Способ лечения дисплазии тазобедренного сустава у новорожденных и детей первого года жизни

Способ относится к медицине, а именно к детской ортопедии. Делают последовательно ножками ребенка, в пассивно-растягивающем режиме, с максимально возможной амплитудой три упражнения: сгибание – разгибание в тазобедренных и коленных суставах, отведение – приведение в тазобедренных суставах и разведение с наружной ротацией бедер, причем каждое упражнение комплекса повторяют по 10-30 раз со статическим удержанием в течение 5-10 секунд позы, соответственно, сгибания, разгибания, отведения, приведения и наружной ротации бедер, весь комплекс из трех упражнений выполняют 2-3 раза в день, до момента, пока ребенок не начнет самостоятельно ходить с полной опорной нагрузкой. Технический результат заключается в полном излечении дисплазии тазобедренного сустава с восстановлением опорной функции.

Реферат

Способ относится к медицине, а именно к детской ортопедии, и предназначен для лечения новорожденных и детей первого года жизни с недоразвитием тазобедренного сустава - дисплазией, осложненной подвывихом головки бедра и укорочением длины ножки.

Основными традиционными способами лечения дисплазии тазобедренного сустава у новорожденных и у детей первого года жизни является внешнее воздействие: различные виды массажа мышц нижних конечностей (Н.А. Белая, 1974; М.С. Панаев, 2003) в сочетании с применением специальных лечебных фиксирующих шин, удерживающих головку бедра в недоразвитой вертлужной впадине (Т.С. Зацепин, 1966).

Также известен способ лечения дисплазии тазобедренного сустава, сочетающий четыре вида массажа (классический, точечный, сегментарный и монгольский «АГЛА-ДАРАН» (Патент RU №2063740, 1996 г., М., кл. А61Н).

Однако указанные способы лечения дисплазии тазобедренного сустава у новорожденных и детей первого года жизни не оказывают прямого внешнего воздействия на опорные ткани недоразвитого тазобедренного сустава (суставной хрящ, хрящевую губу, капсулу, головку бедра), причем массаж часто расслабляет околосуставные мышцы, понижая их тонус. Поэтому при обучении детей самостоятельной ходьбе опорные ткани тазобедренного сустава не могут обеспечить в статике устойчивое удержание головки бедра в вертлужной впадине, что всегда приводит к рецидиву подвывиха и прогрессированию дисплазии с укорочением длины конечности. В результате у ребенка появляется хромота при ходьбе, болевой синдром, а в дальнейшем развивается диспластический коксартроз.

Целью предложенного способа лечения дисплазии тазобедренного сустава у новорожденных и детей первого года жизни является правильное формирование опорных тканей тазобедренного сустава (суставного хряща, хрящевой губы, капсулы, головки бедра) и повышение их прочности, а также усиление тонуса околосуставных мышц нижних конечностей ребенка.

Указанная цель достигается тем, что делают ножками ребенка последовательно, в пассивном растягивающем режиме, с максимально возможной амплитудой и со статическим компонентом в одном лечебном сеансе три упражнения: сгибание - разгибание, отведение - приведение и разведение с наружной ротацией, причем каждое упражнение комплекса повторяют по 10-20 раз со статическим компонентом в 5-10 секунд, а весь комплекс из трех упражнений делают 2-3 раза в день в течение 9-12 месяцев, пока ребенок не начнет самостоятельно ходить с полной опорной нагрузкой.

Способ лечения дисплазии тазобедренного сустава у новорожденных и детей первого года жизни осуществляют следующим образом.

1. Исходное положение. Ребенок лежит на спинке с вытянутыми ножками. Врач фиксирует прямые ножки ребенка пальцами рук на уровне голеней и коленных суставов: правой рукой - левую ножку, левой рукой - правую ножку, так, чтобы I - IY-Y пальцы рук обхватывали снизу голень на уровне верхней трети, а вытянутые II-III пальцы лежали на передней поверхности коленного сустава и удерживали коленную чашечку.

2. Затем начинают выполнение комплекса из трех лечебных упражнений.

Первое упражнение комплекса: сгибание-разгибание ножек в тазобедренных и коленных суставах. Первоначально плавным растягивающим усилием выпрямляют ножки ребенка и удерживают статически позу растяжения 5 секунд (исходное положение). При двухсторонней дисплазии растягивающее усилие прикладывают на обе ножки симметрично. При односторонней дисплазии с подвывихом головки бедра и укорочением длины ножки, растягивающее усилие прикладывают асимметрично, с акцентом на короткую ножку до полного выравнивания длины обеих ног. Затем производят симметричное одновременное сгибание обеих ножек в коленных и тазобедренных суставах с усилием прижатия и удерживают статически позу сгибания 5-10 секунд. Сгибание - разгибание в тазобедренных и коленных суставах со статическим компонентом в 5-10 секунд повторяют 10-30 раз и переходят к выполнению второго упражнения.

Второе упражнение комплекса: отведение-приведение в тазобедренных суставах. Ножки прямые, фиксированы в коленных суставах пальцами рук указанным ранее методом (исходное положение). Производят одновременное симметричное отведение обеих ножек в стороны до угла 45-60° от средней линии тела с продольным растягивающим усилием, с последующим статическим удержанием положения отведения в течение 5-10 секунд. Затем, без ослабления продольного растягивающего усилия, одновременно приводят обе ножки друг к другу до полного контакта между собой боковых поверхностей коленных суставов и стоп, и статически удерживают 5-10 секунд. Максимальные положения отведения и приведения ножек ребенка повторяют по 10-30 раз.

Третье упражнение комплекса: разведение ножек с наружной ротацией бедер. Меняют исходное положение: помещают коленные суставы ребенка в ладошки, а вытянутыми пальцами удерживают оси обеих бедер на одном уровне по прямой линии в положении максимального отведения и наружной ротации головки бедра. Производят симметричное опускание обоих коленных суставов до контакта с поверхностью опоры и удерживают статически 5-10 секунд. Затем сближают коленные суставы до полного контакта и удерживают статически 5-10 секунд. Упражнение повторяют 10-30 раз.

Весь комплекс из трех упражнений со статическим компонентом повторяют 2-3 раза в день в течение 9-12 месяцев, пока ребенок не начнет самостоятельно ходить с полной опорной нагрузкой.

Положительный эффект предложенного способа состоит в полном излечении дисплазии тазобедренного сустава с восстановлением опорной функции, что исключает в дальнейшем хирургическое вмешательство и применение различных ортопедических устройств.

Пассивное растягивающее усилие на ткани тазобедренного сустава нормализует их трофику, повышая прочность и тонус. Также устраняется подвывих головки бедра и укорочение конечности, что позволяет своевременно обучить ребенка правильной ходьбе.

Возможно обучение родителей ребенка указанным упражнениям с последующими контрольными сеансами ортопеда 1 раз в неделю.

Пример. Больная Н., возраст 3 месяца. Диагноз: Дисплазия левого тазобедренного сустава с начальным подвывихом головки бедра и укорочением длины левой ножки на 0,5 см. Гипотония мышц нижних конечностей.

Диагноз дисплазии тазобедренного сустава был подтвержден данными УЗИ и рентгенографии.

В возрасте 3 месяца было начато лечение дисплазии тазобедренного сустава предложенным способом: 3 раза в день врач-ортопед делал три упражнения: сгибание-разгибание, отведение-приведение и разведение ножек с наружной ротацией. Время статического компонента при выполнении каждого упражнения постепенно увеличивалось с 5 секунд до 10 секунд, а количество повторений увеличивалось с 10 раз до 20-30 раз. В течение двух первых месяцев лечение проводил только врач-ортопед при присутствии родителей ребенка. В последующем, после обучения родителей выполнению всего комплекса из трех упражнений, врач проводил один контрольный лечебный сеанс в неделю, а в остальное время упражнения комплекса три раза в день делали родители девочки. В 7 месяцев ребенок мог стоять в кроватке, держась за решетку, а в 9 месяцев девочка начала самостоятельно ходить с полной опорой на обе ножки без хромоты. Лечение ребенка предложенным способом проводилось до исполнения возраста в один год. При контрольном осмотре выявлено излечение дисплазии тазобедренного сустава: длина ног одинаковая, функция (сгибание-разгибание, отведение-приведение, наружная ротация) в полном объеме, ходит без хромоты с полной опорной нагрузкой.

По данным УЗИ и рентгенографии оба тазобедренных сустава формируются одинаково правильно, подвывиха головки бедра слева нет.

Источники информации

1. Белая Н.А. Руководство по лечебному массажу. - М., Медицина, 1974. - С. 31 - 47.

2. Панаев М.С. Основы массажа и реабилитации в детской педиатрии. Серия «Медицина для всех». – Ростов-на-Дону. Феникс, 2003. - 320 с.

3. Зацепин Т.С. Ортопедия детского и подросткового возраста. - М., Медгиз. 1956. - С. 196 - 197, 188.

4. Способ лечения дисплазии тазобедренного сустава. Патент RU №2063710, А61Н, 1966.

Способ лечения дисплазии тазобедренного сустава у новорожденных и детей первого года жизни путем внешнего воздействия, отличающийся тем, что внешнее воздействие осуществляется следующим образом: ножками ребенка последовательно выполняют, в пассивно-растягивающем режиме, с максимально возможной амплитудой три упражнения: сгибание – разгибание в тазобедренных и коленных суставах, отведение – приведение в тазобедренных суставах и разведение с наружной ротацией бедер, причем каждое упражнение комплекса повторяют по 10-30 раз со статическим удержанием в течение 5-10 секунд позы, соответственно, сгибания, разгибания, отведения, приведения и наружной ротации бедер, весь комплекс из трех упражнений выполняют 2-3 раза в день, до момента, пока ребенок не начнет самостоятельно ходить с полной опорной нагрузкой.