Способ экспресс-диагностики зубочелюстных аномалий на диспансерном приеме у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области медицины, а именно к стоматологии, и может быть использовано в педиатрии и профилактической медицине. У детей осуществляют визуальный осмотр лица и полости рта, определяют вид дыхания, тип глотания, оценивают движение нижней челюсти и симметричность плеч и лопаток. Оценивают ряд показателей в балльных значениях: выступание/западение подбородка, асимметрию лица, вид смыкания губ в покое, наличие аномалий зубов, вид смыкания в переднем отделе зубных рядов, вид смыкания в боковых отделах зубных рядов, вид дыхания, тип глотания, оценка движения нижней челюсти, оценка симметричности положения плеч и лопаток в покое. Полученные балльные оценки суммируют. В зависимости от полученной суммы баллов делают вывод о слабой степени выраженности нарушений, требующей диспансерного наблюдения профильными специалистами, делают вывод о средней степени выраженности нарушений, требующей профилактических консервативных мероприятий у профильных специалистов, или делают вывод о тяжелой степени выраженности нарушений, требующей лечебных, в том числе хирургических, мероприятий у профильных специалистов. Способ позволяет упростить процедуру выявления зубочелюстных аномалий у детей за счет оценки информативных показателей при визуальном осмотре лица и полости рта у детей. 6 табл., 3 пр.

Реферат

Изобретение относится к области медицины, а именно к стоматологии, и может быть использовано в педиатрии и профилактической медицине.

Зубочелюстные аномалии являются причиной целого ряда заболеваний зубочелюстной системы, а также предрасполагающим фактором развития самых разнообразных видов соматической патологии. Изменение правильных контактов между зубами нарушает функции жевания, глотания, речи, приводит к заболеваниям височно-нижнечелюстного сустава и пародонта. Более того, зубочелюстные аномалии наносят существенный ущерб и социальной адаптации человека, поскольку лицевая эстетика оказывает значительное влияние на восприятие индивидуума в современном обществе. Ранняя диагностика зубочелюстных аномалий позволяет выявить патологию на раннем, более легком этапе ее развития, предупредить дальнейшее формирование аномалии.

Известен «Способ диагностики состояния зубочелюстной системы» В.Д. Молоков, Л.С. Персин, Г.В. Васюков, заключающийся в оценке функционального состояния зубочелюстной системы (авторское свидетельство СССР №959762). Однако известный способ подразумевает использование специального прибора - гнатодинамометра, что делает диагностику длительной и дорогостоящей. Также при такой диагностике для персонала требуется дополнительное обучение. Перечисленные особенности делают невозможным выявление аномалий зубочелюстной системы на диспансерном приеме. Применение известного способа ограничено по информативности, так как затрагивает только один аспект нарушений - функциональные нарушения. В то же время для точной диагностики аномалий зубочелюстной системы важно учитывать как ранние симптомы аномалий в области зубочелюстной системы, так и наличие патологии других органов и систем, являющейся фактором риска формирования обсуждаемых аномалий.

Сущность разработанного способа заключается в следующем.

Достигаемым техническим результатом является упрощение процедуры выявления зубочелюстных аномалий у детей при условии высокой точности полученных выводов. Данные результаты обусловлены оригинальным набором (совокупностью) диагностически значимых показателей.

В процессе диспансерного осмотра детей дошкольного и младшего школьного возраста осуществляют визуальный осмотр лица и полости рта, определяют вид дыхания, тип глотания, оценивают движение нижней челюсти и симметричность плеч и лопаток. Полученным данным присваивают балльные оценки, которые суммируют, и на основании полученной суммы баллов оценивают выраженность зубочелюстных аномалий.

При осмотре лица визуально оценивают:

1А. выступание/западение подбородка

Положение подбородка оценивают визуально, например, с помощью линейки, при положении лица в профиль при привычном смыкании губ и зубных рядов, для чего опускают вертикальную линию из точки перехода носа в верхнюю губу (точка sn) и далее оценивают смещение от этой линии самой выступающей точки подбородка (точка pg): при смещении на ±5.0 мм присваивается 0 баллов, при смещении на ±5.1-10.0 мм - 1 балл, при смещении более чем на ±10.0 мм - 2 балла.

1Б. асимметрию лица

Определяют положение подбородка при положении лица анфас при привычном смыкании губ и зубных рядов: для чего опускают вертикальную линию из точки середины переносицы (точка n) в точку перехода носа в верхнюю губу (точка sn), при расположении нижней точки подбородка (точка gn) на линии или смещении до 4 мм присваивается 0 баллов, при смещении подбородка от 4.1 до 9 мм - 1 балл, при смещении подбородка более чем на 9 мм - 2 балла.

1В. вид смыкания губ в покое

Положение губ оценивается при осмотре лица анфас при их расслабленном, привычном положении, т.е в покое.

В случае смыкания губ в покое присваивают 0 баллов, при выявлении напряженного смыкания губ (признаки гипертонуса мышц подбородка) - 1 балл, при выявлении несмыкания - 2 балла.

При осмотре полости рта визуально оценивают:

2А. наличие аномалий зубов

При отсутствии аномалий зубов присваивают 0 баллов, при наличии аномалий на 4 и менее зубах - 1 балл, при наличии аномалий на более чем 4 зубах - 2 балла.

2Б. вид смыкания в переднем отделе зубных рядов

Оценивают при привычном контакте зубов верхней и нижней челюстей (в покое).

При отсутствии аномалий смыкания в переднем отделе зубного ряда присваивают 0 баллов, при наличии отклонения от нормы на 3 мм и менее - 1 балл, при наличии отклонения от нормы на более чем 3 мм - 2 балла.

2В. вид смыкания в боковых (справа и слева) отделах зубных рядов

Оценивают при привычном контакте (в покое) зубов верхней и нижней челюстей.

При отсутствии нарушения смыкания в боковых отделах зубного ряда присваивают 0 баллов, при наличии отклонения (с одной или двух сторон) от нормы на 3 мм и менее - 1 балл, при наличии отклонения от нормы на более чем 3 мм (с одной или двух сторон) - 2 балла.

Диагностика вида дыхания заключается в проведении следующих проб:

3А. удержание глотка воды

Для проведения пробы пациенту необходимо набрать в рот глоток воды.

При удержании глотка воды более 3 минут присваивают 0 баллов, при удержании глотка воды 2-3 минуты - 1 балл, при удержании глотка воды менее 1 минуты - 2 балла.

3Б. визуальная проверка проходимости правого и левого носовых ходов.

Проба может быть выполнена следующим образом. Пациент зажимает одну ноздрю, к другой ноздре подносят, например, волокна ваты. Наличие движения волокон свидетельствует о проходимости воздуха.

В случае проходимости обоих носовых ходов присваивают 0 баллов, при проходимости одного носового прохода - 1 балл, при непроходимости обоих носовых ходов - 2 балла.

Диагностика типа глотания

4. оценка типа глотания

Для проведения пробы пациент размыкает губы, и оценивается положение кончика языка в покое и при проглатывании слюны.

В случае верхнего положения языка в покое и при проглатывании слюны присваивают 0 баллов, при расположении языка между зубами при проглатывании слюны - 1 балл, при положении языка между зубами в покое и при проглатывании слюны - 2 балла.

Диагностика движения нижней челюсти

5. Оценка движения нижней челюсти проводится при ее опускании.

Пациент медленно открывает рот. Оценивается отклонение центра подбородка (gn) от срединной линии лица.

В случае отсутствии девиации присваивают 0 баллов, при девиации от 0.1 до 4.0 мм - 1 балл, при девиации на более чем 4 мм - 2 балла.

Оценка осанки

6. Оценка симметричности положения плеч и лопаток (справа и слева)

Для проведения пробы пациент стоит в привычном положении, расслабленно, опустив плечи. В случае симметричности плеч и лопаток присваивают 0 баллов, при асимметричности плеч - 1 балл, при асимметричности лопаток - 2 балла.

Выявленные балльные оценки суммируют. При сумме баллов от 1 до 6 делают вывод о слабой степени выраженности нарушений, требующей диспансерного наблюдения профильными специалистами, при сумме баллов от 7 до 11 делают вывод о средней степени выраженности нарушений, требующей профилактических (консервативных) мероприятий у профильных специалистов, при сумме баллов от 12 до 22 делают вывод о тяжелой степени выраженности нарушений, требующей лечебных (в том числе хирургических) мероприятий у профильных специалистов.

Пример 1

Пациент В., 9 лет, на диспансеризации применили разработанный способ экспресс-диагностики зубочелюстных аномалий (таблица 1, в таблицах 1-6 представлены только выявленные у пациентов показатели, балльная оценка которых более 1 балла). Полученная сумма баллов, равная 4, указывает на наличие формирования зубочелюстных аномалий слабой степени выраженности, связанной с периодом смены зубов и требующей диспансерного наблюдения.

При диспансерном осмотре ребенка через год (таблица 2) получено 2 балла, что демонстрирует оправданность применения разработанного нами способа экспресс-диагностики.

Пример 2

Пациент А., 7 лет, на диспансеризации применили разработанный способ экспресс-диагностики зубочелюстных аномалий (таблица 3). Полученная сумма баллов - 10, указывает на наличие формирования зубочелюстных аномалий средней степени выраженности, требующей профилактических мероприятий по группе риска.

При диспансерном осмотре ребенка через год (таблица 4) получено 4 балла. Со слов родителей, посещает врача-ортодонта, у которого проходит лечение с помощью профилактического ортодонтического аппарата. Ребенок получает консервативное лечение у врача-отоларинголога и постуролога.

Результаты обследования показывают оправданность применения данного способа экспресс-диагностики в связи с диагностикой и лечением заболеваний на ранней стадии, что позволяет предотвратить развитие более тяжелой патологии.

Пример 3

Пациент Г., 11 лет, на диспансеризации применили способ экспресс-диагностики зубочелюстных аномалий, диагностированным симптомам присвоили балльные оценки (таблица 5). Полученная сумма баллов - 18 указывает на наличие зубочелюстных аномалий тяжелой степени выраженности, требующей лечебных (в том числе хирургических) мероприятий.

При диспансерном осмотре ребенка через год (таблица 6) получено 9 баллов. Со слов родителей, проходит лечение врача-ортодонта на несъемных ортодонтических аппаратах. Ребенку была проведена аденэктомия, поставлен на учет у ортопеда с диагнозом - сколиоз 1 степени.

Таким образом, полученные результаты обследования показывают оправданность применения данного способа экспресс-диагностики, который позволяет выявить значимые нарушения в здоровье ребенка и тем самым своевременно провести необходимые лечебные мероприятия, предотвратив развитие необратимых патологий.

Способ экспресс-диагностики зубочелюстных аномалий на диспансерном приеме у детей дошкольного и младшего школьного возраста, включающий выявление диагностических показателей, отличающийся тем, что в процессе диспансерного осмотра детей осуществляют визуальный осмотр лица и полости рта, определяют вид дыхания, тип глотания, оценивают движение нижней челюсти и симметричность плеч и лопаток,

при этом в качестве диагностических показателей оценивают следующие:

выступание/западение подбородка, для чего определяют положение подбородка при положении лица в профиль при привычном смыкании губ и зубных рядов: для чего опускают вертикальную линию из точки перехода носа в верхнюю губу (точка sn) и далее оценивают смещение от этой линии самой выступающей точки подбородка (точка pg): при смещении на ±5.0 мм присваивается 0 баллов, при смещении на ±5.1-10.0 мм - 1 балл, при смещении более чем на ±10.0 мм - 2 балла:

асимметрия лица, для чего определяют положение подбородка при положении лица анфас при привычном смыкании губ и зубных рядов: для чего опускают вертикальную линию из точки середины переносицы (точка n) в точку перехода носа в верхнюю губу (точка sn), при расположении нижней точки подбородка (точка gn) на линии или смещении до 4 мм присваивается 0 баллов, при смещении подбородка от 4.1 до 9 мм - 1 балл, при смещении подбородка более чем на 9 мм - 2 балла;

вид смыкания губ в покое, для чего оценивают положение губ в покое при положении лица анфас, при смыкании губ присваивают 0 баллов, при напряженном смыкании губ - 1 балл, при несмыкании - 2 балла;

наличие аномалий зубов, при отсутствии аномалий зубов присваивают 0 баллов, при наличии аномалий на 4 и менее зубах - 1 балл, при наличии аномалий на более чем 4 зубах - 2 балла;

вид смыкания в переднем отделе зубных рядов, при отсутствии аномалий смыкания в переднем отделе зубного ряда в покое присваивают 0 баллов, при наличии отклонения от нормы на 3 мм и менее - 1 балл, при наличии отклонения от нормы на более чем 3 мм - 2 балла;

вид смыкания в боковых отделах зубных рядов, при отсутствии нарушения смыкания в покое в боковых отделах зубного ряда присваивают 0 баллов, при наличии отклонения, не менее чем с одной стороны, от нормы на 3 мм и менее - 1 балл, при наличии отклонения от нормы, не менее чем с одной стороны, на более чем 3 мм - 2 балла;

вид дыхания, для чего проводят следующие две пробы:

проба удержания глотка воды, при удержании глотка воды более 3 минут присваивают 0 баллов, при удержании глотка воды 2-3 минуты - 1 балл, при удержании глотка воды менее 1 минуты - 2 балла;

проба визуальная проверка проходимости правого и левого носовых ходов,

для чего при зажимании одной ноздри оценивают воздушную проходимость другой, при проходимости обоих носовых ходов присваивают 0 баллов, при проходимости одного носового прохода - 1 балл, при непроходимости обоих носовых ходов - 2 балла;

тип глотания, для чего оценивают положение кончика языка в покое и при проглатывании слюны, в случае верхнего положения языка в покое и при проглатывании слюны присваивают 0 баллов, при расположении языка между зубами при проглатывании слюны - 1 балл, при положении языка между зубами в покое и при проглатывании слюны - 2 балла;

оценка движения нижней челюсти, для чего ребенок медленно открывает рот, при этом оценивается отклонение центра подбородка от срединной линии лица, при отсутствии девиации присваивают 0 баллов, при девиации от 0.1 до 4.0 мм - 1 балл, при девиации на более чем 4 мм - 2 балла;

оценка симметричности положения плеч и лопаток в покое, в случае симметричности плеч и лопаток присваивают 0 баллов, при асимметричности плеч - 1 балл, при асимметричности лопаток - 2 балла;

полученные балльные оценки суммируют,

при сумме баллов от 1 до 6 делают вывод о слабой степени выраженности нарушений, требующей диспансерного наблюдения профильными специалистами, при сумме баллов от 7 до 11 делают вывод о средней степени выраженности нарушений, требующей профилактических консервативных мероприятий у профильных специалистов, при сумме баллов от 12 до 22 делают вывод о тяжелой степени выраженности нарушений, требующей лечебных, в том числе хирургических, мероприятий у профильных специалистов.