Фрикционная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

265633

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соеетских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт, свидетельства №вЂ”

Кл. 47с, 13

Заявлено 18.11.1965 (№ 944388/25-27) с присоединением заявки ¹â€”

Приоритет—

Опубликовано 09.111.1970. Бюллетень № 10

Дата опубликования описания 21 VII.1970.

Комитет по делам изобретений и открытий при Спеете Министров

СССР

МПК F 16d

УДК 621.825.54. (088.8) И. С. Горелик

Автор изобретения

Донецкий научно-исследовательский угольный институт

Заявитель

ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к упругим центробежным муфтам и может быть применено в приводах различных машин и установок при соосном соединении валов, в часгностп при относительно небольших значениях передаваемого момента и высокой скорости вращения.

Известны фрикционные муфты для соедине ния соосных валов, состоящие пз дву стаканообразных полумуфт и эластичной, например резиновой, ленты, свободно облегающей их внутреннюю поверхность. Эти муфты работа|от бесшумно, компенсируют погрешности монтажа соединяемых валов и обеспечивают разгон двигателя под малой нагрузкой.

Однако существенным недостатком известных цснтробсжных муфт является малый срок службы рсзпновой ленты, которая при длительной пробуксовке (например, в случае аварийного заклинивания ведомого вала) перегревается, начинает «гореть» и выходит из строя. Из-за того, что лента полностью скрыта внутри муфты, заменить се черезвычайно трудно.

Предлагаемая муфта отличается от известных тем, что с целью предохранения фрикционного элемента от проскальзывания при аварийнсм заклинивании ведомого вала ведомая . олумуфта выполнена в виде ступицы и свободно посаженного на нес обода, взаимодействующих между сооой с помощью двух радиальных подпружиненных фиксаторов центробежного действия в противоположны.. направлениях. один из которых расположен в ступи5 це, а другой — в ободе. При этом фиксатор, расположенный в ободе, выполнен шариковым.

Иа фиг. 1 схематично изображена фрикцпонная муфта в рабочем состоянии, общий впд; па фиг. 2, а и o — работа предохранительного

1о устройства при cамовыключении муфты и перед ее пуском.

Муфта содержит полумуфты — ведущую 1 и ведомую, образованную пз ступицы 2 и свободно посаженного на нее ооода >, эластн i15 ную, например резиновую, ленту 4, свободно облегающую внутреннюю поверхность полумуфт, и предохранительное устропство, выполненное в виде плунжера 5 пальцеього типа c пружиной 6, размещенного в ступице, и плун2p iKepa 7 с пружиной 8 и шариком 9, размещенного в ободе.

Пружины 6 и 8 регулируются пробками 10 и 11. Ступица в местах перекатывания шарика снабжена кольцевой канавкой в для уменьше25 нпя контактных напряжений.

Процесс замены эластичной ленты облегчен за счет разборного выполнения ведомой полумуфты: обод сдвигают в направлении ведомого вала и снимают со ступицы полумуфты. ОссЗС вая фиксация обода на ступице производится

265633 кольцом 12, которое крепится к ступ;ще болтами.

Подпружиненный плунжер с шариком служит только дlя запчсеа (Вклгоче!!ия) муфгы, а подпружиненный плунжер пальцевого типа выполняет две функции: создает надежное соединение обода со ступицей при нормальной работе муфты и срабатывает, обеспечивая самовыключение муфты, при аварийной перегрузке, вызывающей пробуксов!.у ленты, Для надежного запуска муфты илуH?Kåð 5 должен включаться (входить в зенковку обода под действием центробежных сил) при ОООрОтах значительно более низких чем тем, при которых срабатывает (выкл!очается) шариковый фиксатор. Кроме того, во избежание пробуксовки ленты при запуске под перегрузкой, шариковый фиксатор должен быть рассчитан на передачу крутящего момента, несколько меньшего чем расчетный момент на ленте. liapooрот, фиксатор, расположенный в ступицс, должен быть рассчитан на передачу значительно большего крутящего момента чем лента, иначе муфта будет все время работать в условиях самовыключения.

Это достигается подбором геометрических параметров фиксаторов.

Нормальная работа муфты происходит за счет центробежных сил, прижима!Ощих ленту к обоим полумуфтам. Возникающая НрН этом сила трения обеспе ивает;ередачу расчетного крутящего момента. На фиг. 1 шариковый фиксатор под действием центробежных сил выключен, а пальцевый включен и соединяет обод со ступицей в единос целое. Возможные при нормалгьной работе небольшие (эпизодические) проскальзывания ленты не опасны, поскольку не вызывают значительно о уменьшения усилия прижатия плунжера 5 е ободу. И только в случае значительной пробуксовки ленты в результате резкого замедления врацения или полной остановки ведомого вала, когда пружина б отожмет пальцевый плунжер 5 до упора внутрь расточеи сгупицы, произойд T самовыел!очение муфты. При этом обод вместе с лентой и ведущей полумуфтой будут вращаться относительно сгупицы при выключенных фиксаторных устройства.; (фиг. 2,а). Таким образом, опасное сколь?еение ленты по ободу автоматически заменяется безопасным вращением ленты вместе с ободом, чем и предотвращается перегрев ленты.

Для оеспрепятственного вращения обода по (p ступице между ними и сопрягаемыми деталями фиксаторного устройства в выелк>ченном состоянии предусмотрены гарантированные зазоры. В положении самовыключения муфта передает практически нулевой крутящий мо15 мент. Холостое вращение муфты будет продолжаться вплоть до принудительной остановки ее, после чего детали фиксаторного устройства займут положение, показанное на фиг.

2,б. В этом случае вращения нет, и центробе>к20 ные силы отсутствуют, в результате чего пальцевый плунжер 5 выключен пру>кипой г>, а шарик 9 включен. пружиной 8. Муфта в таком положении автоматически готова к очередному запуску после ликвидации причин аварии.

Пред м ет изобретен и я

1. Фр>геционная муфта, например центробежная ленточная, состоящая из двух полу30 муфт и фрикционного элемента, прилегающего к рабочим поверхностям полумуфт, от!и;аюигаяся тем, что, с целью предохранения фрикционного элемента от проскальзывания при аварийном заклинивании ведомого вала, веЗ5 домая полумуфта выполнена из ступицы и свободно посаженного на нее обода, взаимодействующих между собой с помощьго двух радиальных подпружиненных фиксаторов центробежного действия в противоположных на40 правлениях, один из которых расположен в ступице, а другой — в ободе.

2. Муфта по п. 1, Отличаюгиаяся тем, что фиксатор, помещенный в ободе, выполнен шариковым.

265633

Д 7 З Ю а

Составитель А Шаповаленко

Редактор Г. К. Гончарова Тсхред 3. Н. Тараненко Корректор Л. С. Веденеева

Заказ 2946 Тираж 480 Подписное IHIINIIH Комитета по делам изобретений и откргвгий при Совете Министров СССР

Москва, 7К-З5, Раугпская паб., д. 4/5

Загорская типография