Способ сборки ракетного двигателя твердого топлива (рдтт) с газогенератором и сопловым блоком

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к технологии изготовления крупногабаритных ракетных двигателей твердого топлива. Сборку ракетного двигателя с газогенератором, расположенным внутри сквозного центрального канала заряда, и сопловым блоком производят в горизонтальном положении на основных рельсовых путях, на которых вне корпуса ракетного двигателя со стороны заднего его фланца проводят стыковку соплового блока, газогенератора и узла разгрузки, которые установлены на трех подвижных опорах. Со стороны переднего фланца корпуса ракетного двигателя на двух подвижных опорах устанавливают технологическую штангу с противовесами и затем вводят ее через центровочное поддерживающее устройство в корпус ракетного двигателя, при этом одна опора из-под штанги отводится на поперечный путь. После состыковки штанги с узлом разгрузки и при дальнейшем продвижении газогенератора внутрь канала заряда до полного совмещения узла разгрузки и соплового блока с передним и задним фланцами корпуса ракетного двигателя соответственно две поддерживающие газогенератор опоры уводятся на поперечный путь, а одна опора подводится под технологическую штангу. Изобретение позволяет упростить сборку ракетного двигателя и снизить риск повреждения его заряда и газогенератора. 3 ил.

Реферат

Предлагаемое изобретение относится к ракетной технике, в частности к технологии изготовления крупногабаритных ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ), и может быть использовано при сборке РДТТ.

Известен способ сборки РДТТ с газогенератором, заключающийся в том, что внутри сквозного центрального канала заряда устанавливают газогенератор, при этом передняя часть газогенератора пристыковывается к переднему полюсному фланцу, а задняя часть газогенератора, соединенная с сопловым блоком, пристыковывается к заднему полюсному фланцу корпуса РДТТ (патент 2273753 МПК (2006 г.) F02K 9/08, от 21.02.2005 г. Прототип).

Данный способ сборки может быть осуществлен только для малогабаритных РДТТ и производится в вертикальном положении.

Для крупногабаритных РДТТ сборку необходимо производить в горизонтальном положении с соблюдением соосности и наличием гарантированных зазоров между газогенератором и поверхностью центрального канала заряда, что обусловлено особенностями применения изделия и работы газогенератора.

Технической задачей данного изобретения является минимализация риска повреждения газогенератора, заряда и остальных вспомогательных элементов при сборке, упрощение и снижение трудоемкости процесса сборки РДТТ с газогенератором и сопловым блоком.

Технический результат достигается тем, что, как и в известном способе сборки, внутри сквозного центрального канала заряда устанавливают газогенератор, при этом передняя часть газогенератора пристыковывается к переднему полюсному фланцу, а задняя часть газогенератора, соединенная с сопловым блоком, пристыковывается к заднему полюсному фланцу корпуса РДТТ, дополнительно при этом в горизонтальном положении на основных рельсовых путях вне корпуса РДТТ со стороны заднего фланца проводится последовательная стыковка соплового блока, газогенератора и узла разгрузки, которые установлены на трех подвижных опорах, а со стороны переднего фланца корпуса РДТТ на двух подвижных опорах устанавливается технологическая штанга с противовесами, которая вводится через центровочное поддерживающее устройство в корпус РДТТ, при этом одна опора из-под штанги отводится на поперечный путь и после состыковки штанги с узлом разгрузки и дальнейшем продвижении газогенератора внутрь канала заряда до полного совмещения узла разгрузки и соплового блока с передним и задним фланцами корпуса РДТТ соответственно две поддерживающие газогенератор опоры уводятся на поперечный путь, а одна опора подводится под технологическую штангу.

Сущность предлагаемого способа поясняется чертежами.

На фиг. 1 приведен общий вид РДТТ с газогенератором, сопловым блоком и узлом разгрузки.

На фиг. 2 приведена схема стыковки технологической штанги к узлу разгрузки газогенератора.

На фиг. 3 приведена схема стыковки газогенератора с узлом разгрузки и сопловым блоком к корпусу РДТТ.

Корпус (1) РДТТ содержит скрепленный с ним заряд (2), газогенератор (3), узел разгрузки (4), сопловой блок (5). Заряд (2) выполнен со сквозным центральным каналом, внутри которого располагается газогенератор (3) с узлом разгрузки (4). Газогенератор (3) соединен с сопловым блоком (5). Корпус (1) РДТТ имеет передний (6) и задний (7) стыковочные фланцы.

Сборка по фиг. 1 происходит на основных рельсовых путях (8), на которые устанавливаются неподвижно зафиксированные сборочные тележки (12). Корпус (1) РДТТ устанавливается на ложементы сборочных тележек (12). Со стороны заднего стыковочного фланца (7) корпуса РДТТ сначала осуществляется сборка газогенератора (3) и узла разгрузки (4), которые установлены на подвижных вспомогательных тележках (13), далее к ним пристыковывается сопловой блок (5), расположенный в подвижной «корзине» (11) с противовесами. Со стороны переднего стыковочного фланца (6) корпуса РДТТ располагается технологическая штанга (9) с противовесами, установленная на подвижных вспомогательных тележках (13). Технологическая штанга (9) подводится к центровочному поддерживающему устройству (10), закрепленному на переднем фланце (6) корпуса (1) РДТТ и, проходя сквозной центральный канал заряда (2), у заднего фланца (7) стыкуется с узлом разгрузки (4). По мере продвижения через канал заряда (2) от технологической штанги (9) отводится на поперечные рельсовые пути (14) одна из вспомогательных тележек (13). После стыковки технологической штанги (9) и узла разгрузки (4) вся сборка передвигается в направлении переднего стыковочного фланца (6) корпуса РДТТ с последовательным отводом вспомогательных тележек (13) из-под узла разгрузки (4) и газогенератора (3) на поперечные рельсовые пути (14) и соответственно подводом вспомогательной тележки (13) под технологическую штангу (9). После отвода технологической штанги (9) и отстыковки центровочного поддерживающего устройства (10) от корпуса (1) РДТТ свободный конец узла разгрузки (4) пристыковывается к переднему фланцу (6), а сопловой блок - к заднему фланцу (7) корпуса. «Корзина» (11) отстыковывается от соплового блока (5) и отводится от корпуса (1) РДТТ.

Для осуществления предлагаемого способа сборки РДТТ с газогенератором и сопловым блоком применяется как обычный комплект технологической сборочной оснастки, используемый для изготовления крупногабаритных РДТТ - сборочные и вспомогательные тележки с ложементами, «корзина» соплового блока, что упрощает и снижает трудоемкость сборки, так и оригинальные приспособления - узел разгрузки, технологическая штанга с противовесами, центровочное поддерживающее устройство.

Применение сборочной оснастки - технологической штанги, центровочного устройства, узла разгрузки и подвижных вспомогательных тележек с ложементами - позволяет исключить провисания штанги и газогенератора и беспрепятственно соединить корпус РДТТ с газогенератором и сопловым блоком без риска повреждений и касания поверхности канала заряда.

Способ сборки РДТТ с центральным каналом, заключающийся в том, что внутри сквозного центрального канала заряда устанавливают газогенератор, при этом передняя часть газогенератора пристыковывается к переднему полюсному фланцу, а задняя часть газогенератора, соединенная с сопловым блоком, пристыковывается к заднему полюсному фланцу корпуса РДТТ, отличающийся тем, что в горизонтальном положении на основных рельсовых путях вне корпуса РДТТ со стороны заднего фланца проводится последовательная стыковка соплового блока, газогенератора и узла разгрузки, которые установлены на трех подвижных опорах, а со стороны переднего фланца корпуса РДТТ на двух подвижных опорах устанавливается технологическая штанга с противовесами, которая вводится через центровочное поддерживающее устройство в корпус РДТТ, при этом одна опора из-под штанги отводится на поперечный путь и после состыковки штанги с узлом разгрузки и при дальнейшем продвижении газогенератора внутрь канала заряда до полного совмещения узла разгрузки и соплового блока с передним и задним фланцами корпуса РДТТ соответственно две поддерживающие газогенератор опоры уводятся на поперечный путь, а одна опора подводится под технологическую штангу.