Люк подводного технического средства
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области судостроения, в частности к подводным техническим средствам. Предложен люк подводного технического средства, который содержит установленную на комингсе крышку с уплотнением, снабженную затвором с маховиком, рычаги прижима крышки к комингсу люка, а также обратный клапан стравливания избыточного давления из отсека с подпружиненным штоком и тарелкой, при этом обратный клапан стравливания избыточного давления из отсека установлен на крышке люка, подпружиненный шток этого обратного клапана сопряжен с закрепленным на маховике затвора люка кольцевым фиксатором таким образом, что при перемещении шток упирается в кольцевой фиксатор. Обеспечивается повышение безопасности эксплуатации устройства. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к области подводного кораблестроения, а именно - к люковым закрытиям подводных технических средств, и может быть использовано на подводных лодках, всплывающих спасательных камерах, глубоководных аппаратах в качестве входных или межотсечных люков.
Известны люковые закрытия, например, по патентам РФ №№2208538, 2268191, 2340509, 2457161, отличающиеся тем, что содержат установленную на комингсе крышку люка с уплотнением и привод открывания-закрывания крышки.
Известен люк подводного технического средства, содержащий крышку с уплотнением, установленную на комингсе, и систему рычагов для прижима крышки к комингсу, соединенную с маховиком, установленным на крышке люка («Конструкция подводных лодок», Москва, Оборонгиз, 1947 г., стр. 93, 94, рис. 77). При вращении маховика, закрепленного на крышке люка, через систему рычагов осуществляется прижим крышки люка к комингсу и, тем самым, обеспечивается герметизация люкового закрытия. Открытие люка осуществляется поворотом маховика, который через систему рычагов освобождает крышку люка, после чего возможно ее откинуть и обеспечить выход экипажа из корпуса подводного технического средства.
Указанное техническое решение принято за прототип.
Недостатком технического решения, принятого за прототип, является следующее. При невыравненном давлении под крышкой люка возможно открытие люка, что может привести к травматическим последствиям для экипажа. Таким образом, не обеспечивается безопасность эксплуатации устройства.
Цель изобретения - устранение указанного недостатка, а именно - повышение безопасности эксплуатации устройства.
Указанная цель достигается тем, что в отличие от прототипа, люк подводного технического средства содержит обратный клапан стравливания избыточного давления из отсека с подпружиненным штоком и тарелкой, при этом обратный клапан стравливания избыточного давления из отсека установлен на крышке люка, подпружиненный шток этого обратного клапана сопряжен с закрепленным на маховике затвора люка кольцевым фиксатором, при этом подпружиненный шток обратного клапана снабжен выступом, который при перемещении штока упирается в кольцевой фиксатор.
Перечисленные признаки являются отличительными, их совокупность обеспечивает достижение заявленного положительного эффекта.
Предлагаемый люк подводного технического средства иллюстрируется чертежом, представленным на рис. 1.
Люк подводного технического средства содержит крышку 1, поворотно закрепленную на комингсе 2 и снабженную уплотнением 3. Маховик 4, установленный на закрепленном к крышке 1 люка валу 5, соединен с системой рычагов 6, 7, 8 обеспечивающих прижим крышки 1 к комингсу 2. На крышке 1 люка установлен обратный клапан стравливания, содержащий тарелку 9 и подпружиненный шток 10. Шток 10 снабжен выступом 11. На валу 5 установлен кольцевой фиксатор 12.
Устройство работает следующим образом. При закрытии крышки 1 люка при повороте маховика 4 через систему рычагов 6, 7, 8 происходит прижим крышки 1 к комингсу 2. Открытие люка осуществляется поворотом маховика 4, при этом рычаги 6, 7 8 освобождают крышку 1 люка и позволяют ее откинуть. Если давление над и под крышкой 1 люка одинаковое, обратный клапан стравливания, содержащий тарелку 9, подпружиненный шток 10 и выступ 11, не перемещается и не препятствует открытию люка. Если давление под крышкой 1 люка больше, чем над крышкой 1, начинается стравливание избыточного давления из отсека, при этом шток 10 с тарелкой клапана 9 перемещаются и выступ 11 упирается в кольцевой фиксатор 12, жестко закрепленный на валу 5, что препятствует повороту маховика 4 и не позволяет открыть крышку 1 люка до полного выравнивания давления.
Предложенное техническое решение позволяет повысить безопасность эксплуатации устройства.
Таким образом, представленные описание и чертеж позволяют сделать заключение о том, что заявленный люк подводного технического средства обладает новизной, отличаясь от прототипа такими существенными признаками как - люк подводного технического средства содержит обратный клапан стравливания избыточного давления из отсека с подпружиненным штоком и тарелкой, при этом обратный клапан стравливания избыточного давления из отсека установлен на крышке люка, подпружиненный шток этого обратного клапана сопряжен с закрепленным на маховике затвора люка кольцевым фиксатором, а подпружиненный шток обратного клапана снабжен выступом, который при перемещении штока упирается в кольцевой фиксатор, что позволяет сделать вывод о наличии изобретательского уровня и промышленной применимости.
Люк подводного технического средства, содержащий установленную на комингсе крышку с уплотнением, снабженную затвором с маховиком, и рычаги прижима крышки к комингсу люка, отличающийся тем, что на крышке люка установлен обратный клапан стравливания избыточного давления из отсека с подпружиненным штоком и тарелкой, при этом обратный клапан стравливания избыточного давления из отсека установлен на крышке люка, подпружиненный шток этого обратного клапана сопряжен с закрепленным на маховике затвора люка кольцевым фиксатором таким образом, что при перемещении шток упирается в кольцевой фиксатор.