Способ оценки уровня развития игровой выносливости
Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для оценки уровня игровой выносливости в игровых видах спорта. На игровой площади световым излучателем формируют световой символ, за которым при движении по кольцевому маршруту формируется световой шлейф заданной ширины и длины. Символ перемещается по маршруту программно, со скоростью, задающей величину тестовой нагрузки испытуемого. Режим теста выбирается из библиотеки программ, которая содержит варианты конфигурации маршрутов и варианты скоростных режимов символа. Кольцевой маршрут формируется с простыми и сложными криволинейными и/или прямолинейными участками, включая такие, где испытуемый может показать свою максимальную скорость и выполнить минимальные радиусы разворота в обе стороны. Задача испытуемого - в течение заданного времени технически чисто неоднократно пройти кольцевой маршрут в границах заданной метки или ее шлейфа. Количество ошибок испытуемого фиксируется и сопоставляется на каждом круге. При резком возрастании ошибок фиксируется время стабильно пройденных кругов, которое определяет уровень игровой выносливости испытуемого. Начало каждого нового круга сопровождается условным световым и/или звуковым сигналом программно-аппаратного комплекса, доступным испытуемому и/или тренеру, а приближение к реальным игровым режимам в разновременных тестах осуществляют уменьшением ширины и/или длины шлейфа светового символа. Способ позволяет обеспечить достоверность оценки индивидуального уровня развития выносливости при разных игровых нагрузках за счет использования программного обеспечения и создания максимальной приближенности к реальным условиям.
Реферат
Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для оценки уровня игровой выносливости в игровых видах спорта. Оно может найти применение и в других видах спорта, а также в физиологической, психологической и психофизиологической науке и практике.
Под выносливостью понимают возможности человека, обеспечивающие ему длительное выполнение какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности, то есть способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. В игровых видах деятельности замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности.
Под специальной выносливостью понимают выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Общая и специальная выносливость различаются особенностями нервно-мышечного регулирования и энергообеспечения организма при различных видах двигательной деятельности.
Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.
Единого универсального метода и критерия оценки выносливости не существует. Для получения полной картины определения выносливости следует использовать разнородные тесты. К тому же есть своя специфика измерения специальной выносливости, проявляемой в спортивных играх, единоборствах, гимнастике и других видах спорта [1].
Известны способы оценки уровня развития выносливости путем определения сдвигов физиологических или биохимических показателей, таких как уровень потребления кислорода, величина кислородного долга, максимум накопления молочной кислоты, происходящих в организме.
Известны способы оценки уровня развития выносливости путем анализа взаимосвязи регистрируемых метаболических показателей, мощности и предельной продолжительности упражнения. Примером являются показатели границы выносливости, критической мощности, мощности истощения, порога анаэробного обмена, максимальной анаэробной мощности и др. [2].
Недостатком известных способов является отсутствие единых подходов при выборе адекватных критериев и методов диагностики уровня развития выносливости. Известные методы не обеспечивают получение точной количественной информации об уровне развития выносливости и ее изменениях под воздействием применяемых средств и методов тренировки.
Из уровня техники известны световые интерактивные панели и интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать на поверхности интерактивного пола большое число динамичных световых эффектов [3].
Однако такие системы в основном используются в рекламных целях и не предназначены для проведения спортивных тренировок и тестирования спортсменов.
Известен способ интерактивной тренировки одного или нескольких игроков в светодинамических зонах по патенту WO 2003/100568 A2 [4]. Данный комплекс предназначен, прежде всего, для мультимедийных развлечений и создания аэробных упражнений, которые формируются указанием направлений движения пользователей различными звуковыми и световыми сигналами.
Известен способ тренировки игроков и спортсменов со спортивным снарядом на игровом поле, включающий выполнение тренировки на поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки оптически кодируют игровое пространство, формируют световые разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон. По возможности спортсмена постоянно находиться и удерживать спортивный снаряд в разрешенной зоне судят о росте спортивного мастерства спортсмена и об эффективности тренировок [5].
Недостатком указанных способов является отсутствие возможности оценить уровень развития игровой выносливости спортсмена в реальных полевых условиях.
Наиболее близким к предлагаемому способу является способ по патенту [6], где технический результат достигается тем, что на заданной площади горизонтальной поверхности световым излучателем, входящим в состав программно-аппаратного комплекса, формируют кольцевой световой маршрут и на нем мобильную световую метку - отрезок светового маршрута заданной величины, который перемещается по маршруту программно, со скоростью, задающей величину тестовой нагрузки испытуемого. Режим теста выбирается из библиотеки программ, которая содержит варианты параметров конфигураций маршрутов и варианты скоростных режимов метки по всем участкам кольцевого маршрута. Кольцевой маршрут формируется заданной ширины с простыми и сложными криволинейными и/или прямолинейными участками, включая такие, где испытуемый может показать свою максимальную скорость и выполнить минимальные радиусы разворота в обе стороны. Задача испытуемого - в течение заданного времени неоднократно пройти кольцевой маршрут со спортивным снарядом или без него в границах заданной метки, которая в условиях отдельного теста, с каждым новым кругом, по всем его участкам повторяет свой скоростной режим. Каждый выход за границы метки фиксируется как техническая ошибка испытуемого. После команды «Старт» тренер или видеорегистратор программно-аппаратного комплекса фиксирует и сопоставляет количество ошибок испытуемого на каждом круге. При резком возрастании суммарного количества ошибок испытуемого на круге фиксируется номер круга и время стабильно пройденных кругов, которое определяет уровень игровой выносливости испытуемого в заданном режиме.
Недостатком данного изобретения является то, что способ удален от реальных условий игры. В данном способе игрок, видя впереди себя конфигурацию маршрута, заранее готовится к выполнению технического действия, что не в полной мере соответствует игровым режимам.
Технический результат предлагаемого способа заключается в повышении эффективности оценки индивидуального уровня развития выносливости при разных игровых нагрузках.
Технический результат достигается тем, что на заданной площади горизонтальной поверхности световым излучателем, входящим в состав программно-аппаратного комплекса, формируют световую метку заданной конфигурации и площади, которая перемещается программно по замкнутому маршруту, со скоростью, задающей величину тестовой нагрузки испытуемого. Режим теста выбирается из библиотеки программ, которая содержит варианты схем маршрутов перемещения световой метки и варианты ее скоростных режимов. Задача испытуемого - в течение заданного времени пройти за световой меткой, которая в условиях отдельного теста, с каждым новым кругом, по всем его участкам повторяет свой скоростной режим. Каждый выход за обозначенные световые границы фиксируется как техническая ошибка испытуемого. После команды «Старт» тренер или видеорегистратор программно-аппаратного комплекса фиксирует и сопоставляет количество ошибок испытуемого на каждом круге. При резком возрастании суммарного количества ошибок испытуемого на круге фиксируется номер круга и время стабильно пройденных кругов, которое определяет уровень игровой выносливости испытуемого в заданном режиме. Причем новым является то, что световая метка выполнена в виде светового символа заданной формы и заданного размера, а также его шлейфа заданной длины и ширины, идущего за световым символом, который непредсказуемо для игрока перемещается по игровому полю, причем начало каждого нового круга сопровождается условным световым и/или звуковым сигналом программно-аппаратного комплекса, доступным испытуемому и/или тренеру, а приближение к реальным игровым режимам в разновременных тестах осуществляют уменьшением ширины и/или длины шлейфа светового символа.
Предлагаемый способ тестирования игровой выносливости в игровых видах спорта осуществляется следующим образом. Над игровой площадкой фиксируют один или несколько световых излучателей и видеорегистратор, входящие в состав программно-аппаратного комплекса тестового оборудования. Из библиотеки программ режимов теста выбирается и задается конфигурация кольцевого маршрута и вариант скоростных режимов испытуемого на участках выбранного маршрута. Также задается ширина и длина светового шлейфа светового символа. Включается световой излучатель, который формирует на игровой площадке световой символ. Испытуемому предлагается встать в границах светового символа и после команды «Старт» неоднократно пройти маршрут, не выходя за площадь светового символа или его шлейфа. По команде «Старт» испытуемый начинает свое движение и контролирует свои локомоции в предложенных пространственно-скоростных условиях. Исследователь или видеорегистратор программно-аппаратного комплекса фиксирует количество ошибок испытуемого на каждом круге и сопоставляет их количество. Для удобства фиксации начала нового круга программно-аппаратный комплекс формирует условный световой и/или звуковой сигнал, доступный испытуемому и/или тренеру. При резком возрастании суммарного количества технических ошибок испытуемого на круге тестирование останавливается. Фиксируется номер круга, время стабильно пройденных кругов, по которому и определяют уровень игровой выносливости испытуемого в заданном режиме. После полного восстановления испытуемого тест повторяют для проверки данных или задают другой скоростной режим, конфигурацию маршрута для определения выносливости испытуемого в иных игровых условиях.
При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, для компьютерной обработки полученной видеоинформации может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.
Данный способ тестирования выгодно отличается от известных способов тестирования: он не сложен в методической и технической реализации, максимально приближен к реальным игровым условиям, многовариантен в предъявлении тестовых условий и нагрузок. Обладая отличительными признаками, способ обеспечивает достоверность оценки индивидуального уровня выносливости спортсмена в различных режимах тестирования.
Таким образом, заявляемый способ оценки уровня развития игровой выносливости обладает новыми свойствами, обуславливающими получение положительного эффекта.
Источники информации
1. http://www.magma-team.ru/biblioteka/biblioteka/fizicheskaia-kultura-chikurov-a-i/5-6-vynoslivost-opredelenie-poniatiia-vidy-vynoslivosti
2. Сокунова С.Ф. Контроль за уровнем развития выносливости спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №8. - С. 56-59.
3. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V. 52. - P. 76.
4. Патент WO 2003/100568 A2 (LIGHTSPACE CORP.), 04.12.2003.
5. Патент 2444392 РФ, МПК A63B 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов / Афоньшин В.Е.; опубл. 10.03.12, Бюл. №7.
6. Патент 2576783 РФ, МПК А61В 5/16. Способ оценки уровня развития игровой выносливости / Афоньшин В.Е.; опубл. 10.03.16, Бюл. №7.
Способ оценки уровня развития игровой выносливости, заключающийся в том, что на заданной площади горизонтальной поверхности световым излучателем, входящим в состав программно-аппаратного комплекса, формируют световую метку заданной конфигурации и площади, которая перемещается программно по замкнутому маршруту, со скоростью, задающей величину тестовой нагрузки испытуемого; режим теста выбирается из библиотеки программ, которая содержит варианты схем маршрутов перемещения световой метки и варианты ее скоростных режимов; задача испытуемого - в течение заданного времени пройти за световой меткой, которая в условиях отдельного теста, с каждым новым кругом, по всем его участкам повторяет свой скоростной режим; каждый выход за обозначенные световые границы фиксируется как техническая ошибка испытуемого; после команды «Старт» тренер или видеорегистратор программно-аппаратного комплекса фиксирует и сопоставляет количество ошибок испытуемого на каждом круге; при резком возрастании суммарного количества ошибок испытуемого на круге фиксируется номер круга и время стабильно пройденных кругов, которое определяет уровень игровой выносливости испытуемого в заданном режиме, отличающийся тем, что световая метка выполнена в виде светового символа заданной формы и заданного размера, а также его шлейфа заданной длины и ширины, идущего за световым символом, который непредсказуемо для игрока перемещается по игровому полю, причем начало каждого нового круга сопровождается условным световым и/или звуковым сигналом программно-аппаратного комплекса, доступным испытуемому и/или тренеру, а приближение к реальным игровым режимам в разновременных тестах осуществляют уменьшением ширины и/или длины шлейфа светового символа.