Переборка подводной лодки
Изобретение относится к области подводного кораблестроения, в частности к корпусным конструкциям подводной лодки. Предложена переборка подводной лодки, содержащая полотно, подкрепленное ребрами жесткости, при этом полотно выполнено в форме цилиндрической поверхности, ограниченной внутренней поверхностью опорного кольца, закрепленного к прочному корпусу. Образующая полотна переборки параллельна продольной плоскости симметрии подводной лодки, а ребра жесткости установлены в плоскостях, перпендикулярных оси изгиба полотна. Обеспечивается технологичность изготовления переборки, снижение ее веса при заданном расчетном давлении. 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к подводному судостроению, а более конкретно к конструкции корпуса подводных технических средств.
Известно техническое решение, в котором межотсечная переборка выполнена в виде набора композитных слоев нулевой кривизны, скрепленных связующими прослойками (патент РФ №2458813, B63B 3/13, 2011 г.).
Однако в связи с тем, что межотсечные переборки, кроме функции обеспечения непотопляемости, должны обеспечивать и разделение прочного корпуса на противопожарные зоны, в практике подводного кораблестроения нашли применение межотсечные переборки из стального полотна сферической формы (А.А. Правдин. «Конструкция подводных лодок». М., Оборонгиз, 1947 г., стр. 130).
Недостатком известных сферических межотсечных переборок является их низкая технологичность изготовления, так как необходимо изготавливать полотно переборки из элементов двойной кривизны. С ростом расчетного давления на переборку увеличивается толщина полотна и, как следствие, сложность изготовления.
Известна переборка подводной лодки, содержащая полотно плоской формы, подкрепленное ребрами жесткости (А.А. Правдин. «Конструкция подводных лодок». М., Оборонгиз, 1947 г., стр. 124). По сравнению со сферической переборка, содержащая плоское полотно, подкрепленное ребрами жесткости, имеет преимущество в части упрощения технологии ее изготовления, так как в ее конструкции присутствуют только плоское полотно и ребра жесткости.
Известная переборка подводной лодки, содержащая полотно плоской формы, подкрепленное ребрами жесткости, принята за прототип.
Недостатком технического решения, принятого за прототип, является высокий вес переборки подводной лодки, особенно с ростом расчетного давления на переборку.
Целью изобретения является снижение веса переборки подводной лодки при заданном расчетном давлении и обеспечении высокой технологичности ее изготовления.
Указанная цель достигается тем, что в отличие от прототипа переборка подводной лодки содержит полотно, выполненное в форме цилиндрической поверхности, ограниченной внутренней поверхностью опорного кольца, закрепленного к прочному корпусу, при этом образующая полотна переборки параллельна продольной плоскости симметрии подводной лодки, а ребра жесткости установлены в плоскостях, перпендикулярных оси изгиба полотна.
Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами, где на Рис. 1 - переборка подводной лодки, вид сверху, на Рис. 2 - переборка подводной лодки, вид сбоку.
Переборка подводной лодки содержит полотно 1, подкрепленное ребрами жесткости 2. Полотно 1 переборки имеет форму цилиндрической поверхности, закреплено к опорному кольцу 3, закрепленному к прочному корпусу 4, например к стенкам шпангоутов 5. Ребра жесткости 2 установлены в плоскостях, перпендикулярных оси изгиба полотна 1 переборки. На переборке установлен люк 6.
Оценка достигаемого положительного эффекта (с учетом методик расчета прочности плоских и цилиндрических прочных конструкций, например, по А.А. Правдин. «Конструкция подводных лодок». М., Оборонгиз, 1947 г., стр. 125-129, стр. 106-117) показывает следующее. При равных исходных данных (диаметр прочного корпуса в районе установки переборки, расчетное давление Рр, предел текучести конструкционного материала σт) без учета веса переборочного люка и сварных швов предлагаемое техническое решение позволяет снизить вес переборки на 15-18% по сравнению с техническим решением, принятым за прототип.
Таким образом, представленные описание и чертежи позволяют сделать вывод о том, что заявленная переборка подводной лодки обладает новизной, отличаясь от прототипа существенными признаками, а именно тем, что полотно переборки выполнено в форме цилиндрической поверхности, ограниченной внутренней поверхностью опорного кольца, закрепленного к прочному корпусу, при этом образующая полотна переборки параллельна продольной плоскости симметрии подводной лодки, а ребра жесткости установлены в плоскостях, перпендикулярных оси изгиба полотна.
Совокупность отличительных признаков обеспечивает решение поставленных задач, а именно - снизить вес переборки подводной лодки и снизить ее вес при заданном расчетном давлении.
Совокупность отличительных признаков позволяет сделать вывод о наличии изобретательского уровня и промышленной применимости.
Переборка подводной лодки, содержащая полотно, подкрепленное ребрами жесткости, отличающаяся тем, что полотно выполнено в форме цилиндрической поверхности, ограниченной внутренней поверхностью опорного кольца, закрепленного к прочному корпусу, при этом образующая полотна переборки параллельна продольной плоскости симметрии подводной лодки, а ребра жесткости установлены в плоскостях, перпендикулярных оси изгиба полотна.