Способ снижения тепловой заметности боевой машины при преодолении водной преграды

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области военной техники, в частности к способам снижения тепловой заметности боевых машин при работающем двигателе при преодолении водных преград. Для снижения тепловой заметности используют отработавшие газы двигателя, которые перенаправляют посредством перепускного клапана. Спереди плывущей по воде машины создается газовоздушная прослойка, температуру которой уменьшают водой. Техническим результатом является снижение тепловой заметности машины с работающим двигателем. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к области военной техники, в частности к способам снижения тепловой заметности боевых машин (далее - БМ) при работающем двигателе при преодолении водных преград.

Известен способ снижения тепловой заметности боевых машин, в котором снижение тепловой заметности военной машины осуществляется за счет наклонно приваренного к фланцу патрубка для выпуска отработавших газов двигателя машины, на котором посредством ступенчатых стоек закреплены нижний, средний и верхний, с изогнутым направляющим элементом, теплозащитные щитки, при этом каждый теплозащитный щиток наклонен в сторону среза выходного сечения патрубка для обеспечения формирования эжекционного потока атмосферного воздуха, причем угол наклона каждого последующего теплозащитного щитка больше предыдущего на величину 1-5°, каждая ступенчатая стойка выполнена в виде отдельных ступеней, смещенных друг относительно друга на определенное расстояние в плоскости соответствующего теплозащитного щитка для снижения передачи тепла отработавших газов от патрубка верхнему теплозащитному щитку, при этом направляющий элемент верхнего теплозащитного щитка изогнут таким образом, что одна его часть наклонена под углом 25-30° к срезу выходного сечения патрубка для обеспечения захвата атмосферного воздуха кинетической энергией потока отработавших газов, а другая часть плавно повернута в сторону от среза выходного сечения патрубка для снижения вероятности возникновения зоны турбулентности в эжекционном потоке атмосферного воздуха и касается плоскости, являющейся продолжением верхней наружной поверхности патрубка (см. Патент на изобретение №2485431. Патентообладатель открытое акционерное общество «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения», авторы: Макеев А.Г., Черепанова О.В. Открытое издание. Прототип).

Известный способ позволяет при работающем двигателе машины снизить вероятность возникновения зоны турбулентности в эжекционном потоке атмосферного воздуха, исключить возможность непосредственной передачи тепла через стойки на верхний теплозащитный щиток, таким образом понизить тепловую заметность машины с работающим двигателем и вероятность обнаружения тепловизионными средствами разведки целей противника. Однако указанный способ не позволяет:

- полностью исключить тепловое излучение от двигателя машины;

- сместить энергетический центр прицеливания самоприцеливающихся боевых элементов (далее - суббоеприпасов), работающих в инфракрасном диапазоне длин волн, на оптимальное удаление от корпуса машины, при этом не имитируя отдельные ложные тепловые цели, что с большой вероятностью может быть определено системой наведения суббоеприпаса при сканировании местности во время полета;

- снизить температурный контраст центра излучения плывущей машины, то есть ее тепловую заметность на воде;

- снизить вероятность поражения машины суббоеприпасами, воздействующими на ее наиболее уязвимые места - верхнюю проекцию брони, где относительно тонкая броня в период преодоления боевой машиной водных преград.

Задача настоящего изобретения заключается в обеспечении смещения энергетического центра прицеливания суббоеприпасов на оптимальное расстояние от корпуса машины и снижении температуры данного центра излучения, снижении тепловой заметности плывущей машины в целом и, как следствие, повышении ее защиты от суббоеприпасов.

Техническим результатом предложенного изобретения является снижение тепловой заметности машины с работающим двигателем при преодолении водной преграды, уменьшение вероятности ее поражения высокоточным оружием.

Техническим решением предложенного изобретения является применение дополнительного трубопровода выхода отработавших газов двигателя машины с расположенными в нем перепускным клапаном, управляемым исполнительным элементом и обратным клапаном, защищенного защитным бронеколпаком.

При этом способ снижения тепловой заметности БМ при преодолении водной преграды основан на том, что перед преодолением машиной водной преграды механик-водитель, воздействуя на орган управления, передает сигнал по электропроводам на механизм поднятия водоотражательного щитка. Одновременно сигнал поступает на исполнительный элемент, воздействующий на перепускной клапан и отработавшие газы двигателя, которые выходили по основному трубопроводу, начинают выходить по дополнительному трубопроводу через обратный клапан, создавая спереди плывущей по воде машины газовоздушную прослойку, таким образом, значительно снижая температуру выхлопных газов, смещая энергетический центр прицеливания суббоеприпасов и, как следствие, снижая тепловую заметность плывущей машины, обеспечивая повышение ее защиты.

Способ снижения тепловой заметности БМ при преодолении водной преграды, заключающийся в том, что используют отработавшие газы двигателя, которые перенаправляют посредством перепускного клапана, которым управляют исполнительным элементом по сигналу, передающемуся по электропроводам от органа управления через дополнительный трубопровод и расположенный в нем обратный клапан в носовой части плывущей машины, обеспечивают создание спереди плывущей по воде машины газовоздушной прослойки, температуру которой уменьшают водой, и, как следствие, тепловой контраст машины на воде, повышают ее защиту.

Изобретение поясняется фиг. 1, на которой показан способ снижения тепловой заметности боевой машины при преодолении водной преграды, где 1 - машина; 2 - вода; 3 - водоотражательный щиток; 4 - механизм поднятия водоотражательного щитка; 5 - защитный бронеколпак; 6 - обратный клапан; 7 - перепускной клапан; 8 - основной трубопровод; 9 - исполнительный элемент; 10 - электропровода; 11 - орган управления; 12 - двигатель; 13 - газовоздушная прослойка; 14 - дополнительный трубопровод.

Прямыми стрелками () показано направление выхода отработавших газов двигателя через дополнительный трубопровод 14, пунктирными стрелками () - через основной трубопровод.

Для снижения тепловой заметности машины 1 при ее движении по воде 2 при преодолении водных преград механик-водитель использует орган управления 11, воздействуя на который, поднимает водоотражательный щиток 3 посредством передачи сигнала по электропроводам 10 на механизм поднятия водоотражательного щитка 4. Одновременно сигнал поступает по электропроводам 10 на исполнительный элемент 9 (выполненный, например, в виде электромагнита со штоком), который управляет работой перепускного клапана 7, меняя его положение. Отработавшие газы двигателя 12, двигаясь по основному трубопроводу 8 выхлопной системы машины 1, меняют свое направление движения и начинают выходить по дополнительному трубопроводу 14. Дополнительный трубопровод 14 снабжен обратным клапаном 6, предназначенным для исключения проникновения в дополнительный трубопровод 14 воды 2, и защищен защитным бронеколпаком 5 с целью недопущения его механического (боевого) повреждения. При выходе отработавших газов двигателя 12 машины 1 в воду 2 формируется газовоздушная прослойка 13, при этом вода 2 снижает температуру выходящих за геометрическим контуром машины 1 выхлопных газов. Таким образом, снижается тепловой контраст машины 1 при ее движении на воде 2, а также снижается тепловая заметность.

Пример работы способа. При движении машины 1 по воде 2 механик-водитель, воздействуя на орган управления 11, поднимает водоотражательный щиток 3 посредством передачи сигнала по электропроводам 10 на механизм поднятия водоотражательного щитка 4. Одновременно сигнал поступает по электропроводам 10 на исполнительный элемент 9, воздействующий на перепускной клапан 7, меняя его положение.

Отработавшие газы двигателя 12, двигаясь по основному трубопроводу 8, начинают выходить по дополнительному трубопроводу 14, через обратный клапан 6, защищенный защитным бронеколпаком 5. При выходе отработавших газов двигателя 12 машины 1 в воду 2 формируется газовоздушная прослойка 13, охлаждаемая водой 2, снижая тепловую заметность машины 1 и, как следствие, повышая ее защиту от суббоеприпасов.

Предлагаемый способ позволяет значительно снизить тепловое излучение от двигателя машины, ее тепловую заметность при движении на воде, сместить энергетический центр для прицеливания самоприцеливающихся боевых элементов (высокоточных суббоеприпасов) в сторону от машины на оптимальное удаление от ее корпуса, таким образом, в целом повысить защищенность от высокоточного оружия.

Литература

1. Патент на изобретение №2485431. Патентообладатель открытое акционерное общество «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения», авторы: Макеев А.Г., Черепанова О.В. Открытое издание.

Способ снижения тепловой заметности боевой машины при преодолении водной преграды, заключающийся в том, что используют отработавшие газы двигателя, которые перенаправляют посредством перепускного клапана, которым управляют исполнительным элементом по сигналу, передающемуся по электропроводам от органа управления через дополнительный трубопровод и расположенный в нем обратный клапан в носовой части плывущей машины, обеспечивают создание спереди плывущей по воде машины газовоздушной прослойки, температуру которой уменьшают водой, и, как следствие, снижая тепловой контраст машины на воде, повышают ее защиту.