Способ переработки нефти
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к процессам нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способам переработки нефти с целью получения керосина и дизельного топлива. Способ переработки нефти включает перегонку нефти с получением керосина и выделением прямогонных фракций легкого и тяжелого дизельного топлива, каталитическую гидроочистку прямогонных фракций легкого и тяжелого дизельного топлива, депарафинизацию фракции тяжелого дизельного топлива, компаундирование фракций, введение присадок, получение товарного зимнего дизельного топлива, при этом прямогонную фракцию легкого дизельного топлива выделяют с температурой кипения 230-290°С, депарафинизацию фракции тяжелого дизельного топлива ведут до получения температуры помутнения минус 26-30°С, а при компаундировании фракций дополнительно вводят дизельные фракции гидрокрекинга, выкипающие в пределах 220-360°С. Способ позволяет увеличить выход ценного керосина и дизельного топлива зимнего. 1 ил., 1 табл., 3 пр.
Реферат
Изобретение относится к процессам нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способам переработки нефти с целью получения керосина и дизельного топлива.
Известен способ переработки нефти с целью получения дизельного топлива (патент RU 2108370). Нефть перегоняют с выделением керосиновой фракции 120-(240-260)°С и фракций, 96% которых выкипают в пределах 140-(300-320)°С и 210-(340-360)°С, 10-30% масс. последней фракции подвергают вторичной перегонке с выделением фракции 200-(300-320)°С, которую подвергают каталитической гидроочистке и цеолитной депарафинизации. Зимнее дизельное топливо получают путем компаундирования депарафинированной фракции со смесью фракций 140-(300-320)°С и 210-(340-360)°С, взятых в массовом соотношении 10:90-35:65, с исходной или гидроочищенной керосиновой фракцией 120-(240-260)°С и бензиновой фракцией НК-200°С в определенном массовом соотношении. В полученное базовое топливо вводят в необходимом количестве депрессорную присадку.
Недостатками этого способа являются:
- вовлечение в рецептуру дизельного топлива зимнего керосиновых фракций;
- ограниченное вовлечение фракции с концом кипения выше 320°С в дизельное топливо зимнее, что снижает ресурс его производства.
Наиболее близким к предлагаемому является способ переработки нефти с целью получения дизельного топлива (пат. RU 2535492), включающий перегонку нефти с получением керосина и выделением прямогонных фракций легкого и тяжелого дизельного топлива, каталитическую гидроочистку прямогонных фракций легкого и тяжелого дизельного топлива, депарафинизацию фракции тяжелого дизельного топлива, компаундирование фракций, введение присадок, получение товарного зимнего дизельного топлива, при этом прямогонную фракцию легкого дизельного топлива отгоняют с температурой кипения 180-290°С, в которой содержание фракции 180-230°С составляет до 32% масс. от всей фракции, депарафинизацию фракции тяжелого дизельного топлива ведут до получения температуры помутнения минус 22°С. Однако способ имеет следующие недостатки:
- недостаточная эффективность разделения керосиновых и дизельных фракций, что приводит к «скрытому вовлечению» до 32% керосиновых фракций 180-230°С в прямогонную фракцию легкого дизельного топлива и приводит к снижению количества вырабатываемого керосина;
- неоптимальный состав прямогонной фракции легкого дизельного топлива позволяет использовать меньше половины ее в производстве дизельного топлива зимнего.
Целью настоящего изобретения является увеличение производства ценного керосина с максимизацией производства зимнего дизельного топлива.
Поставленная цель достигается использованием способа переработки нефти, включающего перегонку нефти с получением керосина и выделением прямогонных фракций легкого и тяжелого дизельного топлива, каталитическую гидроочистку прямогонных фракций легкого и тяжелого дизельного топлива, депарафинизацию фракции тяжелого дизельного топлива, компаундирование фракций, введение присадок, получение товарного зимнего дизельного топлива, при этом прямогонную фракцию легкого дизельного топлива отгоняют с температурой кипения 230-290°С, депарафинизацию фракции тяжелого дизельного топлива ведут до получения температуры помутнения минус 26-30°С, а при компаундировании фракций дополнительно вводят дизельные фракции гидрокрекинга, выкипающие в пределах 220-360°С.
Способ осуществляют следующим образом.
На фиг. 1 представлена принципиальная схема переработки нефти.
Подготовленную к перегонке частично отбензиненную нефтесмесь (1) подают в основную ректификационную колонну (2), с которой осуществляют отбор прямогонной керосиновой фракции в отпарную колонну (5), откуда выводят керосин (8) прямогонного легкого дизельного топлива в отпарную колонну (6) и отбор прямогонного тяжелого дизельного топлива в отпарную колонну (7). С верха основной ректификационной колонны (2) осуществляют отбор бензина (3), с низа колонны выводят мазут (4).
Прямогонную фракцию легкого дизельного топлива (9) из отпарной колонны (6) направляют на установку гидроочистки (11), где получают гидроочищенную фракцию легкого дизельного топлива (13). Фракцию прямогонного тяжелого дизельного топлива (10) из отпарной колонны (7) направляют на установку гидроочистки (12), гидроочищенный продукт направляют на установку депарафинизации (14), где ведут процесс до получения депарафинизата (15) с температурой помутнения минус 26-30°С. Далее, полученные фракции: гидроочищенную фракцию легкого дизельного топлива (13) и депарафинизат (15) смешивают с дизельными фракциями гидрокрекинга (17) и получают базовое дизельное топливо зимнее (18), вводят присадки (19) и получают товарное дизельное топливо зимнее (20). Избыток депарафинизата (15) направляют на производство дизельного топлива летнего (16).
Примеры осуществления способа приведены в таблице 1.
Как видно из таблицы, за счет изменения фракционного состава прямогонной фракции легкого дизельного топлива и вовлечения дешевых дизельных фракций гидрокрекинга (эти фракции являются фракциями вторичной переработки и обычно пригодны для использования как компонент дизельного топлива летнего) выход зимнего дизельного топлива увеличивается на 20-50 тыс. т/месяц, а дополнительный выход ценного керосина увеличивается на 10-15 тыс. т/месяц.
Способ переработки нефти, включающий перегонку нефти с получением керосина и выделением прямогонных фракций легкого и тяжелого дизельного топлива, каталитическую гидроочистку прямогонных фракций легкого и тяжелого дизельного топлива, депарафинизацию фракции тяжелого дизельного топлива, компаундирование фракций, введение присадок, получение товарного зимнего дизельного топлива, отличающийся тем, что прямогонную фракцию легкого дизельного топлива выделяют с температурой кипения 230-290°С, депарафинизацию фракции тяжелого дизельного топлива ведут до получения температуры помутнения минус 26-30°С, а при компаундировании фракций дополнительно вводят дизельные фракции гидрокрекинга, выкипающие в пределах 220-360°С.