Способ дистанционного минирования

Изобретение относится к способам поражения морских целей в отдаленных районах, в частности к способам применения морских мин, доставляемых в район минной постановки носителями-транспортировщиками и являющихся средствами дистанционного минирования. Задачей изобретения является разработка способа дистанционного минирования, при котором сохраняются скрытность минного заграждения, обеспечивается требуемая дальность действия самотранспортирующейся мины (СТМ) и в то же время достигаются достаточная его маневренность и устойчивость к морским и ветровым течениям. Предложена последовательность операций способа дистанционного минирования. Применение предлагаемого способа дистанционного минирования позволит скрытно выставлять в охраняемом районе маневренные минные заграждения и дистанционно управлять ими.

Реферат

Описываемое изобретение относится к способам поражения морских целей в отдаленных районах и, в частности, к способам применения морских мин, доставляемых в район минной постановки носителями-транспортировщиками и являющихся средствами дистанционного минирования.

К классу средств дистанционного минирования относятся самотранспортирующиеся мины (СТМ), носителями-транспортировщиками которых являются торпеды или автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА).

Известны, например, самотранспортирующаяся лодочная мина SLMM (Submarine-Launched Mobile Mine) [1 - Скоп Д. Барлсон, Дэвид Э. Эверхарт и Скотт К. Трувер. Новейшая система подводного оружия - ключевой фактор трансформации войны на море: Пер. с англ. / Источник: Naval Engineers Journal, 2012, март, №124-1, с. 57-64. – СПб.: НИИ КиВ ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», 2013. 17 с.], самотранспортирующиеся морские донные мины ВМФ калибров 53 и 65 см [2 - Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-морской флот СССР 1945-1991. СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. - 614 с., с. 383] и АНПА - транспортировщик мин «Manta» [3 - Илларионов Г.Ю., Сиденко К.С., Сидоренков В.В. Подводные роботы в минной войне: Монография. Калининград: ООО «Янтарный сказ», 2008. - 116 с., с. 41-43].

СТМ используются при постановке активных минных заграждений в районах, контролируемых силами противника, вблизи подходов к портам и военно-морским базам, а также в узкостях. Находят они применение и при создании оборонительных минных заграждений.

Недостатком СТМ, носителем-транспортировщиком которой служит торпеда, является сравнительно малая дальность транспортировки мины, определяемая энергетическим запасом хода носителя. Так лодочная самоходная мина Mk67 (SLMM) ВМС США, переделанная из торпеды Mk37, имеет дальность транспортировки в несколько десятков километров [4 - Основные ТТХ Mk.67 SLMM Submarine Launched Mobile Mine. http://www.warships.m/usa/weapons/mines/mk.67].

Современные АНПА при использовании их в качестве транспортировщика-носителя СТМ могут иметь форму корпуса, отличную от торпеды. Так с учетом сравнительно малых скоростей АНПА по сравнению с торпедами, кормовая часть АНПА, в отличие от конусной хвостовой части торпеды, может быть цилиндрической, что необходимо для увеличения полезного объема [5 - Голубкин А.С., Яковлев М.Б. Эволюция и перспективы развития автономных необитаемых подводных аппаратов за рубежом в интересах ВМС / ФГУП «1 ЦНИИ Минобороны России» // Межотраслевая научно-практическая конференция «Военное кораблестроение России». Подводное кораблестроение в XXI веке: состояние, проблемы, перспективы. Материалы конференции. – СПб.: 2006. 464 л. С. 194-200].

Использование в энергосиловых установках АНПА-СТМ перспективных источников тока, например литий-ионных, позволяет добиться такой СТМ, имеющий длину 8 м и калибр 533 мм, дальности действия от 500 км при скорости транспортировки 8 уз до 1600 км при скорости 3 уз [6 – Стекольников Ю.И. Основы управления развитием морского подводного вооружения: монография / Ю.И. Стекольников; отв. ред. А.Г. Московкин. ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». СПб.: 2013. - 200 с.]. Скорость 5-8 уз необходима для маршрутного развертывания СТМ в отдаленные районы, а скорость 3-5 уз - для длительного удержания АНПА-СТМ с нулевой плавучестью на заданном месте на морском или ветровом течении. Маршрутной дальности свыше 1000 км достаточно для дистанционного минирования отдаленных районов побережья противника без входа в них носителя-постановщика [7 - Стекольников Ю.И., Сурганов О.А. Транспортный модуль морского подводного оружия. Исследовательское проектирование. / Воен.-мор. академия им. Н.Г. Кузнецова. - СПб.: ВМА, 2008. - 264 с.], а остаточного запаса энергии - для длительного удержания АНПА-СТМ с нулевой плавучестью на заданном месте на морском или ветровом течении или смещения АНПА-СТМ в выявленную полосу движения обнаруженных кораблей противника, что придает минным заграждениям новое свойство маневренности, состоящее в способности изменения координат согласно оперативно-тактической обстановке [8 - Военно-морской словарь / Гл. ред. В.Н. Чернавин. - М.: Воениздат, 1989. - 511 с., с. 235].

Современное качество минных постановок характеризуется шириной, глубиной и вертикальной толщиной, а также маневренностью минных награждений [8 - Военно-морской словарь / Гл. ред. В.Н. Чернавин. - М.: Воениздат, 1989. - 511 с., с. 249].

Известен способ дистанционного минирования на основе применения в качестве АНПА глайдера [9 - Патент RU 2600038. Способ дистанционного минирования / В.И. Поленин, А.В. Новиков, В.В. Быстров, С.В. Бобрышев. - М.: ФИПС, 2016. Бюл. №16]. Он включает:

- подготовку самотранспортирующейся мины-глайдера (СТМГ) к пуску, в ходе которой производят ее балластировку, настройку органов управления, проверку работы бортовой системы управления (БСУ),

- ввод в БСУ программы движения СТМГ в район минирования и программы движения на маневренной позиции,

- окончательную подготовку мины, предусматривающую приведение ее в боевую готовность,

- ввод в систему управления мины задания,

- пуск СТМГ,

- включение бортового источника тока и БСУ,

- управление СТМГ по командам БСУ при движении в район минирования,

- расчет траектории СТМГ и сравнение ее с программной,

- корректура траектории,

- уточнение координат СТМГ с помощью навигационных приборов космической или радионавигационной систем,

- дистанционное управление состоянием СТМГ по командам с носителя или командного пункта в районе минирования,

- маневрирование СТМГ на маневренной позиции и формирование характеристик минного заграждения (ширины, глубины и вертикальной толщины),

- перевод СТМГ в боевое состояние путем включения боевого канала,

- ликвидацию или возращение СТМГ.

Для глайдера как транспортировщика мины характерны следующие достоинства:

- большая дальность действия, измеряемая сотнями и тысячами км;

- полная скрытность движения вследствие отсутствия акустического излучения.

Применение СТМ, способных по программе самостоятельно скрытно перейти на большое расстояние, существенно повышает эффективность минных заграждений и снижает боевые потери своих сил.

Однако СТМГ имеют следующие недостатки:

- малая скорость транспортировки (порядка 1-2 уз) и, следовательно, недостаточная маневренность,

- низкие возможности по преодолению морских и ветровых течений, т.е. недостаточная устойчивость.

Изобретение относится к СТМ, носителями-транспортировщиками которых являются автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА).

Целью изобретения является разработка способа дистанционного минирования, при котором сохраняются скрытность минного заграждения, обеспечивается требуемая дальность действия СТМ и в то же время достигаются достаточная его маневренность и устойчивость к морским и ветровым течениям.

Поставленная цель достигается применением способа дистанционного минирования, включающего подготовку самотранспортирующейся мины (СТМ) к пуску, в ходе которой проверяют работу бортовой системы управления, вводят в нее программу движения СТМ в район минирования и программу движения на маневренной позиции, производят действия по окончательной подготовке мины или минного модуля, предусматривающие приведение ее или его в боевую готовность, вводят в систему управления мины задание, осуществляют пуск СТМ, после пуска СТМ задействуют бортовой источник тока и включают бортевую систему управления в работу, по командам БСУ управляют движением СТМ в район минирования, для чего рассчитывают реальную траекторию, сравнивают ее с программной и вырабатывают необходимую корректуру, уточняют географические координаты СТМ и отклонение их от расчетных с помощью навигационных приборов космической или радионавигационной систем, в охраняемом районе осуществляют маневрирование СТМ на маневренной позиции в соответствии с установленной программой, удерживают заданную позицию и глубину за счет движения малым ходом и циркуляции, обнаруживают цель бортовой системой обнаружения и атакуют ее, отличающегося тем, что в качестве транспортировщика мины или минного модуля используют автономный необитаемый подводный аппарат с движителем и энергосиловой установкой, включающей химический источник тока и электродвигатель, запускают в охраняемый район беспилотный летательный аппарат и периодически контролируют местоположение СТМ с помощью радиотехнической и/или лазерной линии связи, для чего в установленное время поднимают СТМ на глубину проведения сеанса связи, отделяют от него всплывающий буй с кабелем и приемопередающей аппаратурой связи, осуществляют сеанс связи с беспилотным летательным аппаратом (БЛА), передают по каналу связи с БЛА на СТМ направление или курс и расстояние до маршрутной линии наблюдаемого БЛА объекта (корабля или группы кораблей) противника, после окончания сеанса связи буй возвращают на СТМ, а СТМ направляют на выполнение маневра смещения на маршрутную линию объекта противника для обеспечения его обнаружения и поражения.

Дистанционное минирование с применением СТМ и маневр СТМ для встречи с противником используют с учетом соответствующих возможностей энергосиловой установки.

Применение предлагаемого способа дистанционного минирования позволит скрытно выставлять в охраняемом районе маневренные минные заграждения и дистанционно управлять ими.

Источники информации, использованные при выявлении изобретения и составлении его описания:

1. Скоп Д. Барлсон, Дэвид Э. Эверхарт и Скотт К. Трувер. Новейшая система подводного оружия - ключевой фактор трансформации войны на море: Пер. с англ. / Источник: Naval Engineers Journal, 2012, март, №124-1, с. 57-64. – СПб.: НИИ КиВ ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», 2013. 17 с.

2. Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-морской флот СССР 1945-1991. СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. - 614 с.

3. Илларионов Г.Ю., Сиденко К.С., Сидоренков В.В. Подводные роботы в минной войне: Монография. Калининград: ООО «Янтарный сказ», 2008. - 116 с., с. 41-43.

4. Основные ТТХ Mk.67 SLMM Submarine Launched Mobile Mine. http://www.warships.ru/usa/weapons/mines/mk.67

5. Голубкин А.С., Яковлев М.Б. Эволюция и перспективы развития автономных необитаемых подводных аппаратов за рубежом в интересах ВМС / ФГУП «1 ЦНИИ Минобороны России» // Межотраслевая научно-практическая конференция «Военное кораблестроение России». Подводное кораблестроение в XXI веке: состояние, проблемы, перспективы. Материалы конференции. – СПб.: 2006. 464 л.

6. Стекольников Ю.И. Основы управления развитием морского подводного вооружения: монография / Ю.И. Стекольников; отв. ред. А.Г. Московкин. ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». СПб.: 2013. - 200 с.

7. Стекольников Ю.И., Сурганов О.А. Транспортный модуль морского подводного оружия. Исследовательское проектирование. / Воен.-мор. академия им. Н.Г. Кузнецова. - СПб.: ВМА, 2008. - 264 с.

8. Военно-морской словарь / Гл. ред. В.Н. Чернавин. - М.: Воениздат, 1989. - 511 с.

9. Патент RU 2600038. Способ дистанционного минирования / В.И. Поленин, А.В. Новиков, В.В. Быстров, С.В. Бобрышев. - М.: ФИПС, 2016. Бюл. №16.

Способ дистанционного минирования, включающий подготовку самотранспортирующейся мины (СТМ) к пуску, в ходе которой проверяют работу бортовой системы управления (БСУ), вводят в нее программу движения СТМ в район минирования и программу движения на маневренной позиции, производят действия по окончательной подготовке мины или минного модуля, предусматривающие приведение ее или его в боевую готовность, вводят в систему управления мины задание, осуществляют пуск СТМ, после пуска СТМ задействуют бортовой источник тока и включают БСУ в работу, по командам БСУ управляют движением СТМ в район минирования, для чего рассчитывают реальную траекторию, сравнивают ее с программной и вырабатывают необходимую корректуру, уточняют географические координаты СТМ и отклонение их от расчетных с помощью навигационных приборов космической или радионавигационной систем, в охраняемом районе осуществляют маневрирование каждой СТМ на маневренной позиции в соответствии с установленной программой, удерживают заданную позицию и глубину за счет движения малым ходом и циркуляции, обнаруживают цель бортовой системой обнаружения и атакуют ее, отличающийся тем, что в качестве транспортировщика мины или минного модуля используют автономный необитаемый подводный аппарат с движителем и энергосиловой установкой, включающей химический источник тока и электродвигатель, запускают в охраняемый район беспилотный летательный аппарат (БЛА) и периодически контролируют местоположение СТМ с помощью радиотехнической и/или лазерной линии связи, для чего в установленное время поднимают СТМ на глубину проведения сеанса связи, отделяют от него всплывающий буй с кабелем и приемопередающей аппаратурой связи, осуществляют сеанс связи с БЛА, передают по каналу связи с БЛА на СТМ направление или курс и расстояние до маршрутной линии наблюдаемого БЛА объекта противника, после окончания сеанса связи буй возвращают на СТМ, а СТМ направляют на выполнение маневра смещения на маршрутную линию объекта противника для обеспечения его обнаружения и поражения.