Оптимизированный спусковой механизм
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к часовым механизмам. Часовой спусковой механизм (10) содержит стопор (30), расположенный между резонатором (20) и спусковым колесным узлом (40). Указанный колесный узел (40) содержит намагниченную дорожку (50) с угловым периодом (PD) хода, через который повторяются ее магнитные характеристики, при этом стопор (30) включает в себя намагниченный или ферромагнитный полюсной наконечник (3), выполненный с возможностью перемещения в поперечном направлении (DT) относительно направления перемещения (DD) элемента поверхности (4) указанной дорожки (50), а полюсной наконечник (3) или указанная дорожка (50) создают магнитное поле в полюсном зазоре (5) между полюсным наконечником (3) и указанной поверхностью (4), причем полюсной наконечник (3) расположен напротив создаваемого магнитным полем барьера (46) на указанной дорожке (50) непосредственно перед каждым поперечным перемещением стопора (30), вызываемым периодическим воздействием резонатора (20), при этом стопор (30) имеет несколько положений равновесия и может занимать по меньшей мере два из них. 3 н. и 19 з.п. ф-лы, 28 ил.
Реферат
Изобретение относится к спусковому механизму часов, включающему стопор, расположенный между резонатором и спусковым колесом, к часовому механизму, включающему по меньшей мере один указанный спусковой механизм, к часам, включающим по меньшей мере один указанный часовой механизм и/или включающий по меньшей мере один указанный спусковой механизм, а также к часовым механизмам для передачи движения, в частности, к спусковым механизмам.
Уровень техники
Швейцарский свободный анкерный спусковой механизм является широко используемым устройством, которое является частью регулировочного элемента механических часов. Этот механизм позволяет одновременно поддерживать движение подпружиненного баланса резонатора и синхронизировать вращение приводного механизма с резонатором.
Для выполнения этих функций спусковое колесо взаимодействует с палетной вилкой посредством механического контакта, при этом свободный спусковой механизм использует указанный механический контакт для осуществления первой функции, заключающейся в передаче энергии от спускового колеса к подпружиненному балансу, а также для осуществления второй функции, заключающейся в освобождении и фиксации спускового колеса посредством импульсов и обеспечении его продвижения на один шаг при каждом колебании баланса.
Механические взаимодействия, необходимые для выполнения указанных первой и второй функций отрицательно влияют на эффективность, изохронизм, запас энергии и на срок службы часов.
В различных исследованиях было предложено синхронизировать вращение ведущего колеса с механическим резонатором за счет применения бесконтактной передачи усилий, например за счет применения спусковых механизмов типа Клиффорд. Все эти системы используют усилия взаимодействия магнитной природы, что позволяет передавать энергию от ведущего колеса к резонатору с частотой, определяемой собственной частотой резонатора. Однако все эти системы обладают одинаковым недостатком, заключающимся в невозможности выполнения второй функции надежного освобождения и надежной фиксации спускового колеса импульсами. Более конкретно, после ударного воздействия колесо может потерять синхронность с механическим резонатором, в результате чего теряется способность гарантированного выполнении функций регулирования.
В документе US 3518464 описан электромагнитный механизм для привода колеса резонатором. В этом документе указано, что применение магнитного приводного механизма в качестве спускового механизма оказывает неблагоприятное воздействие на частоту. Данный механизм включает в себя вибрирующую полосу, но в нем отсутствует стопор, и в нем, безусловно, отсутствует стопор с множеством положений равновесия. При вращении колеса и в зафиксированном положении резонатора усилие между колесом и резонатором прогрессивно изменяется от минимального (отрицательного) значения до максимального (положительного) значения за один угловой период.
В документе DE 1935486 U описан приводной механизм с магнитными собачками. Этот механизм также включает в себя вибрирующую полосу, но в нем отсутствует стопор, и в нем, безусловно, отсутствует стопор с множеством положений равновесия. Данный механизм содержит наклонные участки и барьеры, которые обеспечивают комбинированное и одновременное перемещение колеса и резонатора.
В документе US 3183426 А описан полностью магнитный спусковой механизм, включающий в себя магнитное спусковое колесо, в котором энергия изменяется непрерывно и прогрессивно от минимального значения до максимального при повороте колеса на один полупериод, а затем энергия возвращается к минимальному значению за следующий полупериод. Другими словами, магнитная сила на колесе изменяется прогрессивно между минимальным (отрицательным) и максимальным (положительным) значением за один угловой период.
Раскрытие изобретения
В соответствии с изобретением предложено заменить механический контакт между палетами и спусковым колесом бесконтактным взаимодействием магнитной или электростатической природы при помощи конструкции, которая надежно и безопасно обеспечивает выполнение второй функции освобождения и фиксации спускового колеса посредством импульсов.
С этой целью спусковой механизм часов содержит стопор, расположенный между резонатором и спусковым колесным узлом, включающим в себя по меньшей мере одну намагниченную или ферромагнитную или, соответственно, наэлектризованную или электростатически проводящую дорожку с периодом хода, через который ее магнитные или, соответственно, электростатические характеристики повторяются, при этом стопор включает в себя по меньшей мере один намагниченный или ферромагнитный или, соответственно, наэлектризованный или электростатически проводящий полюсной наконечник, выполненный с возможностью перемещения в поперечном направлении относительно направления перемещения по меньшей мере одного элемента поверхности дорожки, а по меньшей мере полюсной наконечник или дорожка выполнены с возможностью создания магнитного или электростатического поля в полюсном зазоре, образованном между по меньшей мере одним полюсным наконечником и по меньшей мере одной поверхностью, причем полюсный наконечник упирается в образованный на дорожке магнитный или электростатический полевой барьер непосредственно перед каждым поперечном движении стопора, вызываемым резонатором.
Спусковой механизм накапливает потенциальную энергию спускового колесного узла на каждой половине периода и возвращает ее резонатору между полупериодами во время поперечного перемещения стопора, приводимого посредством периодического воздействия резонатора, причем полюсной наконечник переходит от первого поперечного полуперемещения относительно спускового колесного узла ко второму относительному поперечному полуперемещению относительно спускового колеса, или наоборот.
По меньшей мере полюсной наконечник или дорожка создает магнитное или электростатическое поле, интенсивность которого в первой половине хода больше интенсивности во второй половине хода во время первого полупериода, а во время второго полупериода наоборот.
Изобретение также относится к часовому механизму, включающему по меньшей мере один указанный спусковой механизм.
Изобретение также относится к часам, включающим по меньшей мере один указанный часовой механизм и/или по меньшей мере один указанный спусковой механизм.
Краткое описание чертежей
На фиг. 1 показан первый вариант выполнения спускового механизма, включающего стопор, образованный в форме анкерного рычага с одним магнитным полюсным наконечником, расположенным на одном из плечей анкера и взаимодействующим со спусковым колесом, которое имеет несколько вспомогательных намагниченных концентрических дорожек, каждая из которых содержит последовательность зон с различной степенью намагниченности и обеспечивает различные отталкивающие усилия на полюсной наконечник анкерного рычага, когда он находится в непосредственной близости от намагниченных зон, при этом зоны, расположенные непосредственно рядом с двумя соседними концентрическими дорожками также имеют различную степень намагниченности. На фиг. 1 показан упрощенный вариант с двумя дорожками: внутренней и внешней.
На фиг. 2 показано распределение потенциальной энергии магнитного взаимодействия показанного на фиг. 1 наконечника анкерного рычага в зависимости от его положения относительно спускового колеса, вид сверху. Ломаной зубчатой линией показана траектория полюсного наконечника анкерной вилки при его перемещении, в процессе которого он попеременно оказывается напротив внутренней и внешней дорожек, показанных на фиг. 1.
На фиг. 3 показан график изменения потенциальной энергии (по оси ординат) вдоль намагниченных дорожек в зависимости от центрального угла (по оси абсцисс) для каждой из двух дорожек, показанных на фиг. 1, причем для внутренней дорожки использована сплошная линия, а для внешней дорожки - пунктирная. Данная схема показывает накопление потенциальной энергии, получаемой от спускового колеса в сегментах P1-Р2 и Р3-Р4, каждый из которых соответствует полупериоду, и обратную передачу указанной энергии посредством анкерной вилки к балансу при смене дорожки Р2-Р3 и Р4-Р5 полюсным наконечником.
На фиг. 4 схематично показан второй вариант выполнения спускового механизма, включающего в себя анкерную вилку, содержащую множество магнитных полюсных наконечников, в данном случае образованы два вилочных элемента, каждый из которых имеет по два полюсных наконечника, расположенных с каждой стороны плоскости спускового колеса. Два вилочных элемента установлены на каждой стороне точки качания анкерной вилки аналогично палетным камням стандартного швейцарского анкера. Спусковое колесо снабжено последовательностью площадок, каждая из которых сформирована последовательностью магнитов с разной и увеличивающейся степенью намагниченности, каждый наклонный участок ограничен барьером из магнитов, при этом указанные магниты последовательно взаимодействуют с двумя вилочными элементами анкерной вилки.
На фиг. 5 показан вилочный элемент анкерной вилки, показанной на фиг. 4, и направления полей различных намагниченных секторов анкерной вилки и спускового колеса, вид в поперечном разрезе.
На фиг. 6 показан разрез в поперечной плоскости, в которой осуществляется взаимодействие спускового колеса и стопора для различных вариантов установки магнитов, взаимодействующих для создания магнитного поля, сконцентрированного в зоне полюсного зазора.
На фиг. 7-10 показаны разрезы в плоскости, проходящей через ось спускового колеса и противоположного полюсного наконечника стопора во взаимосвязанном положении. Показаны различные вида для соответствующих компоновок различных вариантов осуществления изобретения.
На фиг. 7 - намагниченная структура переменной толщины или степени намагниченности, расположенная на спусковом колесе, взаимодействующая с магнитным полем, созданным магнитной цепью, являющейся частью анкерной вилки, причем взаимодействие может быть, как отталкивающим, так и притягивающим.
На фиг. 8 - ферромагнитная структура переменной толщины, расположенная на дорожке спускового колеса, создающая переменный полюсной зазор при взаимодействии с магнитным полем, созданным магнитной цепью, являющейся частью анкерной вилки.
На фиг. 9 - спусковое колесо с двумя дисками, сформированными из намагниченных структур переменной толщины или степени намагниченности, установленных на двух поверхностях спускового колеса и взаимодействующих с магнитным полем, созданным магнитом, встроенным в анкерную вилку, которая окружена указанными поверхностями, причем взаимодействие может быть как отталкивающим, так и притягивающим.
На фиг. 10 - механическая структура, аналогичная показанной на фиг. 9, имеющая на двух противоположных поверхностях спускового колеса ферромагнитные структуры переменной толщины, создающие переменный полюсной зазор при взаимодействии с магнитным полем, создаваемым магнитом, встроенным в анкерную вилку.
На фиг. 11-14 схематически показано распределение магнитного поля в поперечной плоскости, проходящей через ось вращения спускового колеса, показанного на фиг. 1, по двум вспомогательным внутренней и внешней дорожкам, соотнесенного с положениями, показанными на фиг. 2 и 3: фиг. 11 - точка Р1 (и эквивалент точки Р5, смещенной на целый период), фиг. 12: точка Р2, фиг. 13: точка Р3, фиг. 14: точка Р4.
На фиг. 15 показана блок-схема часов, включающих часовой механизм, содержащий спусковой механизм.
На фиг. 16 показан вариант, в котором спусковое колесо представляет собой цилиндр, а стопор содержит подвижный полюсной наконечник, расположенный в окрестности образующей цилиндра.
На фиг 17 показан вариант, в котором спусковое колесо выполнено в виде непрерывной полосы.
На фиг. 18 показано перемещение полюсного наконечника, расположенного напротив поверхности левой дорожки спускового колеса.
На фиг. 19 показана периодичность перемещения полюсного наконечника вдоль дорожки, включающей две параллельных вспомогательных дорожки.
На фиг. 20-25 показаны профили площадок и барьеров, а также энергия, передаваемая для каждого из этих профилей.
На фиг. 26, аналогично фиг. 4, частично показано два концентрических ряда магнитов с увеличивающейся степенью намагниченности, причем магниты на внутренней дорожке имеют направленную вверх полярность, а магниты на внешней дорожке -направленную вниз полярность.
На фиг. 27 схематически показана ориентация линий поля в поперечном сечении, соответствующем варианту осуществления изобретения, показанному на фиг. 26.
На фиг. 28 показано распределение потенциала в том же примере с центрированием на дорожке, показанное штриховой линией, а направление тяги -сплошной линией.
На фиг. 28А показано изменение за период перемещения уровня энергии (верхний график), и тормозного момента (верхний график) абсцисса нижнего графика выровнена с абсциссой верхнего графика.
Осуществление изобретения
В изобретении предлагается заменить механический контакта между стопором и спусковым колесом бесконтактным взаимодействием магнитной или электростатической природы.
Изобретение относится к спусковому механизму 10 часов, включающему стопор 30, расположенный между резонатором 20 и спусковым колесным узлом 40.
Спусковой колесный узел 40 включает в себя по меньшей мере одну намагниченную или ферромагнитную или соответственно наэлектризованную или электростатически проводящую дорожку 50 с периодом PD перемещения, через который повторяются магнитные или, соответственно, электростатические характеристики.
Изобретение проиллюстрировано в предпочтительном примере с поворотным движением с угловым перемещением и периодом PD углового перемещения.
Геометрические и физические характеристики дорожки 50 повторяются через период PD хода, в особенности, в части состава (материалов), профиля, возможного покрытия и возможного намагничивания или электризации.
Стопор 30 включает в себя по меньшей мере один намагниченный или ферромагнитный или соответственно наэлектризованный или электростатически проводящий полюсной наконечник 3.
Полюсной наконечник 3 является подвижным в поперечном направлении DT относительно направления DD перемещения по меньшей мере одного компонента поверхности 4 дорожки 50. Эта поперечная подвижность не включает полного ухода с рассматриваемой дорожки, схема перемещения может быть различной в различных вариантах осуществления, и в некоторых из них полюсной наконечник может уходить с дорожки на участке перемещения.
По меньшей мере полюсной наконечник 3 или дорожка 50 создает магнитное или электростатическое поле в полюсном зазоре 5 между указанным по меньшей мере одним полюсным наконечником 3 и указанной по меньшей мере одной поверхностью 4.
Полюсной наконечник 3 упирается в создаваемый магнитным или электростатическим полем барьер 46 на дорожке 50 непосредственно перед каждым поперечным перемещением стопора, причем данное поперечное перемещение стопора вызывается периодическим воздействием резонатора 20.
Стопор 30 имеет множество стабильных положений и может занимать по меньшей мере две устойчивые позиции.
Предпочтительно магнитное или электростатическое поле, создаваемое по меньшей мере одним полюсным наконечником 3 или дорожкой 50 в полюсном зазоре 5 по меньшей мере между одним полюсным наконечником 3 и по меньшей мере одной поверхностью 4, создает вращающий момент или силу, которая воздействует на по меньшей мере один полюсной наконечник 3 и по меньшей мере одну поверхность 4. Этот вращающий момент или сила являются тормозными и периодическими, период которых соответствует периоду PD углового хода, при этом вначале момент или сила имеют нулевое значение, в первый полупериод происходит увеличение потенциала, после которого значение тормозного момента или силы по существу постоянно и находится в районе первого значения V1, а на второй части периода имеется потенциальный барьер, при котором указанный тормозной момент или пара сил увеличиваются и достигают своего максимального значения, которое является вторым значением V2, по меньшей мере в три раза большим, чем первое значение V1, и имеет тот же знак, что и первое значение V1, как показано на фиг. 28А.
Каждая дорожка 50 перед каждым барьером 46 содержит наклонный участок 45, взаимодействующий с полюсным наконечником 3 с увеличивающимся взаимодействием, вызываемым магнитным или соответственно электростатическим полем, плотность которого изменяется таким образом, чтобы обеспечить увеличение потенциальной энергии, при этом наклонный участок 45 принимает энергию от спускового колесного узла 40, и каждый потенциальный барьер имеет большую крутизну, чем потенциал каждого наклонного участка.
Более конкретно, спусковой колесный узел 40 содержит создаваемый магнитным или электростатическим полем потенциальный барьер для кратковременной остановки спускового колеса 40 перед отклонением стопора 30 в результате периодического действия осциллятора 20, расположенный между двумя последовательными наклонными участками 45 одной дорожки 50 или двух соседних дорожек 50 в направлении DD перемещения.
Как показано на фиг. 28А, момент или сила являются периодическим тормозным моментом или силой, соответствующим периоду PD углового хода. Кроме того, начиная от нулевого значения момента или силы в начале периода PD тормозной момент или тормозное усилие имеет положительную интенсивность и его величина увеличивается в первом угловом интервале Т1 до момента выхода на плато и сохраняет по существу постоянное значение V1 на втором угловом интервале Т2, при этом сочетание первого углового интервала Т1 и второго углового интервала Т2 образует потенциал наклонного участка до тех пор пока не достигается порогового значения S, после которого на третьем угловом интервале Т3 интенсивность увеличивается до второго максимального значения V2, большего, чем первое значение V1. Конец указанного третьего углового интервала Т3 соответствует пику МС при максимальном значении V2 крутящего момента или силы, после которого интенсивность крутящего момента или силы уменьшается на четвертом угловом интервале Т4 и достигает нулевого значения, которое соответствует максимальному уровню ME энергии. Сочетание третьего углового интервала Т3 и четвертого углового интервала Т4 образует потенциальный барьер, на котором тормозной момент или сила являются положительными. После этой точки, тормозной момент или сила продолжают уменьшаться на пятом угловом интервале Т5 до достижения минимальной отрицательной интенсивности в районе впадины mc перед увеличением на шестом угловом интервале Т6 с повторным достижением положительного значения и начала следующего периода, где TD=Т1+Т2+Т3+Т4+Т5+Т6, и где Т1+Т2≥TD/2.
Барьер 46 определяет предел резкого изменения за счет резкого увеличения или уменьшения момента или силы на ходе, соответствующем третьему угловому интервалу Т3, и этот третий угловой интервал Т3 меньше, чем второй угловой интервал Т2.
Второе максимальное значение V2 более чем в шесть раз превышает первое значение V1.
Механизм 10 также включает в себя механические стопорные средства, не допускающие возникновения отрицательного момента на стопоре 30 на пятом угловом интервале Т5 или шестом угловом интервале Т6 во втором полупериоде.
Спусковой механизм 10 может аккумулировать энергию, получаемую от спускового колесного узла 40, на каждой половине периода PD, сохранять ее часть в виде потенциальной энергии и периодическим образом возвращать ее резонатору 20. В качестве аналогии можно указать, что данная функция аккумулирования эквивалентна постепенному заводу пружины в механизме. Данный возврат энергии имеет место между этими полупериодами во время поперечного перемещения стопора 30, вызываемого периодическим воздействием резонатора 20. Полюсной наконечник 3 после этого завершает первую половину PDC поперечного хода относительно спускового колесного узла 40 и начинает вторую половину поперечного хода DDC относительно спускового колесного узла 40, или наоборот. Полюсной наконечник 3 упирается в создаваемый магнитным или электростатическим полем барьер 46 на дорожке 50 непосредственно перед каждым поперечным перемещением стопора 30, вызываемого периодическим воздействием резонатора 20, за счет отклонения из одной половины хода к другой половине хода.
В конкретном варианте осуществления магнитное или электростатическое поле, создаваемое полюсным наконечником 3 и/или дорожкой 50 имеет большую плотность на первой половине PDC хода, чем на второй половине DDC хода на первой половине указанного периода PD перемещения, и имеет большую плотность на второй половине DDC хода, чем на первой половине PDC хода во время второго периода PD перемещения.
Более конкретно, резонатор 20 включает в себя по меньшей мере один осциллятор с периодическим перемещением. Спусковой колесный узел 40 приводится от такого источника энергии, как подвижный барабан или аналогичный источник энергии. Стопор 30 обеспечивает первую функцию передачи энергии от спускового колесного узла 40 к резонатору 20 и вторую функцию освобождения и фиксации спускового колесного узла 40 импульсами для перемещения его на один шаг во время перемещения стопора 30, вызываемого воздействием резонатора 20 при каждой вибрации осциллятора 2. По меньшей мере одна дорожка 50 приводится в движение за счет перемещения по траектории TD хода.
Предпочтительно, каждый полюсной наконечник 3 имеет возможность перемещения в поперечном направлении DT относительно дорожки 50, в соответствии с первой половиной PDD хода и второй половиной DDC хода в обе стороны от зафиксированного среднего положения РМ в соответствии с поперечной траекторией ТТ, предпочтительно по существу ортогональной траектории TD хода дорожки 50.
Именно около полюсного зазора 5 между полюсным наконечником 3 и поверхностью 4 дорожки 50, которая расположена напротив полюсного наконечника 3, дорожка 50 и/или полюсной наконечник 3 создает магнитное или электростатическое поле, которое обеспечивает создание системы магнитных или электростатических сил на стопоре 30 и спусковом колесном узле 40 вместо механического взаимодействия, известного из уровня техники.
Спусковой механизм 10 накапливает потенциальную энергию, переданную от источника энергии через спусковой колесный узел 40 во время каждой первой половины или второй половины периода PD хода. В конце каждого полупериода полюсной наконечник 3 располагается напротив созданного магнитным или электростатическим полем барьера 46 на части дорожки 50, напротив которой он перемещается, непосредственно перед поперечным перемещением стопора 30, вызываемым воздействием резонатора 20. Именно в этот момент спусковой механизм 10 возвращает соответствующую энергию на осциллятор 2 во время поперечного перемещения стопора 30, периодически вызываемого воздействием резонатора 20 между первой половиной и второй половиной периода PD хода. Во время этого поперечного перемещения, полюсной наконечник 3 переходит от первой половины PDC хода ко второй половине DDC хода, или наоборот.
Спусковой колесный узел 40 может иметь различные формы: стандартную форму спускового колеса 400, как показано на фиг. 1 и 4, или форму двойного колеса, как показано на фиг. 9 и 10, или форму цилиндра, как показано на фиг. 16, или форму непрерывной полосы, как показано на фиг. 17, или другую форму. Это описание касается общего случая колесного узла (не обязательно вращающегося), при этом часовщику должно быть известно, как применить его для требуемого компонента, в частности, с одним колесом или с множеством колес.
Предпочтительно, характеристики магнитного или электростатического поля меняются между первой половиной PDC хода и второй половиной DDC хода со сдвигом фазы половины периода хода PD между дорожкой 50 и полюсным наконечником 3. Однако, устройство может также обеспечивать работу, например, с другими плотностями поля при соблюдении другой степени распределения поля между различными секторами. Это может иметь место, например, в варианте осуществления изобретения, показанном на фиг. 1, в котором угловые сектора ограниченные различными радиусами, не обязательно имеют полностью одинаковые характеристики.
Поперечное направление DT относится к направлению, которое по существу параллельно поперечной траектории ТТ полюсного наконечника 3, или которое проходит по касательной к ней в среднем положении РМ, как показано на фиг. 18.
Осевое направление DA относится к направлению, которое перпендикулярно, как поперечному направлению DT, по существу параллельному поперечной траектории ТТ полюсного наконечника, так и направлению перемещения DF дорожки 50, идущего по касательной к траектории TD хода в среднем положении РМ.
Плоскость РР дорожки относится к плоскости, определяемой средним положением РМ, поперечным направлением DT и направлением перемещения DF.
Предпочтительно по меньшей мере один из двух противоположных компонентов (термин «противоположных» используется для обозначения того, что два компонента находится один напротив другого и между ними нет отталкивающей силы, препятствий для перемещения или другого взаимодействия), сформированный полюсным наконечником 3 и опорной поверхностью 4 дорожки 50, которая расположена напротив полюсного наконечника около полюсного зазора 5, по меньшей мере на части их относительного перемещения включает активные магнитные или соответствующие электростатические средства, которые обеспечивают создание данного магнитного или, соответственно, электростатического поля.
Термин «активные» в данном случае относится к средствам, которые создают поле, а термин «пассивные» относится к средствам, на которые воздействует поле. Термин «активный» не предполагает в данном случае прохождение тока через компонент.
В конкретном варианте компонент данного поля в осевом направлении DA больше чем компонент в плоскости РР дорожки в зоне их сопряжения в полюсном зазоре 5 между полюсным наконечником 3 и противоположной поверхностью 4.
Магнитное или электростатическое поле по существу параллельно осевому направлению DA спускового колесного узла 40. Выражение «по существу параллельно», относится к полю, компонент которого в осевом направлении DA по меньшей мере в четыре раза больше, чем компонент в плоскости PP.
Другой противоположный компонент расположен около полюсного зазора 5, следовательно, включает в себя либо пассивные магнитные, либо, соответственно, электростатические средства для взаимодействия с полем, созданным таким образом, или также активные магнитные, либо, соответственно, электростатические средства, которые обеспечивают создание магнитного или, соответственно, электростатического поля в полюсном зазоре 5, причем указанное поле может в зависимости от конкретного случая совпадать или быть противоположным полю, созданному первым компонентом, для создания отталкивающего, или наоборот, притягивающего усилия в полюсном зазоре 5.
Как показано на фиг. 1 и 4 стопор 30 установлен между резонатором 20, имеющим подпружиненный баланс 2 с осью А вращения, и по меньшей мере одним спусковым колесом 400, которое поворачивается вокруг оси D вращения (которая определяет вместе с осью А вращения подпружиненного баланса угловое опорное направление DREF). Данный стопор 30 обеспечивает выполнение второй функции освобождения и фиксации спускового колесного узла 40 импульсами для продвижения его на один шаг при каждом колебании подпружиненного баланса 2.
Полюсной наконечник 3 выполнен с возможностью перемещения по меньшей мере вдоль части поперечного хода напротив одного элемента поверхности 4 спускового колесного узла 40. В первом варианте осуществления, показанном на фиг. 1, полюсной наконечник всегда находится напротив поверхности 4, во втором варианте осуществления, показанном на фиг. 4, стопор 30 включает в себя два полюсных наконечника 3А, 3В, и каждый из них находится напротив поверхности 4 в течение одного полупериода, и находится на отдалении от поверхности 4 в течение другого полупериода, в положении, где любое магнитное или электростатическое взаимодействие между ними является незначительным.
В одном из вариантов каждый из двух противоположных компонентов по обе стороны от полюсного зазора 5, сформированного полюсным наконечником 3 и опорной поверхностью 4 дорожки 50, которая находится напротив полюсного наконечника по меньшей мере на одном участке их относительного перемещения, включают активные магнитные или, соответственно, электростатические средства, которые обеспечивают создание магнитного или, соответственно, электростатического поля в направлении по существу параллельном осевому направлению DA на участке их сопряжения в полюсном зазоре 5.
В предпочтительном варианте осуществления полюсной наконечник 3 и/или опорная поверхность 4 дорожки 50, которая находится напротив полюсного наконечника в полюсном зазоре 5, включают магнитные или, соответственно, электростатические средства, которые обеспечивают создание в полюсном зазоре 5, по меньшей мере в одной поперечной плоскости РТ, определенной средним положением РМ полюсного наконечника 3, поперечным направлением DT и осевым направлением DA, и в поперечном диапазоне относительного перемещения, в указанном поперечном направлении, полюсного наконечника 3 и поверхности 4, магнитного или, соответственно, электростатического поля переменной и ненулевой плотности, изменяющейся, как в зависимости от поперечного положения полюсного наконечника 3 в поперечном направлении DT, так и периодически в течение времени.
В конкретном варианте осуществления каждый такой полюсной наконечник 3 и каждая такая опорная поверхность 4 дорожки 50 напротив полюсного наконечника включают такие магнитные или, соответственно, электростатические средства, которые обеспечивают создание магнитного или, соответственно, электростатического поля по меньшей мере между одним таким полюсным наконечником 3 и по меньшей мере одной поверхностью 4 по меньшей мере в указанной поперечной плоскости РТ. Это магнитное или, соответственно, электростатическое поле, созданное этими противоположными компонентами, имеет переменную и ненулевую плотность, изменяющуюся, как в зависимости от радиального положения полюсного наконечника 3 в поперечном направлении DT, так и периодически в течение времени.
Очевидно, что необходимо создание условий, обеспечивающих создание усилия магнитной или электростатической природы между стопором 30 и спусковым колесным узлом 40 для приведения в относительное движение или, наоборот торможения двух указанных компонентов без непосредственного механического контакта между ними.
Условия для создания магнитного или электростатического поля одним из компонентов и восприятия данного поля противоположным компонентом, который сам способен создавать магнитное или электростатическое поле, обеспечивают создание различных типов функционирования за счет отталкивания или притяжения между двумя противоположными компонентами. В частности, в многоуровневых архитектурах обеспечивается уравновешивание моментов или сил в направлении поворота спускового колесного узла 40 (в особенности, в направлении оси вращения, если колесо 40 поворачивается вокруг одиночной оси) и поддержание относительного положения стопора 30 и спускового колесного узла 40 в осевом направлении DA, как будет описано ниже.
В конкретном варианте осуществления изобретения компонент магнитного или, соответственно, электростатического поля в направлении DA направлен в одинаковом направлении во всем диапазоне относительного перемещения полюсного наконечника 3 и поверхности 4, расположенной напротив него.
Возможны различные комбинации в зависимости от природы поля и того, играют стопор 30 и/или спусковой колесный узел 40 активную или пассивную роль в создании магнитного или электростатического поля по меньшей мере в одном полюсном зазоре между стопором 30 и спусковым колесным узлом 40. Безусловно, возможно наличие нескольких полюсных зазоров 5 между различными полюсными наконечниками 3 стопора 30 и различными дорожками спускового колесного узла 40. Ниже приводится не накладывающее ограничений описание различных предпочтительных вариантов.
Каждый полюсной наконечник 3, расположенный на стопоре 30, может являться постоянно намагниченным или, соответственно, наэлектризованным и создает постоянное магнитное или, соответственно, электростатическое поле, и каждая поверхность 4, взаимодействующая с каждым полюсным наконечником 3, определяет с соответствующим полюсным наконечником 3 полюсной зазор 5, в котором магнитное или, соответственно, электростатическое поле изменяется в зависимости от продвижения спускового колесного узла 40 по своей траектории, а также изменяется в зависимости от поперечного положения рассматриваемого полюсного наконечника 3 относительно спускового колесного узла 40, и которое связано с угловым перемещением стопора 30, если он поворачивается, как в случае анкерной вилки, или с его поперечным перемещением, если он вместо этого приводится резонатором 20.
Каждый полюсной наконечник 3, расположенный на стопоре 30, может быть постоянным ферромагнетиком или, соответственно, обладает электростатической проводимостью, и каждая поверхность 4, взаимодействующая с каждым полюсным наконечником 3, определяет с соответствующим полюсным наконечником 3 полюсной зазор 5, в котором магнитное или, соответственно, электростатическое поле изменяется в зависимости от продвижения спускового колесного узла 40 по своей траектории, а также изменяется в зависимости от поперечного положения рассматриваемого полюсного наконечника 3 относительно спускового колесного узла 40, и которое связано с угловым перемещением стопора 30, если он поворачивается, как в случае анкерной вилки, или с его поперечным перемещением, если он вместо этого приводится резонатором 20.
Каждая дорожка 50, на которой расположена противоположная поверхность 4, может быть постоянно намагниченной или, соответственно, равномерно наэлектризованной и создает постоянное магнитное или, соответственно, электростатическое поле на своей поверхности, расположенной напротив рассматриваемого полюсного наконечника 3, и имеет углубленный участок, обеспечивающий создание переменной высоты полюсного зазора 5, которая изменяется в зависимости от продвижения спускового колесного узла 40 по своей траектории и изменяется в зависимости от углового положения рассматриваемого полюсного наконечника 3 относительно спускового колесного узла 40.
Каждая дорожка 50, содержащая подобную поверхность 4, может быть постоянным ферромагнетиком или, соответственно, обладает электростатической проводимостью и включает в себя профиль, обеспечивающий создание переменной высоты полюсного зазора 5, которая изменяется в зависимости от продвижения спускового колесного узла 40 по своей траектории и изменяется в зависимости от поперечного положения полюсного наконечника 3 относительно спускового колесного узла 40.
Каждая дорожка 50, содержащая подобную поверхность 4, может быть постоянно намагниченной или, соответственно, по-разному наэлектризованной на различных участках дорожки и создает магнитное или, соответственно, электростатическое поле, которое изменяется в зависимости от продвижения спускового колесного узла 40 по своей траектории и изменяется в зависимости от поперечного положения рассматриваемого полюсного наконечника 3 относительно спускового колесного узла 40 на ее поверхности, расположенной напротив рассматриваемого полюсного узла 3.
Каждая дорожка 50, содержащая подобную поверхность 4, может быть постоянным ферромагнетиком или, соответственно, обладает электростатической проводимостью, причем эти свойства являются разными на различных участках дорожки и обеспечивают изменение магнитного или, соответственно, электростатического усилия, приложенного между стопором 3 и спусковым колесным узлом 40 в результате их относительного пере