Способ определения координат центра масс самолета
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области аэрокосмической техники и может быть использовано для определения координат центра масс самолета в полете. При реализации способа выполняют измерения и вычисления, являющиеся исходными данными. В процессе выполнения заданных режимов полета измеряют продольную и нормальную перегрузку, остатки топлива в каждом топливном баке самолета, по значению отношения продольной и нормальной перегрузок вычисляют угол наклона свободной поверхности топлива в топливных баках самолета относительно строительной горизонтали фюзеляжа. По вычисленным углам наклона свободной поверхности топлива и измеренным значениям остатков топлива в топливных баках, используя тарировочную зависимость координат центров масс топлива в баках от значений остатков топлива в баках и значений угла наклона свободной поверхности топлива в баках, а также при известных значениях массы самолета и координат центра масс самолета при нулевом остатке топлива (масса самолета без топлива), вычисляют значения координат центра масс самолета в любой момент времени полета. Технический результат заключается в повышении точности вычисления координат центра масс самолета в любой момент времени полета.
Реферат
Изобретение относится к области аэрокосмической техники и может быть использовано для определения координат центра масс самолета в полете.
Положение центра масс самолета является важным фактором, влияющим на летно-технические характеристики самолета. Взаимное расположение центра масс и фокуса самолета определяет статическую устойчивость самолета. Изменение положения центра масс (центровки) самолета приводит к изменению его характеристик устойчивости и управляемости, что оказывает влияние на летно-технические характеристики самолета, включая потребление топлива.
Значения координат центра масс самолета учитываются при определении характеристики устойчивости и управляемости, построении и пересчете балансировочных зависимостей, идентификации значений коэффициентов и производных коэффициентов аэродинамического момента тангажа самолета.
Из условий сохранения управляемости и устойчивости устанавливаются допустимые пределы изменений центровок: предельно передняя хпп, предельно задняя хПЗ,
xПП≤хДОП≤хПЗ
Значения предельных центровок для каждого типа самолетов приводятся в технических описаниях самолетов и в инструкциях по их эксплуатации и оказывают влияние на управляемость и устойчивость самолета в полете.
На современном самолете масса топлива может составлять до 50% взлетной массы самолета. В процессе полета самолета происходит выработка топлива, находящегося в топливных баках, которые расположены в разных частях самолета (фюзеляже, крыле, вертикальном и горизонтальном оперении), кроме того, самолет может быть оборудован подвесными топливными баками, в результате чего изменяется масса самолета и положение его центра масс. Ввиду сложной геометрии топливных баков, при изменении значений угла ϑТ наклона свободной поверхности топлива в баках относительно строительной горизонтали фюзеляжа (СГФ) самолета координаты центра тяжести самолета изменяются даже в случае постоянных значений остатков топлива в баках.
Известен расчетный способ, заключающийся в определении координат центра масс самолета на основании чертежей [В.С. Ведров, М.А.Тайц, «Летные испытания самолетов», Москва, 1951, с. 34…38]. С этой целью используют формулы механики (Ю.И. Снешко «Исследования в полете устойчивости и управляемости самолета», Москва, Машиностроение, 1971, с. 156-158):
где Xt, Yt - координаты центра масс самолета относительно произвольно выбранной системы осей, м;
Gi - масса отдельных частей, агрегатов и оборудования самолета, кг;
G - суммарная масса самолета, кг;
xi, yi - координаты центров масс частей и агрегатов, м.
Недостаток данного способа заключается в том, что он применим только на первоначальном этапе создания и сборки самолета для проверки компоновки его основных частей. Необходимо иметь чертежи самолета и ведомость веса частей и агрегатов, а также знать положение их центров масс на самолете.
Известен способ определения координат центра масс самолета посредством его взвешивания [М.Г. Котик, Л.В. Павлов, И.М. Пашковский, Н.Г. Щитаев, «Летные испытания самолетов», Машиностроение, Москва, 1968, с. 16…19]. Центровка после взвешивания определяется по формуле двухопорной балки.
Недостаток данного способа заключается в том, что он не учитывает фактически реализуемый в полете порядок выработки топлива из баков, который может отличаться от заданного порядка выработки. Кроме того, при неполных баках положения центров масс топлива в баках зависят от угла наклона свободной поверхности топлива в баках.
Наиболее близким аналогом является способ определения координат центра масс самолета с использованием центровочных зависимостей для заданного программного порядка выработки топлива в баках [«Справочник авиационного инженера», Москва, Транспорт, 1973 г., стр. 67-71]. Центровочные зависимости - это зависимости координат центра масс самолета от суммарного остатка топлива, представляемые в графической или табличной форме. Такие зависимости получают расчетным путем и проверяют экспериментально в процессе так называемых «проливок», когда самолет устанавливают на весы и регистрируют показания весов в процессе слива топлива в соответствии с программным порядком выработки топлива в баках.
В качестве недостатков ближайшего аналога можно указать следующее:
- определяется зависимость координат центра тяжести самолета от суммарного остатка топлива, соответствующая заданному программному порядку выработки топлива в баках, которая может отличаться от фактически реализуемого распределения топлива по бакам;
- не учитывается зависимость положения центра тяжести от наклона поверхности топлива в баках, связанного с изменением вектора суммарной перегрузки, действующей на самолет в полете.
Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в повышении точности вычисления координат центра масс самолета в любой момент времени полета.
Указанный технический результат достигается тем, что с помощью датчиков, установленных на самолете, измеряют в полете продольную и нормальную перегрузку самолета и датчиков, установленных в топливной системе, измеряют значения остатков топлива в каждом топливном баке самолета и, используя тарировочную зависимость координат центров масс топлива в баках от значений остатков топлива в баках и значений угла наклона свободной поверхности топлива в баках относительно СГФ, вычисляют значение координат центра масс самолета в любой момент времени полета.
Способ определения координат центра масс самолета заключается в следующем.
Для вычисления центра масс самолета учитывают дополнительное изменение координат центра масс, возникающее вследствие действия факторов, влияющих на положение центра масс самолета, для чего выполняют следующие измерения и вычисления, являющиеся исходными данными:
- в процессе выполнения заданных режимов полета измеряют:
- продольную nх и нормальную nу перегрузку,
- остатки топлива GtBk в каждом топливном баке самолета;
- по значению отношения продольной и нормальной перегрузок вычисляют угол наклона свободной поверхности топлива в топливных баках самолета ϑТ=arctan{nх/nу) относительно СГФ;
- по вычисленным углам наклона свободной поверхности топлива и измеренным значениям остатков топлива в топливных баках, используя тарировочную зависимость координат центров масс топлива в баках от значений остатков топлива в баках и значений угла наклона свободной поверхности топлива в баках, а также при известных значениях массы самолета и координат центра масс самолета при нулевом остатке топлива (масса самолета без топлива), вычисляют значения координат Xt(t) и Yt(t) центра масс самолета в любой момент времени полета
где k - номер топливного бака, k изменяется от 1 до kВ;
kВ - количество баков;
XtBk(t) - значения координаты X центра масс бака номер k, k изменяется от 1 до kВ;
YtBk(t) - значения координаты Y центра масс бака номер k, k изменяется от 1 до kВ;
GtBk(t) - значения остатков топлива в баках в момент времени t [кг];
XtBGt=0, YtBGt=0 - значения координат центра масс самолета при нулевом остатке топлива [м];
GtBсам_gt=0 - масса самолета при нулевом остатке топлива [кг] (масса пустого самолета).
Тарировочные зависимости координат центров масс топлива в баках от значений остатков топлива в баках и значений угла ϑT наклона свободной поверхности топлива в баках относительно СГФ (при горизонтальном полете с постоянной скоростью без крена или при стоянке на земле без крена угол наклона ϑТ соответствуют углу тангажа самолета), полученные расчетным путем или иным способом, определяются с использованием kВ зависимостей:
XtBk=ƒ _ XtBk __ tarir{GtBk, ϑT)
YtBk=ƒ _ YtBk _ tarir{GtBk, ϑT),
где k - номер топливного бака, k изменяется от 1 до kВ;
kВ - количество баков;
ϑT - угол наклона свободной поверхности топлива в баках относительно (СГФ), градусы;
GtBk - значения остатков топлива в баке номер k [кг];
XtBk, YtBk - значения координаты центра масс бака номер k [м].
Угол наклона свободной поверхности топлива в баках при небольших значениях поперечной перегрузки nz и при постоянных (медленно меняющихся) значениях отношения продольной и нормальной перегрузок, вычисляется по формуле:
ϑT=arctan(nx/nу).
Тарировочные зависимости координат центра масс топлива в баке от значений остатков топлива в баках и значений угла ϑT реализуются в виде функций и программируются, для вычисления массивов значений координат центров масс всех kВ баков на основе массива значений остатков топлива в баках и значения угла ϑT.
Точность вычисления значений координат центра масс самолета повышена за счет учета факторов, влияющих на положение центра масс самолета, для этого выполняются:
- измерение продольной nх и нормальной nу перегрузок и остатка топлива GtBk в каждом топливном баке самолета в процессе выполнения режимов полета;
- вычисление угла наклона свободной поверхности топлива в топливных баках самолета ϑT=arctan(nх/nу) относительно СГФ по значению отношения продольной и нормальной перегрузок.
Способ определения координат центра масс самолета с использованием тарировочных зависимостей, отличающийся тем, что измеряют значения остатка топлива в каждом топливном баке с помощью датчиков, установленных в каждом баке, измеряют продольную и нормальную перегрузки, действующие на самолет, с помощью датчиков ускорения вычисляют угол наклона свободной поверхности топлива в баках относительно строительной горизонтали фюзеляжа самолета, как арктангенс отношения продольной и нормальной перегрузок, по полученным исходным данным вычисляют значения координат центра масс самолета в любой момент времени полета, используя тарировочную зависимость координат центров масс топлива от значений остатков топлива в каждом баке и значений угла наклона свободной поверхности топлива, с учетом известных значений массы самолета и координат центра масс самолета при нулевом остатке топлива по формулам:
где k - номер топливного бака, k изменяется от 1 до kB;
kB - количество баков;
XtBk(t) - значения координаты X центра масс бака номер k, k изменяется от 1 до kB;
YtBk(t) - значения координаты Y центра масс бака номер k, k изменяется от 1 до kB;
GtBk(t) - значения остатков топлива в баках в момент времени t, кг;
XtBGt=0, YtBGt=0 - значения координат центра масс самолета при нулевом остатке топлива [м];
GtBсам_gt=0 - масса самолета при нулевом остатке топлива (масса пустого самолета), кг.