Способ оценки непроизвольного внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи с помощью дискриминационной чувствительности

Изобретение относится к области психофизиологии и предназначено для определения непроизвольного внимания с помощью дискриминационной чувствительности у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. Определяют непроизвольное внимание у детей с нарушениями психоэмоциональной сферы и речи младшего школьного возраста. При этом в качестве раздражителя органов чувств используется циркуль Вебера, способный наносить одновременно два тактильных раздражения на кожу человека. По величине интервалов в процессе коррекции судят о динамике непроизвольного внимания. Способ позволяет определить динамику непроизвольного внимания в процессе коррекции за счет дискриминационной чувствительности у детей. 2 табл.

Реферат

Изобретение относится к области психофизиологии и предназначено для определения непроизвольного внимания с помощью дискриминационной чувствительности у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

Непроизвольное внимание основано на чувственном восприятии, в основе которого лежит физиологический механизм или ориентировочный рефлекс. Непроизвольное внимание может быть изучено в результате психофизиологических реакций, возникающих при воздействии на органы чувств (свет, тепло, холод и т.д.).

Целью изобретения является определение непроизвольного внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи с помощью дискриминационной чувствительности.

Известен способ определения свойств непроизвольного внимания И.Н. Филимонов (1956). Для определения внимания пользуются специальными приборами - тахистоскопами ("тахистос" - быстрейший и "скопио" - смотрю), которые дают возможность показать человеку несколько объектов (букв, геометрических фигур, знаков) в течение одной секунды. Например, испытуемым показывают карточку, на которой изображено несколько чисел. Необходимо разглядеть, какие числа написаны, а затем, когда карточку уберут, сложить эти числа и записать сумму. Записав сумму, испытуемые должны ответить, на каких фигурах какие числа были написаны. На основании полученных показателей судят о концентрации внимания.

Для изучения распределения внимания параметров пользуются специальным прибором Пиорковского И.Н. Филимонов (1956). Прибор функционирует в результате воздействия на зрительные органы чувств. Основная рабочая часть аппарата - центральная панель. Учащиеся смотрят на шкалу прибора, в котором имеется ряд отверстий, в этих отверстиях появляется в случайной последовательности белая линия. Их появление испытуемый должен зафиксировать нажатием на кнопку. Аппарат имеет электрический привод, позволяющий регулировать быстроту появления белых линий в оконцах. Эта регуляция может осуществляться в максимальном, среднем и минимальном темпе. Прибор оснащен счетным устройством, фиксирующим ошибочное нажимание кнопок и пропуски появляющихся линий. Определяют количество правильных и неправильных нажимов у учащихся. Эти данные являются показателями степени концентрации внимания каждого ученика.

Недостатками вышеперечисленных методик являются сложность исследования: необходимость проведения специальных расчетов, не представлены нормативные данные. При замедленной реакции могут быть ошибки. Для исследований необходим инструктаж испытуемого, у детей со сниженным зрением и слухом затруднен контакт, что приводит к более частым ошибкам.

Однако еще до сих пор не разработаны надежные методики для объективного измерения показателей непроизвольного внимания у детей младшего школьного возраста с нарушения речи, у которых отмечаются различные психологические и психофизиологические отклонения (робость, тревожность, агрессивность, снижение внимания и т.д.). Проведение коррекционных мероприятий по поводу нарушениями речи у детей со сниженным произвольным вниманием снижает их эффективность

Нами предлагается способ оценки непроизвольного внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи с помощью дискриминационной чувствительности.

Исследование дискриминационной чувствительности заключается в способности различать два одновременно прилагаемых раздражения, которые одновременно наносятся на близко расположенные участки поверхности. Используется специальный циркуль со шкалой ранжированной в миллиметрах. При исследовании ножки циркуля сдвигаются до тех пор, пока ощущение двойного прикосновения не начнет восприниматься, как одно. Порог дискриминационной чувствительности варьирует на разных участках тела.

Установлена норма для 20 школьников дискриминационной чувствительности лица: в лобной области равна 1-2 мм, щечной - 3 мм, области нижней челюсти - 1-2 мм. С.Н. Федотов (1997).

На первом этапе производят предварительное психофизиологическое тестирование детей с дефектами речи, выделяют группу с нарушением психоэмоциональной сферы.

Одновременно осуществляют способ оценки непроизвольного (чувственного) внимания у таких детей с помощью дискриминационной чувствительности. Исследование дискриминационной чувствительности проводили с помощью специального прибора - циркуля Вебера, в спокойной обстановке, теплом помещении в утренние часы, при закрытых глазах.

На втором этапе в течение учебного года осуществлялась коррекция психофизиологических показателей по предложенной нами ранее методике - компьютерный метод коррекции психоэмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. Использовался цветовой игротренинг с применением компьютерной методики обработки рисунков при помощи графического редактора "Paint" (Л.А. Федотова, А.Г. Соловьев, 2011 г.).

После коррекции психофизиологических отклонений (тревожность, агрессивность, стресс) повторно определяют непроизвольное внимание.

При положительном результате коррекционных мероприятий показатели дискриминационной чувствительности восстанавливаются и свидетельствуют о нормализации непроизвольного внимания. Нормализация непроизвольного внимания является залогом успешной коррекции речевых нарушений, поскольку данный факт связан с воздействием на такие органы чувств как слух, органы зрения (таблица 1, 2).

Для апробации предложенного способа были отобраны 38 учащихся МБОУ Архангельская СОШ Соловецких юнг в возрасте от 7 до 9 лет (средний возраст 8,5±0,5 лет). Учащиеся были разделены на две группы. Из них 18 школьников с нарушениями речи - I гр., 20 контрольная - II гр., без нарушений речи.

Анализ средних значений. полученных по тесту Айзенка, у детей с нарушениями речи в начале учебного года выявил более высокий уровень тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности по сравнению с контрольной группой. После коррекции в I гр. отмечается тенденция снижения данных показателей, во II - группе в конце учебного года показатели тревожности и ригидности были достоверно выше (p=0,05).

В I-й группе - до коррекции дискриминационная чувствительность была снижена и равнялась: в лобной области 4,1±0,3 мм, щечной 4,5±0,1 мм, области нижней челюсти 5,0±0,3 мм. После проведения комплексной психофизиологической коррекции в I-й группе дискриминационная чувствительность стала соответствовать нормативным данным, показатели в лобной области равнялись - 2,0±0,3 мм, щечной - 2,5±0,2 мм, в области нижней челюсти - 3,5±0,2 мм., (p<0,05), что свидетельствуют о восстановлении непроизвольного внимания.

Во II группе учащихся до коррекции показатели дискриминационной чувствительности равнялись - в лобной области 2,2±0,2 мм, щечной - 3,0±0, мм, в области нижней челюсти 2,3±0,3 мм, что соответствовало нормативным данным. В конце учебного года имело место несущественное повышение дискриминационной чувствительности в области нижней челюсти, что следует связать с повышением тревожности в контрольной группе (табл. 2).

Таким образом, показатели дискриминационной чувствительности могут быть использованы для определения динамики показателей непроизвольного внимания у младших школьников с ЗПР в процессе психофизиологической коррекции.

Источники информации

1. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. - М.: АРКТИ, 2002. - 72 с.

2. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - с. 400.

3. Практикум по общей психологии / А.И. Щербаков. - М.: Просвещение, 1979. - с. 103-105; с. 105-107.

4. Руководство к практическим занятиям в клинике нервных болезней / И.Н. Филимонов. - М.: Медгиз, 1956. - С. 49-50.

5. Федотов С.Н. Реабилитация больных с повреждением III ветви тройничного нерва при переломах и щадящий остеосинтез нижней челюсти металлическими спицами: монография / С.Н. Федотов. Архангельск: Изд-во АГМА. 1997. - С. 323.

6. Федотова Л.А., Соловьев А.Г. Коррекция психоэмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с использованием программированного цветового игротренинга // Вестник психотерапии. 2011. - №38 (43). - С. 76-80.

Способ определения непроизвольного внимания у детей с нарушениями психоэмоциональной сферы и речи младшего школьного возраста, отличающийся тем, что в качестве раздражителя органов чувств используется циркуль Вебера, способный наносить одновременно два тактильных раздражения на кожу человека, и по величине интервалов в процессе коррекции судят о динамике непроизвольного внимания.