Способ для запуска двигателя внутреннего сгорания в гибридной трансмиссии и транспортное средство с такой гибридной трансмиссией
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к гибридным транспортным средствам. В способе запуска двигателя внутреннего сгорания в гибридной силовой передаче соединяют вращающиеся компоненты второй планетарной передачи между собой посредством соединения с помощью второго соединительного устройства солнечного зубчатого колеса, расположенного во второй планетарной передаче, и второго водила зубчатых колес планетарной передачи между собой. Затем активируют первую электрическую машину и вторую электрическую машину таким образом, что запускается двигатель внутреннего сгорания. Достигается возможность запуска двигателя. 3 н. и 11 з.п. ф-лы, 6 ил.
Реферат
ПРЕДПОСЫЛКИ К СОЗДАНИЮ ИЗОБРЕТЕНИЯ И ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ
Настоящее изобретение относится к способу запуска двигателя внутреннего сгорания в гибридной силовой передаче согласно преамбуле пункта 1 формулы изобретения. Изобретение также относится к транспортному средству, содержащему такую гибридную силовую передачу согласно преамбуле пункта 13 формулы изобретения, к компьютерной программе для того, чтобы управлять такой коробкой передач согласно преамбуле пункта 14 формулы изобретения, и к компьютерному программному продукту, содержащему программный код согласно преамбуле пункта 15 формулы изобретения.
Гибридные транспортные средства могут приводиться в движение посредством первичного двигателя, который может представлять собой двигатель внутреннего сгорания, и вторичного двигателя, который может представлять собой электрическую машину. Электрическая машина оснащена по меньшей мере одним устройством накопления энергии, таким как устройство накопления электрохимической энергии, для накопления электрической мощности, и управляющим оборудованием, чтобы управлять потоком электрической мощности между устройством накопления энергии и электрической машиной. Таким образом, электрическая машина может попеременно работать в качестве электромотора и в качестве генератора, в зависимости от рабочего режима транспортного средства. Когда транспортное средство тормозит, электрическая машина вырабатывает электрическую мощность, которая накапливается в устройстве накопления энергии. Это обычно упоминается в качестве рекуперативного торможения, которое влечет за собой то, что транспортное средство замедляется с помощью электрической машины и двигателя внутреннего сгорания. Накопленная электрическая мощность используется позднее для работы транспортного средства.
Коробка передач в гибридном транспортном средстве может содержать планетарную передачу. Планетарная коробка передач обычно содержит три компонента, которые размещаются с возможностью вращения относительно друг друга, а именно, солнечное зубчатое колесо, водило зубчатых колес планетарной передачи и внутреннюю коронную шестерню. При наличии сведений относительно числа зубьев в солнечном зубчатом колесе и внутренней коронной шестерне, взаимные частоты вращения трех компонентов могут определяться в ходе работы. Один из компонентов планетарной передачи может соединяться с выходным валом в двигателе внутреннего сгорания. Таким образом, этот компонент планетарной передачи вращается с частотой вращения, соответствующей частоте вращения выходного вала в двигателе внутреннего сгорания. Второй компонент в планетарной передаче может соединяться с входным валом для трансмиссионного устройства. Таким образом, этот компонент планетарной передачи вращается с частотой вращения, идентичной частоте вращения входного вала для трансмиссионного устройства. Третий компонент в планетарной передаче используется для того, чтобы достигать гибридного режима работы, соединяется с ротором в электрической машине. Таким образом, этот компонент в планетарной передаче вращается с частотой вращения, идентичной частоте вращения ротора электрической машины, если они непосредственно соединяются между собой. Альтернативно, электрическая машина может соединяться с третьим компонентом планетарной передачи через трансмиссию, которая имеет передаточное отношение. В этом случае, электрическая машина и третий компонент в планетарной передаче могут вращаться с различными частотами вращения. Частота вращения двигателя и/или крутящий момент электрической машины могут управляться бесступенчато. В течение периодов работы, когда на входной вал для трансмиссионного устройства должна подаваться желательная частота вращения и/или крутящий момент, устройство управления, имеющее сведения относительно частоты вращения двигателя для двигателя внутреннего сгорания, вычисляет частоту вращения, с которой должен управляться третий компонент, для того, чтобы входной вал коробки передач получал желательную частоту вращения. Устройство управления активирует электрическую машину, так что она предоставляет в третий компонент вычисленную частоту вращения двигателя и в силу этого во входной вал для трансмиссионного устройства требуемую частоту вращения.
Посредством соединения выходного вала двигателя внутреннего сгорания, ротора электрической машины и входного вала трансмиссионного устройства с планетарной передачей, может исключаться традиционный механизм муфты. При ускорении транспортного средства, увеличенный крутящий момент должен доставляться из двигателя внутреннего сгорания и электрической машины в трансмиссионное устройство и дополнительно на ведущие колеса транспортного средства. Поскольку как двигатель внутреннего сгорания, так и электрическая машина соединяются с планетарной передачей, наибольший возможный крутящий момент, доставляемый посредством двигателя внутреннего сгорания и электрической машины, будет ограничиваться посредством одного из этих модулей привода; т.е. того из них, максимальный крутящий момент которого ниже максимального крутящего момента второго модуля привода, с учетом передаточного отношения между ними. В случае если наибольший крутящий момент электрической машины ниже наибольшего крутящего момента двигателя внутреннего сгорания, с учетом передаточного отношения между ними, электрическая машина не имеет возможности формировать достаточно большой реактивный крутящий момент в планетарную передачу, что влечет за собой то, что двигатель внутреннего сгорания не может передавать свой наибольший крутящий момент в трансмиссионное устройство и дополнительно на ведущие колеса транспортного средства. Таким образом, наибольший крутящий момент, который может передаваться в трансмиссионное устройство, ограничен прочностью электрической машины. Это также очевидно из так называемого планетарного уравнения.
Использование традиционной муфты, которая отсоединяет входной вал коробки передач от двигателя внутреннего сгорания в ходе процессов переключения передач в коробке передач, влечет за собой такие недостатки, как нагрев дисков муфты, что приводит к износу дисков муфты и повышенному расходу топлива. Традиционный механизм муфты также является относительно тяжелым и дорогостоящим. Он также занимает относительно большое пространство в транспортном средстве.
В транспортном средстве, зачастую ограничивается пространство, доступное для узла привода. Если узел привода содержит несколько компонентов, таких как двигатель внутреннего сгорания, электрическая машина, коробка передач и планетарная передача, конструкция должна быть компактной. Если предусмотрены дополнительные компоненты, такие как рекуперативное тормозное устройство, требования для составных частей иметь компактную конструкцию являются еще более строгими. Одновременно, составные части в узле привода должны быть сконструированы с размерами, которые позволяют поглощать требуемые силы и крутящий момент.
Для некоторых типов транспортных средств, в частности, для большегрузных транспортных средств и автобусов, требуется большое число ступеней зубчатой передачи. Таким образом, увеличивается число составных частей в коробке передач, которая также должна иметь такие размеры, чтобы иметь возможность поглощать большие силы и крутящий момент, возникающие в таких большегрузных транспортных средствах. Это приводит к увеличению размера и веса коробки передач.
Также предусмотрены требования по высокой надежности и высокой безотказности компонентов, содержащихся в приводном устройстве. В случае если коробка передач содержит многодисковые муфты, возникает износ, который оказывает влияние на надежность и ресурс коробки передач.
При рекуперативном торможении, кинетическая энергия преобразуется в электрическую мощность, которая накапливается в устройстве накопления энергии, таком как аккумуляторы. Один фактор, оказывающий влияние на ресурс устройства накопления энергии, представляет собой число циклов, в которых устройство накопления энергии предоставляет и извлекает мощность в/из электрических машин. Чем больше циклов, тем меньше ресурс устройства накопления энергии.
В некоторых рабочих режимах, желательно выключать двигатель внутреннего сгорания, с целью экономии топлива и не допускать остывания системы очистки выхлопов двигателя внутреннего сгорания. Когда ввод крутящего момента требуется в гибридной силовой передаче, либо когда устройство накопления энергии должно быть заряжено, двигатель внутреннего сгорания должен запускаться быстро и эффективно.
Документ EP-B1-1126987 показывает коробку передач со сдвоенными планетарными передачами. Каждое солнечное зубчатое колесо планетарной передачи соединяется с электрической машиной, и внутренние колеса планетарных передач соединяются между собой. Водило зубчатых колес планетарной передачи в каждой планетарной передаче соединяется с определенным числом зубчатых пар, так что получается бесконечное число ступеней зубчатой передачи. Другой документ, EP-B1-1280677, также показывает то, как планетарные передачи могут шунтироваться со ступенью зубчатой передачи, размещаемой на выходном валу двигателя внутреннего сгорания.
Документ US-A1-20050227803 показывает трансмиссию транспортного средства с двумя электрическими машинами, соединенными с соответствующими солнечными зубчатыми колесами в двух планетарных передачах. Планетарные передачи имеют общее водило зубчатых колес планетарной передачи, которое соединяется с входным валом трансмиссии.
Документ WO2008/046185-A1 показывает гибридную трансмиссию с двумя планетарными передачами, при этом одна электрическая машина соединяется с одной из планетарных передач, и сдвоенная муфта взаимодействует со второй планетарной передачей. Обе планетарные передачи также взаимодействуют между собой через зубчатую трансмиссию.
РАСКРЫТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Несмотря на решения предшествующего уровня в данной области техники, имеется потребность в том, чтобы дополнительно разрабатывать гибридную силовую передачу, чтобы достигать запуска двигателя внутреннего сгорания.
Задача настоящего изобретения состоит в том, чтобы за счет этого добиваться запуска двигателя внутреннего сгорания в гибридной силовой передаче.
Другая задача изобретения состоит в том, чтобы предоставлять новую и преимущественную компьютерную программу для запуска двигателя внутреннего сгорания.
Эти задача достигаются за счет способа, указываемого в начале, который отличается посредством признаков, указанных в отличительной части по п. 1.
Эти задача также достигаются за счет транспортного средства, указываемого в начале, которое отличается посредством признаков, указанных в отличительной части по п. 13.
Эти задача также достигаются за счет компьютерной программы для запуска двигателя внутреннего сгорания, которая отличается посредством признаков, указанных в отличительной части по п. 14.
Эти цели также достигаются за счет компьютерного программного продукта для запуска двигателя внутреннего сгорания, который отличается посредством признаков, указанных в отличительной части по п. 15.
За счет способа согласно изобретению, получается эффективный и надежный запуск двигателя внутреннего сгорания, когда выходной вал из коробки передач остановлен. Такой рабочий режим может возникать, когда гибридная силовая передача размещается в транспортном средстве, и транспортное средство стоит на месте. Двигатель внутреннего сгорания может выключаться с целью экономии топлива или недопущения остывания системы предварительной очистки выхлопов двигателя внутреннего сгорания. Если ввод крутящего момента требуется в линии гибридной силовой передачи, когда транспортное средство трогается с места, либо когда система накопления энергии должна быть заряжена, двигатель внутреннего сгорания может запускаться быстро и эффективно посредством соединения, согласно первому варианту осуществления, вращающихся компонентов второй планетарной передачи между собой, недопущения вращения первой и пятой зубчатой пары, закрытия соединительного механизма и активации первой и второй электрических машин таким образом, что двигатель внутреннего сгорания запускается.
Согласно второму варианту осуществления способа, первой и пятой зубчатым парам разрешается вращаться свободно, и соединительному механизму разрешается открываться. Второй зубчатой паре также разрешается вращаться свободно. Не допускается вращение выходного вала за счет тормозного устройства для ведущих колес транспортного средства 1, так что транспортное средство переходит в остановленное состояние. Затем, двигатель внутреннего сгорания запускается посредством активации первой и второй электрических машин.
Согласно третьему варианту осуществления способа, вращающиеся компоненты первой и второй планетарных передач соединяются между собой. Первая, вторая и пятая зубчатые пары вращаются свободно, соединительный механизм является открытым, и тормозное устройство для ведущих колес транспортного средства высвобождается. Затем, двигатель внутреннего сгорания запускается посредством активации первой и второй электрических машин.
Рабочий режим в различных вариантах осуществления выше может возникать, когда транспортное средство временно паркуется, и двигатель внутреннего сгорания должен запускаться, поскольку ввод крутящего момента требуется для того, чтобы транспортное средство тронулось с места, либо для того, чтобы заряжать систему накопления энергии. Аналогичные рабочие режимы также могут возникать, когда транспортное средство остановлено на светофоре или в пробке.
При быстром запуске двигателя внутреннего сгорания, активируются системы, требуемые в двигателе внутреннего сгорания, такие как зажигание, топливный насос и воздушный демпфер, чтобы иметь возможность достигать процесса сгорания топлива в двигателе внутреннего сгорания.
Электрические машины, которые соединяются с планетарными передачами, могут вырабатывать мощность или добавлять крутящий момент в зависимости от требуемого рабочего режима. Электрические машины, в определенные периоды работы, также могут подавать друг в друга мощность.
Посредством соединения первого водила зубчатых колес планетарной передачи в первой планетарной передаче, соединенной со вторым солнечным зубчатым колесом во второй планетарной передаче, первого солнечного зубчатого колеса в первой планетарной передаче, соединенной с первым главным валом, и второго водила зубчатых колес планетарной передачи во второй планетарной передаче, соединенной со вторым главным валом, может получаться трансмиссия, которая переключает передачи без прерывания крутящего момента.
Надлежащим образом, первое водило зубчатых колес планетарной передачи в первой планетарной передаче непосредственно соединяется с двигателем внутреннего сгорания через входной вал. Альтернативно, первое водило зубчатых колес планетарной передачи соединяется с двигателем внутреннего сгорания через соединительное устройство. Второе водило зубчатых колес планетарной передачи во второй планетарной передаче надлежащим образом непосредственно соединяется со вторым главным валом и, следовательно, с трансмиссионным устройством. Таким образом, гибридная силовая передача может передавать большой крутящий момент во всех рабочих режимах, без зависимости от электрической мощности из устройства накопления энергии.
Согласно одному варианту осуществления, первый главный вал соединяется с солнечным зубчатым колесом, расположенным в первой планетарной передаче. Альтернативно, первый главный вал соединяется с внутренней коронной шестерней, размещаемой в первой планетарной передаче.
Согласно одному варианту осуществления, вторая планетарная передача соединяется с первой планетарной передачей посредством соединения первого водила зубчатого колеса планетарной передачи со вторым солнечным зубчатым колесом, расположенным во второй планетарной передаче. Альтернативно, обе планетарные передачи соединяются между собой посредством соединения первого водила зубчатого колеса планетарной передачи со второй внутренней коронной шестерней, размещаемой во второй планетарной передаче.
Коробка передач может быть оснащена определенным числом зубчатых пар, содержащих зубчатые колеса, которые могут механически фиксироваться на и высвобождаться от промежуточного вала. Таким образом, получается определенное число фиксированных ступеней зубчатой передачи, которые могут переключаться без прерывания крутящего момента. Зубчатые колеса, которые могут фиксироваться на промежуточном валу, также приводят к компактной конструкции с высокой надежностью и высокой безотказностью. Альтернативно, сателлитные шестерни в зубчатых парах могут быть выполнены с возможностью быть стопоримыми с и отсоединяемыми от первого и/или второго главного вала.
Каждая из зубчатых пар имеет передаточное отношение, которое адаптировано к требуемым характеристикам приведения в движение транспортного средства. Зубчатая пара с наибольшим передаточным отношением, относительно других зубчатых пар, надлежащим образом соединяется, когда зацепляется низшая передача.
За счет коробки передач согласно изобретению, могут исключаться традиционные муфты проскальзывания между двигателем внутреннего сгорания и коробкой передач.
Стопорящий механизм выполнен с возможностью фиксированным образом соединять выходной вал двигателя внутреннего сгорания с картером коробки передач. Таким образом, первое водило зубчатых колес планетарной передачи также должно фиксироваться в картере коробки передач. Посредством стопорения выходного вала двигателя внутреннего сгорания с помощью стопорящего механизма и первого водила зубчатых колес планетарной передачи с помощью картера коробки передач, коробка передач и в силу этого транспортное средство становится адаптированным для электроснабжения посредством электрических машин. Таким образом, электрические машины выдают крутящий момент на выходной вал коробки передач.
Первое и второе соединительное устройство размещаются между водилом зубчатых колес планетарной передачи и солнечным зубчатым колесом соответствующих планетарных передач. Задача соединительных устройств состоит в том, чтобы стопорить соответствующие водила зубчатых колес планетарной передачи с помощью солнечного зубчатого колеса. Когда водило зубчатых колес планетарной передачи и солнечное зубчатое колесо соединяются между собой, мощность из двигателя внутреннего сгорания должна проходить через водило зубчатых колес планетарной передачи, соединительное устройство, солнечное зубчатое колесо и далее в коробку передач, что влечет за собой то, что зубчатые колеса планетарной передачи не поглощают крутящий момент. Это влечет за собой то, что размер зубчатых колес планетарной передачи может быть адаптирован только к крутящему моменту электрической машины вместо крутящего момента двигателя внутреннего сгорания, что, в свою очередь, означает то, что зубчатые колеса планетарной передачи могут быть сконструированы с меньшими размерами. Таким образом, получается узел привода согласно изобретению, который имеет компактную конструкцию, низкий вес и низкие затраты на изготовление.
Соединительные устройства и стопорящие механизмы предпочтительно содержат кольцевую втулку, которая переключается аксиально между соединенным и отсоединенным состоянием. Втулка размещает, практически концентрически, вращающиеся компоненты коробки передач и перемещается между соединенным и отсоединенным состоянием с помощью силового элемента. Таким образом, получается компактная конструкция с низким весом и низкими затратами на изготовление.
Чтобы соединять, с помощью первого и второго соединительного устройства, соответственно, солнечное зубчатое колесо и водило зубчатых колес планетарной передачи для соответствующей планетарной передачи, двигатель внутреннего сгорания и/или первая электрическая машина, и/или вторая электрическая машина управляется таким образом, что достигается синхронная частота вращения между солнечным зубчатым колесом и водилом зубчатых колес планетарной передачи. Когда достигнута синхронная частота вращения, соединительное устройство переключается таким образом, что солнечное зубчатое колесо и водило зубчатых колес планетарной передачи становятся механически соединенными между собой.
Чтобы отсоединять водило зубчатых колес планетарной передачи для соответствующей планетарной передачи и солнечное зубчатое колесо друг от друга, первая и/или вторая электрическая машина управляется таким образом, что равновесие крутящих моментов достигается в планетарной передаче. Когда достигнуто равновесие крутящих моментов, соединительное устройство переключается таким образом, что солнечное зубчатое колесо и водило зубчатых колес планетарной передачи более не соединяются механически между собой.
Равновесие крутящих моментов связано с состоянием, в котором крутящий момент действует на внутреннюю коронную шестерню, размещаемую в планетарной передаче, представляющий собой произведение крутящего момента, действующего на водило зубчатых колес планетарной передачи планетарной передачи, и передаточного отношения планетарной передачи, при этом одновременно крутящий момент действует на солнечное зубчатое колесо планетарной передачи, представляющий собой произведение крутящего момента, действующего на водило зубчатых колес планетарной передачи, и (1-передаточное отношение планетарной передачи). В случае если две из составных частей планетарной передачи, т.е. солнечное зубчатое колесо, внутренняя коронная шестерня или водила зубчатых колес планетарной передачи, соединяются с помощью соединительного устройства, это соединительное устройство не передает крутящий момент между частями планетарной передачи, когда равновесие крутящих моментов преобладает. Соответственно, соединительное устройство может легко переключаться, и составные части планетарной передачи могут отсоединяться.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ
Ниже приводится описание, в качестве примера, предпочтительных вариантов осуществления изобретения со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых:
Фиг. 1 схематично показывает транспортное средство при виде сбоку двигателя внутреннего сгорания, выполненного с возможностью запускаться согласно способу, согласно настоящему изобретению,
Фиг. 2 показывает схематичный вид сбоку гибридной силовой передачи с двигателем внутреннего сгорания, который выполнен с возможностью запускаться согласно способу, согласно настоящему изобретению,
Фиг. 3 показывает схематичный вид гибридной трансмиссии с двигателем внутреннего сгорания, который выполнен с возможностью запускаться согласно способу, согласно настоящему изобретению, и
Фиг. 4-6 показывают блок-схемы последовательности операций вариантов осуществления способа запуска двигателя внутреннего сгорания в гибридной силовой передаче согласно настоящему изобретению.
ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫХ ВАРИАНТОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Фиг. 1 показывает схематичный вид сбоку транспортного средства 1, содержащего коробку 2 передач и двигатель 4 внутреннего сгорания, которые содержатся в гибридной силовой передаче 3. Двигатель 4 внутреннего сгорания соединен с коробкой 2 передач, и коробка 2 передач дополнительно соединяется с ведущими колесами 6 транспортного средства 1 через карданный вал 9. Ведущие колеса 6 оснащены тормозными устройствами 7, чтобы осуществлять торможение транспортного средства 1.
Фиг. 2 показывает схематичный вид сбоку гибридной силовой передачи 3 с коробкой 2 передач, содержащей входной вал 8, первую и вторую планетарную передачу 10 и 12, соответственно, первую и вторую электрическую машину 14 и 16, соответственно, промежуточный вал 18 и выходной вал 20. Гибридная силовая передача содержит двигатель 4 внутреннего сгорания, соединенный с коробкой 2 передач. Двигатель 4 внутреннего сгорания соединен с коробкой 2 передач через входной вал 8 коробки передач. Двигатель внутреннего сгорания имеет выходной вал 97. Выходной вал 97 двигателя 4 внутреннего сгорания соединен с входным валом коробки 2 передач. Первая планетарная передача 10 имеет первую внутреннюю коронную шестерню 22, с которой соединяется первый ротор 24 в первой электрической машине 14. Первая планетарная передача 10 также имеет первое солнечное зубчатое колесо 26 и первое водило 50 зубчатых колес планетарной передачи. Первое водило 50 зубчатых колес планетарной передачи соединяется с двигателем 4 внутреннего сгорания через входной вал 8 коробки передач. Вторая планетарная передача 12 имеет вторую внутреннюю коронную шестерню 28, с которой соединяется второй ротор 30 второй электрической машины 16. Вторая планетарная передача 12 имеет второе солнечное зубчатое колесо 32 и второе водило 51 зубчатых колес планетарной передачи. Первое и второе солнечные зубчатые колеса 26 и 32, соответственно, размещаются коаксиально, что, согласно, показанному варианту осуществления, влечет за собой то, что первый главный вал 34, размещаемый на первом солнечном зубчатом колесе 26, идет внутри второго главного вала 36, который оснащен центральным отверстием 38, размещаемым на втором водиле 51 зубчатых колес планетарной передачи. Также можно размещать первое и второе солнечные зубчатые колеса 26 и 32, соответственно, а также первый главный вал 34 и второй главный вал 36, параллельно и рядом друг с другом. В этом случае, промежуточный вал 18 надлежащим образом расположен между первым главным валом 34 и вторым главным валом 36, и крутящий момент может извлекаться непосредственно из промежуточного вала 18. Таким образом, промежуточный вал 18 составляет, в этом случае, выходной вал 20.
Двигатель 4 внутреннего сгорания соединен с первым водилом 50 зубчатых колес планетарной передачи, и первое водило 50 зубчатых колес планетарной передачи соединяется со вторым солнечным зубчатым колесом 32.
Первая электрическая машина 14 оснащена первым статором 40, который соединяется с транспортным средством 1 через картер 42 коробки передач, окружающий коробку 2 передач. Вторая электрическая машина 16 оснащена вторым статором 44, который соединяется с транспортным средством 1 через картер 42 коробки передач, окружающий коробку 2 передач. Первая и вторая электрическая машина 16 соединяются с устройством 46 накопления энергии, таким как аккумулятор, который, в зависимости от рабочего режима транспортного средства 1, управляет электрическими машинами 14 и 16, соответственно. В других рабочих режимах, электрические машины 14 и 16, соответственно, могут работать в качестве генераторов, при этом мощность подается в устройство 46 накопления энергии. Электронное устройство 48 управления соединяется с устройством 46 накопления энергии и управляет подачей мощности в электрические машины 14 и 16, соответственно. Предпочтительно, устройство 46 накопления энергии соединяется с электрическими машинами 14 и 16, соответственно, через переключатель 49, который соединяется с устройством 48 управления. В некоторых рабочих режимах, электрические машины 14 и 16, соответственно, также могут управлять друг другом. Электрическая мощность затем направляется из одной из электрических машин 14, 16 во вторую электрическую машину 14, 16 через переключатель 49, соединенный с электрическими машинами 14, 16. Таким образом, можно добиваться баланса мощностей между электрическими машинами 14, 16. Другой компьютер 53 также может соединяться с устройством 48 управления и коробкой 2 передач.
Первая планетарная передача 10 оснащена первым водилом 50 зубчатых колес планетарной передачи, на котором монтируется первый набор зубчатых колес 52 планетарной передачи. Вторая планетарная передача 12 оснащена вторым водилом 51 зубчатых колес планетарной передачи, на котором монтируется второй набор зубчатых колес 54 планетарной передачи. Первый набор зубчатых колес 52 планетарной передачи взаимодействует с первой внутренней коронной шестерней 22 и первым солнечным зубчатым колесом 26. Второй набор зубчатых колес 54 планетарной передачи взаимодействует со второй внутренней коронной шестерней 28 и вторым солнечным зубчатым колесом 32. Входной вал 8 коробки 2 передач соединяется с первым водилом 50 зубчатых колес планетарной передачи.
Первое соединительное устройство 56 расположен между первым солнечным зубчатым колесом 26 и первым водилом 50 зубчатых колес планетарной передачи. Посредством размещения первого соединительного устройства 56 таким образом, что первое солнечное зубчатое колесо 26 и первое водило 50 зубчатых колес планетарной передачи соединяются между собой и, следовательно, не могут вращаться относительно друг друга, первое водило 50 зубчатых колес планетарной передачи и первое солнечное зубчатое колесо 26 должны вращаться с равными частотами вращения.
Второе соединительное устройство 58 расположен между вторым солнечным зубчатым колесом 32 и вторым водилом 51 зубчатых колес планетарной передачи. Посредством размещения второго соединительного устройства 58 таким образом, что второе солнечное зубчатое колесо 32 и второе водило 51 зубчатых колес планетарной передачи соединяются между собой и, следовательно, не могут вращаться относительно друг друга, второе водило 51 зубчатых колес планетарной передачи и первое солнечное зубчатое колесо 32 должны вращаться с равными частотами вращения.
Предпочтительно, первое и второе соединительные устройства 56, 58 содержат первую и вторую соединительную шлицевую втулку 55 и 57, соответственно, которые являются аксиально переключаемыми на шлицевые секции, соответственно, на первом и втором водиле 50 и 51 зубчатых колес планетарной передачи и на шлицевые секции на соответствующих солнечных зубчатых колесах 26 и 32. Посредством переключения соответствующей соединительной втулки 55, 57 таким образом, что шлицевые секции соединяются через соответствующие соединительные втулки 55, 57, первое водило 50 зубчатых колес планетарной передачи и первое солнечное зубчатое колесо 26, а также второе водило 51 зубчатых колес планетарной передачи и второе солнечное зубчатое колесо 32, соответственно, становятся взаимно сцепленными между собой и не могут вращаться относительно друг друга.
Первое и второе соединительное устройство 56, 58 согласно варианту осуществления, показанному на фиг. 2, размещаются между первым солнечным зубчатым колесом 26 и первым водилом 50 зубчатых колес планетарной передачи и между вторым солнечным зубчатым колесом 28 и вторым водилом 51 зубчатых колес планетарной передачи, соответственно. Тем не менее, можно размещать дополнительное или альтернативное соединительное устройство (не показано) между первой внутренней коронной шестерней 22 и первым водилом 50 зубчатых колес планетарной передачи, а также размещать дополнительное или альтернативное соединительное устройство (не показано) между второй внутренней коронной шестерней 28 и вторым водилом 51 зубчатых колес планетарной передачи.
Первое водило 50 зубчатых колес планетарной передачи для первой планетарной передачи 10 в этом варианте осуществления фиксированным образом соединяется со вторым солнечным зубчатым колесом 32 второй планетарной передачи 12. Альтернативно, первое водило 50 зубчатых колес планетарной передачи фиксированным образом соединяется со второй внутренней коронной шестерней 28 второй планетарной передачи 12.
В этом варианте осуществления, третье соединительное устройство 59 расположен между первой коронной шестерней 22 и картером 42 коробки передач. Посредством приведения в действие третьего соединительного устройства 59 таким образом, что первая коронная шестерня 22 и картер 42 коробки передач соединяются между собой и, соответственно, не могут вращаться относительно друг друга, должно возникать переключение "вниз" крутящего момента, другими словами, должно возникать переключение "вверх" частоты вращения с водила 50 зубчатых колес планетарной передачи на первое солнечное зубчатое колесо 26.
В этом варианте осуществления, четвертое соединительное устройство 61 расположен между второй внутренней коронной шестерней 28 и картером 42 коробки передач. Посредством приведения в действие четвертого соединительного устройства 61 таким образом, что вторая коронная шестерня 28 и картер 42 коробки передач соединяются между собой и, соответственно, не могут вращаться относительно друг друга, должно возникать переключение "вниз" крутящего момента, другими словами, должно возникать переключение "вверх" частоты вращения с водила 50 зубчатых колес планетарной передачи на второе солнечное зубчатое колесо 32.
Предпочтительно, третье и четвертое соединительное устройство 59, 61 содержат третью и четвертую соединительную шлицевую втулку 65 и 67, соответственно, которые являются аксиально переключаемыми на соответствующих шлицевых секциях первой и второй коронных шестерен 22 и 28, а также на шлицевой секции картера 42 коробки передач. Посредством переключения соответствующих соединительных втулок 65, 67 таким образом, что шлицевые секции соединяются через соответствующие соединительные втулки 65, 67, первая коронная шестерня 22 и картер 42 коробки передач, и вторая коронная шестерня 28 и картер 42 коробки передач, соответственно, сцеплены и не могут вращаться относительно друг друга.
Трансмиссионное устройство 19, которое содержит первую зубчатую пару 60, размещаемую между первой планетарной передачей 10 и выходным валом 20, соединяется с первым и вторым главным валом 34, 36. Первая зубчатая пара 60 содержит первую сателлитную шестерню 62 и первое зубчатое колесо 64, которые находятся в зацеплении между собой. Вторая зубчатая пара 66 расположен между второй планетарной передачей 12 и выходным валом 20. Вторая зубчатая пара 66 содержит вторую сателлитную шестерню 68 и второе зубчатое колесо 70, которые находятся в зацеплении между собой. Третья зубчатая пара 72 расположен между первой планетарной передачей 10 и выходным валом 20. Третья зубчатая пара 72 содержит третью сателлитную шестерню 74 и третье зубчатое колесо 76, которые находятся в зацеплении между собой. Четвертая зубчатая пара 78 расположен между второй планетарной передачей 12 и выходным валом 20. Четвертая зубчатая пара 78 содержит четвертую сателлитную шестерню 80 и четвертое зубчатое колесо 82, которые находятся в зацеплении между собой.
На первом главном валу 34, размещаются первая и третья сателлитные шестерни 62 и 74, соответственно. Первая и третья сателлитные шестерни 62 и 74, соответственно, фиксированным образом соединяются с первым главным валом 34, так что они не могут вращаться относительно первого главного вала 34. На втором главном валу 36, размещаются вторая и четвертая сателлитные шестерни 68 и 80, соответственно. Вторая и четвертая сателлитные шестерни 68 и 80, соответственно, фиксированным образом соединяются со вторым главным валом 36, так что они не могут вращаться относительно второго главного вала 36.
Промежуточный вал 18 идет практически параллельно с первым и вторым главным валом 34 и 36, соответственно. На промежуточном валу 18, монтируются первое, второе, третье и четвертое зубчатые колеса 64, 70, 76 и 82, соответственно. Первая сателлитная шестерня 62 зацепляется с первым зубчатым колесом 64, вторая сателлитная шестерня 68 зацепляется со вторым зубчатым колесом 70, третья сателлитная шестерня 74 зацепляется с третьим зубчатым колесом 76, и четвертая сателлитная шестерня 80 зацепляется с четвертым зубчатым колесом 82.
Первое, второе, третье и четвертое зубчатые колеса 64, 70, 76 и 82, соответственно, могут по отдельности фиксироваться на и высвобождаться от промежуточного вала 18 с помощью первого, второго, третьего и четвертого соединительных элементов 84, 86, 88 и 90, соответственно. Соединительные элементы 84, 86, 88 и 90, соответственно, предпочтительно состоят из шлицевых секций на зубчатых колесах 64, 70, 76 и 82, соответственно, и на промежуточном валу