Малогабаритное модульное транспортное средство

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Малогабаритное модульное транспортное средство содержит самоходное шасси с кабиной и выполнено в виде двух звеньев универсальной силовой установки прицепного модуля. Силовая установка выполнена в виде одноосного модульного мини-тягача, снабженного технологической опорной стойкой с катками или колесами для его кратковременного перемещения или стоянки. Передняя часть кабины выполнена с возможностью размещения навесного оборудования. На прицепном модуле размещено оборудование для выполнения технологических операций. Модульный мини-тягач и прицепной модуль соединены между собой универсальным разъемным соединением и поворотным шарниром. Технологическая опорная стойка размещена сзади модульного мини-тягача. Для установки навесного оборудования спереди модульного мини-тягача размещена панель. Прицепной модуль выполнен на раме в виде стальной пространственной конструкции и снабжен двумя стояночными опорами. Достигается создание линейки малогабаритных транспортных средств на единой элементной базе с максимальной унификацией комплектующих. 4 з.п. ф-лы, 9 ил.

Реферат

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к самоходным транспортным средствам, в частности к малогабаритным тягачам с прицепами и приспособлением для навешивания сельскохозяйственных или иных орудий, и может быть использовано в службах жилищно-коммунального хозяйства и дорожном хозяйстве на строительстве дорог; на приусадебных участках, фермерских хозяйствах для обработки почвы, а также как средство механизации подъемно-транспортных работ, для транспортировки грузов на прицепных тележках в крытых помещениях, межцеховых перевозках, а также на территориях аэропортов, морских и речных портов, железнодорожных вокзалов.

Заявленное техническое решение направлено на создание средств мобильного транспорта, обладающих одновременно малыми габаритами и большим сцепным весом, высокой производительностью и экологичностью, низкой себестоимостью и широкой областью применения, а также высокой надежностью в работе и удобством и комфортабельностью при эксплуатации.

Разработкой и созданием малогабаритной техники изобретатели занимались всегда и много, но не всегда это доходило до промышленного использования. Видимо, это связано, прежде всего, с необходимостью применения такой техники в сельской местности и городских условиях, а также с возможностью предприятий и их желанием производить эту технику.

Например, известен транспортно-технологический агрегат по авторскому свидетельству Российской Федерации №1733313, кл. B62D 53/00, 1992 г., который относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к средствам механизации подъемно-транспортных работ.

При его выполнении обеспечивается повышение его маневренности благодаря восприятию большей нагрузки на ходовые колеса балансирной тележки без дополнительной нагрузки на прицепное устройство энергетического модуля и возможности компоновки агрегата в зависимости от условия выполнения транспортных и технологических операций.

Например, известен мини-трактор Чернышева по свидетельству на полезную модель Российской Федерации №9429, кл. B62D 53/02, 1999 г., который относится к малогабаритным транспортам и направлен на снижение трудоемкости и расширение технологических возможностей за счет оснащения универсальным приспособлением для навешивания сельскохозяйственных орудий и сцепкой с тележкой.

Например, известен мини-трактор Крутова по патенту Российской Федерации №50968, кл. B62D 53/02, 2006 г., который относится к мини-тракторам с приспособлениями для навешивания сельскохозяйственных или иных орудий и снабжен удобной системой навески сельскохозяйственных орудий, имеющий малые габариты и высокую устойчивость, обеспечивающий удобную и надежную работу при эксплуатации.

Например, известен малогабаритный автомобиль-тягач по патенту Российской Федерации 2271956, кл. B62D 53/02, 2006 г., предназначенный преимущественно для транспортировки грузов на прицепных тележках в крытых помещениях, межцеховых перевозках, а также на территориях аэропортов, морских и речных портов, железнодорожных вокзалов.

Известное техническое решение позволило создать на базе легкового автомобиля тягач, имеющий большой сцепной вес, обладающий высокой производительностью, комфортностью и удобством при эксплуатации. Малые габариты и низкая себестоимость по сравнению с аналогичными, а также высокая надежность и экологичность обеспечивают малогабаритному автомобилю-тягачу широкую область применения как в закрытых помещения, так и на открытых площадках.

Вышеперечисленные транспортные средства представляют таковые, созданные на базе уже существующих транспортных средств и не всегда отвечают желанию владельцев использовать их для тех или иных целей. Это связано с конструкцией, не позволяющей быстро перестроить ее для получения модели определенного назначения. И не такие уж они мини-модели.

Известен компактный электрокар «Citi Transmitter» [см. ecovoice.ru].

С каждым днем все больше появляется новых моделей электромобилей. Уже разработаны варианты таких экологичных авто и на четырех колесах, и на трех колесах и даже сферические одноколесные модели.

Изобретение получило название «Citi Transmitter», что можно перевести как городской перевозчик. Это вид транспорта состоит из главного блока, в котором предусмотрен электродвигатель и к этому главному блоку можно подсоединить разные модули, необходимые для поездки.

Из-за того что по своим габаритам «Citi Transmitter» отличается компактностью, то такое авто может занимать всего половину стандартной полосы на проезжей части. Такой факт возможно сможет помочь разрешить проблему пробок в больших городах. Это транспортное средство придется очень кстати именно в часы пик в мегаполисах разных стран мира.

Примечательно, что из-за небольших размеров «Citi Transmitter» может по маневренности сравнится с мотоциклом. При этом такой вид модульного транспорта требует очень небольшого количества энергии, что поможет и сберечь окружающую природу, а также сэкономить деньги владельца машины.

За счет своей модульности автомобиль «Citi Transmitter» отличается хорошей функциональностью. Его можно назвать транспортным средством-конструктором. Каждый день можно собирать свою модель электромобиля, необходимого для решения задач именно текущего дня. Все это делает возможным использовать «Citi Transmitter» с наибольшей эффективностью и пользой для владельца.

Примечательно, что базовая часть этого авто состоит из одноместной кабины, которую есть возможность использовать отдельно. При этом автомобиль может присоединить к базовой кабине как тяжелый, так и легкий кузов, который возможно использовать для того чтобы перевезти вещи или другие полезные грузы.

Это позволяет сделать из такого экологичного вида транспорта хорошего помощника по хозяйству как в большом городе, так и в сельской местности. В том случае, если необходим автомобиль повышенной проходимости, то к базовой кабине можно подсоединить платформу на гусеничном ходу. Для дальних поездок, возможно, пригодится кабина, оснащенная обогревателем.

Однако, это очень сложная конструкция, требующая использования особых запасных частей, агрегатов, материалов и технологий, отсутствующих в России, что в наших условиях потребует больших затрат.

Легковые-грузовые автомобили представляют собой специальный вид транспорта, которые используются для осуществления грузовых перевозок на малые расстояния, а также для проведения целого ряда других работ, связанных с коммунальной и строительной сферой. Данная техника может оснащаться разным навесным оборудованием, в зависимости от типа выполняемой работы. Главной особенностью минимашин считается их небольшой размер и экономичность использования.

К таким автомобилям относится немецкий мультикар Ифа 25, который был и остается востребованным на внутреннем рынке, так как благодаря своей неприхотливости, простоте в обслуживании и экономичности данные машины способны приносить большую пользу и прибыль. Ифа 25 в свое время выпускался на немецком заводе «Industrie WerkeLudwigsfelde», который работал совместно с производителем мини-каров «Multicar». Данные машины импортировались практически во все постсоветское пространство.

Основная цель, для которой были предназначены мультикары, - это обеспечение коммунальной деятельности.

Машины поставлялись в районные и городские ЖКХ. Большое количество подобной техники работало на отечественных строительных объектах, в частности использовались для развозки стройматериалов на крупной стройке. На данный момент мультикар Ифа 25 используется в коммунальном и сельском хозяйстве, реже на частных продовольственных или строительных базах.

Маневренный мультикар Ifa может использоваться для выполнения любых видов работ. Машина имеет несколько возможных модификаций:

- самосвал;

- бортовая платформа;

- мини-подъемник;

- погрузчик;

- автомобильная лестница;

- снегоуборщик;

- цельнометаллический кузов.

В зависимости от модификации может изменяться и сфера использования данной машины. Чаще всего мультикары применяются в коммунальном и сельском хозяйстве для выполнения различных технических и бытовых работ, связанных в большей мере с грузоперевозками на малые дистанции. В строительстве и промышленности мини-грузовики используются редко, в основном на крупных объектах, где требуется частая развозка необходимых для производства комплектующих или строительных материалов. В коммунальном хозяйстве практичным вариантом является мини-бульдозер Kubota.

Однако мультикар, имеющий несущую раму, на которой собрано шасси, представляет собой «маленький грузовичок», позволяющий менять свою модификацию в основном только в части платформы.

Известен мини-трактор «Karcher Mic 34» производства Дании / Langeskov, принятый заявителем за прототип.

Модель MIC 34 С можно по праву назвать универсальным помощником, учитывающим конкретно ваши потребности в сфере чистоты. Каждый новый аппарат Керхер, сходящий с производства, собирает в себе весь конструктивный опыт предыдущих поколений и получает новые уникальные технологические качества. Устройство MIC 26 С становится незаменимым для решения задач по уходу за вашим садовым участком или прилежащей территорией. Он отлично очистит дорожки, спортплощадки, автомобильные стоянки, тротуары.

Отличительные особенности:

- возможность использовать круглый год (как зимой, так и летом);

- хороший обзор водителя;

- наличие сертификата подтверждающего безопасность;

- наличие выносливого двигателя (дизельного, 34 лошадиные силы);

- высокоэффективное использование обеспечено наличием рабочей гидравлики (производительностью 40 литров/мин);

- хорошая емкость резервуара;

- благодаря хорошему клиренсу и небольшой высоте, аппарат легко перемещается по травянистой/неровной поверхности. А наличие низкого центра тяжести и дуги безопасности «ROPS» («Roll-over protective structures» - специальная система защиты от опрокидывания), гарантирует защиту от опрокидывания или переворота в процессе работы;

- наличие светового оборудования (передние/задние фары + проблесковый маячок);

- бардачок, позволяющий хранить документы/личные вещи оператора;

- шарнирно-сочлененная рама делает аппарат высокоманевренным, и он сможет обходить такие препятствия как углы, ограды и т.д.;

- данная модель относится к категории аппарато,в снабженных самоходным шасси, что делает его грузоподъемным и высокоманевренным;

- возможность комбинировать аппарат и различное навесное оборудование позволит удовлетворить разноплановые потребности клиента в уборке (например, используя различные виды комплектующих, можно производить уход за растениями, перевезти удобрение, убрать опавшие листья или избавиться от снега);

- возможность «доукомплектовать» отопительной системой/кондиционером;

- наличие гидравлической системы;

- наличие дизельного двигателя.

Привод: 4-тактный дизельный двигатель с турбонаддувом Kubota.

Мощность двигателя, (кВт/л.с.) 24/34.
Скорость движения, (км/ч) 20.
Радиус поворота, (м) 0,75.
Собственная масса, (кг) 850.
Преодолеваемый подъем, (%) 25.
Размеры Д×Ш×В, (мм) 2410×1080×1969.

Однако при всех его преимуществах, трактор «Karcher Mic 34» является очень сложным агрегатом, собираемым из оригинальных агрегатов и деталей, выполненных из оригинальных материалов, требующих новых технологий и больших финансовых вложений.

В Советском Союзе представителями мини-транспортных средств были «трудяга» мотороллер «Муравей» и самая смешная и нужная машинка «мотоколяска». Мотоколяску пытались заменить автомобилем «Ока» на какое-то время, но и это время прошло и, как с «муравьем», - ее не стало.

У заявителя возникла идея создать новую версию «муравья», а за одно совместить этот проект с разработкой мотоколяски. Для этого должна быть одна элементная база, а лучше всего унифицированные узлы или целиком агрегат.

Категорию этого транспортного средства решено не трогать и оставить ее как квадрацикл, куда и входил грузовой вариант мотороллера. Колесную формулу сделать 4X2, она гораздо устойчивее трехколесной. Было рассмотрено два варианта привода: задний - классический и передний, как более прогрессивный, на нем и остановился. Еще вопросы по двигателю, трансмиссии, подвескам, колесам, тормозной системе и рулевому управлению. Тормоза и рулевое управление решено использовать стандартные, чтобы проще впоследствии сертифицировать этот продукт.

Перед заявителем была поставлена задача создания надежного транспортного средства, максимально не зависимого от стандартного оборудования. Но в то же время нельзя лишать предлагаемое транспортное средство всех прелестей современного автомобиля.

Технической задачей заявляемого изобретения является: создать линейку малогабаритных транспортных средств на единой элементной базе с максимальной унификацией комплектующих, используемых в отечественных автомобилях, а точнее в автомобилях Волжского автозавода, например: в автомобилях ВАЗ-2108, -2110, -2170, -1118, и их модификаций, детали к которым выпускаются большими объемами и имеют не большую стоимость для комплектации, а также этот выбор пал в связи с их доступностью. Радиус действия такого транспортного средства должен быть, по меньшей мере, до 50 км, в пределах которого транспортное средство гарантированно имеет возможность доставить груз или людей на территории небольшого района.

В предлагаемую линейку малогабаритных транспортных средств могут быть включены различные модификации транспортного средства, например:

- транспортное средство с платформой для перевозки грузов;

- транспортное средство с классическим фургоном для перевозки людей;

- транспортное средство с емкостью для перевозки жидкости;

- транспортное средство с моечно-поливочной и подметально-уборочной установками;

- транспортное средство со сцепкой платформ для перевозки пассажиров в аэропортах;

- транспортное средство со сцепкой платформ для перевозки грузов и багажа в аэропортах:

- и др.

Поставленная задача решается тем, что в предлагаемом решении самоходное шасси выполнено в виде двух звеньев: универсальной силовой установки и прицепного модуля, которые соединены между собой универсальным разъемным соединением и поворотным шарниром, кабина выполнена двухместной, а оборудование для выполнения технологических операций размещено на прицепном модуле.

Кроме того, универсальная силовая установка выполнена в виде модульного мини-тягача, который сзади снабжен технологической опорной стойкой для его кратковременного перемещения или стоянки, а спереди размещена панель для установки навесного оборудования, причем модульный мини-тягач выполнен одноосным, а опорная стойка снабжена катками или колесами.

Кроме того, прицепной модуль выполнен на раме в виде стальной пространственной конструкции, причем прицепной модуль выполнен одноосным и снабжен, по меньшей мере, двумя стояночными опорами.

Кроме того, технологическая опорная стойка выполнена регулируемой и убираемой при движении транспортного средства.

Кроме того, каждая стояночная опора выполнена регулируемой по высоте и складывающейся в транспортное положение.

Кроме того, универсальное разъемное соединение универсальной силовой установки и прицепного модуля выполнено в виде быстроразъемного фланцевого соединения.

Кроме того, панель для установки навесного оборудования выполнена в виде технологической плиты с посадочными местами под рабочие механизмы навесного оборудования.

Кроме того, поворотный шарнир представляет собой поворотный механизм с двумя степенями свободы в горизонтальной плоскости и вертикальной плоскости.

Технический результат от использования заявленного изобретения заключается в том, что, благодаря комплексному подходу к решению поставленной задачи создания целой линейки мини-техники различного назначения и в большей степени решению подбора доступных комплектующих от отечественных автомобилей, появилась такая возможность создания линейки малогабаритных модульных транспортных средств на единой элементной базе, например:

- транспортное средство с прицепным модулем в виде платформы для перевозки грузов;

- транспортное средство с прицепным модулем в виде классического фургона для перевозки людей;

- транспортное средство с прицепным модулем в виде емкости для перевозки жидкостей;

- транспортное средство с навесным и прицепным моечно-поливочным комплектом;

- транспортное средство с навесным и прицепным подметально-уборочным комплектом;

- транспортное средство, оснащенное прицепным модулем с подъемно-погрузочным комплектом;

- транспортное средство, оснащенное навесным грейдер-комплектом и прицепным модулем;

- транспортное средство в виде сцепки платформ для перевозки пассажиров в аэропортах;

- транспортное средство в виде сцепки платформ для перевозки грузов и багажа в аэропортах

- и другие модификации, которые могут создаваться как самим производителем, так и сторонними поставщиками и производителями профильной техники.

На фиг. 1 изображен модульный мини-тягач ¾ спереди слева;

на фиг. 2 - модульный мини-тягач ¾ сзади слева;

на фиг. 3 - модульный мини-тягач и прицепной модуль на виде сбоку слева;

на фиг. 4 изображено транспортное средство с навесным и прицепным подметально-уборочным комплектом;

на фиг. 5 изображено транспортное средство с навесным и прицепным моечно-поливочным комплектом;

на фиг. 6 изображено транспортное средство с навесным грейдер-комплектом и прицепным модулем;

на фиг. 7 изображено транспортное средство, оснащенное прицепным модулем с подъемно-погрузочным комплектом;

на фиг. 8 изображены примеры размещения навесного оборудования на панели для установки навесного оборудования;

на фиг. 9 изображено универсальное разъемное соединение модульного мини-тягача и прицепного модуля с поворотным шарниром (рама прицепного модуля не показана, а типовая конструкция поворотного шарнира не раскрыта).

Малогабаритное модульное транспортное средство включает универсальную силовую установку, выполненную в виде модульного мини-тягача 1, и прицепной модуль 2, которые соединены между собой универсальным разъемным соединением 3 посредством поворотного шарнира 4. Универсальное разъемное соединение 3 позволяет менять прицепные модули 2 с последующим выполнением коммуникационных подсоединений энергоносителей, в том числе электрики и гидравлики. А поворотный шарнир 4 обеспечивает соединению модульного мини-тягача 1 и прицепного модуля 2 эффект «ломающейся рамы», что при поворотах обеспечивает хорошую маневренность, особенно на ограниченных пространствах. Это позволяет использовать заявляемое малогабаритное модульное транспортное средство на узких дорожках и в помещениях.

Поворотный шарнир 4 выполнен в виде поворотного механизма с двумя степенями свободы в горизонтальной плоскости и вертикальной плоскости. А при соединении модульного мини-тягача 1 с прицепным модулем 2 посредством поворотного шарнира 4 получают транспортное средство с шарнирно-сочлененной рамой, как у трактора «Кировец». При этом конструктивное исполнение поворотного шарнира 4 может быть различным, поэтому внутреннее содержание его на чертеже не показано (см. фиг. 9).

Модульный мини-тягач 1 выполнен одноосным. Сзади он снабжен технологической опорной стойкой 5, а спереди размещена панель 6 для установки навесного оборудования, например: грейдер-комплекта, подметально-уборочного комплекта, моечно-поливочного комплекта, дорожно-ремонтного комплекта, подъемно-погрузочного комплекта и прочего специального навесного оборудования. Технологическая опорная стойка 5 выполнена регулируемой по высоте и снабжена временными катками 7 или колесами для кратковременного перемещения с целью соединения с прицепным модулем 2 и временной стоянки. Модульный мини-тягач 1 имеет кабину 8 управления силовой установкой и трансмиссией. Это замкнутая самодостаточная часть модульного мини-тягача 1. Кабина 8 достаточно компактная и одновременно комфортная для двух человек. Высокая посадка и хорошая обзорность позволяют легко ориентироваться при выполнении работ.

Прицепной модуль 2 имеет в основании раму 9, которая выполнена в виде стальной пространственной конструкции. Она обеспечивает общую жесткость несущей конструкции транспортного средства и безопасность водителя и пассажира, а также увеличивает ремонтопригодность конструкции. Причем прицепной модуль 2 выполнен одноосным и снабжен, по меньшей мере, двумя стояночными опорами 10 удерживающими в равновесии прицепной модуль 2 на стоянке. Каждая стояночная опора 10 выполнена регулируемой по высоте и складывающейся в транспортное положение. Прицепной модуль 2 предназначен для размещения оборудования для выполнения технологических операций, а именно: на нем может быть размещена платформа для перевозки грузов с подъемно-погрузочным комплектом, классический фургон для перевозки людей, емкость для перевозки жидкостей, емкость для сбора мусора, платформа для перевозки пассажиров, грузов или багажа и т.п.

Универсальное разъемное соединение 3 модульного мини-тягача 1 и прицепного модуля 2 выполнено в виде быстроразъемного фланцевого соединения, причем один фланец 11 относится к мини-тягачу 1, а другой фланец 12 к прицепному модулю 2 с размещением на раме 9.

Для создания нужной комбинации малогабаритного модульного транспортного средства достаточно присоединить выбранный нужный прицепной модуль 2, предназначенный для выполнения выбранных определенных технологических операций, к модульному мини-тягачу 1.

Например, необходимо создать комбинацию модульного транспортного средства из модульного мини-тягача 1 и прицепного модуля 2 с платформой для перевозки грузов. Для этого посредством катков 7, установленных на технологической опорной стойке 5, которая в этот момент находится в нижнем опущенном положении, подкатывают модульный мини-тягач 1 разъемным соединением 3 к прицепному модулю 2 со стороны его разъемного соединения и выполняют подсоединение прицепного модуля 2 посредством быстроразъемного фланцевого соединения с модульным мини-тягачом 1, соединяя фланцы 11 и 12 обоих звеньев транспортного средства. Выполняют все коммуникационные подсоединения. Убирают в транспортное положение, как технологическую опорную стойку 5 модульного мини-тягача 1, так и обе стояночные опоры 10 прицепного модуля 2. Комбинация модульного транспортного средства из модульного мини-тягача 1 и прицепного модуля 2 с платформой для перевозки грузов создана и готова к выполнению работ.

Панель 6 для установки навесного оборудования выполнена в виде технологической плиты с посадочными местами в виде всевозможных отверстий и/или различных кронштейнов под рабочие механизмы навесного оборудования.

А для замены одного навесного оборудования другим навесным оборудованием отсоединяют все коммуникации от снимаемых рабочих механизмов и снимают с панели 6 ранее установленное навесное оборудование, затем устанавливают на свои посадочные места: отверстия или кронштейны, рабочие механизмы нового навесного оборудования и подсоединяют к новым рабочим механизмам необходимые при этом коммуникации: например, в виде сети гидравлики или сети электрики. На панель 6 могут быть установлены, например, навесной подметально-уборочный комплект, моечно-поливочный комплект или грейдер-комплект (см. фиг. 8).

Как и всякое другое транспортное средство, заявленное малогабаритное модульное транспортное средство также содержит двигатель, коробку передач и рулевое управление.

В качестве двигателя или силовой установки, для заявленного транспортного средства выбраны четырехтактные двигатели общего назначения. Производство таких двигателей налажено и отработано. Они выпускаются многими известными производителями, что позволяет делать выбор поставщиков экономически обоснованным. Предполагается использовать двигатели как одноцилиндровые, так и двухцилиндровые мощностью: одноцилиндровые до 15 л.с., а двухцилиндровые до 30 л.с. При этом двигатели выбирают с принудительным воздушным охлаждением, не требующим дополнительного навесного оборудования для двигателя: помпы, радиатора, патрубков для охлаждающей жидкости и т.д. Конечно, это исключает отопление салона кабины за счет основного двигателя, но существует много других экономичных автономных способов отопления, которые помогут эксплуатировать модульный мини-тягач в зимний период.

Размеры пространства, где размещен двигатель, обеспечивает установку вместо двигателя внутреннего сгорания электромотора и аккумуляторной батареи. В такой комплектации предлагаемое малогабаритное модульное транспортное средство уже становится электромобилем, что способствует его использованию в экологически чистых зонах и внутри помещений. Такая модификация транспортного средства не требует больших доработок самой конструкции. Она осуществляется на стадии производства этого транспортного средства.

Основное назначение коробки передач - это изменение отношения между частотой вращения вала двигателя и ведущих колес автомобиля. Это позволяет при постоянной мощности двигателя увеличивать силу тяги на ведущих колесах для преодоления силы инерции при разгоне автомобиля и повышенных сопротивлениях движению.

Основные требования, предъявляемые к коробке передач:

- число передач и передаточные числа должны обеспечивать необходимые тягово-скоростные и экономические качества автомобиля в заданных условиях;

- переключение передач должно быть простым (избирательным) и не требовать значительных физических усилий, желательно переключение передач без разрыва в передачи мощности;

- иметь нейтраль для длительного отключения двигателя от трансмиссии на остановках и при движении накатом, а также передачу заднего хода;

- допускать отбор мощности для привода дополнительного оборудования.

В заявленном транспортном средстве изменения передаточного отношения будет происходить как у трактора: остановился, выбрал режим и начал движение. При изменении режима движения нужно остановиться, изменить передаточное число КПП и продолжить движение. Благодаря автоматическому центробежному сцеплению, двигатель полностью отключается от трансмиссии при остановке и после переключения и набора оборотов модульный мини-тягач плавно начинает движение.

Радиус действия такого малогабаритного модульного транспортного средства будет составлять 10-25 км. Это связано с его максимальной скоростью.

Например, при уборке или поливе нужна скорость до 10 км/час - это первая передача, а при транспортировке на более дальние расстояния выбирается 4 или 5 передача.

Для расширения передаточного отношения коробки передач, кроме центробежного автоматического сцепления, возможно применение и вариатора в паре с центробежным сцеплением. Это позволит увеличить транспортную скорость и радиус использования транспортного средства до 50 км.

Рулевое управление. Изменение направления движения автомобиля может осуществляться четырьмя способами:

- поворотом управляемых колес (колес передней оси, колес нескольких осей, колес всех осей);

- поворотом управляемых осей или управляемых тележек (передней оси, нескольких осей, всех осей или тележек);

- складывание звеньев транспортного средства (так называемый оппозитный способ поворота);

- бортовым способом (по-гусеничному).

В заявленном транспортном средстве выбран третий способ изменения направления движения - складыванием звеньев транспортного средства (так называемый оппозитный способ поворота).

При таком способе управления транспортным средством поворотный механизм с двумя степенями свободы равномерно распределит нагрузки на колеса, что немаловажно для перевозки тяжелых грузов и движению по неровностям.

Исключая в управлении транспортным средством поворачивающиеся колеса, мы расширяем применяемость колес другого диаметра и назначения, так как уже нет нужды в большой арке для поворота колеса. И можно будет без изменения конструкции увеличивать вынос колеса, это увеличит колею и устойчивость транспорта, а также можно подобрать колею под нужный размер, например при сельскохозяйственных работах.

Рулевое управление, используемое в предложенном транспортном средстве, обеспечивает высокую маневренность мини-тягачу, при которой возможны крутые и быстрые повороты на сравнительно ограниченных площадях, а также легкость управления мини-тягачом, оцениваемая величиной усилия, прикладываемого к рулевому колесу.

Использование предлагаемого технического решения позволило создать внушительную линейку малогабаритных транспортных средств на модульной основе с единой элементной базой, выполняющих различные технологические операции, в том числе: дорожные работы, с использованием катка для укладки асфальта в качестве навесного оборудования, работы в аэропорту с использованием прицепного модуля, в качестве сцепки платформ для перевозки людей, грузов и багажа, а также работы по благоустройству города с использованием прицепного модуля, например с навесным и прицепным подметально-уборочным комплектом.

Решая поставленную задачу и достигнув технического результата, предлагаемое малогабаритное модульное транспортное средство в большой степени удовлетворяет требованиям, предъявляемым к разрабатываемым перспективным автомобилям:

- соответствие требованиям перспективного типажа;

- перспективность конструкции, позволяющая в течение длительного времени модернизировать базовую модель без коренной ее переработки;

- архитектоника кузова с учетом требований моды, а также функциональности формы, целостности композиции, единства формы со средой, соответствия формы материалу, технических и прочностных требований к кузову;

- высокая технологичность конструкции, обеспечивающая при заданном масштабе производства минимальные трудозатраты на одну машину;

- использование недефицитных и более дешевых материалов с целью снижения стоимости производства, а также пластмасс и легких сплавов, способствующих снижению веса автомобиля;

- малые габариты и вес автомобиля и его агрегатов, допустимые осевые нагрузки на дорогу;

- необходимая комфортабельность.

1. Малогабаритное модульное транспортное средство, содержащее самоходное шасси с кабиной, выполненное в виде двух звеньев: универсальной силовой установки, выполненной в виде одноосного модульного мини-тягача, снабженного технологической опорной стойкой с катками или колесами для его кратковременного перемещения или стоянки, и прицепного модуля; навесное оборудование с возможностью размещения на передней части кабины; оборудование для выполнения технологических операций размещенное на прицепном модуле, отличающееся тем, что модульный мини-тягач и прицепной модуль соединены между собой универсальным разъемным соединением и поворотным шарниром, технологическая опорная стойка размещена сзади модульного мини-тягача, а для установки навесного оборудования спереди модульного мини-тягача размещена панель, причем прицепной модуль выполнен на раме в виде стальной пространственной конструкции и снабжен по меньшей мере двумя стояночными опорами.

2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что каждая стояночная опора выполнена регулируемой по высоте и складывающейся в транспортное положение.

3. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что универсальное разъемное соединение универсальной силовой установки и прицепного модуля выполнено в виде быстроразъемного фланцевого соединения.

4. Транспортное средство по п.2, отличающееся тем, что панель для установки навесного оборудования выполнена в виде технологической плиты с посадочными местами под рабочие механизмы навесного оборудования.

5. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что поворотный шарнир представляет собой поворотный механизм с двумя степенями свободы в горизонтальной плоскости и вертикальной плоскости.