Комплексная система дистанционного обучения пилотированию летательных аппаратов

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к авиационному тренажеростроению и может быть использовано для обучения пилотированию летательных аппаратов и тренировки летных экипажей. Комплексная система дистанционного обучения пилотированию летательных аппаратов включает в себя блок серверов со специализированное программное обеспечением. Блоки авиатренажеров, авиасимуляторов, пользователей, слушателей и блок диспетчера подключены к интерактивному блоку и информационному узлу посредством каналов связи. Блоки авиатренажеров и авиасимуляторов включают в себя группы авиатренажеров и авиасимуляторов. Техническим результатом является увеличение количества обучаемых пилотированию за счет введения в комплексную систему группы авиасимуляторов при возможности организации интернет-трансляции с записью видеоархива. 12 з.п. ф-лы, 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к авиационному тренажеростроению и может быть использовано для обучения пилотированию летательных аппаратов и тренировки летных экипажей.

Известен моделирующий комплекс коллективного обучения (МККО), включающий в себя макет кабины самолета, систему математического моделирования процессов управления летательным аппаратом (ЛА), соединенную с системами визуализации и последовательно с системой управления визуализацией, системой отображения информации, органами управления, систему имитации факторов полета, соединенную с системой управления визуализацией и сетевым адаптером, соединенным с системой отображения информации, органами управления, системой математического моделирования, системой автоматизированной обработки результатов, системой регистрации информации и общим вычислителем. В моделирующий комплекс введены вторая кабина, последовательно соединенные приемопередающая аппаратура связи системы Интернета, компьютер-шлюз, система модемов, связанных с общим вычислителем первой кабины, а также вторая приемопередающая аппаратура связи другого порта, соединенная с компьютером-шлюзом, системой модемов, связанных с общим вычислителем рабочего места пилота второй кабины самолета с аналогичными устройствами и связями первой кабины. Системы отображения информации первой и второй кабины пилотов могут быть выполнены в виде виртуального шлема с системами цветного стереоскопического изображения с жидкокристаллическими (ЖК) масками и ЖК-матрицами, полупрозрачными отражателями и коллиматорными линзами, взглядоотметчиками с источниками ИК-излучения, линзами и полупрозрачными отражателями, соединенными оптико-волоконными линиями с призмой и далее с телевизионной камерой и датчиком мигания, ЖК-матрицы соединены с видеосмесителем, а ЖК-маски - с блоком управления масками (патент RU №23114, кл. G09B 9/08, 27.08.2001).

Недостатком известного технического решения является то, что в нем не предусмотрена возможность общения обучающихся пилотов с использованием средств аудио и видео информации при проведении совместных полетов. Также отсутствует совокупность элементов технического решения, реализующая возможность организации интернет-трансляции с записью видеоархива, проведения соревнований и аттестации удаленных участников. Моделирующий комплекс не позволяет осуществлять воспроизведение акустических и пространственных вибрационных полей с заданными спектральными характеристиками, одиночное и групповое десантирование, а также однозначное отображение на многоканальной системе визуализации маневров пилотов и отображение на рабочем месте оператора приборной доски пилотов и показаний приборов в режиме реального времени при ведении оператором контроля этапов выполнения полетных заданий.

Известен авиационный моделирующий комплекс, используемый при обучении и подготовке летного состава к выполнению маневров при пилотаже и решении боевых задач и включающий в себя, по меньшей мере, один макет кабины летчика, интерьер которой соответствует кабине реального самолета, с рабочим местом летчика, системой индикации, органами управления и контроля. Комплекс также содержит установленные вне макета кабины систему отображения окружающей обстановки, вычислительный блок с программным комплексом, рабочее место инструктора с пультом управления, модули электропитания. Система отображения окружающей обстановки выполнена с возможностью формирования виртуальных трехмерных объектов окружающей обстановки, определения габаритов объектов, расстояния до объектов, скорости их перемещения и совмещения реальных объектов с виртуальным трехмерным изображением. При этом система отображения окружающей обстановки включает, по меньшей мере, один стереоскопический проектор, экран и стереоскопические очки (патент RU №116260, кл. G09B 9/08, 07.12.2011).

Известное техническое решение не реализует ведение инструктором контроля этапов выполнения полетных заданий при однозначном отображении маневров пилота и отображении на рабочем месте инструктора приборной доски пилота и показаний приборов в режиме реального времени. В комплексе не предусмотрены возможности моделирования одиночного и группового десантирования, организации интернет-трансляции с записью видеоархива, а у обучающихся пилотов отсутствуют возможности общения с использованием средств аудио и видео информации. В конструкциях макетов кабин пилотов отсутствуют технические средства для имитации акустических и вибрационных полей, спектральные характеристики которых соответствуют реальным процессам, имеющим место при эксплуатации летательного аппарата.

Также известен мобильный авиационный тренажер для обучения, переподготовки и поддержания профессиональной готовности летного и технического составов, содержащий кабину летчика с приборным оборудованием, систему имитации визуальной обстановки и акустических шумов, вычислительную управляющую систему и центральный пост контроля и управления, включающий в себя рабочие места оператора управления системами тренажера и инструктора управления выполнением полетного задания с соответствующими мониторами контроля с органами управления процессом тренажа, источники основного автономного и вторичного питания, средства имитации служебной и оперативной радиосвязи, устройство коммутации, содержащее систему сопряжения, вычислительную систему и органы управления работой устройства коммутации. Все составные части центрального поста контроля и управления электрически связаны между собой и конструктивно объединены в единую механическую мобильную конструкцию. В техническом решении использована кабина летчика реального летательного аппарата и введено устройство коммутации, содержащее блок управления работой устройства коммутации, вход которого электрически связан с центральным постом контроля и управления, а выход - с блоком формирования видеосигналов для системы имитации визуальной обстановки и блоками имитации акустических шумов и формирования сигналов от органов контроля и управления, которые электрически связаны с летательным аппаратом. В авиационном тренажере система имитации визуальной обстановки конструктивно выполнена в виде подвижного моноблока, установленного перед кабиной летательного аппарата (патент RU №70396, кл. G09B 9/08, 16.10.2007).

Недостатком известного технического решения является отсутствие элементов воспроизведения пространственных вибрационных полей с заданными спектральными характеристиками, невозможность организации интернет-трансляции с записью видеоархива, а также проведение моделирования процесса десантирования. В авиационном тренажере в режиме реального времени невозможны наблюдение оператором работы обучаемого пилота и взаимодействие с ним с использованием средств аудио и видео информации. Технические средства контроля процесса выполнения полетных заданий не позволяют оператору и инструктору вести отображение маневров пилота авиационного тренажера, а также отображение на рабочем месте оператора или инструктора приборной доски пилота и показаний приборов в режиме реального времени.

Также известна комплексная обучающая система для авиационных специалистов, включающая в себя рабочие места (РМ) управляющей наземной службы, одно и более РМ обучаемых летчиков, оборудованных на индивидуальных тренажерах в реальных кабинах летательных аппаратов (ЛА), установленных на динамических платформах с возможностью перемещения в 2-3 плоскостях, оснащенных приборами контроля с дискретными органами управления, арматурой и органами управления непрерывного действия, связанными контактными устройствами с вычислительной локальной сетью в одном виртуальном поле событий и выводом информации на устройства визуализации. Контактные устройства органов управления непрерывного действия выполнены в виде датчиков, каждый из которых последовательно связан с контроллерной системой, а комплексная обучающая система дополнительно снабжена вычислительным комплексом, содержащим РМ оператора с индивидуальным устройством визуализации, оборудованным центральным сервером с устройствами ввода-вывода информации и запоминающим устройством, включающим массив баз исходных данных, блок моделирования реальных процессов с устройствами моделирования и блок объективного контроля обучаемых, управляющим обменом информацией между локальными сетями, связывающими вычислительный комплекс с РМ обучаемых посредством параллельной связи центрального сервера с функционально-ориентированными серверами локальных сетей РМ обучаемых летчиков. Локальные сети включают последовательно соединенные с серверами вычислительные модули реализации сценариев тренировок и устройства визуализации, выполненные в виде индивидуальных экранов или системы мониторов. В комплексной обучающей системе каждый сервер локальной сети РМ летчиков, содержащий блок моделирования и управления динамической модели ЛА, блок управления динамической платформой, блок управления радиосвязью, может быть параллельно соединен устройством ввода-вывода информации с вычислительными модулями бортовой системы визуализации закабинного пространства, вычислительным модулем системы отображения приборов, управления арматурой кабины и имитаторами шумов двигателей, вычислительным модулем системы управления вооружением. Сервер инструктора, содержащий блок моделирования и управления динамической модели ЛА и блок управления радиосвязью, может быть установлен с возможностью параллельного соединения с одним из серверов РМ летчиков и с вычислительными модулями системы визуализации закабинного пространства, вычислительным модулем отображения приборов, управления арматурой кабины и имитации шумов двигателей, вычислительным модулем системы управления вооружения. Центральный сервер может быть последовательно соединен с системой визуализации и печатающим устройством класса разбора полетов и анализа средств объективного контроля (патент RU №24583, кл. G09B 9/08, 24.01.2002 г.).

Известное техническое решение не позволяет обучающимся пилотам при совместных учебных полетах на авиатренажерах вести общение с использованием средств аудио и видео информации и не имеет технических средств для организации интернет-трансляции с записью видеоархива, проведения соревнований и аттестации удаленных участников. В комплексной обучающей системе отсутствует возможность воспроизведения как процесса десантирования пилотов, так и вибрационных полей с заданными спектральными характеристиками, соответствующих реальным условиям эксплуатации летательных аппаратов.

Также известен комплексный тренажер экипажа учебно-тренировочного самолета, содержащий кабину пилота, оснащенную видеокамерами, акустическими системами и комплектом оборудования с системой адаптеров, внешний вид элементов которого, их взаимное расположение повторяют внешний вид и расположение элементов оборудования комплекта кабины пилота самолета, блок имитации закабинной визуальной обстановки, вычислительный комплекс, соединенный с кабиной пилота, с блоком имитации закабинной визуальной обстановки и позволяющий моделировать штатные и нештатные режимы полета самолета, условий полета и режимов работы, моделирования аэродинамических характеристик, навигационных параметров, работы силовой установки, агрегатов и систем самолета и снабженный блоком имитации акустических шумов, а также рабочее место инструктора, включающее пульт управления и средства контроля, соединенные с вычислительным комплексом, и снабженное блоком имитации радиосвязи, при этом на рабочем месте инструктора установлены видеомониторы, соединенные с видеокамерами кабины пилота. В кабину пилота введены средства, обеспечивающие реализацию алгоритмов наведения неуправляемых авиационных ракет и бомб, аналогичные средствам самолета, и средства регулировки усилий летчика, блок имитации закабинной обстановки выполнен в виде оптико-коллимационного устройства с углом обзора 120×30°, а вычислительный комплекс соединен со средствами, обеспечивающими реализацию алгоритмов наведения неуправляемых авиационных ракет и бомб, средствами регулировки усилий летчика и выполнен с возможностью моделирования алгоритмов наведения неуправляемых авиационных ракет и бомб, а также отражения в блоке имитации закабинной обстановки процесса имитации применения неуправляемых авиационных ракет и бомб (патент RU №111331, кл. G09B 9/08, 28.06.2011).

Недостатками известного технического решения являются невозможность организации групповых полетов и ведение инструктором контроля этапов выполнения полетных заданий, а также отсутствие в авиатренажере средств воспроизведения вибрационного поля и моделирования процесса десантирования. Также техническое решение не позволяет проводить интернет-трансляцию режимов полета и работу пилотов на тренажере с записью видеоархива, проведение соревнований и аттестацию удаленных участников.

Также известен авиационный тренажер модульной конструкции, содержащий модуль макета кабины летчика с блоком модулей имитаторов средств отображения информации на рабочем месте обучаемого и блоком модулей имитаторов органов управления на рабочем месте обучаемого, модуль рабочего места инструктора с блоком модулей средств отображения информации на рабочем месте инструктора и блоком модулей средств управления на рабочем месте инструктора, блок модулей отображения информации в закабинном пространстве, блок модулей, реализующих имитацию акселерационных ощущений, а также взаимосвязанные блок модулей системы объективного контроля, вход которого подключен к одному из выходов модуля рабочего места инструктора, а выходы - к первым входам модулей макета кабины летчика и рабочего места инструктора, и блок модулей имитации и управления, вход которого соединен с другим выходом модуля рабочего места инструктора, а выходы - со вторыми входами модулей макета кабины летчика и рабочего места инструктора и входами блока модулей отображения информации в закабинном пространстве и блока модулей, реализующих имитацию акселерационных ощущений. Использование тренажера обеспечивает контроль над действиями обучаемых в штатных и аварийных ситуациях, оперативное изменение условий полетного задания, ввод отказов и контроль над действиями обучаемых в штатных и аварийных ситуациях, отработку отдельных этапов полета и боевого применения при заданных начальных условиях, создание базы данных для обучаемых с возможностью обработки информации о результатах тренировок на тренажере (патент RU №2247430, кл. G09B 9/08, 10.03.2004).

Однако в известном техническом решении не предусмотрены возможности организации интернет-трансляции с записью видеоархива, проведения соревнований и аттестации множества удаленных участников, формирования вибрационного поля и моделирования процесса десантирования. Также недостатками являются отработка групповой слетанности только в составе пары и отсутствие возможности реализации совместных учебных полетов на авиатренажере и полетов на авиасимуляторах при возможности общения обучающихся на авиасимуляторах с использованием аудио и видео средств.

Задачей изобретения является повышение эффективности процесса обучения при расширении функциональных возможностей системы обучения пилотированию летательных аппаратов.

Техническим результатом, проявляющимся при решении задачи, является:

- увеличение количества обучаемых пилотированию летательных аппаратов за счет введения в комплексную систему группы авиасимуляторов при возможности организации интернет-трансляции с записью видеоархива, проведения соревнований и аттестации множества удаленных участников, обеспечиваемой удаленным расположением друг от друга рабочего места диспетчера, авиатренажера и авиасимуляторов;

- реализация в соответствии с полетными заданиями совместных полетов на авиасимуляторах и учебных полетов на авиатренажере при возможности общения обучающихся с использованием средств аудио и видео информации и при максимальном приближении условий подготовки пилота на авиатренажере к реальным условиям пилотирования в условиях действия акустических и вибрационных полей;

- возможность проведения на авиатренажерах моделирования процесса одиночного или группового десантирования в соответствии с заданием диспетчера, а также медико-технических исследований с использованием информации видеоархивов о поведении пилотов авиатренажеров в процессе выполнения полетных заданий и реализации режимов полета с использованием средств управления летательным аппаратом;

- возможность наблюдения диспетчером в режиме реального времени работу обучаемых пилотов на авиасимуляторах и авиатренажере и взаимодействия с каждым из них или со всеми вместе посредством систем радиосвязи и средств удаленного визуального контроля;

- ведение диспетчерского контроля этапов выполнения полетных заданий при отображении на многоканальной системе визуализации маневров пилота авиатренажера и отображении на рабочем месте диспетчера приборной панели пилота и показаний приборов в режиме реального времени;

- возможность организации и проведения дистанционных занятий и интернет-трансляции теоретической части подготовки к пилотированию летательных аппаратов, в том числе посредством мобильного комплекса видеоконференцсвязи, обеспечивающего в полевых условиях демонстрацию в режиме реального времени узлов, агрегатов и полетов летательного аппарата с записью видеоархива;

- возможность организации и проведения обучения диспетчеров управлению потоками летательных аппаратов во время стоянки, руления и полета.

Задача решается, а технический результат достигается при использовании комплексной системы дистанционного обучения пилотированию летательных аппаратов, которая включает в себя имеющие специализированное программное обеспечение блок серверов, интерактивный блок, информационный узел и подключаемые к ним посредством каналов связи блок авиатренажеров, блок авиасимуляторов, блок диспетчера, блок пользователей и блок слушателей, при этом блок авиатренажеров включает в себя группу авиатренажеров, каждый из которых включает в себя, по меньшей мере, сервер визуализации, аналого-цифровой преобразователь, видеосплиттер, сервер расчетного модуля, подключенный к видеосплиттеру сервер приборной панели, подключенную к серверу визуализации многоканальную проекционную систему визуализации, дополнительные серверы визуализации, парашютно-десантный блок, подключенный к элементам авиатренажера источник бесперебойного питания авиатренажера, корпус авиатренажера, установленные в нем кресла первого и второго пилотов с плечевыми ремнями безопасности, парашютами и вибрационными элементами, подключенные к серверу расчетного модуля систему имитации вибрационных воздействий, систему имитации акустических шумов, системы радиосвязи первого пилота, системы радиосвязи второго пилота, дополнительные системы радиосвязи, устройства удаленного визуального контроля пилотов, дополнительно подключенные к видеосплиттеру средство визуализации приборной панели первого пилота, средство визуализации приборной панели второго пилота, локальное средство визуализации приборной панели авиатренажера, дополнительные средства визуализации приборной панели пилотов, подключенную к серверу визуализации многоканальную систему визуализации, дополнительные многоканальные системы визуализации, подключенные к дополнительным серверам визуализации, средства управления, подключенные к аналого-цифровому преобразователю, дополнительно подключенного к серверу расчетного модуля, блок авиасимуляторов включает в себя группу авиасимуляторов, каждый из которых включает в себя, по меньшей мере, кресло пилота авиасимулятора, подключенный к элементам авиасимулятора источник бесперебойного питания авиасимулятора, подключенные к электронно-вычислительной машине средство визуализации пилота авиасимулятора, дополнительные средства визуализации пилота авиасимулятора, рычаги управления, педали, сканер положения головы, дополнительно соединенный с датчиком положения головы, вибрационную систему пилота и систему радиосвязи пилота авиасимулятора, блок диспетчера содержит сервер диспетчера, подключенные к нему средство визуализации диспетчера, дополнительные средства визуализации диспетчера, удаленное средство визуализации приборной панели, систему радиосвязи диспетчера, средства управления сервером диспетчера, устройства локального визуального контроля пилотов и подключенный к элементам блока диспетчера источник бесперебойного питания блока диспетчера, блок серверов включает в себя клиентский сервер, сервер видеоконференций, контент-сервер, сервер интернет-трансляции, дополнительные серверы и источник бесперебойного питания блока серверов, подключенный к его элементам, интерактивный блок включает в себя источник бесперебойного питания интерактивного блока, подключенный к его элементам, терминал видеоконференции, подключенный к нему аудиомикшер, колонки, микрофонную систему, потолочный микрофон и петличный микрофон, камеру, телевизор, дополнительный видеосплиттер, видеостену, монитор, интерактивный монитор, проектор, интерактивный проектор, интерактивную доску, экран, персональный компьютер, дополнительный авиатренажер, парашютный тренажер, рабочее место диспетчера, дополнительный авиасимулятор, дополнительный тренажер и подключенные к персональному компьютеру 3D-сканер, 3D-принтер, документ-камеру и дополнительные колонки, информационный узел включает в себя источник бесперебойного питания информационного узла, подключенный к его элементам, последовательно включенные дополнительный терминал видеоконференции, декодер и дополнительный персональный компьютер, блок пользователей включает в себя источник бесперебойного питания блока пользователей, подключенный к его элементам, а также подключаемые к каналам связи второй дополнительный терминал видеоконференции с подключенными к нему вторым дополнительным персональным компьютером, вторыми дополнительными колонками и дополнительным телевизором, и/или мобильный терминал видеоконференции, и/или мобильный комплекс видеоконференции, и/или IP-телефон, и/или третий дополнительный персональный компьютер с подключенным к нему интерактивным объектом, и/или планшетный компьютер, и/или мобильное устройство, а блок слушателей включает в себя источник бесперебойного питания блока слушателей, подключенный к его элементам, подключаемые к каналам связи дополнительное мобильное устройство, и/или дополнительный планшетный компьютер, и/или четвертый дополнительный персональный компьютер с подключенными к нему третьими дополнительными колонками, при этом колонки подключены к терминалу видеоконференции и к аудиомикшеру, микрофонная система, потолочный микрофон и петличный микрофон подключены к аудиомикшеру и к терминалу видеоконференции, который дополнительно соединен с камерой, телевизором и дополнительным видеосплиттером, к дополнительному видеосплиттеру дополнительно подключены видеостена, монитор, интерактивный монитор, проектор и интерактивный проектор, персональный компьютер дополнительно подключен к дополнительному видеосплиттеру и к интерактивной доске, все элементы блока серверов, терминал видеоконференции, персональный компьютер, дополнительный авиатренажер, парашютный тренажер, рабочее место диспетчера, дополнительный авиасимулятор, дополнительный тренажер, дополнительный терминал видеоконференции, дополнительный персональный компьютер подключены к каналам связи, все серверы каждого авиатренажера, парашютно-десантный блок, электронно-вычислительная машина и сервер диспетчера установлены с возможностью подключения к каналам связи, а группы авиатренажеров и/или авиасимуляторов и/или блок диспетчера расположены рядом и/или на удалении друг от друга.

Решению поставленной задачи и достижению указанного технического результата способствуют также частные существенные признаки изобретения.

В комплексной системе каналы связи представляют собой локальную вычислительную сеть Ethernet, сети Wi-Fi, 4G или спутниковый канал связи.

Комплексная система снабжена дополнительными проекторами и дополнительными интерактивными досками, при этом дополнительные проекторы подключены к дополнительному видеосплиттеру, а дополнительные интерактивные доски - к персональному компьютеру.

В комплексную систему введен интерактивный планшет, подключенный к персональному компьютеру.

Комплексная система снабжена дополнительной интерактивной доской блока пользователей, подключенной к второму дополнительному персональному компьютеру. В комплексной системе интерактивный объект подключен к второму дополнительному персональному компьютеру.

Комплексная система снабжена дополнительными телевизорами, подключенными к терминалу видеоконференции, и мониторами, подключенными к дополнительному видеосплиттеру.

В комплексной системе корпус мобильного терминала видеоконференции выполнен ударопрочным.

В комплексной системе документ-камера представляет собой портативную, стационарную или потолочную камеру.

В комплексной системе интерактивный объект представляет собой интерактивный планшет блока пользователей или интерактивную доску блока пользователей.

В комплексной системе вторые дополнительные колонки установлены с возможностью подключения к второму дополнительному персональному компьютеру.

В комплексной системе многоканальная проекционная система визуализации представляет собой группу проекционных экранов и подключенную к серверу визуализации группу вторых дополнительных проекторов.

В комплексной системе корпус авиатренажера представляет собой кабину реального летательного аппарата или полномасштабный корпус спортивно-тренировочного самолета.

На фиг. 1 представлена структурная схема комплексной системы дистанционного обучения пилотированию летательных аппаратов.

На фиг. 2 - структурные схемы блоков авиатренажеров, авиасимуляторов, диспетчера, пользователей и слушателей.

На фиг. 3 - состав многоканальной проекционной системы визуализации.

На фиг. 4 - структурная схема блока серверов, интерактивного блока и информационного узла.

Комплексная система дистанционного обучения пилотированию летательных аппаратов включает в себя (фиг. 1) имеющие специализированное программное обеспечение блок 1 серверов, интерактивный блок 2, информационный узел 3 и подключаемые к ним посредством каналов 4 связи блок 5 авиатренажеров, блок 6 авиасимуляторов, блок 7 диспетчера, блок 8 пользователей и блок 9 слушателей, при этом блок 5 авиатренажеров включает в себя группу авиатренажеров 10 (фиг. 2), каждый из которых включает в себя, по меньшей мере, сервер 11 визуализации, аналого-цифровой преобразователь 12, видеосплиттер 13, сервер 14 расчетного модуля, подключенный к видеосплиттеру 13 сервер 15 приборной панели, подключенную к серверу 11 визуализации многоканальную проекционную систему 16 визуализации, дополнительные серверы 17 визуализации, парашютно-десантный блок 18, подключенный к элементам авиатренажера 10 источник 19 бесперебойного питания авиатренажера 10, корпус 20 авиатренажера, установленные в нем кресла 21, 22 первого и второго пилотов с плечевыми ремнями безопасности, парашютами и вибрационными элементами, подключенные к серверу 14 расчетного модуля систему 23 имитации вибрационных воздействий, систему 24 имитации акустических шумов, системы 25 радиосвязи первого пилота, системы 26 радиосвязи второго пилота, дополнительные системы 27 радиосвязи, устройства 28 удаленного визуального контроля пилотов, дополнительно подключенные к видеосплиттеру 13 средство 29 визуализации приборной панели первого пилота, средство 30 визуализации приборной панели второго пилота, локальное средство 31 визуализации приборной панели авиатренажера, дополнительные средства 32 визуализации приборной панели пилотов, подключенную к серверу 11 визуализации многоканальную систему 33 визуализации, дополнительные многоканальные системы 34 визуализации, подключенные к дополнительным серверам 17 визуализации, средства 35 управления, подключенные к аналого-цифровому преобразователю 12, дополнительно подключенного к серверу 14 расчетного модуля. Вибрационные элементы кресел 21, 22 первого и второго пилотов представляют собой виброподушки или низкочастотные вибрационные преобразователи звуковых сигналов в спектральном диапазоне от нуля до 500 Гц. Блок 6 авиасимуляторов включает в себя группу авиасимуляторов, каждый 36 из которых включает в себя, по меньшей мере, кресло 37 пилота авиасимулятора, подключенный к элементам авиасимулятора 36 источник 38 бесперебойного питания авиасимулятора 36, подключенные к электронно-вычислительной машине 39 средство 40 визуализации пилота авиасимулятора 36, дополнительные средства 41 визуализации пилота авиасимулятора 36, рычаги 42 управления, педали 43, сканер 44 положения головы, дополнительно соединенный с датчиком 45 положения головы, вибрационную систему 46 пилота и систему 47 радиосвязи пилота авиасимулятора 36. Вибрационная система 46 представляет собой виброподушку или низкочастотный вибрационный преобразователь звуковых сигналов в спектральном диапазоне от нуля до 500 Гц. Блок 7 диспетчера содержит сервер 48 диспетчера, подключенные к нему средство 49 визуализации диспетчера, дополнительные средства 50 визуализации диспетчера, удаленное средство 51 визуализации приборной панели, систему 52 радиосвязи диспетчера, средства 53 управления сервером 48 диспетчера, устройства 54 локального визуального контроля пилотов и подключенный к элементам блока 7 диспетчера источник 55 бесперебойного питания блока 7 диспетчера. Блок 1 серверов (фиг. 4) включает в себя клиентский сервер 56, сервер 57 видеоконференций, контент-сервер 58, сервер 59 интернет-трансляции, дополнительные серверы 60 и источник 61 бесперебойного питания блока серверов, подключенный к его элементам. Интерактивный блок 2 включает в себя источник 62 бесперебойного питания интерактивного блока 2, подключенный к его элементам, терминал 63 видеоконференции, подключенный к нему аудиомикшер 64, колонки 65, микрофонную систему 66, потолочный микрофон 67 и петличный микрофон 68, камеру 69, телевизор 70, дополнительный видеосплиттер 71, видеостену 72, монитор 73, интерактивный монитор 74, проектор 75, интерактивный проектор 76, интерактивную доску 77, экран 78, персональный компьютер 79, дополнительный авиатренажер 80, парашютный тренажер 81, рабочее место 82 диспетчера, дополнительный авиасимулятор 83, дополнительный тренажер 84 и подключенные к персональному компьютеру 79 3D-сканер 85, 3D-принтер 86, документ-камеру 87 и дополнительные колонки 88. Информационный узел 3 включает в себя источник 89 бесперебойного питания информационного узла 3, подключенный к его элементам, последовательно включенные дополнительный терминал 90 видеоконференции, декодер 91 и дополнительный персональный компьютер 92. Блок 8 пользователей включает в себя источник 93 бесперебойного питания блока 8 пользователей, подключенный к его элементам, а также подключаемые к каналам 4 связи второй дополнительный терминал 94 видеоконференции с подключенными к нему вторым дополнительным персональным компьютером 95, вторыми дополнительными колонками 96 и дополнительным телевизором 97, и/или мобильный терминал 98 видеоконференции, и/или мобильный комплекс 99 видеоконференции, и/или IP-телефон 100, и/или третий дополнительный персональный компьютер 101 с подключенным к нему интерактивным объектом 102, и/или планшетный компьютер 103, и/или мобильное устройство 104. Блок 9 слушателей включает в себя источник 105 бесперебойного питания блока 9 слушателей, подключенный к его элементам, подключаемые к каналам 4 связи дополнительное мобильное устройство 106, и/или дополнительный планшетный компьютер 107, и/или четвертый дополнительный персональный компьютер 108 с подключенными к нему третьими дополнительными колонками 109. Колонки 65 подключены к терминалу 63 видеоконференции и к аудиомикшеру 64, микрофонная система 66, потолочный микрофон 67 и петличный микрофон 68 подключены к аудиомикшеру 64 и к терминалу 63 видеоконференции, который дополнительно соединен с камерой 69, телевизором 70 и дополнительным видеосплиттером 71, к дополнительному видеосплиттеру 71 дополнительно подключены видеостена 72, монитор 73, интерактивный монитор 74, проектор 75 и интерактивный проектор 76, персональный компьютер 79 дополнительно подключен к дополнительному видеосплиттеру 71 и к интерактивной доске 77, все элементы блока 1 серверов, терминал 63 видеоконференции, персональный компьютер 79, дополнительный авиатренажер 80, парашютный тренажер 81, рабочее место 82 диспетчера, дополнительный авиасимулятор 83, дополнительный тренажер 84, дополнительный терминал 90 видеоконференции, дополнительный персональный компьютер 92 подключены к каналам 4 связи, все серверы каждого авиатренажера 10, парашютно-десантный блок 18, электронно-вычислительная машина 39 и сервер 48 диспетчера установлены с возможностью подключения к каналам 4 связи. Группы авиатренажеров 10 и/или авиасимуляторов 36 и/или блок диспетчера 7 расположены рядом и/или на удалении друг от друга. Каналы 4 связи могут представлять собой локальную вычислительную сеть Ethernet, сети Wi-Fi, 4G или спутниковый канал связи. Комплексная система может быть снабжена дополнительными проекторами 110 и дополнительными интерактивными досками 111, при этом дополнительные проекторы 110 могут быть подключены к дополнительному видеосплиттеру 71, а дополнительные интерактивные доски 111 - к персональному компьютеру 79. В систему может быть введен интерактивный планшет 112, подключенный к персональному компьютеру 79, и она может быть снабжена дополнительной интерактивной доской 113 блока 8 пользователей, подключенной к второму дополнительному персональному компьютеру 95, дополнительными телевизорами 114, подключенными к терминалу 63 видеоконференции, и мониторами 115, подключенными к видеосплиттеру 71. Второй дополнительный персональный компьютер 95 может быть подключен к интерактивному объекту 102, а корпус мобильного терминала 98 видеоконференции может быть выполнен ударопрочным.

В комплексной системе документ-камера 87 может представлять собой портативную, стационарную или потолочную камеру, а интерактивный объект 102 - интерактивный планшет блока 8 пользователей или интерактивную доску блока 8 пользователей. Вторые дополнительные колонки 96 могут быть установлены с возможностью подключения к второму дополнительному персональному компьютеру 95, а многоканальная проекционная система (фиг. 3) визуализации может представлять собой группу проекционных экранов 116 и подключенную к серверу 11 визуализации группу вторых дополнительных проекторов 117. В комплексной системе корпус 20 авиатренажера 10 может представлять собой кабину реального летательного аппарата или полномасштабный корпус спортивно - тренировочного самолета.

Комплексная система дистанционного обучения пилотированию летательных аппаратов функционирует следующим образом.

Процессу обучения пилотированию на разработанных авиатренажере 10 и авиасимуляторе 36 предшествует теоретическая и практическая подготовка по элементам конструкций, аэродинамике и теории полета летательных аппаратов, штурманской подготовке (наземная и летная части), по азбуке Морзе, основам парашютной подготовки, которую проходят на парашютно-десантном блоке, авиационной метеорологии (метеорологические элементы, международный синоптический код, влияние ветра на выполнение полета, вертикаль), системам радиосвязи и электрооборудования летательных аппаратов, основным правилам полетов в воздушном пространстве, а также по самолетовождению, отработке навыков взлета-посадки и выполнения пилотажных фигур, полета по приборам в назначенных зонах полета, основам управления летательными аппаратами и отработке пилотирования в групповых полетах. Работа на авиатренажере 10, входящем в группу авиатренажеров блока 5, осуществляе