Способ и комплекс средств эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в режиме чрезвычайной ситуации

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области обнаружения чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий. Способ эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в режиме чрезвычайной ситуации включает в себя мониторинг обстановки с помощью бортовых средств наблюдения, обработку этих данных, управление полетом беспилотного летательного аппарата, доставку с помощью этого летательного аппарата малогабаритных грузов, в т.ч. средств радиосвязи, и применение беспилотного летательного аппарата в районе катастрофического характера для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Причем при применении названного летательного аппарата определяют координаты прохода для эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из района катастрофического характера, сбрасывают по периметру прохода с беспилотного летательного аппарата сигнальные пиротехнические заряды, и на опасных участках прохода - дополнительно шумовые заряды, и по мере продвижения по проходу колонн с населением пешком или на технических средствах передвижения, например на автомобилях или автобусах, и/или технических средств передвижения с материальными и культурными ценностями активизируют с помощью радиомаяков сигнальные пиротехнические заряды, обозначая ориентиры для безопасного прохода в условиях плохой видимости, а на опасных участках прохода активизируют с помощью радиомаяков шумовые заряды, дополнительно предупреждающие о возникшей опасности. Комплекс средств эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в режиме чрезвычайной ситуации включает в себя систему управления полетом и бортовые средства наблюдения беспилотного летательного аппарата, средства для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, предназначенные для доставки их в район катастрофического характера с помощью названного летательного аппарата, и полезную нагрузку, выполненную в виде малогабаритных грузов, в том числе средства радиосвязи и средства их доставки в контролируемую зону. Причем полезная нагрузка дополнительно содержит средства организации прохода для эвакуации людских и технических ресурсов из района катастрофического характера, выполненные в виде сигнальных пиротехнических и шумовых зарядов, снабженных радиомаяками, предназначенных для обозначения ориентиров для безопасного прохода в условиях плохой видимости и запуска их в режиме активации при передвижении в организуемом проходе колонн с населением пешком или на технических средствах передвижения и/или технических средств передвижения с материальными и культурными ценностями. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к области обнаружения чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий, связанных со спасением населения, материальных и культурных ценностей из района катастрофического характера при возникновении стихийных бедствий, в том числе крупномасштабных пожаров, катастроф и аварий, а также при чрезвычайных ситуациях, возникших при применении возможным противником современных средств поражения или в результате проведения террористических актов.

Известно (Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1995 г.), что ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций включает в себя совокупность мероприятий, проводимых в кротчайшие сроки в целях оказания всех видов помощи пострадавшему населению в очагах поражения (заражения), в зонах катастрофического затопления и в районах стихийных бедствий, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, а также восстановления жизнедеятельности городов, населенных пунктов и объектов народного хозяйства.

В работе (А.В. Шевченко, Н.М. Леонов, Н.И. Паращенко, А.Н. Бычков, А.В. Золотухин, В.В. Семенов. Руководство по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Раздел IV: проведение эвакуации населения, пункты 4.1. 4.2. http://ufa-umc.ru/data/documents/3-Prilozhenie.doc), отмечено, что проведение эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации (ЧС) в каждом конкретном случае определяется условиями возникновения и развития ЧС, характером и пространственно-временными параметрами воздействия поражающих факторов источника ЧС.

При получении достоверного прогноза возникновения ЧС проводятся подготовительные мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода людей из зоны ЧС. К подготовительным мероприятиям относятся: приведение в готовность эвакоорганов и уточнение порядка их работы; уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом; распределение транспортных средств по станциям (пунктам) посадки, уточнение расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами; подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, оборудование мест привалов; подготовка к развертыванию сборных эвакуационных пунктов (СЭП), пунктов посадки - высадки; проверка готовности систем оповещения и связи; приведение в готовность имеющихся защитных сооружений. С получением сигнала на проведение эвакуации осуществляются следующие мероприятия: оповещение руководителей эвакоорганов предприятий и организаций, а также населения о начале и порядке проведения эвакуации; развертывание и приведение в готовность эвакоорганов; сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации; формирование и вывод к исходным пунктам на маршрутах пеших колонн, подача транспортных средств к пунктам посадки и посадка населения на транспорт; прием и размещение эваконаселения в безопасных районах заблаговременно подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения.

В работе (http://www.refbzd.ru.html), что защита населения в условия ЧС включает ряд мероприятий, в том числе рассредоточение и эвакуация населения из крупных городов и важных объектов, а также из зон катастрофического затопления и зон поражения. Эвакуацию, как способ защиты населения, используют давно. В СССР в годы Великой Отечественной Войны она достигла особенно больших размеров. Из европейской части страны эвакуировались заводы с рабочими, служащими и их семьями. В течение июля - ноября 1941 г. в глубокий тыл перебазировалось более 1500 промышленных предприятий

Целесообразно ли проведение эвакуации как в прежние годы с позиции обеспечения безопасности эвакуируемых? Практика современной жизни говорит о том, что население все чаще подвергается опасностям в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф в промышленности и на транспорте. Стихийные бедствия на нашей планете - явления весьма частые: землетрясения, наводнения, сходы снежных лавин, селевые потоки, оползни, массовые лесные пожары. При ликвидации последствий землетрясения в Армении 7 декабря 1988 г. из городов Ленинакан, Кировокан, Спитак, Степанаван, из других подвергшихся разрушениям населенных пунктов было эвакуировано более 110000 детей, женщин и стариков. Жарким летом 1973 г. во время движения селя из отдельных районов города Алма-Ата была проведена вначале частичная эвакуация детей, а затем и взрослого населения. В Оренбургской области в 1942 г., 1957 г., 1993 г., 1994 г., 1998 г., 2000 г. отмечались большие наводнения. Они сопровождались высоким подъемом воды, что требовало эвакуации населения из отдельных населенных пунктов. Не раз приходилось выводить и вывозить людей из зон массовых лесных пожаров. Особенно опасны так называемые верховые пожары, скорость распространения которых достигает 15-20 км/ч.

Все чаще приходится прибегать к эвакуационным мероприятиям при авариях на атомных электростанциях, при выбросах и разливах аварийно химически и биологически вредных веществ, при крупных пожарах на нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводах.

Авария на атомной электростанции в Чернобыле в апреле 1986 г. вынудила руководство Киевской области провести эвакуацию населения из 30-километровой зоны.

Известны различные способы и устройства, предназначенные для эвакуации людей при чрезвычайных ситуациях (Заявка ФРГ №3702459, кл. А63В 29/00, 1988 г.; патенты: RU №2126281, А62В 1/20, опубл 12.04.1997; RU №2059531, А62В 37/00, В62В 1/500, опубл 12.01.1993; RU 2132799, В64С 27/00 (1995.01), опубл. 10.07.1999; № RU №2205048, А62В 37/00 (2000.01), А62В 1/00 (2000.01) опубл. 27.05.2003; RU №2373979, А62В 99/00 (2009.01), опубл. 27.11.2009; №2381959, В64С 27/00 (2006.01), А62В 1/00 (2006.01), опубл. 20.02.2010; RU №2411051, А62В 1/00 (2006.01), А62В 99/00 (2009.01), опубл. 10.02.2011; RU №2486936, А62В 99/00 (2009.01), опубл. 10.07.2013; RU №2490038, А62В 1/10 (2006.01), опубл 20.08.2013; RU №2546422, А62В 1/00 (2006.01), опубл. 10.04.2015; и другие), которые решают задачи эвакуации небольших групп людей без проведения крупномасштабных мероприятий в зонах катастрофического характера.

Известен способ и комплекс средств обнаружения чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий (Патент RU №2350368, А62В 99/00 (2009.01), опубл. 27.03.2009), принятые за прототип заявляемого технического решения.

Изобретение предназначено для обнаружения чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий, прежде всего катастрофического характера, связанного с угрозой жизни и здоровью людей, с нанесением материального ущерба и с загрязнением окружающей среды. На борту беспилотного летательного аппарата установлены средства наблюдения района чрезвычайной ситуации, в том числе в оптическом и/или инфракрасном диапазоне, а также средства определения координат и средства передачи по радиоканалу связи данных наблюдения и координат. Средства дистанционного пилотирования беспилотного летательного аппарата и средства приема по радиоканалу связи данных наблюдения района чрезвычайной ситуации и его координат установлены на станции мониторинга и управления. Средства для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации размещены в пилотируемом экипажем транспортном средстве. Введены средства приема с беспилотного летательного аппарата или со станции мониторинга и управления полетом данных наблюдения района чрезвычайной ситуации и его координат, а также данных о координатах, высоте и скорости полета беспилотного летательного аппарата и демонстрации их экипажу транспортного средства со средствами для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Обеспечивается интеграция в единую систему всех указанных выше средств для ликвидации чрезвычайной ситуации, что исключает технические сбои и ошибки управления.

Однако это изобретение не решает задачи эвакуации больших групп людей, техники и т.п. при проведении крупномасштабных мероприятий в зонах катастрофического характера.

Задачей настоящего изобретения является повышение эффективности работ, связанных со спасением людских и технических ресурсов с проведением крупномасштабных мероприятий в районах катастрофического характера при возникновении стихийных бедствий.

Сущность заявляемого способа заключается в том, что в способе эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в режиме чрезвычайной ситуации, включающем мониторинг обстановки с помощью бортовых средств наблюдения, обработки этих данных и управление полетом беспилотного летательного аппарата, доставку с помощью этого летательного аппарата малогабаритных грузов, в том числе средств радиосвязи, и применение беспилотного летательного аппарата в районе катастрофического характера для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, при применении названного летательного аппарата определяют координаты прохода для эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из района катастрофического характера, сбрасывают по периметру прохода с беспилотного летательного аппарата сигнальные пиротехнические заряды, и на опасных участках прохода - дополнительно шумовые заряды, и при передвижении по проходу колонн с населением, перемещающихся пешком или на технических средствах передвижения, например на автомобилях или автобусах, и/или технических средств передвижения с материальными и культурными ценностями, активизируют с помощью радиомаяков сигнальные пиротехнические заряды, обозначая ориентиры для безопасного прохода в условиях плохой видимости, а на опасных участках прохода активизируют с помощью радиомаяков шумовые заряды, дополнительно предупреждающие о возникшей опасности.

Сущность заявляемого устройства заключается в том, что в комплексе средств эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в режиме чрезвычайной ситуации, включающем систему управления полетом и бортовые средства наблюдения беспилотного летательного аппарата, средства для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, предназначенные для доставки их в район катастрофического характера с помощью названного летательного аппарата и полезную нагрузку, выполненную в виде малогабаритных грузов, в том числе средства радиосвязи и средства их доставки в контролируемую зону, при этом полезная нагрузка дополнительно содержит средства организации прохода в контролируемой зоне для эвакуации людских и технических ресурсов из района катастрофического характера, выполненные в виде сигнальных пиротехнических и шумовых зарядов, снабженных радиомаяками, предназначенных для обозначения ориентиров для безопасного прохода в условиях плохой видимости и запуска их в режиме активации при передвижении в организуемом проходе колонн с населением пешком или на технических средствах передвижения и/или технических средствах передвижения с материальными и культурными ценностями.

Технический эффект, реализуемый заявляемым способом, обуславливается следующим.

Определение с помощью беспилотного летательного аппарата координат прохода для эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из района катастрофического характера позволяет выбрать оптимальный путь их эвакуации.

Сбрасывание с беспилотного летательного аппарата по периметру прохода сигнальных пиротехнических зарядов, и на опасных участках прохода дополнительно шумовых зарядов, позволяет эффективно ограничить маршрут в условиях плохой видимости, например при большом задымлении, в тумане и тому подобное.

Активация с помощью радиомаяков сигнальных пиротехнических зарядов позволяет обозначить ориентиры для безопасного прохода в условиях плохой видимости колонн с населением, перемещающихся пешком или на технических средствах передвижения, например, на автомобилях или автобусах, и/или технических средств передвижения с материальными и культурными ценностями.

Активация с помощью радиомаяков шумовых зарядов, дополнительно предупреждающих о возникшей опасности, позволяет обратить внимание руководителя колонны на необходимость соблюдать предельную осторожность на этом участке маршрута.

Технический эффект, реализуемый заявляемым устройством, обуславливается следующим.

Исполнение средства организации прохода для эвакуации людских и технических ресурсов из района катастрофического характера в виде сигнальных пиротехнических и шумовых зарядов, снабженных радиомаяками для запуска их в режиме активации, позволяет:

- произвести, в соответствии с выбранным маршрутом, эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей из района катастрофического характера в условиях плохой видимости и лимита времени на проведения эвакуации;

- произвести автоматически активизацию с помощью соответствующих радиомаяков сигнальных пиротехнических и шумовых зарядов;

- исключить полностью отклонения колонны от выбранного маршрута.

Таким образом, отличительные признаки предлагаемого технического решения являются новыми и отвечают условию патентоспособности «новизна».

При определении соответствия отличительных признаков предлагаемого изобретения условию патентоспособности «изобретательский уровень» был проанализирован уровень техники и, в частности, известные способы и устройства, относящиеся к области обнаружения чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий, связанные со спасением населения, материальных и культурных ценностей в зонах катастрофического характера при возникновении стихийных бедствий.

В работе (Эвакуация/Раздел I Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения _ Безопасность жизнедеятельности_ учебное пособие. html. Глава 3. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Раздел 3.2. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций) отмечено, что одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация.

В некоторых ситуациях (катастрофическое затопление, длительное радиоактивное загрязнение местности) этот способ является единственно возможным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Виды и способы эвакуации классифицируются по разным признакам (схема 5).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для ее проведения является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток. Вывоз (вывод) населения в этом случае может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение нормативного времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, эвакуация может быть общей или частичной. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации. Частичная эвакуация предусматривает вывоз (вывод) из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т.п. Выбор варианта проведения эвакуации проводится с учетом масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является угроза жизни и здоровью людей, оцениваемая по заранее установленным для каждого вида опасностей критериям.

Однако меры по безопасной и быстрой эвакуации из районов катастрофического характера при возникновении стихийных бедствий, заложенные в заявляемом техническом решении, в этом способе эвакуации населения не предусмотрены.

В работе (Защита при лесных, степных и торфяных пожарах http://megaobuchalka.ru/3/11814.html), отмечено, что в случае, если огонь остановить не удалось и он приближается к населенному пункту, следует, помимо принятия всех противопожарных мер, приступить к эвакуации населения. Вывод или вывоз людей следует производить в направлении, перпендикулярном распространению огня. При этом двигаться следует не только по дорогам, но и вдоль ручьев и рек, а при необходимости и по самой воде.

Об эвакуации на случай наводнения, как правило, объявляется специальным распоряжением комиссии по борьбе с наводнением. Население о начале и порядке эвакуации оповещается по местным радиотрансляционным сетям и местному телевидению. Работающие и учащиеся, кроме того, оповещаются через администрацию предприятий, учреждений и учебных заведений, а неработающее население - через жилищно-эксплуатационные конторы и домоуправления. Населению сообщаются места развертывания сборных эвакопунктов, сроки явки на эти пункты, маршруты следования при эвакуации пешим порядком, а также другие сведения, сообразующиеся с местной обстановкой, ожидаемым масштабом бедствия, временем его упреждения.

Однако меры по безопасной и быстрой эвакуации из районов катастрофического характера при возникновении стихийных бедствий, заложенные в заявляемом техническом решении, в этом способе эвакуации населения не предусмотрены.

Известен способ эвакуации из среды с огнетушащим аэрозолем за счет направляющих фотолюминесцентных систем (Патент РФ №2419469 от 03.06.2011 г., кл. А62В 3/00 (2006.1), в котором фотолюминесцентные системы располагают на уровне не выше одного метра от уровня пола, например, вдоль плинтуса или стены. Фотолюминесцентные системы содержат оптимальным образом подобранное для конкретного аэрозолеобразующего состава количество сульфида цинка и алюмината стронция, покрытых прозрачным связующим веществом, например, акриловым лаком, при этом поверхность для нанесения фотолюминесцентного материала выполняют предпочтительно белого цвета. В описании способа приведены оптимальные варианты размещения фотолюминесцентной системы, которые включают непрерывное указание направления эвакуации на уровне талии человека, например, вдоль стен или лестничных перил, а также вдоль плинтуса.

Основным недостатком этого способа является то, что фотолюминесцентная полоса не обеспечивает необходимой видимости указателя эвакуационных путей при пожаре в течение всего времени ликвидации чрезвычайной ситуации, например, при аномальном развитии пожара, поломке вентиляционной системы и тому подобное.

В настоящее время совершенствование технологии изготовления фотолюминесцентных материалов развивается по пути увеличения яркости и длительности послесвечения. В случае возникновения пожара в замкнутом пространстве при большом его задымлении наиболее важное значение имеет яркость свечения фотолюминесцентной системы, начальное значение которой для современных фотолюминесцентных материалов составляет 3000 мкд/м2. Однако яркость послесвечения фотолюминесцентной полосы с течением времени заметно уменьшается, например, через 1 час она составит уже 60 мкд/м2 (fireman.ru>of/electon/fec.html).

Известен способ обеспечения видимости в среде огнетушащего аэрозоля за счет специального освещения путем обеспечения безопасной эвакуации из заполненного огнетушащим аэрозолем помещения (Патент РФ №2419470, опубл. 27.05.2011, кл. А62В 3/00 (2006.1). Причем для конкретного огнетушащего аэрозоля подбирают оптимальный источник освещения, обеспечивающий максимально возможную дистанцию видимости в аэрозольной среде, после чего используют специально рекомендованные источники освещения на путях эвакуации людей и спасателей.

Недостатками этого способа являются то, что свет, исходящий от постоянного источника освещения, будет менее заметен в задымленном помещении, чем от пульсирующего источника освещения, ввиду того, что последний оказывает большее раздражающее воздействие на сетчатку человеческого глаза.

Следует отметить, что приведенные технические решения являются стационарными, предназначены для оборудования узких проходов и не могут применяться при проведении крупномасштабных эвакуационных мероприятий из районов катастрофического характера при возникновении стихийных бедствий.

Анализ других технических решений показал, что известные способы и устройства не решают отмеченные ранее задачи, решаемые заявляемым способом и устройством.

На основании изложенного можно сделать вывод, что заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности «изобретательский уровень», а само изобретение является новым.

В дальнейшем изобретение поясняется примером его реализации.

На фиг. 1 представлена схема мониторинга обстановки в районе катастрофического характера с помощью бортовых средств наблюдения беспилотного летательного аппарата; на фиг. 2. - схема формирования прохода для эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из района катастрофического характера посредством сбрасывания по периметру прохода с беспилотного летательного аппарата сигнальных пиротехнических зарядов, и на опасных участках прохода - дополнительно шумовых зарядов; на фиг. 3 - схема маршрута, предназначенного для безопасного прохода колонн с населением пешком или на технических средствах передвижения и/или технических средствах передвижения с материальными и культурными ценностями в условиях плохой видимости с использованием сигнальных пиротехнических зарядов и шумовых зарядов для обозначения ориентиров.

Заявляемое техническое решение реализуется следующим образом.

Для обнаружения чрезвычайной ситуации, прежде всего катастрофического характера, связанного с угрозой жизни и здоровью людей, с нанесением материального ущерба и с загрязнением окружающей среды производят следующие действия:

- с помощью бортовых средств наблюдения 1 беспилотного летательного аппарата-разведчика 2 производят мониторинг района 3 возможной или реальной чрезвычайной ситуации (фиг. 1), который включает в себя наблюдение в оптическом, и/или инфракрасном, и/или сверхвысокочастотном, и/или микроволновом диапазонах в районе катастрофического характера;

- при обнаружении реальной чрезвычайной ситуации определяют координаты, характер и масштабы ее распространения и осуществляют передачу данных на станцию мониторинга и управления полетом.

После обработки этих данных на станции определяют координаты безопасного прохода 4 (фиг. 3) для эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из района катастрофического характера. Затем направляют на выбранный проход 4 (маршрут) беспилотный летательный аппарат-транспортник 5 (фиг. 2), снаряженный сигнальными пиротехническими зарядами 6 и шумовыми зарядами 7, каждый из которых снабжен радиомаяком 8.

По прибытии беспилотного летательного аппарата-транспортника 5 (БЛА) в контролируемую зону по команде со станции управления полетом с помощью электромеханического устройства (условно не показано) по периметру прохода 4 с этого летательного аппарата 5 (фиг. 2) сбрасывают на парашютах 9 сигнальные пиротехнические заряды 6 (условно показаны в момент сбрасывания указанных зарядов с БЛА в начале выбранного маршрута), и на опасных участках прохода - дополнительно шумовые заряды 7 (условно показаны в момент сбрасывания указанных зарядов с БЛА в конце выбранного маршрута).

Заряды 6 и 7 предназначены для безопасного передвижения по проходу колонн с населением, передвигающихся пешком или на технических средствах передвижения, например, на автомобилях или автобусах, и/или технических средств передвижения с материальными и культурными ценностями.

После приземления на поверхность земли 10 сигнальных пиротехнических зарядов 6 и шумовых зарядов 7 на них активизируют радиомаяки 8 и проверяют (тестируют) систему запуска указанных зарядов. В дальнейшем радиомаяки 8 работают в режиме «ожидания».

В случае, когда при посадке на пересеченной местности парашют 9 с зарядом 6 или 7 зацепляется за дерево, телеграфный столб и тому подобное препятствие, его не снимают с этого препятствия, так как это не влияет на условия их «видимости» и активизации.

Замене зарядов 6 и 7 подлежат только те, которые попали при посадке, например, в воду, в ущелье и тому подобное, в которых радиомаяки пропадают из зоны «видимости».

Беспилотный летательный аппарат-транспортник 5 производит повторный облет контролируемой зоны, проверяет координаты нахождения зарядов 6 и 7 с помощью соответствующего радиомаяка 8 и сбрасывает дополнительные заряды 6 и 7 взамен вышедших из строя при аномальном приземлении, в том числе при отказе парашюта, поломке радиомаяка и тому подобное.

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из района катастрофического характера производится следующим образом (фиг. 3).

После сообщения со станции управления полетом о готовности прохода 4 на заданном маршруте руководитель эвакуационного органа принимает решение о проведении немедленной эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в режиме чрезвычайной ситуации из района катастрофического характера независимо от времени суток, погоды, условий видимости на маршруте движения, связанных, например, с большой задымленностью и другими опасными факторами пожара, туманом и тому подобное.

По прибытии на выбранный проход 4 (маршрут) колонн с населением 11, передвигающихся пешком или на технических средствах передвижения, например, на автомобилях или автобусах, и/или технических средств передвижения 12 с материальными и культурными ценностями производят следующие действия (фиг. 3):

- активизируют по мере продвижения колонны с помощью радиомаяков 8 сигнальные пиротехнические заряды 6, обозначая ориентиры для безопасного прохода в условиях плохой видимости;

- активизируют на опасных участках прохода с помощью радиомаяков 8 шумовые заряды 7, дополнительно предупреждающие о возникшей опасности;

- осуществляют безопасный проход указанных колонн 11 и технических средств передвижения 12, используя с этой целью обозначенные по маршруту движения ориентиры для безопасного прохода в условиях плохой видимости, например, при пожаре в тумане, или связанными с другими опасными факторами, возникающими при наводнении, землетрясении, а также связанными с эвакуацией беженцев из зоны боевых действий.

На фиг. 3 представлена сборная эвакуационная колонна, состоящая из пеших колонн 11, в арьергарде которой находится замыкающая колонна 13, и технических средств передвижения 12, в авангарде которой находится головное техническое средство передвижения 14 с руководителем эвакуационного органа.

На головном техническом средстве передвижения 14 установлено устройство 15 активизации радиомаяков. При передвижении головного технического средства передвижения по проходу 4 устройство 15 активизирует по маршруту движения необходимые радиомаяки 8, которые запускают соответствующие пиротехнические заряды 6 и шумовые заряды 7.

Продолжительность работы пиротехнических зарядов 6 и шумовых зарядов 7 подбирается исходя из времени полного прохождения сборной эвакуационной колонны по проходу 4.

При этом оптимальное освещение, создаваемое сигнальными пиротехническими зарядами 6, подбирается с учетом обеспечения максимально возможной дистанции видимости в создавшейся, например, при пожаре оптической среде. Этот вопрос подробно рассмотрен в теории рассеяния электромагнитного излучения сферическими частицами Ми [Дейрменджан Д. Рассеяние электромагнитного излучения сферическими полидисперсными частицами. - М.: Мир, 1971. - 303 с.].

Зная массу всех горючих и трудно горючих материалов, находящихся, например, на горящем промышленном объекте или в лесистой местности, скорость выгорания пожарной нагрузки; газообмена очага пожара с окружающей средой и с внешней атмосферой и тому подобное, молено определить максимальную концентрацию продуктов сгорания в дыме (смесь воздуха с продуктами сгорания и имеющихся в них твердых частиц) на пожаре, которая зависит от интенсивности газообмена и количества этих продуктов, выделяющихся с 1 м2 площади горения.

Применяя указанную выше теорию можно вычислить объемный коэффициент рассеивания света оптической средой, зависящий от длины волны падающего света, размера рассеивающих частиц и их показателя преломления. Согласно найденной длине волны можно рекомендовать применение соответствующих сигнальных пиротехнических зарядов на стадии принятия решения по созданию безопасных проходов, связанных со спасением населения, материальных и культурных ценностей из зон катастрофического характера при возникновении стихийных бедствий.

Причем пиротехнические заряды 16 и шумовые заряды 17, радиомаяки 8 которых не попали в зону «видимости» устройства 15, продолжают работать в режиме «ожидания» до момента их активизации по мере передвижения сборной эвакуационной колонны.

Следует отметить, что пиротехнические заряды 6 размещают, как правило, для обозначения ориентиров для безопасного прохода сборной эвакуационной колонны в условиях плохой видимости и обеспечивают максимально возможную дистанцию видимости в возникшей оптической среде, а шумовые заряды 7 - дополнительно на особо опасных участках прохода 4, например, на крутых поворотах маршрута эвакуации, опасных обрывах или склонах, при подходе к мостам, переправам и другим сложным участкам маршрута эвакуации, которые предупреждают колонны с помощью звука, например, сирены о возникшей опасности.

Промышленная применимость заявленного технического решения заключается в следующем.

Изобретение предназначено для обнаружения чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий, связанных со спасением населения, материальных и культурных ценностей из зон катастрофического характера при возникновении стихийных бедствий.

В настоящее время для обнаружения чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий широко используются в Российской Федерации и за рубежом беспилотные летательные аппараты различного исполнения, причем их применение не требует доработки элементов и узлов их конструкции при реализации заявляемого технического решения.

Современные выпускаемые промышленностью беспилотные летательные аппараты обладают:

- экономичностью по сравнению с пилотируемыми самолетами;

- упрощенной инфраструктурой при обслуживании БЛА;

- возможностью быстрого развертывания приданных БЛА сил и средств для обнаружения чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий.

Промышленностью налажен выпуск различных сигнальных пиротехнических зарядов и шумовых зарядов, применение которых не требует доработки элементов и узлов их конструкции при реализации заявляемого технического решения.

Доставка малогабаритных грузов и сброс их с беспилотного летательного аппарата в районе чрезвычайной ситуации, в том числе с помощью парашюта, по команде со станции управления полетом описаны в техническом решении (Патент RU №2350368, А62В 99/00 (2009.01), опубл. 27.03.2009).

По мнению автора изобретения совершенно очевидно, что при реализации заявляемого технического решения, в том числе, при организации прохода для эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из района катастрофического характера не требуется длительной специальной подготовки спасательных подразделений и значительных материальных затрат.

Анализ общеизвестных сведений из уровня техники и современных теоретических представлений особенностей развития чрезвычайной ситуаций при возникновении стихийных бедствий, в том числе крупномасштабных пожаров, катастроф и аварий, а также - развития чрезвычайной ситуаций при использовании возможным противником современных средств поражения или в результате проведения террористических актов, показал большую перспективу применения заявляемого технического решения, связанного со спасением населения, материальных и культурных ценностей путем эвакуации из района катастрофического характера.

1. Способ эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в режиме чрезвычайной ситуации, включающий мониторинг обстановки с помощью бортовых средств наблюдения, обработку этих данных и управление полетом беспилотного летательного аппарата, доставку с помощью этого летательного аппарата малогабаритных грузов, в том числе средств радиосвязи, и применение беспилотного летательного аппарата в районе катастрофического характера для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, отличающийся тем, что при применении названного летательного аппарата определяют координаты прохода для эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из района катастрофического характера, сбрасывают по периметру прохода с беспилотного летательного аппарата сигнальные пиротехнические заряды, и на опасных участках прохода - дополнительно шумовые заряды, и при передвижении по проходу колонн с населением, перемещающихся пешком или на технических средствах передвижения, например на автомобилях или автобусах, и/или технических средств передвижения с материальными и культурными ценностями активизируют с помощью радиомаяков сигнальные пиротехнические заряды, обозначая ориентиры для безопасного прохода в условиях плохой видимости, а на опасных участках прохода активизируют с помощью радиомаяков шумовые заряды, дополнительно предупреждающие о возникшей опасности.

2. Комплекс средств эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в режиме чрезвычайной ситуации, включающий систему управления полетом и бортовые средства наблюдения беспилотного летательного аппарата, средства для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, предназначенные для доставки их в район катастрофического характера с помощью названного летательного аппарата, и полезную нагрузку, выполненную в виде малогабаритных грузов, в том числе средства радиосвязи и средства их доставки в контролируемую зону, отличающийся тем, что полезная нагрузка дополнительно содержит средства организации прохода в контролируемой зоне для эвакуации людских и технических ресурсов из района катастрофического характера, выполненные в виде сигнальных пиротехнических и шумовых зарядов, снабженных радиомаяками, предназначенных для обозначения ориентиров для безопасного прохода в условиях плохой видимости и запуска их в режиме активации при передвижении в организуемом проходе колонн с населением пешком или на технических средствах передвижения и/или технических средств передвижения с материальными и культурными ценностями.