Топливная композиция для дизельных двигателей
Изобретение описывает топливную композицию для дизельных двигателей, которая в качестве присадки к дизельному топливу содержит 5-20% масс. смеси алкилнитратов спиртов С10-С13, 5-20% масс. смеси простых симметричных диалкиловых эфиров на основе спиртов С10-С13 и до 100% масс. дизельного топлива или любого углеводородного растворителя, причем в качестве исходных спиртов С10-С13 для получения смеси алкилнитратов и смеси простых симметричных диалкиловых эфиров используют фракцию спиртов C10-C13, полученных методом жидкофазного окисления фракции н-алканов С10-С13 водным раствором пероксида водорода в среде метанола на гетерогенном катализаторе ДП-1, и последующего гидрирования реакционной массы на жестком ячеистом катализаторе Pd/Al2O3. Технический результат заключается в увеличении цетанового числа дизельных топлив на 6-8 единиц, в увеличении смазывающей способности на 20-30% и в снижении температуры застывания дизельных топлив на 17-20°С. 2 табл.
Реферат
Изобретение относится к области нефтехимии, а именно к топливным композициям на основе нефтяных углеводородных топлив, преимущественно дизельного топлива с добавлением различных веществ. Композиция содержит 5-20% масс. смеси алкилнитратов спиртов С10-С13, 5-20% масс. смеси простых симметричных диалкиловых эфиров на основе спиртов С10-С13 и до 100% масс. дизельного топлива или любого углеводородного растворителя, причем в качестве исходных спиртов С10-С13 для получения смеси алкилнитратов и смеси простых симметричных диалкиловых эфиров используют фракцию спиртов С10-С13, полученных методом жидкофазного окисления фракции н-алканов С10-С13 водным раствором пероксида водорода в среде метанола на гетерогенном катализаторе ДП-1, и последующего гидрирования реакционной массы на жестком ячеистом катализаторе Pd/Al2O3. Предлагается также дизельное топливо, содержащее данную присадку в количестве 0,05-0,5% масс. Композиция позволяет увеличить цетановое число дизельных топлив на 6-8 единиц, увеличить смазывающую способность на 20-30% и снизить температуру застывания дизельных топлив на 17-20°С.
Изобретение относится к области нефтехимии, а именно к топливным композициям на основе нефтяных углеводородных топлив, преимущественно, дизельного топлива с добавлением различных веществ.
В (патент США 9574152, C10L 1/18; C10L 10/02; C10L 1/19, 2017) описана присадка, представляющая собой глицерол формаль этилкарбонат, полученный при взаимодействии глицерол формаля с диэтилкарбонатом, смесь глицерол формаля этилкарбоната с диэтилкарбонатом, а также глицерол формаль метилкарбонат, полученный при взаимодействии глицерол формаля с диметилкарбонатом.
Данные присадки вводятся в дизельное топливо в количестве 50-1000 ppm. Добавление данных присадок к топливу приводит к незначительному уменьшению предельной температуры фильтруемости (на 1-2°С), незначительному увеличению цетанового числа (на 0,2-0,5 ед.).
Известна многофункциональная присадка к дизельному топливу, которая содержит: оксипропилированные жирные спирты C6-C16, сульфонат щелочноземельного металла, нитрат алифатического спирта. Однако дизельные топлива, содержащие вышеуказанную композицию присадки, не обладают требуемыми температурами застывания (патент РФ 2057788, C10L 1/18, 1996).
Известна присадка к дизельному топливу на основе нитрата алифатического спирта С3-С18, содержащего: оксипропилированные жирные спирты С6-С16, сульфонат щелочноземельного металла, сополимер фракции алкилметакрилатов С8-С24 с винилацетатом, нитрат алифатического спирта С3-С18. Недостатком дизельных топлив, содержащих эту присадку, являются их недостаточно хорошие низкотемпературные свойства, а именно они характеризуются недостаточно низкими значениями температуры замерзания (патент РФ 2057790, C10L 1/18, 1/22, 1996).
Известна добавка к дизельному топливу (патент США 5931977, C10L 1/02; C10L 1/14; C10L 10/00; C10L 10/02; C10L 1/16; C10L 1/18; C10L 1/28; (IPC1-7): C10L 1/18; C10L 1/28, 1999), представляющая собой смесь 30-55% спирта, около 25-35% кетонов, и около 3-10% кремнийсодержащих компонентов; причем в качестве спиртовой составляющей применяют смесь 18-30% метанола, 15-20% н-бутанола, 3-5% бензилового спирта; в качестве смеси кетонов используют н-циклогексанон в количестве 20-25%, и метилэтилкетон в количестве 5%-10%; в качестве кремнийсодержащих компонентов выбирают вещества из ряда: силиконовое масло, этилсиликат, а также их сочетания. Данные присадки вводятся в дизельное топливо в количестве 5-10% по объему и приводят к увеличению цетанового числа, за счет него увеличивается экономичность дизельного двигателя.
Известно, что в качестве цетаноповышающих присадок - промоторов воспламенения - могут применяться органические соединения различных классов: альдегиды, простые и сложные эфиры, нитросоединения, пероксиды, моно- и полинитраты алифатических и циклических спиртов [Лернер М.О. М.: Химия, 1979, 222 с.]. Практическое применение нашли нитраты алифатических и алициклических спиртов и, в меньшей степени, некоторые алкилпероксиды [Данилов А.М. Справочник. Применение присадок в топливах для автомобилей. М., Химия, 2000, 227 с.]. Из класса органических нитратов известно применение в качестве промоторов воспламенения циклогексилнитрата и 2-этилгексилнитрата. Эффективность пероксидов по сравнению с алкилнитратами значительно ниже [Данилов А.М. Отечественные присадки к современным дизельным топливам. Сб. трудов 5-го Международного форума "Топливно-энергетический комплекс России: региональные аспекты". 2005, 182 с.].
Известна композиция (патент США 4661120, C10L 1/14; C10L 1/18; (IPC1-7): C10L 1/18, 1987), состоящая из смеси аминов сложного состава и прочих вспомогательных компонентов. Данная присадка добавляется в дизельное топливо в количестве 0,1% масс. Данная присадка позволяет снижать предельную температуру фильтруемости на 17-26 градусов, но не влияет на прочие эксплуатационные свойства дизельного топлива.
Известна также присадка для повышения цетанового числа дизельного топлива, состоящая из предварительно смешанных циклогексилнитрата и фракции парафиновых углеводородов нормального строения от С9-С20 при массовом соотношении указанных компонентов от 4:1 до 1:4, добавляемая в дизельное топливо в количестве 0,05-0,75 масс. % (патент РФ 2309975, C10L 1/23, 2007).
В (патент РФ 2280069, C10L 1/22, C10L 1/18, 2006) описывается многофункциональная присадка к дизельному топливу на основе алкил (С3-С20)нитрата, алкилсукцинимида, сополимера высших эфиров С6-С28 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером. Недостатком дизельных топлив, содержащих эту присадку, являются их недостаточно хорошие низкотемпературные свойства, а именно температура замерзания и относительно невысокий прирост цетанового числа.
Наиболее близким к предлагаемому решению (прототипом) является присадка, описанная в (патент РФ 2604061, C10L 1/23, 2016), представляющая собой смесь 10-25 мас. % смеси алкилнитратов спиртов С6-С9, 10-25 мас. % смеси простых диалкиловых эфиров на основе спиртов С6-С9 и до 100 мас. % дизельного топлива или любого углеводородного растворителя, причем в качестве исходных спиртов С6-С9 для получения смеси алкилнитратов и смеси простых диалкиловых эфиров используют фракцию спиртов С6-С9, полученных методом жидкофазного окисления фракции н-алканов С6-С9 водным раствором пероксида водорода в среде метанола на гетерогенном катализаторе ДП-2, и последующего гидрирования реакционной массы на жестком ячеистом катализаторе Pd/Al2O3. Данная присадка добавляется в дизельное топливо в количестве 0,01-0,5 мас. %. Композиция позволяет увеличить цетановое число дизельных топлив на 4-6 единиц и снизить температуру застывания дизельных топлив на 10-15°C, однако не позволяет увеличивать смазывающую способность дизельного топлива, что является важной эксплуатационной характеристикой.
Задачей изобретения является разработка новой усовершенствованной рецептуры топливной композиции для дизельных двигателей, проявляющей удовлетворительные низкотемпературные свойства, а именно температуру замерзания, позволяющей увеличивать смазывающую способность и относительно высокий прирост цетанового числа.
Технический результат - увеличение цетанового числа, увеличение смазывающей способности и уменьшение температуры замерзания дизельного топлива до установленных нормативными документами параметров.
Технический результат достигается тем, что топливная композиция готовится на основе дизельного топлива с добавлением 0,05-0,5% масс. присадки, состоящей из 5-20% масс. смеси алкилнитратов спиртов С10-С13, 5-20% масс. смеси простых симметричных диалкиловых эфиров на основе спиртов С10-С13 и до 100% масс. дизельного топлива или любого углеводородного растворителя, причем в качестве исходных спиртов С10-С13 для получения смеси алкилнитратов и смеси простых симметричных диалкиловых эфиров используют фракцию спиртов С10-С13, полученных методом жидкофазного окисления фракции н-алканов С10-С13 водным раствором пероксида водорода в среде метанола на гетерогенном катализаторе ДП-1, и последующего гидрирования реакционной массы на жестком ячеистом катализаторе Pd/Al2O3.
Предлагается также дизельное топливо на основе нефтяного базового топлива, содержащее вышеуказанные компоненты в указанном количестве. В качестве базового дизельного топлива применяется топливо марки «Летнее» согласно ГОСТ 305-2013. Отличие предлагаемого технического решения состоит в использовании компонентов нового состава и различном Соотношении компонентов.
Способ получения цетаноповышающего компонента (Компонент А) присадки к дизельному топливу включает нитрование спиртов, где в качестве спиртов используют фракцию спиртов С10-С13, полученных методом жидкофазного окисления фракции н-алканов С10-С13 водным раствором пероксида водорода в среде метанола на гетерогенном катализаторе ДП-1, и последующего гидрирования реакционной массы на жестком ячеистом катализаторе Pd/Al2O3. Нитрование проводят 7-12-кратным мольным избытком азотной кислоты концентрации 50-80% в присутствии 2-7% масс. от массы азотной кислоты гетерогенного суперкислого катализатора на основе сульфатрованного оксида циркония - ZrO2/SO42-/γ-Al2O3 в интервале температур от 5°С до 15°С. Для предотвращения окисления фракции спиртов С10-С13 азотной кислотой процесс проводят в присутствии карбамида в количестве 0,1-2,0%.
Способ получения компонента присадки к дизельному топливу, понижающего температуру замерзания (Компонент Б), включает межмолекулярную дегидратацию спиртов, где в качестве спиртов используют фракцию спиртов С10-С13, полученных методом жидкофазного окисления фракции н-алканов С10-С13 водным раствором пероксида водорода в среде метанола на гетерогенном катализаторе ДП-1, и последующего гидрирования реакционной массы на жестком ячеистом катализаторе Pd/Al2O3. Дегидрирование проводят на кислотных катализаторах типа катионитов.
Компонент В - дизельное топливо или любой углеводородный растворитель.
Присадку готовят путем смешения компонентов при комнатной температуре в течение 60 минут. Присадки вводят в состав дизельного топлива в виде 35%-ного концентрата в дизельном топливе или другом углеводородном растворителе.
Состав образцов предлагаемой присадки приведен в табл. 1. Было приготовлено три образца дизельного топлива с различным содержанием предлагаемой присадки. Сравнительные результаты для параметров базового топлива и топлива с добавлением 0,05% масс. присадки приведены в табл. 2.
Полученные данные позволяют говорить о значительном увеличении цетанового числа, увеличении смазывающей способности и уменьшении температуры застывания, т.е. о значительном улучшении потребительских качеств дизельного топлива.
Топливная композиция для дизельных двигателей, отличающаяся тем, что в качестве присадки к дизельному топливу, используется 5-20% масс. смеси алкилнитратов спиртов С10-С13, 5-20% масс. смеси простых симметричных диалкиловых эфиров на основе спиртов С10-С13 и до 100% масс. дизельного топлива или любого углеводородного растворителя, причем в качестве исходных спиртов С10-С13 для получения смеси алкилнитратов и смеси простых симметричных диалкиловых эфиров используют фракцию спиртов С10-С13, полученных методом жидкофазного окисления фракции н-алканов С10-С13 водным раствором пероксида водорода в среде метанола на гетерогенном катализаторе ДП-1, и последующего гидрирования реакционной массы на жестком ячеистом катализаторе Pd/Al2O3.