Смазка для опор шарошечных долот

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЩОФЮЗНИЯ техническаа

267794 тс ка МБА, ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союа Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено ЗО.XI.1968 (¹ 1287004/23-4) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 02.IV.1970. Бюллетень ¹ 13

Дата опубликования описания 8ХП.1970

Кл. 23с, 1 01

МПК С IOm

УДК 621.892(088.8) Комитет оо делам иаооретвний и открытий лри Совете Министров

СССР

Авторы изобретения С. А. Посташ, В. А. Вопияков, В. А. Степанов и Б. А. Вопияков

Заявитель

СМАЗКА ДЛЯ ОПОР ШАРОШЕЧНЫХ ДОЛОТ

Изобретение относится к нефтедооывающей, газовой и горнорудной промышленности, оно может быть использовано предприятиями, изготовляющими шарашечные долота для бурения.

Опора шарошек долот, состоящая из трех подшипников, в большинстве случаев изнашивается быстро вследствие действующих значительных по величине нагрузок динамического характера, работы подшипников без смазки в присутствии промывочной жидкости с абразивными частицами и др.

Известна смазка для опор шарошечных долот на основе минерального масла и графита. Однако эта смазка легко вымывается из полости подшипников в течение первых минут работы. После этого опоры долот работают без смазки в присутствии промывочной жидкости.

Для повышения эффективности смазки предлагается в состав ее вводить каучук, обладающий большой липкостью и заполняющий всю полость подшипников шарошек, не допускающий в течение некоторого времени проникновения в полость промывочной жидкости. В этом случае опоры долот работают более длительное время со смазкой, поэтому износ их меньше чем опор долот, смазанных известной см азкой.

Предлагаемая смазка для опор шарошечHt Ix долот содержит следующие компоненты .(в %):

Авиамасло МС-20 60 — 65

5 Каучук (натуральный или синтетический) 12 — 15

Графит (чешуйчатый) 28 — 20

Загущение авиамасла каучуком придаст

10 смазке вязкость и большую липкость к металлу, в результате чего смазка с большим трудом отмывается от металла и длительное время не вымывается промывочной жидкостью из опор долот. Добавление порошкообразного графита в смазку повышает ее смазывающуlо способность при хорошей удерживаемости графика на поверхности беговых дорожек подшипников.

Смазку готовят следующим образом.

20 Предварительно каучук смешивают с авиамаслом (соотношение 1: 0,8) на смесительных вальцах до образования тестообразной массы, содержание авиамасла в смеси доводят до соотношения с каучуком 5: 1 (по весу)

2S и перемешивают в пропеллерной мешалке свыше 20 час с подогревом паром до температуры 80 — 100 С. В несколько остывшую смесь (50 — 70 С) добавляют порошкообразпый графит до указанного выше содержания и пере3О мешивают в течение 15 — 20 иин. Перед за267794

Составитель А. Сандо

Редактор Л. К. Ушакова Тсхр д А. А. Камышникова Корректор Л. С. Веденеева

Заказ 1784(12 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, K-35, Раушская наб., д. 475

Типография, пр. Сапунова, 2 правкой подшипников смазку разогревают до

60 — 70 С.

Вся полость подшипников шарошек долот должна быть заполнена смазкой. Если шарошки долот имеют технологические отверстия, то разогретая смазка может вводиться в подшипники пресс-масленкой.

Была проверена способность предлагаемой смазки удерживаться на трущихся поверхностях и смазывать их при раооте в присутствии промывочной жидкости с абразивными частицами. Эффективность смазок определяли по величине и изменению среднего коэффициента трения при одночасовых испытаниях: шариков, смазанных предлагаемой масляно-каучуково-графитной смазкой; шариков, смазанных масляно-каучуковой смазкой, но без графита, и шариков, смазанных солидолом. Во всех опытах шарики диаметром 7,94 мм работали в утяжеленном гематитом глинистом растворе с удельным весом 1,6 г/сма при контактных нагрузках 10 кг, обеспечивающих максимальные контактные напряжения

41000 кг/см -, т. е. контактные напряжения, возникающие в подшипниках долота при бурении. Число оборотов шпинделя машины равно 1 об/мин.

Сопоставление данных об износе шариков позволяет сделать вывод о том, что при смаз,ке шариков консистентной смазкой — солидолом в течение первых минут солидол стирается с трущихся поверхностей, и коэффициент трения резко возрастает до величины

0,32 — 0,28. При смазке шариков масляно-каучуковой смазкой (без графита) величина ко4 эффициента трения меньше (0,18 — 0,16) и не увеличивается в течение всего испытания. Это свидетельствует о том, что и через 1 час шарики работают в присутствии смазки. Добавка в масляно-каучуковую смесь графита повышает смазывающую способность смазки и снижает величину коэффициента трения до

0,16 — 0,12.

Промышленные испытания показали, что

10 при роторном способе бурения, несмотря на большее время работы (в 1,22 раза) опоры долот, которые были смазаны предлагаемой масляно-каучуково-графитной смазкой, имеют износ за единицу времени и на 1 м проходки

15 на 40 — 53/о меньше чем опоры долот с известной смазкой. При турбинном способе бурения также наблюдается снижение на 20 — 39% износа в единицу времени и на 1 м проходки для опор долот, смазанных предлагаемой масля

20 но-ка учуково-графитной смазкой.

Применение предлагаемой смазки позволи1 значительно повысить работоспособность опор шарошечных долот и увеличить на 30 — 40% проходку на долото.

Предмет изобретения

1. Смазка для опор шарошечных долот на основе минерального масла и графита, отличающаяся тем, что, с целью повышения эфЗО фективности смазки, в ее состав введен нагуральный или синтетический каучук.

2. Смазка по п. 1, отличающаяся тем, что в ее состав введено 28 — 20 графита, 12-—

15% натурального или синтетического каучу35 ка и 60 — 65% минерального масла.