Способ тренировки технико-тактических действий человека

Изобретение относится к спорту и предназначено для тренировки технико-тактических действий спортсменов в игровых видах спорта. Вместе с тем оно может быть использовано в тренировках военнослужащих, представителей МЧС и спецслужб, а также в целях увеличения двигательной активности населения и профилактики гиподинамии. Данное изобретение может эффективно использоваться в исследовательской работе в области психофизиологии человека, при комплексной оценке его зрительных, когнитивных и двигательных способностей. Изобретение направлено на повышение эффективности тренировок. Результат достигается тем, что тренировки проводят на поле со светодинамической подсветкой. Световые зоны, выделенные светом, являются запрещенными для нахождения спортсмена, они имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон и совершает обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперников. При этом задается сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки, в котором на игровом поле перемещается заданное число запрещенных светодинамических зон заданного диаметра и их перемещения предсказуемы для спортсмена за исключением одной, которой управляет тренер компьютерным манипулятором. Перемещения зон компьютерная программа формирует как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы по существующим законам механики с учетом корректировки положения и скорости одной из зон, которая управляется тренером в ручном режиме. В зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки задается диаметр, количество, скорость запрещенных зон и максимальная скорость перемещения зоны ручного управления. Благодаря относительно недорогой управляемой искусственно созданной среде, тренировочные задания выполняются на индивидуальном уровне сложности, с оптимальной скоростью и необходимым числом повторений до усвоения требуемого навыка. Способ позволяет определить количественные показатели подготовленности спортсмена в большом диапазоне когнитивно-моторных тестов.

Реферат

Изобретение относится к спорту и предназначено для тренировки технико-тактических действий спортсменов в игровых видах спорта. Вместе с тем оно может быть использовано в тренировках военнослужащих, представителей МЧС и спецслужб, а также в целях увеличения двигательной активности населения и профилактики гиподинамии. Данное изобретение может эффективно использоваться в исследовательской работе в области психофизиологии человека, при комплексной оценке его зрительных, когнитивных и двигательных способностей.

Уровень техники. Известно большое разнообразие компьютерных манипуляторов [1]. Так, например, обыкновенная компьютерная мышь была изобретена уже почти полвека назад. Что касается современных технологий, отметим, что в последнее время пользователи отдают предпочтение сенсорным экранам. Благодаря сенсорным экранам развитие получила технология мультитач (англ. multi-touch). В отдельную группу следует отнести игровые манипуляторы. К ним относятся джойстики, геймпады, компьютерные рули и штурвалы, kinect и др.

Известны световые интерактивные панели и интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать на поверхности интерактивного пола большое число динамичных световых эффектов [2].

Однако такие системы не предназначены для проведения спортивных тренировок.

Известен способ тренировки игроков и спортсменов со спортивным снарядом на игровом поле, включающий выполнение тренировки на поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон. Изменение зон и режим тренировок могут задаваться тренером вручную или программно-аппаратным комплексом. По возможности спортсмена постоянно находиться и удерживать спортивный снаряд в разрешенной зоне судят о росте спортивного мастерства спортсмена и об эффективности тренировок [3].

Недостатком способа является высокая стоимость его реализации в случае моделирования игровых ситуаций с большим количеством динамичных зон, а также физические ограничения тренера при одновременном ручном управлении большим числом световых зон.

По патенту [4] известен способ, где тренировки спортсменов со спортивным снарядом осуществляются с помощью формирования светодинамических запрещенных зон, которые имитируют противодействие игроков-соперников и целенаправленно перемещаются, препятствуя передвижению спортсмена. Эти зоны реагируют на изменение направления движения спортсмена с заданной инерционностью, обусловленной задержкой перемещения из-за наличия времени сенсомоторной реакции игроков-соперников. Задача спортсмена - оценить смоделированную игровую ситуацию, соизмерить свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон, выполнить обманные движения и совершить обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперника.

Недостатком данного способа тренировки является то, что при реализации этого способа используются дорогостоящие программно-аппаратные средства, включающие в себя мощный вычислительный комплекс и сложную систему видеоанализа и обратной связи.

Близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ по патенту [5], где тренировки спортсменов со спортивным снарядом осуществляются при помощи упрощенного состава программно-аппаратного комплекса. В данном способе тренировки также используется светодинамическая подсветка. Световые зоны, выделенные светом, являются запрещенными для нахождения спортсмена, они имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон и совершает обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперников. В данном способе задается сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки на спортсмена. При этом перемещения световых запрещенных зон предсказуемы для спортсмена и не связаны с его действиями на тренировочной площади. Предсказуемость изменения игровой ситуации определяется особенностью работы программно-аппаратного комплекса, который перемещает световые зоны прямолинейными отрезками до столкновения их с границами тренировочной площади и/или между собой, причем программа комплекса перемещает зоны как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы согласно существующим законам механики. В зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки задается диаметр, количество и максимальная скорость запрещенных зон. Задача спортсмена - выполнить обводку зон при перемещении до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади и/или удержаться в течение заданного времени от столкновения с запрещенной зоной в границах тренировочной площадки. При отсутствии попадания спортсмена или спортивного снаряда на запрещенную зону или границу тренировочной площади, диаметр и/или скорость перемещения запрещенных зон увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнить предъявленное упражнение.

Недостатком данного способа тренировки является его низкая эффективность, удаленность от условий реальной игры из-за отсутствия интерактивности, управления скоростью изменения игровой обстановки.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности тренировки технико-тактических действий спортсмена в игровых видах спорта.

Технический результат достигается тем, что тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим тренировки на поле со светодинамической подсветкой. Световые зоны, выделенные светом, являются запрещенными для нахождения спортсмена и/или спортивного снаряда, имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон и совершает обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперников. При этом задается сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки, в котором на игровом поле перемещается заданное число запрещенных светодинамических зон заданного диаметра, и их перемещения предсказуемы для спортсмена. Предсказуемость изменения игровой ситуации определяется особенностью работы программно-аппаратного комплекса, который перемещает световые зоны прямолинейными отрезками до столкновения их с границами тренировочной площади и/или между собой. Причем новым является то, что перемещения зон компьютерная программа формирует, как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы по существующим законам механики с учетом корректировки положения и скорости одной из зон, которая управляется тренером в ручном режиме при помощи компьютерного манипулятора.

В зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки задается диаметр, количество, скорость запрещенных зон и максимальная скорость перемещения зоны ручного управления.

В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

Предлагаемый интерактивный способ тренировки технико-тактических действий спортсмена в игровых видах спорта осуществляется следующим образом. Тренер выбирает программу тренировки из библиотеки компьютерных программ, которая соответствует уровню подготовленности спортсмена и ориентирована на формирование навыков спортсмена, согласно тренировочному плану. Для эффективного совершенствования игровых навыков спортсмена физическая нагрузка задается ему в сочетании с интеллектуальной нагрузкой, которая предъявляется игроку как необходимость предугадывания изменений ситуаций при выполнении целевых перемещений.

На игровом поле известными традиционными средствами, например краской или световым излучателем (лазерным проектором), формируется контрастная тренировочная площадь заданной формы и размера. В зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки, на игровом поле формируется заданное количество условных соперников - запрещенных светодинамических зон заданного диаметра, которые перемещаются по тренировочной площади программно. При этом одной из них в ручном on-line режиме управляет тренер (например, мышкой компьютера), корректируя общее расположение зон на игровом поле.

Действия зон осуществляются по заданному сценарию и предсказуемы для спортсмена по траектории перемещения, за исключением зоны с ручным режимом. Предсказуемые зоны программно перемещаются по игровому полю прямолинейно и изменяют свое направление движения только после столкновения с границей тренировочной площади или другими зонами. Причем перемещения зон компьютерная программа формирует как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы по существующим законам механики, с учетом корректировки положения и скорости зоны ручного управления.

Задача спортсмена - выполнить обводку зон при перемещении до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади. На малых скоростях, спортсмену не трудно просчитать изменение положения запрещенных зон на игровом поле и заранее безошибочно выбрать направление своего перемещения и выполнить игровой маневр. Однако, с активным участием тренера, возрастанием скорости зон, увеличением их числа и диаметра возникает лимит пространства и времени для принятия решения и выполнения технико-тактических приемов. Как показали эксперименты, в таких условиях состояние спортсмена мало чем отличается от его состояния в реальной игровой обстановке, где он вынужден одновременно контролировать свой спортивный снаряд, изменение обстановки на игровом поле и быстро просчитывать рациональные варианты развития игры.

При отсутствии попадания спортсмена или спортивного снаряда на запрещенную зону или границу тренировочной площади, площадь и/или диапазон скоростей перемещения запрещенных зон увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнить предъявленное упражнение.

По максимальному количеству, скорости и диаметру запрещенных зон, а также точности и скорости выполнения упражнения, судят о технико-тактической и физической подготовленности спортсмена. Данные показатели могут послужить основой оценки его умения видеть игровое поле, предугадывать изменение игровой ситуации, ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах.

Очевидно, что совокупность приемов и порядок практических действий в данном изобретении обеспечивает достижение заявленного технического результата.

При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, для создания упражнений может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.

Использование данного комбинированного управления зонами при интерактивной тренировке показывает эффективность и высокий потенциал предлагаемого изобретения. Ограниченными средствами, без использования дорогостоящих программно-аппаратных средств, при помощи простой системы обратной связи, ручного управления перемещением одной из зон достигнут высокий тренировочный эффект. Созданы многоуровневые игровые условия, способствующие быстрому профессиональному росту спортсмена. Изобретение формирует условия, которые имеют педагогическое и методическое преимущество по сравнению с известными подходами в спортивной тренировке.

Способ позволяет повысить точность и объективность интегральной оценки уровня технико-тактической подготовки спортсмена в игровых видах спорта. Отличительной особенностью представленного способа является учет ключевых компонентов игры, учет длительности пребывания спортсмена в специфических условиях противодействующего соперника. Вместе с тем, особенностью является то, что в данном способе техническая подготовка органически сочетается с процессом психомоторного, умственного и эмоционального развития спортсмена под управлением тренера.

Создание индивидуальных заданий со сбалансированной физической и интеллектуальной нагрузкой дает возможность эффективно сформировать и закрепить у спортсмена требуемые навыки для выполнения технико-тактических приемов в условиях меняющейся обстановки, лимита пространства и времени, что немаловажно в игровых видах спорта.

Благодаря относительно недорогой управляемой искусственно созданной среде, тренировочные задания выполняются на индивидуальном уровне сложности, с оптимальной скоростью и необходимым числом повторений до усвоения требуемого навыка. Способ позволяет определить количественные показатели подготовленности спортсмена в большом диапазоне когнитивно-моторных тестов, что будет являться основой при анализе потенциала игрока и корректировки его тренировочных заданий. Сравнивая результаты показателей разновременных тренировок, можно оценить динамику развития подготовленности спортсмена, его зрительно-моторной координации и способности к индивидуальной игре.

Таким образом, заявляемый способ тренировки технико-тактических действий человека обладает новыми свойствами, которые повышают эффективность тренировки.

Источники информации

1. [Электронный ресурс] http://ux-news.ru/analytics/detail_history_of_the_evolu/

2. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V. 52. - P. 76.

3. Патент 2444392 РФ, МПК А63 В 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов / Афоньшин В.Е.; опубл.10.03.12, Бюл. №7.

4. Патент 2492896 РФ, МПК А63В 71/00. Способ тренировки технических действий в игровых видах спорта / Афоньшин В.Е., Роженцов В.В.; опубл. 20.09.2013, Бюл. №26.

5. Патент 2557497 РФ, МПК А63В 71/00. Способ тренировки технико-тактических действий спортсмена в игровых видах спорта / Афоньшин В.Е.; опубл. 20.07.2015, Бюл. №20.

Способ тренировки технико-тактических действий человека, где тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим тренировки на поле со светодинамической подсветкой; световые зоны, выделенные светом, являются запрещенными для нахождения спортсмена и/или спортивного снаряда, имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена; спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон и совершает обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперников, при этом задается сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки, в котором на игровом поле перемещается заданное число запрещенных светодинамических зон заданного диаметра и их перемещения предсказуемы для спортсмена; предсказуемость изменения игровой ситуации определяется особенностью работы программно-аппаратного комплекса, который перемещает световые зоны прямолинейными отрезками до столкновения их с границами тренировочной площади и/или между собой, отличающийся тем, что перемещения зон компьютерная программа формирует, как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы по существующим законам механики с учетом корректировки положения и скорости одной из зон, которая управляется тренером в ручном режиме при помощи компьютерного манипулятора; в зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки задается диаметр, количество, скорость запрещенных зон и максимальная скорость перемещения зоны ручного управления.