Устройство для программированного обучения иностранным языкам
Иллюстрации
Показать всеРеферат
268046
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
Кл. 42п, 11/50
3аявлечо 10.V11.1968 (№ 1254693/18-24) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 02.IV.1970. Бюллетень ¹ 13
Дата опубликования описапия 11.IX.1970
МПК G 09Ь
УДК 681.3:371.69;681. .326 (088,8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Авторы изобретения
Л. Д. Червякова, Б. И. Подкопаев, П. В. Царев, В. П. Беспалько, H. Г. Комлев и И. П. Ашметков
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова и 1 Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. М. Тореза
Заявители
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Известны устройства для программированного обучения иностранным языкам, содержащие блоки: информации, ответа, подсказки, сигнализации, печати, анализа ответов, кодирования ответа, а также дешифратор, перфоратор, схему совпадения и счетчик ответов.
Эти устройства имеют ряд недостатков: сложную систему изменения кода программы, недостаточность информации, сложность ввода ответа, трудность анализа процесса обучения и др.
Предлагаемое устройство отличается от известных тем, что проецирующая система блока информации выполнена в виде двух оптических систем, дифференцированно проецирующих на общий экран кадры программоносителя и носителя подсказки, электроприсказки.
Это повышает универсальность устройства и упрощает управление процессом обучения.
Выходную часть проецирующей системы целесообразно выполнять в виде двух расположенных под углом друг к другу призм, преобразующих .кадры программоносителя и носителя подсказки и передающих их через общий объектив на зеркало экрана.
Для упрощения дифференцирования изображений с:носителя между объективом выходной части проецирующей системы и призмаии устанавливаегся переключатель изображения.
С целью контроля использования подсказки, переключатель изображений соединен с перфоратором блска кодирования ответа.
Для упрощения анализа ответов блок кодирования соединен с блоком информации и блоком подсказки.
На фиг. 1 дана блок-схема описываемого
10 устройства; на фиг. 2 — информационный блок и блок подсказки.
Информационный блок 1 соединен с дешифратором 2 н блоком 8 ответа, которые соединены со схемой 4 сравнения. Блок отве15 та соединен через счетчик 5 ответов с блоком б анализа ответов, который соединен:с выходом схемы 4. Блок б на выходе имеет блок 7 печати оценок и блок 8 сигнализации о ходе и правильности выполнения задания. Инфор20 мационный блок через синхронизатор 9 связан с блоком 10;подсказки. Блок 3 та,кже соединен с блоком 10 и с блоком 11 кодирования ответов. Вход блока 11,соединен с выходом блока 10 и со входом его — через синхро25 низатор 9. Выход блока 11 соединен со входом блока 12 анализа процесса обучения.
Этот же вход блока 12 связан с блоком б анализа ответов, а выход его соединен с информационным блоком через блок 1,т частот30 ного управления электроприводом.
268046
10
Информационный блок состоит из проектора, выполненного в виде двух оптических систем 14, каждая из которых содержит источник
15 света, отражатель 1б, конденсатор 17 и коллектор объективов 18. В объективе установлен датчик 19 кода правильности ответа.
Между .конденсаторами и .объективами расположены носители 20 информации. Призмы 21, установленные под углом друг к другу, изменяют ход лучей, и через объектив,22 изображение проецируется на зеркало 28 экрана 24, выполненного из оргстекла с наружной затертой поверхностью. Между объективом и призмами установлен переключатель 25 изображений, пропускающий изображение только с одного носителя информации.
Устройство работает следующим образом.
На одном из носителей 20 нанесена информация-программа, которую должен изучить обучаемый, затем следуют кадры, с помощью которы контролируется усвоение материала.
На этом же носителе имеются .коды правильных ответов и режимов работы в виде затемненных элементов, которые взаимодействуют с фотодатчиком 19 и вырабатывают на нем ряд кодовых сигналов. Информация через объектив 22 проецируется на экран 24 и воспринимается обучаемым. Сигналы от датчика
19 поступают в дешифратор 2 и оттуда на схему 4 сравнения. При введении ответа в блок 8 сигнал также поступает на схему 4 сравнения, проверяется и затем выдается в блок б анализа ответов. Кроме того, счетчик
5 фиксирует каждый ответ обучаемого и,передает сигналы о его деятельности в блок б.
Последний выдает информацию облучаемому о правильности его действия через блок 8 сигнализации, а через блок 7 .печати фиксирует выполнение обучаемым каждого «шага программы» соответствующей оценкой. Счетчик
5 фиксирует количество, а схема сравнения анализирует качество ответов. Таким образом, дается качественно-количественная оценка действий обучаемого.
При неправильном ответе обучаемый может обратиться за помощью к блоку 10 подсказки и после корректировки своих ошибок получить оценку своих знаний с учетом обращения к блоку 10. Программоноситель, носитель подсказки и лента перфоратора перемещаются синхронно с помощью синхронизатора 9.
Электропривод носителей 20 и ленты,перфоратора выполнен в виде шагового двигателя, управляемого импульсным генератором блока 18.
Информация от блока 8 кодируется блоком
1I с помощью перфоратора на ленте или перфокарте и передается в блок 12 анализа процесса обучения. В этот же блок поступает информация от блока б. Полученная информация анализируется, дается команда блоку 18, и кадры сменяются. Блок 18 может регулиро20
60 вать скорость смены кадров с помощью установки в нем дифференцированной программы.
При неправильном ответе обучаемый может воспользоваться подсказкой блока 10. Переключатель 25 изображения поворачивается, и на экран проецируется изображение с носигеля подсказки. Так как призмы установлены под определенным углом, то изображения с раз Ibrx носителей проецируются на общий экран. Перекчючатель 25 изображений соединен с перфоратором, который фиксирует обращение к подсказке. Таким образом, на ленте полностью отражаются все этапы работы обучаем огo.
Предмет изобретения
1. Устройство для программированного обучения иностранным языкам, содержащее блок информации, включающин в себя проецирующую систему, экран и носители информации, блок ответа, блок анализа ответов, блок подсказки, блок сигнализации, блок печати, блок кодирования ответа с перфоратором, блок анализа процесса обучения, дешифратор, схему совпадения и счетчик ответов, отличающееся тем, "ITO, с целью:повышения универсальности устройства и упрощения управления процессом обучения, проецирующая система блока информации выполнена в виде, двух оптических систем, дифференцированно проецирующих ча общий экран кадры программоносителя и носителя подсказки, электроприводы которых соединены через блок синхронизации, а блок анализа, процесса обучения соединен с блоком ответа через блок кодирования ответа и с информационным блоком через блок частотного управления электроприводом программоносителя и носителя подсказки.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью упрощения, выходная часть проецирующей системы выполнена в виде двух располохкенных под углом друг к другу призм, преобразующих кадры программоносителя и носителя, подсказки и передающих их через общий объектив на зеркало экрана.
3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что, с целью упрощения дифференцирования изображенпй с носителей, между объективом выходной части проециру ющей системы и призмами установлен переключатель изображений.
4. Устройство по пп. 1 — 3, отличающееся тем, что, с целью контроля использования подсказки, переключатель изображений соединен с перфоратором блока кодирования ответа.
5. Устройство по .пп. 1 — 4, отличающееся тем, что, с целью упрощения анализа ответов, блок кодирования с перфоратором соединен через синхронизатор с блоком информации и блоком подсказки, 268046
1б
19 1В
Фиг. 2
Редактор Горшкова
Заказ 2513/3 Тираж 480 Подписное
Ц11ИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, %-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2!
Составитель А. Б. Кумекина
Техред Л. Я. Левина Корректор А. П. Васильева