Лемех плуга

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к плужным лемехам. Лемех плуга содержит остов с полевым и бороздным обрезами, спинку, лезвие, крепежные отверстия и накладное оборотное долото с лезвиями и боковыми гранями, выполненными под углом к полевому обрезу. Задняя часть лезвия долота перекрывает опасное сечение в зоне первого крепежного отверстия на 15…20 мм. Таким конструктивным решением обеспечивается повышение прочности лемеха в зоне первого крепежного отверстия. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а конкретно к плужным лемехам.

Известны лемеха, содержащие остов и накладное долото, расположенное вдоль полевого обреза, грани которых выполнены параллельно полевому обрезу, в частности лемеха Р33.11.31.200-02 фирмы ОАО «АЛМАЗ» /www.http.//almaztd.ru/zfpchasti/plugi-lemeshnye.html/.

Недостатком известных лемехов с подобной установкой долот является повышенное тяговое сопротивление лемеха из-за увеличения толщины полевого обреза.

Известен лемех плуга /пат. №2615355 от 04.04.2017/, принятый за прототип, содержащий остов с полевым и бороздным обрезами, спинку, лезвие, крепежные отверстия и накладное оборотное долото с лезвиями и боковыми гранями, установленными под углом к полевому обрезу.

Известный лемех, за счет установки долота под углом к полевому обрезу, при котором траектория движения почвенных частиц по лемешной поверхности направлена параллельно боковым граням долота, поэтому дополнительная сила тяги лемеха в зоне полевого обреза, несмотря на увеличение его толщины, сводится к нулевому значению, что способствует выравниванию сопротивлению лемеха как с долотом, так и без него. При полном износе лезвия долота его переворачивают, процесс повторяется и ресурс долота дополнительно возрастает.

Недостатком известного лемеха является значительное число поломок и деформаций при встрече с препятствиями, такими как каменистые включения, крупные растительные остатки в виде пней, корневых систем и им подобных, когда резко увеличивается нагрузка на носок и первое крепежное отверстие.

Технической задачей изобретения является повышение прочности лемеха в зоне первого крепежного отверстия за счет перекрытия частью долота линии опасного сечения, испытывающей наибольшие нагрузки и проходящей от спинки к лезвию через первое крепежное отверстие.

Поставленная задача достигается тем, что лемех плуга, содержащий остов с полевым и бороздным обрезами, спинку, лезвие, крепежные отверстия и накладное оборотное долото с лезвиями и боковыми гранями, выполненными под углом к полевому обрезу, при этом согласно изобретению задняя часть лезвия долота установлена с перекрытием 15…20 мм опасного сечения в зоне первого крепежного отверстия.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг. 1 показан общий вид лемеха с лицевой стороны; на фиг. 2 - эпюра распределения нагрузки от носка до первого крепежного отверстия без учета выступа башмака.

Лемех плуга содержит остов 1 с полевым 2 и бороздным 3 обрезами, спинку 4, лезвие 5, крепежные отверстия 6 и накладное оборотное долото 7 с лезвиями 8 и боковыми гранями 9, выполненными под углом ƒ к полевому обрезу 2, при этом задняя часть лезвия 8 долота 7 перекрывает опасное сечение а-а в зоне первого крепежного отверстия 6 на h=15…20 мм.

Лемех плуга работает следующим образом.

При движении плужного корпуса носовая часть лемеха и зона первого крепежного отверстия 6 испытывают наибольшее давление от воздействия почвенных частиц. Зона первого крепежного отверстия 6, если использовать положения сопромата, является точкой защемления (заделки) консольной балки, конец которой находится в крайней точке b между передним лезвием 8 и гранью 9 долота 7, и испытывает при этом максимальную нагрузку Рi почвенных частиц. Чтобы увеличить прочность этой зоны предложено перекрытие ее задней частью лезвия 8 долота 7.

Заданное расстояние перекрытия опасного сечения h=15…20 мм является оптимальным.

При перекрытии опасного сечения более 20 мм необходимо либо увеличить ширину долота 7, что приведет к росту тягового сопротивления лемеха, либо увеличить угол наклона долота 7 против часовой стрелки, что также приведет к увеличению силы тяги из-за повышенного трения почвенных частиц о заднюю грань 9 долота 7.

При перекрытии h менее 15 мм, после перестановки долота 7, его изношенное лезвие 8 не достигнет линии опасного сечения а-а и зона первого крепежного отверстия ослабнет.

Реализация изобретения позволит увеличить прочность лемеха в зоне первого крепежного отверстия 6, а число поломок сократить на 30…40%.

Лемех плуга, содержащий остов с полевым и бороздным обрезами, спинку, лезвие, крепежные отверстия и накладное оборотное долото с лезвиями и боковыми гранями, выполненными под углом к полевому обрезу, отличающийся тем, что задняя часть лезвия долота установлена с перекрытием 15…20 мм опасного сечения в зоне первого крепежного отверстия.