Способ диагностики когнитивно-моторных компонентов способностей спортсменов

Изобретение относится к спортивной медицине, педагогике, предназначено для диагностики когнитивно-моторных компонентов способностей спортсменов. Способ осуществляют на поле со светодинамической подсветкой. При этом световые зоны, выделенные светом, являются запрещенными для нахождения спортсмена и/или спортивного снаряда. Зоны имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена, который оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения упомянутых запрещенных зон (ЗП) и совершает обводку ЗП, имитирующих соперников. При этом задают сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки, в котором на игровом поле перемещается заданное число ЗП заданного диаметра. Их перемещения предсказуемы для спортсмена, причем предсказуемость изменения игровой ситуации определяется работой программно-аппаратного комплекса (ПАК), перемещением ЗП прямолинейными отрезками до столкновения их с границами игрового поля и/или между собой. Перемещения формируют как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы по существующим законам механики. На игровом поле одновременно тестируют двух противодействующих спортсменов-соперников со спортивными снарядами или без них. В зависимости от подготовленности спортсменов и задач диагностики задают диаметр, количество и скорость ЗП, размер и конфигурацию поля. Перед спортсменом ставят задачу: как можно быстрее без ошибок пройти заданное количество раз по заданному встречному или параллельному маршруту через игровое поле, создавая своими действиями дополнительные помехи для передвижения своему сопернику. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения ЗП и противодействующего соперника, после чего совершает маневры с обходом ЗП или соперника, или целенаправленно перекрывает ход сопернику для снижения его скорости перемещения и/или попадания его на площадь ЗП. По максимальному количеству, скорости и диаметру ЗП, а также точности и скорости выполнения теста спортсменом судят о его когнитивно-моторных способностях. Изобретение обеспечивает эффективную, точную, интегральную оценку когнитивно-моторного уровня способностей спортсменов в игровых видах спорта.

Реферат

Изобретение относится к спорту и предназначено для диагностики когнитивно-моторных компонентов способностей спортсменов игровых видов спорта. Вместе с тем оно может быть использовано при тестировании военнослужащих, представителей МЧС и спецслужб, а также при исследовательской работе в области психофизиологии человека, для комплексной оценки его зрительных, когнитивных и двигательных способностей. Уровень техники.

Известны световые интерактивные панели и интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать на поверхности интерактивного пола большое число динамичных световых эффектов [1].

Однако такие системы не предназначены для диагностики способностей спортсменов.

Известен способ тренировки игроков и спортсменов со спортивным снарядом на игровом поле, включающий выполнение тренировки на поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон. Изменение зон и режим тренировок могут задаваться тренером вручную или программно-аппаратным комплексом. По возможности спортсмена постоянно находиться и удерживать спортивный снаряд в разрешенной зоне судят о спортивном мастерстве испытуемого [2].

Недостатком способа является отсутствие противодействия реального соперника.

Близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ по патенту [3], где тренировки спортсменов со спортивным снарядом осуществляются при помощи упрощенного состава программно-аппаратного комплекса. В данном способе тренировки также используется светодинамическая подсветка. Световые зоны, выделенные светом, являются запрещенными для нахождения спортсмена, они имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон и совершает обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперников. В данном способе задается сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки на спортсмена. При этом перемещения световых запрещенных зон предсказуемы для спортсмена и не связаны с его действиями на тренировочной площади. Предсказуемость изменения игровой ситуации определяется особенностью работы программно-аппаратного комплекса, который перемещает световые зоны прямолинейными отрезками до столкновения их с границами тренировочной площади и/или между собой, причем программа комплекса перемещает зоны как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы согласно существующим законам механики. В зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки задается диаметр, количество и максимальная скорость запрещенных зон. Задача спортсмена - выполнить обводку зон при перемещении до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади и/или удержаться в течении заданного времени от столкновения с запрещенной зоной в границах тренировочной площадки. При отсутствии попадания спортсмена или спортивного снаряда на запрещенную зону или границу тренировочной площади, диаметр и/или скорость перемещения запрещенных зон увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнить предъявленное упражнение.

Недостатком данного способа является его низкая эффективность, удаленность от реальных условий и отсутствие интерактивности противодействующей стороны.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в создании эффективного способа диагностики когнитивно-моторных компонентов способностей спортсменов.

Технический результат достигается тем, что тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим диагностики на поле со светодинамической подсветкой. Световые зоны, выделенные светом, являются запрещенными для нахождения спортсмена и/или спортивного снаряда, имитируют противодействие игроков-соперников и перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения упомянутых запрещенных зон (ЗП) и совершает обводку ЗП, имитирующих соперников; при этом задают сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки, в котором на игровом поле перемещается заданное число ЗП заданного диаметра, и их перемещения предсказуемы для спортсмена. Предсказуемость изменения игровой ситуации определяется работой программно-аппаратного комплекса, перемещением ЗП прямолинейными отрезками до столкновения их с границами игрового поля и/или между собой. При этом перемещения ЗП компьютерная программа формирует, как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы по существующим законам механики. Причем новым является то, что на игровом поле одновременно тестируют двух противодействующих спортсменов-соперников со спортивными снарядами или без них. В зависимости от подготовленности спортсменов и задач диагностики задается диаметр, количество и скорость ЗП, а также размер и конфигурация поля. Перед спортсменами ставят задачу: как можно быстрее без ошибок, пройти заданное количество раз по заданному встречному или параллельному маршруту через игровое поле, создавая своими действиями дополнительные помехи для передвижения своему сопернику. Спортсмены оценивают смоделированную игровую ситуацию, соизмеряют свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения ЗП и противодействующего соперника, после чего совершают маневры с обходом ЗП или соперника, или целенаправленно перекрывают ход сопернику для снижения его скорости перемещения и/или попадания его на площадь ЗП. По максимальному количеству, скорости и диаметру ЗП, а также точности и скорости выполнения теста спортсменом, судят о его когнитивно-моторных способностях.

В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

Предлагаемый способ диагностики когнитивно-моторных компонентов способностей спортсменов игровых видов спорта осуществляется следующим образом. Исследователь выбирает программу диагностики из библиотеки компьютерных программ, которая, по его мнению, соответствует уровню подготовленности спортсменов и ориентирована на выявление выбранных когнитивно-моторных компонентов способностей испытуемых спортсменов.

Для эффективной диагностики спортсменов формируются игровые условия, близкие к реальным взаимодействиям соперников на игровом поле. Тестовая физическая нагрузка задается спортсменам в сочетании с интеллектуальной нагрузкой, которая предъявляется им как необходимость предугадывания изменений ситуаций при выполнении целевых перемещений между мобильными ЗП и противодействующим спортсменом.

На игровом поле известными традиционными средствами, например, краской или световым излучателем, формируется контрастная тренировочная площадь заданной формы и размера. В зависимости от подготовленности спортсменов и задач диагностики на игровом поле дополнительно формируется заданное количество условных соперников ЗП заданного диаметра, которые перемещаются по игровой площади программно. Действия ЗП осуществляются по заданному сценарию и предсказуемы для спортсмена по траектории перемещения. Предсказуемые ЗП перемещаются по игровому полю прямолинейно и изменяют свое направление движения только после столкновения с границей тренировочной площади или другими ЗП. Причем перемещения ЗП компьютерная программа формирует как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы по существующим законам механики.

Тестирование может осуществляться со спортивным снарядом или без него. В зависимости от подготовленности спортсменов и задач диагностики задается диаметр, количество и скорость ЗП, а также размер и конфигурация игрового поля.

Задача спортсменов - как можно быстрее, без ошибок, заданное количество раз пройти по заданному встречному или параллельному маршруту на игровом поле. При этом целесообразно создавать своими действиями дополнительные помехи сопернику, выполняющему одновременно аналогичную задачу.

Спортсмены, ориентируясь в изменяющейся обстановке на игровом поле, оценивают смоделированную ситуацию, соизмеряют свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения ЗП и перемещениями противодействующего соперника. После чего они выбирают наиболее рациональное решение и совершают маневры с обходом ЗП или соперника, или целенаправленно перекрывают сопернику проход для понижения его скорости передвижения и/или способствуют созданию условий, при которых соперник вынужденно попадает на площадь одной из ЗП. На малых скоростях спортсменам не трудно просчитать изменение положения ЗП на игровом поле, а также противодействие соперника, они могут заранее безошибочно выбрать направление своего перемещения и безошибочно выполнить игровой маневр. Однако с активным противодействием соперника, возрастанием скорости ЗП, увеличением их числа и диаметра возникает лимит пространства и времени для принятия решения и выполнения рациональных технико-тактических приемов.

Как показали эксперименты, в таких условиях состояние спортсменов мало чем отличается от их состояний в реальной игровой обстановке, где они вынуждены одновременно контролировать свой спортивный снаряд, изменение обстановки на игровом поле и быстро просчитывать варианты развития игры.

При отсутствии попаданий спортсменов или спортивных снарядов на ЗП или границу игрового поля, площадь и/или диапазон скоростей перемещения ЗП увеличивают до тех пор, пока спортсмены не смогут безошибочно выполнить предъявленный тест.

Данные теста фиксируют и по максимальному количеству, скорости и диаметру ЗП, а также точности и скорости выполнения теста, судят о когнитивно-моторных способностях и физической подготовленности спортсмена. Полученные показатели могут послужить основой оценки испытуемых, их умения видеть игровое поле, предугадывать действия соперника, изменение игровой ситуации, ориентироваться в быстро изменяющихся обстоятельствах и качественно выполнять технические действия.

Очевидно, что совокупность приемов и порядок практических действий в данном изобретении обеспечивает достижение заявленного технического результата.

При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, для создания упражнений может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.

Использование данного способа диагностики при активном противодействии реальных соперников показывает эффективность и высокий потенциал предлагаемого изобретения. Ограниченными средствами, без использования дорогостоящих программно-аппаратных средств создан высокоэффективный инструмент для диагностики когнитивно-моторных компонентов способностей человека. Созданы многоуровневые условия, способствующие быстрому и наглядному тестированию спортсменов. Предложенное изобретение формирует условия, которые имеют методические преимущества по сравнению с известными подходами в спортивной диагностике.

Способ позволяет повысить точность и объективность интегральной оценки когнитивно-моторного уровня спортсменов в игровых видах спорта. Отличительной особенностью представленного способа является учет ключевых компонентов игры, учет пребывания спортсмена в специфических условиях с активно противодействующим соперником. Вместе с тем, особенностью является то, что в данном способе диагностика органически сочетается с процессом психомоторного, умственного и эмоционального развития спортсменов.

Предложенный способ позволяет определить количественные показатели подготовленности спортсмена в большом диапазоне когнитивно-моторных тестов, что будет являться основой при анализе потенциала игрока и корректировки его тренировочных заданий.

Сравнивая количественные результаты разновременных тестов, можно определить динамику развития спортсмена и его способности к обучению в выбранном виде спорта.

Таким образом, заявляемый способ диагностики когнитивно-моторных компонентов способностей спортсменов обладает новыми свойствами, которые повышают эффективность диагностики и позволяют получить количественные данные, ранее недоступные для специалистов и тренеров.

Источники информации

1. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V. 52. - P. 76.

2. Патент 2444392 РФ, МПК A63B 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов / Афоньшин В.Е.; опубл. 10.03.12. Бюл. №7.

3. Патент 2557497 РФ, МПК А63В 71/00. Способ тренировки технико-тактических действий спортсмена в игровых видах спорта / Афоньшин В.Е.; опубл. 20.07.2015. Бюл. №20.

Способ диагностики когнитивно-моторных компонентов способностей спортсменов, где диагностика осуществляется на поле со светодинамической подсветкой, световые зоны, выделенные светом, являются запрещенными для нахождения спортсмена и/или спортивного снаряда, имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена; спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения упомянутых запрещенных зон (ЗП) и совершает обводку ЗП, имитирующих соперников; при этом задают сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки, в котором на игровом поле перемещается заданное число ЗП заданного диаметра, и их перемещения предсказуемы для спортсмена; предсказуемость изменения игровой ситуации определяется работой программно-аппаратного комплекса, перемещением ЗП прямолинейными отрезками до столкновения их с границами игрового поля и/или между собой; при этом перемещения ЗП компьютерная программа формирует, как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы по существующим законам механики, отличающийся тем, что на игровом поле одновременно тестируют двух противодействующих спортсменов-соперников со спортивными снарядами или без них; в зависимости от подготовленности спортсменов и задач диагностики задается диаметр, количество и скорость ЗП, а также размер и конфигурация поля; перед спортсменами ставят задачу: как можно быстрее без ошибок пройти заданное количество раз по заданному встречному или параллельному маршруту через игровое поле, создавая своими действиями дополнительные помехи для передвижения своему сопернику; спортсмены оценивают смоделированную игровую ситуацию, соизмеряют свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения ЗП и противодействующего соперника, после чего совершают маневры с обходом ЗП или соперника, или целенаправленно перекрывают ход сопернику для снижения его скорости перемещения и/или попадания его на площадь ЗП; по максимальному количеству, скорости и диаметру ЗП, а также точности и скорости выполнения теста спортсменом судят о его когнитивно-моторных способностях.