Букса с цилиндрическим роликоподшипником

Иллюстрации

Показать все

Букса с цилиндрическим роликом и сепаратором из сегментов X-образного сечения содержит корпус, прижимную крышку, крепительную шайбу и упорные шайбы со стороны торцевых поверхностей наружного кольца подшипника. В упорных шайбах со стороны внутренних колец подшипника выполнены радиальные кольцевые канавки с коническими торцовыми поверхностями. В канавках упорных шайб размещены манжетные уплотнения U-образного сечения с прорезями в воротниках манжет и браслетные пружины, при этом посадочный пояс каждой манжеты поджимается браслетной пружиной к внутреннему кольцу подшипника, а воротники манжет взаимодействуют с коническими поверхностями канавок в упорных шайбах. При работе буксы податливость посадочных поясов и воротников манжет обеспечивает герметизацию полости подшипника при использовании жидкого смазочного материала, что повышает ресурс буксового узла и способствует снижению потерь на трение. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности к усовершенствованию буксы железнодорожного транспорта, и может быть использовано в устройствах с опорами качения.

Известны буксы с роликовыми подшипниками, в корпусах которых со стороны подступичной части оси колесной пары размещены лабиринтные уплотнения [1, 2]. При движении подвижного состава происходит осевое смещение колесных пар относительно корпусов букс. При перемещении осей абразивные частицы попадают в зазоры лабиринтов, втягиваются в полость буксы, смешиваются со смазочным материалом. Это приводит к изнашиванию поверхностей трения подшипников.

Известна букса с цилиндрическим роликоподшипником [3] и сепаратором из сегментов Х-образного сечения [4]. Торцевые поверхности роликов выполнены сферическими.

Между внутренними кольцами и со стороны торцовых поверхностей наружного кольца размещены упорные шайбы. Небольшой радиальный зазор между упорными шайбами и наружными поверхностями внутренних колец подшипника обеспечивает удовлетворительную герметизацию внутренней полости буксы, заполненной пластичной смазкой.

Вместе с вышеизложенным следует отметить, что воздействие осевой переменной нагрузки и ударного импульса сопровождается скольжением радиальных поверхностей упорных шайб по кольцам подшипника, повышением сил трения в сопряжениях, что требует увеличения радиального зазора, а это снижает герметичность радиального соединения и, соответственно, ресурс роликоподшипника и буксы в целом.

Цель изобретения - повышение ресурса буксы с цилиндрическим роликоподшипником.

Поставленная цель достигается тем, что в буксе с цилиндрическим роликоподшипником и сепаратором из сегментов Х-образного сечения упорные шайбы со стороны торцовых поверхностей наружного кольца подшипника выполнены с кольцевыми канавками, в которых размещены манжетные уплотнения, при этом посадочные пояса манжет взаимодействуют с внутренними кольцами подшипника, а воротники манжет с коническими поверхностями кольцевых канавок в упорных шайбах.

На фиг. 1 представлен разрез буксового узла, на фиг 2 - продольный разрез манжетного уплотнения в упорной шайбе.

Букса с цилиндрическим роликом и сепаратором из сегментов X -образного сечения содержит корпус 1, прижимную крышку 2, крепительную шайбу 3 и упорные шайбы 4 со стороны торцевых поверхностей наружного кольца подшипника. В упорных шайбах со стороны внутренних колец подшипника выполнены кольцевые канавки 5 с коническими торцовыми поверхностями. В канавках упорных шайб размещены манжетные уплотнения 6 U-образного сечения с прорезями 7 в воротниках 8 манжет 6 и браслетные пружины 9, при этом посадочный пояс 10 каждой манжеты поджимается браслетной пружиной к внутреннему кольцу подшипника, а воротники манжет взаимодействуют с коническими поверхностями канавок в упорных шайбах. В посадочных поясах манжеты выполнены отверстия 11 (6 отверстий и более) для введения в полость манжеты смазочного материала пластичного смазочного материала. Эти отверстия упрощают радиальную сборку манжет с упорными шайбами. При сборке буксы в ее полость вводят смазочный материал с меньшей вязкостью.

При работе буксы (перекос осей, биение осей под нагрузкой) податливость посадочных поясов и воротников манжет обеспечивает герметизацию полости подшипника при использовании жидкого смазочного материала.

Предлагаемое техническое решение герметизации буксового узла повышает его ресурс, способствует снижению потерь на трение.

Литература

1. Цюренко В.Н. Надежность роликовых подшипников в буксах вагонов / В.Н. Цюренко, В.А. Петров. М.: Транспорт, 1982, 96 с.

2. Справочник по электроподвижному составу, тепловозам и дизельпоездам / Под общ. Ред. А.И. Тищенко. М.: Транспорт, 1976, 158 с.

3. Пат.2564797 РФ, МПК F16C 1 33/58. Букса с цилиндрическим роликоподшипником / А.В. Бородин; заявл. 17.04.2014; опубл. 10.10.2015, бюл. №28.

4. Пат.2403464 РФ, МПК F16C 19/22, F16C 33/46, B61F 15/12. Сепаратор роликоподшипника буксы подвижного состава / А.Б. Бородин; заявл. 15.06.2009; опубл. 10.11.2010, бюл. №31, 7 с.

Букса с цилиндрическим роликоподшипником и сепаратором из сегментов X-образного сечения, содержащая корпус, прижимную крышку, крепительную шайбу и упорные шайбы со стороны торцовых поверхностей наружного кольца подшипника, отличающаяся тем, что в упорных шайбах со стороны внутренних колец подшипника выполнены радиальные кольцевые канавки с коническими торцовыми поверхностями, в канавках размещены манжетные уплотнения U-образного сечения с прорезями в воротниках манжет и браслетные пружины, при этом посадочный пояс каждой манжеты прижимается браслетной пружиной к внутреннему кольцу подшипника, а воротники манжет взаимодействуют с коническими поверхностями канавок в упорных шайбах.