Электрическая система управления полетом для летательного аппарата
Иллюстрации
Показать всеГруппа изобретений относится к электрическим системам управления полетом для летательного аппарата в двух вариантах. В первом варианте система содержит аэродинамические рули и рукоятку для управления ими, средство управления пилотированием, средство вычисления положения рулей, три главных линии однонаправленной связи средств управления пилотированием. Средство для управления пилотированием и средство вычисления положения рулей содержат три каскада, каждый из которых состоит из вычислительных устройств управления и вычислительных устройств контроля. Каждое из вычислительных устройств управления содержит блок кодирования для генерирования кодированных положений рукоятки. Каждое из вычислительных устройств контроля содержит блок декодирования кодированных положений рукоятки. Во втором варианте система управления дополнительно содержит приводы для приведения в действие аэродинамических рулей, средство управления приводами, состоящее из трех каскадов, три линии однонаправленной связи приводов. Каждый каскад средства управления приводами содержит вычислительное устройство управления и вычислительное устройство контроля. Каждое из вычислительных устройств управления содержит блок кодирования реальных положений рулей, а вычислительное устройство контроля содержит блок декодирования реальных положений рулей. Обеспечивается увеличение надежности и уменьшение массы и объема системы управления. 2 н. и 26 з.п. ф-лы, 4 ил.
Реферат
Изобретение относится к электрической системе управления полетом для летательного аппарата.
В самолетах все больше используют электрические системы управления полетом. Первые электрические системы управления полетом дублировались аварийной системой ручных приводов с тягами, которая позволяла произвести приземление посредством ручного управления в случае неисправности электрической системы управления полетом. Однако эта система ручных приводов является громоздкой и тяжелой, поэтому в настоящее время конструкторы проектируют летательные аппараты, больше не содержащие такой аварийной системы ручных приводов.
В этом контексте важно, чтобы электрические системы управления полетом имели повышенный уровень надежности. Для обеспечения этого уровня надежности устанавливают избыточные процессоры и дублируют линии связи.
Например, известная электрическая система управления полетом показана на фиг. 1. Она содержит средство 100 управления пилотированием, выполненное с возможностью определения положений рукоятки управления, средство 102 вычисления положения рулей, выполненное с возможностью определения положений аэродинамических рулей в зависимости от положения рукоятки, и средство 104 управления приводами, выполненное с возможностью вычисления команд приведения в действие приводов аэродинамических рулей на основании положений аэродинамических рулей.
Чтобы противостоять возможному сбою в работе вычислительного процессора, средство 100 управления пилотированием, средство 102 вычисления положения рулей и средство 104 управления приводами содержат, каждое, два каскада 106, 107. Каждый каскад 106, 107 включает в себя главный процессор, называемый процессором 108 управления, и вспомогательный процессор, называемый процессором 110 контроля, выполненный с возможностью проверки надежности вычислений, производимых процессором 108 управления. В случае отказа одного из процессоров 108 управления первого каскада 106 средства 100 управления пилотированием, средства 102 вычисления положения рулей или средства 104 управления приводами, процессор 108 управления и процессоры 110 контроля первого каскада 106 выключаются, и все вычисления производят процессоры 108 управления и процессоры 110 контроля второго каскада 107.
Для обеспечения целостности данных, передаваемых между процессорами, процессоры соединены между собой линиями однонаправленной связи или симплексными линиями. Кроме того, каждая из этих линий связи продублирована, чтобы можно было убеждаться, что данные не усечены или не изменены во время их передачи.
Так, процессор 108 управления первого каскада 106 средства 100 управления пилотированием соединен с процессором 108 управления первого каскада 106 средства 102 вычисления положения рулей через четыре линии 112, 114, 116, 118 однонаправленной связи: две из них обеспечивают передачу данных в одном направлении от процессора 108 управления средства 100 управления пилотированием к процессору 108 управления средства 102 вычисления траектории, а две другие обеспечивают передачу данных в обратном направлении от процессора 108 управления средства 102 вычисления траектории к процессору 108 управления средства 100 управления пилотированием.
Точно так же и по тем же причинам процессор 110 контроля первого каскада 106 средства 100 управления пилотированием соединен с процессором 110 контроля первого каскада 106 средства 102 вычисления траекторий через четыре линии 120, 122, 124, 126 связи.
Эта сеть проводов повторяется между, с одной стороны, процессором 108 управления и процессором 110 контроля второго каскада 107 средства управления пилотированием и, с другой стороны, процессорами 108 управления и процессорами 110 контроля второго каскада 107 средства вычисления положения рулей, а также между процессорами 108 управления и процессорами 110 контроля первого 106 и второго 107 каскадов средства вычисления положения рулей и процессорами 108 управления и процессорами 110 контроля первого 106 и второго 107 каскадов средства управления приводами.
Такая электрическая система управления полетом имеет большие массу и объем.
Настоящее изобретение призвано предложить более надежную электрическую систему управления полетом, которая к тому же имеет меньшие массу и объем. В частности, желательно создать систему управления со степенью интеграции не менее 10-10 и с коэффициентом использования не менее 10-10.
В связи с этим объектом изобретения является электрическая система управления полетом для летательного аппарата, содержащая аэродинамические рули и рукоятку для управления указанными аэродинамическими рулями; при этом указанная система управления содержит:
- средство управления пилотированием, содержащее первый каскад и второй каскад, каждый из которых включает в себя:
• вычислительное устройство управления, выполненное с возможностью определения положений рукоятки, при этом указанное вычислительное устройство управления содержит блок кодирования, выполненный с возможностью генерирования кодированных положений рукоятки, и
• вычислительное устройство контроля, выполненное с возможностью проверки достоверности положений рукоятки, определенных вычислительным устройством управления;
- средство вычисления положения рулей, содержащее первый каскад и второй каскад, каждый из которых включает в себя:
• вычислительное устройство управления, выполненное с возможностью вычисления положений рулей на основании кодированных положений рукоятки, и
• вычислительное устройство контроля, выполненное с возможностью проверки достоверности положений рулей, вычисленных вычислительным устройством управления;
- линию однонаправленной связи средств управления пилотированием, называемую первой главной линией пилотирования, соединяющую вычислительное устройство управления первого каскада средства управления пилотированием с вычислительным устройством управления первого каскада средства вычисления положения рулей;
- линию однонаправленной связи средств управления пилотированием, называемую второй главной линией пилотирования, соединяющую вычислительное устройство управления второго каскада средства управления пилотированием с вычислительным устройством управления второго каскада средства вычисления положения рулей;
отличающаяся тем, что средство управления пилотированием содержит третий каскад, включающий в себя:
- вычислительное устройство управления, выполненное с возможностью определения положений рукоятки, при этом указанное вычислительное устройство управления содержит блок кодирования, выполненный с возможностью генерирования кодированных положений рукоятки, и
- вычислительное устройство контроля, выполненное с возможностью проверки достоверности положений рукоятки, определенных вычислительным устройством управления;
и тем, что средство вычисления положения рулей содержит:
- вычислительное устройство управления, выполненное с возможностью вычисления положений рулей на основании кодированных положений рукоятки, и
- вычислительное устройство контроля, выполненное с возможностью проверки достоверности положений рулей, вычисленных вычислительным устройством управления;
и тем, что система управления содержит линию однонаправленной связи средств управления пилотированием, называемую третьей главной линией пилотирования, соединяющую вычислительное устройство управления третьего каскада средства управления пилотированием с вычислительным устройством управления третьего каскада средства вычисления положения рулей;
и тем, что первая главная линия пилотирования является единой линией связи средств управления, выполненной с возможностью передачи кодированных положений рукоятки от вычислительного устройства управления первого каскада средства управления пилотированием в вычислительное устройство управления первого каскада средства вычисления положения рулей;
при этом вторая главная линия пилотирования является единой линией связи средств управления, выполненной с возможностью передачи кодированных положений рукоятки от вычислительного устройства управления второго каскада средства управления пилотированием в вычислительное устройство управления второго каскада средства вычисления положения рулей;
при этом третья главная линия пилотирования является единой линией связи средств управления, выполненной с возможностью передачи кодированных положений рукоятки от вычислительного устройства управления третьего каскада средства управления пилотированием в вычислительное устройство управления третьего каскада средства вычисления положения рулей;
при этом вычислительное устройство контроля первого каскада, вычислительные устройства контроля второго каскада и вычислительное устройство контроля третьего каскада средства вычисления положения рулей соединены с указанными первой, второй и соответственно третьей главными линиями пилотирования через линии связи средств управления;
и в которой вычислительные устройства контроля средства управления пилотированием содержат, каждое, блок кодирования, выполненный с возможностью декодирования кодированных положений рукоятки; при этом вычислительные устройства контроля первого каскада, второго каскада и третьего каскада средства управления пилотированием соединены с указанными первой, второй и соответственно третьей главными линиями пилотирования через линии связи средств управления;
при этом вычислительные устройства контроля средства управления пилотированием выполнены с возможностью проверки достоверности положений рукоятки, декодированных указанными блоками кодирования.
Предпочтительно такая электрическая система управления полетом имеет степень интеграции не менее 10-10 и коэффициент использования не менее 10-10, поэтому нет необходимости в ее дублировании системой ручного управления приводами.
Кроме того, использование только четырех главных линий однонаправленной связи между вычислительным устройством управления и вычислительным устройством контроля первого каскада средства управления пилотированием и вычислительным устройством управления и вычислительным устройством контроля первого каскада средства вычисления положения рулей вместо восьми линий связи в известном решении позволяет значительно уменьшить объем и массу электрической системы управления полетом. Уменьшение числа линий связи позволяет также снизить стоимость электрической системы управления полетом.
Предпочтительно вычислительное устройство контроля проверяет, что при кодировании данных не возникло никакой ошибки.
Согласно частным вариантам выполнения, электрическая система управления полетом имеет один или несколько следующих отличительных признаков:
- блоки кодирования вычислительных устройств управления средства управления пилотированием и блоки кодирования вычислительных устройств контроля средства управления пилотированием выполнены с возможностью осуществления первого циклического избыточного контроля на первом пакете данных, характеризующих указанные положения рукоятки и второго циклического избыточного контроля на втором пакете данных, характеризующих указанные положения рукоятки; при этом указанный второй пакет данных содержит несколько первых пакетов данных,
- она содержит:
- единую линию однонаправленной связи средств управления пилотированием, называемую первой вспомогательной линией пилотирования, выполненную с возможностью передачи кодированных положений рукоятки от вычислительного устройства управления первого каскада средства управления пилотированием в вычислительного устройство управления второго каскада средства вычисления положения рулей;
- единую линию однонаправленной связи средств управления пилотированием, называемую первой аварийной линией пилотирования, выполненную с возможностью передачи кодированных положений рукоятки от вычислительного устройства управления первого каскада средства управления пилотированием в вычислительное устройство управления третьего каскада средства вычисления положения рулей;
- вычислительное устройство контроля второго каскада и вычислительное устройство контроля третьего каскада средства вычисления положения рулей соединены с указанной первой вспомогательной линией пилотирования и соответственно с указанной первой аварийной линией пилотирования через линии связи средств управления;
- она содержит:
- единую линию однонаправленной связи средств управления пилотированием, называемую второй вспомогательной линией пилотирования, выполненную с возможностью передачи кодированных положений рукоятки от вычислительного устройства управления второго каскада средства управления пилотированием в вычислительное устройство управления третьего каскада средства вычисления положения рулей;
- единую линию однонаправленной связи средств управления пилотированием, называемую второй аварийной линией пилотирования, выполненную с возможностью передачи кодированных положений рукоятки от вычислительного устройства управления второго каскада средства управления пилотированием в вычислительное устройство управления первого каскада средства вычисления положения рулей;
- вычислительное устройство контроля третьего каскада и вычислительное устройство контроля первого каскада средства вычисления положения рулей соединены с указанной второй вспомогательной линией пилотирования и соответственно с указанной второй аварийной линией пилотирования через линии связи средств управления;
- она содержит:
- единую линию однонаправленной связи средств управления пилотированием, называемую третьей вспомогательной линией пилотирования, выполненную с возможностью передачи кодированных положений рукоятки от вычислительного устройства управления третьего каскада средства управления пилотированием в вычислительное устройство управления первого каскада средства вычисления положения рулей;
- единую линию однонаправленной связи средств управления пилотированием, называемую третьей аварийной линией пилотирования, выполненную с возможностью передачи кодированных положений рукоятки от вычислительного устройства управления третьего каскада средства управления пилотированием в вычислительное устройство управления второго каскада средства вычисления положения рулей;
- вычислительное устройство контроля первого каскада и вычислительное устройство контроля второго каскада средства вычисления положения рулей соединены с указанной третьей вспомогательной линией пилотирования и соответственно с указанной третьей аварийной линией пилотирования через линии связи средств управления;
- средство вычисления положения рулей выполнено с возможностью приема реальных положений рулей, при этом по меньшей мере одно вычислительное устройство управления и одно вычислительное устройство контроля средства вычисления положения рулей выполнены с возможностью вычисления команд усилий в зависимости от принятых реальных положений рулей, и тем, что система управления содержит:
- единую обратную линию однонаправленной связи команд усилия, называемую первой обратной линией усилия, выполненную с возможностью передачи указанных команд усилия от вычислительного устройства управления первого каскада средства вычисления положения рулей в вычислительное устройство управления первого каскада средства управления пилотированием;
- единую обратную линию однонаправленной связи команд усилия, называемую второй обратной линией усилия, выполненную с возможностью передачи указанных команд усилия от вычислительного устройства управления второго каскада средства вычисления положения рулей в вычислительное устройство управления второго каскада средства управления пилотированием;
- единую обратную линию однонаправленной связи команд усилия, называемую третьей обратной линией усилия, выполненную с возможностью передачи указанных команд усилия от вычислительного устройства управления третьего каскада средства вычисления положения рулей в вычислительное устройство управления третьего каскада средства управления пилотированием;
- вычислительные устройства управления средства вычисления положения рулей содержат, каждое, блок кодирования для кодирования команд усилия, и тем, что указанные вычислительные устройства контроля средства вычисления положения рулей содержат, каждое, блок кодирования, выполненный с возможностью декодирования кодированных команд усилия; при этом указанные блоки кодирования вычислительных устройств контроля первого каскада, второго каскада и третьего каскада средства вычисления положения рулей соединены с указанной первой, второй и соответственно третьей обратными линиями усилия через линии связи средств управления; при этом указанные вычислительные устройства контроля средства вычисления положения рулей выполнены с возможностью проверки достоверности команд усилия, декодированных указанными блоками кодирования;
- вычислительное устройство контроля первого каскада средства управления пилотированием, вычислительное устройство управления и вычислительное устройство контроля второго каскада средства управления пилотированием, вычислительное устройство управления и вычислительное устройство контроля третьего каскада средства управления пилотированием соединены, каждое, с указанной первой обратной линией усилия через линии связи средств управления;
вычислительное устройство контроля второго каскада средства управления пилотированием, вычислительное устройство управления и вычислительное устройство контроля первого каскада средства управления пилотированием, вычислительное устройство управления и вычислительное устройство контроля третьего каскада средства управления пилотированием соединены, каждое, с указанной второй обратной линией усилия через линии связи средств управления;
вычислительное устройство контроля третьего каскада средства управления пилотированием, вычислительное устройство управления и вычислительное устройство контроля первого каскада средства управления пилотированием, вычислительное устройство управления и вычислительное устройство контроля второго каскада средства управления пилотированием соединены, каждое, с указанной третьей обратной линией усилия через линии связи средств управления.
Объектом изобретения является также электрическая система управления полетом для летательного аппарата, содержащая аэродинамические рули, приводы, выполненные с возможностью приведения в действие указанных аэродинамических рулей в зависимости от команд приведения в действие, рукоятку, выполненную с возможностью перемещения для управления приведением в действие указанных аэродинамических рулей; при этом указанная система управления содержит:
- средство вычисления положения рулей, содержащее первый каскад и второй каскад, каждый из которых включает в себя:
- вычислительное устройство управления, выполненное с возможностью приема положений рукоятки и вычисления положений рулей на основании положений рукоятки, при этом указанное вычислительное устройство управления содержит блок кодирования, выполненный с возможностью генерирования кодированных положений рулей, и
- вычислительное устройство контроля, выполненное с возможностью проверки достоверности положений рулей, вычисленных вычислительным устройством управления;
- средство управления приводами, содержащее первый каскад и второй каскад, каждый из которых включает в себя:
- вычислительное устройство управления, выполненное с возможностью определения команд приведения в действие аэродинамических рулей на основании положений рулей, и
- вычислительное устройство контроля, выполненное с возможностью проверки достоверности команд приведения в действие, определенных указанным вычислительным устройством управления;
- линию однонаправленной связи приводов положения рулей, называемую первой главной линией приводов, соединяющую вычислительное устройство управления первого каскада средства вычисления положения рулей с вычислительным устройством управления первого каскада средства управления приводами;
- линию однонаправленной связи приводов положения рулей, называемую второй главной линией приводов, соединяющую вычислительное устройство управления второго каскада средства вычисления положения рулей с вычислительным устройством управления второго каскада средства управления приводами;
отличающаяся тем, что средство вычисления положения рулей содержит третий каскад, включающий в себя:
- вычислительное устройство управления, выполненное с возможностью приема положений рукоятки и вычисления положения рулей на основании положений рукоятки, при этом указанное вычислительное устройство управления содержит блок кодирования, выполненный с возможностью генерирования кодированных положений рулей, и
- вычислительное устройство контроля, выполненное с возможностью проверки достоверности положений рулей, вычисленных вычислительным устройством управления;
и тем, что средство управления приводами содержит:
- вычислительное устройство управления, выполненное с возможностью вычисления команд приведения в действие на основании кодированных положений рукоятки, и
- вычислительное устройство контроля, выполненное с возможностью проверки достоверности команд приведения в действие, вычисленных вычислительным устройством управления;
и тем, что система управления содержит:
- линию однонаправленной связи приводов положения рулей, называемую третьей главной линией приводов, соединяющую вычислительное устройство управления третьего каскада средства вычисления положения рулей с вычислительным устройством управления третьего каскада средства управления приводами;
и тем, что первая главная линия приводов является единой линией приводов, выполненной с возможностью передачи кодированных положений рулей от вычислительного устройства управления первого каскада средства вычисления положения рулей в вычислительное устройство управления первого каскада средства управления приводами;
при этом вторая главная линия приводов является единой линией приводов, выполненной с возможностью передачи кодированных положений рулей от вычислительного устройства управления второго каскада средства вычисления положения рулей в вычислительное устройство управления второго каскада средства управления приводами;
при этом третья главная линия приводов является единой линией приводов, выполненной с возможностью передачи кодированных положений рулей от вычислительного устройства управления третьего каскада средства вычисления положения рулей в вычислительное устройство управления третьего каскада средства управления приводами;
при этом вычислительные устройства контроля первого каскада, второго каскада и третьего каскада средства вычисления положения рулей соединены, каждое, с указанной первой, второй и соответственной третьей линиями приводов через линии связи средств управления для приема кодированных положений рулей;
вычислительные устройства контроля средства вычисления положения рулей содержат, каждое, блок кодирования, выполненный с возможностью декодирования кодированных положений рулей; при этом вычислительные устройства контроля средства вычисления положения рулей выполнены с возможностью проверки достоверности положений рулей, декодированных указанными блоками кодирования.
Согласно частным вариантам выполнения, электрическая система управления полетом имеет один или несколько следующих отличительных признаков:
- блоки кодирования вычислительного устройства управления средства вычисления положения рулей и блоки кодирования вычислительного устройства контроля средства управления приводами выполнены с возможностью осуществления первого циклического избыточного контроля на первом пакете данных, характеризующих указанные положения рукоятки, и второго циклического избыточного контроля на втором пакете данных, характеризующих указанные положения рукоятки; при этом указанный второй пакет данных содержит несколько первых пакетов данных,
- она содержит:
- единую линию однонаправленной связи приводов, называемую первой вспомогательной линией приводов, выполненную с возможностью передачи кодированных положений рулей от вычислительного устройства управления первого каскада средства вычисления положения рулей в вычислительное устройство управления второго каскада средства управления приводами;
- единую линию однонаправленной связи приводов, называемую первой аварийной линией приводов, выполненную с возможностью передачи кодированных положений рулей от вычислительного устройства управления первого каскада средства вычисления положения рулей в вычислительное устройство управления третьего каскада средства управления приводами;
- вычислительное устройство контроля второго каскада и вычислительное устройство контроля третьего каскада средства управления приводами соединены с указанной первой вспомогательной линией приводов и соответственно с указанной первой аварийной линией приводов через линии связи средств управления.
- она содержит:
- единую линию однонаправленной связи приводов, называемую второй вспомогательной линией приводов, выполненную с возможностью передачи кодированных положений рулей от вычислительного устройства управления второго каскада средства вычисления положения рулей в вычислительное устройство управления третьего каскада средства управления приводами;
- единую линию однонаправленной связи приводов, называемую второй аварийной линией приводов, выполненную с возможностью передачи кодированных положений рулей от вычислительного устройства управления второго каскада средства вычисления положения рулей в вычислительное устройство управления первого каскада средства управления приводами;
- вычислительное устройство контроля третьего каскада и вычислительное устройство контроля первого каскада средства управления приводами соединены с указанной второй вспомогательной линией приводов и соответственно с указанной второй аварийной линией приводов через линии связи средств управления.
- она содержит:
- единую линию однонаправленной связи приводов, называемую третьей вспомогательной линией приводов, выполненную с возможностью передачи кодированных положений рулей от вычислительного устройства управления третьего каскада средства вычисления положения рулей в вычислительное устройство управления первого каскада средства управления приводами;
- единую линию однонаправленной связи приводов, называемую третьей аварийной линией приводов, выполненную с возможностью передачи кодированных положений рулей от вычислительного устройства управления третьего каскада средства вычисления положения рулей в вычислительное устройство управления второго каскада средства управления приводами;
- вычислительное устройство контроля первого каскада и вычислительное устройство контроля второго каскада средства управления приводами соединены с указанной третьей вспомогательной линией приводов и соответственно с указанной третьей аварийной линией приводов через линии связи средств управления,
- вычислительные устройства управления и вычислительные устройства контроля первого, второго и третьего каскадов средства управления приводами выполнены с возможностью определения реальных положений рулей, и система управления содержит:
- единую обратную линию однонаправленной связи приводов, называемую первой главной обратной линией приводов, выполненную с возможностью передачи указанных реальных положений рулей от вычислительного устройства управления первого каскада средства управления приводами в вычислительное устройство правления первого каскада средства вычисления положения рулей;
- единую обратную линию однонаправленной связи приводов, называемую второй главной обратной линией приводов, выполненную с возможностью передачи указанных реальных положений рулей от вычислительного устройства управления второго каскада средства вычисления положения рулей в вычислительное устройство управления второго каскада средства управления приводами;
- единую обратную линию однонаправленной связи приводов, называемую третьей главной обратной линией приводов, выполненную с возможностью передачи указанных реальных положений рулей от вычислительного устройства управления третьего каскада средства управления приводами в вычислительное устройство управления третьего каскада средства вычисления положения рулей;
- вычислительные устройства управления средства управления приводами содержат, каждое, блок кодирования, выполненный с возможностью генерирования кодированных положений рулей, и тем, что вычислительные устройства контроля первого каскада, второго каскада и третьего каскада средства управления приводами соединены с указанной первой, второй и соответственно третьей главными обратными линиями приводов через линии связи средств управления; вычислительные устройства контроля средства управления приводами содержат, каждое, блок, выполненный с возможностью декодирования кодированных реальных положений рулей; при этом вычислительные устройства контроля средства управления приводами выполнены с возможностью проверки достоверности реальных положений рулей, декодированных указанными блоками кодирования,
- вычислительное устройство контроля первого каскада устройства вычисления положения рулей соединено с указанной первой главной обратной линией приводов через линию связи средств управления;
вычислительное устройство контроля второго каскада устройства вычисления положения рулей соединено с указанной второй главной обратной линией приводов через линию связи средств управления;
вычислительное устройство контроля третьего каскада устройства вычисления положения рулей соединено с указанной третьей главной обратной линией приводов через линию связи средств управления;
- она содержит:
- единую обратную линию однонаправленной связи приводов, называемую первой вспомогательной обратной линией приводов, выполненную с возможностью передачи кодированных реальных положений рулей от вычислительного устройства управления первого каскада средства управления приводами в вычислительное устройство управления второго каскада средства вычисления положения рулей;
- единую обратную линию однонаправленной связи приводов, называемую первой аварийной обратной линией приводов, выполненную с возможностью передачи кодированных реальных положений рулей от вычислительного устройства управления первого каскада средства управления приводами в вычислительное устройство управления третьего каскада средства вычисления положения рулей;
- вычислительное устройство контроля второго каскада и вычислительное устройство контроля третьего каскада средства вычисления положения рулей соединены с указанной первой вспомогательной обратной линией приводов и соответственно с указанной первой аварийной обратной линией приводов через линии связи средств управления,
- она содержит:
- единую обратную линию однонаправленной связи приводов, называемую второй вспомогательной обратной линией приводов, выполненную с возможностью передачи кодированных реальных положений рулей от вычислительного устройства управления второго каскада средства управления приводами в вычислительное устройство управления третьего каскада средства вычисления положения рулей;
- единую обратную линию однонаправленной связи приводов, называемую второй аварийной обратной линией приводов, выполненную с возможностью передачи кодированных реальных положений рулей от вычислительного устройства управления второго каскада средства управления приводами в вычислительное устройство управления первого каскада средства вычисления положения рулей;
- вычислительное устройство контроля третьего каскада и вычислительное устройство контроля первого каскада средства вычисления положения рулей соединены с указанной второй вспомогательной обратной линией приводов и соответственно с указанной второй аварийной обратной линией приводов через линии связи средств управления,
- она содержит:
- единую обратную линию однонаправленной связи приводов, называемую третьей вспомогательной обратной линией приводов, выполненную с возможностью передачи кодированных реальных положений рулей от вычислительного устройства управления третьего каскада средства управления приводами в вычислительное устройство управления первого каскада средства вычисления положения рулей;
- единую обратную линию однонаправленной связи приводов, называемую третьей аварийной обратной линией приводов, выполненную с возможностью передачи кодированных реальных положений рулей от вычислительного устройства управления третьего каскада средства управления приводами в вычислительное устройство управления второго каскада средства вычисления положения рулей;
- вычислительное устройство контроля первого каскада и вычислительное устройство контроля второго каскада средства вычисления положения рулей соединены с указанной третьей вспомогательной обратной линией приводов и соответственно с указанной третьей аварийной обратной линией приводов через линии связи средств управления.
Вспомогательные линии связи и аварийные линии связи значительно увеличивают общее использование системы управления, так как, например, в случае сбоя в работе вычислительного устройства управления первого каскада средства вычислений траекторий только вычислительное устройство управления и вычислительное устройство контроля первого каскада средства вычисления траекторий заменяют на вычислительное устройство управления и вычислительное устройство контроля второго каскада средства вычисления траекторий. При этом система управления работает с вычислительным устройством управления и вычислительным устройством, контроля первого каскада средства управления пилотированием, с вычислительным устройством управления и вычислительным устройством контроля второго каскада средства вычисления положения рулей и с вычислительным устройством управления и вычислительным устройством контроля первого каскада средства управления приводами. При этом система допускает еще две неисправности на уровне средства управления пилотированием, одну неисправность на уровне средства вычисления положения рулей и две неисправности на уровне средства управления приводами.
Применение циклического избыточного контроля на двух разных количествах данных обеспечивает целостность передаваемых данных.
Изобретение будет более очевидно из нижеследующего описания, представленного исключительно в качестве примера, со ссылками на следующие фигуры:
фиг. 1 - схема известной электрической системы управления полетом;
фиг. 2 - схема заявленной электрической системы управления полетом, где показаны только линии связи от средства управления пилотированием к средству управления приводами;
фиг. 3 - схематичный пример кадров оформления пакетов данных;
фиг. 4 - схема заявленной электрической системы управления полетом, где показаны только линии связи от средства управления приводами к средству управления пилотированием.
Как показано на фиг. 2, система 2 управления в соответствии с изобретением содержит средство 4 управления пилотированием, средство 6 вычисления положения рулей и средство 8 управления приводами.
Средство 4 управления пилотированием содержит три каскада 10, 12, 14, расположенные в мини-рукоятке 9, в рукоятке или в рычаге управления, называемых в дальнейшем просто рукояткой 9. Каждый каскад 10, 12, 14 содержит главное вычислительное устройство, в дальнейшем наз