Комплекс бортового оборудования вертолета

Иллюстрации

Показать все

Многофункциональный комплекс бортового оборудования вертолета содержит пульт-вычислитель навигационный с приемником спутниковой связи (1), систему автоматического управления (2), систему электронной индикации (3), навигационную систему (4), включающую в себя устройство определения крена, тангажа и курсоуказатель, вычислитель воздушных сигналов (5), радиотехническое оборудование (6), включающее в себя автоматический радиокомпас, аппаратуру навигации и посадки, радиосвязное оборудование (7), радиовысотомер малых высот (8), защищенный бортовой накопитель (9), метеонавигационную радиолокационную систему (11), генератор цифровых карт (13) и группу резервных приборов (10), включающую в себя указатель приборной скорости, два авиагоризонта, спутниковую антенну (14), обеспечивающую передачу сигнала на соответствующий вход пульта-вычислителя навигационного (1) и соответствующий вход генератора цифровых карт (13). В приемник спутниковой связи пульта-вычислителя навигационного введена схема дифференциальной коррекции. В вычислитель управления полетом системы автоматического управления введена схема резервного курсовоздушного счисления текущих координат местоположения вертолета и автоматического управления полетом по маршруту. Технический результат заключается в повышении точности определения координат летательного аппарата и одновременной надежности выполнения полетного задания. 14 з.п. ф-лы, 26 ил.

Реферат

Область техники

Изобретение относится к бортовому оборудованию, обеспечивающему индикацию, сигнализацию, навигацию, управление общевертолетным оборудованием, вертолетовождение, радиосвязь, взаимодействие в системе организации воздушного движения.

Уровень техники

Известен комплекс бортового оборудования летательного аппарата, содержащий комплексную систему электронной индикации и сигнализации, пилотажный комплекс вертолета, пилотажно-навигационную аппаратуру, информационный комплекс высотно-скоростных параметров, систему управления общевертолетным оборудованием, пульты управления общевертолетным оборудованием, пульты-вычислители навигационные, интегрированную систему резервных приборов, ответчик системы управления воздушным движением, защищенный бортовой регистратор, комплекс средств связи, генератор цифровых карт, метеонавигационную радиолокационную станцию, систему раннего предупреждения близости земли, бортовую систему диагностики вертолета, систему регулирования внутрикабинного освещения, комплект внутреннего светотехнического и светосигнального оборудования, аварийные спасательные радиомаяки, систему табло аварийной и уведомляющей сигнализации, основной канал информационного обмена, аудиоканал информационного обмена, причем система управления общевертолетным оборудованием содержит резервируемые независимые каналы приема, обработки и формирования информации, систему управления общевертолетным оборудованием, интегрированная систему резервных приборов, комплекс средств связи, генератор цифровых карт, метеонавигационную радиолокационную станцию, систему раннего предупреждения близости земли, бортовую систему диагностики вертолета, комплексную систему электронной индикации и сигнализации, пилотажный комплекс вертолета, пульты-вычислители навигационные, пилотажно-навигационную аппаратуру, аварийные спасательные радиомаяки, защищенный бортовой регистратор, ответчик системы управления воздушным движением, которые подключены к основному каналу информационного обмена, комплекс средств связи соединен с системой раннего предупреждения близости земли, пилотажно-навигационной аппаратурой, системой табло аварийной и уведомляющей сигнализации, системой управления общевертолетным оборудованием, защищенным бортовым регистратором, информационным комплексом высотно-скоростных параметров аудиоканалом информационного обмена, пульты-вычислители навигационные соединены между собой, система управления общевертолетным оборудованием соединена с комплексной системой электронной индикации и сигнализации и защищенным бортовым регистратором, система регулирования внутрикабинного освещения соединена с комплектом внутреннего светотехнического и светосигнального оборудования и с системой табло аварийной и уведомляющей сигнализации, а также подключена к основному каналу информационного обмена (см. патент RU 2520174, опубликован 20.06.2014 Бюл. № 17).

Известный комплекс обладает рядом существенных недостатков, а именно, не удовлетворяет требованиям к современным вертолетам по таким характеристикам, как повышение точности определения координат летательного аппарата, повышение надежности выполнения полетного задания (увеличение времени наработки на отказ), снижение массы пилотажно-навигационного оборудования, уменьшения времени предполетной проверки бортового оборудования.

Раскрытие изобретения

Целью настоящего изобретения является создание комплекса бортового оборудования летательного аппарата, в котором обеспечивается точность определения координат летательного аппарата, надежность выполнения полетного задания (увеличение времени наработки на отказ) при одновременном снижении массы пилотажно-навигационного оборудования и уменьшении времени предполетной проверки бортового оборудования.

Технический результат заключается в повышении точности определения координат летательного аппарата и одновременной надежности выполнения полетного задания.

Указанный технический результат достигается тем, что многофункциональный комплекс бортового оборудования вертолета, содержит совокупность соединённых соответствующими каналами передачи данных элементов таким образом, что передача и/или приём сигналов между этими элементами осуществляется через соответствующие входы/выходы, предусмотренные в указанных элементах для передачи и/или приёма информационно-электрических сигналов, кроме того схема соединения указанных элементов выполнена с возможностью взаимодействия данных элементов согласно соответствующему алгоритму приёма/передачи/распределения информационно-электрических сигналов, причём указанными элементами схемы являются такие элементы, как пульт-вычислитель навигационный с приемником спутниковой связи (1), система автоматического управления (2), система электронной индикации (3), навигационная система (4), включающая в себя устройство определения крена, тангажа и курсоуказатель, вычислитель воздушных сигналов (5), радиотехническое оборудование (6), включающее в себя автоматический радиокомпас, аппаратуру навигации и посадки, радиосвязное оборудование (7), радиовысотомер малых высот (8), защищенный бортовой накопитель (9), метеонавигационную радиолокационную систему (11), генератор цифровых карт (13) и группу резервных приборов (10), включающую в себя указатель приборной скорости, два авиагоризонта, спутниковую антенну (14), обеспечивающую передачу сигнала на соответствующий вход пульта-вычислителя навигационного (1) и соответствующий вход генератора цифровых карт (13), причём в приемник спутниковой связи пульта-вычислителя навигационного введена схема дифференциальной коррекции, вход которой соединён с первым выходом спутниковой антенны, а выход подключён к первому входу пульта-вычислителя навигационного, причём в вычислитель управления полетом системы автоматического управления введена схема резервного курсовоздушного счисления текущих координат местоположения вертолета и автоматического управления полетом по маршруту, первый выход которой соединён с первым входом системы электронной индикации, второй выход – с четвертым входом системы автоматического управления, первый вход – с пятым выходом пульта-вычислителя навигационного, третий вход – с пятым выходом вычислителя воздушных сигналов, а четвертый вход – с выходом курсоуказателя навигационной системы.

В одном из вариантов выполнения заявленного изобретения в него введена бортовая информационная система контроля (12), включающая в себя основной и резервный индикаторы, блок вычисления и формирования сигналов с основной и резервной схемами измерений параметров общевертолетного оборудования, входы которых соединены с датчиками контроля параметров двигателя, трансмиссии, топливной системы, системы электроснабжения, гидросистемы, выход основной схемы измерений параметров общевертолетного оборудования соединён с входом основного индикатора, а выход резервной схемы – с входом резервного индикатора бортовой информационной системы контроля.

В другом из вариантов выполнения заявленного изобретения в блок вычисления и формирования сигналов бортовой информационной системы контроля введена схема преобразования сигналов систем комплекса бортового оборудования, с целью их соответствия стандарту ARINC 717, выход которой соединён с входом защищенного бортового накопителя, а вход с первыми выходами пульта-вычислителя навигационного, системы автоматического управления, системы электронной индикации, навигационной системы, вычислителя воздушных сигналов, радиотехнического оборудования, радиосвязного оборудования, радиовысотомера малых высот и группы резервных приборов.

В другом из вариантов выполнения заявленного изобретения в пульт-вычислитель навигационный введена схема формирования, сохранения и выдачи эксплуатационной информации об отказах систем комплекса в полете, выход которой соединён с первым входом индикатора пульта-вычислителя навигационного, а вход со вторыми выходами, пульта-вычислителя навигационного, системы автоматического управления, системы электронной индикации, навигационной системы, вычислителя воздушных сигналов, радиотехнического оборудования и радиовысотомера малых высот.

В другом из вариантов выполнения заявленного изобретения в генератор цифровых карт введён приемник спутниковой связи, вход которого соединён со вторым выходом спутниковой антенны, первый выход – со вторым входом схемы резервного курсовоздушного счисления текущих координат местоположения вертолета и автоматического управления полетом по маршруту, расположенной в вычислителе управления полетом системы автоматического управления, а второй выход – со вторым входом системы электронной индикации.

В другом из вариантов выполнения заявленного изобретения в пульт-вычислитель навигационный введена схема коррекции координат вертолета по наземным ориентирам, выход которой соединён с третьим входом пульта-вычислителя навигационного, а вход – с выходом индикатора пульта-вычислителя навигационного.

В другом из вариантов выполнения заявленного изобретения в пульт-вычислитель навигационный введена схема установки режимов работы автоматического радиокомпаса, аппаратуры навигации и посадки, вход которой соединён с шестым выходом пульта-вычислителя навигационного, а выход – с первым входом автоматического радиокомпаса, аппаратуры навигации и посадки, расположенных в радиотехническом оборудовании.

В другом из вариантов выполнения заявленного изобретения в систему электронной индикации введена схема установки режимов работы автоматического радиокомпаса, аппаратуры навигации и посадки, вход которой соединён с седьмым выходом системы электронной индикации, а выход – со вторым входом автоматического радиокомпаса и аппаратуры навигации и посадки, расположенных в радиотехническом оборудовании.

В другом из вариантов выполнения заявленного изобретения в пульт - вычислитель навигационный введена схема выставки заданного путевого угла, вход которой соединён с четвертым выходом пульта-вычислителя навигационного, а выход – с первым входом системы автоматического управления.

В другом из вариантов выполнения заявленного изобретения в систему электронной индикации введена схема выставки заданного путевого угла, вход которой соединён с четвертым выходом системы электронной индикации, а выход – со вторым входом системы автоматического управления.

В другом из вариантов выполнения заявленного изобретения в систему электронной индикации введена схема выставки и формирования сигнала опасной высоты, первый вход которой соединён с пятым выходом системы электронной индикации, второй вход – с четвертым выходом радиовысотомера, первый выход – с входом радиосвязного оборудования, а второй выход – с четвертым входом системы электронной индикации.

В другом из вариантов выполнения заявленного изобретения в систему электронной индикации введена схема управления метеонавигационной радиолокационной системой, первый вход которой соединён с шестым выходом системы электронной индикации, второй вход и первый выход схемы соединены с выходом и входом метеонавигационной радиолокационной системы соответственно, а второй выход – с пятым входом системы электронной индикации.

В другом из вариантов выполнения заявленного изобретения вычислитель воздушных сигналов введена схема вычисления максимально допустимой приборной скорости вертолета, первый вход которой соединён с четвертым выходом вычислителя воздушных сигналов, второй вход – с выходом бортовой информационной системы контроля, а третий вход – с девятым выходом системы электронной индикации, первый выход – с третьим входом системы электронной индикации, а второй выход – с входом указателя приборной скорости из группы резервных приборов, в который введён индикатор максимально допустимой приборной скорости вертолета.

В другом из вариантов выполнения заявленного изобретения в систему электронной индикации введена схема определения достоверной информации о крене и тангаже вертолета, первый вход которой соединён с выходом устройства определения крена и тангажа вертолета в навигационной системе, а второй и третий

входы – с выходами первого и второго авиагоризонтов из группы резервных приборов соответственно, первый выход схемы соединён со вторым входом пульта-вычислителя навигационного, а второй выход – с третьим входом системы автоматического управления.

В другом из вариантов выполнения заявленного изобретения в пульт-вычислитель навигационный введена схема предполетной и расширенной проверки комплекса бортового оборудования, выход которой соединён со вторым входом индикатора пульта-вычислителя навигационного, первый вход – с третьими выходами пульта-вычислителя навигационного, системы автоматического управления, системы электронной индикации, навигационной системы, вычислителя воздушных сигналов, радиотехнического оборудования и радиовысотомера малых высот, а второй вход – с восьмым выходом системы электронной индикации.

Краткое описание чертежей

Фиг. 1. Блок-схема многофункционального комплекса бортового оборудования вертолетов, включающая схему соединений устройств, имеющих отличительные признаки изобретения.

Фиг. 2. Лицевая панель пульта-вычислителя навигационного, основное назначение которого решение задач вертолетовождения в соответствии с требованиями зональной навигации в составе бортового оборудования.

Фиг. 3. Лицевая панель системы электронной индикации, основное назначение которой обеспечение пилота пилотажно-навигационной информацией.

Фиг. 4. Один из информационных кадров системы электронной индикации, по которому пилот контролирует полет вертолета при отказе пульта-вычислителя навигационного.

Фиг. 5. Навигационная страница (НАВ 4/4) индикатора пульта-вычислителя навигационного, на которой проводится коррекция координат вертолета по наземным ориентирам.

Фиг. 6. Лицевая панель резервного указателя приборной скорости с индикатором максимально допустимой приборной скорости. На шкале указателя индексом красного цвета показана граница максимально допустимой приборной скорости, которая меняется в зависимости от режима полета вертолета.

Фиг. 7. Страница системы электронной индикации, на указателе приборной скорости которой (стрелкой) показано указание пилоту снизить скорость вертолета. На шкале указателя приборной скорости красным цветом выделен диапазон скоростей, изменяющейся в зависимости от режима полета, при которых нагрузки на несущие винты превышают допустимую величину.

Фиг. 8. Внешний вид основного и резервного индикаторов бортовой информационной системы контроля, на который выводятся параметры общевертолетного оборудования и сообщения о нештатной работе оборудования. С помощью этого же индикатора в многофункциональный комплекс бортового оборудования вводятся дата вылета, номер рейса и другая информация.

Фиг. 9. Информационный кадр индикатора бортовой информационной системы контроля с параметрами двигателя.

Фиг. 10. Информационный кадр индикатора бортовой информационной системы контроля с параметрами топливной системы, гидросистемы и пневмосистемы.

Фиг. 11. Информационный кадр индикатора бортовой информационной системы контроля с параметрами системы электроснабжения.

Фиг. 12. Окно выбора режимов работы метеонавигационной радиолокационной системы на экране системы электронной индикации. В этом окне можно выбрать различные режимы работы метеонавигационной радиолокационной системы.

Фиг. 13. Окно выбора масштабов метеонавигационной радиолокационной системы на экране системы электронной индикации. В этом окне проводится выбор масштаба изображения метеообстановки.

Фиг. 14. Окно установки угла наклона антенны метеонавигационной радиолокационной системы на экране системы электронной индикации. В этом окне проводится выставка угла наклона антенны.

Фиг. 15. Информационный кадр системы электронной индикации с метеообстановкой и окном выбора режимов работы метеонавигационной радиолокационной системы.

Фиг. 16. Страница управления радиотехническими средствами пульта-вычислителя навигационного. На этой странице осуществляется выбор режимов работы автоматического радиокомпаса и аппаратуры навигации и посадки.

Фиг. 17. Страница «УПРАВЛЕНИЕ АРК» пульта-вычислителя навигационного, на которой осуществляется выбор частот маяков для автоматического радиокомпаса.

Фиг. 18. Страница «УПРАВЛЕНИЕ NAV» пульта-вычислителя навигационного, на которой осуществляется выбор частот маяков для аппаратуры навигации и посадки.

Фиг. 19. Окно на экране системы электронной индикации для выставки частот автоматического радиокомпаса, аппаратуры навигации и посадки.

Фиг. 20. Страница «П-НА» пульта-вычислителя навигационного для введения заданного путевого угла. На этой странице можно выставить магнитный и истинный заданный путевой угол.

Фиг. 21. Окно ввода заданного путевого угла на экране системы электронной индикации. На этой странице можно выставить магнитный и истинный заданный путевой угол.

Фиг. 22. Страница «Тест» пульта-вычислителя навигационного с результатами проверки систем многофункционального комплекса. На этой странице проверяется бортовое оборудование многофункционального комплекса, линии связи, его электроснабжение.

Фиг. 23. Страница пульта-вычислителя навигационного с результатами проверки приемника спутниковой связи, линий последовательного биполярного кода.

Фиг. 24. Страница пульта-вычислителя навигационного для проверки линий последовательного биполярного кода.

Фиг. 25. Страница «ТЕКУЩИЕ ДАТЧИКИ» пульта-вычислителя навигационного, с результатами проверки систем многофункционального комплекса. Количество страниц для проверки оборудования многофункционального комплекса определяется количеством систем.

Фиг. 26. Страница «ДИАГНОСТИКА» пульта-вычислителя навигационного, на которой проверяется работоспособность систем многофункционального комплекса вертолета в трех последних полетах. На этой странице проводится проверка работы бортового оборудования многофункционального комплекса, линий связи, его электроснабжения в трех последних полетах путем нажатия соответствующих кнопок на пульте-вычислителе навигационном.

Осуществление изобретения

В комплекс бортового оборудования вертолета введены следующие схемы:

- схема дифференциальной коррекции;

- схема формирования, сохранения и выдачи эксплуатационной информации об отказах систем комплекса в полете;

- схема коррекции координат вертолета по наземным ориентирам;

- схема установки режимов работы автоматического радиокомпаса, аппаратуры навигации и посадки;

- схема выставки заданного путевого угла;

- схема предполетной и расширенной проверки комплекса бортового оборудования;

- схема резервного курсовоздушного счисления текущих координат местоположения вертолета и автоматического управления полетом по маршруту;

- схема преобразования сигналов систем комплекса бортового оборудования, с целью их соответствия стандарту ARINC 717;

- приемник спутниковой связи;

- бортовая информационная система контроля;

- схема установки режимов работы автоматического радиокомпаса, аппаратуры навигации и посадки;

- схема выставки заданного путевого угла;

- схема выставки и формирования сигнала опасной высоты;

- схема управления метеонавигационной радиолокационной системой;

- схема определения достоверной информации о крене и тангаже вертолета;

- схема вычисления максимально допустимой приборной скорости вертолета;

Согласно фиг. 2 лицевая панель пульта-вычислителя навигационного содержит следующие обозначения (надписи) и элементы:

- ЯРК (информирует о том, что большая рукоятка левого энкодера предназначена для регулировки яркости экрана);

– малая рукоятка левого энкодера;

– большая рукоятка левого энкодера (рукоятка ЯРК);

– жидкокристаллический экран;

– набор кнопок выбора строки L1 – L6;

– светодиодный индикатор отказного состояния;

– оптосенсор системы автоматической регулировки яркости;

– набор кнопок выбора строки R1 – R6;

– набор функциональных кнопок;

– большая рукоятка правого энкодера;

– малая рукоятка правого энкодера;

– крышка отсека для установки карт памяти

Согласно фиг. 3 лицевая панель системы электронной индикации содержит следующие обозначения (надписи) и элементы:

- Ручка «ЯРК» регулирует общую яркость изображения.

- Ручка «МЕТЕО» регулирует относительную яркость изображения метеоинформации.

- Кремальера «ПРМ» изменяет значения параметров, осуществляет перемещение курсора и вызов информационных окон.

- Кнопка «ВВД» осуществляет ввод выбранного формата и выставленного значения параметра.

- Кнопка «Ф» осуществляет вызов форматов изображения.

- Кнопка «СБР» осуществляет возврат к исходному состоянию в режиме ввода параметров или выбора форматов, а также снятие с индикации отказной информации.

Примеры изображений на экранах электронных устройств визуализации показаны на фиг. 4-26.

Для достижения технического результата, заключающегося в повышении точности вертолетовождения, уменьшении габаритно-весовых характеристик комплекса, увеличении времени наработки на отказ и уменьшении стоимости летного часа вертолета предложен многофункциональный комплекс бортового оборудования вертолета, содержащий следующие компоненты:

Пульт-вычислитель навигационный (ПВН), включающий в себя приемник спутниковой связи со схемой дифференциальной коррекции, схему установки режимов работы автоматического радиокомпаса, аппаратуры навигации и посадки из состава радиотехнического оборудования, схему выставки заданного путевого угла, схему коррекции координат вертолета по наземным ориентирам, схему предполетной и расширенной проверки систем комплекса, а также схему формирования, сохранения и выдачи экспуатационной информации об отказах систем комплекса в полете.

Вход схемы дифференциальной коррекции соединен с первым выходом спутниковой антенны, а выход – с первым входом пульта-вычислителя навигационного.

Вход схемы установки режимов работы автоматического радиокомпаса, аппаратуры навигации и посадки соединен с шестым выходом пульта-вычислителя навигационного, а выход – с первым входом автоматического радиокомпаса, аппаратуры навигации и посадки.

Вход схемы выставки заданного путевого угла соединен с четвертым выходом пульта вычислителя навигационного, а выход – с первым входом системы автоматического управления.

Вход схемы коррекции координат вертолета по наземным ориентирам соединен с выходом индикатора пульта-вычислителя навигационного, а выход – с третьим входом пульта-вычислителя навигационного.

Выход схемы предполетной и расширенной проверки систем комплекса соединен со вторым входом индикатора пульта-вычислителя навигационного, первый вход – с третьими выходами пульта-вычислителя навигационного, системы автоматического управления, навигационной системы, системы электронной индикации, вычислителя воздушных сигналов, радиотехнического оборудования и радиовысотомера малых высот, а второй вход с восьмым выходом системы электронной индикации.

Выход схемы формирования, сохранения и выдачи эксплуатационной информации об отказах систем комплекса соединен с первым входом индикатора пульта-вычислителя навигационного, а вход – со вторыми выходами пульта-вычислителя навигационного, системы автоматического управления, навигационной системы, системы электронной индикации, вычислителя воздушных сигналов, радиотехнического оборудования и радиовысотомера малых высот.

Первый вход пульта-вычислителя навигационного соединен с выходом схемы дифференциальной коррекции, расположенной в приемнике спутниковой связи пульта-вычислителя навигационного. Второй вход соединен с первым выходом схемы определения достоверной информации о крене и тангаже вертолета, расположенной в системе электронной индикации. Третий вход соединен с выходом схемы коррекции координат вертолета по наземным ориентирам, расположенной в пульте-вычислителе навигационном.

Первый выход пульта-вычислителя навигационного соединен с входом схемы преобразования сигналов (с целью их соответствия стандарту ARINC 717), расположенной в блоке вычисления и формирования сигналов бортовой информационной системы контроля. Второй выход соединен с входом схемы формирования, сохранения и выдачи эксплуатационной информации, расположенной в пульте-вычислителе навигационном. Третий выход соединен с первым входом схемы предполетной и расширенной проверки систем комплекса, расположенной в пульте-вычислителе навигационном. Четвертый выход соединен с входом схемы выставки заданного путевого угла, расположенной в пульте-вычислителе навигационном.

Пятый выход соединен с первым входом схемы резервного курсовоздушного счисления текущих координат местоположения вертолета и автоматического управления полетом по маршруту, расположенной в вычислителе управления полетом системе автоматического управления. Шестой выход соединен с входом схемы установки режимов работы автоматического радиокомпаса, аппаратуры навигации и посадки из состава радиотехнического оборудования, расположенной в пульте-вычислителе навигационном.

Комплекс также содержит систему автоматического управления (САУ), включающую в себя вычислитель управления полетом со схемой резервного курсовоздушного счисления текущих координат местоположения вертолета и автоматического управления полетом по маршруту.

Первый выход схемы резервного курсовоздушного счисления текущих координат местоположения вертолета и автоматического управления полетом по маршруту соединен с первым входом системы электронной индикации, второй выход – с четвертым входом системы автоматического управления, первый вход – с пятым выходом пульта-вычислителя навигационного, второй вход – с первым выходом приемника спутниковой связи, расположенного в генераторе цифровых карт, третий вход – с пятым выходом вычислителя воздушных сигналов, а четвертый вход – с выходом курсоуказателя, расположенного в навигационной системе.

Первый вход системы автоматического управления соединен с выходом схемы выставки заданного путевого угла, расположенной в пульте-вычислителе навигационном. Второй вход соединен с выходом схемы заданного путевого угла, расположенной в системе электронной индикации. Третий вход соединен со вторым выходом схемы определения достоверной информации о крене и тангаже вертолета, расположенной в системе электронной индикации. Четвертый вход соединен со вторым выходом схемы резервного курсовоздушного счисления текущих координат местоположения вертолета и автоматического управления полетом по маршруту, расположенной в вычислителе управления полетом системы автоматического управления.

Первый выход системы автоматического управления соединен с входом схемы преобразования сигналов (с целью их соответствия стандарту ARINC 717), расположенной в блоке вычисления и формирования сигналов бортовой информационной системы контроля, второй выход соединен с входом схемы формирования, сохранения и выдачи эксплуатационной информации, расположенной в пульте-вычислителе навигационном, третий выход – с первым входом схемы предполетной и расширенной проверки систем комплекса, расположенной в пульте-вычислителе навигационном.

Комплекс содержит систему электронной индикации (СЭИ), включающую в себя схему установки режимов работы автоматического радиокомпаса, аппаратуры навигации и посадки из состава радиотехнического оборудования, схему выставки заданного путевого угла, схему выставки и формирования сигнала опасной высоты, схему управления метеонавигационной радиолокационной системой, схему определения достоверной информации о крене и тангаже вертолета.

Вход схемы установки режимов работы автоматического радиокомпаса, аппаратуры навигации и посадки соединен с седьмым выходом системы электронной индикации, а выход – со вторым входом автоматического радиокомпаса, аппаратуры навигации и посадки из состава радиотехнического оборудования.

Вход схемы выставки заданного путевого угла соединен с четвертым выходом системы электронной индикации, а выход – со вторым входом системы автоматического управления.

Первый вход схемы выставки и формирования сигнала опасной высоты соединен с пятым выходом системы электронной индикации, второй вход – с четвертым выходом радиовысотомера, первый выход – с входом радиосвязного оборудования, а второй выход с четвертым входом системы электронной индикации.

Первый вход схемы управления метеонавигационной радиолокационной системой соединен с шестым выходом системы электронной индикации, второй вход и первый выход схемы соединены с выходом и входом метеонавигационной радиолокационной системы соответственно, а второй выход – с пятым входом системы электронной индикации.

Первый вход схемы определения достоверной информации о крене и тангаже вертолета соединен с выходом устройства определения крена и тангажа вертолета, расположенного в навигационной системе, второй и третий входы – с выходами первого и второго авиагоризонтов из группы резервных приборов соответственно, первый выход схемы соединен со вторым входом пульта-вычислителя навигационного, а второй выход – с третьим входом системы автоматического управления.

Первый вход системы электронной индикации соединен с первым выходом схемы резервного курсовоздушного счисления текущих координат местоположения вертолета и автоматического управления полетом по маршруту, расположенной в вычислителе управления полетом системы автоматического управления. Второй вход соединен со вторым выходом приемника спутниковой связи, расположенного в генераторе цифровых карт.

Третий вход соединен с первым выходом схемы вычисления максимально допустимой приборной скорости вертолета, расположенной в вычислителе воздушных сигналов. Четвертый вход соединен со вторым выходом схемы выставки и формирования опасной высоты, расположенной в системе электронной индикации. Пятый вход соединен со вторым выходом схемы управления метеонавигационной радиолокационной системой, расположенной в системе электронной индикации.

Первый выход системы электронной индикации соединен с входом схемы преобразования сигналов (с целью их соответствия стандарту ARINC 717), расположенной в блоке вычисления и формирования сигналов бортовой информационной системы контроля. Второй выход соединен с входом схемы формирования, сохранения и выдачи эксплуатационной информации, расположенной в пульте-вычислителе навигационном. Третий выход соединен с первым входом схемы предполетной и расширенной проверки комплекса, расположенной в пульте-вычислителе навигационном. Четвертый выход соединен с входом схемы выставки заданного путевого угла, расположенной в системе электронной индикации. Пятый выход соединен с первым входом схемы выставки и формирования сигнала опасной высоты, расположенной в системе электронной индикации. Шестой выход соединен с первым входом схемы управления метеонавигационной радиолокационной системой, расположенной в системе электронной индикации. Седьмой выход соединен с входом схемы установки режимов работы автоматического радиокомпаса, аппаратуры навигации и посадки, расположенной в системе электронной индикации. Восьмой выход соединен со вторым входом схемы предполетной и расширенной проверки систем комплекса, расположенной в пульте-вычислителе навигационном. Девятый выход соединен с третьим входом схемы вычисления максимально допустимой приборной скорости, расположенной в вычислителе воздушных сигналов.

Комплекс содержит навигационную систему (НС), включающую в себя устройство определения крена и тангажа вертолета, а также курсоуказатель.

Выход устройства определения крена и тангажа вертолета соединен с первым входом схемы определения достоверной информации о крене и тангаже, расположенной в системе электронной индикации.

Выход курсоуказателя соединен с четвертым входом схемы резервного курсовоздушного счисления текущих координат местоположения вертолета и автоматического управления полетом по маршруту, расположенной в вычислителе управления полетом системы автоматического управления.

Первый выход навигационной системы соединен с входом схемы преобразования сигналов (с целью их соответствия стандарту ARINC 717), расположенной в блоке вычисления и формирования сигналов бортовой информационной системы контроля. Второй выход соединен с входом схемы формирования, сохранения и выдачи эксплуатационной информации, расположенной в пульте-вычислителе навигационном. Третий выход соединен с первым входом схемы предполетной и расширенной проверки систем комплекса, расположенной в пульте-вычислителе навигационном.

Комплекс содержит вычислитель воздушных сигналов (ВВС), включающий в себя схему вычисления максимально допустимой приборной скорости вертолета.

Первый вход схемы вычисления максимально допустимой приборной скорости вертолета соединен с четвертым выходом вычислителя воздушных сигналов, второй вход – с выходом бортовой информационной системы контроля, а третий вход – с девятым выходом системы электронной индикации. Первый выход соединен с третьим входом системы электронной индикации, а второй выход – с входом указателя приборной скорости из группы резервных приборов.

Первый выход вычислителя воздушных сигналов соединен с входом схемы преобразования сигналов (с целью их соответствия стандарту ARINC 717), расположенной в блоке вычисления и формирования сигналов бортовой информационной системы контроля. Второй выход соединен с входом схемы формирования, сохранения и выдачи эксплуатационной информации, расположенной в пульте-вычислителе навигационном. Третий выход соединен с первым входом схемы предполетной и расширенной проверки комплекса, расположенной в пульте-вычислителе навигационном. Четвертый выход соединен с первым входом схемы вычисления максимально допустимой приборной скорости, расположенной в вычислителе воздушных сигналов. Пятый выход соединен с третьим входом схемы резервного курсовоздушного счисления текущих координат местоположения вертолета и автоматического управления полетом по маршруту, расположенной в вычислителе управления полетом системы автоматического управления.

Комплекс содержит радиотехническое оборудование (РТО), включающее в себя автоматический радиокомпас, аппаратуру навигации и посадки в виде одного прибора.

Первый вход автоматического радиокомпаса, аппаратуры навигации и посадки соединен с выходом схемы установки режимов работы автоматического радиокомпаса, аппаратуры навигации и посадки, расположенной в пульте-вычислителе навигационном, а второй вход – с выходом схемы установки режимов работы автоматического радиокомпаса, аппаратуры навигации и посадки, расположенной в системе электронной индикации.

Первый выход радиотехнического оборудования соединен с входом схемы преобразования сигналов (с целью их соответствия стандарту ARINC 717), расположенной в блоке вычисления и формирования сигналов бортовой информационной системы контроля. Второй выход соединен с входом схемы формирования, сохранения и выдачи эксплуатационной информации, расположенной в пульте-вычислителе навигационном. Третий выход соединен с первым входом схемы предполетной и расширенной проверки систем комплекса, расположенной в пульте-вычислителе навигационном.

Комплекс содержит радиосвязное оборудование (РСО), первый выход которого соединен с входом схемы преобразования сигналов (с целью их соответствия стандарту ARINC 717), располож