Способ тренировки в игровых видах спорта

Изобретение относится к способам тренировки технико-тактических действий спортсменов в игровых видах спорта. Технический результат достигается тем, что тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим игры-тренировки на поле со светодинамической подсветкой. Световые зоны, выделенные светом, являются запрещенными для нахождения спортсмена и/или спортивного снаряда, имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон (ЗЗ) и совершает обводку запрещенных световых зон. При этом задается сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки, в котором на игровом поле перемещается заданное число запрещенных светодинамических зон заданного диаметра, и их перемещения предсказуемы для спортсмена. Предсказуемость изменения игровой ситуации определяется особенностью работы программно-аппаратного комплекса, который перемещает световые зоны прямолинейными отрезками до столкновения их с границами тренировочной площади и/или между собой, при этом программа комплекса перемещает зоны как имитацию ударных взаимодействий упругих тел равной массы согласно существующим законам механики. В зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки задается диаметр, количество и скорость ЗЗ. Задача спортсмена - выполнить обход зон при перемещении до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади. Особенностью в тренировке является то, что скорость ЗЗ устанавливается и изменяется в процессе тренировки самим спортсменом в ручном режиме с использованием удобного интерфейса программно-аппаратного комплекса. При этом программно-аппаратный комплекс фиксирует перемещения спортсмена и, формируя базу данных, вычисляет среднеарифметические значения скорости спортсмена и ЗЗ в заданном периоде тренировки. Задача спортсмена - на максимальной своей скорости со снарядом или без снаряда и максимальной скорости ЗЗ выполнить перемещения до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади и/или удержаться от ошибок: заступа на ЗЗ или на границу тренировочной площади. По значениям среднеарифметических скоростей спортсмена и ЗЗ, при которых спортсмен не допускает ошибок, судят об уровне его подготовленности. Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности тренировки в игровых видах спорта.

Реферат

Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тренировки спортсменов в игровых видах спорта. Оно может быть использовано в тренировках футболистов, хоккеистов и баскетболистов, а также в целях увеличения двигательной активности населения и профилактики гиподинамии. Вместе с тем изобретение может использоваться в исследовательской работе в области психофизиологии человека при комплексной оценке его зрительных, когнитивных и двигательных способностей.

Уровень техники

Известны световые интерактивные панели и интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать на поверхности интерактивного пола большое число динамичных световых эффектов [2].

Однако такие системы не предназначены для проведения спортивных тренировок.

Известен способ тренировки игроков и спортсменов со спортивным снарядом на игровом поле, включающий выполнение тренировки на поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон. Изменение зон и режим тренировок могут задаваться тренером вручную или программно-аппаратным комплексом. По возможности спортсмена постоянно находиться и удерживать спортивный снаряд в разрешенной зоне судят о спортивном мастерстве спортсмена [3].

Недостатком способа является высокая стоимость его реализации в случае моделирования игровых ситуаций с большим количеством динамичных зон, а также физические ограничения тренера при одновременном ручном управлении большим числом световых зон.

По патенту [4] известен способ, где тренировки спортсменов со спортивным снарядом осуществляются с помощью формирования светодинамических запрещенных зон, которые имитируют противодействие игроков-соперников и целенаправленно перемещаются, препятствуя передвижению спортсмена. Эти зоны реагируют на изменение направления движения спортсмена с заданной инерционностью. Задача спортсмена - оценить смоделированную игровую ситуацию, соизмерить свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон, выполнить обманные движения и совершить обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперника.

Недостатком данного способа тренировки является то, что при реализации этого способа используются дорогостоящие программно-аппаратные средства, включающие в себя мощный вычислительный комплекс и сложную систему видеоанализа и обратной связи.

Близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ по патенту [5], где тренировки спортсменов со спортивным снарядом осуществляются при помощи упрощенного состава программно-аппаратного комплекса. В данном способе тренировки также используется светодинамическая подсветка. Световые зоны, выделенные светом, являются запрещенными для нахождения спортсмена, они имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон и совершает обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперников. В данном способе задается сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки на спортсмена. При этом перемещения световых запрещенных зон предсказуемы для спортсмена и не связаны с его действиями на тренировочной площади. Предсказуемость изменения игровой ситуации определяется особенностью работы программно-аппаратного комплекса, который перемещает световые зоны прямолинейными отрезками до столкновения их с границами тренировочной площади и/или между собой, причем программа комплекса перемещает зоны как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы согласно существующим законам механики. В зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки задается диаметр, количество и максимальная скорость запрещенных зон. Задача спортсмена - выполнить обводку зон при перемещении до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади и/или удержаться в течение заданного времени от столкновения с запрещенной зоной в границах тренировочной площадки. При отсутствии попадания спортсмена или спортивного снаряда на запрещенную зону или границу тренировочной площади диаметр и/или скорость перемещения запрещенных зон увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнить предъявленное упражнение.

Недостатком данного способа тренировки является его низкая эффективность, невозможность установки оптимального скоростного режима для достоверной оценки технико-тактической подготовленности спортсмена.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности тренировки в игровых видах спорта.

Технический результат достигается тем, что тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим игры-тренировки на поле со светодинамической подсветкой. Световые зоны, выделенные светом, являются запрещенными для нахождения спортсмена и/или спортивного снаряда, имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон и совершает обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперников. При этом задается сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки, в котором на игровом поле перемещается заданное число запрещенных светодинамических зон заданного диаметра, и их перемещения предсказуемы для спортсмена. Предсказуемость изменения игровой ситуации определяется особенностью работы программно-аппаратного комплекса, который перемещает световые зоны прямолинейными отрезками до столкновения их с границами тренировочной площади и/или между собой, при этом программа комплекса перемещает зоны как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы согласно существующим законам механики. В зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки задается диаметр, количество и скорость запрещенных зон. Задача спортсмена - выполнить обход зон при перемещении до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади.

Причем новым является то, скорость запрещенных зон устанавливается и изменяется в процессе тренировки самим спортсменом в ручном режиме с использованием удобного интерфейса программно-аппаратного комплекса.

При этом программно-аппаратный комплекс фиксирует перемещения спортсмена и, формируя базу данных, вычисляет среднеарифметические значения скорости спортсмена и запрещенных зон в заданном периоде тренировки.

Задача спортсмена - на максимальной своей скорости со снарядом или без снаряда и максимальной скорости запрещенных зон выполнить перемещения до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади и/или удержаться от ошибок: заступа на запрещенную зону или на границу тренировочной площади.

По значениям среднеарифметических скоростей спортсмена и запрещенных зон, при которых спортсмен не допускает ошибок, судят об уровне его подготовленности.

В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

Предлагаемый способ тренировки спортсмена в игровых видах спорта осуществляется следующим образом. Тренер или игрок выбирает программу тренировки из библиотеки компьютерных программ, которая соответствует уровню подготовленности спортсмена. Для эффективного проявления и совершенствования игровых навыков спортсмена физическая нагрузка задается ему в сочетании с интеллектуальной нагрузкой, которая предъявляется игроку как необходимость предугадывания изменений ситуаций при выполнении целевых перемещений. На игровом поле известными традиционными средствами, например, краской или световым излучателем (лазерным проектором) формируется контрастная тренировочная площадь заданной формы и размера. В зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки на игровом поле световым излучателем программно-аппаратного комплекса формируется один или несколько условных соперников - запрещенных светодинамических зон заданного диаметра, которые перемещаются по тренировочной площади с регулируемой спортсменом скоростью. Действия зон осуществляются по заданному сценарию и предсказуемы для спортсмена по траектории своего перемещения. Они перемещаются прямолинейно и изменяют свое направление движения только после столкновения с границей тренировочной площади или другими зонами. Причем перемещения зон компьютерная программа формирует как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы по существующим законам механики.

При низкой динамике игры спортсмену не трудно просчитать изменение положения запрещенных зон на игровом поле и заранее безошибочно выбрать направление своего перемещения и выполнить игровой маневр. Однако с возрастанием скорости зон, увеличением их числа и диаметра возникает лимит пространства и времени для принятия решения и выполнения технико-тактических приемов. Как показали эксперименты, в таких условиях состояние спортсмена мало чем отличается от его состояния в реальной игровой обстановке, где он вынужден одновременно контролировать свой спортивный снаряд, изменение обстановки на игровом поле и быстро просчитывать рациональные варианты развития игры.

При выполнении поставленной игровой задачи для демонстрации своих максимальных игровых возможностей спортсмену предлагается самому управлять скоростным режимом виртуальных соперников. Такие условия формируются для того, чтобы игрок сам оптимизировал режим игры-тренировки, при котором он не допускает ошибок, но полностью реализует свой потенциал. В процессе игры-тренировки спортсмен неоднократно может ускорять или притормаживать для своего отдыха и исправления игровых ошибок динамику запрещенных зон. Для эффективного ручного управления скоростью запрещенных зон по радиоканалу спортсмен использует удобный интерфейс, при помощи которого корректирует работу программно-аппаратного комплекса.

Выполняя свои перемещения, спортсмен непрерывно оценивает сложившуюся игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон, оптимизирует скорость зон для выполнения корректных действий. При отсутствии попадания спортсмена или спортивного снаряда на запрещенную зону или границу тренировочной площади, диапазон скоростей перемещения запрещенных зон увеличивается до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнить предъявленное упражнение.

По максимальному количеству, диаметру запрещенных зон, а также по максимальным значениям среднеарифметических скоростей спортсмена и запрещенных зон, при которых он не допускает ошибок, судят об уровне подготовленности спортсмена.

Очевидно, что совокупность приемов и порядок практических действий в данном изобретении обеспечивает достижение заявленного технического результата.

При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, для создания упражнений может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.

Использование данного способа тренировки показывает эффективность и высокий потенциал данного изобретения. Созданы игровые условия, способствующие быстрому профессиональному росту спортсмена. Изобретение формирует условия, которые имеют педагогическое и методическое преимущество по сравнению с известными подходами в спортивной тренировке.

Благодаря относительно недорогой управляемой искусственно созданной среде тренировочные задания выполняются на индивидуальном уровне сложности с оптимальной скоростью и необходимым числом повторений до усвоения требуемых навыков. Способ позволяет определить количественные показатели подготовленности спортсмена, что будет являться основой при анализе потенциала игрока и корректировки его тренировочных заданий. Сравнивая результаты показателей разновременных тренировок, можно оценить динамику развития спортсмена, его способности к индивидуальной игре.

Таким образом, заявляемый способ тренировки в игровых видах спорта обладает новыми свойствами, которые повышают эффективность тренировки и позволяют получить количественные данные, ранее недоступные для специалистов.

Источники информации

1. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V. 52. - P. 76.

2. Патент 2444392 РФ, МПК А63В 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов / Афоньшин В.Е.; опубл. 10.03.12, Бюл. №7.

3. Патент 2492896 РФ, МПК А63В 71/00. Способ тренировки технических действий в игровых видах спорта / Афоньшин В.Е., Роженцов В.В.; опубл. 20.09.2013, Бюл. №26.

4. Патент 2557497 РФ, МПК А63В 71/00. Способ тренировки технико-тактических действий спортсмена в игровых видах спорта / Афоньшин В.Е.; опубл. 20.07.2015, Бюл. №20.

Способ тренировки в игровых видах спорта, где тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим игры-тренировки на поле со светодинамической подсветкой, а выделенные световые зоны являются запрещенными для нахождения спортсмена и/или спортивного снаряда, имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена, который оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон и совершает обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперников; при этом задается сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки, в котором на игровом поле перемещается заданное число запрещенных светодинамических зон заданного диаметра, и их перемещения предсказуемы для спортсмена; предсказуемость изменения игровой ситуации определяется особенностью работы программно-аппаратного комплекса, который перемещает световые зоны прямолинейными отрезками до столкновения их с границами тренировочной площади и/или между собой, при этом программа комплекса перемещает зоны как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы согласно существующим законам механики; в зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки задается диаметр, количество и скорость запрещенных зон; задача спортсмена - выполнить обход зон при перемещении до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади, отличающийся тем, что скорость запрещенных зон устанавливается и изменяется в процессе тренировки самим спортсменом в ручном режиме с использованием удобного интерфейса программно-аппаратного комплекса; при этом программно-аппаратный комплекс фиксирует перемещения спортсмена и, формируя базу данных, вычисляет среднеарифметические значения скорости спортсмена и запрещенных зон в заданном периоде тренировки; задача спортсмена - на максимальной своей скорости со снарядом или без снаряда и максимальной скорости запрещенных зон выполнить перемещения до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади и/или удержаться от ошибок: заступа на запрещенную зону или на границу тренировочной площади; по значениям среднеарифметических скоростей спортсмена и запрещенных зон, при которых спортсмен не допускает ошибок, судят об уровне его подготовленности.