Способ симуляционного обучения протезированию зубов искусственными коронками
Изобретение относится к стоматологии, а именно к пропедевтическому курсу ортопедической стоматологии, и предназначено для использования при обучении протезированию зубов под искусственную коронку. В качестве основы используют стандартный зуб из фантомной челюсти стоматологического симулятора. Для контроля препарирования на промежуточных этапах, обучающийся использует заранее подготовленный колпачок, внутренняя поверхность которого изготовлена в соответствие со всеми необходимыми требованиями к культе препарированного зуба. Производится иссечение тканей жевательной поверхности зуба, не затрагивающее бугры, их объем контролируется припасовкой колпачка. Производится иссечение тканей жевательной поверхности зуба, затрагивающее бугры, их объем контролируется припасовкой колпачка. Производится иссечение тканей верхней половины коронки зуба, их объем контролируется припасовкой колпачка. Производится иссечение тканей всей высоты коронки зуба, их объем контролируется припасовкой колпачка. Производится формирование уступа в пришеечной области. С фантомной челюсти, на которой проводилось препарирование, снимается оттиск и отливается гипсовая модель. Производится контрольная проверка соответствия внутренней поверхности колпачка и культи зуба на гипсовой модели с применением жидкой копирки. Производится цементировка колпачка на культе искусственного зуба в стоматологическом симуляторе с использованием цинк-фосфатного цемента. Способ позволяет сформировать у студента мануальный навык препарирования тканей зуба для изготовления коронок и самостоятельно оценивать результаты проведенного препарирования. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к ортопедической стоматологии, а именно к пропедевтическому курсу ортопедической стоматологии, и предназначено для симуляционного обучения методике протезирования зубов искусственными коронками.
В технике и литературе существует аналог, содержащий метод оценки полученного изделия или детали [RU 2549560, опубл. 27.04.2015].
Упомянутый аналог имеет недостатки, состоящие в большой сложности устройств, необходимости использования производственной техники, невозможности применения их в процессе формирования мануальных навыков.
Так же существуют более близкие аналоги [RU 98112887/14, опубл. 08.07.1998, RU 2004119675/14, опубл. 28.06.2004].
Недостатками данных способов являются как необходимость изготовления специального оборудования узкой направленности, так и невозможность стандартизации этих способов для применения в стоматологических симуляторах.
Препарирование зуба является мануальным навыком и нацелено на формирование культи зуба для изготовления индивидуальной коронки и правильность его выполнения традиционно оценивается визуально и методом зондирования. Однако в процессе обучения студентов возникла необходимость в универсальном способе, который позволял бы студенту визуализировать требования, предъявляемые к культе препарированного зуба, сформировать представление об этапах изготовления коронок и самостоятельно оценивать результаты проведенного препарирования.
В качестве прототипа изобретения служит методика двухэтапного препарирования по Массирони (Massironi) [Лебеденко И.Ю., Арутюнова С.Д., Ряховский А.Н. Ортопедическая стоматология «Национальное руководство»: Москва, «ГЭОТАР-Медиа» 2016. - 470 с.], в которой объем препарирования зуба определяется с помощью шаблона (ключа) из жесткого силикона. В зависимости от клинической ситуации ключ можно разрезать продольно горизонтально или серийно. Полученные срезы используются для оценки степени редукции зуба.
Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является формирование у студента мануального навыка препарирования тканей зуба для изготовления коронок, который позволяет студенту визуализировать требования, предъявляемые к культе препарированного зуба, сформировать представление об этапах изготовления коронок и самостоятельно оценивать результаты проведенного препарирования.
Техническим результатом изобретения является получение методики обучения, отвечающей всем требованиям к полученным мануальным навыкам студентов стоматологического факультета в области препарирования зубов под коронки.
Заявленный технический результат достигается в способе обучения протезированию зубов искусственной коронкой, включающем использование колпачка, предварительно изготовленного для стандартной фантомной модели с соблюдением всех критериев препарирования, последовательного иссечения тканей зуба, припасовки колпачка на зуб путем постепенного удаления необходимого объема тканей для его примерки, получения оттисков челюсти стоматологического симулятора, отливку гипсовой модели, оценку точности прилегания колпачка к культе зуба на гипсовой модели с использованием жидкой копирки и цементировку колпачка на культе искусственного зуба в стоматологическом симуляторе с использованием цинк-фосфатного цемента. Таким образом, обучающийся отрабатывает все этапы протезирования зубов искусственными коронками, что позволяет не только улучшить усвояемость теоретического материала, но и способствует формированию клинического мышления.
Описание чертежей
На фиг. 1 представлен процесс препарирования интактного зуба: 1 - интактный зуб; 2 - препарирование жевательной поверхности зуба, не затрагивая вершины бугров; 3 - препарирование жевательной поверхности зуба, затрагивая вершины бугров; 4 - препарирование половины высоты клинической коронки зуба; 5 - препарирование всей высоты клинической коронки зуба; 6 - формирование уступа в пришеечной области.
Сущность предложенного способа заключается в следующем:
1. В качестве основы используется стандартный зуб из фантомной челюсти стоматологического симулятора (1);
2. Для контроля препарирования на промежуточных этапах, обучающийся использует заранее подготовленный колпачок, внутренняя поверхность которого изготовлена в соответствии со всеми необходимыми требованиями к культе препарированного зуба;
3. Производится иссечение тканей жевательной поверхности зуба, не затрагивающее бугры, их объем контролируется припасовкой колпачка (2);
4. Производится иссечение тканей жевательной поверхности зуба, затрагивающее бугры, их объем контролируется припасовкой колпачка (3);
5. Производится иссечение тканей верхней половины коронки зуба, их объем контролируется припасовкой колпачка (4);
6. Производится иссечение тканей всей высоты коронки зуба, их объем контролируется припасовкой колпачка (5).
7. Производится формирование уступа в пришеечной области (6).
8. С фантомной челюсти, на которой проводилось препарирование, снимается оттиск и отливается гипсовая модель.
9. Производится контрольная проверка соответствия внутренней поверхности колпачка и культи зуба на гипсовой модели с применением жидкой копирки.
10. Производится цементировка колпачка на культе искусственного зуба в стоматологическом симуляторе с использованием цинк-фосфатного цемента.
Способ симуляционного обучения протезированию зубов искусственными коронками, включающий использование колпачка, предварительно изготовленного для стандартной фантомной модели с соблюдением всех критериев препарирования, отличающийся последовательным иссечением тканей зуба, припасовкой на зуб колпачка, внутренняя поверхность которого изготовлена в соответствии с требованиями к культе препарированного зуба, путем постепенного удаления необходимого объема тканей для его примерки, получением оттисков челюсти стоматологического симулятора, отливкой гипсовой модели, оценкой точности прилегания колпачка к культе зуба на гипсовой модели с использованием жидкой копирки и цементировку колпачка на культе искусственного зуба в стоматологическом симуляторе с использованием цинк-фосфатного цемента.