Способ изготовления придесневого межзубного силиконового защитного шаблона при шинировании зубов адгезивными конструкциями

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к медицине, в частности к стоматологии, может быть использовано при шинировании подвижных зубов при заболеваниях пародонта. Снимаются зубные отложения. С оральной стороны препарируются площадки на зубах, согласно выбранной шинирующей конструкции. Изготавливается придесневой силиконовый защитный шаблон: картридж с А-силиконовым материалом вставляется в пистолет-диспенсер, на картридж одевается смесительная канюля, на которую устанавливается внутриротовая канюля, с оральной стороны на десневой край и подготовленные зубы через канюли наносится А-силикон, начиная с десневой части, закрывая десневую борозду; межзубные промежутки заполняются перпендикулярно маргинальному десневому краю; на пришеечную часть шинируемых зубов материал наносится, не доходя до шинирующей конструкции на 0,5-1 мм. Проводится адгезивная подготовка и шинирование зубов по выбранной методике. Придесневой силиконовый защитный шаблон единым блоком легко извлекается из полости рта. Шинирующая конструкция обрабатывается и полируется. Способ позволяет обеспечить безопасность адгезивной подготовки, исключить смещения подвижных зубов и сократить время на обработку шинирующей конструкции. 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к медицине, в частности к стоматологии, может быть использовано при шинировании подвижных зубов при заболеваниях пародонта.

Актуальность обусловлена большой частотой обращаемости пациентов с заболеваниями пародонта и применением шинирования зубов адгезивными конструкциями.

В настоящее время травматическая окклюзия как синдром, возникающий в результате нарушения баланса между адаптационными возможностями опорных тканей пародонта и прилагаемыми к зубу силами, возможен как осложнение в течении заболеваний пародонта, так и вследствие других причин. Кроме того, травматическая окклюзия может явиться одной из причин или кофактором деструкции пародонта при пародонтите. В связи с этим терапия одного заболевания на фоне других, не находящихся в данный момент в стадии ремиссии, может оказаться недостаточно эффективной.

Среди способов устранения травматической окклюзии шинирование подвижных зубов рассматривают как один из методов лечебного воздействия на ослабленный пародонт.

Показания к шинированию в настоящее время сформулированы следующим образом:

- для стабилизации зубов с повышенной подвижностью, которая не изменяется после окклюзионного регулирования и лечения заболеваний пародонта;

- для предупреждения перемещения зубов;

- для стабилизации зубов после ортодонтического перемещения;

- для стабилизации зубов после острой травмы.

По необходимому времени их использования шины делят на временные, долговременные и постоянные.

Чаще для шинирования используются экстракоронковые временные шины. Являясь в историческом плане первыми, они в настоящее время эволюционировали в композитную шину, армированную для прочности ортодонтической лигатурой, кламмерной проволокой, металлической сеткой, синтетическим волокном или лентой. В настоящее время коммерческие продукты армирования представлены двумя группами материалов: на стекловолоконной основе (Fiber Splint, Швейцария; Glas Span, США) и на основе полиэтилена (Connekt, США; Ribbond, США). Такая шина легко устанавливается на зубы, не очень дорога и эстетически приемлема, так как ее часто располагают только с язычной (небной) поверхности, фиксируя композитными пломбировочными материалами низкой вязкости с использованием адгезивных систем (1. Грудянов А.И. Заболевания пародонта. - М.: Издательство "Медицинское информационное агентство", 2009. - 336 с. (с. 269-277)).

При шинировании подвижных зубов у пациентов с заболеваниями пародонта с использованием адгезивных технологий особую важность приобретает исключение воздействия агрессивных агентов (кислота для протравливания твердых тканей зубов, адгезив) на тканевые структуры пародонтального кармана, а особенно на восстановленный эпителий зубодесневого прикрепления при достигнутой ремиссии заболевания. Для этого в десневую борозду или пародонтальные карманы всех зубов, подготовленных к шинированию, до протравливания твердых тканей и нанесения адгезива необходимо ввести ретракционную нить, что требует значительного времени и не исключает дополнительного механического травмирования защищаемых структур, способного повлиять на благоприятное течение заболевания.

При шинировании зубов с использованием волоконных каркасов имеются недостатки данной методики, а именно выступание волокон шины из композитного материала, которые раздражают мягкие ткани, способствуют скоплению зубного налета и образованию кариеса. В случае повреждения волокон прочность конструкции резко снижается, поэтому композитный материал должен полностью перекрывать волоконную шину, включая межпроксимальные поверхности.

Важно, чтобы шина не препятствовала качественной гигиене полости рта. После установки шины межзубные промежутки должны быть свободными, чтобы был доступ для гигиены полости рта. Для защиты межзубных промежутков в процессе шинирования используются клинышки, но если расклинивание проводить активно, можно вызвать значительную экскурсию зубов, что приведет к возникновению зон повышенного напряжения на конструкцию (2. Заболевания пародонта. Современный взгляд на клинико-диагностические и лечебные аспекты: уч. пос. / Под ред. О.О. Янушевича. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 160 с. (С. 67-70)).

При использовании клиньев существует вероятность того, что зубы с большой степенью подвижности можно зашинировать в неправильном положении (3).

Известен способ, при котором исключается попадание излишков композитного материала в интерпроксимальные придесневые участки путем пассивного заполнения межзубных промежутков эластомерным оттискным материалом. Методика заключается в изоляции зубов при помощи коффердама, подготовки зубов и стекловолоконной ленты к наложению шины, введении полисилоксанового оттискного материала средней вязкости быстрого отверждения с использованием специального диспенсера с насадкой в межзубные промежутки, при этом оттискной материал должен накладывается после того, как зубы были протравлены, промыты и высушены, во избежание задержания им влаги, проведении шинирования зубов, с последующим удалением из интерпроксимальных придесневых участков оттискного материала (3. Страсслер Г.Е. Пародонтальное шинирование с помощью Ribbond ТНМ // Современная стоматология. - 2012. - №4. - С. 28-32).

Недостаткаим известного способа являются:

1. Наложение коффердама для изоляции зубов может сместить подвижные зубы, что впоследствии может привести к возникновению зон повышенного напряжения на конструкцию шины и ткани пародонта.

2. Заполнение оттискным материалом межзубных участков до стекловолоконной ленты делает невозможным ее закрытие композитным материалом, что приводит к разволокнению стекловолоконной шинирующей конструкции.

3. Силиконовый материал наносится после начала адгезивной подготовки (после протравливания эмали кислотой).

4. Отсутствие защиты пришеечной части зуба может привести к попаданию на нее излишков материала, что затрудняет и увеличивает время обработки наложенной шины.

Технический результат заявляемого изобретения - обеспечение безопасности адгезивной подготовки, исключение смещения подвижных зубов и сокращение времени на обработку шинирующей конструкции.

Технический результат позволяет обеспечить:

1) защиту зубодесневой борозды от попадания в нее протравливающей кислоты и адгезива;

2) исключение смещения подвижных зубов;

3) исключение попадания излишков материала в межзубные промежутки и на пришеечную часть зубов;

4) создание места для закрытия шины композитным материалом в межзубных участках;

5) сокращение времени на обработку и полировку шинирующей конструкции.

Способ изготовления придесневого межзубного силиконового защитного шаблона при шинировании зубов адгезивными конструкциями включает нанесение с оральной стороны на маргинальную десну силиконового материала.

Отличием является то, что перед нанесением материала определяется граница будущей шинирующей конструкции путем создания борозды в эмали шинируемых зубов и затем наносится силиконовый материал, перекрывающий маргинальную десну, шейки зубов с закрытием межзубных промежутков, при этом не доходящий до границ шинирующей конструкции на 0,5-1 мм.

Придесневая часть защитного шаблона защищает десневую борозду шинируемых зубов от попадания в нее протравливающей кислоты и адгезива, пришеечную часть зубов защищает от попадания излишков композитного материала. Межзубная часть защитного шаблона защищает от попадания излишков материала в межзубные промежутки, предотвращает смещение зубов, которое может наблюдаться при использовании клиньев. Нанесение защитного шаблона, не доходя до границ шины на 0,5-1 мм, позволяет перекрыть шину композитным материалом в межзубных участках, что обеспечивает безопасность адгезивной подготовки.

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами, на которых:

на фиг. 1 показан вид модели с подготовленными для шинирования зубами;

на фиг. 2 показан вид модели с изготовленным придесневым межзубным силиконовым защитным шаблоном;

на фиг. 3 - вид готовой шинирующей конструкции после удаления придесневого межзубного силиконового защитного шаблона;

на фиг. 4 - придесневой межзубной силиконовый защитный шаблон со стороны зубодесневой поверхности.

Причинно-следственная связь между признаками формулы изобретения и техническим результатом заключается в следующем.

Определение границ защитного шаблона и установление его до начала адгезивной подготовки обеспечивает безопасность адгезивной подготовки и последующего шинирования для тканей пародонта:

1) защищается десневая борозда от попадания в нее протравливающей кислоты и адгезива;

2) исключается попадание излишков композитного материала в межзубные промежутки и пришеечную часть зубов;

3) исключается смещение подвижных зубов.

Указанный технический результат достигается тем, что при шинировании подвижных зубов перед протравливанием зубов, нанесением адгезива и наложением шины предварительно изготавливается придесневой межзубной силиконовый защитный шаблон.

Придесневой межзубной силиконовый защитный шаблон изготавливается путем нанесения с оральной поверхности зубов и десневого края корригирующего А-силиконового материала (полимеризующегося по типу полиприсоединения), начиная с десневой части, закрывая десневую борозду; межзубные промежутки заполняются перпендикулярно маргинальному десневому краю; на пришеечную часть шинируемых зубов материал наносится, не доходя до шинирующей конструкции на 0,5-1 мм.

Силиконовый шаблон наносится из картриджа при помощи пистолета-диспенсера с надетой на смесительную канюлю внутриротовой канюлей или при ручном замешивании с помощью шприца для внесения текучего оттискного материала.

Использование А-силиконового материала в качестве защитного шаблона обосновано его медико-техническими характеристиками: А-силиконы отличаются оптимальной совместимостью с кожей и слизистой оболочкой рта, что обуславливает их хорошую переносимость пациентами; обладают тиксотропностью, гидрофильностью, умеренно-коротким рабочим временем и временем схватывания; не абсорбируют воду; не имеют вкуса и запаха (4. Ряховский А.Н., Мурадов М.А. Точный оттиск. - М., 2006. - 227 с. (С. 44-48)).

Последующее шинирование зубов производится по стандартной методике. После окончания шинирования зубов придесневой межзубной силиконовый защитный шаблон единым блоком легко извлекается из полости рта, шинирующая конструкция обрабатывается и полируется по общепринятой методике.

Заявляемый способ изготовления придесневого межзубного силиконового защитного шаблона при шинировании зубов адгезивными конструкциями заключается в следующем:

- снимаются зубные отложения;

- с оральной стороны препарируются площадки на зубах, согласно выбранной шинирующей конструкции;

- изготавливается придесневой силиконовый защитный шаблон: картридж с А-силиконовым материалом вставляется в пистолет-диспенсер, на картридж одевается смесительная канюля, на которую устанавливается внутриротовая канюля, с оральной стороны на десневой край и подготовленные зубы через канюли наносится А-силикон, начиная с десневой части, закрывая десневую борозду; межзубные промежутки заполняются перпендикулярно маргинальному десневому краю; на пришеечную часть шинируемых зубов материал наносится, не доходя до шинирующей конструкции на 0,5-1 мм;

- проводится адгезивная подготовка и шинирование зубов по выбранной методике;

- придесневой силиконовый защитный шаблон единым блоком легко извлекается из полости рта;

- шинирующая конструкция обрабатывается и полируется.

Способ изготовления придесневого межзубного силиконового защитного шаблона при шинировании зубов адгезивными конструкциями, включающий нанесение с оральной стороны на маргинальную десну силиконового материала, отличающийся тем, что перед нанесением материала определяется граница будущей шинирующей конструкции путем создания борозды в эмали шинируемых зубов и затем наносится силиконовый материал, перекрывающий маргинальную десну, шейки зубов с закрытием межзубных промежутков, при этом не доходящий до границ шинирующей конструкции от 0,5 до 1 мм.