих больных находят применение специальные приемы ЛФК с упражнениями для речевой мускулатуры, специальный логопедический массаж, растормаживание речи с помощью средств невербальной коммуникации, электростимуляция оральных мышц, выработка правильной очередности двигательных актов при апраксии, восстановление когнитивных функций - внимания, памяти. В процессе такой работы с пациентами основное внимание обращается на речевые функции. Специальные методы нейропсихологической реабилитации адресованы поврежденным или блокированным участкам коры головного мозга, располагающимся в доминантном полушарии.
Недостаток способа: при этом методе недостаточное внимание уделяется участию субдоминантного полушария, а также «неречевых» зон доминантного полушария головного мозга в восстановлении нарушенных функций, и улучшению взаимодействия и взаимообмена информацией между двумя полушариями. Кроме того, специфическая тренировка требует наличия специалистов, владеющих методикой нейропсихологической диагностики и реабилитации, поэтому в большинстве стационаров больные не получают эту квалифицированную помощь в нужном объеме.
Наиболее близким по технической сущности и назначению к предлагаемому способу является способ коррекции когнитивных нарушений при цереброваскулярной патологии с использованием таблицы Шульте и зашумленных изображений (патент РФ №2506963, МПК А61M 21/00, оп. 20.02.2014), включающий предоставление больному изображения предмета на «зашумленной картинке» с возможностью дозирования плотности «зашумленности», распознавание больным предоставленного изображения, отличающийся тем, что изображение на «зашумленной картинке» предоставляют больному на экране монитора, при этом одновременно дополнительно предоставляют ряд изображений предметов, выполненных четкими линиями, на одном из которых изображен предмет с «зашумленной картинки», распознавание предмета, изображенного на «зашумленной картинке», больной осуществляет путем узнавания и выбора предмета из предоставленных вариантов, на выполнение задания отводят время, максимальный интервал которого определяет врач и по истечении которого оценивают задание с демонстрацией больному оценки на экране монитора, при этом демонстрируемая больному оценка в баллах прямо пропорциональна плотности «зашумленности» картинки, при которой больной дает верный ответ, и которую рассчитывают по формуле, выведение оценки сопровождают визуальными и/или звуковыми средствами, занятия по коррекции проводят в течение не менее 10 дней, 1 раз в день, с продолжительностью одного занятия не более 40 мин.
Недостатком известного технического решения является:
- односторонняя направленность изобретения на восстановления функций, связанных с зрительным узнаванием и зрительным вниманием, отсутствие заданий, тренирующих другие высшие мозговые функции;
- отсутствие заданий различной сложности;
- невозможность эмоционального подкрепления положительного результата в виде обратной связи с пациентом;
- ограниченное количество стимульного материала.
Задача изобретения заключается в создании способа реабилитации, направленного на улучшение когнитивных нарушений у больных, перенесших ЧМТ, путем разработки и использования комплекса компьютерных программ.
Технический результат от применения заявляемого способа заключается в повышении эффективности реабилитации когнитивных нарушений у больных, за счет использования нового комплекса компьютерных программ, повышающих мотивацию больного к занятиям.
Это достигается за счет того, что способ коррекции когнитивных нарушений после черепно-мозговой травмы, включающий предоставление больному изображения предмета на экране монитора, распознавание больным предоставленного изображения, при этом одновременно дополнительно предоставляют ряд изображений предметов, больной осуществляет путем узнавания и выбора предмета из предоставленных вариантов, занятия по коррекции проводят в течение не менее 10 дней, 1 раз в день, с продолжительностью одного занятия не более 40 мин, согласно изобретению включает использование комплексной программы нейрореабилитации, состоящей из 8 блоков заданий, каждый из которых способствует преимущественному восстановлению одного из видов афазий:
- моторной, при которой выделяют два основных ее вида - афферентная и эфферентная; для реабилитации этих нарушений созданы несколько вариантов игр: 1 - на экране представлено изображение предмета, пациенту необходимо выбрать из представленных ниже верно составленных слов подобрать верное; 2 - на экране изображен предмет, ниже представлено название этого предмета в различных варификациях, лишь одна из которых является верной (туча-утча-утач), пациенту требуется выбрать верно написанный вариант; 3 - пациенту необходимо самому составить слово к изображению на экране из приведенных ниже букв; 4 - от пациента требуется вставить пропущенную букву в слово, при этом в более сложных случаях используются слова со схожими фонемами (дочка-точка; кот-код и т.д.). Количество приведенных слов к изображению, количество букв в слове изменяется пропорционально степени тяжести нарушений.
- амнестической (акустико- и оптико-мнестической) для восстановления этого вида афазии разработаны игры, в которых пациенту требуется подобрать нужное слово к картинке, при этом в зависимости от степени сложности задания, количество слов возрастает;
- акустико-гностической (сенсорной); для реабилитации этого вида речевых нарушений разработаны игры, в которых пациенту предлагается выбрать картинку к озвучиваемому тексту; при этом схожесть картинок между собой варьирует в зависимости от уровня заданий; при этом в одном из блоков, который подразделяется на несколько уровней сложности, пациенту требуется подобрать лишь фразу (словосочетание) к картинке; при этом во втором уровне картинка подбирается к целому рассказу; при этом для облегчения заданий пациент может воспользоваться подсказкой, и/или прослушать текст еще раз, и/или вывести с помощью нажатия специально заданной кнопки на экран в виде печатного варианта;
- семантической; при этом виде афазии следующий блок состоит из нескольких видов уровней (игр), в которых пациенту предлагается сопоставить начало и конец предложения, подобрать нужное по смыслу окончание и т.д.;
при этом каждый блок подразделяется на несколько уровней задания в соответствии с выраженностью степени расстройств; при этом каждое задание не имеет временных ограничений.
Основной лечебный эффект предлагаемого способа относительно других когнитивных функций осуществляется за счет того, что он создан на основе принципа биологической обратной связи, что в значительной степени повышает мотивацию больного к занятиям и увеличивает эффективность процесса реабилитации при острой и хронической церебральной патологии.
Новизна изобретения заключается в подборе и последовательности выполнения упражнений, вовлекающих различные «речевые» отделы головного мозга, вторично восстанавливая другие когнитивные функции. Так же позволяет повысить «игровую» мотивацию больных, что делает процесс реабилитации более привлекательным, и исключить необходимость оформления многочисленных карточек и другого дидактического материала.
Совокупность существенных признаков изобретения позволяет получить новый технический результат.
1. С помощью упражнений воздействие оказывается на высшие корковые функции и высшие психические процессы, а не только на речевые.
2. Используется целостный подход к деятельности головного мозга с учетом динамической локализации функций, проводится тренировка как пораженной, так и непораженной стороны.
3. Активизируются межполушарные связи, что улучшает взаимодействия и взаимообмен информацией между двумя полушариями у больных, перенесших ЧМТ.
4. Может использоваться в амбулаторно-поликлинических и домашних условиях без помощи специально обученного персонала, что значительно упрощает процесс реабилитации, а также снижает затраты на восстановление пациента.
Сущность предлагаемого изобретения.
На фиг. 1 - входной интерфейс, блоки игр для восстановления когнитивных функций, общий вид.
На фиг. 2а - программа для восстановления когнитивных функций у больных с моторной афазией, выбор либо правильно написанное слово, либо вставка пропущенной буквы в слово.
На фиг. 2б - то же, составление слова из букв.
На фиг. 3 - программа для восстановления когнитивных функций у больных с амнестической афазией (акустико- и оптико-мнестической), подбор нужного слова к картинке.
На фиг. 4 - то же, подбор нужного слова к картинке, усложненный вариант.
На фиг. 5а - программа для восстановления когнитивных функций у больных с сенсорной (акустико-гностической) афазией, подбор словосочетания к картинке.
Описание способа.
Способ реализуется посредством применения разработанной программы. Программа состоит из 8 блоков заданий (фиг. 1), каждый из которых способствует преимущественному восстановлению одного из видов афазий:
- моторной (фиг. 2а, 2б). Выделяют два основных ее вида - афферентная и эфферентная. Этот вид афазии развивается при поражении задних отделов нижней лобной извилины. При этом виде расстройств речи часто отмечаются литеральные (перестановка слогов и букв) и вербальная (замена, перестановка слов) парафазии, кроме этого часто грубо нарушается артикуляция звуков, сходных по месту образования, также страдают чтение и письмо. Исходя из вышеперечисленных симптомов расстройства речи пациенту требуется, в зависимости от степени афазии, выбрать либо правильно написанное слово (фиг. 2а), либо вставить пропущенную букву в слово, а в легких случаях - самостоятельно составить слово из букв (фиг. 2б).
- амнестической (акустико- и оптико-мнестической) (фиг. 3 и 4). Этот вид афазии возникает при поражении нижних и задних отделов теменной и височной областей (акустико-мнестическая) или теменно-затылочных отделов головного мозга (оптико-мнестическая). Она характеризуется забыванием названия предметов, имен. Больной не может назвать предмет, хотя хорошо определяет его назначение. При этом понимание речи, чтение не нарушены. Для восстановления этого вида афазии разработаны игры, в которых пациенту требуется подобрать нужное слово к картинке. При этом, в зависимости от степени сложности задания, количество слов возрастает (фиг. 3 и 4).
- акустико-гностической (сенсорной) (фиг. 5а). Это расстройство речи возникает при поражении средних и задних отделов доминантного полушария. Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания речи, как окружающих лиц, так и своей. Нарушено фонематическое восприятие речи: звонкость и глухость согласных, ударность и безударность слогов, твердость и мягкость окончаний (в более легких случаях). В более тяжелых - посторонняя речь воспринимается как шум или разговор на чужом языке.
Кроме этого у пациента нарушается и экспрессивная речь, возникает так называемый феномен «словестной окрошки». Для реабилитации этого вида речевых нарушений разработаны игры, в которых пациенту предлагается выбрать картинку к озвучиваемому тексту. Схожесть картинок между собой варьирует в зависимости от уровня заданий. В одном из блоков, который подразделяется на несколько уровней сложности, человеку требуется подобрать лишь фразу (словосочетание) к картинке (фиг. 5а); во втором - картинка подбирается к целому рассказу (не показано). Для облегчения заданий пациент может воспользоваться подсказкой - либо прослушать текст еще раз, либо вывести с помощью нажатия специально заданной кнопки на экран в виде печатного варианта. Для разработки этих блоков игр использовались картины знаменитых художников, таких как Г. Рэберн, В.В. Пукирев, Д. Золан, И.И. Шишкин, В.Г. Перов, А.К. Саврасов и др., что также повышает интеллектуальный уровень пациента.
- семантической (не показано). При поражении теменно-височно-затылочной области доминантного полушария возникает так называемая семантическая афазия, при которой нарушено понимание смысла предложений, выраженного с помощью сложных логико-грамматических, сравнительных, возвратных и атрибутивных конструкций. Исходя из основного дефекта при этом виде афазии следующий блок состоит из нескольких видов уровней (игр), в которых пациенту предлагается сопоставить начало и конец предложения, подобрать нужное по смыслу окончание и т.д.
При этом, чаще всего, учитывая объем очага поражения головного мозга в результате среднетяжелой черепно-мозговой травмы, любой из типов афазии не возникает изолированно, а комбинируется с другими, приводя к множественному сложному расстройству речи.
Каждый блок подразделяется на несколько уровней задания в соответствии с выраженностью степени расстройств. Каждое задание не имеет временных ограничений, однако рекомендуется проведение занятия по схеме один раз в день в среднем по 20-30 минут в течение 10 дней.
Пример осуществления способа.
Для целей проверки эффективности способа было обследовано 20 пациентов в промежуточном и резидуальном периоде среднетяжелой ЧМТ, с когнитивными нарушениями разной степени выраженности от умеренных когнитивных нарушений (УКР) до деменции средней степени. Из них 10 человек - исследуемая группа, в которой осуществляли коррекцию когнитивных нарушений в соответствии с заявляемым способом, и 10 человек контрольная группа, в которой занятия по коррекции не проводили. При этом все пациенты получали стандартную медикаментозную терапию с учетом имеющихся сопутствующих заболеваний. Возраст пациентов варьировал от 18 до 59 лет. До проведения коррекции по заявляемому способу пациенты контрольной и исследуемой групп не имели различий в степени выраженности когнитивных нарушений и степени ЧМТ. Диагноз травмы обследуемых пациентов был подтвержден КТ или МРТ головного мозга. Критериями исключения были: тяжелая соматическая патология в ст. декомпенсации, повторная ЧМТ, наличие патологии зрения и слуха, препятствующих проведению занятий, уровень образования 7 и менее лет, дизартрия тяжелой степени, афазия тяжелой степени, наличие активной эпилепсии и активных эпилептических изменений на ЭЭГ, наличие выраженных нарушений ликвородинамики, пациенты с когнитивными расстройствами в анамнезе до травмы. До и после коррекции проводилось обследование врачом-неврологом с использованием методов неврологического осмотра и нейропсихологического тестирования по общепринятым неврологическим шкалам. Оценку когнитивных функций у пациентов исследуемой и контрольной групп осуществляли в промежуточном и резидуальном периодах среднетяжелой ЧМТ (30-365 сутки от момента травмы), повторную оценку когнитивных нарушений проводили по окончании курса коррекции когнитивных нарушений по предлагаемому способу в исследуемой группе. Для оценки проведенной коррекции когнитивных функций использовали следующие методики: тест литеральных ассоциаций, тест категориальных ассоциаций, краткая Шкала Оценки Психического Статуса - Mini-Mental State Examination, батарея тестов для оценки Лобной Дисфункции - Frontal Assessment Battery, тест рисования часов, тест «10 слов», запоминание и графическое воспроизведение шести абстрактных фигур, узнавание недорисованных предметов.
Одновременно оценивались эмоционально-волевые нарушения по госпитальной шкале тревоги и депрессии (HADS).
Все пациенты не имели клинически значимых расстройств речи с целью увеличения чистоты оценки восстановления посттравматических когнитивных нарушений.
Результаты коррекции когнитивных нарушений исследуемой группы приведены в таблице 1.
Результаты коррекции когнитивных нарушений контрольной группы приведены в таблице 2.
Как видно из таблиц 1 и 2, на фоне коррекционных занятий с использованием заявляемого способа был отмечен достоверный регресс выраженности когнитивных и двигательных нарушений в исследуемой группе. О достоверном улучшении когнитивных функций на фоне проводимых занятий свидетельствовала положительная динамика результатов большинства нейропсихологических тестов, которые использовались в исследовании. Улучшились функции пространственного гнозиса за счет усиления регуляторного влияния, концентрация и переключение внимания, уменьшились эмоционально-волевые расстройства. В сравнении с группой контроля отмечался статистически более выраженный положительный эффект коррекции когнитивных нарушений. Предлагаемый способ создан на основе принципа биологической обратной связи, что в значительной степени повышает мотивацию больного к занятиям, реабилитационную доступность и увеличивает эффективность процесса реабилитации у лиц, перенесших ЧМТ.
Ниже приведен пример использования способа коррекции когнитивных нарушений при цереброваскулярной патологии.
Ниже приведен пример использования способа коррекции когнитивных нарушений при цереброваскулярной патологии.
Пример: Больной С., 24 года, мужчина. Диагноз: Промежуточный период ЗЧМТ от 17.05.2014 г.: ушиба головного мозга тяжелой степени с паренхиматозно-субарахноидально-вентрикулярным кровоизлиянием в виде экстрапирамидной дизартрии легкой степени, нарушения равновесия по типу умеренной смешанной атаксии (лобной, левосторонней мозжечковой гемиатаксии), центрального тетрапареза: легкого слева, рефлекторного справа, слуховых и глазодвигательных нарушений, с нарушением функции ходьбы по типу лобной дисбазии.
Из анамнеза: 17.05.2014 г. ДТП, в результате которого в тяжелом состоянии доставлен в ЦРБ, где диагностировано: ЗЧМТ. Ушиб головного мозга тяжелой степени с паренхиматозно-субарахноидально-вентрикулярным кровоизлиянием. Открытый перелом нижней челюсти. Перелом медиальной лодыжки левой голени. 18.05 был переведен в ККБ№1. В течение 1 месяца находился в ОАиР, проводилась ИВЛ. При стабилизации состояния проводились операции: открытая репозиция, остеосинтез медиальной лодыжки; открытая репозиция, МОС подбородочной области нижней челюсти. Затем неоднократно проходил курсы двигательной реабилитации. Хр. заболевания: СВД по смешанному типу. Синдром ранней реполяризации желудочков. Хронический простатит.
По результатам дообследования: МСКТ головного мозга от 17.05.2014 г. - данные отсутствуют. МСКТ головного мозга в динамике от 20.05.2014 г.: в динамике сохраняются контузионные очаги в лобной доле справа. Объем крови в обходной цистерне справа, правом боковом и заднем роге левого бокового желудочка значительно уменьшился. В правой височной области скопление ликвора по конвексу до 5 мм. Срединные структуры не смещены. МСКТ головного мозга в динамике от 29.05.2014 г.: в сравнении от 20.05 отмечается положительная динамика контузионного очага в правой лобной доле и крови в базальных цистернах и желудочковой системе. Срединные структуры не смещены. Лабораторное дообследовани: синдром ускоренного СОЭ (35 мм/ч), остальное - без патологических изменений.
В остром периоде осмотрен нейропсихологом: нарушение регуляторного и нейродинамического компонентов ВПФ в виде импульсивности и расторможенности, снижения общего и направленного внимания, полевого поведения, персерверации в сенсибилизированных пробах. Выражена утомляемость. Относительная сохранность зрительного гнозиса, вторичное снижение оптико-пространственного гнозиса и праксиса. Сохранность тактильного гнозиса с обеих сторон. Относительная сохранность всех видов праксиса. Оральный праксис сохранен. Нарушение мнестической деятельности на фоне нарушений регуляции деятельности. Спонтанная и повторная речь относительно сохранена, затруднения из-за трахеостомы. Номинативная функция сохранена. Относительная сохранность письма и чтения. Первичная сохранность счета. Относительная сохранность функций обобщения и абстрагирования. Таким образом, по данным нейропсихологического тестирования определяется очаговое поражение префронтальных отделов справа с ведущими умеренно-выраженным лобным синдромом с поведенческими нарушениями.
В неврологическом статусе при осмотре: Сознание ясное, речь с элементами экстрапирамидной дизартрии легкой степени. ЧМН: нормосмия, зрение снижено на оба глаза, глазные щели и зрачки симметричны, диплопия при взгляде вниз, асимметрия НГС слева, слух снижен, больше на правое ухо, глотание не затруднено, псевдобульбарный синдром (повышение глоточного рефлекса с двух сторон, элементы дизартрии). Объем движений не ограничен, мышечный тонус кинезиогенно нарастает в левых конечностях, мышечная сила снижена в левых конечностях до 4б, левосторонняя анизорефлексия с расширением рефлекторных зон с двух сторон, ходьба с элементами лобно-подкорковой дисбазии. Чувствительность не нарушена. В п. Ромберга шаткость, значительно усиливающаяся при вестибулярных нагрузках, координаторные пробы справа выпоняет верно, слева - с интенцией и дисметрией. Тазовые функции контролирует. Менингеальных знаков нет.
До проведения коррекции по заявляемому способу больному проводили нейропсихологическое тестирование с использованием вышеописанных шкал, обследование было проведено спустя 5 месяцев после перенесенной травмы (промежуточный период ЗЧМТ ушиба головного мозга тяжелой степени). В течение 5 месяцев пациенту проводили стандартную медикаментозную терапию с учетом сопутствующих заболеваний и курс двигательной реабилитации.
Для оценки когнитивных нарушений использовали следующие методики: тест литеральных ассоциаций, тест категориальных ассоциаций, краткая Шкала Оценки Психического Статуса - Mini-Mental State Examination, батарея тестов для оценки Лобной Дисфункции - Frontal Assessment Battery, тест рисования часов, тест «10 слов», запоминание и графическое воспроизведение шести абстрактных фигур, узнавание недорисованных предметов, эмоционально-волевые нарушения по госпитальной шкале тревоги и депрессии (HADS).
Реабилитацию с использованием предлагаемого способа коррекции проводили в течение 10 дней кратностью 1 раз в день, продолжительность занятий составляла 20-25 минут (учитывая тяжесть состояния, наличие эмоционально-волевых нарушений и сниженный уровень мотивации). Пациент находился перед экраном компьютера, на котором были представлены варианты вышеизложенной программы. На одном занятии проводили по 2-3 блока заданий, в каждом из которых необходимо было безошибочно выполнить все предложенные уровни сложности. После окончания курса коррекции проводилось повторное нейропсихологическое тестирование по тем же методикам.
В результате проведенной реабилитации достоверно наблюдалось улучшение когнитивных функций, о чем свидетельствует положительная динамика большинства нейропсихологических тестов, используемых в исследовании, кроме того, повысился уровень мотивации к исследованию и дальнейшему восстановлению как когнитивного, так и двигательного дефицита, за счет уменьшения эмоционально-волевых нарушений. Результаты проведенной коррекции когнитивных нарушений у больного С.с использованием предлагаемого способа приведены в таблице 3.
Как следует из представленных данных, у больного улучшились регуляторный и нейродинамический компонент, что, в свою очередь, способствовало улучшению мнестической деятельности, повысился уровень мотивации и произвольного внимания, снизилась степень нарушения исполнительных функций.
Таким образом, исходя из вышеперечисленных сведений, предлагаемый способ позволяет:
- использовать его для коррекции не только речевых расстройств, но и для восстановления сопутствующих когнитивных нарушений;
- повысить «игровую» мотивацию больных (оформление задания в виде игры с демонстрацией результатов выполнения - оценки и ее сопровождения визуальными и/или звуковыми средствами), что делает процесс реабилитации более привлекательным, повышая эффективность восстановительного лечения;
- проводить занятия врачу общего профиля, инструктору ЛФК или родственникам больного на всех этапах преемственной реабилитации;
- регулировать степень нагрузки;
- снизить затраты на восстановление ВПФ;
- исключить необходимость оформления многочисленных карточек и другого дидактического материала.
Способ коррекции когнитивных нарушений после черепно-мозговой травмы, включающий предоставление пациенту изображения предмета на экране монитора, распознавание пациентом предоставленного изображения, при этом одновременно дополнительно предоставляют ряд изображений предметов, при этом больной осуществляет путем узнавания и выбора предмета из предоставленных вариантов, занятия по коррекции проводят в течение не менее 10 дней, 1 раз в день, отличающийся тем, что включает использование комплексной программы нейрореабилитации в виде игры, состоящей из 8 блоков заданий, каждый из которых способствует преимущественному восстановлению одного из видов афазий:
- моторной; для реабилитации этих нарушений предлагают варианты игр: 1 - на экране представлено изображение предмета, пациенту необходимо выбрать из представленных ниже верно составленных слов подобрать верное; 2 - на экране изображен предмет, ниже представлено название этого предмета в различных варификациях, лишь одна из которых является верной, пациенту требуется выбрать верно написанный вариант; 3 - пациенту необходимо самому составить слово к изображению на экране из приведенных ниже букв; 4 - от пациента требуется вставить пропущенную букву в слово, при этом в более сложных случаях используются слова со схожими фонемами, причем количество приведенных слов к изображению, количество букв в слове изменяется пропорционально степени тяжести нарушений;
- амнестической; для реабилитации этих нарушений предлагают игры, в которых пациенту требуется подобрать нужное слово к картинке, приведенной на экране монитора;
- акустико-гностической; для реабилитации этого вида речевых нарушений предлагают игры, в которых пациенту необходимо выбрать картинку, изображенную на экране монитора к озвучиваемому тексту; при этом пациент подбирает словосочетание к картинке, приведенной на экране монитора; при этом пациент подбирает картинку к рассказу, приведенному на экране монитора;
- семантической афазии, для реабилитации этих нарушений предлагают игры, в которых пациент должен сопоставить начало и конец предложения, приведенного на экране монитора, подобрать нужное по смыслу окончание; при этом каждое задание не имеет временных ограничений.