Способ диагностики риска развития синдрома вегето-сосудистой дисфункции у детей школьного возраста при воздействии факторов среды обитания
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к медицине, а именно к медицинской экологии, гигиенической диагностике. Изобретение может быть использовано для прогнозирования риска развития синдрома вегето-сосудистой дисфункции (СВД) у детей школьного возраста 7-17 лет. Оценивают факторы риска: суммарное загрязнение атмосферного воздуха населенного пункта, где проживает обследуемый; суммарное воздействие формальдегида (ФА); объем учебной нагрузки; класс напряженности учебного труда; процент замеров, соответствующих гигиеническим нормативам показателей освещенности в учебных помещениях; процент замеров, соответствующих гигиеническим нормативам показателей микроклимата в учебных помещениях; возраст; пол; личностная тревожность по тесту Спилбергера-Ханина; экскреция ФА с мочой; экскреция йода с мочой; физическая активность. Затем вычисляют комплексный диагностический коэффициент ДКк как сумму диагностических коэффициентов рассматриваемых факторов. Прогностическую оценку значения ДКк проводят по трем интервалам. В зависимости от полученного значения в интервале делают заключение о низком риске развития СВД, обусловленного влиянием комплекса рассматриваемых факторов, либо риск оценивается как умеренный, либо делают заключение о высоком риске развития у ребенка СВД в результате воздействия комплекса факторов внешней, школьной среды, учебного труда и образа жизни. Способ позволяет осуществить прогнозирование риска развития синдрома вегето-сосудистой дисфункции при воздействии комплекса факторов среды обитания за счет определения наиболее информативных диагностических факторов риска. 1 табл., 3 пр.
Реферат
Изобретение относится к медицине, а именно к медицинской экологии, гигиенической диагностике. Изобретение может быть использовано для прогнозирования формирования синдрома вегето-сосудистой дисфункции у детей школьного возраста (7-17 лет).
Функциональные нарушения вегетативного отдела нервной системы у детей способствуют формированию ранних психосоматических заболеваний [1]. При вегетативной дисфункции нарушается иннервация внутренних органов, следствием этого является развитие дискинезии желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы, функциональные изменения со стороны сердечно-сосудистой системы и др. Выявление риска формирования отклонений и заболеваний вегетативной нервной системы (ВНС) является важным направлением профилактики различной патологии детей и подростков. Детский организм отличается относительной незрелостью и функциональной неустойчивостью, проявляющимися физиологическими колебаниями гормонов и медиаторов, изменениями чувствительности рецепторного аппарата нервной системы и тканей-мишеней, что легло в основу периодизации онтогенеза [2]. Особое значение в развитии организма имеет подростковый период, когда включаются сложные механизмы полового созревания, сопровождающиеся физиологической гиперфункцией гипоталамической области мозга и гипофиза [3], происходящий при этом рост образования глюкокортикоидов вызывает мощный поток симпатической импульсации в различные органы и системы, повышая напряжение и уязвимость детского организма при воздействии внешних неблагоприятных факторов: физического и умственного переутомления, гиподинамии, эмоционального стресса [4]. Вместе с тем повышенное количество кортизола опасно своим катаболическим влиянием на детский организм [5], угнетающим действием на лимфоидную ткань, что может способствовать большей чувствительности к действию негативных агентов, в том числе микробиологических [6]. Формированию патологии нервной системы способствует не только отставание в развитии, но и частота и длительность заболеваний других органов и систем, в том числе инфекционного характера.
Среди химических факторов риска развития негативных эффектов со стороны нервной системы к числу приоритетных по уровню и частоте воздействия относится формальдегид (ФА). В экспериментальных исследованиях на животных выявлено общетоксическое действие на различные системы и органы, в том числе на нервную систему [7, 8, 9]. Широкое использование ФА в различных отраслях промышленности, выделение его с выбросами автотранспорта обусловило риск непрофессионального воздействия на организм неработающего населения, в том числе детей и подростков. Кроме того, риск для нервной системы детей и подростков обусловлен эмиссией формальдегида в воздух учебных помещений из строительных материалов, мебели и др. В качестве биомаркера возможного воздействия ФА общепризнанно считается определение его экскреции с мочой [10].
В настоящее время фактором риска, определяющим продолжительное напряжение нервной системы у детей и подростков, является учебный процесс [11]. В период обучения дети и подростки сталкиваются с неблагоприятным воздействием таких школьных факторов, как нерациональная организация учебной деятельности, стрессовая педагогическая тактика, интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся [12]. Отклонение параметров микроклимата и недостаточное освещение учебных помещений не только создают предпосылки для формирования различной патологии (СВД, диссомнии, синдром дефицита внимания и гиперактивности, логоневроз) [13], но и являются психологически некомфортными, определяющими некоторый уровень стресса.
По мнению некоторых авторов, важная роль в этиологии вегетативной дисфункции принадлежит стрессу [13]. Одной из наиболее информативных характеристик уровня индивидуального стресса является личностная тревожность. Среди биологических факторов пол и возраст имеют решающее значение в развитии различных заболеваний у детей [14, 15].
Известно, что недостаточное поступление йода в организм детей и подростков является фактором риска развития вегетативной дисфункции. Надежным клинико-диагностическим показателем йодной обеспеченности организма детей является определение экскреции йода с мочой [16].
Среди факторов образа жизни наиболее выраженное воздействие на ВНС оказывает уровень физической активности. При этом для ВНС неблагоприятными оказываются гиподинамия, нерегулярные или избыточные спортивные нагрузки [17, 18, 19].
К настоящему времени известны различные способы диагностики вегетативных нарушений у детей. Кушнир С.М. с соавторами предложили осуществлять донозологическую диагностику вегетативной дисфункции у детей по толерантности к физической нагрузке импульсного характера с помощью кистевого эргометра [20]. Известен способ ранней диагностики дисфункции и типа дисфункции вегетативной нервной системы у детей и подростков по данным холтеровского мониторирования ЭКГ [21]. Перечисленные аналоги не учитывают приоритетные факторы риска развития вегетативной дисфункции.
В качестве прототипа заявляемого способа выбран «Способ прогнозирования возникновения нарушений вегетативной регуляции у детей с задержкой внутриутробного развития в анамнезе» [22]. Прогнозирование нарушений вегетативной регуляции основано на суммировании значений прогностических коэффициентов социально-биологических факторов риска. Недостатком прототипа является наличие ограничения (задержка внутриутробного развития в анамнезе) для использования в скрининговых обследованиях детей и подростков. Указанный способ не учитывает возрастные особенности структуры факторов риска - не исследованы школьные факторы риска (условия и организация обучения, напряженность учебного труда). Кроме того, течение беременности и родов имеют важное значение для здоровья в период внутриутробного развития и в течение первых 2-3 лет жизни. В последующие годы для растущего организма наибольшее значение приобретает состояние окружающей среды, жилых и учебных помещений.
Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа, позволяющего прогнозировать риск развития синдрома вегето-сосудистой дисфункции у детей 7-17 лет при воздействии факторов среды обитания, пригодного для экспресс-оценки в скрининговых обследованиях детей и обоснования системы мероприятий первичной и вторичной профилактики нарушений нервной системы у детей. Задача решается путем расчета комплексного диагностического показателя, позволяющего оценить риск развития синдрома вегето-сосудистой дистонии. При расчете комплексного диагностического показателя учитывают экзо- и эндогенные факторы воздействия на организм ребенка: загрязнение атмосферного воздуха; воздействие формальдегида (ФА); объем учебной нагрузки; класс напряженности учебного труда; соответствие гигиеническим нормативам показателей освещенности и микроклимата в учебном заведении; возраст; пол; личностную тревожность; экскрецию ФА с мочой; экскрецию йода с мочой; физическую активность ребенка.
Общим с прототипом является использование для оценки риска комплекса факторов воздействия на организм ребенка и суммарного прогностического показателя.
Способ осуществляется следующим образом: у ребенка фиксируют возраст - полных лет, и пол. Его обследуют по тесту Спилбергера-Ханина и определяют показатель личностной тревожности в баллах; в пробах утренней мочи измеряют концентрации формальдегида и йода в мкг/дм3; анкетным способом собирают информацию о физической активности ребенка и оценивают ее по продолжительности и регулярности спортивных занятий в часах в неделю. С учетом местожительства ребенка по среднегодовым данным ближайшего поста наблюдений Российского комитета по гидрометеорологии согласно Руководству 2.1.10.1920-04 рассчитывают индекс опасности HI, отражающий суммарное загрязнение атмосферного воздуха [23]. По данным замеров концентрации формальдегида в атмосферном воздухе, жилых и учебных помещениях в соответствии с Руководством 2.1.10.1920-04 рассчитывают коэффициент опасности HQ, отражающий суммарное воздействие формальдегида. Процент замеров, соответствующих гигиеническим нормативам по освещенности и микроклимату для учебных помещений, в которых занимается обследуемый, определяют по данным контроля учреждений Роспотребнадзора либо целевым исследованиям. По анкете и учебному расписанию на момент исследования определяют объем учебной нагрузки ребенка в часах в сутки. По результатам исследования напряженности учебного труда в учебном заведении определяют класс напряженности учебного труда ребенка [11]. Далее из перечня факторов с их диапазонами выбирают диагностические коэффициенты, соответствующие диапазонам, в которые укладываются значения факторов, определенных для данного ребенка. В итоге диагностические коэффициенты суммируются и рассчитывается комплексный диагностический коэффициент:
где ДКк - комплексный диагностический коэффициент;
ДКi - диагностические коэффициенты;
ДК1 - диагностический коэффициент, отражающий суммарное загрязнение атмосферного воздуха населенного пункта, где проживает обследуемый, по индексу опасности HI;
ДК2 - диагностический коэффициент, отражающий суммарное воздействие формальдегида по коэффициенту опасности HQ;
ДК3 - диагностический коэффициент, отражающий объем учебной нагрузки;
ДК4 - диагностический коэффициент, отражающий класс напряженности учебного труда;
ДК5 - диагностический коэффициент, отражающий соответствие гигиеническим нормативам показателей освещенности в учебных помещениях;
ДК6 - диагностический коэффициент, отражающий соответствие гигиеническим нормативам показателей микроклимата в учебных помещениях;
ДК7 - диагностический коэффициент, отражающий возраст;
ДК8 - диагностический коэффициент, отражающий пол: мужской, женский;
ДК9 - диагностический коэффициент, отражающий личностную тревожность;
ДК10 - диагностический коэффициент, отражающий уровень формальдегида в моче;
ДК11 - диагностический коэффициент, отражающий уровень йода в моче;
ДК12 - диагностический коэффициент, отражающий физическую активность;
и на основании полученного значения комплексного диагностического коэффициента ДКк дают прогноз об уровне риска формирования синдрома вегето-сосудистой дисфункции:
если ДКк попадает в интервал [-∞; - 12,788], то делают заключение о низком риске развития СВД, обусловленного влиянием комплекса рассматриваемых факторов;
при ДКк ∈] -12,788;12,788[ - риск оценивают как умеренный;
если ДКк ∈ [12,788; + ∞], то это свидетельствует о высоком риске развития у ребенка СВД в результате воздействия комплекса факторов внешней, школьной среды, учебного труда и образа жизни.
Предлагаемый способ разработан по данным обследования 110 детей (63 мальчика, 67 девочек), посещавших общеобразовательные учреждения, расположенные в промышленных центрах и сельских населенных пунктах Иркутской области. Критерии включения в когорту: информированное согласие родителей, постоянное проживание на изучаемой территории; отсутствие декомпенсированных хронических заболеваний, врожденной патологии; умеренный и средний уровень физической активности (посещение занятий физической культуры в рамках школьной программы и спортивных секций, в целом не более 8 часов в неделю; умеренная помощь по дому). Медицинское обследование проводили в весенний период, дети не имели острых заболеваний в течение 15 дней до и на момент обследования. В осмотре участвовали педиатр, невролог, эндокринолог, психолог, применялись параклинические и физикальные методы исследования. Исследованы уровни экскреции формальдегида и йода с мочой. Проведен анкетный опрос родителей/опекунов обучающихся, включающий вопросы об образе жизни. В общеобразовательных учреждениях проведено исследование факторов внутришкольной среды и напряженности учебного процесса. Обследованные дети случайным образом разделены на «обучающую» (n=66) и «экзаменуемую» (n=63) группы. По результатам комплексного обследования, в «обучающей» группе выделены две подгруппы: дети с диагнозом СВД (основная группа - 1, n=30) и дети, не имеющие такого диагноза (группа сравнения - 2, n=36).
По данным анкетирования родителей обследованных детей определяли продолжительность пребывания в учебных и жилых помещениях, на открытом воздухе. Продолжительность прогулок на свежем воздухе (и в том числе время на дорогу в школу и обратно) составила у обучающихся средней ступени обучения 2 часа, пребывание в учебных помещениях - 6 часов, в жилых помещениях у детей составило - 16 часов в сутки; у обучающихся выпускных классов: 1,5; 8,5 и 14 часов соответственно. Напряженность учебного процесса изучали с помощью хронометража и анализа расписания за каждый учебный год. Физическую активность обследуемых оценивали по продолжительности и регулярности занятий: 2 часа/неделю школьные занятия; 2-4 часа/неделю, включающие школьные занятия и нерегулярные самостоятельные занятия; 5-8 часов/неделю, включающие школьные занятия и регулярные занятия в спортивной секции. Для определения показателя личной тревожности детей обследовали по тесту Спилбергера-Ханина. Для изучения суммарного воздействия формальдегида проводили исследования по определению концентрации формальдегида в атмосферном воздухе и воздухе учебных и жилых помещений. Суммарное воздействие ФА оценивали по значению коэффициента опасности HQ, который рассчитывали согласно Руководству 2.1.10.1920-04 [23]. С учетом местожительства ребенка по среднегодовым данным ближайшего поста наблюдений Российского комитета по гидрометеорологии согласно Руководству 2.1.10.1920-04 рассчитывали индекс опасности HI, отражающий суммарное загрязнение атмосферного воздуха.
По данным контроля учреждений Роспотребнадзора определили процент замеров, соответствующих гигиеническим нормативам по освещенности и микроклимату для учебных помещений, в которых занимались обследуемые учащиеся.
С целью определения диагностической значимости изучаемых факторов проведен расчет их информативности с помощью метода Байеса, составляющего основу автоматизированной программы Scrining (разработана под руководством доктора физико-математических наук акад. РАН С.Н. Васильева; постановка задачи - доктора мед. наук Е.Н. Носули). Использование метода Байеса при анализе данных по обучающей выборке позволило составить перечень факторов внешней среды, условий обучения, образа жизни и биологических факторов с их диапазонами и диагностическими коэффициентами (таблица 1).
Для оценки специфичности, чувствительности метода и точности прогностических оценок, как положительных, так и отрицательных, проведено тестирование предложенного метода на данных по экзаменуемой выборке.
Экзаменуемая выборка составила 63 человека в возрасте 11-17 лет. Все дети прошли анкетирование, психологическое тестирование, определение экскреции ФА и йода в моче. Проведены исследования внешних факторов риска. Для верификации заявленного способа проведено обследование невролога. Установлено, что разработанный способ позволяет правильно прогнозировать высокий риск формирования синдрома вегетативной дисфункции при воздействии комплекса факторов в 75% случаев, низкий (приемлемый) риск - в 92,4%, специфичность способа составила 96,1%, что позволяет улучшить выявляемость нарушений здоровья у детей, связанных с воздействием комплекса приоритетных внешнесредовых факторов, учебного процесса, образа жизни на фоне биологических особенностей конкретного ребенка.
Клинические примеры 1. Мальчик, 12 лет, проживает в городе N, где загрязнение атмосферного воздуха по индексу опасности HI составляет 11,2, суммарное воздействие ФА по коэффициенту опасности HQ составляет 3,1. Ребенок обучается в 5 классе общеобразовательного учреждения традиционного типа, объем учебной нагрузки составляет 6 часов в сутки, напряженность учебного труда оценивается как 3.2 класс напряженности учебного труда. При обследовании учебных помещений установлено, что 70% замеров микроклимата и 88% замеров освещенности соответствуют гигиеническим нормативам. По тесту Спилбергера-Ханина определен низкий уровень личностной тревожности: 25 баллов. Экскреция ФА с мочой составила 74 мкг/дм3, йода - 48,3 мкг/ дм3. По данным опроса установлено, что физическая активность ребенка складывается из обязательных занятий физической культурой в школе и периодических занятий в тренажерном зале: всего 3,5 ч/неделю.
Для оценки риска развития СВД, связанного с воздействием изучаемых факторов, врач оценивает данные обследования по перечню факторов и определяет комплексный диагностический коэффициент:
суммарное загрязнение атмосферного воздуха входит в 3-й диапазон, следовательно, ДК1=3,5;
суммарное воздействие ФА входит 3-й диапазон ДК2=3,5;
объем учебной нагрузки входит во 2-й диапазон ДК3=0,3;
класс напряженности учебного труда входит во 2-й диапазон ДК4=1,9;
освещенность входит во 2-й диапазон ДК5=-0,3;
микроклимат входит во 2-й диапазон ДК6=-0,5;
возраст ребенка входит во 2-й диапазон ДК7=-1,5;
пол ребенка мужской ДК8=-4,2;
личностная тревожность соответствует 1-му диапазону ДК9=0,6;
экскреция ФА с мочой входит во 2-й диапазон ДК10=9,2;
экскреция йода с мочой входи в 3-й диапазон ДК11=4,0;
физическая активность соответствует 2-му диапазону ДК12=2,3.
По формуле вычисляют ДКк:
ДКк=3,5+3,5+0,3+1,9+(-0,3)+(-0,5)+(-1,5)+(-4,2)+0,6+9,2+4,0+2,3=18,8
Заключение: Полученное значение комплексного диагностического показателя превышает пороговый уровень lim=12,788 и свидетельствует о высоком риске развития синдрома вегетативной дисфункции в результате воздействия изучаемых факторов.
2. Девочка, 15 лет, проживает в городе К., где загрязнение атмосферного воздуха оценивается по HI и составляет 2,8, суммарное воздействие ФА составляет по HQ составляет 0,63. Ребенок обучается в 10 классе гимназии, объем учебной нагрузки составляет 8,2 час/сутки, напряженность учебного труда оценивается как 3.4 класс напряженности учебного труда. При обследовании учебных помещений установлено, что 50% замеров микроклимата и 48% замеров освещенности соответствуют гигиеническим нормативам. По тесту Спилбергера-Ханина определен средний уровень личностной тревожности - 43 балла. Экскреция ФА с мочой составила 95,2 мкг/ дм3, йода - 23,8 мкг/ дм3. По данным опроса известно, что физическая активность ребенка заключается только в обязательных занятиях физической культурой в образовательном учреждении 2 часа/неделю.
Для оценки риска развития СВД, связанного с воздействием изучаемых факторов, врач оценивает данные обследования по перечню факторов и определяет диагностический коэффициент:
суммарное загрязнение атмосферного воздуха входит в 2-й диапазон, следовательно, ДК1=-2,0;
суммарное воздействие ФА входит 1-й диапазон ДК2=-13,1;
объем учебной нагрузки входит в 3-й диапазон ДК3=6,8;
класс напряженности учебного труда входит в 3-й диапазон ДК4=5,1;
освещенность входит в 3-й диапазон ДК5=2,6;
микроклимат входит во 2-й диапазон ДК6=-0,5;
возраст ребенка входит в 3-й диапазон ДК7=1,9;
пол ребенка женский ДК8=3,8;
личностная тревожность соответствует 2-му диапазону ДК9=-2,5;
экскреция ФА с мочой входит в 3-й диапазон ДК10=4,8;
экскреция йода с мочой входи в 3-й диапазон ДК11=4,0;
физическая активность соответствует 1-му диапазону ДК12=-1,7.
По формуле вычисляем значения ДКк для изучаемых факторов:
ДКк=(-2,0)+(-13,1)+6,8+5,1+2,6+(-0,5)+1,9+3,8+(-2,5)+4,8+4,0+(-1,7)=9,2.
Заключение: Полученное значение комплексного диагностического показателя находится в интервале значений от -12,788 до +12,788 и свидетельствует о среднем риске развития синдрома вегетативной дисфункции в результате воздействия изучаемых факторов.
3. Девочка, 13 лет, проживает в городе М., где загрязнение атмосферного воздуха оценивается по HI и составляет 2,8, суммарное воздействие ФА составляет по HQ 1,18. Ребенок обучается в 8 классе общеобразовательного учреждения традиционного типа, объем учебной нагрузки составляет 5,9 час/сутки, напряженность учебного труда отнесена к 3.0 классу напряженности. При обследовании учебных помещений установлено, что 76% замеров микроклимата и 72% замеров освещенности соответствуют гигиеническим нормативам. По тесту Спилбергера-Ханина определен высокий уровень личностной тревожности - 48 баллов. Экскреция ФА с мочой составила 65,2 мкг/дм3, йода - 53,6 мкг/дм3. По данным опроса известно, что физическая активность ребенка складывается из обязательных занятий физической культурой в школе и регулярных занятий в спортивной секции 7 часов/неделю.
Для оценки риска развития СВД, связанного с воздействием изучаемых факторов, врач оценивает данные обследования по таблице, в соответствии с диапазонами и определяет диагностический коэффициент:
суммарное загрязнение атмосферного воздуха входит в 1-й диапазон, следовательно, ДК=-13,1;
суммарное воздействие ФА входит 1-й диапазон ДК2=-2,0;
объем учебной нагрузки входит в 1-й диапазон ДК3=-5,0;
класс напряженности учебного труда входит в 1-й диапазон ДК4=-5,8;
освещенность входит в 1-й диапазон ДК5=-3,2;
микроклимат входит в 1-й диапазон ДК6=-1,0;
возраст ребенка входит во 2-й диапазон ДК7=-1,5;
пол ребенка женский ДК8=3,8;
личностная тревожность соответствует 3-му диапазону ДК9=3,4;
экскреция ФА с мочой входит в 1-й диапазон ДК10=1,8;
экскреция йода с мочой входит во 2-й диапазон ДК11=-2,0;
физическая активность соответствует 3-му диапазону ДК12=-2,2.
В соответствии с формулой суммируем значения ДК для изучаемых факторов:
ДКк=(-13,1)+(-2,0)+(-5,0)+(-5,8)+(-3,2)+(-1,0)+(-1,5)+3,8+3,4+(-1,8)+(-2,0)+(-2,2)=-30,4,
Заключение: Полученное значение комплексного диагностического показателя ниже порогового уровня lim=-12,788 и свидетельствует о низком риске развития синдрома вегетативной дисфункции в результате воздействия изучаемых факторов.
Литература
1. Schmahmann JD. The role of the cerebellum in cognition and emotion: Personal reflections since 1982 on the dysmetria of thought hypothesis, and its historical evolution from theory to therapy. Neuropsychol Rev. 2010; 20(3):236-60.
2. Држевецкая И.А. Эндокринная система растущего организма. - М.: Высшая школа, 1987.
3. Сельверова Н.Б. Бинарность гормональных влияний в обеспечении физического и психического развития //В кн.: Материалы научной конференции «Физиология развития человека». - М., 2009, С. 104-26.
4. Шарапов А.Н. Кардиогемодинамика и гормональное обеспечение школьников пубертатного возраста с различными типами периферического сосудистого тонуса в различных экологических условиях // Новые исследования. - 2003. - №10. - 176-191.
5. Сапронов Н.С. Холинергические механизмы регуляции мужской половой функции. - СПб.: Арт-экспресс, 2013.
6. Розен В.Б. Основы эндокринологии. - М.: Высшая школа, 1984.
7. Songur A., Ozen О.A., Sarsilmaz М. The toxic effects of formaldehydeon the nervous system //Rev. Environ. Contam. Toxicol. - 2010. - N 20.- P. 105-18.
8. Cao F.H., Cai J., Liu Z.M.et al. Toxic effect of formaldehyde on mouse different brain regions //Sheng Li Xue Bao. - 2015. - 67(5). - 497-504.
9. Kanter M. Protective effects of Nigella sativa on formaldehyde induced neuronal injury in frontal cortex // Tip ArastirmalanDergisi. - 2010. - 8 (1). - 1-8.
10. Тараненко H.A., Ефимова H.B., Рычагова О.А. К вопросу изучения химического загрязнения воздушной среды закрытых помещений детских учреждений городов Иркутской области // Экология человека. - 2009. - №4. - С. 3-7.
11. Кучма В.Р., Ефимова Н.В., Ткачук Е.А., Мыльникова И.В. Гигиеническая оценка напряженности учебной деятельности обучающихся 5-10 классов общеобразовательных школ // Гигиена и санитария. - 2016. - Т. 95, №6. - С. 552-558.
12. Безруких М.М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей // Вестник практической психологии образования. - 2011. - №1. - С. 16-21.
13. Камаев И.А., Чекалова С.А. Стратегия профилактики неврологической заболеваемости детей школьного возраста // Российский педиатрический журнал. - 2012. - №3. - С. 54-59.
14. Ахмедова Р.М., Софронова Л.В., Трефилов Р.Н. Распространенность и тендерные особенности ожирения у подростков Перми // Вопросы современной педиатрии. - 2014. - №5. - С. 37-41.
15. Белов В.А., Воропаева Я.В. Возрастные и тендерные особенности распространенности хронического тонзиллита у детей // Медицинский совет. - 2015. - №1 Доступ: http://www.remedium.ru/doctor/detail.php?ID=69221 (дата обращения: 21.01.2017)
16. Ляликов С.А., Клочко Н.М. Йодная обеспеченность и соматическая заболеваемость у детей // Журнал Гродненского гос. мед. ун-та. - 2005. - №3 (11). - С. 70-73.
17. Повереннова И.Е., Захаров А.В. Вегетативная дисфункция - актуальная проблема современности. Современная терапия и профилактика вегето-сосудистой дистонии // Ремедиум Приволжье. - 2014. - №8 (128).- С. 17-21.
18. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей: Руководство для врачей в 2-х тт. М.: Медицина, 1987. - 480 с.
19. Митин М.С. Распространенность и выраженность вегетативной дисфункции среди молодых спортсменов // Научный результат. Серия «Медицина и фармация». 2015. - №2 (4). - С. 30-38.
20. Патент РФ №2177254, кл. А61В 5/22. Кушнир С.М., Антонова Л.К., Курочкин А.В., Алексеева Ю.А. «Способ донозологической диагностики вегетативной дисфункции у детей», 27.12.2001 г.
21. Патент РФ №2338459, кл. А61В 5/0452. Иванова И.Г., Гнусаев С.Ф. «Способ ранней диагностики дисфункции и типа дисфункции вегетативной нервной системы у детей и подростков», 20.11.2008 г.
22. Патент РФ №2257145, кл. А61В 5/16. Ласкарева Л.Н., Рябчикова Т.В., Качанова Л.А. «Способ прогнозирования возникновения нарушений вегетативной регуляции у детей с задержкой внутриутробного развития в анамнезе», 27.07.2005 г.
23. Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду 2.1.10.1920-04. - М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2004. - 143 с.
Способ диагностики риска развития синдрома вегето-сосудистой дисфункции у детей школьного возраста путем оценки показателей факторов риска и расчета диагностического коэффициента с помощью математической формулы, отличающийся тем, что для ребенка определяют количественные показатели факторов риска: суммарное загрязнение атмосферного воздуха населенного пункта, где проживает обследуемый, оцениваемое по индексу опасности HI; суммарное воздействие формальдегида, оцениваемое по коэффициенту опасности HQ; объем учебной нагрузки в часах в сутки; класс напряженности учебного труда; процент замеров освещенности, микроклимата в учебных помещениях, соответствующих гигиеническим нормативам; возраст в годах; пол; личностная тревожность по тесту Спилбергера-Ханина в баллах; концентрации в моче формальдегида и йода в мкг/дм3; физическая активность в часах в неделю; далее выбирают из перечня факторов с их диапазонами диагностические коэффициенты, соответствующие диапазонам, в которые укладываются значения факторов, определенные для данного ребенка:
для фактора «суммарное загрязнение атмосферного воздуха» - индекс опасности HI диапазонам 0,5-0,9; 1-3; >3 соответствуют коэффициенты (-13,1); (-2,0); 3,5;
для фактора «суммарное воздействие формальдегида» - коэффициент опасности HQ диапазонам 0,5-0,9; 1-3; >3 соответствуют коэффициенты (-13,1); (-2,0); 3,5;
для фактора «объем учебной нагрузки» в часы/сутки диапазонам 4-5,9; 6-8; >8 соответствуют коэффициенты (-5,0); 0,3; 6,8;
для фактора «класс напряженности учебного труда» - класс напряженности учебного труда диапазонам 2-3; 3.1-3.2; 3.3-3.4 соответствуют коэффициенты (-5,8); 1,9; 5,1;
для фактора «освещенность» в процентах замеров, соответствующих гигиеническим нормативам, диапазонам 80-90; 50-79; <49 соответствуют коэффициенты (-3,2); (-0,3); 0;
для фактора «микроклимат» в процентах замеров, соответствующих гигиеническим нормативам, диапазонам 80-90; 50-79; <49 соответствуют коэффициенты (-1,0); (-0,5); 2,6;
для фактора «возраст» в количестве лет диапазонам 7-11; 12-14; >14 соответствуют коэффициенты (-3,2); (-1,5); 1,9;
для фактора «пол» диапазонам мужской, женский соответствуют коэффициенты (-4,2); 3,8;
для фактора «личностная тревожность» в баллах диапазонам <30 ;31-45; >46 соответствуют коэффициенты 0,6; (-2,5); 3,4;
для фактора «формальдегид в моче» в мкг/дм2 диапазонам до 70; 70-90; >90 соответствуют коэффициенты -1,8; 9,2; 4,8;
для фактора «йод в моче» в мкг/дм2 диапазонам 100 и больше; 50-99; 20-49 соответствуют коэффициенты (-2,0); (-2,0); 4,0;
для фактора «физическая активность» в часах в неделю диапазонам 2; 2-4; 5-8 соответствуют коэффициенты (-1,7); 2,3; (-2,2);
вычисляют комплексный диагностический коэффициент по формуле:
где:
ДКк - комплексный диагностический коэффициент;
ДКi - диагностические коэффициенты:
ДК1 - диагностический коэффициент, отражающий суммарное загрязнение атмосферного воздуха населенного пункта, где проживает обследуемый, по индексу опасности;
ДК2 - диагностический коэффициент, отражающий суммарное воздействие формальдегида по коэффициенту опасности;
ДК3 - диагностический коэффициент, отражающий объем учебной нагрузки;
ДК4 - диагностический коэффициент, отражающий класс напряженности учебного труда;
ДК5 - диагностический коэффициент, отражающий соответствие гигиеническим нормативам показателей освещенности в учебных помещениях;
ДК6 - диагностический коэффициент, отражающий соответствие гигиеническим нормативам показателей микроклимата в учебных помещениях;
ДК7 - диагностический коэффициент, отражающий возраст;
ДК8 - диагностический коэффициент, отражающий пол;
ДК9 - диагностический коэффициент, отражающий личностную тревожность по тесту Спилбергера-Ханина;
ДК10- диагностический коэффициент, отражающий уровень формальдегида в моче;
ДК11 - диагностический коэффициент, отражающий уровень йода в моче;
ДК12 - диагностический коэффициент, отражающий физическую активность;
и при ДКк меньше -12,788 делают заключение о низком риске развития синдрома вегето-сосудистой дисфункции (СВД); при ДКк больше -12,788, но меньше 12,788 - риск развития СВД оценивается как умеренный; при ДКк больше 12,788 делают заключение о высоком риске развития СВД.