Конструкция перехода трубопровода через препятствия

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к строительству трубопроводов и может быть использовано при прокладке трубопроводов по дну водоемов, по заболоченной местности, а также на речных и морских переходах небольшой протяженности. Конструкция перехода трубопровода через препятствия содержит внутреннюю трубу, проводящую вещество в газообразном или жидком состоянии. На внутреннюю трубу соосно с образованием кольцевого пространства нанесено балластное покрытие, имеющее длину, меньшую, чем внутренняя труба. Над продольным сварным швом внутренней трубы установлена центральная трубка, вмонтированная в балластное покрытие и выступающая за край балластного покрытия. Центральная трубка изготовлена из диэлектрических материалов и предназначена для инсталляции кабелей. Слева и справа от центральной трубки расположено минимум по одной такой же трубке на равном расстоянии. Для труб с диаметром менее 500 мм расстояние между трубками составляет не менее 75 мм, а для труб с диаметром 500 мм и более расстояние между трубками составляет не менее 100 мм. Изобретение обеспечивает сокращение затрат и времени на монтаж конструкции трубопровода, а также возможность последующей переинсталляции волоконно-оптических кабелей связи. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к трубопроводной технике, а именно к трубам с балластным покрытием, используемым, например, при прокладке трубопроводов по дну водоемов, по заболоченной местности, а также на речных и морских переходах небольшой протяженности.

Известна труба [ГОСТ 30732-2006], состоящая из стальной трубы с тепловой изоляцией из пенополиуретана в полиэтиленовой оболочке или стальным защитным покрытием, с каналом для провода системы оперативного дистанционного контроля. Недостаток известной трубы в том, что рабочее давление не должно превышать 1,6 МПа, что не позволяет применять их для строительства магистральных трубопроводов. Кроме этого, покрытие не позволяет осуществлять укладку трубы без монтажа пригрузов.

Известна секция подводного трубопровода [патент RU №2072466], содержащая внутреннюю трубу, установленную с зазором внутри наружной трубы посредством фиксирующих торцевых элементов. На внутренней трубе размещены балластирующие элементы, а в межтрубном пространстве размещена дренажная трубка с обратными клапанами. Недостаток данного изобретения в том, что дренажные трубки смежных труб не стыкуются друг с другом, поэтому они не пригодны для прокладки волоконно-оптических кабелей.

Известен трубопровод [патент SU №1448157 A1], состоящий из труб, размещенных одна в другой; центрирующих опор-каналов, выполненных в виде плоскосворачиваемых металлических рукавов, закрепленных к центральной трубе и раздутых воздухом под давлением. Внутри рукавов прокладываются кабели связи, КИП, электроснабжения. Недостаток известной трубы в том, что для труб с большими диаметрами (от 500 мм) технически сложно выполнить центрирование центральной трубы с помощью плоскосворачиваемых металлических рукавов. Кроме этого, достаточно сложно организовать герметизацию рукавов и поддержание в них давления с уложенными кабелями.

Известен трубопровод [патент SU №624048], взятый за прототип, состоящий из труб, размещенных одна в другой, содержащий полые каналы-опоры, жестко соединенные с внутренним транспортным трубопроводом, и заполненным межтрубным пространством. Недостаток известного трубопровода в том, что технически сложно обеспечить герметичное соединение смежных каналов-опор, так как они жестко соединены с основной трубой, что может привести к попаданию антикоррозионной жидкости в опоры-каналы, предназначенные для размещения кабелей.

Техническая задача данного изобретения - создание конструкции перехода трубопровода через препятствия.

Техническая задача решена тем, что в конструкции перехода трубопровода через препятствия, состоящей из внутренней трубы, проводящей вещество в газообразном или жидком состоянии, балластного покрытия, нанесенного соосно на внутреннюю трубу с образованием кольцевого пространства и имеющего длину, меньшую, чем внутренняя труба, согласно изобретения над продольным сварным швом внутренней трубы установлены центральная трубка, изготовленная из диэлектрических материалов и вмонтированная в балластное покрытие, для протягивания (инсталляции) кабелей, и выступающая за край балластного покрытия, и минимум по одной такой же трубке слева и справа от центральной трубки на равном расстоянии. Расстояние между трубками составляет не менее 75 мм для труб с диаметром менее 500 мм и не менее 100 мм с диаметром 500 мм и более.

В качестве пояснения приводим следующее: учитывая требования п. 9.4.2 СП 86.13330.2014 продольные швы необходимо смещать относительно друг друга на расстояние не менее 75 мм для труб с диаметром до 530 мм и не менее 100 мм для труб с диаметром 530 мм и более, соответственно в зависимости от диаметра трубы расстояние между трубками может составлять не менее 75 мм для труб с диаметром менее 530 мм и не менее 100 мм с диаметром более 530 мм, что обеспечивает безопасную эксплуатацию трубопровода.

Технический результат от предложенного изобретения заключается в сокращении времени на монтаж конструкции трубопровода и возможности последующей инсталляции волоконно-оптических кабелей.

После сварки плети трубопровода осуществляется соединение защитных полиэтиленовых трубок с использованием пластмассовых электросварных соединительных муфт со встроенным электронагревательным элементом. После сварки осуществляется проверка на герметичность и последующая инсталляция волоконно-оптического кабеля методом пневмозадувки. Данная конструкция перехода трубопровода не требует дополнительных пригрузов и позволяет осуществлять переинсталяцию волоконно-оптических кабелей связи.

На фиг. 1 показана конструкция трубопровода для перехода через препятствия в поперечном сечении. Конструкция трубопровода для перехода через препятствия состоит из: внутренней трубы 1, проводящей вещество в газообразном или жидком состоянии; балластного покрытия 2, внутри которого располагаются диэлектрические трубки 3, относительно продольного сварного шва 4.

Пример

Допустим, что необходимо осуществить строительство конструкции трубопровода DN 1200 для перехода через реку с урезом воды 800 м. По результатам технико-экономического сравнения принято решение о строительстве открытым способом.

Для строительства используются трубы диаметром 1220 мм и с толщиной стенки 27 мм, например, производства завода ОАО «Московский трубозаготовительный комбинат» с балластным покрытием. Внутри балластного покрытия в заводских условиях установлены три защитные полиэтиленовые трубки 40×3,5 мм (далее ЗПТ 40/3,5), например, выпускаемые ЗАО «Пластком» по ТУ 5296-003-27459005-2003. Концы трубок ЗПТ 40/3,5 выступают на 100 мм от края балластного покрытия. Количество и диаметр защитных полиэтиленовых труб несущественно увеличивают плавучесть трубы, что позволяет использовать ее без дополнительной пригрузки.

Трубы с балластным покрытием выкладываются на одном из берегов речного перехода. С целью выполнения требований нормативных документов продольные сварные швы смежных труб необходимо смещать относительно друг друга на расстояние не менее 100 мм. Перед началом сварочных работ осуществляется центрирование труб. Трубки ЗПТ 40/3,5 не мешают проведению сварочных работ и работ по контролю качества сварных соединений неразрушающими методами, т.к. концы трубок не доходят до края основной трубы на 120 мм. Следующим этапом выполняется соединение защитных полиэтиленовых трубок между собой с использованием электросварных соединительных муфт, выпускаемых, например, ЗАО «Пластком» по ТУ 5296-002-27459005-2001. Места сварки дополнительно защищаются бетонными полукольцами, содержащими продольные пазы для ЗПТ 40/3,5, что позволяет защитить трубки от повреждения при протаскивании и засыпки траншеи.

После протаскивания конструкции трубопровода осуществляют монтаж волоконно-оптических кабелей методом пневмозадувки в защитные полиэтиленовые трубки ЗПТ 40/3,5.

При необходимости, в процессе эксплуатации трубопровода возможно осуществить перемонтаж волоконно-оптических кабелей (путем извлечения имеющихся и инсталляции новых), а также затягивание в свободные трубы новых кабелей и проводов.

1. Конструкция перехода трубопровода через препятствия, состоящая из внутренней трубы, проводящей вещество в газообразном или жидком состоянии, балластного покрытия, нанесенного соосно на внутреннюю трубу с образованием кольцевого пространства и имеющего длину, меньшую, чем внутренняя труба, отличающаяся тем, что над продольным сварным швом внутренней трубы установлены центральная трубка, изготовленная из диэлектрических материалов и вмонтированная в балластное покрытие, для инсталляции кабелей, и выступающая за край балластного покрытия, и минимум по одной такой же трубке слева и справа от центральной трубки на равном расстоянии.

2. Конструкция по п. 1, отличающаяся тем, что расстояние между трубками составляет не менее 75 мм для труб с диаметром менее 500 мм и не менее 100 мм с диаметром 500 мм и более.