Акустический прибор

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к устройствам активной помехи, которое может быть использовано отслеживаемым объектом в качестве прибора подавления гидроакустических средств наблюдения за данным объектом. Акустический прибор содержит отсеки головной и кормовой, герметично соединенные между собой. Отсек головной включает корпус, обтекатель и переборки, электромеханический блок, соединённое с обтекателем устройство разгерметизации отсека головного и сброса обтекателя, источники акустических шумов, датчик давления. Отсек кормовой состоит из отсеков приборного и буйкового, герметично состыкованных между собой и скрепленных с помощью клиновых замков и бандажа. В состав отсека приборного входят корпус, герметично соединенный с переборкой, блок автоматики, имеющий комплект батарей аккумуляторных и комплекс устройств обработки информации и выдачи команд, прибор курковый, датчик давления и клапан затопления. В систему разделения входят герметично установленный в отверстии переборки поршень с пружиной, на внешней стороне переборки размещена катушка с фалом и устройство стопорное, в состав которого входит корпус со штоком и электровоспламенитель. В состав отсека буйкового входит герметичный корпус, внутри которого герметично установлена крышка, имеющая закреплённый на наружной стороне барабан со шнуром-амортизатором. На днище корпуса установлена розетка разъема ввода данных со жгутом, имеющая пироэлектровоспламенитель. Достигается возможность прерывания на заданной глубине в воде контакта гидроакустических средств наблюдателя с отслеживаемым объектом. 8 з.п. ф-лы, 7 ил.

Реферат

Техническое решение относится к устройствам активной помехи, которое может быть использовано на отслеживаемом объекте в качестве прибора подавления гидроакустических средств наблюдения за данным объектом.

Известен имитатор подводной лодки (п.RU № 2014244, В63G8/34, опубл. 18.10.1994). Имитатор подводной лодки содержит корпус с движителем, блок управления и средства гидроакустического противодействия, снабжен, по меньшей мере, одним отделяемым самоходным имитатором, скрепленным посредством разъемных соединительных узлов с корпусом имитатора и выполненным также в виде корпуса с движителем, блоком управления и средствами гидроакустического противодействия. При этом блок управления отделяемого самоходного имитатора и разъемные соединительные узлы электрически соединены с блоком управления имитатора подводной лодки.

Данный имитатор является сложным комплексом взаимосвязанных устройств, при этом работоспособность отделяемых самоходных имитаторов зависит от работоспособности, как блока управления самоходного имитатора, так и блока управления имитатора подводной лодки, что в целом снижает надежность работы средств гидроакустического противодействия.

Технический результат заключается в возможности прерывания на заданной глубине в воде контакта гидроакустических средств наблюдателя с отслеживаемым объектом при воздействии на приемные тракты помехой, создаваемой последовательностью срабатывания источников акустических шумов.

Технический результат достигается акустическим прибором, содержащим отсеки головной и кормовой, соединенные между собой герметично с помощью болтов. Отсек головной включает: корпус, состоящий из цилиндрической оболочки, обтекателя и переборки, при этом обтекатель герметично соединен с цилиндрической оболочкой без закрепления на ней, а переборка герметично закреплена с помощью крепежных элементов на цилиндрической оболочке; электромеханический блок, корпус которого герметично закреплен на переборке и соединен с обтекателем устройством разгерметизации отсека головного и сброса обтекателя, включающем разрывной болт, соединенный жгутом с приборным отсеком, шток с уплотнительными элементами, установленные на штоке отражатель, пружину, прижим и крепёжные элементы; источники акустических шумов двух модификаций, отличающихся угловой ориентацией продольного паза в направляющем посадочном отверстии, установленные в имеющиеся в корпусе электромеханического блока продольных каналах (количество каналов более 20), каждый из которых содержит устройства системы выброса и электрического задействования источников акустических шумов; система выброса каждого канала содержит устройство разворота, включающее ось, на которой размещаются источники акустических шумов, храповик и фиксатор, закрепленные на концах оси, спиральную пружину, внутренний конец которой закреплен на оси, а наружный на корпусе устройства разворота, пружинное устройство, надетое на ось и обжатое источниками акустических шумов, стопор электромагнитный, имеющий электромагнит и кронштейн с качающимся коромыслом, которое одним концом шарнирно соединено со штоком электромагнита, а другим, выполненным в виде вилки, контактирует с зубьями храповика; система электрического задействования содержит для каждого канала колодку, имеющую два пружинных электрических контакта, для всех каналов - плату, контакты которой соединены проводами с электрическими контактами колодок и жгутом, который через герметичный проходной разъём и жгут соединен с отсеком кормовым; датчик давления, герметично установленный на переборке.

Отсек кормовой состоит из отсеков приборного и буйкового, герметично состыкованных между собой и скрепленных с помощью входящих в систему разделения клиновых замков, обжатых бандажом, имеющим разъёмное соединение, состоящее из вилки и накладки. В состав отсека приборного входят корпус, герметично соединенный с переборкой с помощью крепежных элементов, блок автоматики, имеющий комплект батарей аккумуляторных и комплекс устройств обработки информации и выдачи команд, прибор курковый. Внутри отсека приборного на переборке герметично установлены розетка жгута и проходной жгут от блока автоматики, датчик давления и клапан затопления. Переборка на наружной цилиндрической поверхности имеет продольные пазы с глухими отверстиями и кольцевую проточку, в отверстиях переборки установлены пружины, в пазах - вышеупомянутые клиновые замки, шарнирно закрепленные в пазах наружной цилиндрической поверхности отсека буйкового, в кольцевой проточке - бандаж. В систему разделения входят также герметично установленный в отверстии переборки поршень с пружиной, зафиксированный от перемещения упором с планкой, закрепленной разрывным болтом на переборке. Между уплотнительными элементами поршня в отверстии переборки выполнен дренажный канал, прикрытый отбойником. На внешней стороне переборки размещена катушка с фалом и устройство стопорное, которое установлено между скобой, шарнирно закрепленной на верхней щеке катушки, и скобой, имеющей втулку. На верхней щеке катушки также установлены пружины. В состав устройства стопорного входит корпус со штоком и электровоспламенитель, к которому подстыкован проходной жгут блока автоматики. Конец фала проходит через канал корпуса устройства стопорного, отверстие скобы с втулкой и закреплен в обойме шнура-амортизатора отсека буйкового.

В состав отсека буйкового входят герметичный корпус, внутри которого герметично установлена крышка, имеющая закреплённый на наружной стороне барабан со шнуром-амортизатором, установленный герметично на крышке клапан потопления и жгут с розеткой, имеющей пироэлектровоспламенитель, соединенный с розеткой жгута блока автоматики, герметично установленной на переборке приборного отсека. На днище корпуса установлены клапан потопления и розетка разъема ввода данных со жгутом, подстыкованым к розетке жгута, имеющей пироэлектровоспламенитель.

Наличие розетки ввода данных, соединённой системой жгутов с блоком аппаратурным, имеющим комплект батарей аккумуляторных и комплекс устройств обработки информации и выдачи команд, позволяет подать напряжение от бортовой сети отслеживаемого объекта и затем выдать сообщение от изделия в систему управления (СУ) этого объекта о готовности к работе. При поступлении в СУ командного слова с информацией о режиме работы и положительном приеме вводимых данных вырабатывается внутренняя команда «Пуск» и подключаются цепи бортовой автоматики к бортовым аккумуляторным батареям. На основании информации от изделия о положительном результате приема введенных данных, производится физический пуск изделия.

Наличие прибора куркового позволяет при движении изделия во внутренней пусковой установке отслеживаемого объекта произвести его соударение с копиром, при этом обеспечивается подключение цепей питания пиротехнических устройств и запуск алгоритма работы бортовой автоматики в режиме таймера.

Наличие герметичного соединения отсеков позволяет обеспечить положительную плавучесть изделия, которое после выхода на участок установившейся траектории всплывает и дрейфует.

Наличие устройства разгерметизации отсека головного и сброса обтекателя, позволяет через герметичный переход по жгуту от отсека приборного подать электрический импульс на разрывной болт, при срабатывании которого он разделяется на две части, после чего под действием обжатой пружины перемещается прижим до упора штока с установленным на нём отражателем в днище обтекателя, посадочная поверхность штока с уплотнительными элементами выходит наружу из уплотняемой поверхности посадочного отверстия обтекателя, при этом происходит разгерметизация отсека по зоне уплотнения штока с обтекателем. По кольцевому зазору, между проточкой штока и отверстием обтекателя, далее по радиальным отверстиям штока, расположенным в зоне между обтекателем и отражателем, в отсек головной поступает забортная вода до выравнивания давления снаружи и внутри отсека. За счёт усилия обжатой пружины происходит сброс обтекателя.

При повышении давления в отсеке срабатывает сигнализатор давления, при этом замыкаются контакты электрических цепей, по которым в последующем задействуются источники акустических шумов.

Наличие блока автоматики, содержащего комплект аккумуляторных батарей и комплекс устройств обработки информации и выдачи команд, позволяет по жгуту подать электрический импульс на пироэлектровоспламенитель, вмонтированный в розетку соединителя жгута, обеспечивающего электрическую связь отсека приборного с отсеком буйковым. Давление газа, образующегося при срабатывании пироэлектровоспламенителя, отстреливает жгут, устраняя механическую связь между отсеками. После отстрела жгута электрический импульс из блока автоматики поступает на разрывной болт системы разделения отсеков. При срабатывании разрывного болта и его разделении планка с упором освобождает поршень, который под действием пружины втягивается во внутрь, разъединяя вилку и накладку бандажа, при этом через дренажное отверстие в переборке в полость между приборным отсеком и буйковым отсеком поступает забортная вода. Под действием суммарной силы упругости материала бандажа и сил пружин, действующих на замки с клиновыми зубьями, накладка бандажа выходит из вилки и бандаж раскрывается. При раскрытии бандажа освобождаются прижимные клиновые зубья клино-цангового соединения и под действием пружин, установленных на верхней щеке катушки отсеки разделяются. Отсек буйковый остается дрейфовать на поверхности, а отделившаяся часть, состоящая из отсека приборного и отсека головного без обтекателя, под действием отрицательной плавучести начинает погружаться, разматывая сначала резиновый шнур-амортизатор, размещенный в отсеке буйковом, а затем фал катушки.)

Наличие устройства стопорного позволяет при достижении отделившейся частью заданной по вводу глубины, контролируемой датчиком давления, и задействовании электрическим импульсом электровоспламенителя, при срабатывании которого перемещается шток, произвести стопорение фала.

Размещение источников акустических шумов двух модификаций, отличающихся угловой ориентацией продольного паза в направляющем посадочном отверстии, в имеющиеся в корпусе электромеханического блока продольных каналах, каждый из которых содержит устройства системы выброса и электрического задействования источников акустических шумов; позволяет при подаче электрического импульса тока на электромагнита стопора электромагнитного одного из каналов корпуса шток втягивается в корпус электромагнита и поворачивает коромысло 29, при этом освобождается верхний зуб храповика устройства разворота и ось с храповиком, под действием спиральной пружины поворачивается на угол 45°, до зацепления коромысла с нижним зубом храповика. При снятии электрического импульса шток с коромыслом возвращаются в исходное положение, при этом освобождается нижний зуб храповика, и ось с храповиком дополнительно поворачиваются на угол 45°, до зацепления коромысла с верхним зубом храповика. За один цикл «включения-выключения» суммарный угол поворота оси с фиксатором составляет 90°. Фиксатор устанавливается напротив продольных пазов в посадочном отверстии корпуса источника акустического шума. Под действием усилия пружинного устройства происходит выбрасывание источника акустического шума (одного) из соответствующего канала корпуса электромеханического блока. Для предотвращения одновременного выброса двух источников акустического шума последующий в секции источник акустического шума имеет продольные пазы в посадочном отверстии, развернутые на 90° относительно продольных пазов предыдущего источника акустического шума. В процессе выхода источник акустического шума своими контактами набегает на пружинные электрические контакты колодки, на которые в момент снятия электрического импульса с электромагнита через плату, жгут и проходной разъём по жгуту подаётся напряжение, предназначенное для задействования источника звука.

Наличие клапана затопления позволяет после завершения сбрасывания всех источников акустических шумов и подачи на пироэнергодатчик электрического импульса по жгуту от блока автоматики пробить отверстие в прослабленном месте корпуса, через которое забортная вода заполняет полость приборного отсека. Если глубина моря не превышает глубины потери прочности отсека буйкового он зависает на фале в толще воды после достижения подводной частью грунта. Через время, необходимое для растворения прокладки клапана потопления, установленного на крышке буйкового отсека, вода поступает внутрь отсека буйкового, который теряет плавучесть и затапливается.

На фиг.1 показан общий вид акустического прибора, на фиг.2.- общий вид отсека головного, на фиг.3 - общий вид отсека кормового, на фиг.4 - вид А на фиг.3, на фиг.5 - сечение Б-Б на фиг.3, на фиг.6 - сечение А на фиг. 4, на фиг.7 показан дрейфующий акустический прибор в воде после отделения отсека буйкового от отсека приборного и сброса обтекателя с головного отсека.

Акустический прибор состоит из отсека головного 1 и отсека кормового 2, соединенных между собой герметично с помощью болтов 3.

Отсек головной 1 включает корпус 4, состоящий из цилиндрической оболочки 5, обтекателя 6 и переборки 7, при этом обтекатель 6 герметично соединен с цилиндрической оболочкой 5 с возможностью отделения, а переборка 7 герметично закреплена на цилиндрической оболочке 5 с помощью крепежных элементов 8. На переборке 7 герметично установлен и закреплен с помощью крепёжных элементов 9 электромеханический блок 10, также на переборке 7 герметично установлены сигнализаторы давления 11. В состав электромеханического блока 10 входят; составной корпус 12, имеющий каналы для источников акустических шумов (где позиция? буквой), и устройства системы выброса и электрического задействования источников акустических шумов, смонтированные на составных частях корпуса 12. Корпус 12 и обтекатель 6 соединены между собой устройством разгерметизации отсека головного 1 и сброса обтекателя 6, содержащим разрывной болт 13, жгут 14 с проходным разъёмом, шток 15 с уплотнительными элементами 16, отражатель 17, пружину 18, прижим 19 и крепёжные элементы 20, установленные на штоке 15. В состав устройств системы выброса каждого канала входят:

- устройство разворота 21, включающее ось 22, спиральную пружину 23, храповик 24 и фиксатор 25;

- пружинное устройство 26;

- стопор электромагнитный 27, имеющий электромагнит 28 и кронштейн с коромыслом 29. Коромысло 29 одним концом шарнирно соединено со штоком электромагнита 28, а другим, выполненным в виде вилки, контактирует с зубьями храповика 24.

В состав системы электрического задействования источников акустических шумов входят: для каждого канала колодка 30, имеющая два пружинных электрических контакта, плата 31, контакты которой соединены проводами с электрическими контактами колодок 30 и жгутом 32, который через герметичный проходной разъём 33 и жгут 34 соединен с отсеком кормовым 2.

В каналах корпуса 12 установлены источники акустических шумов 35 и 36, имеющие электрические контакты. Электромеханический блок 10 снаряжен источниками акустических шумов, двух модификаций, отличающихся угловой ориентацией продольных пазов в направляющем отверстии.

Отсек кормовой 2 состоит из отсека приборного 37 и отсека буйкового 38, соединенных между собой герметично и скрепленных с помощью клиновых замков 39 и бандажа 40, имеющего вилку 41 и накладку 42. В состав отсека приборного 37 входят корпус 43, герметично соединенный с переборкой 44 с помощью крепежных элементов 45, блок автоматики 46, имеющий комплект батарей аккумуляторных 47 и комплекс устройства обработки информации и выдачи команд 48, прибор курковый 49. Внутри отсека приборного 37 на переборке 44 герметично установлены розетка жгута 50 и проходной жгут 51 от блока автоматики 46, датчик давления 52 и клапан затопления 53. Переборка 44 на наружной цилиндрической поверхности имеет продольные пазы и кольцевую проточку для размещения соответственно клиновых замков 39, шарнирно закрепленных в пазах наружной цилиндрической поверхности отсека буйкового 38, и бандажа 40, входящих в систему разделения отсеков 37 и 38. В продольных пазах переборки 44 имеются глухие отверстия, в которых установлены пружины 54. В систему разделения входят также установленный герметично в отверстие переборки 44 поршень 55 с пружиной 56, зафиксированный от перемещения упором 57 с планкой 58, закрепленной разрывным болтом 59 на переборке 44. Между уплотнительными элементами поршня 55 в отверстии переборки 44 выполнен дренажный канал «а», прикрытый отбойником 60. На внешней стороне переборки 44 размещена катушка 61 с фалом 62 и устройство стопорное 63, которое установлено между скобой 64, шарнирно закрепленной на верхней щеке катушки 61, и скобой 65, имеющей втулку 66. На верхней щеке катушки 61 также установлены пружины 67. Конец шнура фала 62 проходит через канал устройства стопорного 63, заведено двумя шлагами на втулку 66, выходит через отверстие скобы 65 и закреплено в обойме шнура-амортизатора 68 отсека буйкового 38. В состав устройства стопорного 63 входит корпус 69 со штоком 70 и электровоспламенитель 71.

В состав отсека буйкового 38 входят корпус 72 с герметично установленной крышкой 73, шнур-амортизатор 68, намотанный на барабан 74, розетка разъёма ввода данных 75 со жгутом 76, жгут 77 с розеткой специальной, снабженной пироэлектровоспламенителем, клапан потопления 78.

Работа изделия, находящегося на отслеживаемом объекте во внутренней пусковой установке (ВПУ), начинается с момента поступления на розетку разъема ввода данных напряжения от бортовой сети объекта. После следует сообщение от изделия в систему управления (СУ) о готовности к работе. От СУ поступает командное слово с информацией о режиме работы. В основном или аварийном режимах в изделие от СУ поступает массив вводимых данных:

- время подачи команды на сброс обтекателя 6 отсека головного 1;

- период подачи команд на выход источников акустических шумов 35 и 36;

- режим выхода на заданную глубину;

- время стопорения фала 64;

- аварийный выброс/пуск.

После передачи данных СУ запрашивает изделие о результате приема информации. При формировании положительного признака о приеме вводимых данных изделие вырабатывает внутреннюю команду «Пуск» и подключает цепи бортовой автоматики к бортовым аккумуляторным батареям 47. Система управления отслеживаемого объекта, получив информацию от изделия о положительном результате приема введенных данных, производит физический пуск изделия.

При движении изделия в ВПУ прибор курковый 49 встречает копир, при соударении с которым происходит замыкание контактов, обеспечивающих подключение цепей питания пиротехнических устройств и запуск алгоритма работы бортовой автоматики в режиме таймера.

После выхода на участок установившейся траектории при условии срабатывания прибора куркового 49 изделие функционирует по программе. Предусмотрено два режима работы: «Р-1» и «Р-2».

Работа в режиме «Р-1»:

- режим «Р-1» вводится в изделие от СУ в случае, если вводимое время начала сброса обтекателя 6 корпуса 4 отсека головного 1 и, в конечном счете, начала работы изделия на выброс источников звука превышает время, необходимое для всплытия изделия на поверхность;

- на поверхности изделие дрейфует до наступления момента времени начала сброса обтекателя 6. На разрывной болт 13 устройства разгерметизации отсека головного 1 и сброса обтекателя 6 через герметичный переход по жгуту 14 от отсека приборного 37 подается электрический импульс. При срабатывании болта разрывного 13 и разделения его на две части под действием обжатой пружины 18 происходит перемещение прижима 19 до упора штока 15 с установленным на нём отражателем 17 в днище обтекателя 6. Посадочная поверхность штока 15 с уплотнительными элементами 16 выходит наружу уплотняемой поверхности обтекателя 6, при этом происходит разгерметизация отсека по зоне уплотнения штока 15 с обтекателем 6. По кольцевому зазору, между проточкой штока 15 и отверстием обтекателя 6, далее по радиальным отверстиям штока 15, расположенным в зоне между обтекателем 6 и отражателем 17, в отсек головной 1 поступает забортная вода до выравнивания давления снаружи и внутри отсека. За счёт усилия обжатой пружины 18 происходит сброс обтекателя 6 и соединенного с ним штока 15 и установленных на штоке 15 отражателя 17, прижима 19 и крепежных элементов 20, а также пружины 18. При повышении давления в отсеке срабатывают сигнализаторы давления 11, при этом замыкаются контакты электрических цепей, по которым в последующем задействуются источники звука 35 и 36. Исполнительные элементы, обеспечивающие выброс источников звука, сами источники звука, контакты, предназначенные для задействования источников акустических шумов, оказываются в морской воде под гидростатическим давлением;

- через определенное время после команды на сброс обтекателя 6 в соответствие с алгоритмом работы устройств обработки информации и выдачи команд 48 из блока автоматики 46 отсека приборного 37 поступает электрический импульс на пироэлектровоспламенитель, вмонтированный в розетку соединителя жгута 76, обеспечивающего электрическую связь отсека приборного 37 с отсеком буйковым 38. Давление газа, образующегося при срабатывании пироэлектровоспламенителя, отстреливает жгут 76, устраняя механическую связь по жгуту 76 между отсеками;

- после отстрела жгута 76 электрический импульс из блока автоматики 46 поступает на разрывной болт 59 системы разделения отсеков 37 и 38. При срабатывании болта 59 и его разделении планка 58 с упором 57 освобождает поршень 55, который под действием пружины 56 втягивается во внутрь, разъединяя вилку 41 и накладку 42 бандажа 40, при этом через дренажное отверстие «а» в полость между приборным отсеком 37 и буйковым отсеком 38 поступает забортная вода. Под действием суммарной силы упругости материала бандажа 40 и сил пружин 54, действующих на замки 39 с клиновыми зубьями, накладка бандажа 42 выходит из вилки 41 и бандаж 40 раскрывается. При раскрытии бандажа 40 освобождаются прижимные клиновые зубья клино-цангового соединения и под действием пружин 67 отсеки 37 и 38 разделяются. Отсек буйковый 38 остается дрейфовать на поверхности, а отделившаяся часть, состоящая из отсека приборного 37 и отсека головного 1 без обтекателя 6, под действием отрицательной плавучести начинает погружаться, разматывая сначала резиновый шнур-амортизатор 68, размещенный в отсеке буйковом 38, а затем фал 62 катушки 61;

- при достижении отделившейся частью заданной глубины, контролируемой датчиком давления 52, на электровоспламенитель 71 устройства стопорного 63 по жгуту 51 поступает электрический импульс. Давление газов образующихся при срабатывании электровоспламенителя 71, приводится в движение подпружиненный шток 70, который при перемещении стопорит шнур фала 62, прижимая его к стенке канала корпуса 69. Разматывание фала 62 прекращается, и отделившаяся часть зависает на заданной глубине, удерживаемая отсеком буйковым 38, оставшимся на поверхности.

В соответствии с алгоритмом из отсека приборного 37 по жгуту подаётся электрический импульс тока на электромагнит 28 стопора электромагнитного 27 одного из каналов корпуса 12. Шток втягивается в корпус электромагнита 28 и поворачивает коромысло 29, при этом освобождается верхний зуб храповика 24 устройства разворота 21 и ось 22 с храповиком 24, под действием спиральной пружины 23 поворачивается на угол 45°, до зацепления коромысла 29 с нижним зубом храповика 24. При снятии электрического импульса якорь с коромыслом 29 возвращаются в исходное положение, при этом освобождается нижний зуб храповика 24, и ось 22 с храповиком 24 дополнительно поворачиваются на угол 45°, до зацепления коромысла 29 с верхним зубом храповика 24. За один цикл «включения-выключения» суммарный угол поворота оси 22 с фиксатором 25 составляет 90°. Фиксатор 25 устанавливается напротив продольных пазов в посадочном отверстии корпуса источника акустического шума 35. Под действием усилия пружинного устройства 26 происходит выбрасывание источника акустического шума 35 (одного) из соответствующего канала корпуса 12. Для предотвращения одновременного выброса двух источников акустического шума последующий в секции источник акустического шума 36 имеет продольные пазы в посадочном отверстии, развернутые на 90° относительно продольных пазов предыдущего источника акустического шума 35. В процессе выхода источник акустического шума 35 своими контактами набегает на пружинные электрические контакты колодки 30, на которые в момент снятия электрического импульса с электромагнита 28 через плату 31 жгут 32 и проходной разъём 33 по жгуту 34 подаётся напряжение, предназначенное для задействования источника акустического шума.

- импульсы на последующие электромагниты и источники акустического шума поступают через установленный при вводе данных период времени.

- после завершения сбрасывания всех источников акустического шума происходит стирание введенных в блок автоматики 46 данных и на пироэнергодатчик клапана затопления 53 подается электрический импульс. При срабатывании клапана затопления пробивается отверстие в прослабленном месте корпуса, через которое забортная вода заполняет полость приборного отсека 37;

- подводная часть теряет плавучесть и погружается, увлекая отсек буйковый 38 за фал 62 . В глубоком море, при достижении глубины потери прочности отсеком буйковым 38 вода заполняет разрушенный отсек, который погружается до достижения грунта.

- если глубина моря не превышает глубины потери прочности отсека буйкового 38, последний зависает на фале 62 в толще воды после достижения подводной частью грунта. Через время, необходимое для растворения прокладки клапана потопления 78, установленного на крышке 73, вода поступает внутрь отсека буйкового 38, который теряет плавучесть и затапливается.

Работа в режиме «Р-2»:

- в режиме «Р-2» глубина, на которой стабилизируется подводная часть, после достижения отсека буйкового 38 поверхности моря, определяется суммарной длиной размотанных шнура-амортизатора 68 и фала 62 за установленное при вводе данных время стопорения фала;

- при разгерметизации отсека головного 1 на глубине забортная вода с большой скоростью поступает внутрь отсека, через устройства протока и распыления, обеспечивающие защиту электромеханического блока от разрушения;

- после выравнивания внутреннего давления с наружным происходит сброс обтекателя 6 с корпуса 4 отсека головного 1;

- изделие без обтекателя 6 продолжает всплытие. Через определенное время электрический импульс поступает на разрывной болт 59 устройства разделения отсеков 37 и 38. Процесс разделения аналогичен процессу в режиме «Р-1». Для исключения механического повреждения деталей и узлов, размещенных в полости между переборкой 44 и крышкой 37, на пути струи воды, установлен отбойник 60;

- после отделения отсек буйковый 38 начинает всплывать, а отделившаяся часть, состоящая из отсека приборного 37 и отсека головного 1 без обтекателя 6, – погружаться;

- по истечении установленного времени стопорения фал 62 стопорится и вся система под действием положительной плавучести отсека буйкового 38 зависает. Через определенное время после стопорения фала 62 подводная часть начинает сбрасывать источники акустического шума. Процесс выброса и активирования источников акустического шума аналогичен процессу в режиме «Р-1».

При достижении отсеком буйковым 38 поверхности воды подводная часть на фале 62 зависает на достигнутой глубине, величина которой равна суммарной длине размотанных шнура-амортизатора 68 и фала 62, которая определяется как произведение суммарной скорости расхождения отсека буйкового 38 и отделившейся части за время стопорения фала 62.

Выброс источников акустического шума продолжается до израсходования полного комплекта, после чего производится стирание введенных данных и затопление по ранее описанному алгоритму в разделе «работа в режиме «Р-1».

Был изготовлен и испытан опытный образец акустического прибора, который показал высокую эффективность подавления гидроакустических средств наблюдения за счёт прерывания гидроакустического контакта наблюдателей с отслеживаемым объектом при воздействии на приемные тракты помехой, создаваемой источниками акустических шумов.

1. Акустический прибор, содержащий отсеки головной и кормовой, герметично соединенные между собой; отсек головной включает корпус, состоящий из цилиндрической оболочки, обтекателя и переборки, при этом обтекатель герметично соединен с цилиндрической оболочкой с возможностью отделения, а переборка герметично и жестко закреплена на цилиндрической оболочке, электромеханический блок, герметично закрепленный на переборке, соединённое с обтекателем устройство разгерметизации отсека головного и сброса обтекателя, источники акустических шумов, установленные в имеющиеся в корпусе электромеханического блока продольные каналы, каждый из которых содержит устройства системы выброса и электрического задействования источников акустических шумов, датчик давления, герметично установленный на переборке; отсек кормовой состоит из отсеков приборного и буйкового, герметично состыкованных между собой и скрепленных с помощью клиновых замков и бандажа, входящих в имеющуюся систему разделения отсеков; в состав отсека приборного входят корпус, герметично соединенный с переборкой, блок автоматики, имеющий комплект батарей аккумуляторных и комплекс устройств обработки информации и выдачи команд, прибор курковый, датчик давления и клапан затопления; в систему разделения входят герметично установленный в отверстии переборки поршень с пружиной, зафиксированный от перемещения упором с планкой, закрепленной разрывным болтом на переборке, на внешней стороне переборки размещена катушка с фалом и устройство стопорное, в состав которого входит корпус со штоком и электровоспламенитель, к которому подстыкован проходной жгут блока автоматики, конец фала проходит через канал корпуса устройства стопорного и закреплен в обойме шнура-амортизатора отсека буйкового; в состав отсека буйкового входят герметичный корпус, внутри которого герметично установлена крышка, имеющая закреплённый на наружной стороне барабан со шнуром-амортизатором, установленный герметично на крышке клапан потопления и жгут с розеткой, имеющей пироэлектровоспламенитель, соединенный с розеткой жгута блока автоматики, герметично установленной на переборке отсека приборного, на днище корпуса установлена розетка разъема ввода данных со жгутом, имеющая пироэлектровоспламенитель.

2. Прибор по п.1, отличающийся тем, что устройство разгерметизации отсека головного и сброса обтекателя включает разрывной болт, соединенный жгутом с приборным отсеком, шток с уплотнительными элементами, установленные на штоке отражатель, пружину, прижим и крепёжные элементы.

3. Прибор по п.1, отличающийся тем, что источники акустических шумов выполнены двух модификаций, отличающихся угловой ориентацией продольного паза в направляющем посадочном отверстии.

4. Прибор по п.1, отличающийся тем, что система выброса каждого канала содержит устройство разворота, включающее ось, на которой размещаются источники акустических шумов, храповик и фиксатор, закрепленные на концах оси, спиральную пружину, внутренний конец которой закреплен на оси, а наружный - на корпусе устройства разворота; пружинное устройство, надетое на ось и обжатое источниками акустических шумов, стопор электромагнитный, имеющий электромагнит и кронштейн с качающимся коромыслом, которое одним концом шарнирно соединено со штоком электромагнита, а другим, выполненным в виде вилки, контактирует с зубьями храповика.

5. Прибор по п.1, отличающийся тем, что устройство системы выброса и электрического задействования источников акустических шумов содержит для каждого канала колодку, имеющую два пружинных электрических контакта, для всех каналов - плату, контакты которой соединены проводами с электрическими контактами колодок и жгутом, который через герметичный проходной разъём и жгут соединен с отсеком кормовым.

6. Прибор по п.1, отличающийся тем, что внутри отсека приборного на переборке герметично установлены розетка жгута и проходной жгут от блока автоматики.

7. Прибор по п.1, отличающийся тем, что переборка на наружной цилиндрической поверхности имеет продольные пазы с глухими отверстиями, в отверстиях переборки установлены пружины, в пазах - вышеупомянутые клиновые замки, шарнирно закрепленные в пазах наружной цилиндрической поверхности отсека буйкового, в кольцевой проточке - бандаж.

8. Прибор по п.1, отличающийся тем, что переборка отсека приборного на наружной цилиндрической поверхности имеет продольные пазы с глухими отверстиями, в которых установлены пружины, в пазах - вышеупомянутые клиновые замки, шарнирно закрепленные в пазах наружной цилиндрической поверхности отсека буйкового, в имеющейся кольцевой проточке установлен бандаж.

9. Прибор по п.1, отличающийся тем, что между имеющимися уплотнительными элементами поршня в отверстии переборки отсека приборного выполнен дренажный канал, прикрытый отбойником.